Киргизия и россия налоги

Опубликовано: 16.05.2024

Когда говорят, что в Европе высокие налоги, можно сходу парировать, что там и зарплаты высокие. С хороших доходов и налоги платить приятно – чувствуешь себя гражданином, участвующим в наполнении бюджета родной страны.

В большинстве стран постсоветского пространства зарплаты заметно ниже европейского или североамериканского уровня. А в некоторых, наподобие Киргизской Республики, разница может доходить до 100 (ста!) раз. МРОТ в Киргизии – 1854 сома, это 22,83 доллара. Для сравнения, в Австралии минималка почти в сто раз выше – 2130 долларов (да не австралийских, а американских долларов). А в Люксембурге работникам нельзя платить меньше чем 2533 доллара, разница в 111 раз .

Конечно, это всего лишь МРОТ, у большинства киргизов доходы повыше. Напомню коротко, какие там заработки – для тех, кто не читал мою статью о зарплатах в Киргизии . Цифры за первое полугодие 2020 года от Национального статистического комитета. Специально взял достаточно большой период, чтобы минимизировать сезонность и влияние кризиса нового типа.

В скобочках сумма в российских рублях, перевел по сегодняшнему курсу:

  • 17999 сомов – средняя по экономике зарплата (17152 руб.)
  • 10750 сомов – средняя зарплата медработника (10244 руб.)
  • 14509 сомов – средняя зарплата в образовании (13826 руб.)

С этих зарплат нужно кормить детей. Их в Киргизии, по данным переписи 2009 года, 30% населения. То есть на каждых двух взрослых приходится как минимум один ребенок в возрасте до 14 лет. При этом цены на продукты в Бишкеке всего на 30% ниже московских, если верить Numbeo.

А еще с этих зарплат нужно заплатить налоги… Машины или квартиры у человека может и не быть, но от подоходного налога, страховых сборов и НДС не убежать. Потому что удержание первых двух идет на уровне работодателя, а последнего – на уровне магазина, ведь налоги на потребление включены в стоимость товаров.

Вот и заглянем в налоговый кодекс КР и сравним их с российскими. Проверить все мои цифры можно на сайте налоговой службы Киргизской Республики www.sti.gov.kg. А в конце статьи – посчитаем, где от зарплаты останется больше денег чистыми – в России или в Киргизии.

Налоги на потребление

Их в Киргизии сразу два – налог с продаж и НДС. Особенно интересен налог с продаж – его в основном взимают с тех, кто платит наличными. Почти на всю безналичную оплату идет нулевая ставка. А за нал – от 1% до 3%. Исключение сделано лишь для оплаты услуг сотовой связи – там налог с продаж 5% и от способа оплаты не зависит.

НДС в Киргизии почти в два раза ниже российского – у нас 20%, а у них 12%. Однако у нас есть льготная ставка 10% на социально значимые товары, а у киргизов подобных массовых льгот нет.

В итоге с буханки хлеба или килограмма сахара, купленного в Киргизии, бюджет в процентах получит больше, чем за те же покупки в России. Особенно если оплачены они будут наличными.

Страховые сборы

Мы платим 30% в три внебюджетных фонда – за будущую пенсию, бесплатную медицину и социальное страхование. Точнее, за нас платит работодатель, из прибыли.

В Киргизии взносы идут в общий Социальный фонд, а ставка равна 27,25%. Из них 17,25% компания заплатит из прибыли, а 10% возьмет с начисленной зарплаты.

Подоходный налог

Начнем с того, что в Киргизии есть стандартные налоговые вычеты для всех, то есть подоходным налогом облагается не вся зарплата. Можно скинуть 650 сомов за себя и по сотне за каждого иждивенца. Да, льгота смешная, зато для всех.

Но даже этой крохотной льготы можно лишиться! В налоговом законодательстве хитро прописано понятие «минимальный расчетный доход». Это 40% от средней зарплаты за прошлый год в своем регионе. Все льготы работают для тех, у кого доход выше минимального (ст. 163 НК КР – у как у нас еще до такого не додумались). Есть исключения – дворники, санитарки, вахтеры, инвалиды, совместители и ряд других категорий работников.

Ставка подоходного налога в Киргизии немного ниже российской – 10%. У нас, напомню, пока 13%.

Кому больше останется на руки – россиянам или киргизам?

С тех зарплат, что я показал в начале статьи, в Киргизии нужно вычесть 20% открытых сборов – подоходный и страховой. Увы, низкие зарплаты – не равно низкие налоги.

Россияне же с начисленной зарплаты отдадут только 13% подоходного налога, так что на руки у нас в процентах от начисленной зарплаты останется больше.

от 10 октября 2000 года

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ

Правительство Российской Федерации и Правительство Кыргызской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., подписанного 2 апреля 1999 г.,

стремясь к дальнейшему углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для хозяйствующих субъектов и установлению условий добросовестной конкуренции,

признавая (или принимая во внимание) общепринятые нормы и правила международной торговли,

согласились о нижеследующем:

1. Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

"косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизный налог или акцизный сбор);

"нулевая ставка" - ставка косвенных налогов на товары (услуги), равная нулю процентов, что равнозначно освобождению от налогообложения и возмещению налога на добавленную стоимость и акцизов по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров (оказании услуг), и означает для налогоплательщика право на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение;

"страна назначения" - государство, на таможенную территорию которого товары ввозятся для потребления;

"хозяйствующие субъекты" - налогоплательщики государств Сторон.

Предметом настоящего Соглашения является установление принципа взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон.

Принцип налогообложения при вывозе товаров

1. Товары, вывозимые с таможенной территории одной Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с порядками, устанавливаемыми каждой из Сторон.

2. Настоящее правило не распространяется на природный газ и нефть, включая стабильный газовый конденсат.

Принцип налогообложения при ввозе товаров

Товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.

Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг

1. Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие данного протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон, за исключением следующих услуг:

а) услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

б) услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств Сторон, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

в) услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении.

2. Услуги, перечисленные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в порядке, устанавливаемом Сторонами.

Контроль за перемещением товаров

и уплатой косвенных налогов

1. В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией Стороны будут использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

2. Косвенные налоги по товарам, ввозимым на таможенные территории государств Сторон, взимают таможенные органы страны назначения или ее налоговые органы.

1. Настоящее Соглашение не препятствует праву Сторон в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права применять необходимые меры для защиты интересов внутренних производителей товаров и национального рынка.

2. Разногласия в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения Стороны будут решать путем переговоров.

3. Стороны будут при необходимости проводить консультации для оценки хода реализации настоящего Соглашения и целесообразности внесения в него изменений и дополнений.

Внесение изменений и дополнений в Соглашение

Стороны при взаимном согласии вносят в настоящее Соглашение необходимые дополнения и изменения, которые оформляются отдельными Протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

Срок действия Соглашения

1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января года, следующего за годом выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние сроки, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного срока о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в г. Астана 10 октября 2000 г. в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и кыргызском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Судебная практика и законодательство — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики от 10.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле"

В связи с подписанием Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 10 октября 2000 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 20 октября 2000 года приказываю:

В связи со вступлением в силу с 1 января 2001 г. заключенных Правительством Российской Федерации с Правительством Республики Армения и Правительством Кыргызской Республики соглашений о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (далее - соглашения), согласно телефонограмме ГТК России от 07.02.2001 N ТФ-2993 и Приказам ГТК России от 14.02.2001 N 156 и N 157 "О взимании налогов" ГТК России разъясняет.

В связи с поступающими обращениями таможенных органов по вопросам реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики от 10 октября 2000 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения от 20 октября 2000 года о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле ГТК России сообщает следующее.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 10 октября 2000 года приказываю:

1. Взимать налог на добавленную стоимость и акцизы в отношении товаров, ввозимых с таможенной территории Кыргызской Республики на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенное оформление таких товаров производить в таможенных органах по месту нахождения получателей товаров.


В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации - граждане государств - членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.


Пока сотрудники ГИБДД стоически выуживают из потока «нелегалов» с армянскими номерами, в многокилометровой пробке под названием Москва появляется все больше и больше автомобилей с учетом другого участника Таможенного союза – Киргизии. Очередной поставщик дешевых подержанных машин или что-то иное? Читайте настоящий шпионский детектив - расследование проводил автор Matador.tech.

О лазейках в законе:

4 августа 2020, 11:49

15 июня 2020, 09:20

20 августа 2020, 15:19

Киргизы в России

До вступления в Таможенный союз киргизы большой любви к переезду в Россию не испытывали: машины с красным флагом на дорогах встречались крайне редко, а уж найти в составе разнорабочих обладателя соответствующего паспорта было вообще делом нереальным. Самые низкооплачиваемые профессии «выгребли» таджики и узбеки, а пристроиться на достойную должность с документами другой страны в России достаточно сложно: и подоходный налог выше, и работодателю придется раскошелиться. Свою роль играли относительная «закрытость» республики, отдаление от России и, как противовес, близость к другой «растущей» экономике – Китаю. Одним словом, если раньше киргизы и приезжали в Москву, то больше в качестве туристов. И явно не на своем автомобиле: от Бишкека до Первопрестольной 3700 км по разбитым дорогам. Три дня пути. Так себе перспектива. Однако в один миг что-то изменилось.

Чем киргизские машины недотянули до армянских

23 декабря 2014 года Киргизия де-юре вступила в Таможенный союз, но широкого распространения «киргизского учета» не случилось: цены на автомобили, что продавались на внутреннем киргизском рынке, взлетели за год до вхождения страны в союз с Россией. Армянского чуда не произошло. Незначительное количество машин, конечно, ввезли, но они быстро растворились на бескрайних просторах Сибири и Урала. В Москве-то они откуда появились в 2020 году, да еще и на киргизских номерах?! Ответ на этот вопрос кроется в «импорте» из Киргизии и другом любопытном предприятии, глобально оформленном выходцами из самой дальней среднеазиатской республики. Но начнем по порядку.

киргизские номера
Фото: 001.ru

Таинственный автобизнес киргизов в Москве

Вообще-то в Киргизии немало русских: около 6% населения, то есть более 350 000 человек. Вступление в Таможенный союз дало возможность всем этим людям не только навещать родственников, но и законно устроиться на работу в России. Гайки затянуты крепче некуда, даже малые предприниматели уже не могут себе позволить нанимать людей «по-черному». Серые схемы еще остаются, но и их становится все меньше. А проверки никто не отменял: нашли на предприятии «зайца» - получите крупный штраф. Поэтому проще оформить, чем трястись. Так граждане Армении, Казахстана и Белоруссии получили серьезнейшие преференции, а уж киргизы, которые готовы работать по низким тарифам, и вовсе стали одними из самых актуальных трудовых эмигрантов. Чтобы подтвердить этот довод, достаточно просто вызвать такси по тарифу «эконом»: три из четырех водителей, которые могут приехать на заказ, будут родом из Киргизии.

Москва пробка

Конечно, многие приехали на заработки за рулем: машина является серьезным подспорьем в любом деле, а уж в вопросах трудоустройства давным-давно считается весомым козырем. Так что главным «импортом» Киргизии в Россию стали не подержанные автомобили, а трудовые ресурсы.

Рынки, стройка и другие предприятия, на которых исконно нанимают на работу приезжих, давно заняты. Но киргизы реализовали доселе не распространенный вид деятельности, который ранее казался не прибыльным. Спальные районы городов и окрестные стоянки давно уже облюбовали старые автобусы и грузовики с красным флагом на номере. Чем же они заняты? Ведь количество и качество техники с годами только растут, невзирая на финансовые и бактериальные кризисы.

На здравую мысль наводит толстая стопка рессор одного из таких автобусов, которая многократно превышает по объему заводскую, и очередь мужчин в костюмах управляющих компаний района, толкущихся рядом.

Все просто: киргизы взяли на себя логистику по всей Средней Азии

Принцип работы до изумления точен: благодаря Таможенному союзу они могут спокойно и быстро пересекать границы России, Казахстана и Киргизии, а многочисленных московских таджиков и узбеков они подвозят к таможенному пункту и там высаживают. Ключевое преимущество, конечно, цена: так, «сидячий» билет в Бишкек обойдется в 3000 рублей. Комфорта никто не обещает, кресла стоят намного плотнее, чем положено, но зато гарантируют, что довезут до места за двое суток. Аналогичный трансфер через оператора обойдется вдвое дороже, а уж про авиабилет и упоминать не стоит – за самый бюджетный возьмут 12 500 рублей, а перелет займет 30 часов.

Как только «трансфер» наполняется, назначают дату отъезда. Ранним утром, пока гаишники досыпают смену на посту, караван – машины никогда не ездят по одной, ведь поломки в такой дороге более чем возможны – отправляется в путь по Рязанскому шоссе. Им предстоит проехать Рязань, Пензу, Самару, Оренбург, пересечь границу у Актобе и далее ехать по казахской степи вдоль Узбекистана и Таджикистана в Киргизию. Водители говорят, что обычно такой путь занимает около 50 часов, но в редких случаях удается добраться до конечной точки и за 45. Возят ли контрабанду или людей без документов? Все уверенно отвечают, что «никогда». Но искорка в глазах заметна невооруженным взглядом.

* Соглашение вступило в силу 6 сентября 2000 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Киргизской Республики, руководствуясь стремлением укреплять и развивать экономические, научные, технические и культурные связи между обоими Государствами и желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы, договорились о следующем:

Статья 1
Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2
Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы, взимаемым в каждом из Договаривающихся Государств, независимо от метода их взимания.

2. В качестве налогов на доходы будут рассматриваться все налоги, взимаемые с общего дохода или с отдельных элементов дохода, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы жалованья или зарплаты, выплачиваемых предприятиями, а также налоги, взимаемые с доходов от прироста стоимости имущества.

3. Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, являются, в частности:

а) в Российской Федерации:

- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

- подоходный налог с физических лиц (далее именуемые как "российские налоги");

б) в Киргизской Республике:

- налог на прибыль (доходы) юридических лиц;

- подоходный налог с физических лиц (далее именуемые как "киргизские налоги").

4. Настоящее Соглашение также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в дополнение к существующим налогам или вместо них после даты подписания Соглашения. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях, которые будут внесены в их соответствующие налоговые законодательства.

Статья 3
Общие определения

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

а) термин "Российская Федерация" означает территорию Российской Федерации, а также ее континентальный шельф и исключительную экономическую зону;

б) термин "Киргизская Республика" означает Киргизскую Республику. При использовании в географическом смысле термин "Киргизская Республика" означает территорию Киргизской Республики, на которой Киргизская Республика осуществляет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и в которой действует налоговое законодательство Киргизской Республики;

в) термин "лицо" включает физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц;

г) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое экономическое образование, которое рассматривается для целей налогообложения как корпоративное;

д) термины "одно Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают Российскую Федерацию или Киргизскую Республику в зависимости от контекста;

е) термины "предприятие одного Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

ж) термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным, воздушным судном, железнодорожным, автомобильным или иным транспортом, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;

з) термин "национальное лицо" означает:

- любое физическое лицо, имеющее гражданство Договаривающегося Государства;

- любое юридическое лицо, компанию, товарищество или любую другую ассоциацию, получившие свой статус на основании действующего законодательства Договаривающегося Государства;

и) термин "компетентный орган" означает:

- в Российской Федерации: Министерство финансов Российской Федерации или его уполномоченного представителя;

- в Киргизской Республике: Министерство финансов или его уполномоченного представителя.

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, будет иметь то значение, которое он имеет по законодательству этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется Соглашение, если из контекста не вытекает иное.

Статья 4
Резидент

1. Для целей настоящего Соглашения термин "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, резидентства, места управления, регистрации или создания или любого другого критерия аналогичного характера, а также включает само Договаривающееся Государство и его местные органы власти. В случае Российской Федерации этот термин также включает субъекты Российской Федерации.

Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении дохода из источников в этом Государстве.

2. В случае когда в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, его статус определяется следующим образом:

а) оно считается резидентом Государства, в котором оно располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жильем; если оно располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жильем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается резидентом Государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические отношения (центр жизненных интересов);

б) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;

в) если оно обычно проживает в обоих Государствах или ни в одном из них, оно считается резидентом Государства, гражданином которого оно является;

г) если оно является гражданином обоих Государств или ни одного из них, компетентные органы Договаривающихся Государств решают вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 5
Постоянное учреждение (постоянное представительство)

1. Для целей настоящего Соглашения термин "постоянное учреждение" (постоянное представительство) означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин "постоянное учреждение", в частности, включает:

а) место управления;

е) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

ж) сельскохозяйственные или лесные угодья.

3. Термин "постоянное учреждение" также включает:

а) строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или связанную с ними надзорную деятельность, если только такая площадка или объект существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев, или такая деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 12 месяцев;

б) установку или сооружение, используемые для разведки природных ресурсов, или услуги, связанные с наблюдением за .выполнением этих работ, или буровую установку или судно, используемые для разведки природных ресурсов, если только такое использование длится в течение периода, превышающего 12 месяцев, или такие услуги оказываются в течение периода, превышающего 12 месяцев.

4. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, термин "постоянное учреждение" не включает:

а) использование сооружений и оборудования исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

б) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки;

в) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;

г) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

д) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в подпунктах от а) до д), при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникающая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Несмотря на положения пунктов 1 и 2, если лицо, иное чем агент с независимым статусом, к которому применяется пункт 6, действует от имени предприятия и имеет и обычно использует в Договаривающемся Государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, то это предприятие рассматривается как имеющее постоянное учреждение в этом Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается упомянутой в пункте 4, которая, если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает это постоянное место деятельности в постоянное учреждение согласно положениям этого пункта.

6. Предприятие не рассматривается как имеющее постоянное учреждение в Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что такие лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом Договаривающегося Государства, контролирует или контролируется компанией, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства или осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (либо через постоянное учреждение, либо другим образом), сам по себе не означает, что любая из этих компаний становится постоянным учреждением другой.

Статья 6
Доход от недвижимого имущества

1. Доход, получаемый резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он имеет по законодательству Договаривающегося Государства, в котором находится рассматриваемое имущество. Термин в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения законодательства, касающегося земельной собственности, права, известные как узуфрукт недвижимого имущества, и права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных ресурсов, источников и других природных ископаемых; морские, речные и воздушные суда, железнодорожный и автомобильный транспорт не рассматриваются как недвижимое имущество.

3. Положения пункта 1 применяются к доходу, полученному от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

4. Положения пунктов 1 и 3 также применяются к доходу от недвижимого имущества предприятия и к доходу от недвижимого имущества, используемого для оказания независимых личных услуг.

Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному учреждению.

2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному учреждению относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было самостоятельным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало совершенно самостоятельно от предприятия, постоянным учреждением которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного учреждения допускается вычет документально подтвержденных расходов, понесенных для целей постоянного учреждения, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное учреждение, или за его пределами. В любом случае такие расходы не должны включать любые суммы, которые выплачиваются (иначе чем покрытие затрат, которые действительно имели место) постоянным учреждением предприятию или его другому подразделению в виде различных платежей за пользование патентами или другими правами, или в виде комиссионных за предоставленные услуги или управление, или, за исключением банков, в виде процентов за заем, предоставленный ими постоянному учреждению.

4. Не зачисляется какая-либо прибыль постоянному учреждению на основании лишь закупки этим постоянным учреждением товаров или изделий для предприятия.

5. Если прибыль включает виды дохода или прирост стоимости имущества, о которых отдельно говорится в других статьях настоящего Соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.

6. Прибыль, относящаяся к постоянному учреждению, определяется одинаковым способом из года в год, если не имеется достаточных и веских причин для изменения такого порядка.

Читайте также: