Какие пути и методы наиболее эффективны для сбора налогов

Опубликовано: 14.05.2024

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

Налоги – один из способов пополнения бюджета страны. Это не единственное их назначение. Государство, грамотно применяя механизм сбора и регулируя процентную ставку, стимулирует приоритетные отрасли экономики и сдерживает развитие нежелательных.

Налоги и способы их сбора

Взыскание налогов с граждан и организаций структурировано и зависит от источника дохода, метода его получения, статуса налогоплательщика и региона применения. По закону каждый гражданин РФ в соответствии с получаемым доходом участвует в формировании бюджета государства.

Структура налогообложения

Налог взимается в том случае, когда выявлены все его составляющие.

В структуру налога входят:

• Субъект — лицо, подвергшееся взысканию налога (юридическое или физическое).
• Объект – предмет, принадлежащий плательщику (имущество, полученная прибыль, стоимость произведенных товаров или оказанных услуг, автомобиль и т. д.), чье наличие предполагает уплату налога.
• Налогооблагаемая база (стоимость всех объектов налогоплательщика).
• Льготы, предоставляемые государством, или освобождения от уплаты.
• Отчетный период – время, в течение которого определяется возникшая налоговая задолженность.
• Ставка – размер налоговых начислений. Бывают твердыми или выраженными в процентах. Твердая ставка – фиксированная сумма, предназначенная для взимания с одного объекта налогообложения. Величина процентных ставок в денежном выражении зависит от стоимости налогооблагаемой базы. Используются: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.
• Порядок начисления. Определяет лицо, производящее расчеты налоговых сборов.
• Характерные особенности выполнения платежа – порядок уплаты.

Процесс сбора налогов осуществляется с учетом всех, изложенных выше элементов.

Классификация методов взимания налогов

Налоги бывают федеральные, региональные и местные. Федеральные действуют на всей территории России, региональные – в каждом из субъектов РФ, а местные — в дополнение к двум перечисленным, устанавливаются органами самоуправления.

• Административный или по уведомлению. Исчисление налога производят фискальные органы, а в адрес налогоплательщика отправляется уведомление. Опираясь на документ, гражданин погашает образовавшуюся перед государством задолженность.

• У источника. Обязанность уплаты возлагается на налогового агента. Истинный налогоплательщик получает на руки доход за вычетом суммы налога. В эту категорию попадает заработная плата, из которой работодателем вычитается размер НДФЛ для уплаты в налоговые органы.

• Подача декларации. Учет полученного совокупного дохода в текущий отчетный период и определение размера налоговых отчислений производится непосредственно плательщиком. Налоговым кодексом РФ определены предельные сроки подачи декларации уплаты сборов.

• Кадастровый. Используется на основании информации, полученной из реестра (кадастра) налогооблагаемых объектов. Распространяется на имущество, принадлежащее налогоплательщику. Все объекты в кадастре разделены по характерным признакам на группы, в соответствии с которыми рассчитывается налоговая ставка. Определение величины сбора не зависит от приносимого имуществом дохода.

Налоговый кодекс РФ также предусматривает взимание налога в результате эксплуатации имущества и по факту совершения расходов, но эти методы не нашли широкого применения.

Основные способы сбора налогов в РФ:

• косвенный – перекладывает налоговую нагрузку на плечи конечного потребителя товара или услуги, так как ставка уже включена в их стоимость;

• прямой – взимается с доходов, получаемых юридическими или физическими лицами, а также с имущества, находящегося в собственности.

Система определения налога

• Кумулятивный (накопительный). Дает возможность государству планировать поступление собираемых с населения денег. Базируется на исчислении налога в начале отчетного периода. Налоговый сбор начисляется нарастающим итогом. Таким же образом учитываются предоставляемые плательщику льготы. Размер текущих выплат сокращается на величину уплаченных ранее или произведенных ошибочно.

• Некумулятивный. Частичное взимание. Используется реже названного выше. Нарастающий итог не применяется. Характеризуется сложностью для непосредственных плательщиков, связанной с расчетом доходов в конце отчетного периода, и непредсказуемостью для планирования бюджетных поступлений.

В мире очень распространен глобальный метод сбора налоговых отчислений. Когда происходит взимание денежных средств с общего дохода, независимо от источника его получения.

На раннем этапе развития системы налогообложения использовалась шедулярная модель. Главной ее особенность заключалась в дроблении совокупного дохода на части (шедулы). Объекты классифицировались в зависимости от источника, приносящего доходы. В дальнейшем такой метод сбора налогов утратил значение, уступив место глобальному или объединившись с ним по смешанному типу, когда на отдельные части дохода предоставляются налоговые вычеты.

Налоговая политика государства определяется поставленными перед руководством страны целями. Выполнение социальных программ, укрепление обороноспособности страны, развитие инновационных технологий требуют мощного финансового подкрепления.

Потребности государственного бюджета определяют выбор способов исчисления и методов взимания налогов. При этом важно учитывать состояние экономики страны, ее территориальное устройство и нюансы сложившейся системы сбора налогов.

Граждане, обремененные необходимостью уплаты налогов, выбирают те способы взимания, которые в их распоряжение предоставило налоговое законодательство. Федеральная налоговая служба — главный орган, осуществляющий контроль и регулирование налоговой системы России.

Дмитрий Кузьмин

Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

Налоговая нагрузка с точки зрения банков

Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

Переход на другую систему налогообложения

Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

Оптимизация зарплатных налогов

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

Не создавайте налоговые схемы

Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

  • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
  • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
  • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
  • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Проблема повышения доходов бюджетов сегодня особенно актуальна. С какими проблемами сталкиваются органы местного самоуправления и какие пути повышения доходов бюджета наиболее эффективны рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Решение задач по повышению доходной части бюджетов на протяжении многих лет является одной из приоритетной для всех уровней власти, и в том числе, для органов местного самоуправления. Как известно, одним из основных источников пополнения доходов бюджетов муниципалитетов, являются налоговые и неналоговые доходы от использования имущества. От того, насколько эффективно муниципалитеты распоряжаются принадлежащим им земельно-имущественным ресурсом, во многом зависит общая картина эффективности работы местной власти в указанном направлении.

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Говоря о теме повышения доходной части бюджетов, нельзя не сказать о том, что на пути достижения цели по увеличению доходов, местной власти приходится сталкиваться с большими трудностями. Так, в части пополнения доходной части бюджетов от неналоговых источников, возникают проблемы, связанные со сбором платежей от переданного в аренду имущества, в том числе земельных участков. Прежде всего, это связано со снижением доходов организаций и физических лиц, возникших на фоне непростой экономической ситуации в стране. Однако не только указанная проблематика является главной, в вопросе низкого исполнения арендных обязательств. К сожалению, не все арендаторы имеют высокую дисциплинированность по выполнению принятых на себя обязательств, и зачастую допускают систематические просрочки платежей, предпочитая за счет сумм, которые необходимо внести в виде аренды, решать свои внутрихозяйственные вопросы. В свою очередь, и структуры, ответственные за собираемость арендных платежей, не редко способствуют неплательщикам. Отсутствие системного подхода к взиманию арендных платежей, не применение инструмента штрафных санкций в отношении неплательщиков, неэффективное использование муниципального имущества, а также отсутствие четко выстроенной модели управления имеющимися ресурсами - и это далеко не полный перечень тех причин, которые способствуют снижению собираемости доходов бюджетов.

Проблема слабой налоговой дисциплины является одной из ключевых, при определении причин низкой собираемости земельного налога и налога на имущество. Как и в случае низкой собираемости арендных платежей, ухудшение финансовой состоятельности налогоплательщиков на фоне общей сложной финансовой ситуации в стране является одной из главной причин снижения собираемости налогов в местные бюджеты. Представляется, что плохое качество кадастровой оценки недвижимости и результаты ее оспаривания, являются еще одним из значимых негативных факторов, отрицательно отражающемся на состоянии собираемости налогов муниципалитетами. В данном случае речь идет о том, что по итогам неверно определенной кадастровой стоимости объектов недвижимости органами, органы местного самоуправления некорректно формируют прогнозы налоговых поступлений, а в дальнейшем после оспаривания результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами, осуществляют возврат их бюджетов излишне полученные суммы в виде налогов. И как показывает общероссийская практика, такие суммы зачастую бывают весьма значительными и крайне негативно отражаются на бюджетах. Также среди причин снижения налоговых поступлений можно выделить и такую как сокрытие правообладателями сведений об объектах налогообложения. В качестве примера таких случаев можно указать: отказ от оформления в установленном порядке прав на возведенные объекты недвижимости, не осуществление постановки на кадастровый учет земельных участков и др.

Последняя из причин, которую хотелось бы отразить в настоящей статье, является причина потери сведений в отношении объектов налогообложения при межведомственной взаимодействии между налоговой и кадастровой службами. Практика одного из регионов показала, что такие потери сведений могут составлять чуть ли не до одной трети общего годового размера доходов бюджета от налоговых поступлений. Происходит это из-за несогласованности действия служб и не эффективного электронного взаимодействия.

Приведенный анализ причин, способствующих снижению доходов местных бюджетов от использования имущества ставит под собой цель не только квалифицировать такие причины, но и предложить некоторые меры по их устранению.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ БЮДЖЕТА

В отношении снижения задолженности по неналоговым доходам в виде арендной платы, эффективным инструментом может служить автоматизация реестров обязательств, таких как: договоров аренды земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества договоров, найма квартир и прочих. Данный инструмент позволит определить четкую картину прогнозируемых доходов от использования имущества, своевременно принимать меры по недопущению образования задолженностей, выстроить четкую организацию работы с арендаторами.

Систематизация подхода по организации работы с задолженностью по обязательствам перед муниципалитетами, дифференциация мер контроля за использованием имущества, правом распоряжения, которыми наделены органы местного самоуправления, применение инструмента всех правовых мер к неплательщикам арендной платы на постоянной основе, усиление мер муниципального контроля за использованием имущества и в том числе земельных участков, вовлечение в оборот неэффективно используемых земель и имущества, оптимизация работы с бесхозяйным имуществом - это лишь часть комплекса мер, который может позволить значительно повысить доходную часть местных бюджетов.

В отношении повышения поступлений от налоговых поступлений свою эффективность смогут показать такие мероприятия как повышение налоговой дисциплины, в том числе путем проведения на уровне муниципалитетов межведомственных комиссий по организации индивидуальной работы с организациями, имеющими задолженность по налоговым платежам перед городскими бюджетами, проводить массовую разъяснительную работу среди населения и прочее. Решение непростой ситуации с низким качеством кадастровой оценки земель возможно в том числе за счет изменения подхода такой оценки, что в настоящее время проводится на государственном уровне. В целях решения проблем по выявлению скрытых налогоплательщиками сведений об объектах налогообложения и потери данных, при межведомственном взаимодействии возможным эффективным способом устранения таких проблем, является проведение мониторинга сведений об объектах недвижимости на территории муниципальных образований.

Проведение перечисленных мер позволит:

  • Получить достоверную информации о налогооблагаемой базе.
  • Организовать мероприятия по мобилизации выявленного налогового потенциала.
  • Получить инструмент для осуществления учета объектов недвижимости, контроля и мониторинга процессов устранения выявленных проблем и несоответствий на базе системы мониторинга и инвентаризации объектов недвижимости.

Компания БФТ предлагает комплекс решений устранения вышеперечисленных причин низкой собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджетов за счет:
  • Программного комплекса SAUMI/SAUMI-WEB - автоматизированной системы управления государственной и муниципальной собственностью с возможностью адаптации к требованиям регионального и местного законодательства, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления земельно-имущественным комплексом.
  • Комплексного решения по повышению налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
  • Методического сопровождения процессов оптимизации повышения доходной части бюджетов за счет налоговых и неналоговых источников.
Дополнительную информацию по повышению доходов бюджетов, Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

Читайте также: