Конструкция современных налоговых систем в большинстве стран была заложена в каком веке

Опубликовано: 02.05.2024

Воронежский колледж "НОМОС"

2 курс 1 группа

тема: Классические налоговые теории

г.Воронеж , 2010 год

1. История развития налогообложения

2. Теории налогообложения

Налог - основополагающая категория многих отраслей знаний. Без этого общественного явления немыслимы экономика, финансы, бухгалтерский учёт, аудит, менеджмент, статистика. Налог - одно из основных понятий налогового права. Его следует рассматривать как правовое и экономическое явление. Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. Теория налогообложения менялась в зависимости от уровня развития экономики, национальных традиций, политики государства. Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества.

1. История развития налогообложения

Возникновение налогов связано с зарождением государства, соответственно, их история насчитывает тысячелетия.

Так уже на начальных стадиях государственной организации существовали жертвоприношения, которые носили принудительный характер и устанавливались в конкретном размере.

В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие периоды: древний мир отличался случайным характером государственных изъятий, преимущественно в натуральной форме.

На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: ". и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.

По мере применения товарно-денежных отношений взносы в казну государства приняли в основном денежную форму. Их платили рабы, но не граждане древнего государства. Прямые изъятия с граждан отсутствовали. Основным источником доходов были пошлины (ввозные и вывозные, судебные), платежи союзников за их защиту. Только во время войны с населения взимался равный общеимущественный налог.

В дальнейшем возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело — добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

В эпоху Средневековья в состав плательщиков вошли крестьяне и ремесленники (податное сословие), с которых взималась поголовная плата с очага, с семьи, с души. Духовенство и дворянство были освобождены от налогообложения.

В XVI веке появились новые виды платеженей в государственный бюджет, так называемые регалии - промысловые источники дохода казны монополного характера (соляная, горная, монетная, почтовая).

В целом налогообложение в этот период характеризуется тяжёлым налоговым бременем, произволностью установления и многочисленностью налоговых платежей.

И, только в самом конце XVII — начале XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т.е. от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10—15% от всех своих доходов.

Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги. Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта.

В России соляной налог был временно отменен после народных (соляных) бунтов, и началась работа по упорядочиванию финансов на более разумных основаниях.

Эпоха Петра I (1672—1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались вес новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до анекдотичного налога на бороды и усы. Царь учредил особую должность — прибыльщики, обязанность которых "сидеть и чинить государю прибыли", т.е. изобретать новые источники доходов казны. Так был вве,ден гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от их найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

В Россие прямые налоги играли второстипенную роль по сравнению с налогами косвенными . Так , подушной подати собиралось : в 1763 г. около 30 % от всех доходов , в 1796 -около 33% . Косвенные налоги довали : 1764 г. - 42 % и 1796 - 43% . почти половину этой суммы приносили В конце XIX в . питейные налоги.

Последняя треть XVII века характеризуется началом исследования проблем теории и практики налогообложения в Европе. Франзузский учёный Ф. Кене впервые провёл взаимосвязь между налогообложением и народнохозяйственным процессом. Зарождение современных налоговых систем относится к началу XX века.

2. Теории налогообложения

1. Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по поддержанию порядка, охране от нападения извне.

2.Теория публичного договора (Спиноза , Гоббс, Русо , Радищев) : налог - результат договора между гражданином и государством , согласно которому гражданин платит определенную плату государству заохрану защиту и другие услуги . 3. Теория страхования (Тьер , Жирардер) : налог - страховой платёж , который уплачивается подданными государству на случай наступления государству какого -либо риска . Смысл такого налога - обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка .

4. В 1776 году шотландский экономист и финансист А.Смит (1723-1790)издаёт книгу "Исследование о природе ипричине богатства народов". Идеи его как основоположника теории налогообложения начинают оказывать кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь страны. Он выдвинул 4 хозяйственные принципа налогообложения: размеренность, определённость, удобность, дешевизна.

Зарождение современных налоговых систем относиться к началу XXв. В это время в ряде стран были проведены научно-обоснованные налоговые реформы. Мировой кризис 1923-33гг. заставил рассмотреть государственные доходы как инструмент макроскопической стабилизации.

В настоящее время выделяют два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

5. Кейнсианская теория (Дж. М. Кейнс, 1883-1946) отражает элементы анализа общего функционирования экономики, выделяет роль государства и его влияния на экономические процессы, регулирование социально-экономических границ налогообложения исходя из неустойчивости динамического равновесия и необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы с помощью присущих ему инструментов. Налоги как норма процента призваны играть регулирующую функцию в экономике, когда излишние денежные сбережения изымаются с помощью прогрессивного обложения. Налоги в этом случае действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости", сглаживают обострение экономической неустойчивости от уменьшения доходов бюджета: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения.

6. Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономичности, в частности, производственных процессов, когда внешние корректирующие меры должны направляться лишь на то, чтобы устранять препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Джеймс Мид (р. 1907), построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство с безграничным ростом его расходов дестабилизирующим фактором. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной налоговой политики, последователи неоклассицизма полагают, что теорией налогообложения будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

7. Теория налогообложения, разработанная в начале 80-х гг. в США А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лэффером.

Ими разработана бюджетная концепция, выявляющая зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а так же бюджетных налогов от налогового бремени.

8. Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М. Фридменом (р. 1912), приверженцем идеи свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. Делается также ставка на снижение налогов. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой, по мнению монетаристов, позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного но и частного предприятия.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, представлявшие собой синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории. В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам.

Английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделять объекты налогообложения по отношению к потреблению (и предлагая облагать в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережению (предлагая при этом ограничиваться лишь ставкой процента по вкладу). В результате возникла идея налога на потребление, который являлся одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Считается, что не фиксированный налог с продаж, а налог на потребление, вводимый по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (напр., на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами. В настоящее время не существует какой-либо одной "истинно верной" теории экономического регулирования: есть взаимодействие трех основных концепций: кейнсианство с различными вариациями, теория экономические предложения и монетаризм. Зарубежные налоговые теории отличаются конкретным, прикладным характером, т.к. положения, разрабатываемые ими, традиционно являются основой фискальной политики и финансового законодательства развитых государств. Теоретические споры ведутся не столько по вопросу о сущности налогов как экономические категории, объективное существование и необходимость которых сомнению не подвергаются, сколько об их роли в экономике.

Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Однако создать приемлемую в течение продолжительного времени налоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. Историю налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой войны можно охарактеризовать как эпоху непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

Российская история налогообложения во многом сходна с аналогичными мировыми процессами, однако, как в любом отдельно взятом государстве формирование налоговой сиситемы в России имеет свои национальные особенности.

В настоящие время не существует какой - либо одной "истинно - верной" теории экономического регулирования . В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и, в основном, затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, А. Тривус, И. Озеров, А. Исаев. А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых являются неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки. Однако после революции общепризнанная теория налогов по политическим причинам была подвергнута сильному искажению, что отбросило развитие отечественной науки на много лет назад. В настоящее время дискуссии о принципах построения налоговой системы стали возрождаться. Они идут по разным направлениям: изучение экономического наследия о налогах, определение места и роли налогов в государственном регулировании экономики, взаимодействие налогов с другими финансовыми рычагами, экономико-математическое моделирование налоговых систем. На рубеже XX-XXIвв. в Европе начинает формироваться налоговая система Европейского сообщества.

1. Конституция Российской Федерации - М.: 2008г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая (принята Гос. думой 16 июля 1998 г. и часть вторая 19 июля 2000г . М. 2010.

3. Викторова Н.Г. Налоговое право. Краткий курс . 2-е изд. - СПБ : Питер 2010 г. 224с.-(Серия "Краткий курс" ).

История возникновения и развития налогов и налогообложения в Древнем Мире (IVтыс. до н.э. - Vв.).

Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались, а их введение обусловливалось началом ведения военных действий. Обложение налогом зависело от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано со строительством ирригационных сооружений в дельте Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в Vв. до н.э. взималась натуральная подушная подать. По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником денежного содержания государства.

2. История развития налогов и налогообложения в Средние века (V-XVIIвв.).Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.

В то же время все большее значение постепенно приобрело косвенное налогообложение – акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это было связанно с экономическим процветанием в XV– первой половине XVIв. ряда европейских стран, и в первую очередь Германии. В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

Сбор налогов постепенно становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики – богатые буржуа, которые выкупали право собирать установленные налоги у государства, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщики осуществляли сбор налогов с населения, с учетом, естественно, своей прибыли. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

3. История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII-XVIII- конец XIXв.).Новое время, как известно, связано с началом буржуазных революций, произошедших сначала в Нидерландах, а затем в Англии. Для Европы этого периода характерны бурные социальные и политические изменения, утверждение юридического равенства всех граждан в сфере частно – правовых отношений, либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств, порождение процесса юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности в результате развития идей просвещения и «естественных прав».

В середине XIXв. уменьшилось число налогов, большее значение придавалось соблюдению юридической формы при их введении и взимании.

4. История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX-XXIвв.).Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Историю налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой войны можно охарактеризовать как эпоху непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

На рубеже XX-XXIвв. в Европе начинает формироваться налоговая система Европейского сообщества.

История возникновения и развития налогов и налогообложения в России.

Налогообложение в России в допетровскую эпоху (IX-XVIIвв.). После объединения Древнерусского государства (конец IXв.) основным источником доходов казны была дань – прямой налог (подать), собираемый с населения, первые упоминания о взимании которой относится к эпохе князя Олега (? – 912).

Единицей обложения данью в Киевской Руси были дым (количество печей и труб в каждом домохозяйстве), рало, или плуг (известное количество пашни). При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVIIв. (раскладка мирских повинностей, сбор денег на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье – до начала XXв. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами – «по шлягу от рала» (под «ралом» понимались единица обложения – плуг или соха; шляг – арабские монеты, платежное средство на Руси в то время).

К XIVв. в. русском государстве сложилась система кормлений – предоставление права на управление определенной территорией в качестве платы за службу великому князю (князю).

Со второй половины XVIв. налоги и сборы уплачивались в денежной форме. В военное время вводились чрезвычайные налоги.

Налоговая реформа Петра I(XVIIIв.).Для покрытия расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги. Придумали новые виды податей «прибыльщики» - чиновники, деятельность которых определялась так: «сидеть и чинить государю прибыли». По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налог постоялых дворов; налог с печей; налог с плавных судов; налог с арбузов; налог с орехов; налог с продажи съестного; налог найма домов; ледокольный налог и др.

Налоговые реформы первой половины XIX- начала XXв.При Александре I(1777 – 1825, российский император с 1801 г.) Были введены новые обязательные платежи, например: процентный сбор с доходов от недвижимого имущества.

В связи с проведением крестьянской реформы в 1861 г. изменилась система сбора промыслового налога, были введены налогообложение земли, подомовой налог, земские налоги и сборы. Важнейшими источниками поступлений в государственную казну стали: подушной налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. был введен акциз на соль); акциз на табак.

Налоговая система советской России в эпоху военного коммунизма и период новой экономической политики (нэпа) (1922-1929 г.г.). Основными источниками доходов бюджета в первые годы Советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

Одним их первых после Октябрьской революции изменений налогового законодательства стало принятие Декрета Совета народных комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в ходе которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в два основных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые налоги, взимаемые с населения, а значительная их часть отменена.

Становление налоговой системы Российской Федерации. Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской федерации сформировались в октябре – декабре.; был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Законами РФ от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и т.д.

Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации.

В 1999 г. была принята первая часть НК РФ, в 2000 г. – отдельные главы второй.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея[5] сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». И так, первоначальная ставка налога составляла десять процентов от полученных доходов.

Налоговые поступления государство расходовало на собственные нужды: укрепление городов, строительство дорог, содержание армии, ведение военных действий, строительство кораблей, возведение храмов и др.

Таким образом, государство на различных этапах своего функционирования с помощью налогов решало самые различные задачи: политические, экономические, социальные.

В становлении системы налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется определенными особенностями.

Первый период- развитие хозяйственных систем древнего мира и в средние века.

Основными характеристиками налогообложения в хозяйственных системах древнего мира и средних веков были:

1. Отсутствие единой налоговой системы;

2. Взимание налогов по мере необходимости;

3. Форма налогов и сборов преимущественно натуральная; зарождение денежной формы налогов;

4. Налогообложение отдельных местностей.

Налоги и сборы в хозяйственных системах древнего мира и средние века выступали в виде бессистемных платежей, носивших, в основном, натуральную форму- дань, подать, барщина, оброк, подушный налог и др.

В мирное время взимание налогов было связано с проведением общественного строительства. Если начинались военные действия, то вводились налоги, и их величина зависела от имущественного и семейного положения плательщика.

С развитием экономической мощи государства стали расти и его расходы . В это время стали появляться налоги в денежной форме. Так, в Древнем Риме первый денежный налог носил всеобщий характер и назывался трибут. Помимо прямых налогов на рабов, скот, недвижимость стали появляться и косвенныеналоги. Например, налог с оборота при торговле рабами.

Сбор налогов стал носить все более регулярный характер. Потому что, главным источником содержания государства стали налоги. Однако, были и другие источники пополнения государственной казны: доходы от использования государственного имущества, поступления в виде захваченного во время военных действий имущества и др.

Основными характеристиками налоговых систем в средние века (вплоть до XVII в.) является их медленное развитие, нерегулярность взимания налогов.

В большинстве европейских стран в средние века сложилась определенная система налогообложения. Феодалы в сельской местности через откупщиков собирали подушный налог – капитацию. Откупщиками становились зажиточные буржуа, которые покупали у государства право собирать налоги.

С горожан взимались подоходные налоги и акцизы. В свою очередь город должен был заплатить вассалу короля сумму подати, размер которой фиксировался в городском законодательстве. Помимо этого в казну короля поступали гильдейские и ремесленные пошлины, судебные пошлины, а также косвенные налоги – акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Второй период развития налогообложения приходится на конец XVII – конец XIX веков. В этот период происходит становление и развитие первых налоговых систем, которые включают как прямые, так и косвенные налоги.

Эта эпоха характеризуется крупными и социальными изменениями. Так, в Нидерландах, а затем в Англии произошли буржуазные революции, которые привели к либеральным преобразованиям государственного строя.

Это не могло не сказаться на развитии налоговых систем европейских стран. В середине XIX в. произошло уменьшение числа взимаемых налогов. Основное внимание при этом уделялось соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов.

Вместе с тем, в этот период началось становление налогообложения как науки. В 1776 г. шотландский экономист и философ Адам Смит опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов », где впервые были сформулированы принципы налогообложения и дано определение налоговым платежам:




1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Впервые А.Смитом было подчеркнуто, что налоги – это показатель свободы, а не рабства. При этом налоги рассматривались как источник для покрытия расходов на содержание правительства. Что касается расходов, например, на социальные нужды общества, на содержание судебных и других учреждений, то, по мнению А. Смита, их должны покрывать за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами.

Согласно учению А. Смита существует три источника богатства: земля, труд и капитал. Следовательно, должны существовать различные формы налогообложения.

Третий период развития налогообложения начался с XIX века и имел свои особенности. Происходило уменьшение количества взимаемых налогов; большое значение придавалось юридической стороне установления и взимания налогов.

В это время продолжается развитие финансовой науки. Разработаны научно обоснованные принципы налогообложения, которые явились основанием для проведения налоговых реформ после первой мировой войны. Заложены основы современной налоговой системы, в которой ведущую роль стали играть прямые налоги.

После Второй мировой войны развитие налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств происходило на фоне непрекращающихся налоговых реформ. Основными целями этих реформ были:

- Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения;

- Определение степени налогового воздействия на экономику;

- Уменьшение величины налогового бремени;

- Определение состава и области применения налоговых льгот и др.

Следует отметить, что период реформирования налоговых систем в развитых странах до настоящего времени не закончился.

1.2. Понятие, функции, сущность налога. Понятие налоговой системы

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Для нормального функционирования и развития экономики необходим эффективно действующий общественный сектор, совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Главным источником формирования и пополнения такого сектора являются налоги.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

От налога следует отличать сбор. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Налоги содержат следующие элементы:

1) Объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению.
Законодательно установленными объектами налогообложения являются: доходы организаций и физических лиц, добавленная стоимость, ресурсы, имущество юридических и физических лиц и операции с ними- продажа, дарение, наследование и др., стоимость определенных товаров и услуг, операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности и др.

2) Субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, а также налоговые агенты- лица, на которых Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджеты налогов. Сборщиками налогов выступают: государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные должностные лица.

3) Источник налога – это доход, из которого выплачивается налог (заработанная плата, прибыль, выручка и др.)

4) Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога, т.е. стоимостная доля налоговой базы, которую надлежит уплатить в виде налога. Налоговая ставка устанавливается как в виде процента с налоговой базы ( налоги на доходы с физических лиц, на добавленную стоимость и др.), так и в виде абсолютной суммы, приходящиеся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект (налог с одной сотки земли, с единицы мощности транспортного средства и др.).

5) Налоговая льгота – частичное или полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов. В число льготников обычно включаются студенты, учащиеся, пенсионеры, инвалиды, участники различных войн, благотворительные ,общественные и иные организации и отдельные лица.

Полное раскрытие сущности налогов требует выяснения не только их понятия и необходимости, но и их общественного значения, т.е. их функций.

Налоги, обеспечивая государство финансовыми ресурсами, выполняют ряд функций. К числу основных функций налогов относятся:

- Фискальная - позволяет формировать доходную часть бюджета и внебюджетных фондов. Имея финансовые ресурсы, государство может выполнять свои основные задачи – в области экономики. внутренней и внешней политики, социальной защиты населения и т.д.

- Распределительная (социальная) - с ее помощью осуществляется формирование доходной части различных бюджетов, а затем распределение средств на финансирование конкретных мероприятий.

- Регулирующая функция заключается в установлении и поддержании эффективности действия системы налогообложения, в предоставлении налоговых льгот.

- Контрольнаяфункция позволяет следить за своевременностью и полнотой исполнения налогоплательщиками своих обязательств, оценить эффективность налоговой системы, определить задачи и пути реформирования налоговой системы.

Налоги бывают прямые и косвенные:

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупатель.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.

Налоговая система – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения. Существенными условиями налогообложения являются:

- Порядок установления и введения налогов;

- Порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;

- Права и обязанности участников налоговых отношений;

- Формы и методы налогового контроля;

- Ответственность участников налоговых отношений;

- Способы защиты прав и интересов участников налоговых отношении.

Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались, а их введение обусловливалось началом ведения военных действий. Обложение налогом зависело от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано со строительством ирригационных сооружений в дельте Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в Vв. до н.э. взималась натуральная подушная подать. По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником денежного содержания государства.

2. История развития налогов и налогообложения в Средние века (V-XVIIвв.).Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.

В то же время все большее значение постепенно приобрело косвенное налогообложение – акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это было связанно с экономическим процветанием в XV– первой половине XVIв. ряда европейских стран, и в первую очередь Германии. В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

Сбор налогов постепенно становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики – богатые буржуа, которые выкупали право собирать установленные налоги у государства, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщики осуществляли сбор налогов с населения, с учетом, естественно, своей прибыли. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

3. История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII-XVIII- конец XIXв.).Новое время, как известно, связано с началом буржуазных революций, произошедших сначала в Нидерландах, а затем в Англии. Для Европы этого периода характерны бурные социальные и политические изменения, утверждение юридического равенства всех граждан в сфере частно – правовых отношений, либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств, порождение процесса юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности в результате развития идей просвещения и «естественных прав».

В середине XIXв. уменьшилось число налогов, большее значение придавалось соблюдению юридической формы при их введении и взимании.

4. История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX-XXIвв.).Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Историю налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой войны можно охарактеризовать как эпоху непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

На рубеже XX-XXIвв. в Европе начинает формироваться налоговая система Европейского сообщества.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.

Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить, исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.

После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

Читайте также: