Как отменить акт налоговой о взыскании у приставов

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые споры


Как действовать налогоплательщику, если деньги у него взыскали не только налоговики, но и судебные приставы? Разбираемся с экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТ Натальей Даниловой.

Исходная ситуация

Налоговики доначислили физлицу — предпринимателю — налоги, пени, штрафы. Кроме того, они приняли решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика в банках. Районный суд первой инстанции признал эти решения инспекции незаконными. Решение суда вступило в силу в связи с апелляционным определением. До этого налоговики обращались в службу судебных приставов за возбуждением исполнительного производства.

В ходе исполнительного производства приставы на основании решения налоговой арестовали и перечислили в бюджет часть денежных средств налогоплательщика. Более того, еще часть денежных средств у налогоплательщика взыскали и перечислили в бюджет сами налоговики.

Как сейчас действовать налогоплательщику, чтобы вернуть из бюджета все удержанные налоговой и приставами денежные средства, а также снять арест со счетов?

Что говорит закон

Согласно абзацу второму п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ, взыскание налога, пени, штрафов с организации или ИП производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46 и 47 НК РФ. В силу п.п. 2, 9, 10 ст. 46 НК РФ, взыскание налога, пени, штрафов производится по решению налоговиков путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в том числе ИП, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Пунктом 7 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств (или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа) налоговая вправе осуществить взыскание за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

В свою очередь, абзац второй п. 1 ст. 47 НК РФ устанавливает, что взыскание налога (а также пени и штрафа п. 8 ст. 47 НК РФ) за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.

Таким образом, налогоая вправе при взыскании налога (пени, штрафа) как направлять поручение на списание и перечисление денежных средств в банк, так и направлять постановление о взыскании в службу судебных приставов.

Сумма налога, взысканная в принудительном порядке налоговиками на основании их решения, признанного впоследствии судом незаконным, является излишне взысканной суммой налога, которая подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ (постановление АС Центрального округа от 24.12.2014 N Ф10-4561/14 по делу N А35-9872/2013).

Поэтому, на основании п.п. 2, 3, 5 ст. 79 НК РФ, для возврата излишне взысканного налога (а также пени и штрафа (п. 9 ст. 79 НК РФ)) налогоплательщику следует обратиться в налоговую с письменным заявлением (заявлением, представленным в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью) о возврате суммы излишне взысканного налога (пени, штрафа). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ (приложение N 8).

При взыскании налога инспекция может применить обеспечительную меру в виде приостановления операций по счетам в банках в соответствии со ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ). Согласно п.п. 7, 11 ст. 76 НК РФ, приостановление операций налогоплательщика — ИП по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций. И может быть прекращена после получения банком решения налоговиков об отмене приостановки.

То есть отменить приостановление операций по счету должна сама инспекция (постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2009 N Ф09-3960/09-С3 по делу N А71-13099/2008).

При этом, согласно п. 9.2 ст. 76 НК РФ, в случае нарушения налоговой срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или же срока направления в банк такого решения на сумму денежных средств (или на драгоценные металлы), в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Что касается денежных средств, которые взысканы судебным приставом, по нашему мнению, их возврат должен осуществляться также в порядке, установленном ст. 79 НК РФ. Поясним.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств являются одним из видов исполнительных документов. То есть постановление налоговой о взыскании с налогоплательщика налога (пени, штрафа) является исполнительным документом.

Частью 1 ст. 110 Закона об исполнительном производстве установлено, что денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, которые в дальнейшем в течение пяти операционных дней подлежат перечислению взыскателю.

Таким образом, взысканные денежные средства с депозитного счета подразделения судебных приставов перечисляются в адрес налогового органа. Соответственно, их возврат может быть осуществлен в том же порядке, в котором производится возврат излишне взысканного налога, то есть в соответствии со ст. 79 НК РФ (кассационное определение СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2019 по делу N 8а-2970/2019[88а-2368/2019], решение Рузского районного суда Московской области от 19.10.2016 по делу N 2-2327/2016, решение АС Республики Башкортостан от 20.06.2012 по делу N А07-171/2012).

Отмена или признание недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, является основанием для прекращения исполнительного производства на основании ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. В свою очередь, последствием прекращения исполнительного производства является отмена всех назначенных судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, в том числе ареста имущества, а также установленных для должника ограничений (ч. 1 ст. 44 Закона об исполнительном производстве).

Принудительное взыскание задолженности судебными приставами-исполнителями (СПИ) не может длиться вечно. Рано или поздно СПИ вынесет постановление, прекращающее действие исполнительного производства (ИП). Расскажем, как узнать, что прекращено взыскание по исполнительному производству и можно ли самому добиться отмены его действия.

Как узнать об исполнительном производстве и его прекращении

В соответствии с 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» СПИ обязан известить стороны о начале и прекращении исполпроизводства, и о проводимых в его рамках мероприятиях. Делается это путем направления письменных уведомлений по месту жительства (или регистрации) обоих сторон конфликта, повлекших за собой суд и возбуждение исполнительного производства.

Но часто этого недостаточно и должники, как и взыскатели, остаются в неведении об этапах взыскания задолженности и принимаемых СПИ мерах. Поэтому стоит периодически самостоятельно проверять, что происходит с вашими исполпроизводствами.

Сделать это можно следующими способами:

    Через Госуслуги. В настройках личного кабинета портала размещена опция отправки email-уведомлений при изменении суммы судебной задолженности. Тогда при появлении новых или завершении старых исполпроизводств на почту пользователя будут приходить соответствующие письма.

Но это лишь в теории — в Госуслугах сведения о судебных задолженностях часто отображаются некорректно, поэтому такой способ мониторинга взысканий стоит воспринимать в качестве запасного.

  • У судебного пристава при личном обращении. Этот способ хорош, когда вы знаете, какой именно пристав ведет или вел ваше исполнительное производство. Тогда достаточно посетить его в часы приема — узнать эти сведения должник сможет на сайте территориального отдела ФССП.
  • Если вы не знаете фамилию вашего специалиста в СПИ, то сможете уточнить информацию о нем и о действующих в вашем отношении взысканиях в приемной отдела ФССП.
  • Через сайт ФССП в разделе «Банк данных исполнительных производств». Здесь все просто — нужно выбрать регион, свои ФИО и дату рождения. Затем на экран будут выведены все действующие и прекращенные исполпроизводства по вашим долгам с указанием размера задолженности (но не всегда), а также фамилии и контактов судебного пристава-исполнителя.
  • С помощью мобильных приложений. Можно установить на смартфон приложения от ФССП или Госуслуг, доступные в официальных магазинах приложений для Android и iPhone.
  • Кроме того, некоторые банки уведомляют своих клиентов по СМС об аресте или снятии ареста со счетов судебными приставами. К примеру, вам пришло СМС от Сбербанка с номера 900, в котором указано, что «по карте прекращено взыскание. (далее будет идти номер и дата исполлиста, фамилия и контакты пристава)». Это значит, что исполнительное производство в вашем отношении было прекращено, отменено или приостановлено.

    Что означает прекращение исполпроизводства

    Итак, вы узнали, что приставами было прекращено взыскание по исполнительному производству — что это значит? Это означает, что ранее в вашем отношении принимались меры принудительного взыскания долга приставами.

    Причинами взыскания могли стать:

    • кредитные задолженности, включая микрозаймы или ипотеку;
    • платежи по налогам, взносам и в бюджет;
    • алименты;
    • штрафы;
    • платежи, направленные на возмещение вреда имущества или здоровья.

    Прекращение исполнительного производства означает безусловную отмену взыскания с невозможностью его возобновления в рамках данного судебного решения.

    Другими словами, если взыскатель решит повторно взыскать с должника деньги, ему снова придется обращаться в суд за новым решением. В этом скрыто коренное отличие процедуры прекращения исполпроизводства от его возврата или приостановки.

    Теперь разберемся, что значит «прекращено взыскание по карте» — это сообщение присылается банком по окончании исполнительного производства. Оно означает, что с карты снят наложенный на нее приставом арест, а все находящиеся на ней средства — разблокированы. С этого момента гражданин может беспрепятственно пользоваться банковской картой — до возбуждения нового исполнительного производства на основе других судебных решений.

    Пристав арестовал банковскую карту?
    Закажите звонок юриста

    Когда завершают производство

    В ст. 43 229-ФЗ есть подробная информация, как закрыть исполнительное производство. СПИ наделен полномочиями отменять его на следующих основаниях:

    • судом было принято решение прекратить исполнение выданного им же или иной судебной инстанцией (должностным лицом) исполнительного документа;
    • взыскатель выразил отказ от взыскания средств в суде (именно в суде, поскольку если взыскатель просто заберет исполнительный документ у приставов, то он сможет его повторно предъявить к исполнению);
    • между взыскателем и задолжавшим ему лицом было заключено мировое соглашение;
    • суд отменил предыдущие исполнительный документ, на основании которого взыскатель мог инициировать принудительное взыскание задолженности приставами;
    • исполнительный документ, в рамках которого СПИ возбудил исполпроизводство, отменили или признали недействительным;
    • в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

    Непосредственно порядок прекращения исполпроизводства прост: пристав получает сведения, на основании которых он должен закрыть исполпроизводство, затем он его закрывает и снимает все ограничения с гражданина. Банки, в свою очередь, после получения сведений о прекращении ИП, обязаны разблокировать счета гражданина.

    Когда ИП прекращается судом

    Стоит выделить следующие основания прекращения исполнительного производства:

    1. Должник-физлицо или взыскатель-физлицо умерли, объявлены погибшими или пропавшими без вести. Но только в случае, если право требования или обязанности по исполнению не будут переданы преемникам или наследникам, доверительным управляющим.
    2. Служивший основанием для взыскания долга исполнительный документ утратил возможность исполнения.
    3. Взыскатель отказался от имущества, изъятого у должника в рамках исполнения исполдокумента, в котором содержались требования передачи его взыскателю. Другими словами, если предметом спора был автомобиль, который должник по суду обязан передать взыскателю, но после изъятия машины взыскатель отказался ее принять, то исполнительное производство будет прекращено.

    При наличии веской причины для прекращения исполнительного производства у судебных приставов суд выносит определение, которое СПИ обязан исполнить незамедлительно.

    Кто может прекратить исполнительное производство

    Действующая редакция ГПК РФ определяет, что решение о прекращении исполпроизводства принимает суд общей юрисдикции, находящийся в районе деятельности исполняющего свои обязанности судебного пристава. То есть по тому же населенному пункту или району, по которым действует территориальный орган ФССП. Основанием для принятия судом решения служит поданное одной из сторон заявление. На отмену исполпроизводства у суда есть 10 дней.

    О дате и времени рассмотрения судом дела обязаны быть извещены все участвующие в нем стороны: судебный пристав-исполнитель, сам должник и взыскатель. Их неявка не является препятствием к принятию судом решения. После рассмотрения заявления судом выносится определение, направляемое взыскателю, судебному приставу и должнику.

    Стоит отметить, что в соответствии со ст. 440 ГПК РФ стороны могут подать частную жалобу на выданное судом решение.

    Если находящийся на исполнении у судебного пристава исполнительный документ ранее был выдан арбитражным судом, то его отмена осуществляется той же судебной инстанцией. Либо арбитражным судом, находящимся в зоне исполнения СПИ его обязанностей. Арбитражные суды привлекаются, если должником выступает юрлицо или прошедшее в ФНС регистрацию в качестве предпринимателя физическое лицо.

    Несмотря на прямое участие суда, точку в исполнительном производстве ставит именно судебный пристав. Он наделен следующими полномочиями:

    • прекращать ИП по причине фактически исполненных требований;
    • возвращать исполнительный лист взыскателю по его требованию или по причине выявления нарушений в нем, отмены документа;
    • прекращать исполпроизводство по причине отсутствия у должника средств и имущества для взыскания;
    • отменять исполнительный лист по причине истечения срока давности судебного акта.

    Однако приставы редко проявляют инициативу, поэтому должнику стоит самостоятельно искать причины законного аннулирования исполнительного документа, а затем уже заставлять судебного пристава закрыть исполпроизводство.

    Поскольку не всегда должники способны убедить приставов закрыть исполпроизводство, помощь юристов будет просто неоценима.

    Последствия прекращения исполнительного производства

    Окончание взыскания задолженности судебным приставом наступает с момента выдачи СПИ постановления. В нем параллельно отменяются все назначенные приставом ранее меры по принудительному взысканию долга:

    • розыск должника и принадлежащего ему имущества;
    • приостановление действия водительского удостоверения;
    • запрет на регистрационные действия в отношении движимого и недвижимого имущества (арест);
    • запрет на выезд за границу.

    Копии постановления о прекращении исполпроизводства и сопутствующих постановлений об аннулировании проводимых в рамках взыскания с гражданина долгов мероприятиях в течение 3 дней с момента вынесения обязаны быть направлены взыскателю, должнику и в выдавшую исполнительный документ инстанцию.

    Также копии постановлений будут направлены СПИ в органы и службы, занимающиеся исполнением накладываемых в рамках взыскания долгов ограничений: ГИБДД, Росреестр, Пограничную службу.

    При завершении исполпроизводства все документы по нему остаются в материалах дела, направляемого в архив. Выданное приставом постановление стороны вправе обжаловать согласно общим правилам подчиненности или в суде.

    Чтобы узнать больше о том, как отменить решение суда о принудительном взыскании долгов и прекратить исполпроизводство, обратитесь к юристам компании любым удобным способом: позвонив нам самостоятельно или заказав обратный звонок, воспользовавшись онлайн-формой на странице.

    Можно ли отменить акт органа осуществляющего контрольный функции. Налоговая взыскала с меня своим актом задолженность за налоги, можно ли э его как-то отменить? Если да, то как?

    ответы на вопрос:

    Обжаловать акт можно только в суде.

    Налоговой приставам поданы акты органов осуществляющих контрольные функции для оплаты долга по недоимкам без отметок банков, не указаны периоды за которые начислены суммы. Могут ли быть такие акты исполнительными?

    ответы на вопрос:

    Вам уже на подобный вопрос отвечал юрист Еркаев, если вы не согласны, то подайте в АС Челябинской области и обжалуйте, либо действия налогового органа, либо действие СП, как ненадлежащий принятый документ, что он не соответствует ст.12 ФЗ 229.

    В рамках бесплатной консультации, анализировать действия уполномоченных органов вряд ли кто то захочет. Особенно как ясно из вопроса, вы являетесь предпринимателем и следовательно это коммерческий вопрос. Стоит обратится на очную личную консультацию к юристу.

    Актом органа осуществляющего контрольные функции от 01.07.2015 № 08710890025722

    Уточнение от автора вопроса

    Вопрос следующего характера. Исп.Производство 03.07.2013-Акт органа, осуществляющего контрольные функции от 31.05.12 УПФ Рф.

    Я данное ИП производство не оплачивал, как быть сейчас оплатить или оно уже окончательно завершено? Какие могут быть последствия, что ждать?

    ответы на вопрос:

    Приостановка действий по исполнительному листу бывает в следующих случаях:

    Статья 39. Приостановление исполнительного производства судом

    1. Исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:

    1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

    2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

    3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

    4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

    2. Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях:

    1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

    2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

    4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

    5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

    6) в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.

    3. Сводное исполнительное производство может быть приостановлено судом только в части входящего в него исполнительного производства, по которому оспариваются постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Сводное исполнительное производство может быть приостановлено судом также в части оспариваемых исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения. В случае, если суд установит, что оспариваемые постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут нарушить права всех взыскателей или всех должников, участвующих в сводном исполнительном производстве, оно может быть приостановлено судом полностью.

    (часть 3 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

    Статья 40. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем

    1. Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

    1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

    2) утраты должником дееспособности;

    3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

    4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;

    5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;

    5.1) введения арбитражным судом в отношении должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;

    (п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

    6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

    7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона.

    (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

    1) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

    2) розыска должника, его имущества или розыска ребенка;

    (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 196-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

    3. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов. Сводное исполнительное производство может быть приостановлено главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации и их заместителями полностью или частично с учетом требований, предусмотренных частью 3 статьи 39 настоящего Федерального закона.

    (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Статья 41. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении

    Исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть приостановлено судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

    Статья 42. Сроки приостановления исполнительного производства

    1. Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

    2. Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

    © Консультант Плюс, 1992-2015

    Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".. регулирует вопросы проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    В своем вопросе Вы упоминаете акт проверки от 1 июля 2015 года Если вы были не согласны с этим актом но необходимо было на основании части 12 ст 16 указанного закона подавать свои возражения в течение 15 дней на акт проверки.

    Вы не полностью задали вопрос а поэтому непонятно что было установлено актом проверки. Чтобы давать вам конкретные рекомендации по поводу дальнейших действий

    Статья 16. Порядок оформления результатов проверки

    1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. "Типовая форма" акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    2. В акте проверки указываются:

    1) дата, время и место составления акта проверки;

    2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

    4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

    5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

    6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

    7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

    8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

    9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

    3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

    4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

    5. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

    6. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

    7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, "иную" тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по "типовой форме", установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

    (в ред. Федерального "закона" от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей "редакции")

    9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

    10. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

    (в ред. Федерального "закона" от 06.04.2015 N 82-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей "редакции")

    11. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

    12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их "заверенные" копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

    Одна из особенностей российской налоговой системы заключается в том, что физические лица нечасто контактируют с представителями ИФНС. Обычно это происходит по двум видам налогов – транспортному и на имущество (землю и/или жилье). Особенно неприятным становится получение судебного приказа о взыскании любого из перечисленных налогов.

    Такое решение выносится судом по инициативе налоговых органов и является общепринятой практикой в работе последних. Если гражданин на согласен с действиями ИФНС, перед ним встает задача отмены судебного приказа о взыскании налога. В статье рассматриваются особенности и правовые аспекты этого мероприятия.

    Правовое регулирование

    Порядок выдачи и отмены судебного приказа регламентируется положениями ГПК РФ , принятого после утверждения №138-ФЗ от 14 ноября 2011 года. Актуальная на сегодня редакция кодекса принята совсем недавно – 24 апреля текущего года.

    Непосредственно судебному приказу и тому, что с ним связано, отводится глава 11 документа, содержащая 10 статей – начиная со 121-й и заканчивая 130-й. Отдельного упоминания по рассматриваемой теме заслуживает Письмо №СА-4-7/18776@, изданное Минфином и датированное 20 сентября 2017 года. В нем даются разъяснения ведомства по вопросу необоснованного взыскания долгов с физических лиц по отменным ранее судебным приказам.

    Особенности вынесения

    Важной особенностью судебного приказа выступает статус документа. Он является как решением суда в формате постановления, так и исполнительным документом. Еще один ключевой правовой нюанс судебного приказа – упрощенная процедура вынесения, которая заключается в рассмотрении судом аргументов только одной стороны. В данном случае речь идет о представителях взыскателя, то есть налоговых органах. Суть упрощенной процедуры состоит в том, что суд:

    • не устанавливает фактические обстоятельства дела;
    • на занимается анализом представленных документов;
    • не реализует принцип равных прав и состязательности для каждой из сторон.

    Порядок и сроки вынесения

    Стандартная процедура вынесения судебного приказа предусматривает следующие действия взыскателя и суда:

    • представитель ИФНС направляет в суд документы, показывающие долг налогоплательщика перед бюджетом;
    • судья в течение 5 дней издает приказ о взыскании налога с физического лица (отрицательное решение, как правило, принимается только при наличии явных ошибок в представленных налоговыми органами документах);
    • информация о вынесении судебного приказа размещается на официальном сайте суда, документ высылается налогоплательщику заказным письмом, на что предоставляется 5 дней с даты решения.

    отмена судебного приказа о взыскании налога

    Порядок отмены приказа о взыскании

    Следствием особенностей вынесения судебного приказа становится такой же упрощенный порядок отмены, установленный на законодательном уровне. Для его реализации налогоплательщику достаточно представить в суд возражения в части исполнения документа.

    Отмена судебного приказа о взыскании налогов любого типа – транспортного, земельного, имущественного – происходит по следующей предельно простой схеме:

    • налогоплательщик составляет возражение и направляет документ в суд, вынесший приказ;
    • судья принимает решение об отмене приказа, о чем в течение 3-х дней уведомляет налоговые органы.

    Последним предоставляется право взыскать долги по налогам с помощью обычного судебного разбирательства, которое будет носить состязательный характер и предполагать рассмотрение аргументов обеих сторон. Сложившаяся на сегодняшний день практика показывает, что наличие долга по уплате налогов почти со 100%-ной вероятностью означает, что ИФНС подаст исковое заявление в суд.

    Важно . Отмена судебного приказа не означает освобождение налогоплательщика от уплаты налога. При наличии задолженности рано или поздно потребуется ее погашение. Более того, в случае выигрыша ИФНС дела в суде с должника будут взысканы штрафы и пени, а также госпошлина.

    Срок подачи заявления/возражения

    Налогоплательщику предоставляется 10 дней на обжалование судебного приказа. Срок следует считать с даты получения документа. Важный правовой нюанс – суд должен выслать должнику копию судебного приказа. Это необходимо сделать в течение 5 дней с даты принятия документа. Таким образом, фактический срок обжалования решения суда составляет 15-20 дней с момента принятия.

    Если срок подачи возражения пропущен, налогоплательщик не теряет возможности обжаловать судебный приказ. Для этого необходимо, чтобы суд признал причины просрочки уважительными и восстановил срок. К числу таковых относится, например, плохая работа почты или отсутствие физлица по месту проживания из-за болезни, командировки или переезда.

    Кроме того, сохраняется возможность обжаловать судебный приказ в кассационном порядке. На это предоставляется полгода. Но денежные средства в подобной ситуации, скорее всего, уже будут списаны. Их возврат произойдет только при положительном решении кассационного суда.

    Требования к содержанию заявления/возражения

    Возражение на отмену приказа составляется в свободной форме. К содержанию документа предъявляются следующие требования:

    • в «шапке» указывается наименование суда, ФИО судьи и личные данные заявителя, включая адрес регистрации/проживания и контактный телефон;
    • название документа размещается под «шапкой», отделяется от остального текста пустой строкой, может быть выделено крупным и/или жирным шрифтом;
    • в основную часть документа обязательно включаются реквизиты выданного судом документа и отмечается факт несогласия с принятым решением. Приводить аргументы в свою пользу возможно, но не обязательно, так как отмена приказа суда о взыскании транспортного, земельного или других видов имущественного налога происходит автоматически, то есть без рассмотрения доводов каждой из сторон;
    • подпись налогоплательщика с расшифровкой и датой составления документа. В обязательном порядке ставится собственноручно.

    Образец заявления об отмене судебного приказа по налогу доступен для скачивания по ссылке .

    Образец заполненного документа выглядит следующим образом:

    Бланк возражения об отмене судебного приказа

    Несмотря на кажущуюся простоту документа, чтобы гарантировать правильность составления, лучше всего обратиться к специалисту. Дополнительный плюс такого подхода к решению проблемы – получение квалифицированной консультации о перспективах и целесообразности реализации мероприятия.

    Целесообразность отмены судебного приказа

    Ответ на вопрос, стоит ли заниматься отменой рассматриваемого документа, достаточно прост. Тратить время на составление и подачу возражения имеет смысл в том случае, если, по мнению налогоплательщика, налоговые органы допустили ошибку при расчете размера выплаты в бюджет. В подобной ситуации отмена документа позволит доказать свою позицию в последующем судебном разбирательстве.

    Если долг по налогам действительно присутствует, отмена приказа становится, фактически, отсрочкой. В этом случае не стоит дожидаться начала судебного разбирательства и погасить задолженность при первой же возможности. Такой подход позволит избежать необходимости несения дополнительных расходов в виде штрафов, пеней и госпошлины.

    Как обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя

    Время чтения: 5 мин.

    Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Шрифт: A+ A-

    Постановления судебного пристава выносятся с целью начала определённых действий, например, возбуждения производства, ареста имущества и так далее. Однако, по мнению участников производства и третьих лиц, такие действия могут быть незаконными или необоснованными. Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя реализуется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», в частности, статьями 121–128.

    • 1. Когда возможно оспаривание
    • 2. Как обжалуется постановление
    • 2.1. Обжалование в порядке подчинённости
    • 2.2. Причины отказа в удовлетворении
    • 3. Обжалование в судебном порядке
    • 3.1. Содержание жалобы, подаваемой в судебном порядке
    • 4. Практические особенности

    Когда возможно оспаривание

    Как обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя

    На любое постановление сотрудника ФССП может быть подана жалоба. Обратиться за защитой своих прав может как непосредственный участник производства, так и третье лицо, которое считает, что его законные права нарушаются. Например, если арест накладывается на имущество, фактически находящееся у нового собственника, который считает, что его права нарушены.

    На практике, основания обращения могут быть самими разными:

    • пристав вынес постановление, которое прямо нарушает действующее законодательство;
    • в постановлении имеются формальные ошибки или противоречия;
    • исполнение постановления нарушает законные права и интересы третьего лица.

    Подать заявление может лицо, чьё право нарушено вынесением постановления, а также его законный представитель.

    Ссылка на документ: Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве»

    Как обжалуется постановление

    Порядок обжалования будет зависеть от выбранного способа. Есть два стандартных варианта:

    1. Подача заявления в вышестоящий орган.
    2. Передача жалобы в суд.

    В соответствии со статьёй 121 № 229-ФЗ, некоторые типы постановлений не могут быть обжалованы через вышестоящий орган. Обязательно потребуется обращение в суд. Так, постановление о взыскании исполнительского сбора может быть отменено только в судебном порядке, так же как и постановление главного судебного пристава.

    Статья 121 № 229-ФЗ

    Нажмите для увеличения изображения

    Статья 122 № 229-ФЗ определяет срок, в течение которого жалоба должна быть подана. Так, по общему правилу, срок исчисляется с момента вынесения постановления и составляет 10 суток. Если лицо, чьё право нарушено, не знало и не могло знать о вынесении документа, то срок исчисляется с момента его уведомления.

    Нажмите для увеличения изображения

    Обжалование в порядке подчинённости

    Порядок обжалования через вышестоящий орган определяется в статье 123 № 229-ФЗ:

    • постановление исполнителя или заместителя старшего пристава подаётся на имя старшего специалиста, то есть на имя непосредственного руководителя отделения;
    • постановления старшего пристава обжалуются через руководителя региона;
    • постановление главного пристава субъекта обжалуется через главного пристава РФ.

    Форма и содержание такой жалобы определяются на основании статьи 124 № 229-ФЗ. Требования к документу следующие:

    • бумага составляется в письменном виде;
    • к документу прилагается доверенность, если он подписывается или подаётся представителем лица, либо иной документ, который подтвердит полномочия представителя;
    • к жалобе прилагаются все необходимые для её рассмотрения документы;
    • документ должен быть подписан.

    В жалобе обязательно указываются следующие сведения:

    • реквизиты заявителя;
    • данные судебного пристава, который вынес постановление, которое обжалуется, а также самого документа;
    • основания для обжалования документа;
    • требования заявителя.

    Если при рассмотрении жалобы приставу потребуются дополнительные сведения или документы, специалист, который рассматривает жалобу, может их запросить.

    Причины отказа в удовлетворении

    Статья 125 № 229-ФЗ содержит причины для отказа в удовлетворении жалобы на постановление судебного пристава:

    • постановление касается взыскания исполнительного сбора;
    • документ касается оценки стоимости имущества;
    • нарушены сроки, которые не были восстановлены в установленном порядке;
    • не соблюдены требования, касающиеся формы и содержания жалобы;
    • данный вопрос обжаловался в судебном порядке, было вынесено решение;
    • обжалуются действия иных лиц, не являющихся сотрудниками ФССП.

    Вышестоящий орган должен вынести решение об отказе в рассмотрении жалобы в срок, не превышающий трое суток с даты поступления ему жалобы. Отказ в рассмотрении также может быть обжалован, либо в вышестоящий орган, либо в суд.

    Обжалование в судебном порядке

    В соответствии с пунктом 1 статьи 128 № 229-ФЗ, обжалование может производиться через суд общей юрисдикции и через арбитражный суд, в зависимости от лица, которое жалобу подаёт и иных обстоятельств. Так, заявление подаётся в арбитражный суд в следующих случаях:

    • постановление касается листа, выданного арбитражным судом;
    • постановление касается организации или лица, которое ведёт предпринимательскую деятельность;
    • постановление иным способом связано с предпринимательской деятельностью.

    В остальных случаях жалоба подаётся в суд общей юрисдикции.

    Содержание жалобы, подаваемой в судебном порядке

    Жалоба, которая подаётся в суд, составляется примерно так же, как и жалоба в вышестоящий орган. Она должна содержать:

    • наименование суда, в который подаётся заявление, а также его адрес;
    • реквизиты заявителя (ФИО, название фирмы, адрес, реквизиты);
    • данные отделения приставов, а также самого специалиста, который вынес обжалуемое постановление;
    • информация о постановлении, которое обжалуется;
    • суть жалобы, а также основания для обжалования документа, причины отмены постановления.

    В конце также указывается требование и ставится дата с подписью. При необходимости прикладываются документы, подтверждающие позицию заявителя.

    Отличие судебного процесса в том, что он производится с вызовом сторон в заседание. Каждый сможет дать развёрнутое объяснение своей позиции, а также предоставить дополнительные документы и доказательства.

    При рассмотрении дел судами, применяются стандартные процессуальные правила, но с учётом особенностей, установленных № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Например, срок рассмотрения дела составляет десять суток с даты поступления жалобы.

    Практические особенности

    Практические особенности процедуры обжалования

    На практике, обжалование в судебном порядке представляется более эффективным, чем через вышестоящий орган. Однако каждую ситуацию следует рассматривать индивидуально.

    Довольно часто суть жалобы касается несоответствия реальных действий тексту постановления. Во время подачи жалобы пристав может подготовить всё недостающее и предоставить при рассмотрении вопроса. Это освободит его от ответственности (при условии, что всё будет выполнено правильно), но также «пойдёт на руку» и заявителю.

    Жалоба может быть подана не только участником производства, но и третьим лицом, но только тогда, когда его права прямо нарушаются.

    Частый пример – опись имущества, которое на момент данного действия принадлежало иному лицу. Если был наложен арест, то снимать его придётся в исковом порядке, то есть через суд.

    Подведём итоги

    Обжалование постановления пристава производится через вышестоящий орган или через суд. Каждый вариант имеет свои особенности, преимущества и недостатки. В любом случае у участника исполнительного производства или у третьего лица имеется возможность защиты своих законных прав и интересов. Срок всегда составляет десять дней, а текст жалобы должен содержать реквизиты сторон и суть конфликта.

    Читайте также: