Какие две позиции по отношению к уровню налогов и общественных услуг привели авторы

Опубликовано: 16.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Share the post "Ответы и задания для вариантов ОБ2090401 ОБ2090402 ОБ2090403 ОБ2090404 по обществознанию 9 класс пробный ОГЭ 2021"

  • Facebook
  • Twitter
  • VKontakte
  • WhatsApp
  • Print

Задания и ответы для тренировочных вариантов по обществознанию 9 класс статград ОБ2090401, ОБ2090402, ОБ2090403, ОБ2090404 для подготовки к ОГЭ 2021, официальная дата проведения тренировочной работы №4 15 марта 2021 год.

Тренировочные варианты (ОБ2090401-ОБ2090402): скачать в PDF

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Тренировочная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение тренировочной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Тренировочная работа №4 статград по обществознанию 9 класс решать варианты ОБ2090401 ОБ2090402 онлайн:

Сложные задания с варианта ОБ2090401

1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? Культура; правоотношение; торговля; власть; религия. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

2)Сотрудники Третьяковской галереи использовали рентгенографию для определения автора картины, обнаруженной в запасниках. Целью данной деятельности является(-ются) 1) определение автора картины 2) использование рентгенографии 3) картина, обнаруженная в запасниках 4) сотрудники Третьяковской галереи

3)Леонид Александрович занимается со старшеклассниками в «Школе юного биолога» при педагогическом университете. К какому виду образования относится «Школа юного биолога»? 1) общее образование 2) профессиональное образование 3) дополнительное образование 4) профессиональное обучение

4)Верны ли следующие суждения о научных знаниях? А. Научные знания включают научные факты, законы и теории. Б. Для получения научных знаний используются специальные методы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6)Известная торговая сеть объявила о «неделе скидок» в интернет-магазине. Татьяна Федоровна выбрала несколько товаров и отправила запрос на покупку. На её электронную почту пришло письмо, в котором ей, как особому клиенту, указали ещё один электронный адрес для оплаты покупок. Нужно было заново зарегистрироваться и указать данные банковской карты. Татьяна Федоровна не знала о новом виде интернет-мошенничества, но не совершила ошибку. Какой факт из условия задачи позволил Татьяне Федоровне сделать вывод о мошеннических действиях? (Укажите любой один факт с пояснениями.) Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

7)Из перечисленного прямым налогом является 1) налог на продажу услуг 2) таможенная пошлина 3) налог на имущество физического лица 4) надбавка к цене товаров, список которых определен государством

8)В государстве Z дефицитный государственный бюджет. Какой факт из перечисленных свидетельствует об этом? 1) Основным источником доходов бюджета государства Z являются налоги. 2) Расходная часть бюджета государства Z превышает доходную часть. 3) Бюджет данного года меньше бюджета предшествующего года. 4) В бюджете государства Z больше доходных статей, чем расходных.

9)Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. В условиях рыночной экономики действует государственное ценообразование. Б. Рыночная экономика обеспечивает полную занятость всех трудоспособных граждан.

10)К позитивным формальным социальным санкциям относится 1) вручение государственной награды 2) аплодисменты после окончания спектакля 3) похвала учителя 4) выговор за невыполненную работу

11)Верны ли следующие суждения о социальных ролях подростка? А. Подросток не может выполнять роль гражданина. Б. В группе сверстников подросток может выполнять роль лидера.

12)В ходе опросов совершеннолетних мужчин и женщин страны Z социологи изучали их отношение к потере работы. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

13)В стране Z право избирать и быть избранным принадлежит лицам, которые не являются безработными. Членство в единственной политической партии даёт гражданам право занимать государственные должности. Доходы и расходы граждан, их личная жизнь и участие в общественной деятельности находятся под контролем государства. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство 1) тоталитарное 2) монархическое 3) правовое 4) федеративное

14)Верны ли следующие суждения о формах государства? А. Выделяют такие формы государства, как правовое и авторитарное. Б. Форму государства определяют форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.

16)Увольнение по инициативе работодателя может последовать в случае 1) призыва работника на воинскую службу 2) письменного заявления работника о прекращении трудового договора 3) неоднократного неисполнения работником обязанностей, предусмотренных трудовым договором 4) выхода работника на пенсию

17)Константин купил белые кроссовки с чёрными вставками. Через два дня он попал в них под дождь, и чёрная краска потекла. Константин вернул товар ненадлежащего качества в магазин. Этот пример иллюстрирует правоотношения 1) трудовые 2) гражданские 3) административные 4) семейные

18)Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях граждан РФ? А. Граждане РФ имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Б. Трудоспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

19)Игра и учение как виды деятельности имеют черты сходства и различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства игры и учения, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) реализует(-ют) главную цель участника – получение знаний и умений 2) способствует(-ют) освоению социального опыта 3) представляет(-ют) интересы и потребности 4) осуществляется(-ются) в воображаемой ситуации

22)Какие параметры социального государства поддаются количественному измерению в экономических показателях? (Укажите два параметра.) Почему автор считает ошибкой понимание социального государства как государственной благотворительности в пользу малоимущих слоев населения? (Используя текст, укажите два объяснения.)

23)В каких названных автором сферах социальное государство выступает в роли гаранта достойного уровня жизни? (Укажите любые две сферы по тексту.) Приведите два примера реализации принципа социального государства; в каждом случае укажите, каким образом государство обеспечивает более равномерное распределение материальных и / или духовных благ.

24)Среди факторов, которые создают возможность практического воплощения идеи «социального государства», автор называет высокий уровень экономического развития и наличие правового государства. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите аргументами мнение автора. (Приведите один аргумент по каждому из факторов.)

Сложные задания с варианта ОБ2090402

1)Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества? Производство; гражданин; семья; выборы; нравственность. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания

2)Игорь выступил с докладом на онлайн-конференции для учителей и старшеклассников. Субъектом данной деятельности является(-ются) 1) доклад 2) Игорь 3) учителя и старшеклассники 4) онлайн-конференция

3)Анна Круглова закончила 9 класс и поступила в медицинский колледж. Какой уровень образования освоила Анна для поступления в колледж? 1) среднее общее образование 2) среднее профессиональное образование 3) начальное общее образование 4) основное общее образование

4)Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества? А. В духовной сфере жизни общества осуществляется производственная деятельность людей, направленная на создание материальных благ. Б. Духовную сферу жизни общества составляют классы, сословия, этносы.

6)Наталья Георгиевна прекрасно вышивает и иногда продаёт свои работы на специальном интернет-сайте для самозанятых лиц. Она получила сообщение о покупке вышивки. Для перевода денег покупатель предложил Наталье Георгиевне заполнить специальную форму: данные о владельце карты, номер банковской карты, срок действия и трехзначный код на обороте карты. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Натальи Георгиевны? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

7)Какой из перечисленных факторов производства позволяет получить в качестве дохода ренту? 1) капитал 2) предпринимательские способности 3) труд 4) земля

8)В стране Z существуют и развиваются различные формы собственности, включая частную. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью. Какой ещё признак подтверждает, что экономика страны Z имеет рыночный характер? 1) наличие сферы услуг 2) конкуренция между производителями товаров и услуг 3) государственное ценообразование 4) действие законов, регулирующих трудовые отношения

9)Верны ли следующие суждения о банках? А. Банк – это учреждение, которое привлекает свободные деньги, предоставляет деньги в кредит, ведёт денежные расчёты. Б. Банк – это учреждение, в котором печатают деньги.

10)Николай Иванович – муж, отец, старший брат и владелец предприятия. Это примеры 1) социального статуса 2) социальных санкций 3) социальной мобильности 4) социального неравенства

11)Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. Межнациональные отношения складываются в постиндустриальном обществе. Б. Равенство народов в межнациональных отношениях составляет основу государственной национальной политики в РФ.

13)В соответствии с конституцией граждане государства Z, достигшие 18-летия, раз в пять лет участвуют в выборах депутатов парламента. Парламентарии представляют несколько политических партий. Законы государства Z принимает парламент и утверждает король. В стране действуют независимые средства массовой информации. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z – государство 1) светское 2) тоталитарное 3) федеративное 4) монархическое

14)Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политические партии осуществляют публичную власть и обладают суверенитетом. Б. Политические партии стремятся к завоеванию государственной власти.

16)К социальным правам человека относится 1) право на обеспечение по возрасту и в случае болезни 2) право выбирать место пребывания и жительства 3) право избирать и быть избранным 4) право на свободу и личную неприкосновенность

17)Елена продаёт дачный участок. Куда она должна обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи? 1) к прокурору 2) к нотариусу 3) к адвокату 4) к мировому судье

18)Верны ли следующие суждения о Конституции РФ? А. Конституция РФ – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Б. Конституция РФ имеет прямое действие.

19)Существуют такие отношения, как сотрудничество и конфликт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства сотрудничества и конфликта, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. 1) вид социального взаимодействия 2) выражение противоречия 3) проявление социальной активности 4) оказание взаимопомощи

22)Каким образом государство регулирует экономические отношения в условиях господства государственной собственности? Какие цели, по мнению автора, преследует государство при регулировании внешнеэкономических отношений? (Укажите три цели.) В каких условиях возрастает вмешательство государства в рыночную экономику? (Укажите три условия.)

23)Какие экономические механизмы, по мнению авторов, являются основой государственного планирования при рыночных отношениях? (Укажите три механизма.) Приведите примеры использования государством любых двух из указанных Вами экономических механизмов; в каждом случае укажите, какую экономическую цель ставит перед собой государство.

24)Автор пишет о взаимных интересах общества, государства, отдельных предпринимателей. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, как стремление отдельных предпринимателей к повышению прибыли может действовать в интересах общества в целом (дайте два объяснения).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовате.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» РД, г. Избербаш, улица Победы, 19 368502, т.2-67-41, izb.school.12@mail.ru Круглый стол учителей обществознания по теме: «Эффективная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию» (из опыта работы) Шамхалова С.Р. учитель обществознания высшей категории МКОУ «СОШ № 12» Избербаш 2018

Лекционно-семинарские технология 1.Уроки-лекции – первоначальное сообщение учащимся знаний; 2.Уроки-семинары – овладение знаниями и умениями; 3.Практические занятия – формирование практических умений или решение задач; 4.Контрольные работы – применение знаний учащимися и контроль со стороны учителя за степенью овладения ими. Таким образом, учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

Приемы работы с учебником: 1. Репродуктивно-поисковые: ответы на вопросы; составление планов; составление конспектов; заполнение таблиц; составление схем, диаграмм, кластеров; работа с терминами. 2. Сравнительно-аналитические Задания на сравнения изучаемых объектов, работа по обобщению и систематизации материала. 3. Творческие: постановка вопросов к тексту; формулировка понятий; тексты с пропущенными словами; тексты с ошибками тесты; кроссворды, рисунки.

Карта достиженияпо обществознанию в 11классе ФИО Задания Первичный балл Тестовый балл Оценка № варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29К1 29К2 29К3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Биосоциальная сущность человека Биосоциальная сущность человека Биосоциальная сущность человека Характеристика снаучн.позицийосн.соцобъектов Анализ актуальной инф-цииосоц.объектах Решение познавательных задач по актуальнымсоц.проблемам Характеристика снаучн.позицийосн.соцобъектов Анализ актуальной инф-цииосоц.объектах Решение познавательных задач по актуальнымсоц.проблемам Поисксоц.информации,представл. в различных знаковых системах (рисунок) Характеристика снаучн.позицийосн.соцобъектов Поисксоц.информации,представл. вразл.знаковыхсистемах (табл.,диаграмма) Характеристика снаучн.позицийосн.соцобъектов Анализ актуальной инф-цииосоц.объектах Решение познавательных задач по актуальнымсоц.проблемам Характ-ка снаучн.позицийосновконституц.Строя,права,свободы Анализ актуальной инф-цииосоц.объектах Решение познавательных задач по актуальнымсоц.проблемам Поисксоц.информации,представл. вразл.знаковыхсистемах Поисксоц.информации,представл. вразл.знаковыхсистемах Поисксоц.инф-ции, извлечение изнеадаптир.оригинальныхтекстов знаний Поисксоц.инф-ции, извлечение изнеадаптир.оригинальныхтекстов знаний Объяснение внутренних и внешних связей изученныхсоц.объектов Объяснение внутренних и внешних связей изученныхсоц.объектов Характеристика снаучн.позицийосн.соцобъектов Раскрытие на примерахизуч.теоретич.положенийи понятий Решение познавательных задач по актуальнымсоц.проблемам Подготовка аннотации,рецензии,реферата(составление плана) Раскрытие смысла высказывания Характер и уровень теоретической аргументации Качество фактической аргументации Не преодолели порог: меньше 50 баллов: 51-60 баллов: 61-70 баллов: 71-80 баллов: 81-90 баллов: 91-100 баллов:

Анализ результатов пробного ЕГЭ пообществознанию в 11 классе Дата: 15.10.2017 Задания Первичный балл Тестовый балл Оценка ФИ Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29К1 29К2 29К3 Алиев Абдуразак 10 1 1 1 2 2 2 1 2 0 0 1 0 0 0 0 2 0 1 1 1 1 2 0 2 1 1 1 1 0 0 0 27 51 3 Алиев Заур 4 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 0 1 0 0 0 1 1 2 1 1 1 1 0 0 0 0 27 51 3 Алибекова Зурият 2 1 1 1 0 2 2 1 2 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 2 1 1 0 3 0 2 3 0 0 0 30 54 3 Алиева Патимат 1 0 0 0 0 2 1 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 2 1 0 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 15 34 2 Аллаева Сакинат 10 1 0 1 2 2 2 0 0 0 0 2 0 0 0 1 1 0 0 0 1 1 0 2 0 0 0 0 2 1 1 0 20 44 3 Ахмедханов Каймараз 1 1 0 0 1 2 1 1 2 0 0 1 1 1 0 0 0 2 1 1 1 2 2 0 0 1 2 1 3 1 1 1 30 54 3 Багаудинов Джамалудин 6 1 0 1 1 2 1 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0 1 1 2 1 1 0 0 1 1 0 0 0 0 20 44 3 Багомедова Рукият 2 1 0 0 1 0 1 1 2 0 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 2 1 1 1 2 0 0 0 0 0 0 17 38 2 Будаева Марьям 13 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 1 1 2 0 0 0 2 0 1 2 1 1 3 0 1 0 0 19 42 3 Гамидова Патимат 11 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 2 0 2 0 1 1 1 1 2 0 1 2 2 2 1 0 1 0 1 2 0 28 52 3 Гасанбекова Зумруд 7 1 0 0 1 1 0 0 0 2 1 0 1 1 2 1 1 1 0 1 2 2 2 0 0 0 0 2 1 1 0 0 24 48 3 Гасантаев Амирбек 5 1 1 0 0 2 2 1 1 1 0 0 1 0 0 1 1 0 0 0 1 2 1 2 0 0 0 0 0 1 1 1 21 45 3 Курбанова Муминат 3 0 1 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 2 0 0 1 2 1 1 1 2 1 1 0 1 2 1 3 1 1 0 26 50 3 Магомедов Магомедтагир 12 1 0 0 0 2 1 2 0 1 1 2 1 1 0 1 0 0 0 1 0 2 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 17 38 2 Маджидова Аминат 4 1 0 0 0 0 2 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 12 27 2 Рабаданов Даниял 3 0 1 0 1 2 1 0 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 0 1 0 2 1 3 1 0 0 0 0 0 0 0 20 44 3 Рабаданова Аминат 14 1 1 1 0 2 2 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 0 0 1 2 0 3 1 1 2 2 0 0 0 27 51 3 Разакова Луиза 8 1 0 0 0 0 2 1 0 1 0 1 0 0 0 2 1 1 0 1 0 2 1 0 0 1 0 0 2 0 0 0 17 38 2 Рамазанова Наида 6 0 1 1 0 2 1 2 1 1 1 1 0 1 0 1 0 2 1 1 0 2 0 1 1 3 0 2 0 1 1 1 29 53 3 Расулов Магомед 8 1 0 0 1 2 0 0 0 2 0 0 0 1 1 1 1 2 1 1 1 1 0 3 0 0 2 2 1 0 0 0 24 48 3 Салихова Аида 9 0 1 1 2 2 2 1 2 0 0 2 1 1 0 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 0 3 1 0 0 0 32 56 3 Салихова Аслихат 5 1 1 1 1 2 2 1 2 1 0 2 0 1 2 2 2 1 0 2 1 1 2 0 3 2 3 2 2 1 1 2 44 68 4 Шахнавазов Магомедали 7 0 0 0 0 1 1 0 2 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 2 2 2 1 0 0 0 0 0 0 0 14 31 2 Ошибки 7 13 13 10 5 2 5 9 12 13 5 16 8 17 6 10 5 15 8 11 0 5 9 12 10 14 9 12 13 15 19 23 46 Биосоциальная сущность человека Биосоциальная сущность человека Биосоциальная сущность человека Характеристика с научн.позиций осн.соц объектов Анализ актуальной инф-ции о соц.объектах Решение познавательных задач по актуальным соц.проблемам Характеристика с научн.позиций осн.соц объектов Анализ актуальной инф-ции о соц.объектах Решение познавательных задач по актуальным соц.проблемам Поиск соц.информации, представл. в различных знаковых системах (рисунок) Характеристика с научн.позиций осн.соц объектов Поиск соц.информации, представл. в разл.знаковых системах (табл.,диаграмма) Характеристика с научн.позиций осн.соц объектов Анализ актуальной инф-ции о соц.объектах Решение познавательных задач по актуальным соц.проблемам Характ-ка с научн.позиций основ конституц. Строя,права,свободы Анализ актуальной инф-ции о соц.объектах Решение познавательных задач по актуальным соц.проблемам Поиск соц.информации, представл. в разл.знаковых системах Поиск соц.информации, представл. в разл.знаковых системах Поиск соц.инф-ции, извлечение из неадаптир.оригинальных текстов знаний Поиск соц.инф-ции, извлечение из неадаптир.оригинальных текстов знаний Объяснение внутренних и внешних связей изученных соц.объектов Объяснение внутренних и внешних связей изученных соц.объектов Характеристика с научн.позиций осн.соц объектов Раскрытие на примерах изуч.теоретич.положений и понятий Решение познавательных задач по актуальным соц.проблемам Подготовка аннотации, рецензии,реферата(составление плана) Раскрытие смысла высказывания Характер и уровень теоретической аргументации Качество фактической аргументации Не преодолели порог: 6 меньше 50 баллов: 8 51-60 баллов: 8 61-70 баллов: 1 71-80 баллов: 0 81-90 баллов: 0 91-100 баллов: 0 Условные обозначения: 1 балл 2 балла 3 балла

Работа с текстом Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов‚ она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция даёт потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг‚ грубого поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в государственном секторе, к сожалению, не столь широко признана. Система стимулов, воздействующих на государственные учреждения и предприятия, не очень-то способствует их эффективной деятельности. В отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год. Поэтому предприятия, не сумевшие распорядиться полной суммой выделенных им на год средств, обычно стараются любым способом истратить их в конце года. В частном секторе итогом неэффективной деятельности становится банкротство. В государственном секторе подобного механизма не существует. Напротив, плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат. Поэтому жизненно необходимо, чтобы государственные предприятия конкурировали с частными фирмами. Если государство осуществляет поддержание порядка на улицах, уборку мусора, обучение в школах и т. д., то и частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями. Конкуренция будет стимулировать улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс и государственных, и частных предприятий. В итоге налогоплательщики смогут получить за свои деньги больший объём общественных благ… Когда функции центрального правительства жёстко ограничены защитой прав личности, свободы торговли и национальной безопасности, территории могут существенно разниться по уровню общественных услуг и, следовательно, по налогообложению. Точно так же, как люди отличаются по готовности тратить деньги на жильё или автомобиль, они различаются и в отношении к общественным расходам. Одни хотят высокий уровень общественных услуг и высокие налоги, другие предпочитают меньше налогов и меньше общественных услуг. Одни хотят, чтобы общественные услуги финансировались только при помощи налогов, другие — чтобы за них взималась и плата. Регионализация решений относительно общественных услуг позволяет чаще удовлетворять такие противоречивые пожелания. Конкуренция между местными органами власти способствует и повышению эффективности их деятельности. Если местная администрация, увеличивая налоги, не улучшает предоставляемые ею услуги, она отталкивает и людей, и фирмы, и они перебираются туда, где за свои деньги могут получить от администрации больше. Как и фирмы на рынке, местные органы власти, не умеющие угодить своим гражданам, теряют заказчиков (население) и свои доходы. (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Задания к тексту: 21 Каково, пo мнению авторов, влияние конкуренции: а) на деятельность частных фирм; б) на потребителей? 22 Почему, пo мнению авторов, система стимулов государственных предприятий не очень эффективна? Используя текст, укажите две причины. 23 Какие примеры общественных благ приведены в тексте? Какова позиция авторов по вопросу производства этих благ? Укажите любые две особенности общественных благ, которые могут существенно затруднить практическую реализацию позиции авторов. 24 Какие две позиции по отношению к уровню налогов и общественных услуг привели авторы? Предположите, какие группы населения выражают каждую из позиций, и кратко поясните свои предположения.

Задание 25 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности. 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение, раскрывающее любой из принципов российского гражданства. 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном контроле.

Задание 26 1. Приведите три примера, отражающие различные источники финансирования бизнеса. 2. Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

Задание 27 Гражданин Р. заключил договор с фирмой Z об установке пластиковых окон. Бригада монтажников из этой фирмы произвела соответствующие работы‚ качество которых не устроило гражданина Р., и он подал исковое заявление в суд. В рамках какого судопроизводства может быть разрешён этот спор? Как называются стороны в данном судопроизводстве? (Назовите обе стороны и укажите, кто из названных участников данного спора относится к каждой из них.) Назовите ещё две категории дел, подведомственных этому суду.

Алгоритм выполнения задания № 28 (составление плана доклада по определенной теме): 1.Понятие, сущность… 2.Характерные черты, основные принципы…. 3.Специфические признаки…. 4.Важнейшие задачи, основные функции… 5.Формы, типы, виды, классификации… 6.Структура…. 7.Основные этапы, стадии развития…. 8.Особенности развития… 9.Тенденции развития в современном мире, в РФ… 10.Значение в развитии общества, личности. Задание 28 Составьте план по теме "Форма государства".

Алгоритм написания эссе: 1.Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. 2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы в целом поняли смысл этого высказывания; в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.). 3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами). 4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер. 5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, из литературы. 6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.). 7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.). 8. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план. 9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.). 10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили. 11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Главные аспекты при подготовке к ЕГЭ по обществознанию : 1. Максимально использовать урок при подготовке к ЕГЭ. 2. Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником 3. У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать 4. Учащиеся должны на уроках составлять дидактические материалы для систематизации учебной информации и эффективного усвоения объектов проверки ЕГЭ по предмету (тестов, планов, таблиц и др.). 5. Систематически работать с текстами, содержащих научную информацию, постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу и интерпретации. 6. Обучать учащихся правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа. 7. Использовать алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий. 8. Проводить обязательно текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным компонентам содержания кодификатора. 9. Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок. 10. В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в составление КИМов (Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, П.А.Баранов). 11. Проводить дополнительные консультации для ребят, сдающих экзамен по обществознанию.

1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность В своем высказывании автор имел в виду, что … Автор хотел донести до нас мысль о том, что… Смысл данного высказывания состоит в том, что … Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что … Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что… Данная проблема (темы) является актуальной в условиях. . глобализации общественных отношений; . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; . обострения глобальных проблем современности; . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; . развития международной интеграции; . современной рыночной экономики; . развития и преодоления мирового экономического кризиса; . жёсткой дифференциации общества; . открытой социальной структуры современного общества; . формирования правового государства; . преодоления духовного, нравственного кризиса; . диалога культур; . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции: «Я согласен с автором в том, что. » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. » «Автор был прав, утверждая, что. » «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного общества. ситуацию, сложившуюся в обществе. одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. » «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. но с . не могу согласиться» 3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише): Высказывание можно анализировать с разных сторон… Рассмотрим высказывание в разных аспектах… В содержании высказывания можно увидеть два аспекта… Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле… Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень. Фразы-клише: Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания… В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания… Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование… Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций… В курсе обществознания (экономики, социологии…) … 2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта: использование примеров из истории, литературы и социальной реальности; обращение к личному опыту. Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции. Фразы-клише: Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль… Обратимся к примерам из истории… Что говорят нам факты общественной жизни… Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора… Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу… Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора… Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни… Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном… 5. Фразы-клише для вывода: Таким образом… В заключение можно сделать вывод, что… Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что… На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

21. Какие три особенности, характерные именно для юридической ответственности, выделяет автор?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе должны быть указаны особенности юридической ответственности:

- государственно-правовое осуждение лица, нарушившего закон;

- наступление отрицательных последствий для нарушителя в виде ограничений имущественного или личного порядка;

- обретает форму отношения между государством и правонарушителем.

Указаны три особенности

Указаны две особенности

Указана одна особенность.

ИЛИ Ответ неправильный

22. Какие два вида санкций выделяются в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любой из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть:

- названы два вида санкций: карательные и восстановительные;

- конкретизирован один из видов этих санкций, например: карательная — лишение свободы, восстановительная — возмещение убытков.

Названы два вида санкций, один из них конкретизирован

Назван и конкретизирован один вид санкций.

ИЛИ Названы два вида санкций

Назван один вид санкций.

ИЛИ Ответ неправильный

23. Автор отмечает, что отсутствие хотя бы одного из признаков юридической ответственности снимает вопрос о наступлении юридической ответственности. Назовите любые три признака юридической ответственности и кратко охарактеризуйте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе должны быть названы и конкретизированы три признака юридической ответственности:

- противоправность — нарушение существующей нормы права;

- общественный вред — ущемление прав и интересов участников правоотношений;

- наличие вины — осознание лицом противоправности своего деяния

Названы и конкретизированы три признака юридической ответственности

Названы два и конкретизированы два признака.

ИЛИ названы три признака

Назван и конкретизирован один признак.

ИЛИ Названы два признака

Назван один признак.

ИЛИ Ответ неправильный

24. О каких двух видах юридической ответственности размышляет автор? Приведите довод в поддержку выделения этих видов и контрдовод (суждение, показывающее нецелесообразность такой дифференциации).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) названы два вида юридической ответственности: позитивная и негативная;

2) приведен довод в поддержку такой классификации: выделение этих видов ответственности показывает примеры не только неправомерного поведения, но и дает образцы правомерного поведения;

3) приведен контр довод: выделение позитивной ответственности ведет к смешению юридической ответственности с моральным долгом.

Могут быть приведены другие аргументы

Названы два вида юридической ответственности, приведены довод и контрдовод

Названы два вида юридической ответственности, приведен только довод.

ИЛИ Названы два вида юридической ответственности, приведен контрдовод

Названы два вида юридической ответственности

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “общественный прогресс”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях общественного прогресса, и другое предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: общественный прогресс — это направленное развитие общества от более низкого уровня к более высокому.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о проявлениях прогресса, опирающейся на знания курса, например: “Одним из проявлений прогресса служит развитие техники и технологий”.

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие характеристику общественного прогресса)

3) одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса, например: “Развитие производства, освоение новых технических областей связаны с нарастанием экологического кризиса”. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о противоречивости общественного прогресса)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия ujили его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(- я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

26. В стране Z выборы в парламент проходят по мажоритарной системе. Опираясь на обществоведческие знания укажите две особенности, присущие этой системе, и покажите одно преимущество этой системы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ответ должен включать следующие элементы:

1) указаны две особенности мажоритарной системы, например:

- выборы проводятся по одномандатным округам;

- для победы в первом туре требуется набрать большинство голосов;

2) показано одно преимущество, например: более полно учитываются качества кандидата. Могут быть приведены другие особенности и преимущества

Правильно указаны две особенности и приведено преимущество.

Правильно названа одна особенность и приведено преимущество.

ИЛИ Правильно указаны две особенности.

Правильно указана одна особенность.

ИЛИ Приведено преимущество

27. Первые идеологи коммунизма мечтали о таком общественном строе, при котором каждый член общества будет получать от него то, что отвечает разумным потребностям человека. Необходимым условием этого должно было стать изобилие материальных благ, которое, в свою очередь, возникнет как следствие свободного от эксплуатации труда каждого человека. Какой принцип распределения материальных благ предлагалось утвердить при коммунизме? Приведите еще два известных вам из курсов обществознания, истории принципа распределения материальных благ и покажите недостаток любого из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указан принцип распределения: по потребностям;

2) приведите два других принципа распределения, например:

- в зависимости от затраченного в общественном производстве труда (по труду),

- в зависимости от находящихся в собственности факторов производства (земли, капитала);

3) показан недостаток одного из них, допустим:

- распределение по труду, существовавшее при социализме, предполагало централизованный учет количества и качества труда, что было затруднительно, т.к. требовало приравнивать совершенно различные виды деятельности, например, результаты умственного и физического труда;

- уравнительное распределение снижает заинтересованность людей в результатах своего труда.

Могут быть показаны другие недостатки.

Указан с опорой на условие задания принцип распределения, приведены два другие принципа, показан недостаток одного из них

Указан принцип распределения, приведены два другие принципа.

ИЛИ Указан принцип распределения, приведен дополнительный принцип и показан его недостаток

Указан принцип распределения, приведен один дополнительный принцип.

ИЛИ Приведен дополнительный принцип и показан его недостаток

Указан принцип распределения.

ИЛИ Приведен дополнительный принцип.

ИЛИ Ответ неправильный

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Социальные институты и их функции в обществе”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

Социальные институты и их функции в обществе

1. Что такое социальный институт

2. Основные социальные институты общества

1) семья как социальный институт

2) политические институты

3) финансово-экономические институты

4) институты в сфере культуры

3. Функции института семьи

1) репродуктивная функция

2) функция первичной социализации

3) хозяйственно-экономическая функция

4. Основные функции государства как социального института

1) внутриполитические функции

2) внешнеполитические функции

5. Функции школы как социального института

1) вторичная социализация

2) формирование духовно-нравственной культуры

6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ

Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы

Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей, точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

“Через развитие человеческих качеств и способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей” (А. Печчеи).

“Когда мы изучаем разные структуры общественной организации, мы являемся свидетелями различных денежных систем” (Л. Харрис).

Социология, социальная психология

“Одним из источников изменений в обществе служит распространение отклоняющегося поведения”. (Т. Парсонс).

“Современная парламентская демократия представляет собой комплекс обеих версий народовластия: представительной и плебисцитарной (прямой)” (Э.Ю. Соловьев).

“Суд — это говорящий закон, а закон — это немой судья” (Юридическое изречение).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Термин “предприниматель” был введён французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII в. И с тех пор это слово означает человека, который берёт на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Очень важно понимать, что слова “предприниматель” и “менеджер” не являются синонимами.

Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т. е. всё то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не особенно эффективным менеджером. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. В исследованиях. указывается, что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи. Если организации повезёт, то у руля встанет хороший руководитель, прежде чем она распадётся.

Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.

Крупные предпринимательские действия, которые сопряжены со значительным риском для организации, требуют решений, которые выносятся на высший уровень управления. Но решения эти обычно опираются на информацию и на мысли, высказанные руководителями среднего звена. Если менеджеры среднего звена не могут или не хотят рисковать в связи с возникновением новых идей, предпринимательская способность организации серьёзно ограничивается. Руководители на всех уровнях, даже младшие начальники, должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей организации. Мастер, который разрабатывает и внедряет более эффективный способ проведения конкретной операции, по духу своему такой же предприниматель, как и руководитель предприятия, который решает вложить 10 млн долл, в разработку новой продукции.

Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в структуре сложившейся компании. Как организации, так и общество стремятся сопротивляться переменам, какими бы полезными они ни были.
(М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури)


21. Кого авторы называют предпринимателем? Какие характеристики, по их мнению, традиционно считаются чертами хорошего предпринимателя? (Укажите три характеристики.) Какие задачи, стоящие перед руководителями на всех уровнях, упомянуты в тексте?

22.1 Какие управленческие функции указаны в тексте? (Укажите четыре функции.) Кого авторы называют предприимчивым менеджером? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия “бизнес”.

22.2 Используя текст, объясните различие между менеджером и предпринимателем. Какие функции менеджера указаны в тексте? Кого авторы называют предприимчивым менеджером?

23. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые два способа повышения эффективности предприятия. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения значения предпринимательской деятельности для развития общества.


№21 1) ответ на первый вопрос, например: человек, который берёт на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу;
2) ответ на второй вопрос, напоимео: личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом;
3) ответ на третий вопрос, например: должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей организации.
№22.1 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: планирование, организация, мотивация и контроль; (Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании четырех функций.)
2) ответ па второй вопрос, например: он активно ишет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования; (Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)
3) объяснение, например: инициативная самостоятельная деятельность, осуществляемая в рамках закона и приносящая доход.
№22.2 1) различие: предприниматель организует предприятие, рискуя собственными и заёмными средствами, а менеджер — наёмный управляющий;
2) функции менеджера: планирование, организация, мотивация и контроль;
3) характеристики предприимчивого менеджера: он активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования.
№23 1) внедрение нового оборудования и технологий (например, модернизация оборудования на швейном производстве позволила более экономично производить раскрой и быстрее получать готовые изделия, т. е. повысилась производительность);
2) изменение условий оплаты труда работников (например, страховая компания в дополнение к окладам работников ввела премиальную часть — процент от заключённых сделок, чтобы повысить заинтересованность работников в результатах труда).
№24 Могут быть приведены такие объяснения: 1) предпринимательство — инновационная деятельность, способствующая развитию общества;
2) деятельность предпринимателей в конечном счёте направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей человека и общества;
3) предпринимательская деятельность связана с созданием новых рабочих мест, уплатой налогов и сборов.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Попытаемся теперь определить, что же достигнуто в результате действия механизма предложения и спроса. Ограниченное количество имеющихся в обществе товаров распределено между возможными их потребителями. Кто осуществил это распределение? Какое-либо управление? Комитет? Нет, это распределение осуществлено механизмом конкурентной цены, действующим подобно аукционисту. Это было “распределением по кошельку”.

Вопрос: для кого предназначены товары? — уже частично выяснен, ибо товары достались тем, кто был готов платить за них. Если у вас их не было, то вы остались без пшеницы. Если же у вас были денежные голоса, но вы предпочли не расходовать их на пшеницу, то это значит, что вы обошлись без неё. Самая неотложная потребность в товарах была удовлетворена, если она подкреплялась наличными деньгами.

В то же время частичный ответ был дан и на вопрос: что должно быть произведено? Повышение рыночной цены послужило сигналом, который побудил производителей увеличить предложение пшеницы. Одновременно это был также сигнал для людских и других ограниченных ресурсов к переливу из других сфер в отрасль, производящую пшеницу.

Попутно был дан частичный ответ даже и на вопрос: как производить? Ибо при высокой цене на пшеницу фермеры в состоянии покупать дорогостоящие тракторы и удобрения и использовать менее плодородные участки земли.

Почему мы всюду употребляем здесь слово “частично”? Потому что охарактеризованный выше рынок пшеницы является лишь одним из множества рынков. Нужно принимать в расчёт и то, что происходит на рынках кукурузы и ржи; ещё большее значение, несомненно, имеет то, что происходит на рынке удобрений, труда и тракторов. Проблема ценообразования включает в себя взаимозависимые рынки, а не просто “частичное равновесие” на единичном рынке.

Внимательному читателю не нужно напоминать лишний раз, что конкурентный рынок предоставляет товары тем, у кого имеются денежные голоса, и что делает он это весьма эффективно. Но распределение денежных голосов зависит от того, за какую цену в условиях конкуренции или несовершенной конкуренции вы продадите свой труд и имущество на рынке факторов производства; кроме того, оно в значительной мере находится в зависимости от того, во-первых, насколько вам повезло, во-вторых, насколько удачливыми были ваши родители и родители жены, и, в-третьих, каковы преимущества и недостатки приобретённой квалификации.
( П. Самуэльсон)


21. Как механизм предложения и спроса дал ответ на основные вопросы экономики? Используя текст, приведите вопросы и кратко сформулируйте соответствующие ответы.

22. Какие две функции конкуренции рассмотрены в тексте? Привлекая обществоведческие знания, укажите одну другую, не рассмотренную в тексте, функцию конкуренции.

23. Какая причина различий в оплате труда приведена в тексте? Укажите любые две другие причины и, привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждую из них.

24. Автор утверждает, что проблема ценообразования включает в себя взаимосвязанные рынки, а не просто ситуацию на единичном рынке. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения этого утверждения.


№21 1) вопрос: Для кого предназначены товары? — товары достались тем, кто был готов платить за них;
2) вопрос: Что должно быть произведено? — товары, на которые повысилась / высокая рыночная цена;
3) вопрос: Как производить? — цена на товар определяет возможность привлечения более / менее дорогих факторов / ресурсов производства.
№22 1) две функции по тексту:
— регулирование деятельности субъектов экономики;
— эффективное использование имеющихся экономических ресурсов; (Рассмотренные в тексте функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) другая не упомянутая в тексте функция, например: санирующая.
№23 1) причина по тексту: преимущества и недостатки приобретённой квалификации;
2) другие причины и соответствующие примеnы, допустим:
— тягость труда (например, труд в регионах Севера, в неблагоприятных природных условиях оплачивается выше, чем аналогичный труд в регионах с более благоприятным климатом);
— ответственность работника за конечный результат (например, рядовой сотрудник организации получает за свой труд меньше, чем руководитель крупного проекта или топ-менеджер организации);
— продолжительность рабочего дня (например, труд сотрудника с неполным рабочим днём оплачивается ниже, чем труд аналогичного специалиста в условиях полной занятости).
№24 1) в цене товара учитываются производственные издержки, а они связаны с приобретением ресурсов на взаимосвязанных рынках;
2) цена товара учитывает ситуацию на финансовых рынках, курс национальной валюты и т. п.;
3) цена товара учитывает ситуацию на рынках дополняющих товаров и услуг.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция даёт потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг, грубого поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в государственном секторе, к сожалению, не столь широко признана. стимулов, воздействующих на государственные учреждения и предприятия, не очень-то способствует их эффективной деятельности. В отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год. Поэтому предприятия, не сумевшие распорядиться полной суммой выделенных им на год средств, обычно стараются любым способом истратить их в конце года . В частном секторе итогом неэффективной деятельности становится банкротство. В государственном секторе подобного механизма не существует. Напротив, плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат .

Поэтому жизненно необходимо, чтобы государственные предприятия конкурировали с частными фирмами. Если государство осуществляет поддержание порядка на улицах, уборку мусора, обучение в школах и т.д., то и частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями. Конкуренция будет стимулировать улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс и государственных, и частных предприятий. В итоге налогоплательщики смогут получить за свои деньги больший объём общественных благ .

Когда функции центрального правительства жёстко ограничены защитой прав личности, свободы торговли и национальной безопасности, территории могут существенно разниться по уровню общественных услуг и, следовательно, по налогообложению. Точно так же, как люди отличаются по готовности тратить деньги на жильё или автомобиль, они различаются и в отношении к общественным расходам. Одни хотят высокий уровень общественных услуг и высокие налоги, другие предпочитают меньше налогов и меньше общественных услуг. Одни хотят, чтобы общественные услуги финансировались только при помощи налогов, другие — чтобы за них взималась и плата. Регионализация решений относительно общественных услуг · позволяет чаще удовлетворять такие противоречивые пожелания.

Конкуренция между местными органами власти способствует и повышению эффективности их деятельности. Если местная администрация, увеличивая налоги, не улучшает предоставляемые ею услуги, она отталкивает и людей, и фирмы, и они перебираются туда, где за свои деньги могут получить от администрации больше. Как и фирмы на рынке, местные органы власти, не умеющие угодить своим гражданам, теряют заказчиков (население) и свои доходы.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)


21. Каково, по мнению авторов, влияние конкуренции: а) на деятельность частных фирм; б) на потребителей?

22. Почему, по мнению авторов, система стимулов государственных предприятий не очень эффективна? Используя текст, укажите две причины. Привлекая обществоведческие знания, укажите ещё одну причину.

23. Какие примеры общественных благ приведены в тексте? Какова позиция авторов по вопросу производства этих благ? Укажите любые две особенности общественных благ, которые могут существенно затруднить практическую реализацию позиции авторов.

24. Какие две позиции по отношению к уровню налогов и общественных услуг привели авторы? Предположите, какие группы населения выражают каждую из позиций, и кратко поясните свои предположения.


№21 В правильном ответе должно быть указано, что:
а) конкуренция дисциплинирует, если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она проигрывает конкурентам;
б) конкуренция даёт потребителям аащиту от высоких цен, плохих товаров и услуг, грубого поведения персонала.
№22 1) две причины по тексту, например:
— в отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности;
— предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год;
— в государственном секторе плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат; (Причины по тексту могут быть приведены как в форме цитат, так и пересказа соответствующих фрагментов текста.)
2) другая причина, например: нет возможности воздействовать на личный интерес, развивать инициативу.
№23 1) примеры общественных благ: поддержание порядка на улицах, уборка мусора, обучение в школах;
2) позицию авторов: частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями; (Позиция авторов может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.)
3) особенности, например:
— невозможно ограничить круг потребителей общественных благ только теми, кто оплатил их стоимость;
— ряд общественных благ может производиться только государством (охрана правопорядка, государственные услуги и т. п.).
№24 1) две позиции:
— высокий уровень общественных услуг и высокие налоги;
— меньше налогов и меньше общественных услуг; (Позиции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) предположения с соответствующими пояснениями, например:
— первую позицию могут выражать люди с невысокими доходами, не способные самостоятельно оплачивать медицинские и иные услуги;
— вторую позицию выражают представители среднего класса общества, готовые оплачивать своё медицинское обслуживание, образование и т. д., но не желающие платить за него дважды
— посредством высоких налогов и в избранном учреждении, оказывающем необходимые услуги.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Читайте также: