Компетенция органов власти субъектов рф в регулировании региональных налогов

Опубликовано: 19.05.2024

Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Комментарий

Напомним, что законодательство РФ о налогах и сборах (далее – налоговое законодательство) состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (п. 1 ст. 1 НК РФ). При этом Правительство РФ, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, вправе издавать нормативно-правовые акты (далее – НПА) в пределах своей компетенции. Эти акты не могут менять или дополнять налоговое законодательство (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Однако 01.04.2020 был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ (далее - Закон), позволяющий Правительству РФ и высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ принимать в 2020 г. НПА, которые меняют (дополняют) налоговое законодательство в части регулирования отдельных вопросов. Закон издан для сглаживания неблагоприятных последствий для налогоплательщиков, вызванных угрозой эпидемии коронавируса и введением карантинных мер. Поэтому все предусмотренные Законом отступления от норм НК РФ улучшают положение налогоплательщиков.

Так, Правительство РФ вправе в 2020 г. издавать НПА, которые предусматривают в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. (включительно) (п. 3 ст. 4 НК РФ в редакции принятого Госдумой РФ Закона):

  1. приостановление, отмену или перенос на более поздний срок любых мероприятий налогового контроля. Прежде всего, это налоговые проверки, проверки контролируемых сделок на предмет правильности применения трансфертных цен. На период приостановления или переноса мероприятий налогового контроля также приостанавливается течение сроков, предусмотренных НК РФ (например, сроки назначения (проведения) проверок);
  2. продление сроков уплаты любых налогов (авансовых платежей по налогам), включая спецрежимы, сборов, страховых взносов (налоговые каникулы);
  3. продление установленных региональными и местными властями сроков уплаты авансовых платежей по:
    • транспортному налогу;
    • налогу на имущество организаций;
    • земельному налогу;
  4. продление сроков представления в налоговые органы:
    • налоговых деклараций (расчетов);
    • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • иных документов (сведений);
  5. продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений об их взыскании;
  6. дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
  7. основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Напомним, к таким способам относятся: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество, банковская гарантия (п. 1 ст. 72 НК РФ);

  • основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы:
    • налоговых деклараций (расчетов);
    • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • иных документов (сведений).
  • Заметим, что НК РФ не устанавливает ответственности за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая ответственность предусмотрена только ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поэтому Правительство РФ не вправе в соответствии с данными изменениями в ст. 4 НК РФ вводить основания и условия неприменения указанной ответственности.

    В настоящее время Правительство РФ готовит проект НПА, который предоставляет налогоплательщикам перечисленные послабления. Следите за новостями.

    В свою очередь, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ вправе в 2020 г. издавать НПА, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление (п. 4 ст. 4 НК РФ в редакции принятого Госдумой РФ Закона):

    1. сроков уплаты ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН;
    2. установленных региональными и местными властями сроков уплаты следующих региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам):
      • налог на имущество организаций;
      • налог на игорный бизнес;
      • транспортный налог.
      • земельный налог;
      • налог на имущество физических лиц;
      • торговый сбор.

    Это право предоставляется регионам, если указанные сроки:

    • не продлены Правительством РФ;
    • продлены Правительством РФ, но субъект РФ хочет продлить их еще больше.

    Сроки уплаты перечисленных налогов могут быть продлены как для всех, так и для отдельных категорий налогоплательщиков (в зависимости от основного вида экономической деятельности налогоплательщика, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП, иных реестров ФНС России, а также данных налоговой и бухгалтерской отчетности). Если налоговые льготы (продление сроков уплаты налогов) касается отдельных категорий налогоплательщиков, для определения которых используются иные критерии, власти региона должны представить в соответствующее региональное Управление ФНС России перечни ИНН этих налогоплательщиков).

    В Москве соответствующий НПА уже принят.

    Смотрите также

    Не пропускайте последние новости - подпишитесь
    на бесплатную рассылку сайта:

    • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
    • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
    • ваш e-mail не передается третьим лицам;

    Одним из основных способов формирования бюджета, как республиканского, так и регионального, является налогообложение.

    Понятие и виды региональных налогов

    Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

    Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

    • Федеральный;
    • Региональный;
    • Местный.

    Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

    Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

    Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

    В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

    Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

    • на имущество, взимаемый с организаций;
    • на игорный бизнес;
    • транспортный.

    Состав региональных налогов

    Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

    • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
    • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

    Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

    • обязательные;
    • необязательные.

    Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

    Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

    Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

    Элементы региональных налогов

    Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.

    Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:

    • налог на имущество;
    • налог на игорный бизнес;
    • налог с транспорта.

    Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.

    Характеристика региональных налогов

    Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

    1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

    Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

    Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

    Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

    Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

    2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

    Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

    Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.

    При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.

    Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

    3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

    Так, объект налогообложения:

    • механические транспортные средства;
    • мотоциклы;
    • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

    Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

    Функции региональных налогов

    Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

    • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
    • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
    • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
    • развитие инфраструктуры региона;
    • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
    • стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.

    Значение региональных налогов

    Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.

    Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.

    Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.

    Порядок установления региональных налогов

    Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.

    Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:

    • налоговые ставки;
    • порядок уплаты;
    • сроки уплаты.

    Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.

    Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.

    13.1. Законодательные органы власти субъектов РФ

    Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, иные органы госвласти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Должность высшего должностного лица субъекта РФ может быть установлена конституцией (уставом) субъекта РФ.
    Законодательный (представительный) орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции составляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта РФ, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности (гл. II, ст. 4, п.7,8; ст. 5, п.1).
    Полномочия законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ - обширны. К основным полномочиям (согласно гл. II, ст. 5) относятся следующие.
    - Установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, деятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий законодательного органа субъекта РФ, обозначенных в конституции (уставе) субъекта РФ.
    - Утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа).
    - Установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
    - Установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждение отчетов о расходовании средств из этих фондов.
    - Установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организационно-правовых форм.
    - Утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ.
    - Установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ.
    - Установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.
    - Определение административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения.
    - Утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ.
    Решение вопросов в рамках указанных полномочий оформляется законом субъекта РФ.
    Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ имеет право:
    - определять порядок деятельности указанного органа;
    - назначать на должность и освобождать от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, а также оформлять согласие на их назначение, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;
    - назначать дату выборов и референдума субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;
    - оформлять решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;
    - утверждать соглашение об изменении границ субъектов РФ;
    - назначать на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ;
    - осуществлять наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.
    Решение вопросов в рамках перечисленных полномочий оформляется постановлением законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ.
    Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган (в республиках Саха (Якутия), Карелия, Кабардино-Балкарской, Башкортостане), то полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с настоящим законом, конституцией и законами субъекта РФ.
    Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ (ст. 6, п. 1).
    Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке (ст. 6, п. 2).
    Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) либо при наличии заключения указанного лица в срок не менее 14 календарных дней.
    Закон предусматривает следующий порядок принятия законодательным (представительным) органом нормативных правовых актов (ст. 7).
    - Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
    - Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, постановления - большинством голосов от числа избранных депутатов.
    - Проект закона рассматривается не менее чем в двух чтениях, решение о его принятии (либо отклонении) оформляется постановлением.
    - Условием вступления закона в юридическую силу являются его промульгирование высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ и обнародование.
    - В случае отклонения закона вето высшего должностного лица может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
    - Конституция и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
    Закон предусматривает (ст. 9) порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
    Полномочия могут быть прекращены досрочно в случае:
    1) принятия указанным органом решения о самороспуске;
    2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ на основании принятия законодательным органом нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, принятым по предметам вне его компетенции, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения. В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.
    Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
    Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ в случае:
    - издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
    - иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
    Решение о недоверии высшему должностному лицу принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Данное решение влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им органа.
    В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа субъекта РФ.
    В случае отставки высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, так же как и в других, предусмотренных ст. 19 данного Закона случаях досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица, уполномоченные на то органы либо должностные лица назначают внеочередные выборы высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица.
    Формы организации государственной власти в субъектах РФ, т.е. государственные органы в статутных названиях, полномочиях, значительно различаются. Это особенно заметно в организации законодательных органов в республиках и во многом объясняется историческими и национальными традициями. В табл. 13.1 приводятся перечень законодательных органов власти в республиках, число избирателей в каждой республике и число мандатов.
    В названиях представительных органов республик чаще представлены совет (верховный, государственный, народный) и собрание (законодательное, государственное, народное).
    В субъектах РФ, образованных по административно-территориальному признаку, также представлен широкий терминологический диапазон, но чаще представительные (законодательные) органы именуются так:
    - Совет народных депутатов (Камчатская, Амурская, Кемеровская и другие области);
    - Областная Дума (Московская, Мурманская области и др.);
    - Законодательное собрание (Краснодарский край, Санкт-Петербург, др.);
    - Государственная дума (Томская обл.);
    - Представительное собрание (Астраханская обл.).
    Несколько иную картину можно наблюдать в наименовании органов исполнительной власти. Здесь более очевидна унификация названий: президент (в республиках), председатель правительства, глава администрации, губернатор, мэр.
    Впрочем, специфику организации государственной власти в субъектах РФ определяет не название институтов власти, а 1) распределение полномочий (по горизонтали исследуемого уровня управления); 2) механизм взаимного сдерживания и контроля; 3) способ формирования и политической ответственности правительств (глав администрации) - именно последнее и характеризует форму правления в конкретном регионе в рамках известных трех моделей: президентской, парламентской или смешанной (президентско-парламентской).

    Таблица 13.1. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации

    Продолжение табл. 13.1

    Теперь в порядке сравнительного анализа сопоставим конституционное регулирование вопросов организации государственной власти в отдельно взятых республиках. Возьмем для примера южную республику - Дагестан, северную - Карелию и, скажем, Калмыкию.
    Согласно Конституции Республики Дагестан Государственный совет Республики возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов госвласти. Председатель Государственного совета является главой государства (ст. 92 - 94). Госсовет состоит из 14 человек и формируется Конституционным собранием Республики Дагестан сроком на четыре года. Конституция устанавливает достаточно широкие и многообразные полномочия Госсовета в сфере исполнительной власти: назначает с согласия Народного собрания Председателя Правительства Республики; по предложению Председателя Правительства образует Правительство Республики; вносит в него изменения; принимает отставку Правительства, членов Правительства; утверждает по предложению Председателя Правительства систему и структуру республиканских органов исполнительной власти. Госсовет вправе отменять решения органов исполнительной власти на территории Республики, если они противоречат Конституции и законам Республики Дагестан. По сути дела в Дагестане - парламентская модель: дуализм исполнительной власти, правительство формируется Госсоветом и ответственно перед Госсоветом, образуемым Народным собранием.
    В Карелии несомненный интерес представляет гл. 7 Конституции, в которой изложены основы организации исполнительной власти. Согласно ст. 64 главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики является избираемый на 4 года всем населением председатель Правительства. Функции и полномочия председателя Правительства, как видно из содержания ст. 65 - 67 и в особенности 68, в совокупности характеризуют его статус как президента. Председатель Правительства представляет на утверждение Законодательному собранию структуру исполнительной власти Республики, назначает руководителей республиканских органов госуправления (министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министров финансов, безопасности, внутренних дел, которые назначаются Председателем Правительства с согласия большинства избранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания; формирует из числа руководителей республиканских органов управления Правительство Республики, назначает из его состава с согласия большинства избранных депутатов Законодательного собрания заместителя Председателя Правительства. В целом, анализ места, роли, функций и компетенции Председателя Правительства показывают, что он фактически выполняет функции главы Республики, хотя таковым не именуется, что обычно не свойственно Председателю Правительства (Совета Министров, Кабинета Министров). Такая надуманная структура - совмещение статуса главы исполнительной власти и высшего должностного лица Республики расходится с общепринятыми нормами и принципами конституционного права, доктриной разделения властей.
    Весьма своеобразно и необычно решаются вопросы о системе государственной власти в Республике Калмыкия. Основной закон (Степное Уложение) устанавливает ст. 25, что Президент является главой Республики и ее высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, входящей в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Вместе с тем, согласно ст. 25, п. 7 Президент Республики обладает статусом неприкосновенности, институт президентства незыблем. В сфере исполнительной власти Президент Республики Калмыкия (ст. 28) назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов, республиканских ведомств, представителей Президента Республики в районах и городах республиканского значения, руководителей государственных предприятий, организаций и учреждений; формирует администрацию Президента; участвует в формировании федеральных органов госвласти и управления на территории Республики и согласовывает назначение их руководителей в установленном порядке; вправе отменять акты министерств, департаментов Республики и других подведомственных ему органов в случае противоречия их законам Республики и актам Президента Республики. Степное Уложение не предусматривает образование правительства Республики. Таким образом, в Калмыкии - президентская модель: Президент, избираемый всенародно, совмещает в себе статус главы государства, высшего должностного лица и главы исполнительной власти.
    Сравнительный анализ конституций республик позволяет сделать некоторые обобщающие выводы. Во-первых, преобладающее большинство республик установили смешанную форму правления (модель Российской Федерации) с институтом президента республики. Наиболее четкой и адекватной представляется формулировка, в которой президент объявляется главой государства. Что же касается совмещения постов главы государства и главы исполнительной власти, то это создает трудность в реализации принципа разделения и самостоятельности ветвей государственной власти, допускает возможность возвышения органов исполнительной власти, узурпации ими полномочий других госорганов. Впрочем, во многих республиках получила официальное выражение практика осуществления госвласти на федеральном уровне в России.
    Во-вторых, разные модели и системы политической ответственности правительств вносят сумятицу в систему исполнительной власти Федерации, не обеспечивают единое правовое и административно-управленческое поле в стране. Этот разрыв усугубляется и практикой правового регулирования обозначенных вопросов в уставах краев и областей, городов республиканского значения. Например, в Санкт-Петербурге правительство не является юридическим лицом, работает коллегиально, а его постановления утверждает губернатор. Очевидно, что статус правительства этого субъекта Федерации напоминает коллегию при губернаторе.
    А в Уставе Нижегородской области вообще не упоминается о правительстве, т.е. власть губернатора строится на принципе единоначалия. Полномочия губернатора столь обширны, что де-факто он является "хозяином" области.
    В-третьих, в конституциях республик совсем не определены соотношения актов их президента и правительства с актами федерального Правительства. Поэтому у высшего органа исполнительной власти Федерации нет прямого административно-правового воздействия на республиканские органы исполнительной власти.

    Вопросы для самоконтроля и размышления

    1. Что вы вкладываете в понятия регион, региональные органы государственной власти?
    2. Назовите сущностные признаки суверенитета, раскройте содержание понятий государственный суверенитет, суверенитет Российской Федерации.
    3. Каковы общие принципы организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации?
    4. Охарактеризуйте статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в совокупности его компетенции, функций, полномочий.
    5. В чем заключается специфика организации государственной власти в субъектах РФ (поясните на конкретных примерах)?

    Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица осуществляют в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой.

    При установлении региональных и местных налогов и сборов законодательными (представительными) органами субъектов РФ и, соответственно, представительными органами местного самоуправления определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, некоторые налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Устанавливая региональный налог или сбор, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:

    - налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;

    - порядок и сроки уплаты налога, а также

    - формы отчетности по данному региональному налогу.

    Они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения - налоговую базу, объект налогообложения и т. д. — устанавливают федеральные законодатели.

    Не могут устанавливаться региональные налоги и (или) сборы, не предусмотренные федеральным законом (то есть налоги и сборы, содержащиеся в перечне ст. 14 НК РФ, а до ее вступления в силу - в ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

    Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами (HK РФ, а до вступления в действие его соответствующих положений — иными принятыми ранее федеральными законами) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

    Представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:

    - налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;

    - порядок и сроки уплаты налога, а также

    - формы отчетности по данному местному налогу.

    Они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения - налоговую базу, объект налогообложения и т. д. - устанавливают федеральные законодатели.

    В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом (то есть налогов и сборов, отсутствующих в перечне, содержащемся в ст. 15 НК РФ, а до ее вступления в силу - в ст. 21 Закона Российской Федерации "06 основах налоговой системы в Российской Федерации").

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законами этих городов.

    Местные налоги и сборы разрешается устанавливать и вводить только в пределах перечня, предусмотренного НК РФ. При этом представительные органы местного самоуправления в своих нормативно-правовых актах обязаны при установлении местного налога определить налоговые ставки в предусмотренных НК РФ пределах, сроки уплаты и формы отчетности по данному налогу.

    Могут предусматриваться также налоговые льготы и основания для их предоставления налогоплательщикам. Другие обязательные элементы налогообложения устанавливаются по местным налогам НК РФ. Отличительной особенностью местных налогов и сборов является то, что они полностью (за исключением земельного налога) зачисляются в соответствующие местные бюджеты по месту уплаты и являются их закрепленными доходными источниками.

    Классификация налогов

    Согласно НК РФ существует одна классификация налогов, которая носит нормативный характер и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним.

    • Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, подоходный налог, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины и сборы, государственная пошлина, экологический налог)
    • Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанавливаются по каждому региону.
    • Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов (налог на землю, на имущество физических лиц, на рекламу).

    Классификация налогов и сборов по категории налогоплательщика разграничивают их на те, которые уплачивают физические лица (подоходный, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, полученное по наследству или в дар.) Выделяют налоги, которые оплачиваются организациями (налог на прибыль, налог на имущество организации). Самая большая группа налогов эта смешанные налоги, которые оплачиваются и организациями и индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы, таможенные и государственные пошлины, земельный, налог с владельца транспортного средства)

    Традиционная российская классификация налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

    • Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).
    • Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.
    • Пошлины и сборы

    Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, это те, которые целиком поступают в конкретный бюджет на федеральном, региональном или местном уровне. Регулирующие же одновременно и пропорционально поступают в различные бюджеты, согласно законодательства (подоходный налог физических лиц, налог на прибыль организации).




    В зависимости от целей использования имеют значение следующие виды налогов и их классификация:

    • общие (абстрактные)
    • целевые (специальные).

    Общие перечисляются в бюджет в целом, а специальные для финансирования конкретных затрат из государственного бюджета. Например, специальный налог на благоустройство территории или для нужд образования в стране.

    Классификация налогов в практической работе бухгалтера подразделяет их на срочные и календарные в зависимости от срока уплаты. Кроме того, на практике учитывают налоги, которые удерживают с доходов и перечисляют в бюджет, которые уплачивают с прибыли и которые, включенные в цену товаров и услуг.

    По объекту налогообложения разграничивают налог:

    • на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц),
    • на имущество,
    • на определенный вид деятельности.

    Для организаций учитывается все движимое и недвижимое имущество, которое находится на основных средствах на балансе предприятия. Для физических лиц под имуществом понимают землю, транспортное средство, имущество, полученное в дар или по наследству, недвижимость.

    Под прибылью предприятия понимают разницу между доходами и расходами, то есть чистый доход без затрат. Физические лица уплачивают налоги, как с общего совокупного дохода, так и с отдельных видов дохода, таких как дивиденды, выигрыши, призы. Некоторые виды товаров облагаются акцизами, независимо от дохода, например алкогольная и табачная продукция. При реализации товаров налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара и перекладывает уплату на плечи покупателя, компенсируя свои затраты.



    Аннотация. В статье рассматривается система органов государственной власти, действующая в РФ на уровне субъектов. Автор исследует особенности законодательной, исполнительной ветвей власти в различных субъектах РФ: республиках, областях, краях и пр. Уделяется внимание полномочиям главы исполнительной власти субъекта, а также правомочиям представительного органа субъекта, их взаимодействию и взаимному контролю.

    В каждом государстве существует своя система властных органов, закрепленная на конституционном уровне. Но такие системы могут создаваться не только на федеральном уровне: в каждом субъекте должна также быть своя система организации власти. Согласно отечественным основам конституционного строя, субъекты РФ могут и должны устанавливать собственную системы власти, образуемую представительными и исполнительными органами. Ведущее место в правовом регулировании указанной системы отведено Конституции РФ, а также ФЗ от 6 октября 1999 г.[1]

    Что же касается порядка создания и функционирования вышеуказанных органов субъектов, то помимо Конституции, он регулируется федеральным законодательством, а также законами самих субъектов, иными актами субъектного значения.

    Статья 1 вышеназванного ФЗ закрепляет основные принципы деятельности властных органов на уровне субъекта. К таковым относятся:

    - принцип целостности территории и государственности РФ;
    - суверенитет РФ на всей ее территории;
    - принцип конституционного верховенства;
    - разделение властей и единая властная система;
    - предметы ведения и компетенция должны четко разграничиваться;
    - самостоятельность.

    В чем же заключается основная задача органов власти субъекта? На уровне края, области или даже республики в составе нашего государства, они способствуют тому, чтобы граждане в полной мере реализовывали свои права в области управления государством: например, право на участие в выборах. Причем такую задачу органы субъекта могут осуществлять как самостоятельно, так и привлекая своих представителей. Немаловажной задачей для властных органов субъекта является содействие развитию местного самоуправления[2].

    Для установления полномочий рассматриваемых нами органов существует особый порядок: устанавливаемые на конституционном федеральном уровне, актами субъектов, они подлежат изменению только при условии внесения поправок в конституции (либо их пересмотра), причем такие изменения вносятся принятием соответствующих ФЗ или актов субъекта.

    Названным выше ФЗ от 6 октября закреплен состав системы органов власти субъекта: это законодательный орган, высший исполнительный орган, а также иные органы, образование которых регламентируется основным законом субъекта. Кроме вышесказанного, конституция или устав субъекта могут устанавливать назначение таких лиц, как президент республики, губернатор области или края. Следует отметить, что в ряде республик РФ отсутствует единоличный глава.

    В качестве представительного органа можно назвать кабинет министров, администрацию, мировых судей. Однако следует обратить внимание, что некоторые республики вывели судебные органы из судебной системы РФ, поскольку их статус расходится с тем, который определен в ФКЗ от 31 декабря 1996 г.[3] Такими субъектами на сегодня являются: республика Татарстан, Башкортостан, а также Саха (Якутия).

    Так, возьмем для примера конституцию Башкортостана в ней указано, что суды подчиняются закону и конституции республики. Отличительной особенностью республик, выделяющей их среди других субъектов, можно назвать наличие в каждой из них собственных конституционных судов (так, в р. Адыгея такой суд носит название Конституционной палаты, а в Татарстане и Северной Осетии такие суды именуются комитетами конституционного контроля)[4].

    У каждого органа власти в субъекте РФ - свои задачи. Так, на законодательный орган возложено принятие основного закона, поправок к нему, утверждение бюджета, учреждение налогов, сборов, управление собственностью субъекта. Но и этим не ограничивается перечень задач представительного органа: он ответственен за проведение референдума, выборов в органы субъекта, за установление административно-территориального устройства, схемы управления, иные вопросы.

    Законодательный орган правомочен вынести постановление о назначении (или освобождении) от должности должност¬ных лиц субъекта, оформить решение о доверии главам исполнительных органов. Помимо вышеперечисленного, в компетенции рассматриваемого нами органа находится контроль за исполнением законодательства и бюджета.

    Если представительный орган принял какой-либо закон, то он обязательно должен быть направлен для обнародования высшему должностному лицу субъекта[5]. Причем важно соблюдение 14-ти дневного срока. Если закон отклоняется, то возможно его одобрение большинством голосов депутатов (2/3), и уже тогда закон будет опубликован.

    Законом допускается досрочное прекращение полномочий: это решение о самороспуске, либо по инициативе высшего должностного лица субъекта, а также по судебному решению (признание неправомочным).

    Высшее должностное лицо субъекта наделено широким спектром правомочий: например, правом на прекращение полномочий представительного органа, но при наличии оснований. Так, в качестве «проступков» закон называет приня¬тие НПА, не соответствующего Конституции РФ, основному закону субъекта. Но само по себе принятие неконституционной нормы – еще не основание для роспуска данного органа. Нарушением будет признаваться такое принятие, если оно установлено в судебном порядке, а также не было устранено. На федеральном уровне контролирующим лицом выступает Президент РФ – он может вынести предупреждение в случае первичного нарушения, а уже при повторном – вносит в Государственную Думу законопроект о роспуске данного органа.

    Рассмотрим систему исполнительной власти субъекта. Возглавляет ее руководитель высшего исполнительного органа, как уже было отмечено ранее. Главной задачей указанного органа являются: исполнение НПА федерального и регионального уровней, а основой закон субъекта закрепляет его наименование, структуру и порядок создания[6].

    Наряду с представительным органом, данный орган участвует в разработке мер по развитию региона, проводит единую политику в различных социальных сферах, управляет собственностью субъекта и т.д. Но в отличие от законодательного, он вправе заключать договоры с федеральными органами той же ветви власти.

    Но вышеперечисленные органы не функционируют каждый сам по себе, в правовом и социальном вакууме. Обе названные выше власти субъекта тесно взаимодействуют, для наиболее эффективного выполнения поставленных задач, с обязательным учетом интересов народа. Взаимодействие проявляется также и во взаимном контроле: исполнительный орган издает акт, который обязательно направляется органу законодательному, который, в свою очередь, наделен правом предлагать изменения, дополнения, либо отменить акт вовсе, обжаловать его в суде.

    Но законодательный орган также находится в определенной степени, под контролем. Так, изданное им постановление может быть изменено по инициативе высшего должностного лица субъекта: оно может предложить отменить его, либо также обжаловать в суде[5]. Обязательным также является для законодательного органа направлять проекты законов указанному лицу. Если представительным органом проводятся заседания, то правом присутствия на них (и правом совещательного голоса) обладают руководители органов исполнительной власти, и, наоборот – при совещаниях исполнительного органа, на них присутствуют депутаты органа представительного.

    Роль законодательного органа велика: он участвует в создании исполнительного органа, согласует назначение на должность некоторых его должностных лиц. Руководитель высшего исполнительного органа может быть освобожден от должности, если ему будет выражено недоверие со стороны представительного органа.

    Зачастую при таком положении жесткого взаимоконтроля, возникают споры между двумя названными ветвями власти субъекта, касающиеся их полномочий. Разрешение таких разногласий может осуществляться путем применения согласительных процедур, а в отдельных случаях, когда соглашения достичь не удается – в судебном порядке.

    Полномочия двух названных выше ветвей разграничиваются законами, которые принимаются в субъектах РФ. Степень самостоятельности каждой из ветвей власти определена в уставе субъекта, решение данного вопроса в каждом регионе происходит индивидуально.

    Возникает вопрос: если органы обеих ветвей власти в субъекте находятся на взаимном контроле, то как же обстоит дело с федеральными органами? Конституция, договоры и соглашения, определяют те полномочия, в рамках которых субъекты РФ самостоятельны.

    Самостоятельность субъекта выражается главным образом, в том, что он имеет собственную территорию и полномочия, вне зависимости от того, в какую территориальную единицу РФ он входит. Простой пример: если в составе области или края располагается еще один субъект (например, автономия), то они будут равноправны в качестве субъектов, если округ вошел в состав области или края, то от этого его правовое положение не изменилось. Так, в состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО. Подкрепляется равноправие таких субъектов постановлением КС РФ, в котором указывается, что отношения между властными органами таких субъектов должны строиться на договорной основе: в соглашениях стоит определять все вопросы совместного и самостоятельного ведения.

    Но субъект РФ, как правило, имеет собственное деление на территориальные единицы: города, селения, поселки и т.п. Такие подразделения, как город или район республиканского значения, получили право, предоставленное им Конституционным Судом РФ, на создание собственных органов власти, которые будут включаться в систему исполнительной власти РФ[7]. Но вот если речь идет о районных городах, иных городских или сельских поселениях, то им такое право не предоставлено. Здесь осуществление публичной власти происходит через создание местного самоуправления.

    Таким образом, рассмотрев систему органов власти на уровне субъекта РФ, можно сделать вывод о ее схожести с федеральной системой, однако при этом важно учитывать отличительные особенности. Так, например, в некоторых республиках судебная власть выведена из общегосударственной системы, в одних территориальных единицах субъектов допускается формирование собственной системы органов власти, а в других все ограничивается только созданием местного самоуправления. Важным и актуальным остается вопрос о разграничении властных полномочий между данными органами, так как все чаще спорные ситуации подлежат судебному разрешению, нежели путем взаимно принятых соглашений и договоров.

    Список литературы
    1. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция).
    2. Домрачев Д.Г. Вопросы компетенции органов исполнительной власти в сфере местного самоуправления / Д.Г. Домрачев // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2018. № 2-1 (63). С. 183-186.
    3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации".
    4. Александров А.Г. Стадии административно – контрольного производства, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов РФ / А.Г. Александров //Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 2 (32). С. 161-167.
    5. Кравцова Е.А. Система органов исполнительной власти субъектов РФ и обеспечение их деятельности вспомогательными органами / Е.А. Кравцова // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2018. № 1. С. 73-79.
    6. Административное право: учебник / Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов. - 4е изд. пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2012. - 927с.
    7. Лебедева Н.В. Конституционно-правовые основы организации законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Автореферат дисс. … канд. юрид. наук. - Челябинск, 2011. - 30 с.

    Читайте также: