Каков был порядок обложения промысловым налогом в период нэпа

Опубликовано: 07.05.2024

С первых дней существования пролетарского государства экономическая политика была направлена на выживание хозяйственного механизма, экономический подъем страны. Экономическая программа большевистской партии, принятая в предреволюционный период, предусматривала, в частности, следующие требования: установление прогрессирующего подоходного налога; отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости; установление высоких налогов на предметы роскоши.

В первое время после революции правительство не устанавливало новых налогов (кроме штрафов).

Отмена частной собственности на землю и национализация промышленности привели к сокращению применения подоходного обложения. Местным органам власти для покрытия собственных нужд разрешалось проводить конфискации и взимать контрибуции и разовые сборы с национализированных предприятий.

Начавшаяся Гражданская война коренным образом изменила политику государства. Товарные отношения в промышленности все больше вытеснялись административным подходом к решению экономических проблем, внедрялось сметное финансирование (прообраз нынешней системы бюджетирования) и натуральные формы связи между предприятиями. Финансовые меры формирования доходов государства полностью были ликвидированы. Расчеты между госпредприятиями производились путем записей, а затем через бюджет.

Значительные изменения в экономическую, в том числе и в финансовую, политику РСФСР внес Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» от 21.03.1921 г.. В соответствии с ним предусматривалась замена разверстки натуральным налогом; разрешение свободного оборота сельскохозяйственных продуктов и кустарных изделий; предоставление кооперативам большей свободы в развитии хозяйственного почина; меры поощрения местной промышленности; поощрение всякого хозяйственного почина, который мог бы способствовать быстрому подъему промышленности и сельского хозяйства. Мероприятия новой экономической политики и восстановление товарно-денежных отношений привели к быстрому воссозданию системы финансов, и в первую очередь – налогов.

Учитывая состояние налогового аппарата, первоначально вводились налоги в наиболее простых формах (подворные, подушные). Налоговая система характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов, что объяснялось необходимостью обложения различных сфер деятельности частного капитала и интересами государственного и местных бюджетов.

Возрожденная налоговая система включала прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы. При организации налоговой системы, в соответствии с рекомендациями XI съезда партии РКП (б), применялись заимствованные из дореволюционной практики, но с соответствующими изменениями формы налогообложения. Порядок изъятия налогов и сборов в бюджет для государственных и частных предприятий был в основном одинаковым, но для последних устанавливались более высокие ставки налогов.

Натуральный налог был значительно меньше продразверстки и строился по принципу множественности натуральных налогов на различную сельскохозяйственную продукцию.

Низкая квалификация налогового аппарата и техническое несовершенство взимания налогов при одновременном существенном росте потребности государства в доходах явились причиной введения наиболее простых видов налогов и сборов, с акцентом на реальные налоги. В этот период действовали следующие налоги: налог со строений в городской местности; денежный подворный налог в сельской местности; квартирный налог; налог на домашнюю прислугу; налоги с городских и пригородных садов и огородов; налог на право охоты; сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов); сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения; сбор за пользование общественными весами; сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота; сбор с извозного промысла; сбор с отпускаемой на корню древесины; прописочный сбор и др.

Первым денежным налогом в условиях НЭПа был введенный в действие в июле 1921г. промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3 % с оборота предприятия).

Натурализация хозяйства в период «военного коммунизма» не могла не затронуть и оплату труда, что усложняло восстановление денежных налогов в первый период НЭПа. Однако перевод предприятий на хозяйственный расчет, внедрение принципа материальной заинтересованности позволили внести существенные изменения в формы оплаты труда, вследствие чего заработная плата приобрела преимущественно денежное выражение. Снижение удельного веса натуральной части заработной платы происходило весьма высокими темпами. Если в январе 1922 г. доля натуральных выплат составляла 77,5 % общего заработка работающих, то в июне того же года она снизилась до 54 %, а в январе 1923 г. – до 21,1 %. В сентябре 1923 г. натуральная часть заработной платы работающих по всей стране в среднем составляла уже только 8,9 % общего заработка, что послужило основой дальнейшего развития системы налогообложения.

С 1922 г. в тех случаях, когда доходы частных лиц и доходы рабочих и служащих от работы по найму превышали определенный размер, с них начал взиматься подоходно-поимущественный налог (сельское население освобождалось от его уплаты). Налог исчислялся по ступенчатой прогрессивной шкале и взимался по полугодиям из совокупного дохода, определяемого по декларациям налогоплательщиков. Использование необлагаемого минимума при исчислении подоходного налога позволило освободить от налога лиц с небольшими доходами и заработками. Впоследствии в порядок взимания налога были внесены существенные изменения, направленные на усиление дифференциации размеров обложения по источнику и характеру получаемых доходов, расширение круга плательщиков и повышение прогрессивности обложения. В дальнейшем поимущественное обложение в составе подоходного налога было отменено.

Взимание подоходного налога с государственных и кооперативных организаций началось в 1923 г. При этом использовалась пропорциональная ставка 8 %, а облагаемая прибыль исчислялась налоговыми органами как разница между валовыми доходами и расходами предприятия и не совпадала с балансовой прибылью. В этом же году в сельской местности был введен единый сельскохозяйственный налог. Первоначально он взимался частично натурой, частично деньгами, а с 1924 г. – полностью в денежной форме. Введение данного налога позволило унифицировать в единый платеж большое количество ранее уплачиваемых налогов: натуральный налог; трудгужналог (трансформированный из трудовой и гужевой повинности); общегражданский налог для оказания помощи голодающим; единовременный общегражданский налог для помощи сельскому хозяйству; подворно-денежный налог, поступающий в местные бюджеты на местные нужды, и целый ряд других местных налогов. Наиболее крупным из местных налогов был налог со строений, взимались также налоги с транспортных средств, налог со скота и ряд других мелких сборов.

В формирующейся налоговой системе РСФСР особое место занимали постоянно действующие специальные налоги. Первым из них был рентный налог, введенный в ноябре 1923 г. Основным его назначением являлось упорядочение взимания арендной платы с земель как застроенных, так и незастроенных, находившихся в черте городских поселений и предоставленных транспорту. Взимался налог в виде основной и дополнительной ренты. Основная рента взималась по одной ставке для отдельного города независимо от доходности земли и поступала в государственный бюджет. При исчислении дополнительной ренты учитывали доходность участка, эта часть налога поступала в доходы местных бюджетов.

В 1925 г. был введен специальный военный налог, который уплачивали не призванные в армию мужчины в возрасте от 21 до 40 лет.

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в стране и возрождение рынка ценных бумаг потребовали введения государственных пошлин: гербового сбора, канцелярского сбора, нотариального сбора, судебных пошлин, портовых сборов, консульских сборов и ирригационного сбора (в Туркестане). Наибольшее финансовое значение имел гербовый сбор, которым оплачивались документы, связанные с торговыми и биржевыми сделками, заключением договоров, оформлением завещаний, обращением векселей, акций, облигаций.

После перехода к НЭПу и одновременно с формированием системы прямого налогообложения государство вводит косвенные налоги в виде акцизов на отдельные товары. Техника их взимания в сравнении с прямыми налогами была менее сложной, и, кроме того, они отвечали принципу массовости налогообложения. В условиях отсутствия квалифицированного налогового аппарата косвенные налоги превратились в наиболее эффективный источник доходов бюджета. В области косвенных налогов (равно как и прямых) задача финансовых органов заключалась в перенесении основной тяжести налогового бремени на имущие классы и слои населения. С этой целью акцизы дифференцировались в зависимости от качества изделий, продажной цены, круга потребителей.

Первый косвенный налог (акциз на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина) был введен в ноябре 1921 г., а немного позднее были введены акцизы на спички, табачные и гильзовые изделия. В течение 1924 г. были введены акцизы на следующие товары: на пиво, мед, квас, фруктовые минеральные воды, на спирт (для технических целей), на соль; на нефтяные продукты (керосин, нефтяные масла, бензин); на сахар, сахарин и другие сладкие вещества; на восковые, и озокеритовые свечи; на чай, кофе, цикорий, дрожжи; на коньяк и водочные изделия. Такой широкий круг акцизов был обусловлен бюджетными интересами. Дифференциация ставок акцизов была направлена на регулирование уровня потребления различных групп населения. В последующие годы вводятся новые акцизы (на текстильные изделия; на наливки, настойки; на резиновые калоши) и совершенствуется система их взимания. Кроме того, были введены таможенные сборы на ввозимые и вывозимые товары.

Созданная в годы НЭПа налоговая система при всех ее недостатках позволила решить стоявшие перед государством задачи. Суммы налоговых поступлений в бюджет неуклонно возрастали (см. табл. 3.1).

В первые годы НЭПа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась с 63,14 % в 1922/1923 г. до 48,13 % в 1927/1928 г. [19, с. 76], а поступления неналоговых доходов возрастала.

В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному – вытеснению частного капитала.

Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства.

ТаблицаЗ.1. Налоговые доходы бюджета в 1922/1923-1927/1928 гг. (млн руб.)

Введение

Налог (ст. 8 НК РФ) - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги - наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».

Рассмотрение темы «Налогообложение СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1917-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.

Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи «военного коммунизма» и новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система периода Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 1960-х гг., изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР.

Таким образом, основной целью моей работы является - Изучение налоговой системы СССР от «военного коммунизма» до перестройки.

.Выявление основных этапов налогообложения в истории СССР в период с 1917 по 1991 г.г.

. Дать характеристику системы налогообложению на каждом этапе.

Налоги периода «Военного коммунизма»

До прихода к власти Российская социал-демократическая рабочая партия ( большевиков ) предполагала провести следующие основные мероприятия в сфере налогообложения: введение поимущественного и прогрессивно подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости м установление высоких косвенных налогов на предметы роскоши, однако финансовый кризис, усилившийся после октября 1917 г., не позволил осуществить эти преобразования. Основным источником бюджета становится эмиссия бумажных денег, а также осуществление на уровне местных органов власти контрибуций, т.е. принудительных денежных или натуральных поборов [1, c. 197].

Издание декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета ( ВЦИК ) и Совета Народных Комиссаров ( СНК ) от 30 октября 1918 г., гласило о введение «Единовременного чрезвычайного десятимиллиардного революционного налога», который дополнял собой систему регулярных прямых налогов. Цель налога: Изъятие денежных средств и их обращение на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны. Налог взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем - по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы вся часть налога пала бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян, а городская и деревенская беднота полностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались невысокими ставками. Чрезвычайный налог дал вместо десяти всего около 1,5 млрд. руб. [1, c. 198].

Одним из основных источников доходов местных бюджетов был «Разовый сбор за торговлю», первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. Этот налог позволял местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогам продажу товаров в разнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

После Октябрьской революции 1917 г. существенно повышаются ставки «Акцизов» на предметы массового потребления. Сборщиками акцизов выступали собственники предприятий, производящие облагаемые товары или услуги, а его плательщиками - потребители при оплате товаров или услуг. В дальнейшем к концу 1918 г. акцизы были заменены на прямое начисление к ценам товаров, но их эффективность резко снизилась в результате натурализации хозяйства. В феврале 1920 г. взимание акцизов было приостановлено, поскольку а 1917 г. они обеспечили 17% всех доходов бюджета, то в 1918 г. только лишь 8,8%.

Результатом декрета СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. послужило введение одного из косвенных налогов, такого как «Особый пятипроцентный сбор». Целью взимания этого налога являлось помощь всему кооперированному населению. Налог взимался с кооперативных и частных торговый предприятий, который снабжали население предметами личного потребления и домашнего обихода. Размер сбора составлял 5% их оборота. Стимулирующим фактором вступления граждан в члены потребительских обществ, служил тот факт, что сумма сбора которая ими была уплачена в своих кооперативах возвращалась после утверждения годового отчёта общества. В связи с ликвидацией частной торговли и обязательного кооперирования всего населения в марте 1919 г. особый 5%-ый сбор был убран. Также стоит отметит, что данный вид налога бал прообразом налога на добавленную стоимость ( НДС).

В соответствии с декретом СНК от 14 августа 1918 г. вводится «Единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев», представлявшего разновидность целевого налога который был введён взамен контрибуций. Этот налог определял сумму сбора и современность перечисления ее в бюджет. Размер этого сбора определялся на основании расчётов и данных ведомости установленной формы. Плательщиками такого налога являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, которые имели рабочих. Результатом такого обложения стала его отмена после 11 месяцев ( он просуществовал до матра 1919 г.), поскольку он не дал ожидаемых результатов. [1, c. 199-200].

В дальнейшем система налогообложения заменяется системой «Продовольственной разверсткой». Смысл продразверстки заключался в следующем: Все крестьянские хозяйства подлежали обязательной сдачи государству всех излишков ( сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В дальнейшем в период Гражданской войны (1918 - 1920 г.г.) данный вид налогообложения являлся чрезвычайной мерой взимания, который собирался при тяжёлых военных и экономических положениях страны. Данный вид налога взимался только с отдельных губерний, но в дальнейший сбор производится по декрету СНК от 11 февраля 1919 г. «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства», который распространяется на всю территорию страны. При сборе учитывались посевные площади под отдельными сельскохозяйственными культурами, их урожайность, установлены государством нормы потребления сельскохозяйственных продуктов для сельского населения, а также потребности крестьянских хозяйств в семенах и фураже для скота. Продразверстка подлежала обязательному выполнению в установленный срок. К тем кто не сдал поставки в срок, при обнаружении ресурсов применялась такая санкция как изъятие излишек. При взимании соблюдался кассовый принцип: максимально высокому обложению подвергались кулацкие хозяйства, меньшему - середняцкие, частично или полное освобождение от продразверстки бедняки [1, с.201-202].

В дальнейшем 3 февраля 1921 г. Президиум ВЦИК принимает принципиальное постановление о приостановке взимания всех действующих налогов, как общегосударственных, так и местных, поскольку во-первых политика «военного коммунизма» достигла своего апогея и во-вторых государство решило перейти к новой экономической политике. Первые шаги к НЭПу получили своё проявление в замене продразверстки - продналогом).

Налогообложение в период НЭПа. Прямые и косвенные налоги

Начало данного периода связано с введением новой экономической политики (нэп), которая была разработана В. И. Лениным. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:

1)прямые налоги - основной налоговый источник доходов государства. Доля поступлений в бюджет в 1922 г. составило 43%, в 1924 г., а к 1926 достигала 83% всего бюджета.

Они включали в себя:

а) промысловый налог (1917), который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым ставкам в зависимости от разряда (торговые 5, промышленные - 12) предприятия, а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Поступления по промысловому налогу к 1928 г. давали около ? всех налоговых поступлений. Налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также все граждане, которые имели доходы от занятий промыслами.

б) денежный подворный налог (1922), являвшийся основным видом налогообложения в сельском хозяйстве. Его взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

в) единый натуральный налог (1922) представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки. Исчислялся по единой весовой мере - пуд ржи или пшеницы в зависимости от района. Льготы для инвалидов Гражданской войны и семей красноармейцев. Устанавливается по 3 критериям: количество пашни и сенокоса, едоков, от урожайности. Отменён в 1923 г.

г) подоходно-имущественный налог (1922), представлявший собой прямой налог, взимавшийся с доходов и имущества физических и юридических лиц.

д) единовременный общегражданский налог (20-е годы) был введен для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении.

е) военный налог (1925), которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию.

ж) квартирный налог (середина 20-х), который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

з) налог на сверхприбыль (1926) вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен.

и) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (1926). Им облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества.

к) индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (1929). Данным налогом облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков.

л) единый сельскохозяйственный налог (1923), предназначен для упорядочивания налогообложения в деревне. При взимании учитывается: размер пашни, урожайность, количество рабочего скота. Льготы, примерно 20% крестьян не уплачивали налог. Уплачивался натурой или деньгами, с 1924 - только деньгами.

к) подоходный налог (1924) - один из основных прямых налогов, который взимается с доходов физических и юридических лиц (заработная плата, прибыль и т.д.).

2)косвенные налоги в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары и обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:

а) акцизы (1921), уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями.

б) налог от демонстрации кинофильмов (1922), уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на киносеансы.

) пошлины и сборы.

а) патентная пошлина (1922) представляла собой плату за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом.

б) судебная пошлина (1930), являвшаяся платой за различные судебные документы.

в) патентный сбор (1921) - платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятия промыслами.

г) прописочный сбор (1921) взимался в виде платы за прописку документов.

д) канцелярский сбор (1922) - плата за выдаваемые гражданам СССР предприятиям документы и копии.

е) гербовый сбор (1922) взимался с отдельных лиц и организаций в качестве платы при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документова) патентная пошлина представляла собой плату за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом [1, с.209-2017].

Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий. Налоговые комиссии - общественные органы создающихся с помощью финансовых (налоговых) инспекторов и исполнительных комитетов местных Советов с целью наиболее полного учёта плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. Состав комиссии следующий: представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по 2 рекомендованных исполнительным комитетом плательщика. В 1921-1923 г.г. были образованы налоговые комиссии по подоходно-поимущественному налогу, промысловому и сельскохозяйственному налогу. В 1926 г. по промысловому и подоходному налогам были учреждены объединенные комиссии (участковые, уездные, окружные губернские), они также рассматривали налог на сверхприбыль и гербовый сбор. Комиссия определяла оклады налогов, также они налагали штрафы за нарушение налоговых правил, разрабатывали нормы для исчисления доходов при отсутствии прямых данных об их размерах, рассматривали жалобы трудящихся по вопросам налогообложения. В дальнейшем были закрыты комиссии по подоходному и промысловому налогу (1929 г.) и по сельскохозяйственному налогу (1937 г.) [1, с.218-219].

Созданная в годы НЭПа налоговая система при всех ее недостатках позволила решить стоявшие перед государством задачи. Суммы налоговых поступлений в бюджет неуклонно возрастали (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1. Налоговые доходы бюджета в 1922/1923-1927/1928 гг. (млн. руб.)

Название налогов1922/231923/241924/251925/261926/271927/28Всего налогов584,0991,11603,42192,93000,63522,8в том числе: сельскохозяйственный налог176,5231,0326,2251,2357,9354,2промысловый налог118,2233,6323,5482,9675,8703,9подоходный налог12,775,9113,3185,9246,4295,6акцизы103,5240,6507,8841,61209,91491,2таможенный доход 66,867,4101,9150,6189,4259,7бюджет коммунизм налогообложение военный

В первые годы НЭПа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась с 63,14 % в 1922/1923 г. до 48,13 % в 1927/1928 г., а поступления неналоговых доходов возрастала.

В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному - вытеснению частного капитала.

Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства [4, с.67].

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 263 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

Вопрос 37. Содержание денежной реформы 1922-1924. Ее роль и значение в формировании устойчивого денежного обращения в советской России.

В условиях многоукладной экономики периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало определенные требования. В частности:
— сохранить золото в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости товаров;
— обеспечить реализацию принципа валютной монополии и монополии внешней торговли, так как денежная система должна быть независима от иностранного влияния;
— обеспечить возможность регулирования денежного обращения и его планирования: денежная система должна быть максимально устойчивой, эластичной и экономной;
— обеспечить проведение единой государственной денежной политики как в центре, так и в отдельных районах страны. Советское правительство начало первый этап денежной реформы. Для стабилизации рубля были проведены две деноминации. В 1922 г. были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года — так называемые совзнаки. Новый 1 рубль=10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены совзнаки, рубль =1 млн. прежних рублей и 100 рублям образца 1922 года. Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. Госбанк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Поскольку червонец содержал золота на уровне «десятки» 1913 года (т.е. довоенного периода), то это была уже устойчивая валюта. Устойчивость червонца обеспечивалась Государственным банком на 25% драгоценными металлами и иностранной валютой, а на 75% — легко реализуемыми товарами, векселями и другими обязательствами. Червонец успешно внедрялся в хозяйственный оборот города и деревни. Назначение денежных единиц было различным. Если прежние денежные знаки выпускались для покрытия бюджетного дефицита, то червонцы предназначались для обеспечения нормального хозяйственного оборота. По мере восстановления промышленности и сельского хозяйства увеличивалась товарная масса в обращении и возрастал товарооборот, уменьшалась дефицитность бюджета. Так были подготовлены условия для проведения второго, завершающего этапа денежной реформы. На этом этапе, в феврале 1924 г., были выпущены в обращение казначейские билеты в 1,3 и 5 рублей золотом. Кроме того, чеканилась разменная серебряная и медная монета. Эмиссия старых денежных знаков — совзнаков — была прекращена Составной частью реформы было проведение обязательного обмена совзнаков на новые деньги. Для обмена устанавливалось соотношение: 1 рубль 1924 года — 50 тыс. руб. совзнаков 1923 года и 50 млрд. руб. до деноминации 1923 года. Обмен закончился к июню 1924 г. Кроме того, был принят декрет, запрещавший использовать для покрытия бюджетного дефицита эмиссию бумажных денег. Таким образом, была создана единая денежная система, которая включала имеющие одинаковую платежную силу банковские билеты (червонцы), казначейские билеты и разменные монеты. Было осуществлено слияние кассового аппарата Наркомфина с аппаратом Государственного банка. Денежное обращение стал регулировать Госбанк. Введение в стране твердой конвертируемой денежной единицы (червонца) позволило остановить инфляционный процесс, обеспечить восстановление народного хозяйства. Стабилизация валюты способствовала развитию кредита

Вопрос 38. Восстановление и структура банковской системы в период НЭПа (1921-1927)
Постепенно возрождалась кредитная система. В 1921 году возоб-новил свою работу Госбанк, упраздненный в 1918 году. Началось кре-дитование предприятий промышленности и торговли на коммерчес-кой основе. До тех пор, пока не произошла стабилизация рубля, Госбанк выдавал ссуды под весьма высокие проценты: от 8 до 12% в месяц, но постепенно процентная ставка снижалась. В стране возникли специализированные банки: Торгово-промышленный банк (Пром-банк) для финансирования промышленности, Электробанк для кре-дитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 года - Внешторгбанк) для финансирования внешней торгов-ли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного стро-ительства (Цекомбанк) и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссуд-ный, учетный процент и процент по вкладам.
Была создана целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности. Для кредитования предприятий потребительской кооперации открывались кооперативные банки, для сельскохозяйственного кредита - сельскохозяйственные банки, для кредитования частной промышленности и торговли - общества вза-имного кредита, для мобилизации денежных накоплений населения учреждались сберегательные кассы. В 1923 году в стране существова-ло 17 самостоятельных банков, а в 1926 году их число возросло до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%.
Подтверждением рыночного характера экономики может слу-жить конкуренция, возникавшая между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особо выгодных условий кредитования. За-частую одни и те же организации, предприятия, тресты кредитовались у нескольких банков одновременно. Широкое распространение полу-чил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различны-ми предприятиями и организациями. Примерно половина краткос-рочного банковского кредита осуществлялась через учет коммерческих векселей. Все это говорит о том, что в стране уже функционировал еди-ный денежный рынок со всеми его атрибутами.
Кредитная системе, безусловно сыграла весьма крупную роль в развитии и восстановлении народного хозяйства. Ее значение можно свести в основном к следующему.
Во-первых, система кредитных учреждений сыграла весьма важную роль в деле восстановления денежного обращения в 1922 —1924 гг. В основу новой денежной системы были положены банкноты Государственного банка и внедрение новой валюты .происходило через банковый аппарат. Существование банковой сети было одной из предпосылок денежной реформы и успехи последней в немалой степени зависели от банковской системы (о денежной реформе см. гл. XVII).
Во-вторых, банковая система способствовала восстановлению хозяйственного расчета. Банки по характеру своих операций особенно приспособлены к тому, чтобы требовать точной калькуляции и своевременного исполнения предприятиями принятых на себя обязательств. В первые годы нэпа эта роль банковой системы была особенно важна и велика.
В-третьих, банковая система перераспределила очень значительные средства и направила их на кредитование важнейших отраслей народного хозяйства.
Наконец, в-четвертых, большая задача банковой системы в первые годы новой экономической политики заключалась в восстановлении экономической связи между различными частями территории Союза. Открытие каждого нового филиала Государственного банка в каком-либо районе означало укрепление связи этого района с общей хозяйственной жизнью страны.

Вопрос 39. Развитие внешней и внутренней торговли в период нэпа 1921-1927.

Г, Сокольников подчеркивал, что успешное экономическое развитие страны возможно, если она сможет «хозяйственно примкнуть к мировому рынку». Монополия внешней торговли, по его мнению, не давала возможности полнее использовать экспортный потенциал страны, т.к. крестьяне и кустари за свои продукты получали только обесцененные советские денежные знаки, а не валюту. В.И. Ленин выступал против ослабления монополи внешней торговли, опасаясь якобы роста контрабанды. Правительство опасалось того, что производители, получив право выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и вновь начнут бороться против власти. Руководство страны старалось не допустить демонополизации внешней торговли. Внешнеторговый оборот в конце 1927 г. достигал 44% уровня 1913 г. Частный капитал не допускался. Далее заключались международные торговые соглашения и появились смешанные акционерные общества, учредителями которых были советское гос-во и инотр. предприниматели. Смешанные общества создавались с целью заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границу и ввоза в СССР необходимых товаров. И все же в стране происходило возрождение рыночной экономики, освобождение ее от оков «военного коммунизма», что способствовало достижению высоких экономических показателей. Внутренняя торговля.Восстанавливалась очень быстро.В ней были сформированы 3 сектора:государственный, кооперативный и частный. Гос-во занимало основные позиции в оптовой торговле(1922-1923 гг. – до 77% товарооборота). В 1921 г. – создание товарной биржи. Биржевая торговля развивалась и росло кол-во бирж. В 1926 г. их насчитывалось 114. С 1922 г. при товарных биржах тали создаваться фондовые отделы. Фондовая биржевая торговля осуществлялась в отношении ценных бумаг, иностранной валюты, благородных металлов. В розничной торговле преимущество было за частным торговцем, его доля составляла 78%. Кооперативная торговля получила свое развитие в сельской местности. Частный предприниматель широко был представлен в сфере услуг.

Вопрос 40. Меры государственного регулирования цен в годы нэпа(1921-1927).
В 1923 г случился кризис перепроизводства. Это кризис рыночной экономики, при котором баланс спроса и предложения резко нарушается в сторону превышения предложения над спросом, иными словами серьёзно нарушена способность потребителей покупать товары в том количестве, которое произведено или может быть произведено. Образовалось явление, которое с лёгкой руки Троцкого стали называть «ножницами цен». Это это дисбаланс цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами (Промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны, несмотря на более низкое качество). Поэтому стали применять меры гос.регулированя.
Методы прямого воздействия:
-Гос-во в оптовой торговле устанавливает прейскурантные цены, т.е. цены, зафиксированные в прейскурантах;
-на ряд важных товаров устанавливаются предельные цены, т.е. максимально допустимое увеличение или снижение цен на рынке в течение торгового сезона;
-в розничной торговле устанавливаются этикетные цены тоже на некоторые товары, т.е. розничная цена, указанная на этикетке, ярлыке, прикрепленных к товару.
Методы косвенного воздействия:
-Товарная интервенция и план завоза товаров(потребность в тех или иных товарах, идет насыщение рынка) используется 2 раза, когда «выкидывают»(поставляют) на рынок мясо и сахар;
-проведение денежной реформы в 1922-1924 гг Сокольниковым. Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков. Сначала в 1922 году были выпущены совзнаки. Одновременно с выпуском совзнаков, в конце ноября 1922 года была выпущена в обращение новая советская валюта—«червонец», приравненный к 7, 74 г чистого золота, или к дореволюционной десятирублевой монете. Червонцы прежде всего предназначались для кредитования промышленности и коммерческих операций в оптовой торговле, было строго запрещено использовать их для покрытия бюджетного дефицита. Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, государственных займов по свободному курсу. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира. Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков.
-формирование банковских отношений. В 1921 году восстановил свою работу Госбанк, который был упразднен в 1918 году. Началось кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В стране возникли специализированные банки: Торгово-Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924—Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Была создана Целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых был Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности.Подтверждением рыночного характера экономики может служить конкуренция, возникавшая между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особенно выгодных условий кредитования. Широкое распространение получил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различными предприятиями и организациями.
-формирование новой налоговой системы. Одновременно с денежной была проведена налоговая реформа. Уже в конце 1923 года основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Логическим следствием возврата к рыночной экономике был переход от натурального к денежному налогообложению крестьянских хозяйств. В этот период активно разрабатываются новые источники получения денежного налога. В 1921-1922 гг. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды

-формирование гос.бюджета. в 22-27 гг бюджет был сведен без дефицита, 53% давали налоги бюджета.
-формирование налоговой системы оплаты труда. Была разработана 17-ти разрядная тарифная сетка. 17-ый разряд получал з/п в восемь раз больше чем 1-ый разряд. Была создана биржа труда, указывались безработные и им выплачивалось пособие по безработице, гос-во было обязано в течение трех месяцев обеспечить их работой. Так же, введены отпуска на мануфактурах.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Начало XX в. для России – период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались – только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли).

Работа содержит 1 файл

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.docx

ВВЕДЕНИЕ.

Начало XX в. для России – период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались – только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (нэп). В это время были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел; разработана система налогов, кредитов, займов; приняты меры к укреплению денежной единицы. Нэп (1922-1926) показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой самостоятельности предприятий. Как финансовая, так и налоговая система при нэпе имела свою специфику, но в целом базировалась на налоговой системе дореволюционной России. Важную роль в налоговой системе во время нэпа играл налог с оборота. В европейских странах он «превратился» в НДС, в России «тяготел» к акцизам. В этот период действовали такие прямые налоги, как сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, который являлся прогрессивным, гербовый сбор. В доходах государственного бюджета косвенные налоги с 1922 по 1926 г. выросли с 43 до 82%.

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджеты страны, что в итоге привело к кризису.

  1. ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ НЭПА.

С первых дней существования пролетарского государства экономическая политика была направлена на выживание хозяйственного механизма, экономический подъем страны. Экономическая программа большевистской партии, принятая в предреволюционный период, предусматривала, в частности, следующие требования: установление прогрессирующего подоходного налога; отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости; установление высоких налогов на предметы роскоши.

В первое время после революции правительство не устанавливало новых налогов (кроме штрафов). Декретом от 07.12.1917 г. предписывалось лишь обязательное взимание налогов, введенных Временным правительством, – подоходного, единовременного и налога на прирост прибылей, падающих исключительно на имущие классы.

Отмена частной собственности на землю и национализация промышленности привели к сокращению применения подоходного обложения. Местным органам власти для покрытия собственных нужд разрешалось проводить конфискации и взимать контрибуции и разовые сборы с национализированных предприятий. Поскольку в этот период система прямого обложения не смогла выполнить задачу формирования доходов бюджета, продолжали существовать косвенные налоги: таможенные сборы; сборы со спирта и питей; табачный доход и доход с папиросных гильз и бумаги; спичечный доход; нефтяной доход; сахарный доход; чайный доход.

Начавшаяся Гражданская война коренным образом изменила политику государства. Товарные отношения в промышленности все больше вытеснялись административным подходом к решению экономических проблем, внедрялось сметное финансирование (прообраз нынешней системы бюджетирования) и натуральные формы связи между предприятиями. Финансовые меры формирования доходов государства полностью были ликвидированы. Расчеты между госпредприятиями производились путем записей, а затем через бюджет. Сокращение роли финансов в период «военного коммунизма» было вынужденной мерой. Военное положение страны требовало максимальной концентрации в руках государства всех материальных и трудовых ресурсов при нарушении нормальных хозяйственных связей в условиях разрухи и оккупации значительной территории.

1.1. Особенности финансовой политики СССР в период НЭПа.

Значительные изменения в финансовую, политику РСФСР внес Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» от 21.03.1921 г. В соответствии с ним предусматривалась замена разверстки натуральным налогом; разрешение свободного оборота сельскохозяйственных продуктов и кустарных изделий; предоставление кооперативам большей свободы в развитии хозяйственного почина; меры поощрения местной промышленности; поощрение всякого хозяйственного почина, который мог бы способствовать быстрому подъему промышленности и сельского хозяйства. Мероприятия новой экономической политики и восстановление товарно-денежных отношений привели к быстрому воссозданию системы финансов, и в первую очередь – налогов.

Финансовая система во время НЭПа имела много особенностей, тем не менее, она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податный аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.

Фискальную политику государства в период НЭПа претворял в жизнь Народный комиссариат финансов. По Положению о Наркомфине СССР, принятому ЦИК СССР в ноябре 1923 г., Наркомат, возглавляемый наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений (в том числе управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово-контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.). Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий – общественных органов, созданных в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных Советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика.

Еще одной характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 г. количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86.

    1. Система налогов и сборов при НЭПе .

Учитывая состояние налогового аппарата, первоначально вводились налоги в наиболее простых формах (подворные, подушные). Налоговая система характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов, что объяснялось необходимостью обложения различных сфер деятельности частного капитала и интересами государственного и местных бюджетов.

Возрожденная налоговая система включала прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы. При организации налоговой системы, в соответствии с рекомендациями XI съезда партии РКП (б), применялись заимствованные из дореволюционной практики, но с соответствующими изменениями формы налогообложения. Порядок изъятия налогов и сборов в бюджет для государственных и частных предприятий был в основном одинаковым, но для последних устанавливались более высокие ставки налогов.

Натуральный налог был значительно меньше продразверстки и строился по принципу множественности натуральных налогов на различную сельскохозяйственную продукцию. Большое количество натуральных налогов не обеспечивало достаточной прогрессивности налогообложения и не создавало заинтересованности в развитии отдельных отраслей сельского хозяйства, что потребовало изменения системы обложения. Уже в марте 1922 г. все натуральные налоги были унифицированы в единый натуральный налог, который взимался в пудах ржи или пшеницы. Налог носил прогрессивный характер. Для различных по мощности хозяйств он устанавливался с учетом количества пашни и сенокоса, едоков в хозяйстве и средней урожайности в районе.

В этот период действовали следующие налоги и сборы:

• прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;

• косвенные налоги: акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

• пошлины: патентная, судебная и др.;

• сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В качестве чрезвычайных налогов вводились:

в 1922 г. – единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим;

в 1924 г. – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

В 1922–1923 гг. отмечалась большая активность местных органов власти, что выражалось в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.

Низкая квалификация налогового аппарата и техническое несовершенство взимания налогов при одновременном существенном росте потребности государства в доходах явились причиной введения наиболее простых видов налогов и сборов, с акцентом на реальные налоги. В этот период, кроме уже указанных выше, действовали следующие налоги:

• налог со строений в городской местности;

• налог на домашнюю прислугу;

• налоги с городских и пригородных садов и огородов;

• налог на право охоты;

• сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов);

• сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения;

• сбор за пользование общественными весами;

• сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота;

• сбор с извозного промысла и др.

  1. ВАЖНЕЙШИЕ НАЛОГИ В ПЕРИОД НЭПа.

2.1. Прямые налоги.

Первым денежным налогом в условиях НЭПа был введенный в действие в июле 1921г. промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3 % с оборота предприятия).

С 1922 г. промысловый налог взимался на общих основаниях также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий. В последствии уравнительный сбор дифференцировался в зависимости от типа предприятия (государственное, кооперативное, частное) и являлся действенным рычагом вытеснения частного капитала.

Натурализация хозяйства в период «военного коммунизма» не могла не затронуть и оплату труда, что усложняло восстановление денежных налогов в первый период НЭПа. Однако перевод предприятий на хозяйственный расчет, внедрение принципа материальной заинтересованности позволили внести существенные изменения в формы оплаты труда, вследствие чего заработная плата приобрела преимущественно денежное выражение. Снижение удельного веса натуральной части заработной платы происходило весьма высокими темпами. Если в январе 1922 г. доля натуральных выплат составляла 77,5 % общего заработка работающих, то в июне того же года она снизилась до 54 %, а в январе 1923 г. – до 21,1 %. В сентябре 1923 г. натуральная часть заработной платы работающих по всей стране в среднем составляла уже только 8,9 % общего заработка, что послужило основой дальнейшего развития системы налогообложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:58, реферат

Краткое описание

Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

Содержание

Введение 3
Краткая характеристика НЭПа 5
Налоговая политика НЭПа 8
Заключение 13
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. шАБАЛИНАНалогообложение в России периода нэпа..docx

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Реферат по дисциплине

Налоги и налогообложение

«Налогообложение в период НЭПа»

Работу выполнила студентка группы Кмб-41 : Шабалина Ольга

Работу проверила: Домрачева Лариса Петровна

Введение

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

Краткая характеристика НЭПа

Новая экономическая политика (НЭП) - политика советской власти в 20-х годах XX века, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления - главному комитету (главку). Эта политика сменила политику «военного коммунизма».

Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921 года.

Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И. Ленина 1921-1923 годов: «конечная цель остается прежней - социализм, но положение России после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к «реформистскому» методу действий в коренных вопросах экономического строительства».

Основные меры, проведенные в рамках НЭПа:

·введение продовольственного налога, который заменил продовольственную разверстку (обязательную сдачу крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков продуктов);

·легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до 100;

·мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам;

·в 1922 году было признано право на аренду земли и использование наемного труда;

·отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций.

·натуральная оплата труда заменена денежной;

·учрежден новый государственный банк, восстановлена система банков.

Все эти изменения правящая партия КПСС проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами.

Для своего развития НЭП нуждался в децентрализации хозяйственного управления, и в августе 1921 года Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление сократить количество отраслевых главков; в руках государства оставались только крупная промышленность и базовые отрасли хозяйства.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921-1923 года) признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей КПСС отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии - социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском. Считалось, что и в рыночных отношениях роль государства прежняя, как и при «военном коммунизме», а экономическую реформу оно должно проводить в рамках «социалистичности».

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут.

Юридически НЭП был прекращен 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Налоговая политика НЭПа

Переход к НЭПу, проявившийся в разрешении торговли, возвращении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы.

Основу этой системы дала система дореволюционной России - промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно- поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенно дискриминационный характер: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль.

Характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 году количество платежей взимаемых только с обобществленного сектора достигло 86.

Обобществление - процесс перехода от частных форм владения к общественным формам владения.

Фискальная политика государства в период НЭПа претворялась в жизнь Народным комиссариатом финансов (Наркомфин или НКФ) Представители: Г.Я. Сокольников-Бриллиант, Н.П. Брюханов.

Систему налогов и сборов при НЭПе составляли следующие виды:

  1. прямые налоги (к 1926 году их доля в бюджете - 82%):

·продовольственный налог (продналог по объему был меньше продразверстки; излишки оставались крестьянам, которые могли распоряжаться ими по своему усмотрению; создал личную заинтересованность сельских тружеников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и повышении производительности труда) (продналог на 1921-1922 года - 240 млн. пудов зерна), (просуществовал до 1923 года);

·промысловый налог (взимался с частных торговых и промышленных предприятий, а также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий);

·единый натуральный налог (взимался в пудах ржи или пшеницы; носил прогрессивный характер);

·денежный подворный налог (взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога);

·сельскохозяйственный налог (заменил различные натуральные налоги);

·индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков);

·подоходно-поимущественный (введен для регулирования размеров накоплений частнокапиталистических элементов; использовался, когда доходы частных лиц и доходы рабочих и служащих от работы по найму превышали определенный размер (сельское население освобождалось от его уплаты); позже переименован в подоходный налог);

·военный налог (облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию);

·налог на сверхприбыль (вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен);

·квартирный налог (взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов);

·налог с наследств и дарений (облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества);

  1. косвенные налоги (их доля в бюджете - 11-20%):

·акцизы (уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями) ;

·налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

  1. пошлины: патентная, судебная и др.;
  2. сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В сфере косвенных налогов также проводился классовый принцип налогообложения за счет установления повышенных акцизов на предметы роскоши. За счет этого бюджет получал более половины всех поступлений от косвенных налогов.

В качестве чрезвычайных вводились: в 1922 году - единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим, в 1924 году - единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

В 1922-1923 годах отмечался резкий подъем местного «налоготворчества», выразившегося в появлении массы непредусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.

В период НЭПа важный вклад в исследование налоговой теории и практики внесли В.Альтшулер, Д.Боголепов, А.Соколов, В.Твердохлебов, А.Тривус.

В период НЭПа существовало одновременно несколько органов, наделенных законодательными полномочиями. Это привело к тому, что норма налогового права была оформлена в виде различных правовых актов - декретов, постановлений, положений, временных правил и инструкций высших органов государственной власти. Центральное место в системе источников налогового права этого периода занимали декреты ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) и СНК (Совет народных комиссаров). Принимаемые в форме инструкций ведомственные акты дополняли и конкретизировали порядок налогообложения, установленный налоговыми декретами.

Нормативные правовые акты, установившие порядок местного налогообложения в период НЭПа, определяют полномочия центральных и местных органов власти в области правового регулирования местных налогов; устанавливают перечни местных налогов и сборов, распределение которых проводилось по признаку административно- территориального образования.

Построение системы местных налогов и сборов, как и системы государственных налогов, началось в условиях полного разрушения финансово-правовых основ государственной деятельности и отсутствия необходимого опыта работы у вновь созданных органов советской власти. Поэтому развитие местного налогообложения осуществлялось в основном через экспериментирование в области нормативно-правового регулирования, путем ежегодной корректировки законодательства, устанавливавшего местные налоги и сборы в зависимости от внешних экономических условий налогообложения и эффективности обложения тем или иным местным налогом.

Закрепленный в законах союзных республик порядок установления местных налогов и сборов в отдельных административно- территориальных единицах указывал на централизованный характер местного налогового регулирования, основанный на подчинении нижестоящих местных советов вышестоящим. Иерархия законов также соблюдалась и во взаимоотношениях центра с союзными республиками в области правового регулирования местных налогов и сборов.

Читайте также: