Крестьяне часто жаловались на голод и налоги на опустошение деревень

Опубликовано: 17.05.2024

“Учреждение сената. 1711 год”

“Генеральный регламент. 1720 год”

“Учреждение губерний. 1709 год”

“Указ о покупке к заводам деревень. 1721 год”

“Регламент мануфактур-коллегии. 1723 год”

“Табель о рангах. 1722 год”

“Указ о единонаследии. 1714 год”

Задание № 1
1. Проанализировать реформы в системе государственного управления:
- “Учреждение сената. 1711 год”;
- “Генеральный регламент. 1720 год”;
- “Учреждение губерний. 1709 год”;
- текст учебника стр. 35.
2. Ответить на вопросы:
1. С какой целью проводились реформы административного управления?
2. Какие новые органы управления были созданы Петром и в чем их отличие от органов управления XVII века?
3. Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим. не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени”. К чему вели реформы государственного управления в России по данному высказыванию?
Задание № 2
1. Проанализировать реформы в области экономики:
- “Указ о покупке к заводам деревень 1721. год”
- “Регламент мануфактур-коллегии1723. год”
- текст учебника стр. 32-33.
2. Ответить на вопросы:
В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому?
Какие преобразования в этой области были проведены?
Какова особенность российских мануфактур? Где они возникали?
Что такое протекционизм?
В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень?
Задание № 3
1. Проанализировать социальные реформы Петра I:
- “Табель о рангах 1722./ год”
- “ Указ о единонаследии. 1714 год”
- текст учебника стр.34-35.
2. Ответить на вопросы:
Какие изменения произошли в обществе в результате социальных реформ?
Какую роль сыграли для общества указы Петра “ Табель о рангах” и “Указ о единонаследии”?
- А сейчас образуем 4-5 групп. Каждая группа проанализирует 3 варианта суждений о цене петровских реформ. Задача группы высказать свое мнение.
Задание № 4
1. Цена петровских реформ.
Проанализируйте 3 варианта суждений.
Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь- иначе бы он не опустошал страну.
Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
Крестьяне говорили: “Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение”.
Объясните смысл этого высказывания. Как оценил народ налоговую политику Петра I?
“Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными”.
Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания.
Группы выступают.
Учитель:
- Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа.
Поэтому в Петровское время нередко происходили мятежи.
По некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек.
- Скажите, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.
Вывод. Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.
IV. Рефлексия
- Вспомните, задачи, которые поставили в начале урока?
- Они решены?
- Чтобы убедиться, в том, что они решены я, предлагаю, вам выполнить тесты, выполнять вы их будете через копирку.
Возвращаемся к цели нашего урока и на основании полученной информации определим роль Петра 1 в истории России. Используем прием неоконченных предложений:
1. “Для России Петр I ”.
2. “Я думаю, что Петр I ”.
3. “Если бы в истории России не было Петра I, то ”.
V этап: Домашнее задание. §43.Творческое задание написать эссе на тему: “Что такое Петр? Чудо или чудовище?”.
VI этап: подведение итогов.
Существует много памятников о деятельности Петра I в литературе, живописи, кинематографе, искусстве. Я хочу предложить вам еще один памятник Петру I его автор Фальконе.
На экране изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе.
Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”:
Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? - К кому обращены стихи? - Кого олицетворяет “гордый конь”? - Как вы понимаете смысл трех последних строк? - Как бы вы ответили на вопрос поэта: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?
Вывод. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Хотелось бы в заключенье процитировать слова М. Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.
Индивидуальная работа:
1. Годы Северной войны:
1699-1721
1700-1721
3.1708-1721
4.1709-1721
2. Какая страна не была союзником России в Северной войне:
Англия
Дания
Речь Посполитая
Саксония
3. Причиной победы России в Северной войне не было:
народная молва, что Петр 1- антихрист;
открытие военно-учебных заведений;
строительство военных заводов на Урале;
создание регулярной армии.
4. В результате, какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю:
Ливонской войны 1558–1583;
Смоленской войны 1632–1634;
Северной войны 1700 1721;
Семилетней войны 1756–1763
5. Когда в России было введено новое летоисчисление:
1 января 1700 г.;
1 сентября 1700 г.;
1 января 1721 г.;
1 сентября 1721 г.?
6. Петербург стал столицей России в:
1703 г.;
1735 г.;
1712 г.;
1700 г.?
7. Между какими странами был подписан Ништадтский мирный договор 1721 г., которым завершилась Северная война:
Россией и Швецией;
Россией и Польшей;
Россией и Данией;
Россией и Англией?
8. Результатом Северной войны не было:
Провозглашение Петра императором.
Приобретение Россией выхода к Балтийскому морю.
Признание России великой державой.
Присоединение к России Азова.

Реформа
Основные положения реформы
Значение

“Учреждение сената. 1711 год”

“Генеральный регламент. 1720 год”

“Учреждение губерний. 1709 год”

“Указ о покупке к заводам деревень. 1721 год”

- осмыслить значение петровских реформ;
- обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах.

План урока:

  1. Реформы Петра I и характеристика императора.
  2. Был ли Петр I «революционером на троне»?
  3. Цена петровских преобразований.
  4. Уроки петровской эпохи.

28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов.

«…Кого хороним? Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» - эти слова произнес Феофан Прокопович, ближайший сподвижник Петра I.

«Солнце земли русской» - высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром: «…то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С.Пушкин). А для других он – «злодей», «деспот», «тиран».

А сколько книг написано о Петре I (выставка у доски).

А что вы читали о Петре I?

У каждого автора свои представления о царе-реформаторе. Давайте, мы с вами попробуем поучаствовать в спорах и ответить на следующие вопросы:

- был ли ПетрI «революционером на троне»?
- почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяниям?

А теперь «небывалое бывает», к нам пожаловали государь Петр I со своим другом, президентом Военной коллегии Александром Даниловичем Меншиковым.

Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете? А вот 300-летний юбилей мой в России скромнехонько отметили: царь, дескать, что о нем говорить много.

Не волнуйся, мин херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих поминали. А особенно шведы. Благодарны они тебе за то, что ты разбил их в Северной войне. Быть может, благодаря этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут.

Зело отрадно это нам, друг Алексашка, слышать. Однако как ты думаешь, что могли о нас сказать эти отроки?

Учащиеся рассказывают, каким был Петр I, его ближайшие сподвижники, в том числе и Александр Меншиков (краткие сообщения на основе сочинений-размышлений учащихся).

Можно ли однозначно оценить личность Петра I? Такие разные ваши суждения неслучайны. Петр был человеком неординарным, ярким, талантливым.

Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелецкое ненадежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра. Сонное царство. Ведают ли о том?

Вопросы к учащимся:

А как изменилась Россия? Какие были проведены реформы? (перечислить все реформы Петра I).

Экономические реформы ---- реформа управления ----- военная реформа ----- преобразования в области культуры.

Подумайте, соответствует ли хронология логике данной схемы? (Да, так как все реформы проводились в одно время, параллельно. Это было необыкновенно трудно).

Какое событие способствовало проведению этих реформ? (Северная война)

Какой Россия вышла из Северной войны?

А давай-ка, мин херц, устроим любознательным отрокам экзамен.

В начале XVII века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр I, отнестись к этому указу?

О чем это говорил наш царь: «Правда, зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен!»

Нами был установлен порядок прохождения государственной службы дворянами. Что это за порядок? В каком документе он закреплен?

Какой город земли Российской Петр I называл парадизом? Когда он был заложен?

Вопросы к учащимся:

- вспомните, что такое революция?
- произошло ли подобное обновление в России в петровское время?

Россия изменилась качественно, она стала другой страной.

В исторической литературе бытует мнение, будто реформы были задуманы до Петра I, а он лишь реализовал замыслы предшественников. Так ли это? (учащиеся отмечают, что иностранцы в России появляются при Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, рассказывают о планах князя Голицына).

Отметьте сходство и различие в замыслах Голицына и Петра I.

Почему Голицын не смог провести эти реформы?

А Петр I? У него огромная власть, ставшая к концу правления абсолютной, то есть неограниченной. У Петра было много сподвижников, которые были преданы ему, опираясь на них он и проводил реформы.

Вывод: Реформы Петра I – своеобразная революция сверху. Поэтому Петра I можно считать «революционером на троне».

Какова же цена петровских преобразований? Учащимся предлагается работа в парах с раздаточным материалом.

Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.

Как вы оцениваете политику Петра I?

Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».

Что такое подушная подать? Кто ее платил?

Как народ оцениваел налоговую политику Петра I?

«Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными».

Против кого и против чего был направлен этот указ Петра I? Докажите, что для его проявления были основания.

Цена заплачена немалая, при Петре I в России погиб каждый 10 человек (из 14-17 млн.).

Почему Петру I посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре I народ не слагал?

Вывод: Петр I – яркая личность, его реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников.

А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

Личность Петра I и его реформы стали предметом острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития.

Так было и в ХIХ веке, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, в начале ХХ столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития.

И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

Уроки петровской эпохи:

- правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
- для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
- начиная реформы, смело идти вперед, нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.

«Прошло не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».

date image
2015-06-16 views image
1277

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Известный деятель и писатель петровского времени И.Т. Посошков в своей «Книге о скудности и богатстве» предлагал поощрять промышленников и купцов, отыскивать полезные ископаемые, ограничивать произвол помещиков в отношении крестьян, определять законом размер крестьянских повинностей, ставить на государственные должности людей только способных, независимо от их происхождения. В защиту какого слоя населения выступал Посошков и все ли его предположения были своевременными, т.е. осуществимыми в то время? В чем связь этого времени с современностью?

2. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, поборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал страну. Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение». Как вы расцениваете политику Петра I, имело ли основание осуждение крестьянами его политики? Как вы оцените налоговую политику при Петре I?

3. Главное в развитии любого государства – экономика. В то время, как все страны шли по пути освобождения крестьян и образования промышленного и торгового сословия, по пути замены физического принуждения на экономическое, реформы Петра I пошли в противоположном направлении и закабаляли все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ ПетраI?

4. Петр I вводит указ о единонаследии в 1714 г. Его суть: 1) «недвижимые вещи», вотчины, поместья, дворы, лавки не отчуждаются, но «обращаются в род»; 2) недвижимое по духовной переходит к одному из сыновей завещателя и по его выбору, а остальные дети наделяются движимостью по воле родителей и т.п. Указ преследовал цель предотвратить дробление поместий и вытекающие из этого последствия. Почему указ «не сработал» в условиях России первой половины XVIII в., ведь при его подготовке Петр I использовал опыт стран Западной Европы, где подобные указы успешно действовали?

5. Какие выводы, поучительные для нас, для нашего времени, можно извлечь из истории нашей страны начала XVIII в.?

ТЕСТЫ:

1.Соотнесите правильное название органов управления и их объяснение.

2. Боярская дума

3. Земский собор

А) совет бояр (знатных дворян при великом князе (царе))

Б) высшее сословно-представительное учреждение в России (с середины XVI до конца XVIII вв.)

В) высший государственный орган, подчиненный императору, по делам законодательства и государственного управления

2.Какой орган ведал при Петре I сыском государственных преступников?

1. приказ тайных дел

2. министерство безопасности

3. Секретный комитет

4. Тайная канцелярия

3.Какой военный чин, согласно Табели о рангах, давал право на личное дворянство?

4.Какие страны были союзниками России в Северной войне?

1. Саксония 2. Турция 3. Норвегия

4. Польша 5. Дания 6. Австрия

Укажите верный ответ:

А)1,2,3,5 Б)1,4,5 В)1,2,5 Г)1,4,5,6

5.Какой документ давал возможность выходцам из других сословий получить дворянство?

1. Жалованная грамота дворянству

2. Устав воинский

3. Устав Главного Магистрата

4. Табели о рангах

6.Какая подать была введена при Петре I?

7.Кто был первым канцлером государства?

Литература:

1. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ [Текст]/Е.В. Анисимов – Л., 1989.

2. Буганов В.И. Петр I и его время [Текст]/В.И. Буганов – М., 1989.

3. Иванов И.М. Петр Великий [Текст]/И.М. Иванов – СПб., 1995.

4. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России [Текст]/А.Н. Медушевский – М., 1994.

5. Павленко Н.И. Петр Великий [Текст]/Н.И. Павленко – М., 1990.

6. Писарькова Л. От Петра до Николая II: политика правительства в области формирования бюрократии [Текст]/Л. Писарькова// Отечественная история – 1996. - №4.


Приложение 3. учитель истории МОУ СОШ №5 г. Ржева; учитель истории МОУ СОШ №4 г. Ржева;

учитель истории МОУ Становская СОШ Ржевского района; Крюкова – Ю. учитель истории МОУ Нерльская СОШ Калязинского района; учитель истории МОУ Застолбская СОШ Рамешковского района.

Урок на тему: «Пётр – чудо или чудовище? (на основе анализа преобразований)» (10 класс).

Пояснительная записка

Разработанный нами урок может быть использован в преподавании истории России c помощью технологии «дебаты». Эта технология актуальна сегодня, т. к. позволяет повысить мотивацию учащихся, добиться более качественных результатов в педагогической деятельности. На уроке учащиеся не только систематизируют знания по предложенной теме, но и развивают определённые компетенции, что позволяет им расширить общекультурный кругозор, развивать коммуникативные навыки, ораторские способности, формировать гражданскую позицию. Данный урок имеет отличное воспитывающее значение, т. к. позволяет вырабатывать самостоятельность оценок, мировоззренческую позицию.

Для проведения занятия в формате «Дебаты» необходимо сформировать группы учащихся, состоящих из 3-х человек. Тема, выбранная для дискуссии, должна быть спорной.

Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Учащиеся знакомятся с правилами игры и получают опережающее задание.

В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим реформатором».

Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не является великим реформатором».

Цели и задачи:

· Формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра и его преобразований через организацию самостоятельной работы по изучению документов историков.

· Обобщение и систематизация знаний по теме «».

· Создание условий для исследовательской деятельности учащихся, демонстрации приемов такой деятельности на уроке.

· Способствование самовыражению учащихся через выступление в дискуссии.

· Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения.

· Обучение технологии групповой работы.

Оборудование урока:

· Карта «Российская империя в 1 пол. XVIII в.»,

· Литература о Петре Великом, портрет Петра I, раздаточный материал: задания с фрагментами текстов и вопросами к ним.

· Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Эпиграфы на доске:

· « Нет, не чародей, а Гений, Петр».

( «Петр Великий», 1846г.).

· «Великий Петр был первый большевик,

Задумавший Россию перестроить,

Склонениям и правдам вопреки.

За сотни лет к ее грядущим далям».

(М. Волошин «Россия»).

· «Петр не только первый русский интеллигент, но первый русский нигилист…»

«…Что такое Петр? Чудо или чудовище.

(Дм. Мережковский «Грядущий хам», 1905г.)

· «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» ().

Подготовительный этап:

· Ознакомление учащихся с технологией «политические дебаты».

· Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.

· Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.

Вводное слово учителя:

учитель говорит о целях и задачах урока, формирует группы, ставит цели перед группами учащихся поясняет методику проведения дебатов.

Работа с эпиграфами, высказываниями историков, публицистов, политиков о Петре.

Размышления учащихся по проблеме.

Учащиеся делают вывод, что истина заключается в противоречивости самого царя, в сочетании хорошего и плохого, великого и злого. Думая о благе России, он достигает ее величия слишком дорогой ценой.

У1: Представление команды утверждения.

Мы утверждаем, что «Петр I является Великим реформатором», т. к.:

· в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех сферах жизни общества;

· мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым оценить личность Великого реформатора и его преобразования;

· надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать полученные знания.

Определение ключевых понятий.

Реформатор - преобразователь; человек, занимавшийся изменениями, переустройством чего-либо.

Великий - превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся. (Толковый словарь )

В наш кейс включены два аспекта:

I аспект – политический.

Аргумент 1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления.

Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату.

Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью.

Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками малоэффективным учреждением.

II аспект – экономический.

Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII-начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности.

Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), т. е. за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу.

Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).

Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости).

Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором.

Раунд вопросов

О3: Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими предприятиями?

Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной?

О1: Представление команды отрицания.

Мы утверждаем, что «Петр I не является великим реформатором».

Мы принимаем определение ключевых понятий и актуальность, предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами.

Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, в связи с чем в 1722 году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена должность генерал-прокурора, что на наш взгляд привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т. ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т. д.).

Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения.

I аспект – социальный.

Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.

Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными.

Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов.

Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.

Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания.

II аспект – культурный.

Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в европейцев проводилось насильственными методами.

Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества.

Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.

Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем.

Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором.

Раунд вопросов

У3: Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород?

Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре?

Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной армии? Кто должен ее содержать?

У2 - О2. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.

У3 - О3. Проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение.

Голосование.

Определение лучших спикеров.

Заключительная речь учителя.

Домашнее задание (по выбору).

1) В 1782 году в Санкт-Петербурге состоялось открытие памятника императору Петру 1, скульптором которого был Этьен Фальконе (изображение «Медного всадника».)

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне, какой огонь!

Куда ты скачешь, бедный конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

1)сочинить свою подпись под памятником Фальконе, отразив в ней оценку личности Петра.

2) оформить буклет «Реформы Петра 1».

«Петр выехал со двора. Вот так погода! Морская, крепкая, сквозняк. С удовольствием, раздувая ноздри, вдыхал Петр соленый, сырой ветер, гнавший где-то по морю торговые, полные товаров суда, многопушечные корабли, выдувавший изо всех закоулков, залежалый дух российский.

И пусть топор царя прорубил окно в самых костях и мясе народном, пусть гибли в великом сквозняке мужики, не знавшие даже, зачем и кому нужна их жизнь; пусть треснула сверху донизу вся непробудность – окно в Европу все же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема, согнал с теплых печурок заспанных обывателей, и закопошились, поползли к раздвинутым границам русские люди – делать общее, государственное дело».

(А. Толстой «День Петра»)

· Как оценивает перемены в жизни России?

· О каком «общем государственном деле» пишет ? О каких задачах упоминается в тексте?

Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж на строительство флота. Многие говорили, что Петр I не русский царь. Иначе бы он не опустошал страну. Называли его антихристом. Правильно ли осуждали крестьяне политику Петра I?

Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым. А в чем мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовее, а всему народу на изнурение». Как оценить налоговую политику Петра I?

1. «Дебаты на уроках истории». – М: БОНФИ, 2001.

2. «Инновации в мировой педагогике». – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995.

3. «Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории». М: Владос-пресс, 2001.

4. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП: методический материал». М: НИИ школьных технологий, 2005.

Тема урока: Петровские преобразования.

Цель урока: на основе полученных ранее знаний показать учащимся вклад Петра I в дело преобразований; выяснить объективную необходимость реформ первой четверти XVIII в., их закономерность проведения.

Задачи урока:

  • Образовательные: определить роль личности в истории; на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I.
  • Воспитательные: привить чувство гордости за своё отечество; воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.
  • Развивающие: формирование и развитие культуры речи учащихся; развитие мыслительных способностей учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация «Петровские преобразования», рабочие листы, учебник О.Н.Журавлевой и др. «История России. 10 класс» издательства «Вентана-Граф»

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Стадия вызова. 10 мин.

а) активизация учащихся:

Обращаемся к эпиграфу:

«Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…Руси, чувствовавшей жгучую потребность нового, потребность преобразования…»

«Петр не только укрепил закрепощение крестьян, его многочисленные технические заимствования у Запада вели к еще более последовательному переуcтройству … в старомосковском духе».

Совместно с детьми обсуждаем основную мысль этих высказываний. В конце урока мы вновь к нему вернёмся и сделаем вывод по уроку.

«Мозговой штурм» Что вам известно о Петре I? (составление кластера)

( Петр I – реформатор, брил бороды, прорубил окно в Европу и т.д.)

Сообщение темы урока:

— Сегодня мы поговорим о петровских преобразованиях, вспомним в чем они заключались, с чем были связаны и к чему привели.

В конце урока мы ответим на вопросы:

— Петр I был реформатором или продолжателем традиций?

— Какие необычные для русских царей черты, вы можете отметить в личности Петра?

б) проверка д/з

— Давайте вспомним предшественников Петра I. Какую роль они сыграли в формировании его личности?

Исторические портреты:

1 ряд – Михаил Романов

2 ряд – Алексей Михайлович

3 ряд – Федор Алексеевич

  1. Стадия осмысления.

а) Работа с рабочими листами и учебником. 15 мин

— Были ли заложены в правлении этих царей предпосылки преобразований Петра?

— Каковы причины этих преобразований?

2.Создание коллегий – новых органов центрального управления(1718)

3.Составление генерального регламента

— Какие реформы вы можете назвать? Давайте объединим их в группы (составление кластера «Петровские реформы»

1.Создание регулярной армии (рекрутские наборы 1699-1705) и флота.

2.Обучение офицеров и унтер-офицеров.

3.Создание воинского (1716) и морского устава (1720).

4.Создание военной экономики.

1.Создание духовной коллегии – Синода (1721)

2.Составление духовного регламента (1721)

1.Указ о единонаследии (1714)– поместье – вотчина.

2.Табель о рангах (1722).

1 ряд – учебник, п.3 – Административные реформы

2 ряд – учебник п. 4 – Военная реформа

2 ряд – учебник п. 4 – Социальные реформы.

б) лекция учителя с элементами беседы: 5-7 мин.

— Какие же методы использует Петр?

Петр обратился не за западной цивилизацией в целом, а за ее технологическими плодами, чтобы, взяв их, их же и обернуть против Запада (вспомните о подготовке Северной войны). Сближение с Европой было для него временным, неизбежным средством.Европеизация была выбрана Петром I как форма борьбы с внутренними и внешними (в ходе Северной войны прежде всего) врагами. Ее главная цель — выбить из-под ног старины основу. Модернизация как заимствование. Например, вся оснастка корабля — не по-русски; двенадцать коллегий — списаны со шведов. Петр I берет у Запада готовую структуру управления государством, современное производство, литературу.

Но Петр не увидел в Европе или увидел, но не захотел взять дух свободного предпринимательства, уважение личности, охрану прав индивида, неприкосновенность частной собственности, ему было непонятно ограничение власти, не нужны парламентские формы. Император брал из западной системы технико-технологическую сторону и некоторые элементы культуры (курение табака, немецкое платье, политес, ассамблеи, новый календарь, основание газеты и др.). Ему были более понятны традиционные способы управления большой страной — насилие, внеэкономическое принуждение. Решая важные вопросы организации войны, он делает ставку на расширение государственной собственности, казенных предприятий.

Что Петр взял у Европы? Что Петр отверг
Готовую структуру управления государством, современное производство, литературу, культурные новшества Парламент, частная собственность, отсутствие крепостного права, независимость церковной и светской власти
Форма Cодержание

— Какова цена петровских реформ? 3-5 мин

Известно, что ценой преобразовательной деятельности Петра явилось сокращение податного населения России на 30%. Размышляя об этом, поэт Волошин М.А. писал: «Царь Петр пытался перебросить Россию через несколько веков вперед, создать ей новую душу хирургическим путем, цивилизовать ее казнями и пытками».

Крестьяне в петровское время час­то жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принуди­тельную отправку работников в Воро­неж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь — иначе бы он не опустошал страну.

— Как вы оцениваете политику Петра I ? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».

-Объясните смысл этого высказыва­ния. Как оценивал народ налоговую политику Петра I ?

Теперь школьники могут ответить на вопрос о том, почему Петру посвящено немало литературных произведе­ний и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.

Учащиеся делают вывод: яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

  1. Стадия рефлексии. 3 мин

Личность Петра и его реформы стали предметом острых споров, которые не­изменно усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором пу­тей дальнейшего развития. Так было и в XIX в., когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права, и в начале XX столетия, когда правительство опоз­дало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного револю­ционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока.

  1. Новатор или продолжатель традиций?
  2. Какое высказывание из эпиграфа вы бы выбрали?
  3. Домашнее задание

п.32, составить портреты прешественников Петра.

  1. Итог урока. Оценки.

Дополнительные материалы к уроку

Люди Петра

Какой тип личности формировался в эпоху Петра? Если до Петра люди с ярко выраженной индивидуальностью не доминировали, то при нем нарождались быстро и грубо.

Несут пользу Отчизне, за свою службу Отчизне получают награду, ощущают себя личностями, выделяют из корпорации. Обладают личным честолюбием.

Новое сословие, чиновничество, не носит новых буржуазных черт. Но все обязаны служить государству. Все дворяне должны иметь знания. «Знания» и «компетентность» стали важнейшими ценностями петровской эпох:

За одно поколение создать такой тип сложно. Петр ослабил привычные регуляторы поведения (принадлежность элиты к одному слою, внешний вид элиты…). Наружу вышло честолюбие, амбиции.

Однако русский человек продолжал делать так, как было привычно: доносы, взятки, коррупция… Сохранялась привычка опираться на клан, родовые связи, интересы групп, вести дела не от учреждения к учреждению, а от человека к человеку.

Окружение думало о себе больше, чем о государе, о его наследстве.

  1. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?
  2. В. Г. Белинский писал о битве под Полтавой, что “…это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”. Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение.
  3. Петр I издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывающихся от царской службы и не явившихся вовремя к месту службы, предлагалось лишать поместий, высылать их семьи, а крестьянам своих господ не слушать. Можно ли на основании этого указа сделать вывод о том, что Петр I вел политику, направленную против дворян?
  4. Петр I сказал, что он правит страной во имя “общего блага”. Правильно ли это?
  5. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
  6. В 1695 году была организована первая осада Азова. Она кончилась неудачей. С моря турки подвозили в осажденную крепость боеприпасы, продовольствие и людей. Отряды русских войск подчинялись разным командирам и не действовали согласованно. Было мало артиллерии и конницы, не хватало опыта осады крепостей. Какие изменения нужно было провести, чтобы избавиться от этих недостатков?
  7. Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?
  8. В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?
  9. К концу XVII века Россия вывозила из-за границы множество товаров первой необходимости: железо, медь, ружья, сукна, олово. Металл в Россию поставляла Швеция. Между тем предстояла война за выход в Балтийское море. Какие нужны были экономические меры для того, чтобы подготовиться к успешной войне?
  10. В 1700 году Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес. В 1725 году в экспорте России значится еще железо и полотно. Какие изменения произошли в России за четверть века, если основываться только на этих фактах.
  11. Известно, что политика Петра I привела к развитию ряда отраслей промышленности: металлургии, кожевенной, ткацкой, шерстяной, шелковой. Как развитие указанных отраслей должно повлиять на сельское хозяйство?
  12. Петр I в одном из своих распоряжений предписывал заботиться о ярмарках больших и малых, т. к. они умножают доходы казны, содействуют купцам и ремесленникам в торговле, обеспечивают население далеко производимыми товарами. Мог ли такой документ появиться в XV или XVI веке?
  13. В начале XVIII века наряду с местными рынками приобрели большое значение крупные ярмарки: Макарьевская под Нижним Новгородом, Свемская под Брянском, Благовещенская на севере, Ирбитская на Урале и другие. Ярмарки устраивались по времени так, чтобы купцы, не сумевшие продать свой товар на одной ярмарке, могли бы успеть на другую. Какой вывод об экономическом развитии России возможен на основании этих фактов?
  14. Первоначально Петербург был сплошь деревянным, затем стали строить глиняные дома на деревянном основании. Но, когда решено было перевести столицу в новый город из Москвы, началось грандиозное строительство каменных дворцов, пышных, со многими украшениями. Много строилось загородних дворцов. Торжественности и пышности построек Петр I особенно требовал в последние годы своего правления. Как объяснить причины стремления Петра I к строительству роскошных зданий?
  15. После того, как в 1721 году Петру I был присвоен титул императора, в воинском уставе было записано, что “его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет, своим государством и землями как христианский государь по своей воле и мнению своему управляет”. Могла ли такая запись появиться в XVII?
  16. Петр I часто позировал художникам, в частности европейцам. Как правило, его изображали в парадной форме с официальным и торжественным выражением лица. Так же изображали в Европе французских королей XVII–XVIII веков. Какие общие черты для обеих стран можно отметить в такой манере изображения царей?
  17. Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
  18. Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.

Читайте также: