Каковы меры применяемые к нарушителям бюджетного и налогового законодательства

Опубликовано: 16.05.2024

date image
2017-12-16 views image
697

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. К нарушителям могут быть применены следующие меры:

1.предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

3.изъятие бюджетных средств;

4.приостановление операций по счетам в банках;

7.иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Основаниями применения названных мер являются:

ñнеисполнение закона о бюджете;

ñнецелевое использование бюджетных средств;

ñнеперечисление бюджетных средств их получателям;

ñнеполное перечисление бюджетных средств их получателям;

ñнесвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;

ñнесвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей;

Налоговое правонарушение — противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

ñэти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;

ñэти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном;

ñэтот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:


при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;

a.при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

ñнарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

ñуклонение от постановки на учет в налоговом органе;

ñнарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

ñнарушение срока представления налоговой декларации;

ñгрубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;

Несоблюдение норм бюджетного законодательства может привести к привлечению разных категорий лиц к ответственности. Формы наказаний предусмотрены КоАП и Уголовным кодексом РФ.

Что является нарушением бюджетного законодательства?

Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:

  • ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
  • утверждения бюджета с нарушением регламента;
  • халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:

  1. Взыскание средств без права оспаривания.
  2. Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
  3. Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
  4. Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.

Какие существую проблемы реализации ответственности за нарушение бюджетного законодательства?

Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:

  • нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
  • отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
  • нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
  • невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
  • нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.

Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

  • имеет ли место нецелевой расход;
  • какие условия были нарушены, по каким причинам.

При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Какова ответственность за нарушения?

Применение административных мер наказаний для нарушителей порядка распределения и расходования средств из бюджета направлено на:

  • получение воспитательного эффекта;
  • профилактику повторных случаев правонарушений;
  • обеспечение правильности действий бюджетных распорядителей и получателей ресурсов;
  • защиту интересов имущественного характера обеих сторон правоотношений.

Административные меры наказания

Ст. 15.4 КоАП РФ содержит варианты наказаний для нарушителей бюджетного законодательства в отношении целевого использования средств. Если были выявлены факты оплаты услуг или товаров, работ по статьям бюджетной сметы, которые не были предусмотрены или были запланированы в меньшем объеме, имеет место нецелевой характер расходования выделяемых ресурсов. При отсутствии уголовной составляющей мера ответственности предполагает:

  1. Оформление штрафа, который налагается на ответственных должностных лиц. Размер санкции – от 20 до 50 тыс. рублей.
  2. Альтернативным вариантом наказания может быть дисквалификация (максимальный срок ограничений равен 3 годам).
  3. Для учреждений предусмотрен размер штрафа 5-25% от объема средств, которые были перечислены из другого бюджета и израсходованы вразрез их целевому назначению.

Ст. 15.15 КоАП предусматривает наказание для нарушителей, которые срывают сроки погашения бюджетного кредита:

  • должностные лица подвергаются административному штрафу в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам придется заплатить 2-12%, рассчитываемых от суммы кредитных средств, которые не были погашены в установленный срок.

Если зафиксирован факт невозврата бюджетного кредита, то для физических лиц предусмотрен штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей. В случае с отказом погашать кредит, который был предоставлен бюджетным распорядителем, юридическому лицу надо быть готовым к уплате 5-25% от объема кредитных средств, которые остались непокрытыми регулярными платежами.

При обслуживании кредита получатель заемных средств обязуется регулярно в оговоренные сроки уплачивать в пользу бюджета установленную плату за временное пользование бюджетными денежными ресурсами. Если условия кредитования нарушены путем неперечисления такой платы, то:

  • должностные лица облагаются штрафом от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам грозит сумма штрафа, равная 5-25% из расчета не перечисленной в бюджет платы.

В случаях, когда плата за пользование бюджетными заемными средствами перечисляется, но с задержкой, ст. 15.15 КоАП обязывает перечислить на счета бюджета штраф в сумме 5-15 тыс. рублей – наказание применяется к ответственным должностным лицам. Для юридических лиц при аналогичном нарушении предусмотрен штраф в процентном отношении к сумме займа, которая не была перечислена в отведенный период, размер процента штрафной санкции составляет 2-12%.

Отдельной статьей в кодексе рассматриваются правонарушения, связанные с несоблюдением условий кредитования. Если нарушения совершены кредитором, то к должностным лицам применяется штраф в размере 10-30 тыс. рублей. Дополнительной мерой наказания может служить вариант с дисквалификацией на общий срок от 1 до 2 лет.

Если нарушителем условий кредитования является заемщик, а заем предоставляется бюджету бюджетной структурой другого уровня, то:

  • ответственные физические лица должны будут оплатить штраф административного характера в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • их могут дисквалифицировать на 1 или 2 года.

При кредитовании юридического лица и нарушении условий заемщиком должностные лица наказываются штрафом в 10-30 тыс. рублей, а организации штрафуются в размере 2-12% от суммы кредита.

Если главный распорядитель выступает в роли нарушителя:

  • при предоставлении межбюджетного трансферта штраф равен 10-30 тыс. рублей (на должностных лиц) и возможна дисквалификация на 1 или 2 года;
  • при оформлении субсидии должностные лица должны оплатить штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей, сохраняется возможность инициации их дисквалификации на срок от 1 до 2 лет. Аналогичная мера ответственности предусмотрена для нарушений порядка предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4).

Если нарушителем процедуры предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий признан получатель средств, то по отношению к его должностным лицам применяется система штрафов от 10 до 30 тыс. рублей, может использоваться мера наказания в форме дисквалификации (1-2 года).

Дополнительно штрафы от 10 до 30 тысяч рублей на должностных лиц могут быть наложены в случаях:

  • нарушения порядка подготовки и сдачи бюджетной отчетности (ст. 15.15.6);
  • отказа в предоставлении сведений, без которых невозможно просчитать проект бюджета (ст. 15.15.7);
  • неправильной организации распределения и доведения ассигнований, включая срывы сроков (ст. 15.15.11).

Штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей к должностным лицам может применяться в случаях:

  • действий в обход запрета на выделение кредитов (ст. 15.15.8);
  • когда обнаружены расхождения между используемой бюджетной росписью и сводным документом (ст. 15.15.9);
  • принятия обязательств, которые превышают значение установленных лимитов (ст. 15.15.10);
  • если бюджетные средства помещены на депозитный счет при существующем запрете на такие действия (ст. 15.15.12).

Уголовное наказание

По ст. 285.1 УК РФ при нецелевом расходовании выделенных бюджетом средств форма наказания зависит от суммы потраченных не по назначению денег:

    При расходе крупной суммы штраф назначается от 100 до 300 тыс. рублей. Альтернативные варианты – штраф в сумме заработка за 1 или 2 года, привлечение к принудительным работам в течение 1-2 лет, арест до 6 месяцев, дополненный лишением права претендовать на отдельные должности.

СПРАВОЧНО! Крупный размер финансового нарушения — от 1,5 млн. рублей, особо крупный размер правонарушения – если размер ущерба достиг отметки 7,5 млн. рублей.

  • При расходе особо крупной суммы штраф достигает размера 200-500 тыс. рублей, вместо него может быть назначена сумма, равная зарплате за период до 3 лет. Альтернативные варианты – принудительные работы на протяжении 5 лет или лишение свободы сроком до 5 лет.
  • Аналогичные размеры штрафов предусматривает ст. 285.2 в отношении нецелевого расхода средств, выделяемых негосударственным внебюджетным фондам.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика НК РФ


    Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

    Налоговые правонарушения — понятие и сущность

    В частности, к ним относятся:

    • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
    • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
    • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
    • неуплата (полная или частичная) налогов;
    • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

    ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

    1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
    2. Факт совершения такого деяния.
    3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

    Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

    Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

    Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

    1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
    2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

    Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

    К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

    1. Тяжелое семейное или личное положение.
    2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
    3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
    Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

    Виды ответственности за налоговые правонарушения

    Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

    К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

    • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
    • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

    Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

    В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

    1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
    2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
    3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
    4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
    5. За несоблюдение правил ведения учета:
    6. однократное — 10 тыс. руб.;
    7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
    8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
    9. За неуплату (полную или частичную) налога:
    10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
    11. умышленную — 40%.
    12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

    Административная ответственность за налоговые правонарушения

    К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

    1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
    2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
    3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

    Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

    Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

    Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

    Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

    Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

    За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

    В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

    По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

    Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

    Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

    В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

    Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

    (Утратила силу с 4 августа 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ)

    Комментарий к статье 282 БК РФ

    Комментируемая статья устанавливает перечень мер принуждения, применяемых в случае совершения нарушения бюджетного законодательства РФ. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 281 Кодекса), закрепление таких мер в Кодексе является признаком наказуемости нарушения бюджетного законодательства.

    Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

    Данная мера носит частно-превентивный характер, т.е. направлена на недопущение нарушений бюджетного законодательства лицом, допустившим нарушения бюджетного законодательства.

    Следует отметить, что в ст. 284 Кодекса рассматриваемая мера названа как представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Согласно п. 2 указанной статьи вынесение руководителям органов исполнительной власти, ОМСУ и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса входит в полномочия Росфиннадзора и его территориальных органов.

    В соответствии с п. 2 ст. 284.1 Кодекса правом выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, ОМСУ и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса наделены руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями).

    Введенным Законом 2007 г. N 63-ФЗ п. 5 ст. 166 Кодекса министру финансов РФ предоставлено право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления федеральными ГВБФ предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса). При этом установлено, что указанные предписания являются обязательными для исполнения органами, в адрес которых они вынесены.

    Рассматриваемая мера также носит частно-превентивный характер.

    Содержание блокировки расходов бюджета определено в п. 1 ст. 231 Кодекса: сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. В указанной статье также установлены случаи и порядок блокировки расходов бюджета.

    Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ ст. 231 Кодекса с 1 января 2009 г. утрачивает силу. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 217 Кодекса), такая мера принуждения в отношении нарушителей бюджетного законодательства РФ, как применение режима блокировки расходов, исключена в рамках нововведений указанного Закона.

    Изъятие бюджетных средств.

    Данная мера является правовосстановительной, устанавливается и применяется в целях обеспечения сохранности бюджетных средств.

    В пункте 1 ст. 284 Кодекса установлено, что руководители ФОИВ и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета списывать в бесспорном порядке:

    суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;

    суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

    суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

    Согласно п. 2 указанной статьи руководители Росфиннадзора и его территориальных органов в установленном порядке при наличии оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

    В соответствии с п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке имеют право списывать в бесспорном порядке:

    суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других предусмотренных случаях;

    суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

    суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил.

    Приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

    Право руководителей органов Федерального казначейства и их заместителей (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца предусматривалось в ранее действовавшей редакции ст. 284 Кодекса.

    Согласно п. 3 действовавшей редакции указанной статьи руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

    В соответствующих статьях Кодекса речь идет о наложении административного штрафа, предусмотренного КоАП РФ, т.е. о применении мер ответственности за совершение административных правонарушений. Как указано в п. 2 ст. 284 Кодекса, полномочием привлекать к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ наделены руководители Росфиннадзора и его территориальных органов. Согласно п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.

    Пени являются правовосстановительной мерой принуждения, устанавливаются и применяются в целях возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе.

    В пункте 1 ст. 284 Кодекса предусмотрено, что руководители ФОИВ и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

    Согласно п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке имеют право взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

    Иные меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

    Речь идет прежде всего об уголовной ответственности, установленной соответствующими статьями УК РФ.

    Следует отметить, что меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ могут быть предусмотрены не только Кодексом, КоАП РФ и УК РФ, но и иными законодательными актами. Например, ст. 70 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. устанавливалась ответственность российских юридических лиц за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов (см. комментарий к ст. 289 Кодекса).

    Другой комментарий к статье 282 Бюджетного Кодекса РФ

    В ст. 282 комментируемой главы представлен перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. Перечень мер финансовой ответственности законодатель оставляет открытым, так как статья содержит отсылочную норму, позволяющую применять и иные меры ответственности, предусмотренные Бюджетным кодексом и федеральными законами.

    1. Первым в списке мер принуждения (санкций) обозначено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Эту санкцию следует отнести к числу превентивных мер. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 284 комментируемой главы руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов обладают правом применения данной меры ответственности в отношении руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств. А руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) вправе выносить предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджета в отношении руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств (ст. 284.1 Кодекса). Анализ главы 28 Бюджетного кодекса позволяет установить, что такая мера принуждения, как вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, установлена за следующие нарушения бюджетного законодательства:

    - непредоставление либо несвоевременное предоставление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292);

    - несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294);

    - несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295);

    - несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст. 296);

    - финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

    - предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка (ст. 298);

    - предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст. 299);

    - предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300);

    - осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст. 301);

    - нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302);

    - за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 306).

    2. Следующей мерой принуждения является блокировка расходов.

    Блокировку расходов можно рассматривать как сокращение лимитов бюджетных обязательств либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Данное действие влечет за собой невозможность расходования средств бюджета, уже выделенных в виде бюджетных ассигнований.

    3. Изъятие бюджетных средств можно отнести к правовосстановительным мерам, то есть мерам, которые направлены в первую очередь на предотвращение потери средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

    Изъятие бюджетных средств производится в отношении:

    - бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (ст. 289);

    - бюджетных средств, полученных на возвратной основе при их невозврате или несвоевременном возврате (ст. 290);

    - бюджетных средств при финансировании расходов, не включенных в бюджетную роспись (ст. 296);

    - при финансировании сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

    - при предоставлении бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (ст. 298);

    - при предоставлении с нарушением установленного порядка бюджетных инвестиций (ст. 299);

    - при размещении бюджетных средств на банковских депозитах либо при передаче их в доверительное управление (ст. 302);

    - при несоблюдении обязательности зачисления доходов бюджета (ст. 303).

    4. Право приостановления операций по счетам в кредитных организациях. Часть 3 ст. 284 комментируемой главы закрепляет право руководителей Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

    5. Наложение штрафа за нарушение бюджетного законодательства также впервые было введено Указом Президента Российской Федерации N 1556 от 08.12.1992 и Положением о Федеральном казначействе, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 864 от 27.08.1993, в соответствии с которыми органы Федерального казначейства были наделены правом выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

    В Постановлении, вынесенном Конституционным Судом РФ N 20-П от 17.12.1996, установлено, что взыскание штрафа с юридических лиц без их согласия производится только в судебном порядке.

    Данная мера ответственности является наиболее распространенной и применяется в качестве санкции за нарушения бюджетного законодательства в семнадцати статьях главы 28 Бюджетного кодекса:

    - нецелевое использование бюджетных ассигнований (ст. 289);

    - невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290);

    - неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291);

    - непредоставление либо несвоевременное предоставление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292);

    - неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (ст. 293);

    - несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294);

    - несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295);

    - несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст. 296);

    - финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

    - предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка (ст. 298);

    - предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (ст. 298);

    - предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст. 299);

    - предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300);

    - нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302);

    - несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов (ст. 303);

    - несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов (ст. 304);

    - несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 305);

    - несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам (ст. 306).

    Размеры штрафных санкций устанавливаются в определенных количествах минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Согласно ст. 5 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" N 82-ФЗ от 19.06.2000 до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01.07.2000 по 31.12.2000 исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 01.01.2001 - исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

    6. Начисление пени производится в следующих случаях, установленных Бюджетным кодексом:

    - невозврата или несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290);

    - неперечисления или несвоевременного перечисления процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291);

    - несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов (ст. 304);

    - несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 305).

    К числу иных мер, применяемых в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами, можно отнести:

    1) ответственность, установленную Бюджетным кодексом, за нарушения бюджетного законодательства:

    - сокращение или прекращение других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе представление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет (ст. 290),

    - выплату компенсации в размере недофинансирования (ст. 293);

    2) ответственность, установленную КоАП РФ за следующие нарушения бюджетного законодательства:

    - нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ),

    - нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП РФ),

    - нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП РФ);

    3) ответственность, установленную Уголовным кодексом РФ за нарушения бюджетного законодательства:

    - нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ),

    - нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ).

    Комментарии и консультации юристов по ст 282 БК РФ

    Если у вас возникли вопросы по статье 282 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

    Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Государственный финансовый контроль

    Бюджетный контроль в РФ. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.

    ID (номер) заказа

    Государственный финансовый контроль

    Доклад+презентация. Без антиплагиата Требования: 1.Постановка проблемы 2.Анализ проблемы. Рассмотрение конкретных примеров и данных.Статистика не менее 2019 года. 3.Пути решения проблемы Обязательно указывать все источники и ссылки на материал

    Закажите подобную или любую другую работу недорого

    city
    city
    bush
    bush

    Вы работаете с экспертами напрямую,
    не переплачивая посредникам, поэтому
    наши цены в 2-3 раза ниже

    Цены ниже – качество выше!
    Цены ниже – качество выше!

    Последние размещенные задания

    Решение задач, Эконометрика

    Срок сдачи к 25 мая

    Вкр по теме «Разработка направлений повышения мотивации студентов к.

    Диплом, государственное и муниципальное управление

    Срок сдачи к 17 июня

    Программирование контроллера myRIO

    Срок сдачи к 25 мая

    Перевод с ин. языка, Английский язык

    Срок сдачи к 22 мая

    Презентация и доклад к диплому

    Диплом, физическая культура

    Срок сдачи к 1 июня

    Контрольная, Экономическая безопасность территорий

    Срок сдачи к 23 мая

    Срок сдачи к 24 мая

    Решить 6 задач по теории вероятности

    Контрольная, теория вероятностей

    Срок сдачи к 25 мая

    Решить задачу по теме « точность действия автоматических систем»

    Решение задач, Автоматизация технологических процессов и производств

    Срок сдачи к 25 мая

    Тест по теме Экономические индексы

    Тест дистанционно, Статистика

    Срок сдачи к 21 мая

    Контрольная, Управление запасами

    Срок сдачи к 25 мая

    Решить примеры в файле

    Контрольная, Математический анализ

    Срок сдачи к 22 мая

    Помощь на онлайн экзамене

    Срок сдачи к 28 мая

    Контрольная по электротехнике

    Срок сдачи к 20 мая

    Решение задач, Основы экономических знаний

    Срок сдачи к 20 мая

    Срок сдачи к 28 мая

    Представления младших школьников о социальной роли ученика

    Срок сдачи к 24 мая

    Решить все 3 задания

    Срок сдачи к 23 мая

    46 909 оценок Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    close

    arrow

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    arrow

    close

    arrow

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    arrow

    close

    arrow

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    arrow

    close

    arrow

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    arrow

    обратились к нам
    за последний год

    работают с нашим сервисом

    заданий и консультаций

    заданий и консультаций

    выполнено и сдано
    за прошедший год

    Тысячи студентов доверяют нам
    Тысячи студентов доверяют нам

    Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
    А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
    искать кого-то в Интернете

    Размещаем задание

    Отклик экспертов с первых минут

    С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

    Цены ниже в 2-3 раза

    Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
    ниже, чем в агентствах

    Доработки и консультации
    – бесплатны

    Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
    и выполняются в максимально короткие сроки

    Гарантия возврата денег

    Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

    На связи 7 дней в неделю

    Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
    и в праздники

    placed_order

    Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
    Только не у нас!

    Безопастная сделка

    Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
    над заданием и гарантийного срока

    Гарантия возврата денег

    Гарантия возврата денег

    В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
    возврат полной уплаченой суммы

    line
    line
    line
    line
    line

    line
    line
    line
    line
    line

    Создание заказа

    Выбор эксперта

    Выполненное задание

    Написание отзыва


    Поможем вам со сложной задачкой

    С вами будут работать лучшие эксперты.
    Они знают и понимают, что работу доводят
    до конца

    ava
    executor

    С нами с 2014
    года

    Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
    Рейтинг: 88 237
    Среднее 4,99 из 5

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    1 034 оценки

    ava
    executor

    С нами с 2015
    года

    Помог студентам: 4 516 Сдано работ: 4 516
    Рейтинг: 74 178
    Среднее 4,7 из 5

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    2 000 оценок

    avatar
    executor_hover

    С нами с 2016
    года

    Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
    Рейтинг: 59 699
    Среднее 4,75 из 5

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    569 оценок

    line

    avatar
    executor_hover

    С нами с 2013
    года

    Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
    Рейтинг: 55 941
    Среднее 5 из 5

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    1 027 оценок


    1. Сколько стоит помощь?

    Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

    Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

    3. Выполняете ли вы срочные заказы?

    Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

    4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

    Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

    5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

    Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

    6. Каким способом можно произвести оплату?

    Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

    7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

    На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

    8. Какой у вас режим работы?

    Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

    Читайте также: