Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Опубликовано: 14.05.2024

Концепция планирования выездных налоговых проверок

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Процедура планирования

В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:


Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

  • Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где определено 12 критериев, которые негативно характеризуют налогоплательщика;
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из вышестоящего органа ФНС (УФНС России по субъекту);
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из иных отделов инспекции (например, из отдела камеральных налоговых проверок).

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ .
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

  1. Целесообразность проведения ВНП.
  2. Рекомендуемый план мероприятий, которые необходимо будет провести в рамках ВНП.
  3. Рекомендации по составу проверяющих (в т. ч. необходимость включения в их состав представителей правоохранительных органов).
  4. Потенциальная сумма доначислений по итогам ВНП.
  5. Возможность фактического взыскания доначисленных по итогам ВНП сумм.

Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки

В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.

Сроки

Период проведения выездной налоговой проверки (то есть срок, в течение которого может проводиться выездная проверка), в соответствии с п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ , составляет:

  • 2 месяца — по общему правилу;
  • до 4 и даже 6 месяцев — если существуют обстоятельства, позволяющие продлить срок. Они перечислены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (например такие, как наличие у компании обособленных подразделений, форс-мажор — пожары, наводнения и т. п., появление новой информации о правонарушениях в сфере налогов и др.);
  • до 1 года, если помимо продления срока проверки будут приниматься решения о ее приостановлении по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ.

На протяжении нескольких лет статистика, публикуемая ФНС на своём сайте, свидетельствует об уменьшении количества налоговых проверок. Суммы доначислений при этом растут. Как же так выходит, что в план проверок попадает 99% «виновных»?

Сегодня мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения системного подхода налоговой службы к организации процесса планирования выездных налоговых проверок, на основе рекомендаций ФНС (Письмо ФНС России от 12 февраля 2018 года № ЕД-52/307ДСП@ (письмо с отметкой для служебного пользования) для нижестоящих органов.

Всего работа налоговой по планированию ВНП делится на несколько этапов и схематично выглядит следующим образом:

Особый интерес вызывают первые два этапа, поскольку именно в ходе их проведения налоговая даёт некую первичную оценку действиям налогоплательщика.

Отбор налогоплательщиков

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

  • полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
  • общедоступная информация из интернета;
  • жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации - это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

  • ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
  • ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
  • ПИК «Таможня-Ф» - предоставляет данные об экспорте и импорте;
  • ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
  • ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» - автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача - выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

Принципы работы этих роботов широко известны, кроме того ранее мы уже рассматривали их в другой статье, поэтому сейчас подробно останавливаться на них не будем.

Помимо сбора информации, налоговый орган оценивает поведение налогоплательщика в ретроспективе. В частности, информацию об уточнениях налоговых обязательств в результате направления требований о представлении письменных пояснений или вызове в инспекцию.

В целом, в своих рекомендациях, ФНС акцентирует внимание на том, что приоритетными для включения в проект Плана ВНП являются налогоплательщики, обладающими максимальными рисками совершения правонарушений. Соответственно, эта же категория налогоплательщиков является первыми кандидатами на проведение в отношении них предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам

Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС - первый звонок.

2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика

Как правило проводится в целях установления реальности сделок.

3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»

Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.

4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов

Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.

5) Анализ обстоятельств сделки

Цель анализа - определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.

6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов

«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.

7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком

Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.

8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика

В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.

9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком

Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.

10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков

Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.

11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений

Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.

12) Передача материалов в другой субъект

Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.

Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур - собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.

Добровольное уточнение

В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.

Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.

Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:

  • имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;
  • есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;
  • в пределах трёх лет до рассмотрения вопроса, налогоплательщику направляли требования о даче пояснений, и он на них никак не отреагировал, в том числе не уточнил сумму налогов к уплате и не отказался от применения схемы по уклонению от уплаты налогов.

Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.

Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.

Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периода (См. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979), чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.

Миграция, реорганизация, ликвидация

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Формирование и утверждение плана ВНП

Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи - невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:

Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.

Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.

Вместо резюме

Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.

  1. Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.
  2. На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.
  3. Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.

Связано это с тем, что к выездной проверке инспекция готовится заранее и проверяет существенный период деятельности налогоплательщика. Однако, если Вы считаете, что выездная налоговая проверка обязательно состоится в Вашей компании через 3 года после начала работы, то это не так.

Ресурсы налоговых органов ограничены и, в ситуации, когда на учете в каждой инспекции г. Москвы находятся десятки тысяч налогоплательщиков, понятно, что выездными проверками не могут быть охвачены все организации.

Поэтому, для более эффективного отбора компаний на выездные проверки, разработан целый ряд критериев, по которым выбирают компании, подлежащие выездным проверкам.

Часть из этих критериев носит открытый характер и Вы можете с ними ознакомиться в письме «О критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».

Самыми распространенными критериями для включения в план выездных проверок являются:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  2. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Значительность определяется следующим образом: доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  3. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части упрощенной системы налогообложения – неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

  • Доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
  • Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;
  • Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
  • Предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

Итак, после того, как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под эти критерии, налоговым органам нужно обосновать предполагаемую сумму доначислений по выездной проверке. При этом, план выездных проверок – это тайна за семью печатями и, в отличие от проверок пожарных, трудовой инспекции и т.д., план выездных проверок никогда не публикуется в открытых источниках.

Поэтому организации, как правило, о выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки. При этом, в большинстве случаев решение на руки не выдается, а Вы лишь расписываетесь в том, что ознакомлены с таким решением.

Однако, зачастую, о предстоящей проверки можно узнать по косвенным признакам, поскольку перед включением в план проверок налоговая инспекция проводит предпроверочный анализ.

В частности, для сбора информации о компании налоговая инспекция направляет запросы о движении денежных средств по счетам в банках, пользуется открытыми источниками информации и т.д. Поэтому, если Ваш банк сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о движении денежных средств – это верный признак того, что Вы попали «в short list» проверяющих.

Определив «подозреваемое» предприятие на основании указанных способов анализа, налоговый инспектор должен внести его в план выездных проверок. Впоследствии сотрудник налоговой инспекции должен оценить, насколько целесообразно проводить проверки у контрагентов и аффилированных лиц проверяемой организации.

Как было сказано выше, самым первым «этапом» включения в план проверок является определение формальных признаков того, подходите ли Ваша организация для проведения проверки.

Гарантируем, что наш специалист свяжется с Вами. Мы постараемся максимально четко ответить на Ваш вопрос и разъяснить все тонкости и возможные пути решения проблемы.

Другие виды налоговых проверок:

Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

Это самый частый вид проверки. Чаще всего это только арифметическая проверка декларации.

Есть вопросы по налогам? Задайте их нашим экспертам и получите персональную консультацию







Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

Всем известно, что выездная налоговая проверка – дело ответственное, ведь, как показывает статистика, во время проверки ФНС доначисляет огромные суммы. Как оценить вероятность выездной проверки, опираясь на критерии самоконтроля?

Заметим, что даже при наличии одних только «кристально чистых сделок», у любого налогоплательщика есть понятное желание знать: «придут или не придут»? И он старается всячески предугадать тот факт попадает-ли он под критерии проверки.

Возможно – ли провести планирование выездной проверки, чтобы приход проверяющих не был для компании как «гром среди ясного неба»? Что должен знать налогоплательщик для того, чтобы минимизировать подобные потери?

Несмотря на то, что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции есть ключевые критерии оценки деятельности субъектов, которые разработаны в ФНС. Эти критерии налогоплательщики могут взять себе на вооружение, чтобы провести, для себя лично, планирование выездной проверки.

Как самостоятельно оценить риск проведения выездной налоговой проверки?

    • 0.1 I.) Ознакомиться с ключевыми положениями приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.
    • 0.2 II.) Ознакомиться с ключевыми положениями письма ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.
  • 1 Вывод:

I .) Ознакомиться с ключевыми положениями приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.

Итак, критерии самоконтроля для планирования выездных проверок, установленные приказом № ММ-3-06/333 от 30.05.2007г:

1. Налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 ).

Формулы расчета налоговой нагрузки можно найти в Приложении N 3 документа. Необходимо сравнить полученные данные налоговой нагрузки с данными за предшествующие периоды, а затем сравнить с контрольными значениями в Приложении № 3 на сайте ФНС. Необходимо помнить, что каждый год данные обновляются.

2. Фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2).

3. В отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3). А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС.

4. Зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4).

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным как налоговой, так и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;

5. Фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5).

Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ и страховых взносах.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

  1. Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
  2. По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  3. Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

6. Показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6). К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

7. ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7).

8. Фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8) без разумных для этого экономических причин.

9. Организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9). Конечно же, это должно насторожить налоговиков и дает повод сомневаться в реальности проводимых компанией сделок.

10. Владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10). Такое поведение, по мнению налоговиков, свидетельствует об уклонении от уплаты налогов и получении необоснованной налоговой выгоды.

11. Фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11).

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная приведен в Приложении N 4 данного приказа ФНС.

12. По оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п. 12).

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

– отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

– отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

– отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

– отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или “однодневки”), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Способствуют повышению налоговых рисков и одновременное присутствие следующих обстоятельств:

– контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

– наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

– отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

– приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

– отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

– выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

– существенная доля расходов по сделке с “проблемными” контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Получается, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена

II.) Ознакомиться с ключевыми положениями письма ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 . содержит формулы расчета налоговой нагрузки для конкретных налогов и налоговых режимов, а также перечислены критерии налоговых рисков. Если в приказе ФНС № ММ-3-06/333 от 30.05.2007г даны формулы расчета совокупной налоговой нагрузки, то в данном письме даны именно формулы расчета по каждому налогу. Более подробно смотрите в статье « Налоговая нагрузка. Что это и зачем ее считать?»

Критериев налоговых рисков для налоговиков в письме ФНС 40, а не 12, как в приказе ФНС. Многие из данных критериев перекликаются и дополняют друг друга и, по моему мнению, могут также использоваться налогоплательщиками для самостоятельной оценки риска проведения выездной налоговой проверки, а также для легализации налоговой базы, формирование которой не вызовет сомнений у налоговых органов.

Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 было отменено в марте 2017г в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов, все остальные параметры этого документа для налоговиков остаются актуальными.

Приведем лишь некоторые, из 40 критериев оценки риска налоговиками:

  1. Резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов, либо значительное превышение размера кредиторской задолженности над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству.
  2. Снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение в состав расходов, при исчислении налога на прибыль, суммы безнадежных долгов.
  3. Расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах может свидетельствовать о не включении в реализацию отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы
  4. Движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации
  5. Перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или НДС) на другую организацию
  6. Включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам), в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что, в случае ее погашения, необходимость в привлечении заемных средств отпадает и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика значатся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица
  7. Учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам и т.д.

Как мы видим, из перечисленных выше примеров, критерии вполне реальные, и их вполне можно использовать не только налоговикам, но и налогоплательщикам.

Вывод:

Очень рекомендую при планировании своей хозяйственной деятельности никогда не забывать об этих двух вышеперечисленных документах. Напомню, это

  1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”
  2. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722

Знакомство с ними и их применение поможет Вам избежать, как минимум:

  1. внеплановой, а иногда и плановой выездной проверки
  2. снизить риск доначислений налогов и обвинений в необоснованной налоговой выгоде
  3. избавит от лишних тяжб в суде и т.д.


Возмещение НДС


Налоговое консультирование


Налоговое планирование


Налоговый аудит


Сопровождение налоговой проверки

Настоящая статья написана нами с точки зрения государства. Размещая этот текст, мы хотели показать, что думают чиновники про тех, кого они будут проверять, и что вообще они хотели бы думать про свою работу, а так же о том, какие они «белые и пушистые».

Поэтому эта статья будет исключительно полезна с точки зрения того, как надо себя вести и что говорить, например, в суде, как подбирать слова, чтобы достучаться до «глубин души» судьи и правильно выстроить с ним диалог (это как фундамент), показать, что вы в рамках этой Концепции, никогда за ее пределы не выходили и вы полностью «одобряете и понимаете».

На самом деле, о том, как работает Концепция системы выездных налоговых проверок, и работает ли она вообще вы можете почитать в других моих статьях (просто почитайте и сравните направление содержания) статей:

Ну, а теперь поговорим с точки зрения налоговиков.

Что представляет собой концепция системы планирования выездных налоговых проверок?

Выездные налоговые проверки как в Москве, так и в других субъектах Российской Федерации уполномоченные органы проводят, чтобы улучшать налоговую дисциплину и повышать грамотность налогоплательщиков. Концепция планирования выездных налоговых проверок выработана также в целях сокращения числа «теневых предпринимателей», а также доведения до лиц, уплачивающих налоги, информации об основных параметрах отбора компаний и ИП для проведения выездных налоговых проверок.

Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Как определил Президент РФ, при формировании государственной налоговой политики следует стремиться к финансово благоприятным структурным переменам во всех субъектах Российской Федерации, постепенному снижению общей налоговой нагрузки и усовершенствованию налогового администрирования. В течение последних нескольких лет государство всячески старается облегчить налоговую нагрузку в работе налогоплательщиков.

Налоговая система и государственная экономика в целом начнут эффективно функционировать лишь в том случае, если налоговый контроль будет качественным. Выездные налоговые проверки — его главная и самая действенная форма налогового контроля, поскольку позволяет выявлять, устранять и предупреждать совершение налоговых правонарушений.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом от 30.05.2007 года N MM-3-06/333@. На основании нее, процесс планирования выездных налоговых должен быть открытым. Проверяют, в первую очередь, предприятия и ИП с высоким риском совершения налоговых правонарушений. Отбирая налогоплательщиков, сотрудники ИФНС анализируют все имеющиеся у них данные, а также информацию из внешних источников.

По каким критериям налоговики выбирают лиц для ВНП?

При планировании проведения выездных налоговых проверок сотрудники ИФНС анализируют, насколько велика вероятность того, что тот или иной налогоплательщик совершит налоговое правонарушение. Особое внимание уделяется следующим потенциальным объектам исследования:

  • Налогоплательщикам, уровень налоговой нагрузки которых ниже ее среднего показателей у компаний этой же отрасли;
  • Налогоплательщикам, не предоставляющим на запрос ИФНС никакого ответа по поводу обнаружения несогласованности показателей деятельности;
  • Налогоплательщикам, в отчетности которых не отражены убытки за несколько налоговых периодов;
  • Компаниям и ИП, в налоговой отчетности которых указаны существенные суммы налоговых вычетов за конкретный период;
  • Налогоплательщикам, расходы которых превышают доходы от продаж;
  • Налогоплательщикам, выплачивающим ежемесячную зарплату на одного сотрудника размером ниже среднего по данной отрасли в конкретном регионе РФ;
  • Налогоплательщикам, которые неоднократно приближали свои показатели к значениям, установленным НК РФ, чтобы работать по специальным налоговым режимам;
  • Налогоплательщикам, которые отразили сумму расходов, приближенную к доходам в течение календарного года;
  • Налогоплательщикам, заключавшим в ходе работы финансово необоснованные договоры с посредниками или контрагентами-перекупщиками;
  • Налогоплательщикам, которых не раз снимали и ставили на учет в ИФНС в связи с изменением месторасположения («мигрировавшим между отделениями налоговых органов);
  • Лицам, уплачивающим налоги, данные бухучета которых существенно нерентабельны для данной экономической отрасли по финансово-статистическим показателям.

При анализе этой информации представители налогового органа оценивают, есть ли вероятность или факт того, что налогоплательщик получит/получил необоснованную налоговую выгоду, и есть ли основание для проведения выездной налоговой проверки.

Дополнительную информацию о системе планирования выездных налоговых проверок любой желающий может получить на сайте ФНС России.

Налогоплательщик вправе и сам провести оценку рисков по итогам своей хозяйственной деятельности, уточнив налоговые обязательства и трезво оценив ситуацию. Например, если он не раз приближал к установленным НК РФ величинам свои финансово-экономические показатели, дающие право пользоваться специальными налоговыми режимами, то вероятность ВНП в его отношении очень велика.

Порядок отбора налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке.

Налоговый орган в рамках системы планирования ВНП выбирает налогоплательщиков, состоящих на учете. Также ИФНС анализирует имеющуюся информацию и переходит к составлению программы ВНП.

Проверять уполномоченные органы предпочитают работу тех организаций, юридических и физических лиц, вероятность серьезных налоговых доначислений у которых самая высокая.

При отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговики:

  • Анализируют финансово-экономические показатели компании, сравнивая их со среднеотраслевыми или с показателями компаний и ИП, работающих в этой же сфере;
  • Оценивают, как меняется динамика отчетных показателей или их соотношение за несколько последовательных отчетных периодов;
  • Изучает данные по уже проведенным ВНП;
  • Анализирует информацию по налогоплательщикам, полученную в ходе проведенных неналоговых ВНП, и осуществляет итоговый отбор.

Как организуются и в каком порядке проводятся выездные налоговые проверки?

Основанием для проведения выездных налоговых проверок является решение руководителя ФНС по месту расположения организации. Всегда составляется план выездных налоговых проверок, в который включают все подлежащие анализу вопросы. Они зависят от целей ВНП. Более подробно с организацией и методикой ВНП вы можете ознакомиться на сайте ФНС России.

В ходе проверки инспекция вправе изучать как один, так и несколько налогов в отношении налогоплательщика. При этом следует помнить, что Федеральная служба по налогам не может проводить две и более ВНП по показателям одного и того же налога за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда руководитель налогового органа дает распоряжение проверить уплачивающее налоги лицо сверх указанной нормы.

В рамках ВНП инспекторы вправе истребовать у налогоплательщика необходимую документацию. В течение 10 дней с момента получения соответствующего требования проверяемый субъект обязан предоставить запрошенную информацию. Если сделать этого он не может, то в течение дня, следующего за днем выдвижения данного требования, письменно уведомляет налоговый орган о невозможности предъявления документов и указывает причины. Помимо этого, налогоплательщик обозначает сроки, в течение которых предъявит бумаги.

Руководитель ИНФС вправе приостановить ВНП, чтобы истребовать документы или получить нужную информацию, сведения от иностранных государственных органов в рамках международных соглашений РФ, провести анализ или перевести на русский язык документы, которые налогоплательщик предоставил на иностранном.

В последний день налоговой проверки проверяющий выдает проверяемому субъекту справку. Также по итогам ВНП формируют акт, проводят анализ полученных данных и выносят соответствующее решение.

О чем говорится в Приложении № 5 (пояснительной записке к уточненной налоговой декларации)?

На основании Приказа N ММ-3-06/333@, если налогоплательщики полагают, что в их хозяйственной деятельности есть процедуры, способные вызвать подозрение у налоговых инспекторов, и они стремятся избежать пристального внимания налоговиков, то должны исключить эти процедуры при расчете налоговых обязательств за соответствующий период и сообщить в налоговый орган о мерах, принятых для исправления ситуации. Налогоплательщики должны подать в налоговый орган уточненную декларацию за период, в который проводились сомнительные финансово-хозяйственные операции, а также пояснительную записку по форме, установленной ФНС (Приложение 5 к Приказу N ММ-3-06/333@ от 10.05.2012 года).

Как предприятия ведут финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском?

Существуют схемы ведения хозяйственной деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В их числе:

  • Использование инвалидов. Предприятия, использующие льготу на налогообложение по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, часто применяют данный способ. В схеме участвует уплачивающая налоги компания, где работает не менее 50% инвалидов от общего количества всего персонала. Доля инвалидов в фонде оплаты труда составляет не меньше 25%. Также в схеме участвует предприятие-аутсорсер, предоставляющее данной компании квалифицированных сотрудников. Организация пользуется их услугами, при этом полностью отвечает требованиям для компаний, в составе которой есть инвалиды, и освобождается от уплаты НДС.

Специалисты в штате данной организации не могут по причине недостаточной квалификации или слабого здоровья создавать товар или услугу должного качества и в необходимом для реализации объеме. Льгота по НДС используется по отношению ко всему объему продукции, выпускаемому предприятием. То есть, фирма намеренно создает ситуацию, когда нужно применять данную льготу по товару, произведенному с привлечением специалистов-аутсорсеров. Привлеченные сотрудники не учитываются при подсчете средней численности персонала компании и фонда оплаты труда. Иными словами, организация злоупотребляет правом на применение льготы по подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

  • Использование фирм-однодневок. В этом случае организация включает в цепочку хозяйственных связей предприятия, не выполняющие свои налоговые обязательства. Компания может использовать фирмы-однодневки, чтобы создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам при отсутствии товарооборота. Еще один вариант — она использует такие фирмы, чтобы увеличивать добавленную стоимость товара, снижать нагрузку по налогам на производственные подразделения.
  • Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества. В одной из схем принимают участие агентства недвижимости, инвесторы и страховые компании. Покупателя, заключающего договор инвестирования, побуждают рассчитаться векселями, купленными у предприятий, которые зависят от агентства недвижимости. Еще вариант: покупателя просто направляют заключать договор в другую организацию и расплачиваться там собственными векселями. После этого зависимые предприятия делают налоговые отчисления не в полном объеме, за счет чего достигается экономия на налоге на прибыль, что, конечно, не устраивает ИФНС.

Другой способ применения этой же схемы заключается в обязательном страховании инвестиционных рисков. Покупателей недвижимости убеждают в необходимости страхования инвестиционных рисков агентства. Далее средства, полученные от покупателя, организация выплачивает страховщикам и снижает доходы на сумму страховой премии. И вновь экономия на налоге на прибыль.

  • Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции. По закону РФ, для производства алкоголя может применяться как этиловый спирт, так и продукция с содержанием спирта — бражные дистилляты, спиртованные настои и т. д. Если для производства водки используется этиловый спирт, то нагрузка по налогам акцизу будет гораздо выше, чем при изготовлении водки с использованием спиртовых настоев или бражных дистиллятов. Это связано с разницей в сумме акциза, которая подлежит вычету производителем по приобретенной продукции (вычет по спиртосодержащему сырью равен 173,5 руб., по спирту — 25,15 руб). Этим и пользуются организации, желающие снизить нагрузку по налоговым обязательствам. Для изготовления водки они используют этиловый спирт, но оформляют продукт как изготовленный из спиртосодержащего сырья.

С понятием оценки рисков более детально каждый желающий может ознакомиться на сайте ФНС России.

Какая налоговая нагрузка действует по видам экономической деятельности?

Расчет нагрузки по налоговым обязательствам, начиная с 2006 года, по основным видам финансово-экономической деятельности приведен в приложении №3 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

К каким благоприятным результатам позволяет прийти Концепция планирования ВНП?

Благодаря Концепции планирования выездных налоговых проверок:

  • Честным плательщикам создаются благоприятные условия для ведения хозяйственной деятельности;
  • Выявляются и пресекаются действия недобросовестных плательщиков по уклонению от налогов;
  • Уполномоченным органам предоставляется возможность своевременно выявлять вероятные налоговые правонарушения и принимать соответствующие меры.

Опираясь на информацию и критерии и принципы отбора объектов для ВНП, опубликованные налоговым органом, каждая компания в России может предположить, что именно ее деятельность будет проверена, и провести качественную подготовку. В большей или меньшей степени все предприятия попадают под критерии отбора. Однако фактическим поводом для проведения выездных налоговых проверок становятся все критерии в совокупности:

  • Компания ведет свою хозяйственную деятельность уже больше 2 лет. По мнению налоговых органов, за меньший срок предприятия не успевают накопить достаточную сумму задолженностей по налогам.
  • У предприятия существенные обороты — около 20 млн в год. Почему проверяют показатели деятельности именно таких организаций, отдавая им предпочтение при отборе? ВНП, как правило, проводят не чтобы предупредить, а чтобы выявить нарушения у лиц, уплачивающих налоги.
  • Наличие у фирмы «реального» директора. Почему бы не проверить компанию-однодневку? Потому что в случае с ней ловить некого. А если есть настоящий руководитель, то есть и с кого взыскать.
  • Фирма обладает реальными активами. При выполнении ВНП здесь снова встает вопрос рентабельности.
  • Компания ведет деятельность по ОСН или УСН. Повышается вероятность доначислений.
  • Фирма в ходе своей деятельности взаимодействует с организациями-однодневками или государственными заказами (в этом случае она стопроцентно обналичивает средства).
  • Лицо сотрудничает со взаимозависимыми лицами — проводит агрессивное налоговое планирование и как результат доначисление.

Учитывая все упомянутые моменты, каждое предприятие может проверить свою отчетность, понять, что от него хочет налоговый орган, и, если не исключить вероятность проведения выездных налоговых проверок, то хотя бы сохранить имущество после того, как ВНП будет проведена.

Читайте также: