Контрагент из казахстана налогообложение

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация оказывает экспедиторские услуги компании в Республике Казахстан.
Может ли иностранная компания применить к организации налог на прибыль? Если да, то можно ли применить исключение двойного налогообложения?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доход, полученный в рассматриваемом случае российской организацией - исполнителем, не подлежит обложению подоходным налогом на территории Республики Казахстан.
В случае удержания налога на территории Республики Казахстан велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться положениями ст. 311 НК РФ, которыми предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Следовательно, доходы, полученные организацией от оказания услуг на территории Республики Казахстан, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ). При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами, установленными НК РФ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
В настоящее время между РФ и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.) (далее - Конвенция).
Указанная Конвенция распространяется в Республике Казахстан, в частности, на подоходный налог с юридических лиц (п. 3 ст. 2 Конвенции).
Согласно п. 1 ст. 8 "Международные перевозки" Конвенции прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта в международной перевозке, облагается налогом только в этом государстве.
В данной норме доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не упомянуты.
Полагаем, что в анализируемой ситуации необходимо руководствоваться п. 1 ст. 7 Конвенции, в силу которого прибыль предприятия договаривающегося государства (российской организации) облагается налогом только в этом государстве (РФ), если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.
Таким образом, если предпринимательская деятельность российской организации в рамках заключенного договора на оказание экспедиторских услуг осуществляется без образования постоянного представительства на территории Республики Казахстан, доходы, получаемые от источников в иностранном государстве, подлежат налогообложению в Российской Федерации (смотрите письмо Минфина России от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
Отметим, что постоянное учреждение может возникнуть в случае оказания услуг, но только если деятельность такого характера продолжается в пределах страны более чем 12 месяцев (пп. "в" п. 3 ст. 5 Конвенции). Такая ситуация, в частности, возможна в случае заключения договора с казахской организацией на срок более года, в том числе когда предметом договора будет оказание экспедиторских услуг.
Так в постановлении Десятого ААС от 19.11.2013 N 10АП-10445/13 суд указал, что двенадцатимесячный период применяется к каждому отдельному проекту. Проект может рассматриваться как единый субъект, даже если он основан на нескольких контрактах, при условии, что он формирует единое коммерческое и географическое целое. При таких обстоятельствах в смысле Конвенции деятельность российского экспедитора на территории Республики Казахстан носит регулярный характер, в связи с чем образует постоянное представительство.
При этом действующее законодательство Республики Казахстан и Конвенция не содержат требований обязательного наличия офисного помещения, регистрации постоянного представительства, создания рабочих мест либо вывоза оборудования для отнесения осуществляемой деятельности к деятельности, приводящей к образованию постоянного учреждения (представительства) на территории Республики Казахстан.
В таком случае российский суд признает правомерность налогообложения доходов российской организации, получаемых от деятельности в Республике Казахстан, на территории Казахстана и возможность проведения зачета суммы уплаченного за пределами РФ налога при уплате налога на прибыль организаций в РФ (смотрите также письмо УФНС РФ по МО от 02.11.2006 N 22-22-И/0510).
Однако в изложенной в вопросе ситуации контрагент из Казахстана собирается удержать из доходов российской организации подоходный налог потому, что сомневается в фактическом праве организации на получение соответствующего дохода, т.е. в том, что организация является конечным получателем дохода.
Отметим, что похожая норма есть и в п. 1 ст. 312 НК РФ, согласно которой помимо подтверждения постоянного местонахождения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, к которым относится и Конвенция, подтверждение, что иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
По сути, это дополнительное требование к получателю дохода, установленное национальным законодательством.
При этом ни список документов с целью определения фактического получателя дохода, ни их форма не установлены ни Конвенцией, ни законодательными актами РФ и, полагаем, Казахстана тоже.
Минфин России в этом случае (когда речь идет о подтверждении фактического получения дохода иностранными юрлицами) в качестве таких документов рекомендует принимать во внимание, в частности (письмо Минфина России от 19.12.2018 N 03-08-05/92537):
- документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника выплаты такого дохода при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория) фактической предпринимательской деятельности.
Если контрагент не примет во внимание предоставленные документы и все-таки удержит подоходный налог на территории Республики Казахстан, то в этом случае велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться ст. 311 НК РФ, которой предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.
По мнению Минфина России, в случае удержания подоходного налога с юридических лиц у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не засчитывается в порядке п. 2 ст. 23 Конвенции (смотрите письма Минфина России от 21.05.2018 N 03-08-05/34062, от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
В такой ситуации организации следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции. С этой целью также следует оформить документ, подтверждающий постоянное местопребывание в РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-08-05/45365, от 29.09.2014 N 03-08-05/48669, от 29.09.2014 N 03-08-05/48676, от 06.08.2013 N 03-03-06/1/31571, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023299@).
Одновременно организация вправе представить свое дело для рассмотрения в Минфин России. Заявление должно быть представлено в течение 3 лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями Конвенции (п. 1 ст. 25 Конвенции).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

3 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

В предыдущих статьях цикла, посвященного расчету налогов при работе со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), мы описали экспорт и импорт товаров (см. «Экспорт товаров в страны ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру» и «Импорт товаров из стран ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру»). А в сегодняшней статье мы расскажем, как правильно начислять и платить налоги, если фирма из Армении, Белоруссии, Казахстана, или Киргизии (то есть из стран ЕАЭС) является стороной по договору подряда или возмездного оказания услуг.

Вводная информация

Поскольку речь идет о «трансграничной» торговле работами и услугами, то и правила налогообложения в этой части регулируются не только Налоговым кодексом. Приоритет здесь в силу ст. 7 НК РФ имеют нормы международного права. Эти нормы установлены Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014; далее — Договор о ЕАЭС) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к этому Договору (далее — Протокол).

По правилам ст. 146 НК РФ, налогом на добавленную стоимость облагается не любая реализация работ или услуг, а только такая, которая осуществлена на территории России. Если при обычных трансграничных операциях для определения территории выполнения работы или оказания услуги используется ст. 148 НК РФ, то в случае с ЕАЭС эта статья не применяется. Соответствующую информацию нужно искать в п. 28 и 29 Протокола, для удобства использования которой мы подготовили специальную таблицу (она размещена в конце данной статьи).

По работам и услугам, которые признаются выполненными (оказанными) на территории РФ, необходимо будет заплатить НДС. Причем, такая обязанность возникает как при реализации работ или услуг, так и при их приобретении у иностранной организации. В последнем случае российская компания выступает налоговым агентом (п. 2 ст. 161 НК РФ) и обязана определить сумму НДС по расчетной ставке, т.е. «вычленить» из договорной суммы (п. 1 ст.161 НК РФ). А значит, по правилам НК РФ иностранный контрагент может получить меньшую сумму, чем указано в тексте договора.

Именно поэтому вопрос о налоге на добавленную стоимость нужно решать с контрагентами из ЕАЭС заблаговременно, формируя цену контракта с учетом налогового фактора. Если же это сделать забыли, а контрагент претендует именно на сумму, указанную в договоре, можно «накинуть» НДС сверху и уплатить в бюджет за свой счет. Контролирующие органы признают такой подход правомерным (см. письма Минфина России от 12.11.014 № 03-07-08/57178 и от 05.06.13 № 03-03-06/2/20797).

Каких-то особенностей в части отчетности по налогу на добавленную стоимость ЕАЭС-операции с услугами и работами не влекут. И при их реализации, и при покупке в инспекцию подается знакомая всем плательщикам НДС декларация по этому налогу в электронном виде.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать декларацию по НДС через интернет

Налог на прибыль

Доходы иностранных организаций от источников в РФ облагаются налогом на прибыль (ст. 246 НК РФ). А налоговыми агентами тут снова признаются российские компании, в т. ч. и применяющие УСН (п. 1 ст.310 и п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Однако в части налога на прибыль такие обязанности у российских фирм возникают только при одновременном выполнении двух условий. Первое — «покупаемая» работа или услуга фактически выполняется (оказывается) на территории РФ (письма Минфина России от 25.05.15 № 03-07-14/29943 и от 24.11.10 № 03-08-05). Второе условие — услуга или работа поименована в ст. 309 НК РФ как влекущая возникновение у иностранной компании дохода от источника на территории РФ.

В этом перечне из всех возможных работ и услуг названы только аренда имущества, находящегося на территории РФ, и международные перевозки. Так что в 99% случаев в части налога на прибыль каких-либо дополнительных обязанностей у организации, «покупающей» услуги или работы у резидента ЕАЭС, не возникает (п. 2 ст. 309 НК РФ, письма Минфина России от 15.07.15 № 03-08-13/40642 и от 07.06.11 № 03-03-06/1/334).

В отличие от операций по реализации товаров, для которых и в НК РФ, и в Договоре о ЕАЭС, и в Протоколе сделаны специальные оговорки для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, реализация работ и услуг каких-либо особенностей для «спецрежимников» не несет. Так, по договорам, где российская организация или ИП выступает в роли «продавца» работы или услуги, у плательщиков УСН не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС по данным операциям. Причем, данное правило применятся вне зависимости от того на чьей территории, согласно правилам Протокола, будет оказываться услуга или выполняться работа.

Если же российская организация или ИП выступает «покупателем» работы или услуги, то в некоторых случаях ей придется «примерить» на себя роль налогового агента. Такая необходимость возникает, если по правилам Протокола работы или услуги считаются оказанными на территории РФ. Сориентироваться в том, когда именно это происходит, поможет таблица в конце текста.

Перечисленную в бюджет сумму НДС можно будет включить в расходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Понятно, что сделать это могут только те налогоплательщики, которые выбрали объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Применение УСН в описываемой ситуации не освобождает от обязанность сдать декларацию по НДС с заполненным разделом 2. Сделать это нужно будет в общеустановленные сроки, т.е. до 25 числа месяца, следующего за удержанием налога. При этом декларацию можно сдать на бумаге (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если же по данным таблицы «покупаемая» работа или услуга признаются оказанными на территории иностранного государства, то дополнительных обязанностей у плательщиков УСН не возникает. Такая операция проходит в том же режиме, что и обычная, внутрироссийская.

Нет каких-либо особенностей и в части единого налога, уплачиваемого при УСН. Как и в случае с внутрироссийской реализацией доходы будут признаваться на дату поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения другим способом задолженности налогоплательщику (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если выручка по договору выражена в иностранной валюте, для целей УСН ее нужно пересчитать в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения доходов (п. 3 ст. 346.18 НК РФ).

По общим правилам признаются и расходы на «трансграничные» операции. А значит, решающую роль тут играет оплата услуг или работ исполнителю (п. 2 ст. 346.17, пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если оплата проводится в валюте, то ее нужно пересчитать в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату осуществления расходов (п. 3 ст. 346.18 НК РФ). Так что в расходы всегда будет включаться именно та сумма в рублях, которая была фактически потрачена.

Таблица

Вид работы, услуги

При каких условиях местом оказания услуг (выполнения работ) признается территория РФ

Работы, услуги связаны непосредственно с имуществом (движимым или недвижимым)

Имущество находится на территории РФ

Не применяется в отношении аренды, лизинга и иного пользования движимого имущества

Услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Фактически оказываются на территории РФ

Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские,

«Покупатель» услуги — российская организация (ИП)

Рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги

Инжиниринговые, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы

Услуги по обработке информации, по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных

«Покупатель» услуги — российская организация (ИП), при этом персонал фактически работает в РФ

Необходимо одновременное выполнение двух названных условий. В противном случае данная услуга рассматривается как «прочая» (см. ниже).

Передача, предоставление, уступка патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав

«Покупатель» услуги — российская организация (ИП)

Аренда, лизинг, иное пользование движимого имущества (кроме транспортных средств)

Все прочие работы и услуги

«Продавец» услуги — российская организация (ИП)

Среди прочего применимо к аренде, лизингу, иному пользованию транспортных средств.

Добрый день!
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/

При приобретении услуг налоговые последствия по НДС зависят от того, территория какого государства (территория РФ или территория иностранного государства) признается местом реализации услуг в соответствии со ст. 148 НК РФ. При заключении договора с резидентом Республики Казахстан, являющегося резидентом государства - члена ЕАЭС (начиная с 1 января 2015 г.) также следует руководствоваться п.п. 28, 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).

Исходя из условий вашего вопроса у вас заключен договор на оказание рекламных услуг с контрагентом Республики Казахстан.
В соответствии с п.п. 4 п. 29 Приложения № 18 если налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС приобретаются рекламные услуги, то местом реализации услуг признается территория государства-члена ЕАЭС. Следовательно, в вашем случае вы, как налогоплательщик государства -члена ЕАЭС (России), приобретаете рекламные услуги у другого налогоплательщика государства-члена ЕАЭС (Казахстан). Значит местом их оказания признается территория РФ.

Если местом реализации услуг является территория РФ, то операции по оказанию услуг облагаются НДС и российский заказчик в этом случае признается налоговым агентом ( пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Российская организация в качестве налогового агента обязана при перечислении иностранному исполнителю оплаты за оказанные услуги удержать НДС и уплатить его в бюджет (п. 2 ст. 161, п. 4 ст. 173, абз. 2.3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Сумма налога определяется расчетным методом исходя из договорной стоимости с учетом НДС, к которой применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 4 ст. 164 НК РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ).

В случае когда в договоре, заключенном с иностранным исполнителем, указана стоимость услуг без учета НДС, подлежащего удержанию в соответствии с российским законодательством, организации (заказчику) следует самостоятельно определить налоговую базу - увеличить стоимость услуг на сумму НДС(Письма Минфина России от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 № 03-07-08/32).

Уплаченную в бюджет сумму НДС заказчик имеет право принять к вычету в том же налоговом периоде при наличии правильно оформленного счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату НДС, при условии, что приобретенные услуги используются в облагаемых НДС операциях (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.10.2013 № 03-07-11/44418).

Подведем итог.
Так как вы уплатили аванс, то получается, что иностранный контрагент уже получил доход. За этот налоговый периоде, в котором перечислен аванс поставщику, вы должны составит счет-фактуру в одном экземпляре, зарегистрировать ее в книге продаж и сдать декларацию по НДС, где в заполнить раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента
При оказании вам рекламных услуг и предоставления Поставщиком акта вы заполняете соответствующие строки в разделе 2 декларации (показываете выполненные работ и восстанавливаете НДС с перечисленной предоплаты) и сумму НДС, исчисленную в качестве налогового агента, также отражаете в разделе 3 декларации "Налоговые вычеты" по строке 180. То есть, у вас получится НДС и к уплате, и к возмещению. Следует отметить, что при перечислении НДС в качестве налогового агента вам следует в платежном поручении правильно указать статус "2". Если указать статус "1", то этот НДС поступит в счет "обычного" НДС и будет считаться, что НДС в качестве налогового агента вы не уплатили.

Что касается суммы НДС, предъявленные иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства - члена ЕАЭС) за оказанные услуги, местом реализации которых территория РФ не признается, к вычету не принимаются, поскольку нормами Налогового кодекса РФ вычет таких сумм налога не предусмотрен.

Расходы по уплате налога, предъявленного иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства - члена ЕАЭС), могут быть учтены при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.07.2014 N 03-07-08/31595).

В отношении налога на прибыль ( если вы являетесь плательщиком налога на прибыль) следует отметить, что по прибыли (доходам), полученной иностранными организациями от выполнения работ (оказания услуг) на территории иностранных государств, такие иностранные организации налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации не являются. Доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства не являются доходами от источников в Российской Федерации и, соответственно, налогообложению в Российской Федерации налогом на прибыль организаций не подлежат ( ст.ст. 309, 310 НК РФ, Письма Минфина России от 03.10.2011 № 03-03-06/1/618, от 11.07.2007 № 03-03-06/1/478).

Хотела бы добавить по вопросу предъявления вам иностранным контрагентом "своего казахстанского НДС". Ваш поставщик не должен начислять НДС. Предъявляя вам «свой» НДС он нарушает положения п. 2 ст. 72 раздела «Налоги и налогообложение» Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

В данном разделе предусмотрены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах и налогообложение доходов физических лиц. Так, например, в ст. 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства - члена ТС и ЕЭП на территорию другого государства-члена, а также работы и услуги, осуществляемые и оказываемые на единой территории, облагаются косвенными налогами.

В частности, в ст. 71 Договора пределен принцип недискриминации в рамках единого экономического пространства. Так, государства-члены при осуществлении взаимной торговли взимают налоги в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов. Это не менее благоприятно, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. Кроме того, в данной статье предусмотрено, что государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:
- гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
- дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

В ст. 72 предусмотрено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется согласно Приложению № 18 к Договору о ЕАЭС.

Как я уже указала ранее, местом реализации рекламных услуг признается территория того государства -члена ЕАЭС, налогоплательщик которого приобретает данные услуги. Услуги в данному случае приобретаются российским налогоплательщиком, соответственно такие услуги облагаются НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если бы вы в свою очередь окажете казахстанскому контрагенту рекламные услуги, то тогда получается, что налогоплательщик страны Казахстан приобретает рекламные услуги и местом оказания услуг будет признаваться территория его государства и налогообложение НДС должно производиться в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Вы в таком случае не должны будете ему предъявить наш, российский, НДС, но при выплате вам дохода казахстанский контрагент должен будет удержать из него свой 12% - й НДС и уплатить его в свой бюджет.

Таким образом, положениями Договора ЕАЭС устраняется двойное налогообложение, а вашей ситуации ваш контрагент не соблюдает этот принцип.

Я рекомендую вам указать казахстанского контрагенту на то, что он не должен включать в стоимость рекламных услуг сумму «своего» НДС и сослаться на положения Договора о Евразийском экономическом союзе. Возможно, ему необходимо проконсультироваться у специалистов по данному вопросу.
В случае если ваш контрагент не согласится с вашими доводами, то вам придется уплатить и сумму «казахского НДС» и НДС в бюджет согласно российскому законодательству с одной сделке. То есть налицо факт двойного налогообложения.

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Казахстан и Россия входят в таможенный союз ЕАЭС, поэтому у них единая таможенная территория. Это делает импорт проще: не нужно проходить таможенное оформление, декларирование, уплачивать пошлины. При этом ввоз товара из стран таможенного союза отличается от импорта из третьих стран порядком уплаты НДС и правилами подготовки документов. Читайте в статье, как оформить импорт товаров из Казахстана и заплатить налоги.

В чем особенность импорта из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Казахстан входит в ЕАЭС, как и Россия, Белоруссия, Армения и Киргизия. Между этими странами нет таможенной границы, а правила перемещения товаров внутри таможенного союза установлены «Договором о ЕАЭС».

Справка. Импорт из третьих стран подчиняется таможенному законодательству и проходит через таможню. НДС начисляется в момент вывоза и, соответственно, уплачивается в адрес таможни.

Между странами ЕАЭС действуют правила:

  • импортер рассчитывает НДС самостоятельно и уплачивает его в свой налоговый орган;
  • налоговая база по НДС определяется на момент принятия импортированного товара к учету;
  • по итогам каждого месяца, в котором импортированы товары, в ИФНС нужно представить набор документов;
  • ввозной НДС можно принять к вычету.

Внешнеторговый контракт с Казахстаном

Импорт из Казахстана

Хоть у России и Казахстана единая таможенная территория, законодательство стран не едино. При заключении договора поставки стороны должны определить право, применимое к заключенному договору, можно руководствоваться «Инкотермс».

ВЭД начинается с составления внешнеторгового контракта. Он учитывает законодательство обеих сторон сделки и включает:

  • наименования компаний сторон договора;
  • цель договора;
  • условия оплаты: валюту расчетов, сумму контрактов, сроки платежей, штрафы, ответственность за просрочку;
  • условия поставки;
  • порядок действий при форс-мажорах;
  • реквизиты организаций;
  • порядок разрешения споров.

Если какие-то условия были пропущены, их можно включить в дополнительное соглашение к договору.

По правилам, все пункты договора должны трактоваться однозначно и контракт должен быть составлен на двух языках — казахском и русском. У каждого контракта есть номер, место и дата подписания, они указываются в спецификациях.

Оплата по контракту может проходить в рублях или тенге, в любом случается для расчетов вам понадобится валютный счет. В банк представьте платежное поручение, справку о валютных операциях и другие документы, которые запросит банк.

Паспортов сделки больше нет, но контракты нужно регистрировать в банке. Причем только те, которые превышают лимит — 3 млн рублей для импорта в Россию и 6 млн рублей для экспорта.

НДС при ввозе товара из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Если вы ввозите товар из Казахстана в Россию, то становитесь плательщиком НДС. При этом НДС нужно платить в свой налоговый орган по месту учета, а не на таможне. Даже в тех случаях, когда:

  • вы работаете на спецрежиме;
  • вы освобождены от НДС по ст. 145 НК РФ;
  • вы заключили договор с контрагентом из другой страны, но товар ввозите с территории Казахстана;
  • товар произведен за пределами таможенного союза, но ранее импортирован на его территорию.

Если по законам нашей страны товар или операция освобождена от НДС, то налог платить не нужно. Это касается товаров:

  • перечисленных в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
  • переданных по договору в рамках одной российской организации;
  • купленных у российского поставщика, но доставляемых через страну ЕАЭС.

Рассчитать НДС при импорте из стран ЕАЭС придется самостоятельно (для импорта из третьих стран это делает таможня). У расчета импортного НДС есть особенности:

  • налоговая база рассчитывается на дату принятия импортного товара к учету;
  • налоговая база определяется исходя из цены сделки по договору + акцизы, если товар подакцизный; если сумма сделки в иностранной валюте, ее нужно пересчитать по курсу ЦБ на дату принятия товара к учету;
  • ставки налога стандартные для РФ: 20% и 10% для ряда товаров (ст. 164 НК РФ).

Заплатите ввозной НДС до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товара к учету. В платежном поручении укажите КБК — 182 1 04 01000 01 1000 110.

Отчетность при импорте из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

До даты уплаты ввозного НДС подготовьте и сдайте в налоговую:

  • Декларацию по косвенным налогам. Эта декларация нужна для импорта товаров из стран таможенного союза. Она включает сведения об НДС и акцизах и заполняется за месяц, в котором импортированные товары отражены в учете. Для товара, не облагаемого акцизами, заполните только первый раздел и титульный лист. Форма декларации утверждена приказом ФНС РФ от 27.09.2017 № СА-7-3/765@.
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов — это еще один документ, необходимый для импорта из стран ЕАЭС. Заполните его по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@, и сдайте в налоговую 4 бумажных экземпляра и один электронный или только один электронный, но заверенный ЭП. Второй раздел заполнять не нужно, это сделает налоговая. В течение 10 рабочих дней они рассмотрят заявление и вернут вам заверенные экземпляры. Один оставьте себе, чтобы получить вычет, а два отдайте иностранному поставщику, чтобы он подтвердил ставку 0% по экспортному НДС.

Кроме этого подготовьте:

  • выписку из банка или другой документ, подтверждающий уплату налога;
  • транспортные и сопроводительные документы;
  • счета-фактуры или иные документы, подтверждающие стоимость
  • внешнеторговый контракт или другой договор, подтверждающий основание приобретения;
  • договоры поручения, комиссии или агентские;
  • Полный список дополнительных документов и основания для их подготовки перечислены в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

Как принять ввозной НДС к вычету

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

НДС при импорте товара из стран ЕАЭС можно принять к вычету и уменьшить налог, начисленный по реализации на территории РФ. Для этого есть условия:

  • товар принят к учету;
  • товар будет использоваться в операциях, облагаемых НДС;
  • НДС по товару уплачен;
  • от налоговой получено заверенное заявление о ввозе товара и уплате налогов;
  • заявление зарегистрировано в книге покупок, и в ней указаны реквизиты платежей на уплату НДС;
  • НДС к вычету принять могут не все, а только налогоплательщики на ОСНО. Спецрежимники и лица, освобожденные от налога по ст. 145 НК РФ, учитывают НДС в себестоимости товара и не претендуют на вычет.

Вычет можно заявить в течение 3 лет после принятия товара к учету. При этом получить вычет можно только в квартале, следующем за кварталом, в котором товары приняты к учету.

Например, если ООО «Калинка» импортировало товары и заплатило НДС в декабре 2018 года, но заявление с отметкой налоговиков получило уже в январе. Тогда НДС к вычету можно принять только в первом квартале 2019.

Когда выполнены все условия, включите в обычную декларацию по НДС сумму, подлежащую вычету. Отразите ее в строке 160 раздела 3 ежеквартальной декларации.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Наряду с Россией участниками Таможенного союза являются Казахстан и Белоруссия. С 1 января 2010 года на территории этих стран действует единый таможенный тариф и порядок взимания косвенных налогов. В целом существование таможенного союза трех стран открывает возможности по оптимизации НДС и налога на прибыль, а также позволяет выгодно построить структуру группы с участием этих стран.

Анализ показывает, что в плане налоговой экономии и ведения бизнеса наиболее благоприятна юрисдикция Казахстана. Это утверждение справедливо в отношении НДС, а также налога у источника на дивиденды, выплачиваемые российскому собственнику.

Конечно, использование казахской компании в группе сулит выгоды в случае, если собственник будет также заинтересован в ведении бизнеса на территории этой страны. При этом на практике существуют способы, которые позволяют вернуть прибыль от ведения такой деятельности в Россию без налоговых потерь.

Россия и Казахстан уплачивают косвенные налоги по правилам Евразийского сообщества

Следующим шагом после присоединения Казахстана к единому таможенному союзу России и Белоруссии стала ратификация Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», далее – Протокол о товарах (Федеральный закон от 19.05.10 № 98-ФЗ). С 1 июля 2010 года участники таможенного союза обязаны руководствоваться этим документом при экспорте и импорте товаров во взаимной торговле (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»).

Протокол о товарах является частью Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение). С точки зрения налогового планирования этот документ привлекателен в части НДС.

Казахские работодатели уплачивают социальный налог в размере 11 процентов

В целом налоговая система Казахстана существенно мягче российской. В частности, это касается социальных и подоходных налогов.

В Казахстане действует три режима налогообложения компаний. Это общий порядок, специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, а также специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и для производителей сельскохозяйственной продукции.

Общеустановленный порядок. Выбрав этот режим, компания обязана рассчитывать корпоративный подоходный налог по ставке 20 процентов от полученного дохода за минусом вычетов, связанных с получением дохода и с учетом переносимых убытков.

Социальный налог казахский работодатель уплачивает по ставке 11 процентов. Пониженный тариф в размере 4,5 процента установлен для инвалидных организаций (ст. 358 Налогового кодекса Республики Казахстан – НК РК). Не облагаются социальным налогом государственные премии, стипендии, денежные награды за призовые места на спортивных соревнованиях или конкурсах. Налог также не начисляется на компенсации при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя и при сокращении численности штата работников, а также на выплаты за неиспользованный трудовой отпуск (ст. 357 НК РК).

Индивидуальный подоходный налог (аналог российского НДФЛ) взимается по ставке 10 процентов. Исчисление налога на имущество рассчитывается по ставке 1,5 процента от налоговой базы (п. 1 ст. 398 НК РК).

Специальный налоговый режим. Это льготный режим, предусматривающий ограничения по размеру дохода (25 тыс. тенге в квартал – примерно 5,1 млн рублей), по предельной среднесписочной численности работников (не более 50 человек), а также по виду деятельности. При использовании этого режима доход компании облагается по ставке 3 процента от суммы выручки. При этом расходы к вычету не принимаются.

Специальный режим не вправе применять юрлица, которые имеют филиалы или представительства в разных населенных пунктах. Не вправе перейти на льготное налогообложение и компании, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов или у которых учредитель одновременно является учредителем другого юрлица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный режим не распространяется на следующие виды деятельности:

  • производство подакцизной продукции;
  • реализацию отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организацию и проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклотары;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухучета или аудита;
  • финансовую и страховую деятельность, деятельность страхового брокера и страхового агента.

В Казахстане проще всего организовать товарищество с ограниченной ответственностью

Наиболее распространенной формой юрлица в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью. По сути, это аналог российского ООО.

Так, участники казахского товарищества не отвечают по его обязательствам. Но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Чаще всего доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Но в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Упрощенная система регистрации делает товарищество с ограниченной ответственностью наиболее привлекательным для ведения бизнеса в Казахстане. Чтобы зарегистрировать такое товарищество, собственнику не придется эмитировать акции и соблюдать требования, предъявляемые к размеру минимального акционерного капитала.

Учреждение компании в Казахстане позволит снизить НДС с реализации товаров более чем в три раза

В целом положения Таможенного союза создают благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане. В первую очередь это касается НДС. В частности, ставки этого налога в России и Белоруссии составляют соответственно 18 и 20 процентов, а в Казахстане – 12 процентов.

На практике группа с участием казахской компании может совмещать две цели. В частности, наладить в Казахстане сбыт товаров и в то же время в несколько раз снизить по таким торговым операциям ставку НДС.

Причем здесь важно отметить, что правила налогообложения Таможенного союза действуют не только в отношении товаров, происходящих с территории его государств – членов Таможенного союза, но также и из любых стран извне (письмо Минфина России от 08.09.10 № 03-07-08/260).

В случае если российская компания учредит компанию в Казахстане, то общая нагрузка по НДС в группе сформируется следующим образом. Российское ООО закупает товары за 100 у.е. и продает казахской компании за 120 у.е. При этом российское общество предъявит к возмещению из бюджета в связи с применением экспортной ставки НДС 18 у.е.

Казахская компания уплатит НДС при ввозе исходя из закупочной цены товаров, установленной в договоре, и налога по ставке 12 процентов – 14,4 у.е. (120 у.е. 12%). Уплаченный при ввозе налог казахская сторона примет к вычету. Затем она реализует товар потребителям за 200 у.е. При такой реализации она уплатит НДС в размере 24 у.е. (200 у.е. 12%). В результате общая нагрузка по НДС для группы с участием казахской компании составит 6 у.е. (24 + 14,4 – 14,4 – 18). Если бы товар не покидал Россию, то нагрузка по НДС составила бы 18 у.е. ((200 у.е. – 100 у.е.) 18%).

Здесь важно учесть следующие нюансы. При отгрузке товаров российской компании нужно восстановить относящийся к отгруженным товарам входной НДС не позднее того квартала, в котором эти товары отгружены на экспорт. После чего подать декларацию по экспортному НДС. С 1 октября 2011 года такое требование прямо прописано в НК РФ в подпункте 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Для подтверждения экспорта товара и обоснования нулевой ставки НДС положения подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Протокола о товарах требуют выписку банка. Однако с 1 октября 2011 года в НК РФ этот документ исключен из числа документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте (подп. «а» п. 13 ст. 2 Федерального закона от 19.07.11 № 245-ФЗ). А Протокол о товарах позволяет не представлять документы, которые не предусмотрены законодательством страны-экспортера (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Российскому собственнику выгодно возвращать прибыль из Казахстана путем выплаты дивидендов

Учреждение казахской компании не образует для группы потерь по налогу на прибыль при реализации товаров внутри этой страны. Во-первых, ставка по этому налогу в Казахстане такая же, как и в России, – 20 процентов. А вот в Белоруссии ставка на 4 процента выше.

Во-вторых, установленный в Казахстане налог у источника на дивиденды в отношении России не может превышать 10 процентов (ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»). В то время как в Белоруссии эта ставка составляет 15 процентов, а полученные дивиденды там облагаются в обычном порядке по ставке 24 процента.

Однако если российский учредитель участвует в капитале казахской «дочки» более чем три года, налог у источника выплаты дивидендов не удерживается совсем (подп. 3 п. 5 ст. 193 НК РК). То есть при перечислении прибыли в Россию, сформированной от торговых операций в Казахстане, налоговая нагрузка может быть нулевой. Ведь в российском законодательстве тоже есть норма, освобождающая полученные дивиденды от налога (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). При условии не менее чем годового участия в капитале в доле не менее чем 50 процентов.

Если же ни российские, ни казахские условия освобождения не выполняются, казахская компания при выплате дивидендов в Россию удержит налог у источника в размере 10 процентов. Российский учредитель вправе зачесть эти 10 процентов при уплате в России налога с полученных им дивидендов в размере 9 процентов (п. 3 ст. 311 НК РФ). Для этого нужно в российский налоговый орган, в частности, представить подтверждение налогового агента об удержании налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан (письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.10 № 16-12/015966@).

При импорте из Казахстана важно, чтобы российская материнская компания не применяла спецрежим

При импорте товаров в Россию из Казахстана налог взимается в стране импортера, то есть обязанность заплатить НДС возникнет у российского покупателя (ст. 3 Соглашения). Причем, в отличие от ввоза товаров из других стран, где налог платится на таможенной границе, в данном случае перечислить налог в бюджет российской компании следует непосредственно через свою налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Важно отметить, что «ввозной» налог обязаны платить даже те компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а также ЕНВД (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Эта же обязанность есть и у налогоплательщиков, которые имеют освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую импортер должен уплатить поставщику. Получается, что сумма, которая будет фактически перечислена поставщику, на величину налоговой базы не повлияет. В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).

Российская сторона вправе принять «ввозной» налог к вычету, если товары приняты на учет и куплены для операций, облагаемых НДС. В случае же если импортер будет на «спецрежиме», то принять НДС к вычету не удастся. Общество на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» сможет учесть этот налог в составе расходов в виде сумм НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)или в качестве таможенных платежей (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При ввозе товара из Казахстана в Россию не напрямую НДС может и не возникнуть

На практике может возникнуть ситуация, при которой российский собственник решит часть товаров из Казахстана продать в Белоруссию. В этом случае налоговых потерь по НДС в группе также не возникнет.

Дело в том, что в пункте 1 статьи 1 Протокола о товарах сказано, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государства – участника Таможенного союза. Для российской компании таким местом реализации товаров признается территория России, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на ее территории (ст. 147 НК РФ). Вне территории России объекта обложения НДС при реализации не возникает (ст. 146 НК РФ).

Таким образом, поскольку товары ввозятся сразу на территорию Республики Беларусь, то собственником этих товаров является белорусский покупатель, который будет обязан уплатить НДС при таком импорте. В свою очередь российская компания платить НДС не должна. Это мнение подтверждает позиция ФНС России (письмо от 12.08.10 № ШС-37-3/8975@).

Образование постоянного учреждения в Казахстане связывают с конкретными видами деятельности

В случае если российский собственник примет решение учредить в Казахстане филиал или представительство, то важно учесть, что нерезидент, осуществляющий деятельность в Казахстане, которая приводит к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в казахском налоговом органе.

В течение семи–девяти дней регистрирующий орган выдает соответствующие документы, подтверждающие регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Это отдельное свидетельство о регистрации филиала или представительства и его регистрационный номер.

Согласно налоговому законодательству Казахстана, под постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности в республике, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность. В частности, это:

  • любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой или поставкой товаров;
  • любое место управления;
  • любое место осуществления предпринимательской деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая любое место добычи углеводородов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой природных ресурсов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском или обслуживанием оборудования, за исключением монтажа энергетического и технологического оборудования;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов, компьютерных сетей и каналов связи, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой.

Постоянным местом деятельности при оказании услуг в Республике Казахстан признается место оказания услуг через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается в Республике Казахстан более 183 календарных дней.

Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан в случае:

  • проведения страхования или перестрахования рисков через уполномоченное лицо;
  • реализации товаров с определенного места на территории Казахстана;
  • проведения выставок в Казахстане, на которых реализуются товары, если такая деятельность длится более десяти дней;
  • открытия филиала или представительства, за исключением представительства.

При этом следует иметь в виду, что занятие предпринимательской или иной деятельностью в Республике Казахстан без регистрации влечет административный штраф с конфискацией предметов и орудия совершения административных правонарушений (ст. 3571 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Порядок уплаты НДС при ввозе товара из Казахстана

Российское общество обязано представить в инспекцию пакет документов, подтверждающих импорт товаров из Казахстана (п. 8 ст. 2 Протокола), в частности, это:

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и в электронном виде;

– выписка банка, подтверждающая уплату налога в бюджет;

– транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

– счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза);

– контракт, на основании которого товар ввозится в Россию.

В течение десяти рабочих дней инспекторы обязаны подтвердить факт уплаты «ввозного» налога (письмо ФНС России от 13.08.10 № ШС-37-2/9030@).

Читайте также: