Контрольно надзорная деятельность налоговых органов

Опубликовано: 14.05.2024

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Определены способы сокращения количества проверок

Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закрепленным в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Вступление в силу и переходные положения

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

«Регуляторная гильотина» – это один из этапов масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности. Она предполагает отмену избыточных требований к бизнесу, новые подходы к проверкам и понятную систему обязательных требований. Каких именно изменений ждать бизнесу? Где можно узнать, какие обязательные требования действуют, а какие — нет? Станет ли компаниям проще работать после реформы?

Рассказывает:

Павел Андреев шортрид

Павел Андреев,

Р егуляторная гильотина – часть реформы контрольно-надзорной деятельности. Ее цель — снизить административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, внедрив риск-ориентированный и профилактический подходы.

В целом План мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины» предусматривает 5 пунктов (утв. Председателем Правительства РФ 29.05.2019 № 4714п-П36).

Первый пункт плана: принять Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Этот закон представляет собой основу всей системы контроля и надзора. Он вступит в силу с 1 июля 2021 года.

Его основные принципы:

  • профилактика рисков причинения вреда, и
  • применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольных мероприятий.

Закон № 248-ФЗ запрещает оценивать результаты работы контролирующих органов по количеству проведенных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности, по количеству и суммам назначенных штрафов (ч. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ). То есть прямо запрещает действующую «палочную» систему.

Это положение существенно отличает его от действующего Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

На заметку

Предполагается, что Закон № 294-ФЗ полностью утратит силу лишь с 1 января 2025 года (Законопроект № 1051647-7). Пока что одновременное действие Законов № 294-ФЗ и № 248-ФЗ никак не урегулировано.

Закон № 248-ФЗ предусматривает семь видов профилактических мероприятий (ст. 45):

    информирование — контрольные органы обязаны размещать на своих официальных сайтах перечни нормативных актов, содержащих обязательные требования, информацию о мерах ответственности, проверочные листы для самообследования, перечень объектов контроля с указанием категории риска, перечень запрашиваемых сведений, а также ряд других сведений (ст. 46);

Профилактические мероприятия проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Если при проведении профилактических мероприятий выяснится, что есть угроза причинения вреда или вред уже причинен, контрольный орган может принять решение о проведении контрольных мероприятий (ч. 4 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Помимо профилактических мероприятий Закон № 248-ФЗ предусматривает независимую оценку соблюдения обязательных требований (гл. 11). В чем суть? Независимые аккредитованные организации будут оценивать, соблюдают ли предприниматели обязательные требования, и, если все в порядке, выдавать заключения о соответствии. В течение срока действия такого заключения контрольные органы не будут проводить плановые проверки.

Возможность проводить такую оценку и требования к ней должны закрепить в федеральном законе о конкретном виде надзора.

На заметку

Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям действуют в настоящее время в сфере пожарной безопасности (ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31.08.2020 № 1325).

Также Закон № 248-ФЗ систематизировал и расширил перечень видов контрольных мероприятий (ст. 56). Помимо уже известных документарной и выездной проверок (сроки их проведения сократили до 10 дней), рейдового осмотра, контрольной закупки и наблюдения за соблюдением обязательных требований с 1 июля 2021 года появятся:

    мониторинговая закупка — проводится для последующего направления на экспертизу (ст. 68);

Действия, который вправе совершать контрольный орган, будут перечислены в положении о виде контроля. Перечень исчерпывающий: осмотр, допрос, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб, инструментальное обследование, испытание, экспертиза и эксперимент (ч. 1 ст. 65 Закона № 248-ФЗ). Если должностное лицо совершит иные действия, проверку в целом могут признать недействительной (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Без взаимодействия с проверяемым будут проводиться наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Инспекционный визит и выездную проверку разрешено проводить дистанционно (ч. 3 ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Прежде чем начать проверку контролирующий орган должен на основе оценки рисков причинения вреда отнести предпринимателя к одной из 6 категорий (ч. 1 ст. 23, ч. 2-6 ст. 25 Закона № 248-ФЗ):

  • чрезвычайно высокий риск — не менее одного и не более двух плановых контрольных мероприятий в год;
  • высокий риск — не менее одного в 4 года и не более одного мероприятия в 2 года;
  • значительный риск — не менее одного в 4 года и не более одного мероприятия в 2 года;
  • средний риск — не менее одного мероприятия в 6 лет и не более одного мероприятия в 3 года;
  • умеренный риск — не менее одного мероприятия в 6 лет и не более одного мероприятия в 3 года;
  • низкий риск – плановые контрольные мероприятия не проводятся.

Условия отнесения предпринимателя к той или иной категории риска определяет положение о конкретном виде контроля. В нем должно быть не менее трех категорий риска и обязательно — категория низкого риска. К категории низкого риска относятся также предприятия, которые контрольный орган не смог оценить.

Если организация отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, то сведения о ней размещаются на сайтах контрольных органов (п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Информацию об объектах контроля, отнесенных к другим категориям риска, можно получить только по запросу в контрольный орган. Ответ обязаны дать в течение 15 рабочих дней (п. 13 Правил).

Контролируемое лицо вправе подать заявление на изменение категории риска на более низкую (ч. 6 ст. 24 Закона № 248-ФЗ). Для этого придется доказать свою относимость к такой категории и приложить подтверждающие документы (п. 19 Правил).

Закон предусматривает право на досудебное обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц контрольных органов.

На заметку

С 17 августа 2020 года по 30 июня 2021 года действует эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольных органов и действий (бездействий) их должностных лиц (Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108). Обязательный порядок досудебного обжалования вводится с 1 января 2023 года.

  • решения об отнесении объектов контроля к категориям риска;
  • решения о включении предпринимателя в план проведения проверок;
  • решения, принятые по результатам контрольных мероприятий;
  • иные решения контрольных органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц.

Жалоба подается через портал госуслуг. Организации должны подписывать жалобу усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней.

Предприниматель сможет оградить себя от плановых проверок несколькими способами:
  • получив заключение независимой аккредитованной организации о соответствии обязательным требованиям (ч. 3 ст. 54 Закона 248-ФЗ);

Они должны быть предусмотрены в федеральном законе о соответствующем виде контроля.

Система внеплановых проверок существенно не изменилась. В законе закреплено применение к ней риск-ориентированного подхода: контрольный орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований и с их учетом принимает решение о проведении внепланового мероприятия (ч. 9 ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

На заметку

Если у контрольных органов есть сведения о признаках причинения вреда, отклонении проверяемого от индикатора риска или если проверка включена в план, провести внеплановые контрольную закупку, мониторинговую закупку, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр и выездную проверку они могут только по согласованию с прокуратурой.

Если проведенное мероприятие признают недействительным, то повторную внеплановую проверку можно провести только по согласованию с прокуратурой, вне зависимости от вида мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Второй пункт плана: принять Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ).

Закон № 247-ФЗ регулирует вопросы, связанные с требованиями, предъявляемыми к предпринимателям. Он вступил в силу 1 ноября 2020 года.

Контрольные органы оценивают исполнение обязательных требований при проверках, выдаче лицензий, разрешений, аккредитации и привлечении лиц к административной ответственности. В соответствии с Законом № 247-ФЗ эти требования подлежат строгому учету и контролю.

Реестр обязательных требований

На федеральном уровне с 1 марта 2021 года заработал реестр обязательных требований. Этот реестр должен содержать информацию о всех требованиях в зависимости от сферы экономической деятельности:

  • сроки их действия,
  • круг лиц, на которые они распространяются,
  • меры ответственности,
  • органы, которые вправе привлечь к ответственности.

До 1 июля 2021 года должен начать работу публичный портал, на котором предприниматели смогут получить доступ к этому реестру и сведения о всех обязательных требованиях, оцениваемых при проверке.

Пока что реестры обязательных требований размещаются на официальных сайтах контрольных органов.

На основании Закона № 247-ФЗ госорганы будут оценивать фактическое воздействие и избыточность обязательных требований. Порядок оценки утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2453.

По результатам оценки обязательных требований положения нормативных актов могут пересмотреть. Это возможно, если:

  • необоснованно затруднено ведение предпринимательской деятельности;
  • появились необоснованные бюджетные расходы;
  • возникли избыточные условия, ограничения, запреты и обязанности.

Предприниматели могут участвовать в публичном обсуждении проектов на портале regulation.gov.ru. По результатам публичного обсуждения уполномоченный орган обязан рассмотреть все поступившие предложения и разместить решения по ним на этом же сайте. Сформированный отчет отправляется в Минэкономразвития. На основании его заключения Правительственная комиссия принимает решение о дальнейшей судьбе обязательных требований.

Новые и измененные обязательные требования будут вступать в силу два раза в год: 1 марта и 1 сентября, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования нормативного акта.

Это позволит предпринимателям своевременно отслеживать изменения через сайты органов контроля или публичный портал, который должен заработать с 1 июля 2021 года.

Обратите внимание: это правило не распространяется на федеральные законы и международные договоры, которые смогут устанавливать иные сроки вступления в силу, а также нормативные акты, принятые в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 3 Закона № 247-ФЗ).

В рамках регуляторной гильотины контрольные органы уже отменили ранее действовавшие приказы об обязательных требованиях и ввели в действие новые. Информацию об актуальных требованиях до того, как начнет работать публичный портал реестра обязательных требований, можно будет найти на официальных сайтах контрольных органов. К сожалению, в реестрах контрольных органов встречаются ошибки. Поэтому обращайте внимание только на те обязательные требования, которые:

  • введены в действие после 1 января 2020 года,
  • перечислены в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467.

С 1 января 2021 года все неактуализированные требования в рамках «регуляторной гильотины» отменены, их оценка недопустима, привлечь предпринимателей к ответственности за их несоблюдение нельзя (п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Третий пункт плана: принять федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится Законопроект № 1051647-7, который должен привести в соответствие с Законом № 248-ФЗ иные федеральные законы, уточнить положения о лицензировании отдельных видов деятельности, а также отдельные положения самого Закона № 248-ФЗ.

Проект пока прошел только первое чтение. Ко второму чтению представлено очень много поправок, окончательный текст ещё неизвестен.

Четвертый пункт плана: принять подзаконные акты, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах.

На протяжении всего 2020 года органы контроля были заняты переработкой обязательных требований, предъявляемых к предпринимателям. Например, в сфере пожарного надзора утверждены новые правила противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479), безопасности в лесах (Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614), Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128) и др.

Пятый пункт плана: признать утратившими силу с 1 января 2021 года ранее принятые нормативные акты и действовавшие до настоящего времени акты СССР и РСФСР.

В рамках этого пункта Правительство приняло порядка 35 документов о признании утратившими силу некоторых актов СССР, РСФСР, России, содержащих обязательные требования.

Достигнет ли реформа поставленной цели?

Уже сейчас многие предприниматели жалуются не только на переиздание всех обязательных требований, но и на отсутствие какой-либо существенной их переработки.

Риск-ориентированный и профилактический подходы, хоть и добавят оснований для оспаривания проверок и освобождения от них ряда предпринимателей, но существенно не затронут основной объем всех проверочных мероприятий — внеплановые проверки.

Поэтому не исключено, что реформа приведет к изменению формы, но не сути палочной системы.


Налоговая в зените, предприниматели боятся службу как огня. Руководитель Даниил Егоров отмечал, что законопослушание важнее взыскания налогов. Обсудим, как в скором времени начнут стимулировать добросовестное соблюдение обязательных требований.

1 июля означает вступление в силу N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Цель закона — устранение недостатков действующих норм сферы проверок и снижение количества проверок бизнеса. По задумке авторов, запрет на оценку количества проверок и количества нарушений должны избавить от палочной системы и штрафов.

Малый бизнес вздохнул с облегчением, узнав о моратории на налоговые проверки. СМИ разнесли новость, что на смену грядут инспекционные визиты с использованием средств дистанционного взаимодействия (могут или будут). И не все сказали, что инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица .

Мы всегда рады верить в светлое будущее. Но дьявол, как известно, скрывается в мелочах. Предлагаем совместно заглянуть в первоисточник .

Интригующее начало

Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

Профилактические мероприятия — информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.

С 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Презумпция невиновности не актуальна

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).

Обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба)

Объекты контроля могут иметь:

  1. чрезвычайно высокий риск;
  2. высокий риск;
  3. значительный риск;
  4. средний риск;
  5. умеренный риск;
  6. низкий риск.

Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска.

Чёрная Бухгалтерия — честный сервис для предпринимателей. Доверив нам налоговый учет, вы получаете безлимитные консультации в мессенджере. Мы всегда будем рядом.

Показатели налоговой и разнообразие контроля

Не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов.

  • ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба)
  • межведомственные ключевые показатели вида контроля
  • уровень устранения риска причинения вреда (ущерба)
  • индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности

Комплекс мер вместо проверки

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  1. контрольная закупка;
  2. мониторинговая закупка;
  3. выборочный контроль;
  4. инспекционный визит;
  5. рейдовый осмотр;
  6. документарная проверка;
  7. выездная проверка.

Чёрная Бухгалтерия учитывает российские реалии на 100%. Доверив нам налоговый учет, вы забудете про ошибки. Работаем по договору под финансовую ответственность.

На радость проверяющим

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

  1. наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  2. выездное обследование

Шах и мат оптимистам

Сведения о причинении ущерба или об угрозе причинения ущерба контрольный орган получает:

1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

2) при проведении контрольных мероприятий, включая контрольные мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля , в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

Выводы

Время покажет повороты судьбы 248-ФЗ. Авторами предполагается, что новые виды контроля вызовут меньше издержек бизнеса.

Новые ключевые показатели инспектора мотивируют к разнообразию контроля. Ясно одно — пресекать нарушения инспектора идут подготовленными. Сделаны ставки на автоматизацию ФНС, внезапность контрольных мер и сотрудничество ведомств. Доброжелательные профилактические мероприятия не означают отсутствие дополнительных взысканий.

Чёрная Бухгалтерия — предпринимателям от предпринимателей. Забираем на себя отношения с налоговой и банком. Вас обрадует наша оперативность, стабильность и забота о ваших расходах.

Если хотите быть в курсе важных новостей и изменений, подписывайтесь на нас в соцсетях:

Карантин и буква закона

Мировая пандемия привела к разработке целого комплекса антикризисных изменений, предназначенных для поддержки малого, среднего, крупного бизнеса, некоммерческих организаций.

  • Было принято постановление Правительства РФ №438 от 3 апреля 2020 года.
  • Начали действовать рекомендации, обозначенные в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г N 68-ФЗ.
  • Вступили в силу требования Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.

Новый административно-правовой режим выдвинул на первое место темы, связанные с предупреждением распространения случаев заболевания коронавирусной инфекцией. Был установлен режим самоизоляции, особый порядок передвижения в общественных местах, ограничения на проведение массовых и досуговых мероприятий, а также приостановление деятельности организаций из различных сфер бизнеса. Особую роль начали играть органы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Мораторий на проверки бизнеса

Карантин поставил перед мировой экономикой важную задачу – ограничить непосредственные контакты сотрудников контрольно-надзорных органов и контролируемых лиц.

В России в процессе разработки реформ была сделана ставка на риск-ориентированный подход. Объекты контроля разделили на шесть категорий риска причинения вреда. И для каждой категории был разработан план контрольно-надзорных мероприятий (вид, частота).

Правительство ввело ограничения на проверки надзорных органов (включая проверки, связанные с лицензионной деятельностью).

  • Инспекция труда.
  • Ростехнадзор.
  • Пожарная инспекция.
  • Налоговая служба.
  • Росприроднадзор.
  • Роскомнадзор.
  • Таможенная служба.
  • Счетная палата.

Ограничения касаются новых выездных проверок. Ранее начатые мероприятия продолжатся в дистанционном формате с использованием аудиосвязи и видеоформата. А внеплановые проверки с выездом будут проводится только в 3 случаях:

  1. При поступлении поручения от Президента, Правительства или прокурора.
  2. При чрезвычайных ситуациях, связанных с риском для здоровья и жизни граждан.
  3. При наличии ходатайства об осуществлении проверки для признания предписания исполненным.

Вздохнуть спокойно могут владельцы малого и среднего бизнеса, НКО с численностью сотрудников не более 200 человек за 2019 год. А в список исключений внесли компании, объекты которых попали в категорию высокого или чрезвычайно высокого риска.

Цифровизация: дистанционные способы коммуникации с органами контроля

В мировом сообществе дистанционные способы надзора используются давно. А в РФ именно пандемия подтолкнула к массовой цифровизации процессов сбора и анализа данных. Для автоматизации контрольно-надзорной деятельности разработали высокотехнологичные виртуальные сервисы.

  1. Государственная информационная система «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которая позволяет пользователям получить все данные о запланированных контрольных мероприятиях и бесплатно проконсультироваться у контролёра.
  2. Государственная информационная платформа предназначенная для контроля оборота драгоценных металлов, камней и изделий из них (ГИИС ДМДК).
  3. Цифровой сервис для обработки жалоб предпринимателей на незаконные действия правоохранительных органов.

Цифровые технологии уже успешно используются в Ростехнадзоре и ФНС. Ростехнадзор осуществляет дистанционные проверки, принимает электронные копии документов и предоставляет результаты при бесконтактном взаимодействии. ФНС предлагает более 50 онлайн-сервисов, которые подходят для решения большинства вопросов, связанных с налогами.

Выводы: об изменениях простым языком

Главная идея реформ - снизить количество госпроверок в отношении добросовестных предпринимателей, а также в тех секторах экономики, где риск нарушений обязательных требований не велик.

Большая часть предпринимателей может вздохнуть спокойно. Плановые проверки приостановлены. При этом власти собираются сохранить режим дерегулирования до 2022 года для восстановления экономики.

Автор: Фесько Дмитрий, Партнер, председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров). Руководитель практики инвестиционного и налогового права.
Источник: Право.ру

Читайте также: