Какие органы уполномочены осуществлять налоговый контроль

Опубликовано: 17.05.2024

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, платель­щиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов нало­гообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обес­печение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).
В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуще­ствляют следующие органы: налоговые органы; таможенные органы;

органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольны­ми полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компе­тенции:
таможенные органы - за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
• органы государственных внебюджетных фондов - за полнотой и своевре­менностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.
Отдельно следует сказать о роли Федеральной службы налоговой полиции России (ФСНПРоссии), которая не относится к органам, непосредственно осу­ществляющим налоговый контроль, и исполняет вспомогательные фун­кции по обеспечению соответствующей деятельности должностных лиц налоговых органов. Органы ФСНП России по запросу налоговых орга­нов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопас­ность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные про­верки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.
3» В процессе осуществления налогового контроля налоговые органы ак­тивно взаимодействуют с органами ГТК РФ, ФСНП России, государ­ственных внебюджетных фондов и другими входящими в систему ис­полнительной власти органами специальной компетенции - министер­ствами, службами, ведомствами. Правовой основой такого сотрудниче­ства выступают нормы налогового законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между ними публично-правовых договоров -соглашений. Указанные органы ин­формируют друг друга об имеющихся материалах о нарушениях зако­нодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о приня­тых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, обмениваются другой несводимой информацией.
На сегодняшний день заключены, например, следующие соглашения:
между МНС РФ и ГТК РФ №№ БГ-15-11/1222, 01-11/15581 о взаимном информационном обмене (утв. МНС РФ и ГТК РФ 08.06.2000 , с измен, на 16.10.2000);
по информационному взаимодействию между Пенсионным фондом РФ

и МНС РФ от 12.07.2001 №№ 16-1-С, БГ-16-05/74 (утв. 12.07.2001) и др. Порядок обмена информацией между территориальными органами феде­рального казначейства Минфина РФ и налоговыми органами в ходе ис­полнения доходной части федерального бюджета утвержден совместным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 21.02.2001 №№ 14н, БГ-3-09/51.
Порядок взаимодействия МНС РФ и ФПС РФ регламентируется соответствующей инструкцией, утвержденной совместным приказом ФПС РФ и МНС РФ от 25.12.2000 №№ 680, БГ-3-34/455.
4. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового конт­роля, регулируются положениями гл. 14 НК РФ.
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. При этом непосредственными целями налогового контроля являются:
выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
предупреждение их совершения в будущем;
• обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности. Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирую­щими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:
налоговые проверки;
получение объяснений фискально обязанных лиц;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
контроль за расходами физических лиц и др.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля про­изводятся проверки и иные действия по:
исполнению налогоплательщиками требований законодательства о по­становке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
исполнению налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удер­жанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюд­жет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

соблюдению налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; */ соблюдению банками обязанностей, предусмотренных налоговым за­конодательством;
правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществ­лении денежных расчетов с населением;
предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах;
выявлению нарушителей налогового законодательства и привлечению их к ответственности59.

5, Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.
Выделяют документальный и фактический налоговый виды контроля, методы которых могут существенно различаться:
документальный контроль реализуется в первую очередь посредством и в процессе камеральных (то есть проводимых по предоставленным субъек­том контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значи­мым документам, без выезда на место) проверок; его основные мето­ды:
- формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
- юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в до­кументах;
- встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая опе­рация находит отражение в аналогичных документах организации-кон­трагента и в других документах и учетных записях;
- экономический анализ60;

фактический контроль связан с проведением выездных налоговых про­верок.
59 См. подр.: Научно-практический постатейный комментарий к Части первой Налогового кодекса. М: Городец, 2000. С. 187 - 188. 60 См.: Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М., 1996. С. 14-15.
Основной формой (способом) налогового контроля являются налого­вые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевре­менность, полноту и правильность исчисления фискально обязанным лицом своих обязанностей.
Остальные формы используются в качестве вспомогательных для выяв­ления налоговых правонарушений или применяются для сбора доказа­тельств по выводам, которые содержатся в акте проверки61 (истребова­ние документов, получение пояснений налогоплательщика и показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлече­ние специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц с их доходами, экспертиза, учет налогоплательщиков).

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

little-boy-2574533__340.jpg

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством (п.1 ст.82 НК РФ).

Налоговые инспекторы вправе осматривать все эксплуатируемые помещения и территории , используемые для получения дохода либо для содержания объектов налогообложения, независимо от их назначения: производственные, складские, торговые и т. п. (пп.6, 1 ст.31 НК РФ). Соответственно, для этого налогоплательщику необходимо обеспечить к ним доступ.

Налоговый осмотр территорий и помещений допустимо осуществлять:

• в ходе выездной налоговой проверки (ВНП) (помимо периода ее приостановления), п.1 ст.92 НК РФ;

• при осуществлении камеральной налоговой проверки в конкретных ситуациях, а именно:
- предъявление налогоплательщиком налоговой декларации с суммой НДС к возмещению;
- после обнаружения расхождений в предъявленной декларации по НДС, приведенных в п.8.1 ст.88 НК РФ, свидетельствующих об искусственном занижении суммы НДС к уплате либо об искусственном завышении суммы НДС к возмещению.

• вне пределов ВНП - когда документация и объекты были получены представителем налоговых органов по результатам ранее проведенных мероприятий налогового контроля либо по согласию собственника данных объектов на их осмотр.

Производство осмотра территории и помещений налогоплательщика оформляется протоколом (п.2, п.5 ст.92 НК РФ).

Допустим ли осмотр помещения физического лица в ходе налогового контроля?

Физлица, осуществляя право на имущественный налоговый вычет, предъявляют в налоговые органы документацию, подтверждающую произведенные ими расходы (чеки к приходным ордерам, выписки из банка, товарные и кассовые чеки, акты о приобретении материалов у физлиц с приведением адреса и паспортных сведений продавца и др.).
Для проверки представленных сведений может быть назначена ВНП физлица, включая тех, кто не является индивидуальным предпринимателем (ст.89 НК РФ). Соответствующее решение о проведении ВНП принимает налоговая инспекция по месту жительства налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 г. №03-02-08/55972).

В ходе данной ВНП налоговый орган вправе производить осмотр помещений физлица. Как упоминалось, допуск уполномоченных от налоговых органов на территорию либо в помещение проверяемого производится в соответствии со ст.91 НК РФ.

Но допуск проверяющих в жилые помещения помимо воли проживающих там физических лиц запрещен (п.5 ст.91). Таким образом, если физлицо не предоставило доступ проверяющим в свое жилое помещение (например, с целью определения расходов на отделочные материалы), ВНП в отношении данного лица может быть проведено по месту нахождения налогового органа.

Параллельно налоговая инспекция имеет право:
• осуществлять запрос нужной для проверки документации;
• осматривать имущество проверяемого физлица, расположенного в его нежилых помещениях;
• проводить допросы физических лиц для выяснения информации, имеющей значение для ВНП;
• привлекать экспертов и специалистов;
• истребовать у лиц, обладающих документацией либо данными относительно деятельности проверяемого физического лица, данную документацию либо сведения.

Каким образом налоговики осуществляют осмотр?

• по предъявлении уполномоченными представителями налоговых служб рабочих удостоверений и соответствующего решения главы (заместителя) налоговой инстанции о проведении ВНП;
• по предъявлении служебных удостоверений и постановления представителя налоговой службы, проводящей камеральную налоговую проверку на основе декларации по НДС, об осмотре помещений в ситуациях, регламентированных п.п.8 и 8.1 ст.88 НК РФ. Этот документ утверждается главой (заместителем главы) налоговой инстанции (п.1 ст.91 НК РФ).

Осмотр документации и объектов на территории либо в помещении налогоплательщика допустим и вне налогового контроля — в случае разрешения проверяемого.

Необходимо обратить особое внимание на то, что уполномоченные от налоговых органов могут заблаговременно информировать о времени осмотра, но не обязаны этого делать. Осмотр проводится в рабочее время, либо время проведения осмотра определяется по правилам внутреннего рабочего режима, осмотр в любое иное время является нарушением прав налогоплательщика, и он может отказать в доступе на законных основаниях. Однако если по договоренности сторон осмотр был проведен в нерабочее время, то его итоги признаются в суде как имеющие юридическую силу.

Налоговики вправе делать фотосъемку, вести видеозапись, копировать документацию, осуществлять иные действия, разрешенные законодательно. Все полученные материалы обязательно прилагаются к протоколу.

Осмотру подлежит любая документация и любые объекты, важные для исчерпывающей налоговой проверки (ст.92 НК РФ).

Могут ли налоговики осматривать программы на компьютере проверяемого лица?

Да, иногда это единственный путь выявления ряда действий налогоплательщика. Регламентированный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, выполняемое налоговыми службами для выявления обстоятельств, важных для полноты контроля, подразумевает обнаружение, осмотр и непосредственное изучение материальных объектов, несущих в себе информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержаться в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения (Определение ВС РФ от 17 июля 2017 №302-КГ17- 8315).

Согласно ст.98 НК РФ, осмотр помещений и территорий происходит при наличии:
• уполномоченных должностных лиц;
• понятых.

Если суд установит, что осмотр осуществлялся без понятых, то доказательства, добытые при таком осмотре, квалифицируются как недопустимые, согласно п.3 ст.64 АПК РФ. В то же время суд, оценив данную аргументацию налогоплательщика, вправе признать надлежащими выводы инспекторов о нереальности осуществления деятельности проверяемым (Постановление 4ААС от 06 сентября 2017 №А19-21556/ 2016).

К чему ведет отказ в доступе к территориям и помещениям при проведении проверки?

Если налогоплательщик не допускает к территориям и помещениям налоговые службы в тех случаях, когда они имеют право делать осмотр, он совершает административное нарушение, предусмотренное ст.19.7.6 КоАП РФ, что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей. Руководитель проверяющей группы в данном случае оформляет акт, подписываемый им самим и проверяемым. При отказе от подписания проверяемым (его должностным лицом) об этом делается соответствующая отметка в акте.

Недопуск проверяющих налогового органа на территорию и в помещения налогоплательщиком может повлечь начисление суммы налогов на основе имеющихся у налогового органа сведений о проверяемом лице, либо по аналогии (расчетный метод) будет самостоятельно установлен объем налога, выставленного к внесению в бюджет (п.3 ст.91 НК РФ, Определение ВС РФ от 24 октября 2017 №308-КГ17- 15031). И это может привести к ощутимым дополнительным начислениям налогов для организации, законность которых сложно оспорить в судебном порядке.

Полномочия других государственных органов в сфере налогового контроля

Министерство финансов РФ. Правовой статус Министерства финансов России (Минфин) определен постановлениями Правительства РФ от 7.04.2004 № 185 и от 30.06.2004 № 329: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Функции Минфина России: разработка проектов федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам: налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам.
Минфин России разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, требований об уплате таможенных платежей, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Минфин России осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.
В НК РФ определяются полномочия Минфина России и органов регионального и местного управления в области налогов и сборов: только Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, порядок их заполнения. Письменные разъяснения даются в течении двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя), но не более чем на один месяц [2, ст. 34.2].
Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется приказами Минфина России (установление особенностей постановки на учет налогоплательщиков, определение порядка присвоения и применения ИНН, порядка хранения алкогольной продукции в режиме налогового склада, порядка функционирования налоговых постов). Все ранее принятые нормативные правовые акты МНС России действуют до признания их утратившими силу.
Отдельные нормативные документы в сфере налогового контроля будет выпускать ФНС.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, должны давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Федеральное казначейство (федеральная служба) представляет собой единую централизованную систему органов, подведомственных Минфину России. В него включаются Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), территориальные органы Федерального казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам, районам и районам в городах.
До создания органов Федерального казначейства (ФК) функции кассового исполнения Федерального бюджета выполняли коммерческие банки, что приводило к ряду негативных последствий.
В бюджетной сфере был восстановлен принцип единства кассы, в соответствии с которым все операции с бюджетными средствами учитываются на едином счете, что потребовало перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета [22, стр. 301 - 303].
Закон о Федеральном бюджете закрепляет ожидаемые показатели налоговых поступлений. ГУФК проводит кассовое планирование средств Федерального бюджета, согласуя во времени доходные поступления и расходы.
Кассовое исполнение Федерального бюджета состоит в зачислении сумм налогов, подлежащих уплате в Федеральный бюджет, на единый казначейский счет Федерального бюджета. Территориальные органы ФК получают суммы налогов на свои счета и перечисляют их на единый казначейский счет. Одновременно происходит отчисление долей регулирующих налогов в бюджеты более низких уровней.
В процессе бюджетного регулирования в федеративных государствах осуществляется выравнивание бюджетных поступлений путем распределения части налоговых поступлений между нижестоящими бюджетами в той или иной пропорции. Исходя из приоритетности этой задачи, важнейшее значение имеет учет доходов бюджетов всех уровней.
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). С февраля 2005 г. – ДЭБ (Департамент экономической безопасности). Это правоохранительный орган (не является участником налоговых правоотношений). Создан в соответствии с Указом Президента РФ № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в РФ», действует с 1.07.2003. Возглавляется заместителем министра внутренних дел – начальником службы криминальной милиции.
В состав Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) входят ГУБЭП и ГУНП. Согласно ст. 3 Указа, МВД переданы лишь те функции, которые ФСНП выполняла по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Задачи и функции, возложенные на криминальную милицию по борьбе с преступлениями в сфере экономики, ФСЭНП реализует как непосредственно, так и через Главные управления МВД по федеральным округам, органы внутренних дел субъектов РФ.
В составе подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями имеются контролеры-ревизоры, в компетенцию которых входит осуществление автономных проверок соблюдения налогового законодательства. Право проводить такие проверки, закреплено в гл. 6 НК РФ, п. 25 и 35 ст. 11 «Закона РСФСР о милиции» от 18.04.1991 № 1026-1, ведомственных нормативных актах МВД. ОВД участвуют также в совместных с налоговыми органами выездных налоговых проверках (ВНП).
Функции ФСЭНП.
1. Изучение и анализ состояния преступности в сфере налогообложения, что реализуется через мониторинг налоговой преступности. На основе полученных данных должны разрабатываться предложения по защите сферы экономики от преступных посягательств, связанных с уклонением от уплаты налогов, а также проекты нормативных правовых актов, направленных на активизацию борьбы с налоговыми преступлениями, и проекты международных договоров в этой сфере.
2. Организация и непосредственное осуществление оперативно-разыскной деятельности (ОРД) (согласно Закону от 12.08.1995 «Об оперативно-разыскной деятельности»).
3. Деятельность по профилактике налоговых преступлений.
4. Участие в налоговых проверках по запросу налоговых органов (ст. 36 НК РФ). При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, сотрудники ОВД проводят самостоятельные проверки организаций и физических лиц.
Проверки, осуществляемые ФСЭНП, не являются налоговыми в соответствии с НК РФ. По результатам проверки ФСЭНП может быть принято одно из следующих решений:
– о возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в налоговые органы при наличии налогового право нарушения.
5. Возбуждение уголовных дел и их дальнейшее сопровождение.
6. Специфические функции – охрана налоговых инспекторов, членов их семей, участие в выемке документов, аресте имущества, внутренние расследования (борьба с коррупцией) [22, стр. 303 - 305].

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

Читайте также: