Какая налоговая система была в раннем периоде византии

Опубликовано: 14.05.2024

Видео лекция - Металлические деньги Византии и эпохи раннего Средневековья в Западной Европе

В 395 году Римская империя окончательно распалась на два части – Западную и Восточную. Западная римская империя исчезла с политической карты мира в 476 году, а Восточная стала именоваться – Византийской империей (Византией), которая просуществовала почти тысячу лет.

Западная Европа раннего Средневековья унаследовала денежные системы от римлян, в том числе в этот исторический период в государствах Европы раннего средневековья, а именно Франкии, Германии, Италии, Англии основной расчетной денежной единицей являлся - римский солид.

Солид также чеканился и в Византии, в правоприемнице Восточной Римской империи, вплоть до падения Константинополя в 1453 году.

Рисунок 1. Византийский солид императора Анастасия I (491-518 года правления)

018_01.jpg

Собственно, византийский деньги появились в 498 году в ходе денежной реформы императора Анастасия I (491-518 года правления).

Сама Византийская империя была самым могущественным государством раннего Средневековья в политическом и военном плане.

Она занимала территорию Ближнего Востока, Восточного Средиземноморья, Северную Африку, Причерноморья, Балкан, а к 565 году даже территории современной Италии, Южной Испании, Египта, Израиля и Палестины.

Византийская империя на заре своего существования была крупнейшим торговым центром, связывающим Азию и Европу.

Поэтому византийская валюта вплоть до второго тысячелетия была основой денежной единицы во всех странах, прилегающих к Византийской империи.

Византийский солид по праву можно назвать – «долларом раннего Средневековья», поскольку он тогда по сути выполнял роль «мировых денег».

Только несколько государственных монетных дворов имели право чеканить солиды, а также существовал государственный контроль за добычей драгоценных металлов.

Также византийские монеты были самые высокотехнологичные на тот момент.

При их изготовлении использовались передовое оборудование – токарные станки.

Изображение на таких монетах получалось очень качественное и подделать их было практически невозможно.

На территории Византийской империи было запрещено обращение любых иностранных валют.

Золотое содержание византийских солидов было примерно одинаковое за все время существования Византийской империи.

Византийские солиды также получили широкое распространение в Западной Европе в период раннего средневековья и в последующем и на Руси.

Рисунок 2. Византийский солид императора Василия I (867-886 года правления)

018_02.jpg

В Западной Европе, например, во Франции, собственной денежной системы не существовало до середины XIV века.

Денежная система Франции, базировалась на серебряном денарии, который чеканился во Франции в раннее и среднее Средневековье.

Денежное система королевства Франкии во времена Меровингов (правили с конца V века до середины VII века) во всем практически копировала денежную систему римлян.

Необходимо отметить, что все средневековые денежные системы были «двенадцатизназными», как и римская денежная система (таблица 1).

После денежной реформы Карла Великого (король франков с 768 года до 814 года) во Франции появляются счетные денежные единицы.

Счетные единицы – это абстрактные единицы, не имеющие физического воплощения, которые служили исключительно для номинации цен.

Денежные расчеты производились только любыми платежными средствами (различными монетами), а цены указывались в денежных единицах.

Такая система конечно была не удобной для основной массы населения, которая была безграмотной.

Франкские короли стремились централизовать чеканку монет, но в условиях феодальной раздробленности это не всегда удавалось.

Счетные единицы во Франкии во времена Карла Великого

Фискальная система, существовавшая в империи c конца VII до середины XII в.; общее наименование налогов – телос (букв. «подать»).

Демонтаж хозяйственных и административных институтов восточно-римского общества, на обломках которого родилась новая Византия, не мог не затронуть и фиск. Во-первых, провинциальный позднеантичный город – полис – не пережил кризиса VII в. и утратил массу своих прежних функций, в том числе роль посредника в сборе податей. Если ранее между центральным правительством и сельской периферией стоял город, которому эта периферия в фискальном смысле была подведомственна, то теперь императорская администрация устанавливала налоговые отношения напрямую со свободными крестьянскими общинами и, действуя через бюрократический аппарат, не нуждалась в соответствующих полисных структурах. Во-вторых, к концу VII в. ушла в прошлое универсальная поземельно-подушная подать – т.н. iugatio-capitatio, – введенная императором Диоклетианом на заре эры домината (конец III в.). Активное переселение в Византию варваров смело этот базовый элемент позднеантичного фиска, и в царствование Юстиниана II подушный налог отделился от поземельного и отныне касался каждого человека без изъятия. Персональная подать теперь не увязывалась с обязательной оседлостью в деревне, т.е. отпала веская причина прикрепления налогоплательщика к земле, что в свою очередь фактически поощряло крестьянскую свободу передвижения. На фоне аграризации и натурализации византийской экономики в VIII – IX вв. ключевой податной категорией являлись земледельцы (георги), а базовой фискальной единицей – деревня (хорион). Налоговое бремя распределялось и в форме натуральных платежей, что было предпочтительно для крестьян, и денежных податей, а также в виде различных государственных работ.

Налогообложение являлось наиболее эффективным методом комплектования государственной казны, а расширение империи, возвращение некогда утраченного «римского наследства» стало одной из коренных задач Константинополя. Впрочем, Византию интересовали не столько новые владения, сколько новые люди, т.е. потенциальные налогоплательщики. Увеличение подконтрольных Константинополю областей было ценно не само по себе, а лишь за счет роста податного населения Византии: вовлечение в ее фискальную орбиту большего количества людей обогащало империю во всех смыслах. Сокращение же территории Византии неизбежно вызывало ее обнищание.

В начале IX в. преобразования Никифора I Геника завершили складывание системы налогообложения. Основным поземельным побором оставался демосий (он же канон): он высчитывался для каждой фискальной единицы, занесенной в кадастр – податный перечень с исчерпывающей информацией о налогоплательщике. К вносившемуся золотом демосию (первые сведения о взимании его в денежной форме относятся к 769 г.) прибавился капникон – «подымное», т.е. налог c очага (с семьи). С 820-е гг. размер демосия составлял 2 номисмы (1 номисма собственно за землю, и еще 1 – за обеспечение ее тягом и рабочей силой), а капникона – 2 милиарисия. Вместе с этими двумя важнейшими податями действовало значительное число косвенных и экстраординарных налогов (общее название – параколуфемата) на строительство и содержание инфраструктурных объектов и укреплений. В целях лучшего наполнения императорской казны Никифор I ввел аллиленгий – круговую поруку, когда крестьянская община платила за неимущих членов.

Характер налогообложения был переменчивым: сумма податей периодически увеличивалась или уменьшалась в зависимости от конкретных обстоятельств, в первую очередь от площади земли, принадлежавшей налогоплательщику. Для поддержания данного соотношения между размерами надела и выплачиваемых с него податей правительственные чиновники периодически производили т.н. выравнивание – передел земли в соответствии с суммой налогов, возложенных на владельца участка. Обновление кадастра, вызванное необходимостью пересмотра податей, происходило нерегулярно: во времена старого Рима – одиножды в индикт (15-летие), а с примерно 995 г. раз в 30 лет. Четкая взаимозависимость землевладения и обязанности платить подати привела к тому, что владелец земли являлся таковым «лишь тогда и поскольку, когда и поскольку он исполнял государственные повинности и в соответствии с этим был внесен в податные списки» (А.П. Каждан), а не имевший земельной собственности считался «свободным от податей».

Базовой экспортно-импортной (таможенной) пошлиной и с византийских, и с иностранных торговцев являлся коммеркий (в размере 10 процентов от стоимости товара), а налог с ремесленных мастерских брался натурой – частью произведенной продукции.

Фискальной системой заведовал логофет геникона, который каждую осень (в сентябре – октябре после сбора урожая) отряжал своих представителей в провинцию, где они находились под надзором стратигов. Анаграфевсы следили за соблюдением материального ценза (оценку имущества), эпопты проверяли кадастр, эксисоты раскладывали подати и уточняли ридзу – генеральную налоговую сумму, собиравшуюся с митрокомии, – а диикиты непосредственно выколачивали подати и несли за них материальную ответственность. Финансовое управление фемы курировал протонотарий, на которого было возложено взимание косвенных податей, а также армейское снабжение. Центральный аппарат логофета геникона, куда стекались налоговые поступления, являлся унифицированной и хорошо отлаженней структурой, включавшей в себя не менее 11 различных департаментов. Важнейшими из них были два – сакелла (денежные подати) и вестиарий (натуральные налоги): обе канцелярии, возглавлявшиеся хартулариями, занимались хранением и распределением собранных средств. В XII в. главным налоговым функционером, отправляемым на места из центра, стал практор, тогда как в компетенцию апографевса вошли подготовка практик (т.е. кадастр) и назначение податного бремени.

С середины – второй половины XI в. Константинополь перешел к откупной налоговой системе: этот курс, активно проводившийся императором Константином Х Дукой, продолжился и в эпоху Комнинов, когда целые области передавались откупщикам (эпискептитам). Власть делегировала сбор податей частным лицам, и хотя обеспечила себя стабильным источником дохода, во-первых, поощряла самоуправство откупщиков, стремившихся взыскать как можно большую сумму с налогоплательщиков, и во-вторых, стимулировала усиление податного гнета (из уже выколоченных податей чуть ли не половина оседала у недобросовестных налоговиков). Наконец, в-третьих, наличие налогового откупа провоцировало эпискептитов на создание собственного административного штата, выстраивавшегося по образцу государственной бюрократии и существовавшего параллельно с ней. В итоге «не количество разнообразных налогов и их размеры, а произвол налоговых чиновников был главным бедствием для населения Византии» (Г.Г. Литаврин).

По мере укрепления вотчинного хозяйства (см. Парики, Прония, Экскуссия) в XII и последующих веках число податей, уплачивавшихся государству, неуклонно сокращалось. Это негативно отражалось на состоянии имперской казны и финансово-политическом потенциале Византии, а также на положении ее населения, нередко оказывавшегося под двойным гнетом – вотчинника-дината и налогового сборщика.

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

К IV веку старые римские представления о том, что император является лишь первым сенатором – принцепсом, были изжиты. IV – VII века – это период домината, когда император полагал себя абсолютным, неограниченным владыкой Римского мира. С принятием Константином христианства почти все его наследники отказываются от обожествления императора, но тем не менее считают, что императорская власть имеет божественную санкцию, то есть император является наместником Бога на земле и выразителем Его воли. По сути власть императора ограничивалась только его здравым смыслом.

Функции константинопольского сената, который изначально, по плану Константина, должен был дублировать римский сенат, были невелики. Гораздо большим влиянием обладала консистория, то есть узкий круг высших чиновников, составлявших совет при императоре. В консисторию входили прежде всего чиновники, служившие в дворцовых ведомствах. Надо сказать, что в ранневизантийской империи все, связанное с особой императора, считалось священным, в том числе дворец и те ведомства, которые находились во дворце.

Первым из дворцовых чиновников был магистр оффиций. Круг его полномочий был исключительно широк. Во-первых, как это исходит из названия, магистр оффиций следил за всеми дворцовыми церемониями, в том числе за приемом послов. Таким образом, его можно назвать начальником внешнеполитического ведомства. Кроме того, магистр оффиций занимался организацией штата нотариев, то есть секретарей императора, и разбором прошений, которые поступали на императорское имя. В ведении магистра оффиция находились военные фабрики, на которых изготовлялись оружие и брони для римской армии. Ну и, кроме того, магистр оффиций возглавлял придворную гвардию – схолу, по-латински.

Вторым по важности из чиновных должностей дворца был квестор. Квестор был главным советником императора по юридическим вопросам. Именно его перу принадлежали законы, издаваемые от имени императора.

Далее шли два министра, заведовавших финансами империи. Первый из них – это комит священных щедрот, который по сути занимался вопросами налогообложения и распределением поступавших сумм по разным ведомствам. Второй – это комит частных дел. В его ведении находились личные домениальные земли императорской фамилии, с которых также собирались довольно обильные налоги.

Четвертым членом консистории был префект Константинополя, то есть глава столичного управления, формально считавшийся главой константинопольского сената и верховным судьей столицы, чья юрисдикция простиралась на сто миль от города.

Кроме того, в консисторию регулярно входили высшие военные чины, о которых будет сказано ниже.

Очень важным человеком при дворе ранневизантийских императоров был препозит священной опочивальни, то есть, грубо говоря, спальник. Влияние спальников, препозитов опочивальни, происходило от их постоянного и непосредственного контакта с императорской персоной. По сути, они могли представлять определенные группы влияния, продавливать интересы некоторых группировок знати, или даже брать в свои руки огромное количество различных должностей, распределять их и по сути контролировать императора.

Препозиты священной опочивальни всегда были евнухам. Поскольку граждан империи оскоплять было нельзя, то зачастую это были иностранцы, часто армяне или персы. Вот некоторые из этих препозитов достигли невероятных высот, власти. Из них первый известный – это евнух Евсевий, который был препозитом священной опочивальни императора Констанция. В IV веке историк Аммиан Марцеллин, который не очень благожелательно относился к этому императору, иронизировал, что Констанций при Евсевии имел много власти.

В конце столетия еще один евнух – Евптропий по сути контролировал правительство 00-05-06 ??вялого?? императора Аркадия, сына императора Феодосия.

И в середине V столетия подобные функции выполнял евнух Хризафий, который был всесильным министром при императоре Феодосии Втором Каллиграфе.

Из этой череды шептунов-постельничих можно исключить одну выдающуюся личность – препозита священного опочивальни императора Юстиниана Нарсесс. Это не просто ловкий интриган, а прежде всего талантливейший полководец, который по сути завершил главную войну эпохи Юстиниана – готскую войну и стал одним из самых блестящих военачальников VI столетия.

Теперь о системе провинциального управления. В наследство от Римской империи ранней Византии досталось около 60 провинций, точнее сказать нельзя, потому что их количество периодически менялось. Провинции управлялись губернаторами, которые носили титул проконсула, презида, или корректора. Несколько провинций – от 5 до 11 – объединялись в диоцез. Начальниками диоцезов – всего их было семь – были викарии. И, наконец, несколько диоцезов объединялись в преторианские префектуру. Префектур было всего две. Небольшая префектура – Илирика, в которую входило два европейских диоцеза. И огромная префектура востока, в которую входила Фракия, вся Малая Азия, вся Сирия и все североафриканские владения ранневизантийской империи. По сути, префект претория востока был после императора самым влиятельным чиновником. Антиохийский софист Либаний в IV веке в своем послании к императору прямо назвал префекта – тот, кто следует сразу за тобой.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

Налогообложение и финансовые проблемы

Юстиниан вел против крупных земельных собственников беспощадную войну. Вторгаясь в дела наследования, насильственными и иногда подложными подношениями императору, конфискациями на основе ложных свидетельств или подстрекательством религиозных споров с целью постараться лишить церковь земельных владений, Юстиниан сознательно и упорно стремился к разрушению крупного землевладения. Особенно многочисленные конфискации были проведены после попытки дворцового переворота 532 года. Юстиниан, однако, не достиг успеха в сокрушении крупного землевладения и оно оставалось одной из неизменных черт жизни империи в более поздние периоды[науч.ред.21].

Юстиниан видел и понимал недостатки внутренней администрации государства, выражавшиеся в продажности, воровстве, вымогательстве и влекшие за собой бедность, разорение, а за ними неизбежную смуту; он давал себе отчет в том, что подобное положение страны вредно отзывалось на общественной безопасности, на городских финансах и на состоянии земледелия, что финансовое расстройство вносило в страну беспорядок. Император желал помочь в этом отношении государству. В его представлении роль преобразователя являлась обязанностью императорского служения и актом со стороны императора благодарности Богу, который осыпал его своими благодеяниями. Но как убежденный представитель идеи абсолютной императорской власти, Юстиниан видел единственное средство для облегчения страны в централизованной администрации с улучшенным и вполне покорным ему штатом чиновничества.

На первом плане стояло финансовое положение страны, внушавшее самые серьезные опасения. Военные предприятия требовали громадных средств; между тем налоги поступали в казну все с большими затруднениями. Это беспокоило императора, и он в одной из новелл писал, что ввиду больших военных расходов подданные «должны вносить государственные налоги со всей готовностью сполна»[365]. Но, выступая, с одной стороны, как только что мы видели, защитником ненарушимости прав казны, он, с другой стороны, объявлял себя заступником плательщика против вымогательства чиновников.

Для характеристики преобразовательной деятельности Юстиниана имеют крупное значение две его больших новеллы 535 года. В них изложены главные основания административной реформы и точно определены новые обязанности чиновников. Новелла повелевает правителям «отечески относиться к благомыслящим, повсюду охранять подданных от притеснений, не брать от них никаких приношений, быть справедливыми в приговорах и в административных решениях, преследуя за преступления, охраняя невинных и налагая законную кару на виновных, и вообще относиться к подданным, как отец относился бы к детям»[366]. Но в тоже время правители, «имея везде чистые руки», т.е. не беря взяток, должны неусыпно заботиться о государственных доходах, «увеличивая государственную казну и прилагая всяческое усердие на ее пользу»[367]. Ввиду покорения Африки и вандалов, и других предполагаемых обширных предприятий, говорится в новелле, «необходимо вносить государственные налоги сполна, охотно и в определенные сроки. Итак, если вы благоразумно встретите правителей и они с легкостью немедленно соберут нам государственные налоги, то мы похвалим правителей и подчиненных»[368]. Чиновники должны были давать торжественную клятву в честном исполнении своих обязанностей и вместе с тем становились ответственными за полный взнос податей во вверенной им области. Епископы должны были наблюдать за поведением правителей. Провинившимся чиновникам грозило строгое наказание, честно же исполнявшим обязанности были обещаны повышения. Итак, обязанность как правительственных чиновников, так и плательщиков, по новеллам Юстиниана, чрезвычайно проста: первые должны быть честными людьми, вторые должны охотно, сполна и вовремя платить налоги. В последующих указах император неоднократно ссылается на эти основные принципы его административной реформы.

Не все провинции империи управлялись одинаково. Были провинции, особенно пограничные, с беспокойным туземным населением, которые требовали более сильной власти. Известно, что реформы Диоклетиана и Константина до чрезмерности увеличили провинциальные деления и устроили громадный штат чиновников со строгим отделением гражданской власти от военной. При Юстиниане можно заметить в отдельных случаях разрыв с этой системой и возвращение к прежней, до-диоклетиановской системе. Юстиниан соединил несколько мелких провинций, преимущественно восточных, в более крупные единицы; в некоторых же провинциях Малой Азии он, отметив ссоры и распри между представителями военной и гражданской власти, вредившие делу, постановил соединить функции обеих властей в руках одного лица, губернатора, называвшегося претором. Особенное внимание Юстиниан обратил на Египет с Александрией, откуда Константинополь снабжался хлебом. Организация хлебного дела в Египте и его доставки в столицу пришла, как следует из новеллы, в полное расстройство[369]. Чтобы снова привести в порядок столь важную отрасль государственной жизни, Юстиниан передал в руки гражданского лица, августала (vir spectabilis Augustalis), также и военные функции как в самой Александрии, в этом многолюдном и беспокойном городе, так и в обеих египетских провинциях[370]. Но подобные попытки централизации территорий и властей в провинциях при Юстиниане не носили систематического характера.

Проводя в некоторых восточных провинциях идею соединения властей, Юстиниан оставил на Западе, в недавно завоеванных префектурах Северной Африки и Италии, прежнее отделение гражданской власти от военной.

Император надеялся, что он рядом своих поспешных указов исправил все внутренние недомогания страны и «дал, – по его словам, – своему государству, благодаря блестящим мероприятиям, новый расцвет»[371]. Действительность обманула его ожидания, и многочисленные указы не могли переродить людей. Свидетельство последующих новелл доказывает, что прежние смуты, вымогательства и разорение продолжались. Постоянно приходилось возобновлять указы и напоминать о них. В некоторых провинциях была введена усиленная охрана, а иногда прибегали чуть ли не к осадному положению.

Нуждаясь в средствах, Юстиниан иногда обращался к тем мерам, которые он строго запрещал в указах: он за большие деньги продавал должности и вводил, вопреки своему обещанию, новые налоги, хотя, на основании новелл, видно, что он знал о полной несостоятельности населения нести новые налоговые обязательства. Под влиянием финансовых затруднений он стал прибегать к девальвации денег и выпуску монет пониженного качества. Однако отношение населения к этому быстро стало настолько угрожающим, что он был вынужден практически сразу отказаться от этой меры[372]. Ему нужно было во что бы то ни стало пополнять государственную казну – фиск, занимающий, по словам Кориппа, поэта VI века, «место желудка, посредством которого питаются все члены»[373]. Строгость во взимании налогов достигла крайних пределов и гибельно отзывалась на обессиленном населении. По словам одного современника, «иностранное вторжение казалось менее страшным налогоплательщикам, чем прибытие должностных лиц фиска»[374]. Деревни обнищали и опустели, так как жители их разбегались. Производительность страны снизилась. В различных местностях происходили возмущения.

Видя разорение страны и сознавая необходимость экономии, Юстиниан стал прибегать к ней в областях, наиболее опасных для империи. Он уменьшил численность войска и стал задерживать ему жалованье; а так как войска главным образом состояли из наемников, то последние, не получая условленного содержания, поднимали восстания и мстили беззащитному населению. Вследствие этих мер граница недостаточно зорко охранялась, и варвары безнаказанно проникали на византийскую территорию, подвергая ее грабежу и разорению. Сооруженные Юстинианом крепости не поддерживались. Не имея возможности противостоять силой вторгавшимся варварам, он должен был от них откупаться, на что нужны были новые средства. Образовался, по словам французского ученого Диля, заколдованный круг: из-за недостатка денег уменьшили войско; из-за недостатка солдат нужно было теперь найти еще больше денег для уплаты нападавшим врагам[375].

Если ко всему этому добавить частые голодные года, эпидемии и землетрясения, которые разоряли население и увеличивали просьбы о правительственной помощи, то становится ясным, что к концу правления Юстиниана положение империи было по-настоящему прискорбным. Среди этих бедствий особого упоминания заслуживает опустошительная чума 542 года. Она началась около Пелузия, на берегах Египта. Ее, предположительно эфиопское, происхождение неясно. Существовало традиционное древнее подозрение, что эта болезнь обычно шла из Эфиопии. Как Фукидид изучал чуму в Афинах в начале Пелопонесской войны, так историк Прокопий, который был свидетелем ее действия в Константинополе, определил природу и течение бубонной чумы. Из Египта инфекция пошла на север в Палестину и Сирию; на следующий год она достигла Константинополя, затем, распространившись по Малой Азии и Месопотамии, направилась в Персию. Из заморских территорий[науч.ред.22] она захватила Италию и Сицилию. В Константинополе эпидемия длилась четыре месяца. Смертность была огромной. Деревни и города были заброшены, сельское хозяйство замерло и голод, паника и бегство большого количества людей прочь из зараженных мест были бесконечными. Все это ввергло империю в хаос. Прервались все придворные мероприятия. Сам император заболел чумой, однако заражение не оказалось смертельным[376]. Это был только один из факторов, вызвавших ту безотрадную картину, которая нашла свое отражение в первой новелле Юстина II, в которой он говорит о «государственной казне, отягощенной многими долгами и доведенной до крайней нищеты», и о «войске, настолько уже пропитанном недостатком во всем необходимом, что государство страдало от бесчисленных нападений и набегов варваров»[377].

Попытка административной реформы Юстиниана окончилась полной неудачей. В финансовом отношении империя стояла на краю гибели. С этой стороны, конечно, нельзя упускать из виду тесной связи, которая существовала между внутренней и внешней политикой императора. Его обширные военные предприятия на Западе, требовавшие громадных средств, разорили Восток и оставили преемникам тяжелое, запутанное наследство. Добрые, искренние намерения Юстиниана упорядочить жизнь империи и поднять нравственный уровень правительственных органов, о чем торжественно объявляли его новеллы более раннего времени, столкнулись с его военными планами, как наследника римских цезарей, и не могли быть проведены в жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Финансовые реформы

Финансовые реформы При проведении реформ правительство неизбежно сталкивалось с финансовыми проблемами. Дефицит бюджета покрывался за счет иностранных и внутренних займов. В середине XIX в. впервые начал публиковаться государственный бюджет, была введена единая

ФИНАНСОВЫЕ НУЖДЫ ГОСУДАРСТВА

ФИНАНСОВЫЕ НУЖДЫ ГОСУДАРСТВА Связь явлений. Земское соборное представительство замерло позднее местного земского самоуправления. Исчезновение одного и падение другого — параллельные, хотя и не совпадающие по времени следствия двух основных перемен в государственном

Финансовые отношения

Финансовые отношения С мелочной подозрительностью определяли новгородцы свои финансовые отношения к князю, его доходы, стараясь в этом отношении возможно крепче связать ему руки. Князь получал «дар» с новгородских волостей, не входивших в состав древнейших коренных

Налогообложение и финансовые проблемы

Налогообложение и финансовые проблемы Одной из отличительных черт внутренней политики Юстиниана была его упорная, до сих пор не полностью объясненная, борьба с крупными землевладельцами. Эта борьба отражена в новеллах, папирусах, а также в «Тайной истории» Прокопия,

Финансовые пирамиды

Финансовые пирамиды Трудно сказать, кому пришла первому мысль скопировать модель американских финансовых пирамид и переместить их в Россию. Но будущие финансовые пирамиды очень заинтересовали многих лидеров группировок.Прилетев в аэропорт Тель-Авива, Алексей был

Образование и налогообложение

Образование и налогообложение Судьбой детей отцы города заинтересовались столь же поздно, как и судьбой умерших. В своем первом послании, адресованном законодателям в декабре 1849 года, губернатор Барнет об образовании даже не упомянул. Во втором, в январе 1951-го, он заявил,

Финансовые реформы

Финансовые реформы Развитие капиталистических отношений привело к реорганизации финансовой системы империи, сильно расстроенной в годы войны. Среди важнейших мероприятий по упорядочению финансов было создание Государственного банка (1860), упорядочение процесса

Льготное налогообложение

Льготное налогообложение Еще более тщательно готовилась связанная с реформой администрации перемена системы прямого обложения (к счастью, неплохо исследованная).[106] Указ Федора Алексеевича о посылке по всем городам валовых писцов состоялся еще в марте 1677 г., но

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ПОТРЕБНОСТЬ, СБОР И УЧЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ПОТРЕБНОСТЬ, СБОР И УЧЕТ Основной принцип налогообложения в поздней Римской и Византийской империях состоял в том, чтобы максимально усилить эксплуатацию, а следовательно, и доходы. В позднеримский период цель эта достигалась тем, что уплата налогов на

Глава 21 НЕПОМЕРНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Глава 21 НЕПОМЕРНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ Бегство Фемистокла Победа у реки Евримедон стала успехом Афин в войне с Персией и триумфом власти консерваторов. После победы Кимона над его могучим противником в 470 г. до н. э. Фемистокл удалился на Аргос, откуда он

Разорительное налогообложение

Разорительное налогообложение Из сатрапий постоянно тек в казну серебряный ручеек, оцененный Геродотом как 9880 эвбейских талантов, которые, очевидно, были равны 7600 вавилонским талантам. Подсчитывая вместе с ним соотношение золота к серебру как тринадцать к одному, можно

Финансовые проблемы

Финансовые проблемы Однако, что было ясно даже до начала постройки Золотого дворца, ресурсы национального дохода вкупе с состоянием императора стали несоизмеримо большими, чтобы компенсировать экстравагантные траты Нерона. Его министру финансов Фаону, преданному,

Хозяйство и налогообложение

Хозяйство и налогообложение Основатель рода Чжоу Ци почитался в Чжоу как бог земледелия Хоу Цзи («Царь Просо»). Его потомки совершенствовали навыки земледелия. Однако, согласно Сыма Цяню, при сыне Ци Бу-ку учрежденная еще императором Яо должность управителя земледелия

Как пресекли финансовые пирамиды

Как пресекли финансовые пирамиды Размышляя над всем этим, думаю, что ужесточением наказаний коррупцию в Китае удалось если не пресечь, то обуздать. В 1994 году, когда я работал в Китае и начал писать в «Российскую газету», в нашей стране пышным цветом расцвели финансовые

Раздел II Финансовые положения

Раздел II Финансовые положения Статья 268Все статьи доходов и расходов Сообщества, в том числе относящиеся к Европейскому социальному фонду, предусматриваются сметами, составляемыми на каждый бюджетный год, и отражаются в бюджете.Административные расходы институтов, в

Налоговая система Византии сформировалась после реформ императора Диоклетиана. Будучи прямой наследницей позднеримских порядков, она просуществовала до падения Византийской империи. Главным источником формирования бюджета были поступления с земельной собственности. Византийское право считало уплату налогов основной обязанностью земледельцев. Определённую роль играло и непрямое обложение, которое ложилось бременем на коммерческую деятельность. К концу Византийской империи налоговая система во многом основывалась на общественном положении налогоплательщика, его способности сопротивляться фискальному прессу, получая налоговые послабления или привилегии.

1.1. Хронология Ранний период

Традиционно выделяют несколько хронологических этапов развития фискальной системы Византии. Первый период IV - VII вв. был продолжением налоговой системы, заложенной реформами Диоклетиана. Исходно существовало два основных налога - земельный и подушный, так называемая система Iugatio-capitatio. Здесь под лат. iugum понимается единица земли, обрабатываемая частным лицом, главой семьи, то есть лат. caput. Эти два понятия были неразделимы не только с фискальной, но и с правовой точки зрения - собственник, покинувший принадлежащую ему землю и тем самым создавший угрозу неплатежа полагающихся налогов, подлежал тяжёлым наказаниям. Земля оценивалась по типу и качеству. При Диоклетиане с населения городов также собирался налог золотом греч. хрисаргир. При императоре Анастасии I 481 - 518 выплата iugatio-capitatio была переведена на золотую монету, а хрисаргир был отменён, что отражало рост торговли и товарного производства в городах. Непрямое налогообложение становилось всё более выгодным и с VI века стало основным источником пополнения государственной казны. При этом известно о существовании единственного прямого налога аэрикон, взимавшийся при Юстиниане I 527 - 565, точный смысл которого не известен. При этом в отдельных регионах Империи, в частности, в Египте, существовали локальные налоги.

1.2. Хронология VIII - XII вв.

К VII в. исчезают городские налоги, а также специфические подати с ремесленной деятельности хрисаргирон.

Дальнейшее развитие система прямого налогообложения претерпела в начале VIII века, когда необходимость привязывать земледельцев к земле фискальными мерами отпала. Старые налоги не были полностью отменены, и земельный налог продолжали платить мелкие землевладельцы, однако связи между iugatio и capitatio больше не было.

Значительные категории граждан Византии были исключены из налогообложения. При императоре Никифоре I 802 - 811 для священнослужителей эта льгота была отменена и был введён налог на очаг, то есть прямой налог на глав семейств. Его величина составляла 2 милесария в год или 1/6 номисмы. В более поздние периоды известны и другие виды подушного налога.

2. Формы обложения

Традиционно налоги собирались деньгами, натурой, а также в форме отработочных повинностей ангарии. В системе обложения налоги натурой играли все большую роль, и попытка заменить натуральные подати денежными в 11 в. вызвали восстание в Болгарии.

3. Принципы обложения

Сбор налогов состоял из двух фаз. Сначала при участии особых специалистов проводилась оценка земли и составлялся кадастр, а затем другими чиновниками диокетами, практорами осуществлялся непосредственно сбор налога как правило, дважды в год. Сбор налога мог быть возложен и на землевладельцев, избавленных от обложения. Налоги поступали в центральные ведомства. Поступления с императорского домена поступали в особые учреждения, хотя разница между государственными и императорскими имуществами не всегда была четкой. Часть налогов шла фискальным чиновникам особая подать элатикон, которая шла в пользу сборщиков, часть налогов сразу же, минуя центральное распределение, шла в пользу отдельных стратегов. Часть налоговых поступление в виде солемний шла в пользу отдельных институтов и персон. Обязанность по уплаты налога возлагалась не только на индивида-налогоплательщика, но и на его соседей по принципу круговой поруки аллигенгий.

Читайте также: