Комитет по бюджету и налогам госдумы проводит следующую работу

Опубликовано: 11.05.2024

1. Общие положения

1.1. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) является постоянным действующим рабочим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

1.2. Порядок деятельности Комитета определяется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы, решениями Государственной Думы и настоящим Положением.

1.3. Порядок формирования состава Комитета определяется Регламентом Государственной Думы.

1.4. Деятельность Комитета основывается на принципах свободы обсуждения и гласности.

1.5. Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Комитета осуществляет Аппарат Государственной Думы.

2. Основные задачи Комитета

2. Основными задачами Комитета являются:

2.1. предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой;внесение предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также внесение предложений о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

2.2. подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, заявлений, обращений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы, относящихся к ведению Комитета;

2.3. рассмотрение и исполнение поручений Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы, Совета Государственной Думы, Государственной Думы;

2.4. анализ реализации законодательства по вопросам, относящимся к ведению Комитета;

2.5. организация парламентских слушаний, проведение конференций, совещаний, "круглых столов" и участие в их работе;

2.6. решение вопросов организации своей деятельности.

3. Основные функции Комитета

3. Для решения задач, указанных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет:

3.1. создает подкомитеты по основным направлениям своей деятельности, которые предварительно прорабатывают направляемые им председателем Комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям Комитета;

3.2. осуществляет подготовку предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также внесение предложений о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, в проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание, по вопросам относящимся к ведению Комитета;

3.3. утверждает план работы Комитета;

3.4. осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

3.5. осуществляет подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;

3.6. готовит и вносит на рассмотрение Государственной Думы материалы, необходимые при прохождении законопроектов на всех стадиях их рассмотрения, в соответствии с требованиями Регламента Государственной Думы;

3.8. направляет законопроекты, проекты постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы на правовую и лингвистическую экспертизу;

3.9. создает самостоятельно или совместно с другими комитетами рабочие группы;

3.10. приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующих субъектов права законодательной инициативы - авторов законопроектов, авторов поправок к законопроектам или их официальных представителей, а при необходимости независимых экспертов - представителей иных организаций;

3.11. принимает решение о необходимости проведения парламентских слушаний, вносит эту инициативу на рассмотрение Совета Государственной Думы и по его решению организует и проводит парламентские слушания по вопросам, отнесенным к ведению Комитета, в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы;

3.12. вносит на заседания Совета Государственной Думы предложения о приглашении парламентских делегаций иностранных государств или о направлении делегаций в составе группы депутатов Государственной Думы - членов Комитета, государственных гражданских служащих аппарата Комитета и государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы за пределы территории Российской Федерации в целях обмена опытом парламентской деятельности, развития сотрудничества с парламентами иностранных государств;

3.13. взаимодействует по вопросам своего ведения с органами государственной власти, а также со структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы.

4. Состав, структура и общий порядок работы Комитета

4.1. Комитет образуется из числа депутатов Государственной Думы. Состав Комитета и изменения в нем определяются Государственной Думой.

4.2. Комитет самостоятельно определяет свою структуру и образует подкомитеты (в составе не менее трех депутатов) по основным направлениям своей деятельности (приложение N 1).

4.3. Персональный состав подкомитетов утверждается решением Комитета. Председатели подкомитетов избираются на заседании Комитета. Депутат Государственной Думы - член Комитета может быть членом не более трех подкомитетов Комитета с правом решающего голоса. Депутаты, не входящие в состав подкомитетов, вправе принимать участие в работе подкомитетов с правом совещательного голоса. Первый заместитель (заместитель) председателя Комитета может быть избран председателем подкомитета. Комитет может упразднять подкомитеты, реорганизовывать их или создавать новые подкомитеты.

4.4. Члены Комитета обязаны присутствовать на заседаниях Комитета, подкомитетов, членами которых они являются. О невозможности присутствовать на заседаниях Комитета (подкомитета) по уважительной причине члены Комитета заблаговременно информируют председателя Комитета (подкомитетов).

4.5. Деятельность Комитета, подкомитетов осуществляется в соответствии с примерной программой законопроектной работы Государственной Думы, календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой и планами работы Комитета, подкомитетов на период сессии.

4.6. Комитет может создавать рабочие группы из числа членов Комитета, других комитетов, представителей государственных органов и иных организаций, экспертные советы по направлениям деятельности Комитета и привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других специалистов.

4.7. Для осуществления своих функций Комитет (подкомитеты) проводят заседания в соответствии с Регламентом Государственной Думы, информируют депутатов-членов Комитета (подкомитетов) о дате, месте и времени проведения заседаний Комитета (подкомитетов) и о рассматриваемых вопросах.

4.8. Внеочередное заседание Комитета созывает председатель Комитета по своей инициативе, а в случае его отсутствия первый заместитель (заместитель) председателя, исполняющий его обязанности.

4.9. Комитет может инициировать, проводить совместные заседания, конференции, совещания с участием двух и более комитетов или соответственно участвовать в их работе.

4.10. Председатель Комитета: организует работу Комитета; проводит заседания Комитета; направляет членам Комитета материалы и документы, связанные с деятельностью Комитета; приглашает для участия в заседаниях Комитета представителей государственных органов и иных учреждений, экспертов, специалистов и ученых; представляет Комитет во взаимоотношениях с руководством Государственной Думы, Советом Государственной Думы, другими комитетами Государственной Думы, фракциями, комитетами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), с субъектами права законодательной инициативы, федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями, Аппаратом Государственной Думы; распределяет обязанности между первыми заместителями (заместителями) председателя Комитета; вносит предложения о количестве подкомитетов и рабочих групп; информирует членов Комитета о выполнении решений Комитета, рассмотрении рекомендаций Комитета, а также о деятельности Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Комитета; вносит Руководителю Аппарата Государственной Думы представления о назначении на должность и об освобождении от должности руководителя аппарата Комитета, его заместителей и государственных гражданских служащих аппарата Комитета.

4.11. Первые заместители (заместители) председателя Комитета координируют и организуют работу Комитета по отдельным направлениям его деятельности в соответствии с распределением обязанностей, утвержденных председателем Комитета.

5. Порядок проведения заседаний Комитета, подкомитета

5.1. Заседания Комитета (подкомитетов) проводятся открыто, если Комитет (подкомитеты) не примут решение о проведении закрытого заседания.

5.2. Депутаты, не входящие в состав Комитета, могут присутствовать на заседаниях Комитета (подкомитетов) с правом совещательного голоса.

5.3. На заседании Комитета, подкомитетов вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, внесших в Государственную Думу законопроекты, которые рассматриваются на данном заседании, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти.

5.4. На заседание Комитета (подкомитетов) могут быть приглашены должностные лица органов государственной власти, общественных объединений и организаций. На заседании Комитета (подкомитетов) могут присутствовать государственные гражданские служащие аппарата Комитета.

5.5. На открытых заседаниях Комитета (подкомитетов) по приглашению председателя Комитета или соответственно председателей подкомитетов могут присутствовать представители средств массовой информации и представители общественности.

5.6. Заседание Комитета проводится, если на начало заседания зарегистрировано более половины от общего числа членов Комитета.

5.7. Решения Комитета (подкомитетов) принимаются открытым голосованием. Решения Комитета (подкомитетов) принимаются большинством голосов от общего числа членов Комитета (подкомитетов), присутствующих на заседании Комитета (подкомитетов).

5.8. Проведение закрытых заседаний Комитета (подкомитетов) проводится в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

5.9. Заседания Комитета проводит председатель Комитета, а в отсутствие председателя Комитета по его поручению - один из его заместителей.

5.10. Председательствующий на заседании Комитета: руководит общим ходом заседания; предоставляет слово для выступления; проводит голосование и оглашает его результаты; контролирует работу аппарата Комитета, ведение протокола и (или) стенограммы заседания; удостоверяет протокол и стенограмму заседания своей подписью; обеспечивает выполнение организационных решений Комитета.

6. Вопросы ведения Комитета

I. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:

6.1. О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

6.2. О внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

6.3. Об исполнении федерального бюджета за отчетный период.

6.4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

6.5. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

6.6. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за отчетный период.

6.7. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

6.8. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

6.9. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за отчетный период.

6.10. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.

6.11. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.

6.12. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный период.

6.13. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

6.14. О совершенствовании межбюджетных отношений.

6.15. О совершенствовании формирования бюджетов муниципальных образований.

6.16. О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации".

6.17. О рассмотрении отчетов о результатах контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации.

6.18. О рассмотрении ежегодного отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации.

6.19. О рассмотрении по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации и освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации. О рассмотрении по представлению Президента Российской Федерации кандидатур на должности аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и освобождении от должности аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.

6.20. О рассмотрении форм оперативного отчета Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета.

6.21. О рассмотрении закрытых статей федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, на текущий финансовый год, а также за отчетный период.

6.22. О рассмотрении проекта сметы расходов Государственной Думы на очередной финансовый год и плановый период. Рассмотрение сметы расходов Государственной Думы за отчетный период.

6.23. О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации; о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

6.24. О финансовом контроле, финансовой статистике.

6.25. О внесении изменений в законы Российской Федерации по бухгалтерскому учету и отчетности, об аудите и налоговому учету.

6.26. О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

6.27. О рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

6.28. О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" по вопросам, установленным главой 21 Регламента Государственной Думы.

6.29. О годовом отчете Банка России (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).

6.30. О назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).

6.31. О назначении на должность и освобождении от должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).

6.32. О назначении членов Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации по представлению председателя Центрального банка Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).

6.33. О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

II. Комитет участвует в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты по следующим вопросам:

6.34. О ратификации международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

6.35. О ратификации международных договоров Российской Федерации по вопросам упрощения и гармонизации таможенных процедур, таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

6.36. О внешнеэкономической деятельности.

6.37. О товарах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в связи с созданием и действием Особых экономических зон.

6.38. О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".

6.39. Иных законопроектов и (или) проектов постановлений по поручению Совета Государственной Думы.

III. Рассмотрение иных вопросов:

6.40. О взаимодействии с государственными органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ведения Комитета.

6.41. О взаимодействии с международными экономическими и финансовыми организациями по вопросам ведения Комитета.

6.42. О взаимодействии с профессиональными объединениями аудиторов, бухгалтеров и другими общественными объединениями экономистов Российской Федерации и зарубежных стран по вопросам ведения Комитета.

7. Аппарат Комитета

7.1. Аппарат Комитета является самостоятельным структурным подразделением Аппарата Государственной Думы и осуществляет правовое, организационное, информационно-техническое и иное обеспечение деятельности Комитета.

7.2. Руководитель аппарата Комитета, его заместители и государственные гражданские служащие аппарата Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению председателя Комитета.

7.3. Деятельность руководителя аппарата Комитета направляется и координируется председателем Комитета, а в период отсутствия председателя Комитета - его заместителем, исполняющим обязанности председателя Комитета.

7.4. Аппарат Комитета формируется из государственных гражданских служащих, обеспечивающих работу Комитета и подкомитетов, а также работу группы контроля, делопроизводства и организационно-технического обеспечения работы Комитета.

7.5. Права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих аппарата Комитета определяются законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной службе, Положением об Аппарате Государственной Думы и должностными регламентами, а также Положением об аппарате Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Положение о Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам (утв. решением Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам 16.01.2008 г. (протокол N 1))

Текст положения официально опубликован не был

ПОЛОЖЕНИЕ

о Комитете Государственной Думы
по бюджету и налогам

1. Общие положения

2. Основные задачи Комитета

3. Основные функции Комитета

4. Состав, структура и общий порядок работы Комитета

5. Порядок проведения заседаний Комитета, подкомитета

6. Вопросы ведения Комитета

I. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:
6.1. О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
6.2. О внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
6.3. Об исполнении федерального бюджета за отчетный период.
6.4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период
6.5. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.6. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за отчетный период.
6.7. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.8. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.9. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за отчетный период.
6.10. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.
6.11. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.
6.12. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный период.
6.13. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
6.14. О совершенствовании межбюджетных отношений.
6.15. О совершенствовании формирования бюджетов муниципальных образований.
6.16. О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате
Российской Федерации".
6.17. О рассмотрении отчетов о результатах контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации.
6.18. О рассмотрении ежегодного отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации.
6.19. О рассмотрении по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации и освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
О рассмотрении по представлению Президента Российской Федерации кандидатур на должности аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и освобождении от должности аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.
6.20. О рассмотрении форм оперативного отчета Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета.
6.21. О рассмотрении закрытых статей федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, на текущий финансовый год, а также за отчетный период.
6.22. О рассмотрении проекта сметы расходов Государственной Думы на очередной финансовый год и плановый период.
Рассмотрение сметы расходов Государственной Думы за отчетный период.
6.23. О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации; о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
6.24. О финансовом контроле, финансовой статистике.
6.25. О внесении изменений в законы Российской Федерации по бухгалтерскому учету и отчетности, об аудите и налоговому учету.
6.26. О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
6.27. О рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
6.28. О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" по вопросам, установленным главой 21 Регламента Государственной Думы.
6.29. О годовом отчете Банка России (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.30. О назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.31. О назначении на должность и освобождении от должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.32. О назначении членов Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации по представлению председателя Центрального банка Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.33. О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

II. Комитет участвует в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты по следующим вопросам:
6.34. О ратификации международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.
6.35. О ратификации международных договоров Российской Федерации по вопросам упрощения и гармонизации таможенных процедур, таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
6.36. О внешнеэкономической деятельности.
6.37. О товарах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в связи с созданием и действием Особых экономических зон.
6.38. О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
6.39. Иных законопроектов и (или) проектов постановлений по поручению Совета Государственной Думы.

III. Рассмотрение иных вопросов:
6.40. О взаимодействии с государственными органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ведения Комитета.
6.41. О взаимодействии с международными экономическими и финансовыми организациями по вопросам ведения Комитета.
6.42. О взаимодействии с профессиональными объединениями аудиторов, бухгалтеров и другими общественными объединениями экономистов Российской Федерации и зарубежных стран по вопросам ведения Комитета.

7. Аппарат Комитета

7.1. Аппарат Комитета является самостоятельным структурным подразделением Аппарата Государственной Думы и осуществляет правовое, организационное, информационно-техническое и иное обеспечение деятельности Комитета.
7.2. Руководитель аппарата Комитета, его заместители и государственные гражданские служащие аппарата Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению председателя Комитета.
7.3. Деятельность руководителя аппарата Комитета направляется и координируется председателем Комитета, а в период отсутствия председателя Комитета - его заместителем, исполняющим обязанности председателя Комитета.
7.4. Аппарат Комитета формируется из государственных гражданских служащих, обеспечивающих работу Комитета и подкомитетов, а также работу группы контроля, делопроизводства и организационно-технического обеспечения работы Комитета.
7.5. Права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих аппарата Комитета определяются законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной службе, Положением об Аппарате Государственной Думы и должностными регламентами, а также Положением об аппарате Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.


Председатель Комитета
Ю.В.Васильев

 Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

На своем заседании в четверг профильный комитет рассмотрел основные параметры нового бюджета. Как заявил Антон Силуанов, бюджет подчинен выполнению национальных целей развития, которые поставил президент, в нем предусмотрены необходимые ресурсы на поддержку граждан и экономики. Государство, констатировал министр, наращивает расходы, несмотря на серьезное падение доходов. Более 1 процента ВВП пойдет на реализацию нацплана по восстановлению экономики. На здравоохранение расходы бюджетной системы вырастут даже по сравнению с благополучным 2019 годом - с 3,5% ВВП до 3,8% в следующем году. На образование - с 3,7% до 3,9%, а на национальную экономику - с 4,7% до 5,1%. "Бюджет ответит на вызовы", - заверил министр.

Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Дефицита казны не избежать, но он будет сокращаться за счет восстановления экономики - с 4,4% ВВП в этом году до 1% в среднесрочной перспективе. Общая долговая нагрузка бюджета, правда, вырастет - с 13% до 20% ВВП, но это безопасный уровень, уверен Силуанов. В нынешней ситуации придется поднять налоги - но "мишенью" повышения станет сырьевой сектор, а для малого и среднего бизнеса, а также IT-сектора налоги снизятся.

В том, что бюджет подкреплен деньгами, профильный комитет заверил глава минэкономразвития Максим Решетников. "Исходим из прогнозов восстановления мировой экономики, в том числе внешнего спроса на основные экспортные товары", - подчеркнул он. Министр отметил, что Россия прошла самый сложный экономический период лучше других стран: кризис не приобрел массового характера и удалось избежать цепочек неплатежей. Удалось сохранить макроэкономическую стабильность, заявил он.

Важно также, что весеннее ослабление рубля не трансформировалось в рост цен. А теперь началось восстановление добычи нефти. Таким образом, экономика создает мощную базу для бюджета и исполнения государством всех взятых на себя обязательств, резюмировал Решетников.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин подтвердил - новый проект бюджета неплохо справляется с задачами, стоящими перед страной. Но есть ряд нюансов, которые отметило ведомство в заключении. Так, не все госпрограммы увязаны по целям и показателям, сказал Кудрин. Одна из претензий Счетной палаты - слишком резкое сокращение оборонных расходов - с 2,7% ВВП до 2,5% в 2023 году.

Фото: Алексей Никольский/ТАСС

Фото: Алексей Никольский/ТАСС

"Коллеги, я скоро превращусь в защитника минобороны и военных расходов. Потому что сокращение с 2,7 до 2,5% - это достаточно заметное сокращение", - сказал Кудрин. Он напомнил, что на посту главы минфина в начале 2010-х годов не поддерживал повышение доли оборонных расходов до 3,4%. "Я тогда говорил, что это очень серьезная нагрузка на экономику, бюджетную систему", - отметил руководитель ведомства. "Но я всегда говорил, что 2,8-2,9% - это оптимальный уровень для нашей страны, которая должна поддерживать национальную оборону", - продолжил Кудрин. Он призвал депутатов и кабмин обратить на это внимание.

Как заявил глава комитета Андрей Макаров, заключение от депутатов ожидается 26 октября. Он назвал приоритеты Госдумы при рассмотрении бюджета. Первый - удостовериться, что удастся финансово обеспечить выполнение Послания президента. Второй - финансирование нацпроектов, которые призваны повысить качество жизни в стране. И, наконец, проверить, как решаются проблемы, связанные с распространением коронавируса. Серьезные вопросы у депутатов - по поддержке регионов, а также села, сказал Макаров.

На заседании комитета, состоявшемся 14 октября, рассматривался проект федерального бюджета на 2020-2022 годы.

Из стенограммы:

Цели развития определены указом Президента. Бюджет – это инструмент для реализации целей развития. Основные задачи – на базе обеспечения экономического роста увеличить доходы населения, увеличить продолжительность жизни, повысить качество услуг, которые предоставляет государство. В первую очередь это здравоохранение, образование и социальная поддержка.

Хотел бы остановиться на том, как бюджет решает задачи на предстоящие годы. Бюджет составлен на трёхлетку, и мы можем посмотреть, как эти задачи реализуются по годам.

В первую очередь хочу сказать, что бюджет сконцентрировал в себе необходимый объём ресурсов и по своей доле в процентном отношении к валовому внутреннему продукту беспрецедентен – 35,1% валового внутреннего продукта в следующем году будет перераспределяться через бюджетную систему. Такого объёма перераспределения никогда не было. Приведу цифры 2018 года – это 32,8%, 2006 год – 28,9%.

Поэтому очевидно, что сейчас значительный объём средств сконцентрирован именно на реализации задач, поставленных Президентом в указе. Мы это реализовали как за счёт налоговых изменений, так и за счёт увеличения заимствований. И это увеличение будет осуществляться до 2024 года включительно.

Важно, что делается это в условиях, когда бюджет структурно сбалансирован, и мы увеличиваем расходы без каких-либо рисков для устойчивости бюджетной системы. Поскольку бюджет сформирован с учётом бюджетных правил, устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов внебюджетных фондов, с учётом умеренно консервативных цен на энергоресурсы, бюджет защищён от изменений внешних факторов, внешней конъюнктуры, будь то ограничения санкциями или изменение цен на наши энергоресурсы.

Действительно, бюджет в последние годы формировал запасы, резервы. И как сказал Андрей Михайлович, в следующем году у нас будет превышена 7% планка Фонда национального благосостояния, и мы сможем дополнительно, сверх бюджета, простимулировать в первую очередь привлечение частных инвестиций.

Нам необходимы частные инвестиции, потому что для обеспечения экономического роста необходимы именно новые вложения, новые рабочие места. Стоит задача – обеспечение роста инвестиций в экономику до 25%. Сегодня, к сожалению, этот показатель составляет 20,6%. Поэтому нам необходимо всеми мерами, в первую очередь бюджетными, стимулировать и привлекать частные инвестиции.

Мы рассчитываем, что использование средств Фонда национального благосостояния будет осуществляться с мультипликативным эффектом, который позволит на рубль наших резервов привлечь несколько рублей частных инвестиций.

Также важно, и Алексей Леонидович (А.Кудрин) нас часто критикует, что мы не пересматриваем бюджетные правила. Бюджетные правила говорят о том, что каждый год мы уточняем базовую цену на нефть. Если несколько лет назад это было 40 долларов за баррель, то в 2020 году это уже 42,4 доллара за баррель, а в 2022 году – 44,2 доллара за баррель. Эксперты предлагали повысить до 45 долларов за баррель. В трёхлетке мы уже практически достигаем этой величины без каких-либо рисков для устойчивости бюджетной системы.

Важно, что так называемый дефицит, без учёта нефти и газа, стабилизировался и составляет величину чуть ниже 6%. Это наиболее оптимальный вариант для обеспечения балансировки бюджета.

По расходам. Все наши ограничения, бюджетные правила тем не менее приводят к тому, что ежегодно расходы увеличиваются более чем на триллион рублей. Это огромная величина. То есть, несмотря на то, что мы руководствуемся нашими принципами, расходы увеличиваются. Если посмотреть по субъектам Российской Федерации, то их бюджеты прирастают на сумму чуть меньше триллиона рублей – где-то порядка 800 млрд рублей. В целом по бюджетной системе существует значительный объём ресурсов, которым нужно эффективно распорядиться, чтобы он дал свой вклад в развитие экономики и, соответственно, в достижение ключевых целей развития, о которых мы с вами говорили.

Приоритеты. Это, конечно, национальные цели и инструмент для национальных целей – национальные проекты. В следующем году объём финансирования национальных проектов составит 2 трлн рублей и увеличится на 200 млрд по сравнению с уровнем текущего года. При этом каждый год объём финансирования будет увеличиваться и составит 2,2 трлн рублей в 2021 году, 2,7 трлн рублей в 2022 году. Вопрос, ещё раз повторю, в эффективности использования этого ресурса.

Если посмотреть на структуру бюджета, то в первую очередь это социальная направленность. Около 36% – это расходы социального характера. Они увеличатся по сравнению с текущим годом более чем на 8,4%.

Важно, что наряду с ростом социальных расходов растёт и инвестиционная направленность бюджета. На поддержку экономики будет выделено 16,6%, тоже с ростом почти на 2% по сравнению с уровнем текущего года.

Из приоритетов социалки. Конечно, это здравоохранение. Расходы на здравоохранение увеличатся на 50%, или более чем на 340 млрд рублей. Если посмотреть в структуре бюджета, расходы на здравоохранение составят 3,6%. В этом году – 3,4%, в 2018 году – 3,2%. То есть на эти цели растёт и доля в процентном отношении к валовому внутреннему продукту расходов. Здесь задачи – это снижение смертности, более эффективное оказание услуг, как с точки зрения высокотехнологичных медицинских услуг, так и первичной медицинской помощи. Президент поставил задачу сконцентрировать ресурсы и силы именно на первичном звене, это нашло отражение в трёхлетнем бюджете.

Не буду приводить цифры, сколько будет построено ФАПов, онкологических центров. Все эти данные есть в приложениях к материалам бюджета.

Социальная политика. Также учтены задачи, которые были поставлены и в послании, и на прямой линии Президента. Речь идёт о мерах по стимулированию и повышению рождаемости, поддержке семей, которые имеют детей, росту доходов населения.

Образование. Рост на образование составит примерно 6%, или около 50 млрд рублей. В целом по бюджетной системе рост расходов на образование в 2020 году составит 3,8% к валовому внутреннему продукту. В текущем году – 3,7%, в 2018 году – 3,5% от валового внутреннего продукта.

Мы видим, что идёт рост средств, перераспределяемых через бюджет на ключевые социальные расходы и цели. Речь идёт о поддержке как высшего, так и среднего образования: подключении школ к интернету, ликвидации третьей смены, направлении дополнительных денег на техническое дополнительное образование детей, в том числе технопарки, выявление талантов – всё то, что необходимо нам для конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Инвестиционная активность. Мы уже говорили о том, что без роста инвестиций невозможно добиться других целей. У нас задача – привлечь частные инвестиции. Здесь есть взаимодействие с деловым сообществом, в том числе через принятие структурных мер. Мы обсудили в Правительстве законопроект, который будет давать гарантии для частных инвестиций с точки зрения неизменности условий. Мы обсудили его с деловыми кругами, в том числе с Александром Николаевичем Шохиным, деловое сообщество ждёт этот закон. Поэтому надеемся, что эта структурная мера также позволит нам обеспечить стимулирование частных инвестиций.

ФНБ. В следующем году ожидаем, что около 1,7 трлн рублей – это цифра, которая сложится сверх 7-процентного уровня. Мы обсуждали в Правительстве принципы использования, инвестирования этих средств. Договорились, что эти принципы должны быть состыкованы с денежно-кредитной политикой Центрального банка, чтобы не вызывать укрепления курса рубля и, соответственно, не снижать нашу экспортную конкурентоспособность. Поэтому принцип такой: часть этих средств, 15–20%, можем инвестировать. А также принцип привлечения на рубль инвестиций – несколько рублей частных инвестиций. И конечно, это должны быть отрасли и направления, которые обеспечивают кумулятивный эффект для всей экономики.

Субъекты Российской Федерации. Значительная часть задач национальных целей реализуется через субъекты. Продолжим поддерживать регионы. Мы предлагаем, как было сказано председателем Государственной Думы, обеспечить за счёт субъектов Российской Федерации дополнительные инвестиционные стимулы. Предлагаем ко второму чтению вместе с депутатами Государственной Думы проработать вопрос о механизмах реструктуризации бюджетных кредитов и возможности дополнительных заимствований с учётом направления изыскиваемых средств на инфраструктуру, чтобы стимулировать экономический рост субъектов Российской Федерации и экономики в целом. Такие предложения сформулированы, отработаем ко второму чтению.

Кроме того, нас беспокоит следующий вопрос. Эти решения в Правительстве уже приняты, Председатель Правительства дал поручение о необходимости заключения всех трансфертов, порядков и соглашений в текущем году без перехода на следующий финансовый год. Напомню, по действующим порядкам мы соглашения по субсидиям с регионами заключаем до 15 февраля, а по иным межбюджетным трансфертам вообще срок отсутствует. Поэтому во исполнение поручений будут приняты такие структурные меры.

Также хочу отметить, что у нас увеличивается объём межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации до 2,5 трлн рублей плюс 6,3%. Особое внимание будет уделено выравниванию и подтягиванию тех регионов, которые сегодня имеют низкий потенциал. Для этого в Правительстве в этом году будут приняты программы по государственной поддержке десяти наиболее нуждающихся регионов, в первую очередь это касается стимулирования экономического роста, инфраструктуры и социальных целей.

Также в следующем году будут предусмотрены дополнительные ресурсы на поддержку субъектов для обеспечения сохранения пропорций по заработной плате по сравнению со средними по экономике региона. Кроме того, на трёхлетку сохранены деньги на стимулирование регионов для обеспечения целей и задач, поставленных в указе Президента.

Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

Вопросы ведения Комитета

I. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:
6.1. О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
6.2. О внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
6.3. Об исполнении федерального бюджета за отчетный период.
6.4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период
6.5. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.6. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за отчетный период.
6.7. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.8. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.9. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за отчетный период.
6.10. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.
6.11. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.
6.12. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный период.
6.13. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
6.14. О совершенствовании межбюджетных отношений.
6.15. О совершенствовании формирования бюджетов муниципальных образований.
6.16. О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате
Российской Федерации".
6.17. О рассмотрении отчетов о результатах контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации.
6.18. О рассмотрении ежегодного отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации.
6.19. О рассмотрении по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации и освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
О рассмотрении по представлению Президента Российской Федерации кандидатур на должности аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и освобождении от должности аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.
6.20. О рассмотрении форм оперативного отчета Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета.
6.21. О рассмотрении закрытых статей федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, на текущий финансовый год, а также за отчетный период.
6.22. О рассмотрении проекта сметы расходов Государственной Думы на очередной финансовый год и плановый период.
Рассмотрение сметы расходов Государственной Думы за отчетный период.
6.23. О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации; о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
6.24. О финансовом контроле, финансовой статистике.
6.25. О внесении изменений в законы Российской Федерации по бухгалтерскому учету и отчетности, об аудите и налоговому учету.
6.26. О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
6.27. О рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
6.28. О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" по вопросам, установленным главой 21 Регламента Государственной Думы.
6.29. О годовом отчете Банка России (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.30. О назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.31. О назначении на должность и освобождении от должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.32. О назначении членов Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации по представлению председателя Центрального банка Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.33. О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Комитете Государственной Думы Федерального Собрания

Вопросы ведения Комитета

3.1. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты по следующим вопросам:

а) о кредитных организациях, включая банки с государственным и иностранным участием, небанковские кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков (по вопросам регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензий на осуществление банковских операций, взаимоотношений между кредитными организациями, Банком России и их вкладчиками, гарантирования вкладов граждан, банкротства кредитных организаций, реструктуризации банковской системы);

б) о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

в) о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

г) о назначении на должность и освобождении от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;




д) о кандидатурах представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета - коллегиального органа Банка России;

е) о кандидатурах в состав Национального банковского совета;

ж) о годовом отчете Банка России;

з) об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики;

к) о государственном регулировании в области расчетов между физическими и юридическими лицами, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

л) о внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития»;

м) о страховании;

н) об ипотечном жилищном кредитовании;

о) о государственном регулировании в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;

п) о рынке ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

р) об институциональных инвесторах и финансовых институтах на фондовом и инвестиционном рынках;

с) об инструментах и инфраструктуре фондового рынка, защите прав и интересов инвесторов;

т) о биржах и организованных торгах;

у) об инвестировании пенсионных накоплений;

ф) о валютном регулировании и валютном контроле, трансграничных финансовых операциях и репатриации капитала;

х) о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

ш) об обороте драгоценных металлов и драгоценных камней;

э) о деятельности ломбардов.

3.2. Комитет участвует в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты по следующим вопросам:

а) бюджетное законодательство (в части вопросов ведения Комитета);

б) законодательство о налогах и сборах (в части вопросов ведения Комитета);

в) корпоративное законодательство;

г) иных законопроектов и (или) проектов постановлений по поручению Совета Государственной Думы.

3.3. Другие вопросы ведения Комитета:

а) взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, международными экономическими и финансовыми организациями по вопросам ведения Комитета.

б) сотрудничает с научными и образовательными организациями по вопросам ведения Комитета.

Комитет по экономической политике и предпринимательству

Читайте также: