Как сделать запрос в налоговую в рб

Опубликовано: 20.09.2024

Бухгалтеры иногда сталкиваются с ситуацией, когда они не могут однозначно трактовать смысл новой поправки в закон или разъяснительных писем из Минфина или ФНС. Им нужна дополнительная информация. Как правильно составить письменный запрос в налоговую? Рассказывает государственный налоговый инспектор Анна Дынкина.

Готовим почву

Так уж получается, что наша система налогообложение местами слишком запутанна и непонятна. Поэтому чиновники различных ведомств неустанно пишут поправки к законам и разъяснительные письма. Если самостоятельно разобраться в тонкостях законодательной базы не получается, то нужно обратиться к авторам законов, поправок или писем.

  • изучить уже имеющиеся информационные ресурсы, такие как Налоговый кодекс и стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС (далее – Регламент). Есть большая вероятность, что этих источников будет достаточно для получения ответа на свой вопрос. Кроме того, нормативные документы содержат сведения о правах и обязанностях каждой, знание которых позволит плательщику сгладить возможную конфликтную ситуацию и добиться своего в рамках имеющихся полномочий;
  • четко сформулировать содержание своего запроса, от которого будет зависеть адресат; напомним, что согласно Регламенту налоговики имеют право только информировать, но если вы хотите получить разъяснения, то нужно писать запрос уже в Минфин;
  • определиться с формой запроса – письменный он будет или устный. Если принято решение обратиться в инспекцию с устным запросом, рекомендуется составить его кратко и по существу, предварительно записав себе в качестве «шпаргалки» суть обращения.

Из уст в уста

Устную консультацию налогоплательщик может получить в своей налоговой инспекции, обратившись туда лично или по телефону справочной службы инспекции. Напоминаем, что для представителей налогоплательщиков необходимо иметь должным образом оформленную доверенность, а для налогоплательщиков, обращающихся лично, – документ, удостоверяющий личность. Если у налогового инспектора не будет оснований для отказа, он должен сформулировать ответ в момент обращения налогоплательщика. В пункте 27 Регламента определен временной период в 15 минут (или в 30 минут в случае, если нужна предварительная подготовка), за исключением периода за пять рабочих дней до срока сдачи налоговых деклараций, тогда на подготовку устного ответа Регламентом предусмотрено 2 часа.

Изучение уже имеющихся информационных ресурсов, таких как Налоговый кодекс, информационные стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС, может дать ответ на вопрос налогоплательщика.

Пишите письма

При этом письменное обращение должно содержать следующие обязательные сведения (п. 40 Регламента):

  • для физического лица: фамилию, имя, отчество, подпись и почтовый адрес;
  • для организации: полное наименование, ИНН, почтовый адрес, фамилию, имя, отчество и подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, изображение печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе, не являющемся бланком компании.

Если в письменном обращении, представленном в инспекцию налогоплательщиком лично, отсутствует хотя бы один из указанных реквизитов и если есть основания, по которым можно отказать в бесплатном информировании, согласно пункту 42 Регламента обращение подлежит возврату налогоплательщику.

На подготовку письменного ответа пунктом 39 Регламента отведено 30 дней со дня регистрации обращения.

Рекомендуем оформлять все письменные обращения в двух экземплярах. Если вы решаете лично представить обращение в инспекцию, то на втором экземпляре должностное лицо налогового органа должно проставить отметку о принятии обращения и прилагаемых к нему документов, с указанием своей фамилии, инициалов и должности, а также с датой его приема. Обращения, отправляемые почтой, рекомендуется оформлять заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Датой представления письменного обращения будет считаться день отправки. Если вы отсылаете письмо по каналам связи, необходимо получить сообщение о том, что письмо отправлено от специализированного оператора, и подтверждение о приеме от налогового органа.

Жонглируем ответами

Зачастую, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, организации оформляют запросы в налоговые органы, ведомые желанием избежать ответственности, так как одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Однако, поскольку налоговые органы имеют право давать разъяснения только относительно порядка заполнения деклараций, а остальные услуги относятся к информированию, возникает вопрос: освобождаются ли от ответственности разъяснения налогового органа, не касающиеся порядка заполнения декларации?

Имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности.

Несмотря на то что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в действительности крайне редко можно воспользоваться данным положением, так как письма любого ведомства, в том числе Министерства финансов, носят лишь информационно-разъяснительный характер и не являются нормативно-правовыми актами, то есть эти документы не являются обязательными для исполнения.

бухгалтер

По разъяснительной работе налоговых органов, не связанной с заполнением деклараций, существуют противоречивые мнения – как у судов, так и у чиновников Минфина.

В некоторых судебных решениях указывается, что ответы налогового органа на конкретный запрос налогоплательщика, а также сообщения инспекции о необходимости применения специального режима налогообложения являются разъяснениями, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2008 г. № Ф03-А37/08-2/685 по делу № А37-1575/2007-15, ФАС Северо-Кавказского округа от 28 июля 2009 г. по делу № А53-5840/2008-С5-47).

В то же время имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 сентября 2008 г. по делу № А44-86/2008).

Что касается разъяснений Министерства финансов, то согласно пункту 8 статьи 75 НК не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства, данных либо ему, либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Однако эти положения не применяются в случае, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. При этом разъяснения должны быть даны либо непосредственно налогоплательщику, либо неопределенному кругу лиц.

Из вышесказанного следует, что крайне важно наличие письменного разъяснения и по смыслу оно должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Если письмо адресовано конкретной организации или предпринимателю, то у указанного налогоплательщика должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. В случае, когда письмо адресовано неопределенному кругу лиц, то согласно разъяснениям Минфина от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, необходимо наличие письма, опубликованного на официальном сайте ведомства либо в СМИ. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма, без даты и номера (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций не освобождают.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

— о действующих налогах и сборах;

— законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— правах и обязанностях налогоплательщиков;

— полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения — в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

К ответам, полученным из Минфина России, надо относиться очень внимательно. Подтверждением тому, что изложенные в ответе разъяснения — это официальная позиция министерства, является подпись министра финансов Российской Федерации, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей. На это указано в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому — отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание: обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.


На практике возникают многочисленные ситуации, когда государственные контролирующие органы (налоговая, таможня, комитет государственного контроля, финансовая милиция, ОБЭП) обращаются на предприятие с запросом о предоставлении финансовой или экономической информации, либо выдвигают какие-либо требования и предписания обязательные для исполнения предприятием. В связи с этим возникает вопрос, как правильно, то есть с наименьшими потерями для бизнеса, подготовить ответ на запросы контролирующих органов.

ООО «БелШтойерн» рекомендует к применению следующий апробированный на практике алгоритм работы с запросами контролирующих органов.

  • Во-первых, все запросы подразделяются на письменные и устные запросы. Сразу же отметим, что предприятию прежде чем отвечать на устный запрос, нужно удостовериться, что информацию запрашивает именно контролирующий орган, а не мошенник. Причем при поступлении устного запроса в ходе проверки на него отвечать необходимо, а при устном запросе, поступающем по телефону, ответ на него не обязателен. В последнем случае не стоит бояться «мести контролеров», так как направление письменных запросов — это обязанность контролеров, предусмотренная, например, пунктом 4 контрольного Указа № 510 или пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса.
  • Во-вторых, нужно понимать, что максимально возможная ответственность за «неправильный ответ» на запрос контролирующего органа закреплена в статье 23.1 Кодекса об административных правонарушениях и может составить штраф в размере до 20 базовых величин. Штраф налагается за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений. Подчеркнем, что ключевыми словами в данной статье являются слова: «в установленной законодательством форме требования». Так, например, в статье 17 Закона «О комитете государственного контроля» последнему предоставлено право, получать письменные и устные объяснения от предприятий по вопросам, входящим в компетенцию КГК. Обращаем внимание, что объяснения предоставляются не по всем вопросам, а только по вопросам, входящим в компетенцию КГК.
  • В-третьих, подготовка «правильного ответа» предполагает учет следующих обстоятельств. В случае если запрос законодательно обоснован правильно, то необходимо подготовить такой ответ, который минимизирует претензии контролирующих органов. В случае если запрос законодательно не обоснован, то необходимо подготовить такой ответ, который покажет знание предприятием своих прав, а также знание обязанностей контролирующих органов. Последнее позволит минимизировать дальнейшие претензии контролирующих органов. Работники контрольных органов тоже люди и они тоже могут ошибаться, поэтому когда они сталкиваются с юридически обоснованными ответами, они стараются минимизировать дальнейшую работу с ними. Проще работать с юридически безграмотными предприятиями, чем зачастую и пользуются контролирующие органы.
  • В-четвертых, для того чтобы определить, законодательно обоснован или нет запрос контролирующих органов, нужно хорошо знать свои права и обязанности, а также хорошо знать права и обязанности контролирующих органов. Только в этом случае можно определить законодательную степень обоснованности запросов, требований, предписаний и претензий контролирующих органов, и только в этом случае можно подготовить «правильный ответ» на любой письменный запрос белорусских контролирующих органов.

Рекомендации подготовлены ООО «БелШтойерн»
www.belsteuern.by
+ 375 (29) 678 21 82

Если у вас есть вопросы по ведению бизнеса, может оставлять их в комментариях под этой публикацией или присылать по электронной почте [email protected] с пометкой «Практика бизнеса».

Инструкция по формированию запросов offline для ПК «Спринтер»

Процедура формирования запросов ИОН-offline в программе «Референт».

В разделе «Выходной контроль» окна программы «Референт» нужно нажать кнопку
(«Запросы ФНС») на панели инструментов.

В данном окне нужно поставить галочки напротив тех КБК, которые будут добавлены в список выбора КБК при формировании запросов в налоговую инспекцию.

Для того чтобы было удобнее найти нужные КБК, используется поле «Фильтр».

После того как все необходимые КБК выбраны, нажмите кнопку «Сохранить».

В поле «Группировка» окна «Запрос ИОН» указывается одно из двух значений:

  • группировать по видам платежа;
  • не группировать по видам платежа.

Если необходимо сформировать запрос на перечень налоговых деклараций (расчётов) и бухгалтерской отчётности, то нужно заполнить , где указывается период, на который нужен запрос. Также в поле «Отчётность» указывается тип документов:

  • все виды деклараций;
  • первичные;
  • корректирующие (последняя коррекция).

Если нужно получить акт сверки расчётов по налогам, сборам, пени и штрафам, то следует указать дату, на которую требуется сверка (в поле «На дату»), и добавить нужные КБК в список вышеуказанным способом.

После того как все необходимые поля будут заполнены, следует нажать на кнопку «Создать».

Данная форма позволяет сформировать запросы в инспекции ФНС России на получение следующих документов:

  • справка о состоянии расчётов по налогам, сборам, пени и штрафам;
  • выписка операций по расчётам с бюджетом;
  • перечень налоговых деклараций (расчётов) и бухгалтерской отчётности, предоставленных в отчётном году;
  • акт сверки расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;
  • справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

В поле «Отправитель» указывается организация, с почтового ящика которой отправляется запрос. Поле «Направление (ИФНС)» показывает номер транзитной налоговой инспекции (указывается для КНП, во всех остальных случаях номера транзитной ИФНС и конечной совпадают). В поле «Ответственное лицо» указывается Ф.И.О. владельца сертификата ключа подписи.

В поле «Налогоплательщик» нужно указать организацию, для которой создается запрос. Для этого нажмите кнопку
, появится окно «Список юридических и физических лиц» Здесь необходимо выделить курсором организацию, для которой создается запрос, и нажать кнопку «Выбрать».

Далее в окне «Запрос ИОН» нужно указать налоговую инспекцию, в которой состоит на учёте налогоплательщик (поле «Конечная ИФНС»). Если в поле «Конечная ИФНС» указать значение «0000», то налогоплательщик получит ответ по всем обособленным подразделениям своей организации. Поле «КПП» нужно заполнить, если необходимо получить информацию по одному конкретному объекту налогообложения, или оставить пустым в случае, когда требуется информация по всем объектам.

Также необходимо указать желаемый формат ответа из ИФНС (XML, XLS, PDF или RTF) в поле «Формат ответа». В поле «Код запроса» указывается, какой именно документ нужно получить из налоговой инспекции:

  • справка о состоянии расчётов по налогам, сборам, пени и штрафам;
  • выписка операций по расчётам с бюджетом;
  • перечень налоговых деклараций (расчётов) и бухгалтерской отчётности;
  • акт сверки расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Окно «Запрос ИОН» меняет вид в соответствии с тем, какое значение установлено в поле «Код запроса».

Если нужно получить справку о состоянии расчётов по налогам, сборам, пени и штрафам, то далее заполняется поле «На дату» (число, на которое хотите получить справку из ИФНС).

Если необходимо сформировать запрос на выписку операций по расчётам с бюджетом, то появляются следующие поля: «Год», «Группировка» и поле, где необходимо указать КБК. В поле «Год» нужно указать год, на который требуется выписка операций. Далее нужно выбрать интересующие КБК. Они добавляются в список с помощью кнопки
(при нажатии этой кнопки появляется справочник, из которого выбираются нужные КБК двойным щелчком мыши) и удаляются из списка с помощью кнопки
. Также в запросах с имеется возможность ввода КБК вручную. Для этого нужно ввести код КБК в поле «КБК», которое находится над справочником, и нажать клавишу Enter.

Если в запросе с типом «2 — выписка операций по расчётам с бюджетом» не указывать КБК, то в ответ поступит информация по всем налоговым обстоятельствам на заданную дату для налогоплательщика.

Для того чтобы настроить список выбора КБК, сверху в меню выберите «Справочники — КБК. ».

Откроется окно «Выбор КБК».

Инструкция по формированию запросов ИОН-offline в системе «Онлайн-Спринтер»

Для формирования ИОН-offline:

Инструкция по формированию запросов offline для ПК «1С-Спринтер»

Для формирования запроса:

Запрос в ПФР отправляется аналогичным образом с закладки «ПФР».

Для создания запроса ИОН-offline в программе «Такском-Доклайнер»:

Все разделы

Персонифицированный учет ПУ1, ПУ2, ПУ3

Составление и подача нулевой отчетности

Сопровождение налоговых проверок

Составление промежуточной бухгалтерской отчетности

Подготовка письменных запросов в налоговые органы

Переход на общую систему налогообложения

Сопровождение проверок фонда социальной защиты

Разработка учетной политики

Разработка положения по оплате труда

Хранение документов (Архив)

Подготовка и подача статистической отчетности

Выбор системы налогообложения

Разовое составление налоговых деклараций

Услуги по проведению инвентаризации активов и обязательств

Постановка письменных запросов в ФСЗН

Составление налоговой декларации для физических лиц

Переход на упрощенную систему налогообложения


Подготовка письменных запросов в налоговые органы носит исключительный характер ввиду важности результатов и сложности освещаемых в них проблем. Но так ли важно, как именно готовить обращение? Отдел по г. Витебску и Витебской области ООО «Бухгалтерские технологии» знает, что такое подготовка с надежным результатом.

Выбрать подкатегорию

Роль запросов в налоговые органы

Налогоплательщик (юридическое или физическое лицо) для корректной уплаты налогов и их учета руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь. На практике в любой сфере хозяйствования случаются ситуации, в которых нет однозначного понимания о правильности применения конкретного положения закона.

Как следствие – методика расчета налоговой задолженности или величина платежа оказывается под вопросом. Разрешить эту проблему помогает письменный запрос в налоговый орган. В соответствии с нормативными положениями самих органов главная цель запроса состоит в правильности применения и толкования законодательства.

Обратиться в налоговые органы (являющиеся контролирующими, а не наблюдательными) имеет право любой плательщик налога и просто гражданин, а также юридическое лицо вне зависимости от направления хозяйствования.

Министерство, занимающееся налогами и сборами, состоит из структурных подразделений (ФНС) и подчиняющихся им организаций. Параллельно с основными функциями по наполнению бюджета им отводится роль по письменным ответам на сторонние запросы.

Значение письменного запроса имеет сразу несколько моментов:

  • возможность сохранить ответ как доказательство хозяйствования, определенного действия, решения для спорных ситуаций;
  • получение наиболее полной и обстоятельно составленной информации в обозначенные законами сроки;
  • возможность определить и снивелировать некорректное отношение к проблеме или заявителю при обращении в более высокие инстанции.

Особенности письменных запросов

Корректный запрос состоит из таких основных сведений (рассматриваются как требования):

  • Ф.И.О. лица, составляющего запрос (либо наименование компании, ее идентификационные и регистрационные номера);
  • адрес и контактная информация для обратной связи;
  • суть возникшего вопроса, излагаемая в понятных формулировках, с однозначностью и по существу;
  • дата и подпись.

Составление предписывается как на белорусском языке, так и на русском (без определенного приоритета). Заявления на других языках не рассматриваются в силу формальной невозможности понять суть без смысловых ошибок.

В готовящемся тексте допускается в вольной форме указать, по каким контактным данным и в какой форме (письменно на бумажном носителе или в электронной форме) является желаемым получить ответ.

Порядок рассмотрения составленного обращения начинается в территориальном налоговом органе, выполняющим свои функции на определенной территории. При необходимости обращение переходит в инстанцию, находящуюся выше по иерархии – соответствующее управление.

При несоответствии уровня ответа (разъяснения) с ожидаемым составитель запроса имеет право обратиться к руководству территориального органа или инспекцию.

Принятие письменного обращения фиксируется в специальной книге. Этой операцией занимается сотрудник, уполномоченный на взаимодействие с обществом. Туда же вносится примечание о составе принимаемого пакета документов (помимо самого запроса допускается прилагать личные документы и квитанции уплаты налогов).

Такими документами также являются судебные решения, акты прочих подразделений и государственных органов, иные документы в оригиналах и копиях – выполняющие роль аргументирования и прояснения сути обращения.

Рассмотрение длится не более 15 рабочих дней. При отдельных случаях, когда обстоятельства требуют проверки и углубленного изучения, на это отводится 1 месяц. При необходимости превышения этих сроков заявитель уведомляется о сроках завершения рассмотрения и причинах смещения сроков.

Ключевой момент при планировании письменного обращения – строгое понимание компетенции выбранного подразделения или органа. Справки, ответы или информация поступят обратно максимально оперативно при обращении к правильному специалисту.

Получение ответа будет бесплатным, если сделать обращение в налоговую в том же районе (населенном пункте, области), где зарегистрирован субъект хозяйствования.

Допускается оставление налоговым органом поступившего обращения без внимания. Это произойдет в следующих случаях:

  • минимальный состав информации не позволяет комплексно установить заявителя и дать ему обратную связь;
  • суть обращения размыта и не несет смысловой нагрузки, а также не имеет отношения к компетенции того подразделения, куда оно поступило (в соответствующую службу обращение не передается);
  • обращение не несет отношения к налоговому законодательству и его требуется рассматривать в другом контексте (уголовном, гражданском или процессуальным);
  • нормативный срок письменного обращения (например, при жалобе после определенного события) прошел;
  • заявитель ранее уже получал ответ, после чего переписка была остановлена налоговым органом;
  • в тексте письма присутствует нецензурная лексика.

Помимо указанных условий будет также отказано, если запрашивается информация конфиденциальная или из разряда государственной тайны.

Параллельно допускается выполнение и устных запросов. Решение по отклонению (оставлению без рассмотрения) обращений любого характера принимается непосредственно руководителем того подразделения, в которое направлялось обращение.

Сложность для составления вызывает необходимость применения деловой лексики и точности терминов, в первую очередь – бухгалтерского характера. При появлении вопросов или затруднений рекомендуется обращаться к профильным специалистам, например – к нам.

Тонкий нюанс фиксирования проблемы на бумаге состоит в смежности большинства подводных камней в бизнесе. При обращении к налоговикам с проблемами на стыке налогового учета и трудового законодательства появляется риск переправки письма в корзину.

Квалифицированный бухгалтер способен точно «разложить проблему по полочкам» и классифицировать суть в соответствии с тем или иным кодексом. Неоднозначные и просто спорные моменты рекомендуется рассматривать совместно с опытным специалистом.

Работа с нами

Мы, отдел по г. Витебску и Витебской области ООО «Бухгалтерские технологии», – проверенная организация, выполняющая бухгалтерские консультации по множеству вопросов и по многим направлениями.

Каждый наш специалист имеет многолетний опыт работы и высокую квалификацию. Мы способны разрешить любое затруднение и найти решение для всех встречающихся на пути бизнеса проблем. Справки, советы, помощь с бумагами и в документообороте – наша специализация. На удаленном доступе или в телефонном режиме – тоже к нам.

Письменные запросы нами подготавливаются оперативно, а компании, которые к нам обращаются за помощью, получают уверенную помощь. Все бумаги доходят до адресатов, где рассматриваются надлежащим образом – мы знаем, что и как требуется писать.

Нам под силу не только анализ сложившейся ситуации или кропотливое вникание в запутанные расчеты. Нам по плечу изложение самых сложных вопросов, поэтому подготовка письменных запросов в налоговые органы – одна из наших специализаций.

Читайте также: