Какая система налогообложения существовала в россии до реформы петра 1

Опубликовано: 13.05.2024

Предпосылки и особенности реформ Петра 1

Предпосылки реформ Петра 1

1. Отставание России в социально-экономическом , военном и культурном отношении от европейских стран

2. Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентирование на преобразования в стране

3. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта

4. Предшествующее развитие страны в 17в. Попытки реформ царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича

5. Поездка Петра 1 в Европу — «Великое посольство» 1697-1698гг.

В основу преобразований Петра 1 были положены следующие идеи:

1. Служения отечеству как высшей ценности для монарха

2. Общего блага, «народной пользы» как цели этого служения

3. Практицизма и рационализма как основы деятельности

Особенности реформ Петра 1

1. Масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни

2. Бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ

3. Подражание западно-европейским политическим традициям и институтам (политическая модель "регулярного государства" Дж. Локк)

4. Многие начинания небыли доведены до конца

5. Стремление к полному государственному контролю за жизнью общества

Схема характерные особенности петровских реформ

Схема особенности реформ Петра 1

Экономические реформы Петра 1 таблица

Экономические реформы Петра 1

Создание мануфактурной промышленности

17 век — около 30 мануфактур

Первая четверть 18 века — более 200 мануфактур

Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда в соответствии с указами Петра 1:

1703г. — о приписных крестьянах, которых приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати

1721г. — о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян

Осуществление в экономической сфере государственной политики

Политика меркантилизма - экономическая политика государства направленная на накопление средств внутри страны

Политика протекционизма - составная часть политики меркантилизма, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции

Активное вмешательство государства в торговую деятельность русского купечества

1. введение государственной монополии на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лен, смола, воск, железо и др.);

2. принудительное переселение купцов в новую столицу — Санкт-Петербург, большие подати и повинности в пользу государства

Государственные административные реформы Петра 1 таблица

Упразднение Боярской Думы

Учреждение Сената с законодательными и контрольно-финансовыми функциями

Замена старых управленческих органов — приказов — на новые — коллегии

Реформа местного управления — образование губерний

Упразднение патриаршества и введение государственного управления Православной церковью посредством нового органа — Святейшего Синода во главе с обер-прокурором

Создание карательных государственных органов тотального контроля за функционированием общества — фискалов и прокуратуры

Изменение системы престолонаследия. Теперь монарх сам назначал себе преемника

Провозглашение России империей

Схема органы власти и управления

Схема органы власти и управления при Петре 1

Военные реформы Петра 1 таблица

Введение рекрутской повинности в отношении податных сословий в качестве основного принципа комплектования массовой регулярной армии. Просуществовала в России с 1705 по 1874 год.

Начало подготовки отечественных офицерских кадров. Для них открываются:

— Школа математических и навигатских наук (1701 год)

— Инженерная школа (1712)

— Артиллерийская школа (1701)

— Медицинская школа (1707)

Создаются новые воинские уставы. Вводится новая единообразная форма, ордена и медали, повышения в чине за воинские отличия

Осуществляется перевооружение армии, создаются новые виды вооружения — гранаты, ружья со штыком, мортиры

Создан военно-морской флот

Социальные реформы Петра 1 таблица

В период осуществления петровских реформ произошли изменения в положении социальных групп и в социальносословной структуре российского общества:

Социальные реформы Петра 1, преобразования

Завершение процесса формирования дворянского сословия

Введение обязательной службы для дворян, при которой принцип происхождения («породы») заменен принципом выслуги

Новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов) на основании "Табели о рангах" (1722 год)

Учреждение майората, т. е. запрета на дробление поместий при наследовании. Окончательное правовое слияние вотчин и поместий

Горожане (жители посадов)

Городская реформа Петра 1 (1699— 1720):

1. Приведение к единообразию социальной структуры города

2. Внедрение западноевропейских социально-городских институтов в русских городах (посадах)

3. Разделение жителей города попрофессиональному признаку на цеха и гильдии

4. Управление городом через ратушу и магистраты

Согласно реформе крестьяне были поделены на 3 основные категории (сословия):

1. Государственные крестьяне (сформировано новое сословие) - в эту категорию по тягловому (налоговому) принципу были объединены однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне Поволжья и Сибири

2. Помещичьи (частновладельческие) крепостные крестьяне

3. Холопы, существовавшие с периода Древней Руси, переведены в разряд в крепостных крестьян

Реформы Петра 1 в духовной сфере

Реформы Петра 1 в духовной сфере

Создание системы светского образования

Основание Академии наук

Появление цифирных школ и военных учебных заведений

Зарождение системы средств массовой информации

Появление первой газеты «Ведомости»

Окончательная ликвидация независимости Православной церкви от государства

Учреждение Святейшего Синода

Преображение государства и общества в результате петровских реформ

Веками складывавшийся политический строй с его архаичными институтами власти (Боярская Дума, приказы, уездно-воеводское управление). Довлеют политические традиции (управлять и жить "по старине").

Государственные реформы Петра 1: 1711-создание Сената (высший законосовещательный орган); 1718-1720 - введение коллегий (центральные органы); 1708 - 1715 - введение губернской системы административно-территориального деления и управления на местах. 1720 - "Генеральный регламент". 1722 - создание высшей контролирующей инстанции (прокуратуры).

1. Московская аристократия и бюрократия лишились власти и влияния. 2. На смену примату традиции приходит примат целесообразности. 3. Ликвидирована раздутая и внутренне противоречивая система приказов. 4. Устранено нелепое деление страны на 215 уездов.

1. Подрастает как на дрожжах новая петербургская бюрократия. 2. Представления Петра о целесообразном порой не имели ничего общего с действительностью. 3. Принцип коллегиальности (совместного принятия решений) на деле зачастую оборачивался коллективной безответственностью. 4. 8 губерний - иная крайность: для огромной территории России такого количества губерний было явно недостаточно.

Местнический принцип замещения должностей по знатности происхождения.

С 1722 действует принцип выслуги чинов и званий по "Табели о рангах".

В петровское время преуспевают и делают головокружительную карьеру многие энергичные и талантливые люди низкого происхождения.

Вскоре после смерти Петра будут изобретены многочисленные лазейки, дабы обойти необходимость выслуги.

Церковь была крупнейшим феодалом, зачастую вступала в спор со светской властью и корректировала политическую линию в угоду своим интересам. Многие князья церкви были завзятыми обскурантами, противниками науки и любых форм светской культуры.

В 1701 восстановлен контроль Монастырского приказа за экономической деятельностью церкви. В 1721 Петр и Ф. Прокопович издают "Духовный регламент", содержащий основные положения будущей церковной реформы. Патриаршество упразднено, с 1722 церковь управляется Синодом, возглавляемым светским чиновником (обер-прокурором).

Реакционные церковники потеряли всякую власть и влияние. Церковь выходит из политической игры.

Церковь приобретает черты государственного учреждения, что в корне противоречит каноническому понятию о церкви. Парализовано церковное самоуправление. Священники превращены в чиновников с обязанностями агитаторов (пропаганда интересов государства на проповедях) и осведомителей (сообщение сведений, получаемых на исповеди). Борьба Петра с монастырями привела к обрыву древнерусской традиции монастырского общежития.

Дворянское ополчение было крайне дезорганизовано. Дворяне не являлись на учения и смотры, дезертировали с войн.

С 1705 вводится рекрутская повинность: рекруты, отбираемые из крестьян, служили пожизненно.

В России появляются регулярная армия и флот, обеспечившие блестящую победу в Северной войне.

Раздутые штаты армии и флота требовали огромных средств на их содержание в мирное время. Кроме того, тяжела участь рекрутов, навсегда оторванным от родного очага и традиционного уклада.

Перманентная недостача денег в казне.

Петр изобретает различные налоги и другие способы извлечения прибыли, эффективно пополняя казну.

Форсированная индустриализация страны, успехи на военном поприще.

Невыносимое налоговое бремя привело к обнищанию значительной части населения страны.

Немногие существовавшие в стране мануфактуры в подавляющем большинстве относились к сфере легкой промышленности.

Создание в короткие сроки тяжелой промышленности (предприятия Урала).

Россия занимает лидирующее положение в мире по выплавке чугуна.

Созданная промышленность обеспечивалась крепостным трудом, что обрекало ее на низкий рост производительности, технологическую стагнацию и быструю утрату лидирующих позиций.

Господство церковной культуры.

Приобщение России к светской западной культуре, науке, быту.

Новые ценности оказались легко восприняты, а вскоре и обогащены самостоятельными достижениями.

Наметился культурный конфликт между дворянством и крестьянством, продолжавшим жить в допетровской культурной парадигме.

_______________

Источник информации: История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

Эпоха Петра I Великого прошла под коренными преобразованиями российского общества, его политической системы, общественного уклада, глубокими реформами во всех сферах общественного устройства, уклада жизни и во всех отраслях экономики. Важнейшими преобразованиями и реформами были следующие:

  • выход к Балтийскому морю, создание торгового и военно-морского флота, строительство портов на Балтике, что позволило в десятки раз увеличить объемы морской торговли со странами Западной Европы и в следствие этого дать мощный экономический импульс промышленному развитию России, обеспечить приток капитала и иностранной валюты в страну;
  • военная реформа, в результате которой были созданы современные и боеспособные армия и флот, а также ряд побед в войнах, которые позволили присоединить к России побережье Балтийского моря и ряд земель на юге России;
  • проведены реформы государственного управления на всех уровнях – центральном и местном, создан ряд новых законодательных, судебных и исполнительных органов государственного управления. Проведена реформа административно-территориального деления Российской империи. Территорию страны разделили на восемь губерний, в каждой из которых было по пятьдесят провинций. Все делопроизводство в государственной системе было стандартизировано и приведено к единой схеме. Появился «Табель о рангах», который позволял участвовать в государственном управлении и делать карьеру практически всем гражданам России, независимо от происхождения;
  • проведена коренная денежная реформа, которая практически без изменений сохранилась до 1917 года. Денежную систему Российской империи в последующем взяли за образец страны Западной Европы;
  • создание и развитие промышленности, строительство новых мануфактур, число которых значительно увеличилось в первой четверти XVIII века. Получило развитие геологоразведка, Урал становится центром металлургической промышленности России, где было построено 27 металлургических заводов. Всего было построено около 250 новых мануфактур в том числе около 90 крупных для того времени. В том числе казенных 233 мануфактуры. Россия постепенно все больше товаров производит самостоятельно и отказывается от их импорта;
  • основан большой ряд научных, учебных и культурных учреждений в России, этим был дан толчок к развитию ряда наук, как естественных, так и гуманитарных. Фактически был создан ряд научных школ, которые отсутствовали до этого в принципе, основал Российскую Академию наук. Получила становление российская система образования, которая стала выпускать гораздо большее количество специалистов в разных сферах – морской, военной, инженерной, математической, медицинской, культурной и многих других;
  • проведение налоговой, таможенной и бюджетных реформ. Создание новой денежной системы и чеканки монеты. Создание стройной системы государственного казначейства, финансов и бюджета, унификация финансовых правил на всей территории страны;
  • достигнуты большие успехи в книгопечатании, за время правления Петра I Великого было издано в два раза больше книг, чем за всю предыдущую историю России. Были основаны первые периодические издания – газеты и журналы;
  • основан и построен Санкт-Петербург, в котором были построены порты и судостроительные верфи и который стал столицей Российской империи.

Рисунок 1. Портрет Петра I Великого. Художник Готфрид Кнеллер

007_01_2019_12_04.jpg

Конечно, предметом рассмотрения этой статьи являются прежде всего финансы. Но нет смысла их рассматривать отдельно от экономики государства, а именно от промышленности и торговли. Поскольку задачи финансов в первую очередь сводятся к обслуживанию отраслей экономики государства. Финансы практически не существуют самостоятельно без целостной экономики любого государства. Поэтому необходимо кратко рассмотреть состояние экономики государства Российского при Петре I Великом.

В то время в западноевропейской экономической мысли господствовала в теории и на практике политика меркантилизма. В самых общих чертах она заключалась в следующем:

  • стимулирование внешней торговли своей страны с целью притока золота и серебра. В то время деньги имели только натуральную (действительную) форму, поэтому любая страна нуждалась в значительных запасах драгоценных металлов, которые шли на чеканку монеты;
  • поддержка своей промышленности путем предоставления государственных субсидий и регулирования закупочных цен на сырье;
  • установления высоких таможенных пошлин на импортные товары и низких на экспорт своих товаров;
  • рост населения своей страны рассматривался исключительно с целью поддержания низкой заработной платы в отечественной промышленности.

Для ранней стадии развития капитализма такая политика в целом была оправданной и способствовала накоплению значительного первоначального капитала, как самим государством, так и крупными промышленниками (капиталистами). Также государственная казна любой страны стремилась пополнить свои запасы драгоценных металлов с целью эмиссии денег, да и просто банального обогащения. Естественно, что данная теория в какой-то степени перенималась Петром I при устройстве экономики государства российского.

Значительные средства молодой царь стал вкладывать в геологоразведку, страна очень сильно нуждалась в железе и различных металлах, каменном угле, торфе и т.д. Так же в России практически не было своих месторождений золота. Все золото до XVIII века ввозили из-за рубежа, по этой же причине отсутствовала и чеканка золотых монет. Была поставлена цель найти и разрабатывать свои месторождения золота. Основные усилия геологоразведка сосредоточила на Урале и вскоре были найдены месторождения железной руды, золото на Урале найдут только в 1745 году, уже после смерти Петра I. Для работы во всех отраслях промышленности молодой царь активно вербовал иностранных специалистов в развитых странах Западной Европы. В своих поездках по Европе в составе «Великого посольства» царь нанимал иностранных мастеров, особенно в области морского, военного, промышленного, строительного и горнодобывающего дела. Также в значительных количествах приглашал иностранцев для создания школ – инженерной, морской, математической и других естественно-научных направлений. Значительно увеличивается число мануфактур, где сразу иностранцы обучали работников передовым промышленным технологиям.

Требовались и преобразования в денежной системе страны, которая на тот момент уже изрядно устарела за полтора века и не отвечала новым вызовам. Также значительно устарел дизайн и внешний вид российских серебряных монет, также предполагалось изменить устаревшую технологию чеканки монет.

Новая денежная реформа проводилась постепенно. Необходимо было наравне с серебряными монетами выпустить в оборот и медные деньги, которые поначалу не воспринимались населением и даже были так называемые «медные бунты». Также новая реформа предусматривала чеканку монет из золота. То есть Россия переходила от серебряного монометаллизма, который являлся основой на протяжении всей истории денежного обращения в стране, к биметаллизму, основанному на двух металлах – золоте и серебре. Денежная реформа, осуществляемая во время правления Петра I Великого, включала в себя следующие преобразования:

  • поскольку экономика России нуждалась в драгоценных металлах для чеканки новых денег, то была учреждена специальная «Купеческая плата», которая приобретала в государственную казну – серебро, золото, медь для чеканки новой монеты;
  • принципиально новая денежная система оставалась также «десятичной», основанной на серебряном рубле, но шкалу несколько видоизменили: 1 рубль = 100 копейкам, также вводились в обращение дробные монеты из серебра такой же пробы, как и 1 рубль – ½ «полтинник», 1/10 «гривенник», 1/20 «пятикопеечник», 3/300 «алтын» и 1/100 «копейка»;
  • введена в обращение монета из золота, достоинством 2 рубля;
  • для мелкого по стоимости оборота введена разменная монета из меди – 1/20 рубля (пятикопеечник), 1/100 рубля (копейка), 1/200 (деньги) и 1/400 (полушки).

Рисунок 2. Копейка 1705 года. Медь. Кадашевский монетный двор

007_02_2019_12_04.jpg

Рисунок 3. Алтын (3 копейки) 1704 года. Медь

007_03_2019_12_04.jpg

Рисунок 4. Полушка (1/8 копейки). Медь. 1700 год

007_04_2019_12_04.jpg

Рисунок 5. Деньга (1/4 копейки). Медь. 1704 год

007_05_2019_12_04.jpg

Отметим, что до реформ Петра I Великого, монет из меди в денежном обращении не было. Что конечно затрудняло мелкий по стоимости оборот. В то же время монет из серебра стало не хватать для потребностей растущей экономики страны.

Рисунок 6. Гривенник. Серебро. 1702 год

007_06_2019_12_04.jpg

Рисунок 7. Десять денег (5 копеек). Серебро. 1701 год

007_07_2019_12_04.jpg

Рисунок 8. Полтина. Серебро. 1706 год

007_08_2019_12_04.jpg

Рисунок 9. Серебряный рубль. 1705 год

007_09_2019_12_04.jpg

Серебряный рубль весил примерно 28 грамм, что соответствовало весу европейского талера. Петр I Великий стремился унифицировать монеты с европейскими, поскольку значительно расширялась торговля с Европой и соответственно это значительно упрощало расчеты в разных валютах. Сама реформа на тот момент была самая прогрессивная в мире. Европа только спустя почти сто лет перешла на «десятичную» денежную систему. Денежная реформа Петра I Великого без существенных (принципиальных) изменений просуществовала фактически до 1917 года.

До наших дней сохранились и цифры государственного бюджета при Петре I Великом. В своей книге - Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого. — СПб., 1892 (второе издание — СПб, 1905), страница 176, П.Н. Милюков дает следующие поступления в бюджет за 1701-1709 годы:

Доходы государственного бюджета России в 1701-1709 годах в миллионах рублей

повышение юридических знаний

Автор: EG 20 декабря 2009

Пётр_I_(2)

Целью всех налоговых реформ, когда-либо проходивших в Российской Федерации, является пополнение бюджета и жизнеобеспечение государственных органов. Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства и на ведение войн не хватало, налоговая политика занимала мысли царя все больше и больше. Не хватало денег и на создание флота, а также на нововведения и преобразование государства на европейский манер.

Предотвратить затруднения в будущем Петр I надеялся новым «пересмотром платежных сил», то есть путем более точного определения налоговой базы и ее расширения за счет всеобщей переписи населения. До тех пор прямое обложение основывалось на подворной переписи 1678 года. Однако новая перепись, предпринятая в 1710 году, не оправдала надежд Петра I — вместо предполагаемой прибыли населения получилась убыль, особенно заметная в северных и средних губерниях. Учитывая негативные результаты переписи 1710 года, правительство Петра I отдало распоряжение собирать окладные налоги по переписи 1678 года. Остававшемуся на местах населению приходилось платить за опустелые дворы.

К 1710 году государственный дефицит бюджета страны составил 500 тыс. рублей – сумма, равная седьмой части доходов государства. Петр Первый кредита получить нигде не мог. Иностранцы денег не давали, будучи неуверенными в успехе петровских реформ.

По результатам переписи и в связи с колоссальным дефицитом бю джета Петра I решается на радикальные изменения в сфере налогообложения. Был создан аппарат насилия и система налогообложения. Подверглась существенному реформированию и организационная система сбора налогов.

Существовавшие уже на протяжении не одного века приказы были заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. Главным органом, определяющим налоговую политику был фискальный стол, входящий в состав Сената. Фискальная служба создается Указом Петра I от 2 марта 1711 г., ее назначение состояло в том, чтобы «… над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. Фискалат создавался как самостоятельная система, возглавляемая вначале обер-фискалом, а затем генерал-фискалом. Институт фискала осуществлял функции по борьбе с казнокрадством, поборами, взяточничеством. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на созда­ние обстановки законности. К тому же, фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. Позже Петр I убедился в неэффективности института фискалата.

Для обеспечения военных нужд Петр передал все финансовое хозяйство, включая налоговую систему, учрежденным им в 1708 году губернаторам. В 1710 и 1711 годах Петр созывал съезды губернаторов, воевод и бургомистров. На этих съездах были разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям. Основной чертой новой финансовой политики было распределение содержания армейских полков по губерниям.

В эпоху Петра I также широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков. Именно Петром I создается аппарат насилия для сбора налогов.

В системе петровских налоговых преобразований церковная реформа также не была случайным эпизодом. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха. В дальнейшем ревизии подвергается и имущество монастырей. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. На нужды казны значительные денежные средства, что было также своего рода налогом, который не был закреплен законодательно.

Кроме того, церковь стала частью бюрократического аппарата. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церкви принадлежали и функции фискального органа по сбору особого налога — десятины. Для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица — десятильники. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке.

Существовавшее до этого подворное обложение было заменено подушной податью с целевым распределением собранных средств . Из расчетов Петра следовало, что содержание одного драгуна составляло 40 рублей 50 копеек, а пехотинца — 28 рублей 52 копейки в год. Всего на армию уходило четыре миллиона рублей поступлений в государственный бюджет. Таким образом, на каждого плательщика приходилось 80 копеек налога в год. На 1725 год подушный налог был понижен до 74 копеек, а после смерти Петра Великого уменьшен до 70 копеек. Государственные крестьяне, которые не платили оброк частным владельцам, облагались дополнительным сбором в размере 40 копеек. Тяглые городские жители обязаны были платить 1 рубль 20 копеек [1] .

Введены новые виды налогообложения: горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина.

При Петре I появляются и первые льготы, которые укрепляют неравенство в налогообложении. Так, покровительственный тариф 1724 года ограждал новые отрасли отечественной промышленности от иностранной конкуренции и поощрял ввоз сырья и продуктов, производство которых не обеспечивало потребностей внутреннего рынка

Были введены и некоторые забавные налоги. По указу 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по три рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы — по рублю, крестьяне — по 15 копеек. Или плати, или не мойся. Этот налог имел схожий характер с налогом, который ввел в 70-х годах нашей эры Римский император Веспасиан. В 1715 г. установлен налог на православных бородачей и раскольников в 50 рублей. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. От бородача, явившегося в приказ не в указанном платье, не принимали никакой просьбы да сверх того тут же, «не выпуская из приказу», вторично взыскивали тот же платеж в 50 рублей, хотя бы годовой был уже внесен; всякий, увидевший бородача не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу. Была также введена драгунская подать была на покупку драгунских лошадей (данный налог уплачивало даже духовенство), доходила до 2 рублей с сельского двора и до 9 рублей с посадского. Более интересные налоги существовали в это время только в Башкирии. В начале XVIII века (при Петре I) в Башкирии налогом облагали глаза в зависимости от цвета: серые оценивали в 8 алтын, черные в 2-3 алтына.

В целом, историки не рассматривают вводимые новые налоги с положительной точки зрения, отмечая бессистемность введения налогов с целью удовлетворения потребностей государства. Так Н.И. Павленко отмечает, что «хотя они и составляли единую цепь преобразовательных начинаний, но звенья этой цепи не следует считать заранее обдуманными мерами. Новшества на этом этапе возникали и осуществлялись стихийно и напоминали бег с препятствиями, которые непредвиденно возникали перед бегуном» [2] .

Отношение к подушной подати было также неоднозначным, В.О.Ключевский отмечал, что: «Эта подать, «подушина», своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих. Даже в период ее введения такой горячий защитник преобразователя, как Посошков, не видел в ней проку и отказывался понять ее, «понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные», земельное владение. Посошков смотрел на дело с народнохозяйственной точки зрения, совершенно чуждой Петру в этом деле. В народном хозяйстве нет душ, а есть только капиталы да рабочие руки; действительными плательщиками могли быть, конечно, только работники, а не старики и младенцы» [3] .

Несмотря на это, можно отметить, что введенные Петром I налоги просуществовали значительное время, так подушный налог действовал более 150 лет. Введение Петром I налогов можно назвать значительным шагом вперед, поскольку при приемниках Петра в течение всего XVIII века основные черты государственно-хозяйственной системы оставались нетронутыми. Изменения происходили в податной системе. Развивалось косвенное налогообложение, как приносящее быстрый доход, в сравнении с прямыми податями, но в целом система налогообложения была заложена именно Петром I .

Среди отрицательных моментов можно назвать желание пополнить казну за счет кабального подушного налогообложения. Справедливым представляется утверждение о принципиальной невозможности для населения выплачивать подушную подать в полном размере, о чем свидетельствуют как частичные сокращения ее оклада на 1/3 в 1727, 1728 и 1730 гг., так и полное списание недоимок с 1719 по 1747 гг., в 1741 и 1752 гг. Уже 1 февраля 1725 года генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский представил Екатерине I доклад, содержавший предложение о сокращении подушной подати на 4 копейки, что, по его мнению, стало бы весьма «чувственно» налогоплательщикам.

Также можно отметить несправедливость налогообложения, так царская семья не платила налогов, минимальное налогообложение для знатных людей. Таким образом новая система налогообложения, просуществовавшая долгое время, ставила в неравные условия народ и аппарат управления государством. Поскольку п ромышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран, то привязки к результатам производства не предполагалось.

Никакой идеологии при взимании налогов в налоговую систему не закреплялось. Налоги вводились бессистемно без привязки к возможности реальной уплаты их гражданами. Главной целью подобных налогов было «любым способом пополнение бюджета» государства.

Стройной системы управления фискальными органами у Петра I также не получилось, она впоследствии много раз подвергалась реформированию. К тому же, поскольку работа фискальных органов не оплачивалась, то вело к развитию бюрократии, взяточничества и злоупотреблениям. Однако еще в больший упадок налогообложение пришло при Елизавете и Петре III , которые не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии.

Направление реформ Екатерины было тем же, что и Петра I . Общей была и цель – создание регулярного государства, однако его модель под влиянием идей Просвещения несколько трансформировалась, иначе виделись принципы организации власти и управления, взаимоотношения между властью и обществом, его социальная организация. Соответственно менялись и цели реформ, их приоритеты.

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Екатерина пыталась основывать систему налогообложения на идеях просвещения, таки образом, она первая пыталась заложить в основу фискальной системы зарубежную идеологию.

Однако необходимо отметить, что Екатерина не начинала с нуля, как Петр, а, наоборот опиралась на достаточно прочную основу результатов его преобразований [4] .

В 1775 г. были учреждены казенные палаты и к ним причислены все чиновники, ответственные на местах за сбор подушной подати, податей с государственных, экономических и дворцовых крестьян, доходов от аренды на предпринимательскую деятельность. Казенные палаты сделались местными отделениями центральных финансовых коллегий и получили распоряжение представлять в новую сенатскую Экспедицию государственных доходов сведения обо всех поступлениях и выплатах из губернской казны.

Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней.

В “Наказе” дворянству говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. Вместе с тем оброки росли: 2 р. — в 60-х годах, 3 р. — в 70-х, 4 р. — в 80-х и 5 р. — в 90-х годах с каждой ревизской души.

В целом, финансовое управление при Екатерине улучшилось. Многие процедуры введенные в употребление в то время, использовались до 60-х гг. XIXв [5] . Вместе с тем, поскольку промышленность не была развита, и налогообложение по прежнему основывалось на сборах с неимущих. Идеология налогообложения формировалась за счет идей зарубежных просветителей. Именно при Екатерине II было законодательно закреплено неравенство в налогообложении между различными слоями общества.

В XVIII веке система налогообложения только формируется. Целью всех экономических реформ является укрепление государственности, создание фискального аппарата и системы взимания налогов. При Петре I наблюдается бессистемность введения новых налогов, не производится экономическая оценка целесообразности их внедрения. Екатерина II основывается на идеях просвещения, улучшает управление финансовой системой, однако идеология сбора налогов не доходит до народных масс, поскольку фактическая реализация фискальной политики была основана на неравенстве при их сборе. Вместе с тем, Екатериной был сделан важный вывод о том, что количество налогов порождает бессистемность их сбора и затрудняет налогообложение.

[1] Налоговый Вестник № 3, 1998 г.

[2] Павленко Н.И. Петр Великий. – М.,1990. – С. 103.

Налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Реформы Петра I.

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672-1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли: металлургия; горнозаводская промышленность; судостроение; суконное дело; парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр I настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо «стрелецкой подати», были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых была изобретать новые источники доходов казны. Так был введен «гербовый сбор», «подушный сбор» с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

Усилиями прибыльщиков в январе 1705 года была наложена пошлина на усы и бороды. Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 рублей; с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей; средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей - по 60 рублей; с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 рублей ежегодно; с крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к «подушной подати». До 1678 года единицей налогообложения была «соха», а с 1678 года такой единицей стал «двор». Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от «подворной системы» обложения к «поголовной», единицей обложения стала вместо двора «мужская душа».

В 1718 году началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 года для обложения «подушной податью». В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, cовременники отмечали тяжесть «подушной подати», возрастание недоимок. Главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий - налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли; мельницы; сенные покосы; огороды; бобровые гоны; бортные ухожья; пивоварни, и пр.

Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. «Казенные подати» собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 года торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили «откупа». Правда, была еще одна попытка Петра I упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 году в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами.

Налогообложение в XVIII-XX века.

В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709-1761) и Петр III (1728-1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693-1740).

Екатериной II (1729-1796) были отменены многие «откупа» и монополии, снижена казенная цена соли, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.

Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.

Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в целом. Так, в 1765 году признано необходимым отдать на «откуп» винную торговлю, что и было сделано. Через два года «откупа» приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство, злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки.

Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине 60-х годов «подушная подать» целиком направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов.

В 1775 году Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и «подушную подать» с купцов и установила «гильдейский сбор» с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 рублей. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали «подушную подать». При капитале от 1 тысячи до 10 тысяч рублей купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом - в первую. Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.

Что касается сохранявшегося «подушного налога» на основное население России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 года «подушные подати» с мещан и крестьян взимались только для удобства в общем государственном счете. А с 1797 года уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные «подушные оклады».

В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными.

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты. Губернской Казенной палате были подчинены казначейства губернское и уездные, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали до XX века, хотя отдельные их функции подвергались изменениям. Таким образом, Екатерина продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В этот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались: с содержателей портомоен и прорубей; с перевозов; с рыбных ловель;

с подвижных лодок; за запись в городовую обывательскую книгу и др.

Тогда же появляются и первые «заемные средства» в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

В начале XIX века политические события в Европе, война с Наполеоном, требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809 году расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований - «план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772-1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Эти и другие меры позволили в течение 1810-1812 годов удвоить доходную часть государственного бюджета. Одновременно производилось сокращение государственных расходов. Думается, что до сих пор не потеряли актуальности основные правила расходования государственных средств, предложенные М.М. Сперанским и утвержденные Государственным Советом России в августе 1810 года. Они заключаются в следующем: расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться: 1) по ведомствам; 2) по степени нужды в них: необходимые, без которых внутренняя и внешняя безопасность существовать не могут; полезные, которые принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные, которые принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные, которые употребляются на предметы для правительства посторонние; 3) по пространству: общие; государственные; губернские; окружные; волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы. 4) по предметному назначению: обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения. 5) по степени постоянства: стабильные и меняющиеся издержки.

Через несколько лет после «плана финансов» появился в России первый крупный труд в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818 года). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали работы западных экономистов, практику налогообложения. Имелся и отечественный опыт. Н. Тургенев считал, что все богатства народные проистекают из двух главных источников, суть которых: силы природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из этих источников нужны средства. Эти средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно: 1) из дохода от земли; 2) из дохода от капиталов; 3) из дохода от работы.

Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, чтобы источники доходов государственных не истощались.

Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения налогов. Требование, которое является актуальнейшим для нашей экономики, для конца XX столетия.

Н. Тургенев призывает к крайне осторожному обращению с налогами. Он постоянно напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, т.к. часть дохода издерживается, не умножая этого дохода. Отнимая у промышленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно сказываются даже на семьях со средними достатками. Исходя из этого, говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые для жизни, были всегда свободны от налогов.

Разные формы податей, без которых не могло обойтись ни одно государство, можно классифицировать по трем группам: промысловый доход (домен), регалии, собственно налоги в их современной трактовке.

Во второй половине XIX века большое значение приобретают прямые налоги. Основной являлась «подушная подать», замененная в 1882 году налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал «оброк-плата» крестьян за пользование землей.

С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое значение играл налог с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж; сбор с векселей и заемных писем; налоги на право торговой деятельности; налог с капитала для акционерных обществ; процентный сбор с прибыли; налог на автоматический экипаж, и т.д.

Реформы Петра I преобразовали Россию

Реформы Петра I преобразовали Россию

Предпосылки реформ Петра Первого

Петр принял Россию отсталой, находящейся на задворках Европы, страной. Московия не имела выходов к морю, за исключением Белого, регулярной армии, флота, развитой промышленности, торговли, система государственного управления была допотопной и неэффективной, отсутствовали высшие учебные заведения (только в 1687 гуду в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия), книгопечатание, театр, живопись, библиотеки, не только народ, но многие представители элиты: бояре, дворяне, — не знали грамоты. Не развивались науки. Властвовало крепостное право.

Реформа государственного управления

— Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств

  • Коллегия иностранных дел
  • Коллегия военная
  • Коллегия морская
  • Коллегия для торговых дел
  • Коллегия юстиции…

Коллегии состояли из нескольких чиновников, старший назывался председателем или президентом. Все они подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий.
— В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат. Сначала его функцией было управлением страной в отсутствии царя, затем он стал постоянным учреждением. В Сенат входили президенты коллегий и сенаторы — назначенные царем люди.
— В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый)
— Петр реорганизовал систему тайной полиции. С 1718 года Преображенский приказ, ведавший делами политических преступлений, был преобразован в Тайную розыскных дел канцелярию

Церковная реформа Петра

Петр упразднил патриаршество — практически независимую от государства церковную организацию, и создал вместо неё Святейший Синод, все члены которого назначались царем, чем ликвидировал автономию духовенства. Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

Административная реформа Петра

Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции — на уезды.
Губернии:

  • Московская
  • Ингермандландская
  • Киевская
  • Смоленская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Сибирская
  • Рижская
  • Астраханская
  • Нижегородская

Военная реформа Петра

Петр заменил иррегулярное стрелецкое войско и дворянское ополчение постоянной регулярной армией, комплектовавшейся рекрутами, набиравшимися по одному с каждого из 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях. Построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.

Экономическая реформа Петра

Современная армия не могла существовать без государственной системы снабжения. Для снабжения армии и флота: оружием, обмундированием, продовольствием, расходными материалами — требовалось создать мощное промышленное производство. К концу царствования Петра в России действовало около 230 фабрик и заводов. Были созданы фабрики, ориентированные на производство стекольной продукции, пороха, бумаги, парусины, полотна, сукна, красок, канатов, даже шляп, организована металлургическая, лесопильная, кожевенная промышленность. Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентноспособны на рынке, были введены высокие таможенные пошлины на европейские товары. Поощряя предпринимательскую деятельность, Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний. Крупнейшими предприятиями, возникшими в эпоху петровских преобразования, были, созданные в Москве, Петербурге, Урале, Туле, Астрахани, Архангельске, Самаре

  • Адмиралтейская верфь
  • Арсенал
  • Пороховые заводы
  • Металлургические заводы
  • Полотняное производство
  • Производство поташа, серы, селитры

Реформа Петра в области образования

Армии и флоту требовались квалифицированные специалисты. Поэтому Петр большое внимание уделял их подготовке. В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге

  • школа математических и навигационных наук
  • артиллерийская школа
  • инженерная школа
  • медицинская школа
  • морская академия
  • горные школы при Олонецких и Уральских заводах
  • Цифирные школы для «детей всякого чина»
  • Гарнизонные школы для детей солдат
  • Духовные школы
  • Академия наук (открылась через несколько месяцев после смерти императора)

Читайте также: