Какие звенья составляют кредитную систему а налоговая система б парабанковская

Опубликовано: 15.05.2024

2.1. Финансово-кредитная система, ее звенья и принципы формирования.

Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.

Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок). В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях.

Одним из главных субъектов финансового рынка является государство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом – Центральный банк.

Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь – на звенья, подразделения и т. п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

• финансы государственных предприятий;

2) децентрализованные финансы:

• финансы коммерческих предприятий и организаций;

• финансы некоммерческих организаций;

• финансы кредитных организаций;

• финансы страховых организаций;

3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Более подробно их структура будет рассмотрена в главе 2.

Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

1) формирования и использования денежных доходов и фондов;

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и ее распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т. п.

В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов, так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия (наводнение, пожар); непреднамеренные действия других лиц (аварии), а также экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебания валютных курсов и т. п.). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граждане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денежных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано только с наступлением и последствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отношений.

Выделяют личное и имущественное страхование. Объектом личного страхования выступают жизнь и здоровье граждан (страхование жизни, от несчастных случаев, детей, дополнительной пенсии и т. п.). Объектом имущественного страхования выступает имущество в различных видах и имущественные интересы страхователя. К традиционным разновидностям имущественного страхования относятся страхование: имущества граждан и предприятий; автомобилей; воздушного и водного транспорта; строений; основных и оборотных фондов предприятий; грузов и т. п.

В настоящее время существует также страхование предпринимательских рисков: банковских кредитов и залоговых операций; биржевых операций и сделок; потерь от колебания валютных курсов; от инфляции; рисков по новой технике и технологии; от потери прибыли и т. п.

Финансы домохозяйств – это денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества. Такой ячейкой является домохозяйство. Домохозяйство охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство, поэтому финансы домохозяйств – это денежные отношения между гражданами, совместно ведущими общее хозяйство. Они используются в целях удовлетворения личных и семейных потребностей и являются материальной основной жизни граждан. Выделяют денежные доходы и расходы домохозяйств.

Денежные доходы домохозяйств включают:

1) оплату труда членов семьи;

2) доходы от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом и кредитно-финансовых операций;

3) государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.

Денежные расходы бюджета домохозяйств подразделяются на три группы:

1) потребительские расходы (покупка потребительских товаров, товаров длительного пользования, оплата услуг);

2) налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;

3) денежные накопления и сбережения. Кредитная подсистема ФКС включает: 1) банковскую сферу:

• эмиссионные банки (Центральный и Национальный банки);

• неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные, инвестиционные, сберегательные и т. п.);

2) парабанковскую сферу:

• специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды и т. п.);

В банковской сфере центральное положение занимает Центральный банк, который исторически выделился из массы коммерческих банков еще в ХVIII–ХIХ вв. Именно Центральному банку государство предоставляло исключительное право эмиссии банкнот. Поэтому эмиссионная функция – старейшая и одна из наиболее важных функций Центрального банка. Кроме того, Центральный банк выполняет также функции:

• хранения государственных золотовалютных резервов;

• хранения резервного фонда других кредитных учреждений;

• денежно-кредитного регулирования экономики;

• кредитования коммерческих банков и осуществления кассового обслуживания государственных учреждений;

• проведения расчетов и переводных операций;

• контроля за деятельностью кредитных учреждений.

Неэмиссионные (коммерческие) банки представляют собой главные «нервные» центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они также осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Современный коммерческий банк выполняет до 100 видов операций.

Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные банки, деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций. Так, инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости. Длительное время специализированные кредитно-финансовые учреждения играли подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако после Второй мировой войны их роль в условиях рыночной экономики существенно возросла. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой – из-за усиления их взаимосвязи с коммерческими банками.

Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской сферы, включает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сберегательных учреждений – взаимосберегательные кассы, доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и др. Все эти учреждения специализируются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

Основными принципами формирования ФКС являются следующие:

• наличие собственной финансовой базы;

• единство и взаимодействие всех элементов ФКС, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;

• функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком – наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные – это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные – это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Сферы финансовой системы

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Финансовая сфера компаний и

Выделяют следующие типы страхования:

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция – распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Сферы финансовой системы

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Уровень хозяйствующих субъектов

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет – это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета – это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование – это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок – это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок – фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

  • принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
  • принцип сбалансированности – заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
  • принцип целевой направленности – состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
  • принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

1. Какие звенья составляют кредитную систему:

а) налоговая система;

б) парабанковская система;

2. Функция кредита, посредством которого происходит аккумуляция денежных ресурсов в одних сферах деятельности и направление их в другие:

3. Какие части входят в состав рынка ссудных капиталов:

а) фондовый рынок;

б) рынок драгоценных металлов;

в) рынок недвижимости.

4. Элементами кредитной сделки являются:

5. Если кредит берется для кредитования другого экономического субъекта, то о какой форме кредита идет речь:

в) о скрытой форме.

6. Источниками формирования ссудного капитала являются:

а) свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, находящихся на депозитах в кредитных учреждениях;

б) средства федерального бюджета;

в) фонд заработной платы предприятий.

7. Кредитные карточки, платежи по которым осуществляются в пределах остатков средств на текущих счетах клиентов, - это:

а) кредитные карточки дорожного типа;

б) дебетовые кредитные карточки;

в) массовые образцы.

8. Назовите вид лизинговой сделки, зависящий от характера объекта:

а) лизинг с неполной окупаемостью (операционный лизинг);

б) лизинг движимого имущества (транспорт, техника связи);

в) внутренний лизинг, когда все участники представляют одну страну.

9. Кредитная линия, оказываемая заемщику для оплаты отдельных поставок в рамках одного контракта, либо кредитования целевых программ заемщика, - это:

10. Система управления финансами организации – это:

а) финансовая политика;

б) финансовая стратегия;

в) финансовая тактика;

г) финансовый механизм.

11. Финансовая стратегия – это:

а) определение долговременного курса в области корпоративных финансов, направленного на реализацию миссии;

б) решение задач конкретного этапа развития финансов;

в) разработка новых методов распределения денежных средств.

12. Долгосрочная цель организации:

а) максимизация прибыли;

б) минимизация затрат;

в) рост стоимости;

1. максимизация дивидендов акционеров.

13. Кто в малом бизнесе является финансистом:

а) вице-президент по финансам;

б) директор по экономике;

в) финансовый директор;

14. Андеррайтер – это:

а) инвестор, который не участвует непосредственно в управлении;

б) инвестор, который непосредственно участвует в управлении;

в) брокер, продающий акции организации на вторичном рынке;

г) банкирский дом, который подготавливает новый выпуск ценных бумаг.

15. Финансовая политика – это:

а) целенаправленное использование финансов;

б) совокупность финансовых отношений;

в) финансовый механизм как составная часть системы управлении.

16. Какие из перечисленных ценных бумаг не могут приобретать юридические лица:

а) депозитные сертификаты;

б) сберегательные сертификаты;

в) облигации государственного займа;

г) корпоративные акции.

17. Какая биржа обслуживает рынок ценных бумаг:

г)все варианты верны.

18. Привилегированная акция дает право:

а) на управление;

б)на получение прибыли;

в) на получение фиксированного дивиденда;

г) быть избранным в совет директоров.

19. Основными показателями, влияющими на повышение эффективности портфеля ценных бумаг организации, являются:

а) срок вложения;

д) размер вложения;

е) все варианты ответа.

20. Основные участники рынка ценных бумаг – это:

г) фондовые биржи;

21. Производные ценные бумаги – это:

в) государственные краткосрочные облигации;

22. Стоимость привилегированной акции определяется как:

а) сумма дивидендов за весь период существования акции;

б) отношение дивиденда по привилегированной акции к ее текущей цене;

в) дивиденд следующего года, умноженный на темп роста;

г) отношение дивиденда к номинальной цене привилегированной акции.

23. Стоимость обыкновенных акций нового выпуска:

а) выше стоимости нераспределенной прибыли;

б) равна стоимости распределенной прибыли;

в) ниже стоимости распределенной прибыли;

г) равна издержкам на эмиссию нового выпуска.

24. Как определяется стоимость облигаций:

а) купонная ставка облигаций;

б) купонная ставка за вычетом налогов;

в) реальный доход от облигаций;

г) реальный доход от облигаций за вычетом налогов.

25. Доходность облигации – это:

а) облигации, которые могут быть обменены на фиксированное число акций организации-эмитента;

б) купонные платежи, которые зависят от размера прибыли;

в) которые позволяют держателю купить акции по установленной цене;

г) которые позволяют инвестору получать фиксированный процент от номинала.

26. Сходные черты облигаций и привилегированных акций:

а) одинаковые сроки действия;

б) фиксированные выплаты;

в) и те и другие приносят доход в виде аннуитета;

г) и те и другие являются долговыми обязательствами.

27. Реальный доход по облигации зависит от:

а) купонной ставки;

б) номинальной цены;

г) от рыночной цены, по которой купили облигацию.

28. Обыкновенная акция как ценная бумага удостоверяет:

а) владение частью распределяемой АО прибыли;

б) участие в управлении акционерным обществом;

в) обязательство эмитента вернуть долг через определенное время;

г) право инвестора получать определенный процент от номинальной стоимости ценной бумаги в виде вознаграждения за предоставленный денежные средства;

д) возможность приобретения новых акций данного АО.

29. Переводной вексель выписывает:

30. Какие из следующих утверждений верны:

а) расчетная цена обыкновенной акции равна дисконтированному потоку будущих прибылей в расчете на акцию;

б) расчетная цена обыкновенной акции равна приведенной стоимости прибыли на акцию при условии, что организация не растет, плюс чистая текущая стоимость будущих перспектив роста;

в) расчетная цена обыкновенной акции равна дисконтированному потоку будущих дивидендов плюс приведенная стоимость ожидаемой доходности от прироста капитала в расчете на акцию;

г) нет правильного ответа.

31. Что не относится к долгосрочной задолженности:

а) срочные кредиты;

в) обыкновенные акции;

г) облигации с досрочным выкупом.

32. Схожие черты привилегированных и обыкновенных облигаций:

а) владельцы имеют одинаковые права при принятии решений;

б) фиксированные выплаты;

в) одинаковые сроки жизни;

г) и те и другие приносят доход в виде аннуитета.

33. Аннуитет – это:

а) денежный поток инвестиций;

б) ряд платежей за определенный период;

в) операционный денежный поток;

г) ряд платежей равной величины за определенный период.

34. Приведенная стоимость – это:

а) отыскание будущей оценки сегодняшнего платежа;

б) сегодняшняя оценка будущих платежей, дисконтированных по определенной ставке;

в) сегодняшняя оценка, умноженная на единицу, плюс ставка процента в t-й степени;

г) нет правильного ответа.

35. Дисконтирование представляет собой:

а) процесс приведения будущей стоимости денег к их настоящей стоимости;

б) процесс приведения настоящей стоимости денег к будущей;

в) нет правильного ответа.

36. Рынки капиталов – это:

а) рынки долгосрочных долговых обязательств и акций;

б) ипотечные рынки;

в) рынки потребительских товаров и услуг;

г) рынки долговых обязательств со сроком погашения до одного года.

37. Кредитование под залог недвижимости – это:

д) все ответы верны.

38. Банк имеет право списать средства со счетов организации:

а) по собственному усмотрению;

б) на основании расчетных документов, выставленных банку – получателю средств;

в) по распоряжению владельцев счетов кроме случаев, предусмотренных законодательством.

39. В чем сущность финансового контроля:

а) в осуществлении контроля над формированием, распределением и использованием денежных фондов;

б) проведении контроля над работой финансовых подразделений;

в) составлении финансовой отчетности для представления в государственные финансовые органы.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .

1) Понятие кредитной системы

2) Понятие банковской системы и её разновидности

4) Принципы организации деятельности банковской системы Республики Беларусь

Организация кредитного дела и структура кредитной системы отвечают соответствующим потребностям в кредитно-финансовом обслуживании отдельных звеньев экономики.

Кредитная система характеризуется:

а) совокупностью банков­ских и иных кредитных учреждений;

б) правовыми формами организаций;

в) подходами к осуществлению кредитных операций.

Выделяются две основные подсистемы организации кредитных отношений:

1) в рамках банковских учреждений (институтов);

2) в рамках небанковских учреждений (институтов).

В соответствии с такой организацией кредитных отношений образуются два основных звена кредитной системы:

1) банковские учреждения, формирующие банковскую систему;

2) парабанковские учреждения, формирующие парабанковскую систему.


Банковская система представлена банками и другими учреж­дениями банковского типа, парабанковская система — специализированными кредитно-финансо­выми и почтово-сберегательными учреждениями.

Кредитная система состоит из элементов: а) центрального управляющего звена; б) низовых (функ­циональных) органов.

В целях координации деятельности низовых звеньев управля­ющий орган должен осуществлять: 1) надзор за функционированием кредитных учреждений; 2) анализ деятельности кредитных учреждений с целью обеспечения: а) бесперебойности и надежности функционирования кредитной системы; б) эффек­тивности кредитно-расчетного обслуживания хозяйственного обо­рота; в) предотвращения необоснованного расширения или сокращения объема кре­дитных операций.

Ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по кредитно-финансовому об­служиванию хозяйственного оборота, а единым органом, коорди­нирующим деятельность кредитных учреждений, является Цен­тральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управле­ния процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания народного хозяйства.

Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, кон­трольные и надзорные функции Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям, а также другим организациям, специализирующимся на чисто банковских опера­циях и имеющим соответствующую лицензию Центрального банка. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействие лишь в отдель­ных случаях, а в большинстве — только опосредованное воздей­ствие, проявляющееся во взаимосвязи кредитных и финансовых операций различных секторов рынка кредитно-финансовых услуг.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут создавать союзы и ассоциации, являющиеся некоммерческими организациями. Кроме того существует возможность создания объединений в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп.

Банковская система - совокупность различных ви­дов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, сущест­вующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы. В кредитную сис­тему помимо банков входят специализированные финансо­во-кредитные учреждения (финансовые компании, лизинговые фирмы, инвестиционные компании, финансовые биржи, пенси­онные фонды, страховые компании, ломбарды и др.).

Структура кредитной системы любого государства истори­чески развивается и совершенствуется, и на это влияют две группы факторов: экономические и юридические. Каждое государство имеет свою структуру кредитной и бан­ковской системы, свою организацию кредитного дела, банков­ской деятельности. Основой любой кредитной системы являют­ся банки, но степень развития специализированных кредит­но-финансовых организаций в государствах различна.

Все больше внимания уделяется вопросам обеспечения на­дежного функционирования банковских систем — как между­народных, так и национальных, что возможно, если исходить из основных принципов:

ü поддержки действительно надежных банков;

ü повышения открытости в деятельности банков;

ü контроля риска посредством пруденциального регулиро­вания и надзора.

Практикой сформировано несколько типов банковских си­стем:

ü централизованная (распределительная);

Характеристика банковских систем

Централизованная (распределительная) Рыночная
Государственная собственность на банки Различные формы собственности на банки
Государственная монополия на банковскую деятельность Монополия государства на банки от­сутствует
Централизованная (по вертикали) схема управления Децентрализованная (по горизонтали) схема управления
Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система
Государство отвечает по обязатель­ствам банков Разграничение ответственности ме­жду банками и государством по обя­зательствам
Кредитные, эмиссионные и иные операции сосредоточены в одном банке Эмиссионные операции по выпуску наличных денег концентрируются обычно в центральном банке
Прямой контроль за банками, жест­кое регулирование деятельности банков по вертикали с помощью ин­струкций Осуществление надзора над банка­ми, экономические методы надзора
Сосредоточение банковских опера­ций в государственных банках, уни­версализация операций банков и их функций Децентрализация операций по раз­личным банкам
Закрепление за банками клиентуры Обеспечение клиентам свободы вы­бора банка
Концентрация ресурсов в государст­венных банках Наличие ресурсов в банках с различ­ными формами собственности

Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

ü привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

ü размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

ü открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В экономике государств развиваются различные типы бан­ков.

В экономике государств развиваются различные типы бан­ков. Их функции, роль имеют много общего, но и отличаются особенностями. Общее то, что связывает банки, позволяет объ­единить их в группы, классифицировать с целью более глубоко­го анализа их деятельности и роли в экономике.

Банки могут быть классифицированы по:

1. территории деятельности:

ü международные банки;

ü национальные банки;

2. признаку собственности:

ü государственные банки;

ü банки в виде акционерных обществ;

ü иностранные и совместные банки;

ü муниципальные банки;

ü частные банки.

3. отраслевому признак - характерной особенностью этой группы банков является главным образом осуществление банковских операций по обслу­живанию той или иной отрасли хозяйства, хотя не исключены и универсальные операции для других.

4. набору банковских услуг:

ü универсальные банки;

ü специализированные банки;

5. срокам выдаваемых ссуд:

ü банки долгосрочных вложений (инвестиционные)

ü банки краткосроч­ных вложений (в текущую деятельность, текущие активы).

6. по размеру капитала банка:

Посредническая функция — важнейшая в дея­тельности банков. Это прежде всего посредничество в кредите.

Посредническая функция банков проявляется и в посредни­честве в платежах своих клиентов как наличными, так и безна­личными денежными средствами.

Банки выступают посредниками в операциях с ценными бу­магами (купля-продажа ценных бумаг, их хранение, консуль­тации, другие агентские функции), тем самым способствуя раз­витию, формированию фондового рынка.

Функцией банка является также стимулирование накопле­ний в хозяйстве -стимулирование к накоплению и сбереже­нию денежных средств происходит в результате гибкой депо­зитной политики банков, страхования депозитов, гарантии их возврата.

К функциям банка можно также отнести функцию регулиро­вания денежного оборота. Банки являются центрами денежно­го и платежного оборотов, через них создаются возможности со­вершения обмена, движения денежных средств, регулирования этих процессов, эмитирования средств платежа.

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая кре­дитная система: 1 уровень — центральный банк страны (На­циональный банк Республики Беларусь), 2 уровень — коммерческие банки и другие небанковские финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Существование двух уровней позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второго уровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства.

Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали — это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали — отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).

Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах:

ü банковская деятельность (или выполнение отдельных опе­раций) возможна исключительно на основании лицензии;

ü коммерческие банки независимы в своей деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

ü разграничивается ответственность между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство — по обязательствам банков;

ü Национальным банком Республики Беларусь регулирует деятельность коммерческих банков и осуществляет банковский надзор;

ü вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбо­ра банка;

ü вкладчикам обеспечивается возврат денежных средств;

ü клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам);

ü банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая не только количественное соответствие между ре­сурсами и кредитными вложениями, но и в целом между пас­сивными и активными операциями;

ü взаимоотношения коммерческого банка со своими клиен­тами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и лик­видности.

Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется посредством:

ü государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

ü лицензирования банковских операций;

ü установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

ü установления экономических нормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

ü надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь;

ü выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции.

Курсовая работа

Кредитная система и ее звенья

Содержание

Глава 1. Кредитная система и ее организация 5

1.1. Понятие, сущность и структура кредитной системы 5

1.2. Банковская система, как основное звено кредитной системы 7

1.3. Роль и значение специализированных кредитно-финансовых

институтов в кредитной системе страны 10

Глава 2. Проблемы и перспективы развития кредитной системы РФ 15

2.1. Кредитная система РФ. Этапы ее становления 15

2.2.Проблемы и тенденции в развитии кредитной системы России 24

Список использованной литературы 31

Введение

В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на ее формирование и деятельность.

Современная кредитная система – это совокупность самых разных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов.

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что кредитная система в современной экономике это один из основных элементов рыночного перераспределения финансовых ресурсов, важный инструмент государственного регулирования, обеспечения здорового безинфляционного климата, стимулирующего рост инвестиций и производства внутри страны, а также твердые позиции на внешнем рынке. Опосредствуя весь механизм общественного воспроизводства, кредитная система служит мощным фактором централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

Оценивая степень разработанности темы «Кредитная система» в научной литературе, следует отметить, что к исследованию кредитной системы, определению ее основных уровней обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых. Общие вопросы развития и становления кредитной системы, основные понятия и категории элементов кредитной системы изложены в трудах Л.М.Максимовой, В.И. Колесникова, Б.А. Райзберга, Е.Б. Стародубцевой, О.И. Лаврушина, А.И.Полищук, Г.Н.Белоглазовой и др.

При написании работы была использована учебная, справочная литература, а также материалы текущих публикаций в периодических изданиях. Большая часть статистических данных получена из изданий журналов «Финансы и кредит», «Деньги и кредит», «Банковское дело», а также официального Internet-сайта Центрального Банка РФ. Нормативно-правовую основу данной работы составили Федеральные законы РФ.

Объектом исследования данной курсовой работы является кредитная система и ее составляющие.

Предметом исследования курсовой работы является кредитная система России.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов кредитной системы охарактеризовать современное состояние кредитной системы РФ.

В рамках достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Раскрытие сущности и определение структуры кредитной системы;

2. Изучение банковской системы и ее элементов;

3. Исследование различных специализированных финансово-кредитных институтов и их функционирование;

4. Анализ исторических аспектов развития кредитной системы в России;

5. Изучение особенностей и проблем, а также путей совершенствования кредитной системы РФ.

При проведении анализа и обобщения практического и теоретического материала применялись методы сопоставления, статистический метод.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, даются определения основным понятиям, сравниваются подходы западной и отечественной школы.

В главе второй рассмотрены этапы становления и развития кредитной системы России, выявлены современные проблемы, основные тенденции и направления.

В заключение делаются краткие выводы о кредитной системе и ее звеньях.

Список использованной литературы содержит 29 наименований.

Приложения содержат таблицы и графики.

Заключение.

В ходе выполнения работы было выяснено, что по своей структуре кредитная система подразделяется на две больших подсистемы: банковскую систему и парабанковский сектор. Банковская система включает в себя эмиссионные банки и коммерческие банки. К учреждениям парабанковского сектора относятся специализированные кредитно-финансовые институты и нефинансовые институты, основу которых составляют почтово-сберегательные отделения. Такая структура кредитной системы характерна для большинства развитых стран мира. Кредитная система Российской Федерации, в целом, сформирована по образу систем стран с развитой экономикой.

Центральное место в современной кредитно-банковской системе по праву принадлежит коммерческим банкам, предоставляющим своим клиентам полный комплекс финансового обслуживания, объемы, качество и скорость которого постоянно совершенствуются и возрастают благодаря внедрению и применению современных технологий.

Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем промышленно развитых стран состоит в быстром стирании различий между отдельными типами банков, между банковскими и небанковскими кредитными организациями.

Банки все активнее оказывают услуги консультационного характера по банковским, правовым, финансовым проблемам; принимают участие в подготовке экономических программ, обсуждении законопроектов; благодаря высококвалифицированному персоналу проводят обучение и подготовку специалистов в области финансов.

Стирание барьеров между банками и парабанками прослеживается через проникновение на банковские рынки специализированных кредитно-финансовых институтов, таких как торгово-промышленные корпорации, страховые, трастовые компании, пенсионные фонды, почтово-сберегательные отделения и др.

Конкуренция в банковской сфере неизбежно приводит к тому, что могущественные крупные банки поглощают менее сильных конкурентов. Происходит слияние банков, которое неизбежно ведет к сокращению их количества. А в связи с сокращением количества банков увеличивается объем операций, которые они проводят.

Также активизируется процесс объединения банков и компаний из других сфер бизнеса (страховых, пенсионных, консалтинговых и др.) Наличие на обслуживании в банке групп клиентов, занимающихся различной деятельностью, диктует потребность участия в иных сферах финансового бизнеса. Кроме того, замкнутая система продаж и обслуживания всех финансовых потоков клиентов способна генерировать дополнительные доходы и контролировать издержки.

Если говорить о перспективных направлениях развития, то следует назвать наращивание капитала российских банков, продолжение консолидации банковского сектора, сокращение доли банков с государственным участием и развитие здоровой конкуренции в банковском секторе, повышение качества и эффективности бизнес-процессов, связанных с оказанием банковских услуг и управлением рисками, укрепление рыночной дисциплины и совершенствование банковского регулирование и надзора.

Все эти вопросы тесно взаимосвязаны, их решение позволит добиться выхода российской кредитной системы на качественно новый уровень.

Список использованной литературы:

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002. N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Правовая справочно-информационная система “Консультант Плюс”.

2. О Банках и Банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 15.11.2010) // URL: http://www.cbr.ru

3. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. – М.: Высшее образование, 2009. – 620с.

4. Быков М.В. Классификация типов кредитной системы и характеристика тенденций развития кредитных отношений // Финансы и кредит. – 2010. - №36. – с 62-69

5. Бобин С.С. Развитие банковской системы в России // Финансы и кредит. – 2010. - №7. – с 84-91

6. Банки и банковское дело: Учебник для вузов. 2-ое издание / А.И. Балабанов, Вик.А. Боровкова, Вал.А. Боровкова, О.В. Гончарук, А.Н. Крамарев, С.В. Мурашова, О.Е. Пирогова. – Спб.: Питер, 2007. – 448с.

7. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 484с.

8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 347с.

9. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2006. – 560с

10. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / С.А. Чернецов. – М.: МАГИСТР, 2009. – 494с.

11. Донских А.М. Тенденции развития банковской системы России // Банковское дело. – 2009. - №5. – с 49-51

12. Курс экономики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и неэкономическим специальностям / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 671с.

13. Карминский А.М. Нужна ли модернизации российской банковской системы? // Банковское дело. – 2010. - №3. – с 39-44

14. Мещеряков Г.Ю. Почтовый банк как крупнейший оператор российской платежной системы // Банковское дело. – 2010. - №9. – с 78-79

15. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Издательство, 2009. – 592с.

16. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под. Ред. К.Р. Тагирбекова. – М.: Издательский дом «ИНФРА-М», издательство «Весь мир», 2003. – 720с.

17. Основы финансовых знаний: Учебник / Под ред. К.В. Кочмолы, Е.Н. Алифановой; Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». – Ростов н/Д, 2008. – 384с.

18. Перепеченко В.П. Деньги. Кредит. Банки. М.: Издательство «Экономика», 2008. – 150с.

19. Полищук А.И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 215с.

20. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. - М.: Юристъ, 2001. – 784с

21. Турбанов А.В. Российская банковская система на современном этапе // Деньги и кредит. – 2011. - №2. – с 3-7

22. Уразова С.А. Кредитная система СССР в период НЭПа // Финансы и кредит. – 2008. - №37. – с 69-80

23. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента / О.И. Пилипенко и др.; Под ред. Г.Б Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 639с.

24. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов / С.С. Артемьева, В.В. Митрохин, В.И. Чугунов и др. – М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2009. - 469с.

25. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2010. – 714с.

26. Черников В.В. Российская банковская система нуждается в оптимизации // Банковское дело. – 2010. - №8. – с 34-36

27. Яковенко С.Н., Лисюк Е.Ю. Финансовый аспект консолидации интересов современного российского банковского бизнеса // Финансы и кредит. – 2010. - № 48. – с.15-25

Читайте также: