Контрольная функция налогов устраняют тенденции социального расслоения
Опубликовано: 25.04.2024
Олимпиада состоит из 10 вопросов.
После прохождения олимпиады вы увидите количество набранных баллов. Каждый правильный ответ - 1 балл.
Участие в олимпиаде бесплатное. Если вас устраивает результат, вы сможете перейти к оформлению заявки на получение диплома.
Орг. взнос за получение электронного диплома о прохождении блиц-олимпиады составляет Стоимость выпуска диплома о прохождении олимпиады составляет 100 рублей 90 рублей
Данные, которые будут введены в заявке, будут использованы для оформления диплома в электронном виде.
Вопросов: | 10 | Максимальный балл: | 10 |
Налоговые органы имеют право контролировать цену продажи . | |
между взаимозависимым лицам | |
по решению руководителя налогового органа | |
когда цена, не соответствует цене, установленной аналогичной организацией | |
когда продаются покупные товары |
Отсрочка по уплате налога – это . | |
изменение срока уплаты налога с поэтапной уплатой суммы задолженности | |
отмена уплаты налога в текущем календарном году | |
изменение срока уплаты налога с единовременной уплатой суммы задолженности |
Операции, не облагаемые НДС: | |
ремонт жилья | |
предоставление ритуальных услуг | |
ввоз товаров на таможенную территорию РФ | |
строительство дорог |
Отчетный период по налогу на имущество организаций: | |
декада | |
месяц | |
квартал | |
календарный год |
Переход на УСН производится по решению . | |
регионального правительства | |
учредителей налогоплательщика | |
налоговых органов |
Контрольная функция налогов: | |
устраняют тенденции социального расслоения | |
обеспечивают государство финансовыми ресурсами | |
появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах |
Прямые налоги: | |
подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых | |
налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, транспортный налог, ЕСН | |
налог на добавленную стоимость | |
акцизы, налог на имущество физических лиц, УСН |
Операция, признаваемая объектом обложения НДС: | |
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления | |
передача имущества в качестве вклада по договору простого товарищества | |
передача имущества государственных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации |
Налоговым периодом по ЕНВД является: | |
Месяц | |
Квартал | |
Полугодие | |
Год |
При исчислении налога на прибыль организация имеет право принять расходы на . | |
оказанные ей консультационные услуги | |
приобретение путевок для отдыха сотрудников за границей | |
оказание материальной помощи работникам |
Организатор конкурса - Всероссийское СМИ "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Время Знаний
Россия, 2015-2021 год
Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2021
Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.
Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.
Что считается налогом?
Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.
Налог - это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора - обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.
При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.
Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.
Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения - это налоговая система государства.
Важно выделять и такие элементы налога, как:
- Налогоплательщики.
- Налоговая база.
- Объекты налогообложения.
- Налоговые льготы.
- Единицы налогообложения.
- Порядки исчисления.
- Налоговые ставки.
- Источники налога.
- Налоговые периоды.
- Порядки уплаты.
- Налоговые оклады.
- Сроки уплаты налогов.
Данные взносы в государственную казну - весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:
- Прямые и косвенные.
- Аккордные и подоходные.
- Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.
Спектр функций
Контрольная функция налогов - это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:
- Фискальная.
- Регулирующая.
- Социальная.
- Контрольная функция налогов.
Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.
Контрольная
Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.
Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.
Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.
Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем - количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.
Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств - контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.
Социальная
Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.
Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:
- Доходов, которые не подлежат налогообложению.
- Налоговых стандартных вычетов.
- Профессиональных налоговых вычетов.
Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.
Фискальная
Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.
Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.
Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент - они способствуют накоплению государственного долга.
Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие - взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.
Регулирующая
Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.
Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача - регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.
Цель применения льгот - уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:
- Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
- Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
- Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.
Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:
- Понижение ставок налога.
- Сокращение окладных сумм.
- Налоговые каникулы - полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
- Возврат уплаченного ранее налога - полный или частичный.
- Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
- Зачеты ранее внесенных налогов.
- Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.
Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.
К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:
- Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
- Налог на пользование недрами.
- Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
- Водный налог.
- Лесной налог.
- Экологический налог.
- Дорожный налог.
- Налог на собственность.
- Транспортный налог.
- Земельный налог.
Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.
Налоговые подфункции
Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.
Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:
- Воспроизводственная.
- Стимулирующая.
- Дестимулирующая.
Разберем эти подкатегории детально.
Стимулирующая подфункция
Задача этой налоговой подфункции - поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.
Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.
Дестимулирующая подфункция
Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.
Воспроизводственная подфункция
Главная задача такой налоговой подфункции - накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.
Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.
Поощрительная функция
В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.
По своей сути эта функция - приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства. Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи. База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина - покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.
Функции налоговых органов
Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.
Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:
- Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
- Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
- Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
- Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.
Дополнительные задачи ФНС
Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:
- Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
- Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
- Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
- Контроль за информированием налогоплательщиков.
Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.
Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.
Что считается налогом?
Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.
Налог - это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора - обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.
При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.
Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.
Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения - это налоговая система государства.
Важно выделять и такие элементы налога, как:
- Налогоплательщики.
- Налоговая база.
- Объекты налогообложения.
- Налоговые льготы.
- Единицы налогообложения.
- Порядки исчисления.
- Налоговые ставки.
- Источники налога.
- Налоговые периоды.
- Порядки уплаты.
- Налоговые оклады.
- Сроки уплаты налогов.
Данные взносы в государственную казну - весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:
- Прямые и косвенные.
- Аккордные и подоходные.
- Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.
Спектр функций
Контрольная функция налогов - это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:
- Фискальная.
- Регулирующая.
- Социальная.
- Контрольная функция налогов.
Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.
Контрольная
Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.
Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.
Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.
Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем - количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.
Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств - контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.
Социальная
Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.
Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:
- Доходов, которые не подлежат налогообложению.
- Налоговых стандартных вычетов.
- Профессиональных налоговых вычетов.
Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.
Фискальная
Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.
Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.
Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент - они способствуют накоплению государственного долга.
Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие - взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.
Регулирующая
Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.
Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача - регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.
Цель применения льгот - уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:
- Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
- Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
- Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.
Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:
- Понижение ставок налога.
- Сокращение окладных сумм.
- Налоговые каникулы - полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
- Возврат уплаченного ранее налога - полный или частичный.
- Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
- Зачеты ранее внесенных налогов.
- Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.
Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.
К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:
- Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
- Налог на пользование недрами.
- Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
- Водный налог.
- Лесной налог.
- Экологический налог.
- Дорожный налог.
- Налог на собственность.
- Транспортный налог.
- Земельный налог.
Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.
Налоговые подфункции
Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.
Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:
- Воспроизводственная.
- Стимулирующая.
- Дестимулирующая.
Разберем эти подкатегории детально.
Стимулирующая подфункция
Задача этой налоговой подфункции - поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.
Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.
Дестимулирующая подфункция
Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.
Воспроизводственная подфункция
Главная задача такой налоговой подфункции - накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.
Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.
Поощрительная функция
В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.
По своей сути эта функция - приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства. Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи. База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина - покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.
Функции налоговых органов
Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.
Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:
- Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
- Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
- Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
- Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.
Дополнительные задачи ФНС
Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:
- Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
- Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
- Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
- Контроль за информированием налогоплательщиков.
Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.
В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение по поводу функций налога как экономической категории. Большинство авторов признают за налогом две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция – основная функция налогов, которая состоит в формировании бюджетного фонда государства. Граждане отказываются от части своих прав и передают их государству, рассчитывая на то, что государство успешнее реализует определенные функции, связанные с «провалами» рынка.
Регулирующая функцияналогов проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения или повышения «обычных» ставок налогов, что, в свою очередь, влияет на инвестиционные процессы в экономике, спад или рост производства, а также его структуру.
Ряд авторов выделяют еще две функции налогов: социальную и контрольную, отнесем их к дополнительным (косвенным) функциям налогов.
Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Осуществляется данная функция через неравное налогообложение разных сумм доходов индивидуумов.
Контрольная функцияналогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатовэкономико-финансовой деятельности.
Классификация налогов
Вопрос классификации налогов, т. е. системной их группировки по различным признакам, занимает значительное место в теории налогов. Необходимо отметить, что единой точки зрения среди ученых-экономистов на данный вопрос нет. Возможны различные классификации налогов в зависимости от того, по какому признаку они строятся.
Первой действующей классификацией налогов, установившейся в практике налогообложения еще в XVII в., явилось следующее деление.
На основе критерия перелагаемости они делились:
По сути, эта классификация основана на различии понятий «субъект налогообложения» (налогоплательщик) и «носитель налога».
Субъект налогообложения и налогоплательщик – это лицо, на которое возложена формальная обязанность по уплате налога.
Носитель налога – лицо, фактически уплачивающее сумму налога.
Дляпрямых налогов субъектом налогообложения и носителем налога является одно и то же лицо; для косвенных налогов субъект налогообложения и носитель налога – разные лица.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика, поэтому их и называют еще подоходно-поимущественные налоги. К таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и т. п.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, т. е. фактическим плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, услуги. Косвенные налоги называются налогами на потребление, к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы. Косвенные налоги закладываются в цену товара на стадии реализации и являются как бы надбавкой к цене товара.
Чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги.
Известны примеры государств, обходящихся без прямых налогов с населения, – это Албания, Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт. Хотя по своему экономическому и политическому положению эти страны довольно различны, однако у них есть общая черта – участие населения этих стран в управлении государством минимально.
Выгода косвенного налогообложения для государства обусловлена следующими факторами:
· устойчивостью доходов бюджета, особенно в условиях инфляции;
· низкими затратами по учету косвенных налогов относительно прямых налогов;
· косвенные налоги считаются незаметными и менее безболезненными для плательщиков. Потребитель оплачивает косвенные налоги в результате различных сделок с товарами и услугами.
· косвенные налоги скрывают от каждого налогоплательщика сумму, которую он платит государству, и тем самым подавляют всякое стремление к самоуправлению.
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются:
· на федеральные, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории, – их устанавливает и вводит в действие высший правительственный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
· региональные, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
· местные, вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только по решению, принятому на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
В зависимости от субъекта налогообложения выделяют налоги:
· взимаемые с физических лиц;
· взимаемые с юридических лиц;
· уплачиваемые и юридическими и физическими лицами.
По объекту налогообложения различают налоги:
· на доходы и на прибыль;
· на социальные нужды.
По отношению к бюджетам разных уровней классифицируют налоги:
· закрепленные, которые поступают целиком в один из бюджетов либо распределяются между бюджетами разных уровней в фиксированной пропорции, определяемой налоговым законодательством;
· регулирующие – они распределяются между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определяется бюджетным законодательством и может изменяться при утверждении федерального и региональных бюджетов на текущий финансовый год.
По целевой направленности налоги подразделяют;
· на абстрактные (общие), предназначенные для формирования доходов бюджета в целом;
· на целевые(специальные), вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей, как правило, создаются специальные бюджетные и внебюджетные фонды.
| | следующая лекция ==> | |
Свойства налога | | | Налоговые теории: общие и частные |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.
Что считается налогом?
Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.
Налог - это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора - обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.
При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.
Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.
Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения - это налоговая система государства.
Важно выделять и такие элементы налога, как:
- Налогоплательщики.
- Налоговая база.
- Объекты налогообложения.
- Налоговые льготы.
- Единицы налогообложения.
- Порядки исчисления.
- Налоговые ставки.
- Источники налога.
- Налоговые периоды.
- Порядки уплаты.
- Налоговые оклады.
- Сроки уплаты налогов.
Данные взносы в государственную казну - весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:
- Прямые и косвенные.
- Аккордные и подоходные.
- Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.
Спектр функций
Контрольная функция налогов - это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:
- Фискальная.
- Регулирующая.
- Социальная.
- Контрольная функция налогов.
Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.
Контрольная
Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.
Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.
Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.
Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем - количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.
Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств - контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.
Социальная
Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.
Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:
- Доходов, которые не подлежат налогообложению.
- Налоговых стандартных вычетов.
- Профессиональных налоговых вычетов.
Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.
Фискальная
Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.
Основная задача при воплощении данной функции в жизнь - обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.
Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент - они способствуют накоплению государственного долга.
Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие - взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.
Регулирующая
Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.
Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача - регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.
Цель применения льгот - уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:
- Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
- Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
- Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.
Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:
- Понижение ставок налога.
- Сокращение окладных сумм.
- Налоговые каникулы - полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
- Возврат уплаченного ранее налога - полный или частичный.
- Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
- Зачеты ранее внесенных налогов.
- Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.
Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.
К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:
- Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
- Налог на пользование недрами.
- Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
- Водный налог.
- Лесной налог.
- Экологический налог.
- Дорожный налог.
- Налог на собственность.
- Транспортный налог.
- Земельный налог.
Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Читайте также: