Критерии для выездной налоговой проверки в 2020 году

Опубликовано: 16.05.2024

image_pdf
image_print

Если для налоговой проверки есть веские основания, инспекторы не будут выжидать «положенные» 3 года после создания компании. Придут, проверят, а при наличии нарушений — доначислят и оштрафуют. В течение года проверить могут дважды, но в рамках одного налога — только один раз. Сегодня речь пойдет о том, кто попадает в поле зрения ИФНС и берется «в разработку» для проведения ВНП. Для этого существуют определенные критерии.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Убытки

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

Низкий уровень заработной платы

Росстат ведет статистику среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в каждом регионе. Если бизнесмен платит своим сотрудникам меньше, в налоговой могут посчитать:

  • что зарплата платится в конверте;
  • что сотрудники работают без оформления.

Нарушения налицо. Во-первых, ущемляются права трудящихся в компании лиц. Во-вторых, не полностью уплачивается НДФЛ и страховые взносы.

Отсутствие реакции на запросы

Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.

Мигрирующая компания

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

Аффилированные посредники

Само по себе ведение бизнеса с привлечением посредников не является нарушением. Но если их слишком много и/или они взаимозависимы, это может вызвать подозрение инспекторов. Такая же реакция будет и на крупные сделки со вновь организованными фирмами. ФНС всеми силами старается бороться с однодневками, которые используются в налоговых схемах и при обналичивании денежных средств.

Взаимодействие с ненадежными контрагентами

В список кандидатов на выездную проверку можно угодить не только за собственные прегрешения, но и за то, что бизнесмен оказался в плохой компании. Ведь выбирая контрагентов, он должен проявлять осмотрительность. Если среди партнеров фигурируют однодневки, ФНС может заподозрить фирму в желании получить необоснованную налоговую выгоду. Либо обвинить как минимум в том, что руководство не предприняло должных мер безопасности и не провело проверку контрагента.

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную статью о том, как оценить надежность партнера и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Пограничные показатели у спецрежимников

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств — также не более 150 млн рублей;
  • доля организаций в Уставном капитале — не более ¼;
  • количество работников — не более 150 человек.

Если в течение года, например, годовой доход приближается к указанной сумме, а потом «откатывает» назад, это может вызвать подозрение. Не занижается ли доход для того, чтобы и дальше можно было применять УСН? То же самое касается и остальных предельных значений.

Превышена безопасная доля вычета НДС

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за безопасной дол ей вычета . Есть федеральный пороговый размер этот значения — на сегоднящний день он составляет 89%. Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону — инспекция будет ориентироваться именно на него.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

Рост расходов превышает рост доходов

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.

Расходы предпринимателя приближаются к его доходам

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Важное заключение

Отбор кандидатов на выездную проверку — сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый с применением специальных аналитических систем. Если по какому-то критерию вы попали в поле зрения ИФНС, это не значит, что завтра к вам постучат инспекторы. Решение о включении в план ВНП принимается с учетом суммы налогового нарушения, наличия доказательств, а также возможности взыскать недоимку.

Указанные выше критерии даны в большей степени для самоконтроля. Компаниям и предпринимателям рекомендуется периодически проверять свои показатели и своевременно устранять риски.

Справочная / Всё про налоги

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. -- только для основы и усн расходы
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. -- опять для расходов

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    Закончился мораторий на выездной контроль, и шквал проверок буквально захлестнул многие регионы страны. И это понятно, поскольку необходимо выполнить все запланированные мероприятия, да и «прилично исхудавший» бюджет страны нужно пополнять. Расскажем, каковы требования ФНС к налогоплательщикам и с чем можно столкнуться в ходе фискального контроля и оперативных проверок.

    Ох, уж эти требования!

    Немногие компании могут похвастать редким получением требований о представлении документов (информации), как в рамках, так и вне проверок. Причем количество истребуемых документов порой просто шокирует.

    Если вы получили требование о представлении документов, которое не в состоянии исполнить в срок, надо быстро действовать для получения «отсрочки». В течение 1 дня, следующего за днем получения требования необходимо письменно уведомить инспекцию о невозможности представления в указанные сроки документов и указать причину (например, большое количество документов) (п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

    Стоит отметить, что продление срока, это право, а не обязанность налогового органа, и не всегда инспекция идет на встречу налогоплательщикам.

    В этом случае есть два варианта действий:

    • постараться предоставить все документы в срок,
    • представить своевременно часть документов, а остальную — позже.

    Как показывает практика, при втором варианте действий есть существенный риск получить штраф по ст. 126 НК РФ — 200 руб. за каждый непредставленный документ. Например, у компании истребовали в ходе выездного контроля более 1 млн. документов, отведя на это 10 рабочих дней с даты получения требования, затем, не продлевая срок, привлекли к ответственности. Благо, что суды поддержали налогоплательщика, освободив от штрафа и признав непредставление большого количества документов в короткий срок уважительной причиной (Постановление Девятого ААС от 16.07.2020 № 09АП-9404/2020). Кстати, инспекция упорно настаивала на физической возможности подготовить копии документов в срок, если привлечь всех работников компании. Приятно, что суды умерили пыл налогового органа. Так что, если инспекция не идет на встречу, можно попытаться оспорить штраф в судебном порядке.

    Не всегда из требований можно точно определить, какие именно документы компании следует предоставить, тем не менее ее могут оштрафовать за непредставление таковых. Иногда суды в таких ситуациях могут снизить сумму штрафа (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.03.2020 № Ф07-2209/2020).

    Инспекторы могут допустить ошибки, в том числе в сроках представления документов. Например, в рамках выездной проверки компании было направлено требование о представлении документов, в котором инспекция, ссылаясь на ст. 93 НК РФ ошибочно указала срок представления не 10, а 20 рабочих дней со дня его получения. Поскольку в установленный НК РФ срок документы не были представлены, компанию оштрафовали. Суды освободили компанию от штрафа, указав, что налогоплательщик вправе руководствоваться информацией, указанной в требовании — 20 дней и в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения. (Постановление Седьмого ААС от 26.06.2020 по делу № А03-13296/2019).

    И еще популярная налоговая «фишка» текущего года —сравнить показатели деклараций по НДС и налогу на прибыль и попросить налогоплательщика пояснить причины расхождений налоговых баз по этим налогам. Знакомая ситуация, не правда ли? И никого не смущает, что правила исчисления налога на прибыль и НДС (включая порядок определения «дохода» для целей начисления налога на прибыль и порядок определения «отгрузки» для исчисления НДС) существенно различаются. Данные, содержащиеся в налоговых декларациях по налогу на прибыль и НДС несопоставимы и не находятся в зависимости друг от друга. Тем не менее в этой ситуации пояснения давать надо, даже в части «налоговых азов». Кстати, суды тоже считают различия между показателями налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС нельзя классифицировать в качестве ошибок (противоречий, несоответствий), упомянутых в п. 3 ст. 88 НК РФ, поэтому представление выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иных документов является правом, а не обязанностью налогоплательщика (например, Решение АС Липецкой области от 30.06.2020 № А36-2872/2020).

    Несомненно, требования о представлении пояснений и документов будут приходить налогоплательщикам регулярно. Но если вы хотите сократить этот поток, не забывайте о своих правах, анализируйте каждый запрос на предмет его правомерности и возможности своевременного его исполнения.

    Портрет добросовестного налогоплательщика

    Несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве понятия «добросовестный налогоплательщик», оно не первый год звучит в инспекциях и залах судов. Картину идеального налогоплательщика «рисуют» инспекторы по-своему и по-разному. Недавно на официальном сайте ФНС появился портрет добросовестного налогоплательщика. Отметим важные его черты:

    • средняя заработная плата сотрудников не ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в субъекте РФ;
    • имеется всё необходимое для достижения результатов соответствующей экономической деятельности: наличие технического или управленческого персонала, основных средств, производственных активов, транспортных средств, складских помещений;
    • совершенные сделки с контрагентами имеют логичную экономическую цель;
    • реальность осуществления операций производится с учетом времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
    • результат любой сделки — получение прибыли;
    • к оформлению финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами подходит ответственно;
    • не осуществляет операции с компаниями, в отношении которых возбуждены уголовные, административные судопроизводства;
    • нет транзитных платежей с организациями-участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
    • присутствует осмотрительность (в том числе, с использованием сети Интернет, СМИ и официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента), сформированная в виде досье на каждого контрагента.

    Многие черты перекликаются с положениями статьи 54.1 НК РФ, посвященной пределам осуществления прав налогоплательщиками по исчислению налоговой базы или, проще говоря, — основаниям для учета расходов и вычетов.

    Так, что ориентиры фискального органа в целом понятны, для минимизации налоговых рисков стоит учитывать их в своей деятельности и надеяться на отсутствие формализма со стороны инспекторов при проведении поверок, который не поддерживается судами. Например, в делах, посвященных «налоговой реконструкции» указано на недопустимость формального подхода инспекторов в случаях исполнения обязательств по договору третьей стороной, а не заявленным контрагентом и необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика (учет реально понесенных расходов) (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2020 № Ф04-611/2020, Постановление 7 ААС от 13.07.2020 № А27-14675/2019).

    Разумная коммерческая осмотрительность

    Одно упоминание об осмотрительности вызывает у многих налогоплательщиков массу негативных эмоций. Почти каждый налогоплательщик хоть раз сталкивался с недобросовестными контрагентами, которые не уплатили налоги или не отразили сделки с ним в своей налоговой отчетности, или оказалось, что у контрагента формально отсутствовали ресурсы (сотрудники, техника и т.п.) для выполнения договора (он не оформлял официально свои отношения с субподрядчиками). Претензии о неправомерных расходах и вычетах в такой ситуации получал налогоплательщик, поскольку именно он не проявил должную осмотрительность.

    Да, деловая цель сделок, хозяйственных операций и должная осмотрительность продолжают оставаться критериями оценки действий налогоплательщика с позиции добросовестности. Проблема в том, что четких требований, в чем именно должна выражаться «должная осмотрительность» у налоговых органов нет. Суды указывают, что следует учитывать разумные пределы при проявлении коммерческой осмотрительности и не превращать «недостаточное проявление должной осмотрительности» по оценке инспекторов в безусловное основание для отказа в налоговых вычетах и учете расходов по сделкам с контрагентами.

    При оценке обоснованности налоговой выгоды необходимо проверять преследовал ли налогоплательщик цель уклонения от налогов, либо в отсутствие такой цели знал (должен был знать) о «налоговой порочности» контрагента (Определения ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064).

    То есть, налоговый орган должен учитывать:

    Знал или должен был знать налогоплательщик о допущенных контрагентом нарушениях (в силу зависимости или аффилированности).

    Данное требование закреплено в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и как бы инспекторы ни пытались забыть его, налогоплательщики и суды настойчиво напоминают о нем.

  • Проявлена ли разумная осмотрительность, характерная для подобных сделок (имел ли контрагент собственные ресурсы для исполнения сделки или привлекал третьих лиц, отчетность, наличие опыта, лицензий, соответствие рыночным ценам и пр.). Т.е. учитывается именно здравая коммерческая осмотрительность, присущая бизнесу при заключении определенных сделок, а не требуется чрезмерные, а порой и невозможные «проверочные мероприятия» от налогоплательщика при заключении сделок.
  • Безусловно, концепция осмотрительности будет применяться при проверке сделок сквозь призму ст. 54.1 НК РФ, особенно при «тесте стороны договора», поэтому рекомендуем пользоваться полезными сайтами для проверки контрагентов:

    Оперативные налоговые проверки

    Слухи о скором появлении неких оперативных проверок налоговых органов появились еще в 2019 году, но что под этим подразумевалось, оставалось только догадываться. И вот получен ответ на «загадку» — это проверки применения ККТ, только в новом обличии и с расширенными возможностями. Предлагается отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и административные штрафы за «кассовые» нарушения (ст. 14.5 КоАП РФ) и перенести их в Налоговый кодекс (Законопроекты «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники» — ID проекта 02/04/07-20/00106012, «О внесении изменений в КоАП РФ» -ID проекта 02/04/07-20/00106036).

    Отметим важные изменения для бизнеса:

    • увеличат размеры штрафных санкций за неприменение ККТ и расширят основания для их применения. Например, расчет без ККТ будет грозить организации штрафом — в размере 100% суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 руб. (сейчас штраф может быть от 3/4 до 1 размера суммы расчета без применения ККТ), а за непредставление организацией всех положенных фискальных данных в налоговые органы введут штраф — 200 000 руб.
    • вводятся новые способы наказаний для компаний, неправильно применяющих ККТ. Например, блокировка автоматических устройств для расчетов, банковских счетов, сайтов, программных продуктов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, приостановление деятельности. Блокировку интернет-ресурсов будут производить с привлечением Роскомнадзора;
    • увеличится срок давности по нарушениям — вместо 1 года будет 3;
    • появятся новые термины. Например, «фиксация расчетов» — действия, совершаемые организацией или ИП с использованием средств автоматизации — ККТ или информационного ресурса на сайте ФНС (кабинет ККТ);
    • бланки строгой отчетности (БСО) исчезнут из делового оборота;
    • оперативные налоговые проверки, заменяющие привычные проверки ККТ, будут с более широкими полномочиями инспекторов. Инспекторы смогут привлекать сотрудников ФСБ. Длительность оперативной проверки увеличится до 20 рабочих дней, с возможностью ее продления до 40 рабочих дней, а акт проверки будет составляться только в электронном виде;
    • право на контрольные закупки инспекторами закрепят на законодательном уровне. Проводить их можно будет и при дистанционной торговле (услугах);
    • будет проводиться постоянный мониторинг — сбор, обобщение, систематизация информации о конкретном лице (например, данные о применении ККТ, поступающие в инспекцию, жалобы и данные любых открытых источников). О том, что проводился мониторинг, компания сможет узнать, получив через кабинет ККТ предписание об устранении нарушений.

    Следует констатировать, что ФНС активно расширяет полномочия и возможности для тотального онлайн-контроля за деятельностью налогоплательщиков, в том числе за всеми расчетами и выручкой компаний и ИП. При таком подходе и темпах вполне реально в самые короткие сроки исполнение намерения Минфина о собираемости налогов не менее 99% (Проект Плана деятельности Министерства финансов РФ на 2020-2025 годы).

    Как видим, налоговый контроль ежегодно усиливается, а значит, руководителям важно всерьез задуматься о налоговом порядке в своих компаниях и принять необходимые меры по снижению налоговых рисков.

    Оптимальным решением для исключения рисков налогового контроля и налоговых доначислений является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и компенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет. Также налоговые юристы компании «Правовест Аудит» -при необходимости готовы представлять интересы в налоговых органах и судах, сопровождать и защищать ваши права при проведении допросов, выемке документов и осмотре территорий.

    Третья серия на основе фундаментального документа, рассказывающего нам, как налоговые органы будут работать сразу, как закончится коронавирус. В Москве и области самоизоляцию продлили до 15 июня, в каких-то регионах раньше, в каких-то регионах позже. Но налоговики объявили, как они будут работать. Этот документ лично у меня вызывает определенное беспокойство. Конечно, если бы я был налоговым инспектором, я бы гордился этим документом. Более того, тут есть даже плюсы, потому что налоговики собираются создать комфортные условия для стопроцентной законной уплаты всех налогов и сборов.

    И создание этих комфортных условий, конечно, должно вызывать у нас определенную радость при условии, если бы не было одного маленького НО: где взять деньги, чтобы заплатить эти налоги и сборы? Где взять деньги? Их нету ни хрена. Поэтому я почесал репу и решил, что я буду меньше стесняться. Все эти годы я несколько стеснялся, призывая бизнесменов не наглеть, не использовать те способы оптимизации, которые я даю. Потому что, государство должно что-то получать тоже. Но сейчас я слегка передумал. Сейчас я считаю, что государству будет выгодно, если вы выживете и заработаете деньги, в том числе на законном снижении налогов.

    Что обещают налоговики в 2020 году?

    Налоговики нам обещают повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования, направленных на мотивирование налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и сборов и применению в сделках цен, соответствующие рыночным. На семинаре я расскажу, как сделать так, чтобы любая цена была рыночной, даже если эта цена на 50-70% ниже, чем у ваших конкурентов. Но мы ее все равно сделаем рыночной, чтобы уйти от НДС и от налога на прибыль.

    Какие задачи ставят налоговики на 2020 год?

    Первая задача. «Использование критериев оценки налоговых рисков для эффективного выявления налогоплательщиков и контролируемых сделок, попадающих в зону риска нарушения налогового законодательства». Вообще не вопрос. Те бизнесмены, которые побывали на моих семинарах, их больше не беспокоит проблема налогового администрирования.

    Втораязадача. «Развитие совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств, в том числе путем совершенствования системы управления налоговыми рисками». Зная, что налоговики собираются это сделать, я полностью переписал буклет и теперь в буклете написано все, как сделать так, чтобы налоговики, считали, что вы работаете чисто и никаких налоговых рисков у вас нет, и побуждать вам не к чему.

    Третьязадача. «Развитие механизмов расширенного взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками (переход на налоговый мониторинг, заключение соглашения о ценообразовании)». На этот счет есть постановление правительства. И конечно же, налоговики будут формировать единую правоприменительную практику. Благодаря всему этому, они опять собираются одержать победу.

    Какую победу будут одерживать налоговики?

    В 2016 году каждая выездная проверка в среднем заканчивалась доначислениями недоимок, пеней и штрафов в сумме 13,6 млн рублей. То есть одному миллион, другому —27 млн рублей, а в среднем на одного проверенного налогоплательщика налоговики доначислили и взыскали в 2016 году 13,6 млн рублей.

    Уже в 2017 году эта цифра была 15,7 млн рублей, а в 2018 году каждый налогоплательщик в среднем «отстегнул» налоговикам после выездной налоговой проверки 22,2 млн рублей, а в 2019 году — 33,5 млн рублей. Это цифры из официальных данных налоговиков. Да чтоб я так жил, чтобы у меня был рост в 66% в год! Вы скажете: «Не, ну сейчас кризис, сейчас они нас пожалеют, успокоятся. Они больше не будут к нам приходить». Владимир Владимирович Путин объявил, что он о нас позаботится. Михаил Владимирович Мишустин пачками выпускает заботливые постановления правительства. Никаких проблем.

    Но тем не менее сколько планируют сделать налоговики в оставшиеся полгода 2020 года, сразу по окончании карантина? Если в 2019 году они с каждого из вас в среднем после налоговой проверки содрали 33,5 млн рублей, то в кризисном 2020 году, когда экономика рухнула ниже плинтуса, когда покупательская способность рухнула дальше некуда, когда ваши доходы рухнули. По официальной статистике, за последние два месяца коронавируса российский бизнесмен показывает доходность в размере 20-60% и не больше.

    По официальным данным, за апрель доходы бюджета рухнули на 33%. Так вот, несмотря на все это падение, в 2020 году налоговики собираются, в среднем, с каждого нарушителя после налоговой проверки взять всего-навсего 35 млн рублей. Прелесть, правда? Где здесь здравый смысл? С кого брать? С кого они собираются брать, с тех, кто выживет? Так с него же брать нечего.

    Короче, вам деньги нужны? Жду вас на семинаре 16-17 июня. Хотите сделать так, чтобы вам эти 35 млн рублей не доначислили? Аналогично — на семинар. Хотите сделать так, чтобы вы были незаметны для налоговиков? Аналогично — туда же. И, знаете, я все эти годы стеснялся называть себя налоговым экспертом, правда, стеснялся. Еще я стеснялся призывать людей приходить на мой семинар. Господа бизнесмены, пора перестать стесняться. Я действительно даю работающие решения, которые позволят вам заработать деньги, используя законные способы снижения налогов и оставаться при этом в безопасности. Стоит это в сравнении с экономией просто копейки. И мы снизили цены примерно на 50% на период кризиса, чтобы каждый из вас смог этим воспользоваться. Это будет ваша лучшая инвестиция, которую вы делали. Увидимся на семинаре.

    В России за бизнесом следят порядка 30 ведомств. Но из-за пандемии коронавируса некоторые проверки в 2020 году отменили или перенесли. Разбираемся, как пройдут внеплановые и плановые проверки бизнеса госорганами и кому ждать визита инспекторов.


    Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса будет действовать до конца 2020 года. По данным Генпрокуратуры, из-за этого в некоторых регионах проверок стало меньше на 70–80 %. В целом по стране общее количество таких мероприятий достигло 11-летнего минимума.

    Послабление не касается :

    • ИП и юрлиц, которые занимаются лицензируемой деятельностью, например производством лекарств, перевозками, азартными играми;
    • организаций здравоохранения, образования и социальной сферы;
    • компаний, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения;
    • компаний из сфер, где осуществляется особый государственный надзор, например по обеспечению радиационной безопасности, защиты государственной тайны.

    Проводить внеплановые проверки можно , только если причинён вред людям, а также если есть риск ЧС природного или техногенного характера.

    По данным исследования РАНХиГС, в период с 2015 по 2017 год более 52 % проверок пришлось на четыре ведомства: налоговую, трудовую, пожарную инспекцию и Роспотребнадзор. Половина опрошенных предпринимателей назвали эти проверки эффективными: после них организациям и ИП удалось повысить качество продукции и улучшить производственные процессы.

    Федеральная налоговая служба


    Что проверяет

    Уплату налогов, соблюдение требований по противодействию отмыванию денег (подробнее об этом читайте в нашем материале), правил валютного законодательства и т. д.

    Выездная налоговая проверка проводится не чаще двух раз за календарный год. Внеплановые проверки не считаются: по ним ограничений нет. Инспекторы приезжают лично, привлекают экспертов, анализируют хозяйственные и бухгалтерские документы, осматривают помещения.


    Как узнать о проверке

    У ФНС есть целый ряд критериев , на которые её сотрудники ориентируются, принимая решение о выездном мероприятии. Например, компанию могут проверить, если её налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли, темп роста расходов опережает рост доходов, зарплата на одного сотрудника ниже среднего показателя по рынку.

    Мораторий на проверки малого бизнеса действует до конца 2020 года и касается именно плановых выездных мероприятий. Камеральных проверок мораторий не касается. Но сроки подачи деклараций и расчётов, которые приходятся на период с 1 марта по 31 мая 2020 года, перенесли на 3 месяца. Например, декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2020 года можно подать до 28 июля (изначальный срок — 28 апреля).

    Роспотребнадзор


    Что проверяет

    Как вы соблюдаете санитарные нормы и права потребителей. Плановая проверка проходит раз в три года.


    Как узнать о проверке

    Роспотребнадзор предупреждает о проверке минимум за 3 рабочих дня. Подготовиться к визиту инспекторов можно заранее: ведомство публикует план проверок на новый год ещё в декабре.

    Внеплановая проверка проходит в двух случаях: на компанию пожаловались или ведомство хочет проконтролировать, выполнили ли вы вынесенные предписания.

    Продуктовые магазины, лавки и супермаркеты могут внепланово проверить без предупреждения — по разрешению прокуратуры. А в ситуации, когда существует реальная угроза здоровью людей и животных, выездная внеплановая проверка проводится без согласования.

    Трудовая инспекция


    Что проверяет

    Как вы исполняете обязанности по трудовым договорам, вовремя ли платите зарплаты, в каких условиях работают сотрудники. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Подробно о трудовой инспекции мы рассказали в этой статье.


    Как узнать о проверке

    Список интересующих инспекцию компаний можно посмотреть на сайтах Генпрокуратуры и Роструда .

    Ведомство проводит и внеплановые проверки: если инспекторы получили жалобу на нарушение или если истёк срок исполнения предписания. Трудовая инспекция уведомляет о проверке не менее чем за 24 часа. Но инспекторы могут приехать и без предупреждения, если, например, есть угроза жизни сотрудника.

    Плановые трудовые проверки бизнеса в 2020 году не состоятся благодаря мораторию. При этом внеплановые мероприятия в случае жалоб будут проходить, как и прежде.


    Что проверяет

    Соблюдаете ли вы правила противопожарной безопасности : наличие огнетушителей, запасных выходов, плана эвакуации. Инспекторы также выясняют, проводится ли инструктаж среди сотрудников.


    Как узнать о проверке

    Малый бизнес планово проверяют не чаще одного раза в три года. Узнать, когда очередь дойдёт до вас, можно на сайте регионального управления МЧС. Например, на сайте Главного управления МЧС по Москве расписание опубликовано здесь . Как и у других ведомств, плановые проверки малого и среднего бизнеса пожарной инспекцией в 2020 году отменены.

    Внеплановые мероприятия возможны в случае жалоб, связанных с нарушениями. Обычно они согласуются с прокуратурой. Но иногда этого не требуется. Например, если внеплановая проверка проводится по поручению президента, правительства, Генпрокуратуры. О внеплановой выездной проверке вас обязаны предупредить не позднее чем за 24 часа.

    Читайте также: