Контрольная функция налогов устраняют тенденции социального расслоения

Опубликовано: 25.04.2024

Налоги и налогообложение

Олимпиада состоит из 10 вопросов.
После прохождения олимпиады вы увидите количество набранных баллов. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Участие в олимпиаде бесплатное. Если вас устраивает результат, вы сможете перейти к оформлению заявки на получение диплома.

Орг. взнос за получение электронного диплома о прохождении блиц-олимпиады составляет Стоимость выпуска диплома о прохождении олимпиады составляет 100 рублей 90 рублей

Данные, которые будут введены в заявке, будут использованы для оформления диплома в электронном виде.

Вопросов: 10 Максимальный балл: 10
Вопрос № 1
Налоговые органы имеют право контролировать цену продажи .
между взаимозависимым лицам
по решению руководителя налогового органа
когда цена, не соответствует цене, установленной аналогичной организацией
когда продаются покупные товары
Вопрос № 2
Отсрочка по уплате налога – это .
изменение срока уплаты налога с поэтапной уплатой суммы задолженности
отмена уплаты налога в текущем календарном году
изменение срока уплаты налога с единовременной уплатой суммы задолженности
Вопрос № 3
Операции, не облагаемые НДС:
ремонт жилья
предоставление ритуальных услуг
ввоз товаров на таможенную территорию РФ
строительство дорог
Вопрос № 4
Отчетный период по налогу на имущество организаций:
декада
месяц
квартал
календарный год
Вопрос № 5
Переход на УСН производится по решению .
регионального правительства
учредителей налогоплательщика
налоговых органов
Вопрос № 6
Контрольная функция налогов:
устраняют тенденции социального расслоения
обеспечивают государство финансовыми ресурсами
появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах
Вопрос № 7
Прямые налоги:
подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых
налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, транспортный налог, ЕСН
налог на добавленную стоимость
акцизы, налог на имущество физических лиц, УСН
Вопрос № 8
Операция, признаваемая объектом обложения НДС:
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
передача имущества в качестве вклада по договору простого товарищества
передача имущества государственных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации
Вопрос № 9
Налоговым периодом по ЕНВД является:
Месяц
Квартал
Полугодие
Год
Вопрос № 10
При исчислении налога на прибыль организация имеет право принять расходы на .
оказанные ей консультационные услуги
приобретение путевок для отдыха сотрудников за границей
оказание материальной помощи работникам

Организатор конкурса - Всероссийское СМИ "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2021

Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.


Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог - это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора - обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения - это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну - весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

контрольные функции федеральной налоговой службы рф

Спектр функций

Контрольная функция налогов - это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем - количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств - контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

пример контрольной функции налогов

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент - они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие - взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

контрольная функция налогов заключается

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача - регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот - уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы - полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога - полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

сущность контрольной функции налога

Налоговые подфункции

Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:

  • Воспроизводственная.
  • Стимулирующая.
  • Дестимулирующая.

Разберем эти подкатегории детально.

Стимулирующая подфункция

Задача этой налоговой подфункции - поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.

Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

Дестимулирующая подфункция

Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.

Воспроизводственная подфункция

Главная задача такой налоговой подфункции - накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.

контрольная функция налогов состоит в том

Поощрительная функция

В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.

По своей сути эта функция - приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства. Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи. База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина - покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.

Функции налоговых органов

Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.

Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:

  • Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
  • Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
  • Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
  • Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.

контрольная функция налоговых органов

Дополнительные задачи ФНС

Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:

  • Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
  • Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
  • Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
  • Контроль за информированием налогоплательщиков.

контрольная функция налогов

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.

Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог - это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора - обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения - это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну - весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

контрольные функции федеральной налоговой службы рф

Спектр функций

Контрольная функция налогов - это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем - количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств - контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

пример контрольной функции налогов

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент - они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие - взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

контрольная функция налогов заключается

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача - регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот - уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы - полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога - полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

сущность контрольной функции налога

Налоговые подфункции

Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:

  • Воспроизводственная.
  • Стимулирующая.
  • Дестимулирующая.

Разберем эти подкатегории детально.

Стимулирующая подфункция

Задача этой налоговой подфункции - поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.

Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

Дестимулирующая подфункция

Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.

Воспроизводственная подфункция

Главная задача такой налоговой подфункции - накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.

контрольная функция налогов состоит в том

Поощрительная функция

В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.

По своей сути эта функция - приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства. Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи. База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина - покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.

Функции налоговых органов

Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.

Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:

  • Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
  • Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
  • Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
  • Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.

контрольная функция налоговых органов

Дополнительные задачи ФНС

Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:

  • Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
  • Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
  • Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
  • Контроль за информированием налогоплательщиков.

контрольная функция налогов

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.

В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение по поводу функций налога как экономической категории. Большинство авторов признают за налогом две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция – основная функция налогов, которая состоит в формировании бюджетного фонда государства. Граждане отказываются от части своих прав и передают их государству, рассчитывая на то, что государство успешнее реализует определенные функции, связанные с «провалами» рынка.

Регулирующая функцияналогов проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения или повышения «обычных» ставок налогов, что, в свою очередь, влияет на инвестиционные процессы в экономике, спад или рост производства, а также его структуру.

Ряд авторов выделяют еще две функции налогов: социальную и контрольную, отнесем их к дополнительным (косвенным) функциям налогов.

Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Осуществляется данная функция через неравное налогообложение разных сумм доходов индивидуумов.

Контрольная функцияналогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатовэкономико-финансовой деятельности.

Классификация налогов

Вопрос классификации налогов, т. е. системной их группировки по различным признакам, занимает значительное место в теории налогов. Необходимо отметить, что единой точки зрения среди ученых-экономистов на данный вопрос нет. Возможны различные классификации налогов в зависимости от того, по какому признаку они строятся.

Первой действующей классификацией налогов, установившейся в практике налогообложения еще в XVII в., явилось следующее деление.

На основе критерия перелагаемости они делились:

По сути, эта классификация основана на различии понятий «субъект налогообложения» (налогоплательщик) и «носитель налога».

Субъект налогообложения и налогоплательщик – это лицо, на которое возложена формальная обязанность по уплате налога.

Носитель налога – лицо, фактически уплачивающее сумму налога.

Дляпрямых налогов субъектом налогообложения и носителем налога является одно и то же лицо; для косвенных налогов субъект налогообложения и носитель налога – разные лица.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика, поэтому их и называют еще подоходно-поимущественные налоги. К таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и т. п.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, т. е. фактическим плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, услуги. Косвенные налоги называются налогами на потребление, к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы. Косвенные налоги закладываются в цену товара на стадии реализации и являются как бы надбавкой к цене товара.

Чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги.

Известны примеры государств, обходящихся без прямых налогов с населения, – это Албания, Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт. Хотя по своему экономическому и политическому положению эти страны довольно различны, однако у них есть общая черта – участие населения этих стран в управлении государством минимально.

Выгода косвенного налогообложения для государства обусловлена следующими факторами:

· устойчивостью доходов бюджета, особенно в условиях инфляции;

· низкими затратами по учету косвенных налогов относительно прямых налогов;

· косвенные налоги считаются незаметными и менее безболезненными для плательщиков. Потребитель оплачивает косвенные налоги в результате различных сделок с товарами и услугами.

· косвенные налоги скрывают от каждого налогоплательщика сумму, которую он платит государству, и тем самым подавляют всякое стремление к самоуправлению.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются:

· на федеральные, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории, – их устанавливает и вводит в действие высший правительственный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

· региональные, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

· местные, вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только по решению, принятому на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

В зависимости от субъекта налогообложения выделяют налоги:

· взимаемые с физических лиц;

· взимаемые с юридических лиц;

· уплачиваемые и юридическими и физическими лицами.

По объекту налогообложения различают налоги:

· на доходы и на прибыль;

· на социальные нужды.

По отношению к бюджетам разных уровней классифицируют налоги:

· закрепленные, которые поступают целиком в один из бюджетов либо распределяются между бюджетами разных уровней в фиксированной пропорции, определяемой налоговым законодательством;

· регулирующие – они распределяются между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определяется бюджетным законодательством и может изменяться при утверждении федерального и региональных бюджетов на текущий финансовый год.

По целевой направленности налоги подразделяют;

· на абстрактные (общие), предназначенные для формирования доходов бюджета в целом;

· на целевые(специальные), вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей, как правило, создаются специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

| следующая лекция ==>
Свойства налога | Налоговые теории: общие и частные

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог - это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора - обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения - это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну - весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Спектр функций

Контрольная функция налогов - это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем - количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств - контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент - они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие - взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача - регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот - уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы - полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога - полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Читайте также: