Как называется плата налога продуктами своего труда оброк барщина ясак

Опубликовано: 12.05.2024

Историко-генеалогический словарь-справочник


НАЛОГИ, СБОРЫ, ПОДАТИ


Барщина — даровой принудительный труд крестьян в пользу помещика в период крепостного права.

Дань — плата, которую побежденный народ платил победителю в Древней Руси; натуральный или денежный побор с покоренного населения.

Двор — крестьянских дом (хозяйство) со всеми пристройками и службами, как единица учета.

Издольщина — земельная аренда, при которой плата за землю вносится натурой (определённой долей урожая).

Испольщина — вид издольщины, при которой аренда собственнику земли уплачивается не деньгами, а половиной урожая.

Мыт
1) в Древней Руси (поначалу) место остановки возов и лодок;
2) в Древней Руси (позднее) устанавливаемая государством пошлина на провоз товара и прогон скота через заставы. Иногда государство давало право взимать мыт также частным лицам или духовным заведениям.

Оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками.

Оброк мог быть продуктовым и денежным. После 1861 года барщина и продуктовый оброк, существовавшие наряду с денежным оброком, были заменены денежным оброком.

Отработки — в конце XIX — начале ХХ века в России работа крестьян на земле помещика в качестве натуральной платы (трудом и орудиями труда) за арендованную у него землю, за взятые ссуды, за потравы.

Подать — денежный налог с зависимого (податного) населения до середины XIX века.

Подворное обложение — в России в XVII — начале XVIII века система налогообложения, при которой единицей налогового учёта являлся двор (хозяйство, семья).

Система подворного обложения заменила систему посошного обложения.

Подымщина — в России в XVI — XVIII веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлся дым (хозяйство, дом).

Подушная подать — в России с 1724 года по 1880-е — 1890-е годы система налогообложения, при которой единицей налогового учёта являлся человек податного сословия мужского пола, вне зависимости от возраста.

Система подушного обложения заменила систему подворного обложения.

Посоха — в России в XVI — XVII веках обязанность тяглого населения поставлять посошных людей (рекрут) на посошную службу (военная служба, на которую набирали людей по принципу «от сохи»).

Посошное обложение — в России в XVI — XVII веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлась соха.

Пошлина — денежный сбор государства с товаров или операций.

Продналог — натуральный продовольственный налог, введённый в 1921 году в отмену продразвёрстки и заменённый впоследствии единым сельскохозяйственным налогом.

Продразвёрстка — система продовольственных заготовок в период военного коммунизма (1918 — 1921 годы), когда у крестьян, кроме бедноты, производилось принудительное изъятие излишков сельскохозяйственной продукции.

Рало — в Древней Руси до XIV века пахотное орудие типа плуга, единица обложения данью отдельного крестьянского хозяйства.

Тягло –
1) государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских, в Московском государстве и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности;
2) группа хозяйств, земледельческих или промысловых, принимавшаяся за единицу при развёрстке государственного обложения;
3) семья (муж и жена), а также определённое количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при разверстке барщины и оброка, а также государственного обложения;
4) крепостная повинность — барщина, оброк, взимавшиеся с такой единицы (тягла);
5) участок земли, обрабатывавшийся такой единицей (тяглом);
6) совокупность финансовых повинностей, лежавших на крестьянской и посадской тяглой общине, при этом за рабочую единицу принималась семейная пара — муж и жена.

Целовальник — казённая должность по надзору за поступлениями в казну и за населением, при вступлении в которую требовалось дать присягу и поцеловать крест.

Должность существовала с 1497 года по 1754 год. В 1754 году, когда ликвидировали внутренние таможни, остались кабацкие целовальники (продавцы вина), и это название оставалось в обиходе до начала ХХ века.

Ясак — дань у монгольских и тюркских племен уплачиваемая натурой — пушниной или скотом.

Барщина и оброк – это разновидности феодальной зависимости крестьян от землевладельцев, которые появились на Руси в эпоху формирования крепостной зависимости. Они были установлены между владельцами земель и людьми, которые проживали на этих землях. Те крестьяне, которые не могли себе позволить выкупить землю (потом они и вовсе потеряли это право), были вынуждены всю жизнь арендовать её у помещиков. Плата взималась деньгами, продуктами труда, либо трудовой повинностью.

Что такое барщина

Что означает понятие «барщина»? Барщиной называется принудительный труд крестьян в хозяйстве землевладельца. Она могла исчисляться как продолжительностью времени, так и объёмом работы. Барщина существовала на Руси ещё в эпоху «Русской Правды» (XI век) и практиковалась в некоторых регионах России вплоть до конца 1880-х годов. Определение «барщина» в западных регионах страны звучало как «панщина» (от слова «пан», а не «барин»).

Барщина и оброк - определение

Эта повинность крестьянина в пользу феодала получила широкое распространение в XVI веке, когда везде стало затруднительным брать оброк деньгами или продуктами. Основная часть крестьян жила очень бедно, и с них попросту нечего было взять. Поэтому была введена трудовая повинность: за пользование землёй крестьянин должен был бесплатно работать в хозяйстве помещика своим инвентарём.

Землевладелец сам определял, какие обязанности должны были выполнять его крестьяне на барщине: обрабатывать землю, заготавливать сено, работать на ремонтных и строительных работах и т.д. Барщина была также распространена среди монастырских крестьян (люди отрабатывали свою повинность на землях, принадлежащих монастырям).

Часто использовалась комбинированная феодальная зависимость: часть арендной платы крестьяне вносили оброком, а часть – отрабатывали барщиной.

Указ о трехдневной барщине

В 1797 году император Павел I своим указом от 5 апреля ограничил барщину тремя днями в неделю, а также запретил привлекать крестьян к работам в хозяйстве помещика по воскресеньям и праздничным дням. Эти ограничения соблюдались повсюду в России и в последующем.

Указ о трехдневной барщине

Отмена барщины

Барщина и оброк просуществовали очень долго, несмотря на то, что они были явными пережитками феодализма. Эти повинности сохранялись даже после ликвидации крепостного права. Причинами тому было экономическое состояние страны, которое не могло подстроиться под новую систему отношений, а также грабительская сущность реформы: объявленные свободными крестьяне ещё должны были откупиться от помещиков, и мало у кого были средства на это. Они на протяжении десятилетий продолжали называться «временнообязанными».

Крестьяне – определение

Крестьяне – это сельское население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Первоначально это были свободные земледельцы. В раннем Средневековье они попали в экономическую и политическую зависимость от феодалов. Именно крестьяне являются основой всего русского народа.

По самой распространённой версии, слово «крестьянин» произошло от слова «христианин» в старорусском произношении. Главное отличие крестьянина от фермера состоит в том, что он живёт, главным образом, натуральным хозяйством и бо́льшую часть сельхозпродукции выращивает не на продажу, а потребляет в своей семье и отдаёт феодалу.

Что такое оброк

Оброк – одна из форм феодальной ренты, платёж феодалу в денежной либо в натуральной форме. Он взимался помещиками с крестьян, как арендная плата за пользование землёй.

При оброчной системе повинностей крестьяне имели возможность сами распоряжаться своим временем. В этом смысле они были более свободными, чем те, кто отрабатывал свою повинность барщиной. Они были меньше привязаны к земле, поэтому могли заработать и «на вольных хлебах» – различными промыслами, извозом и прочими видами деятельности, не обязательно связанными с сельским хозяйством. Основная часть государственных крестьян несли оброчную форму повинности.

Оброк просуществовал в натуральной форме до 1861 года, а в денежной форме – до 1863 года.

Отмена барщина

Натуральный оброк

В понятие «оброк» включалась любая дань, которую феодал взимал с крестьян: деньгами, продуктами сельского хозяйства, ремесленными изделиями и даже людьми (холопами).

Поскольку крестьяне жили натуральным хозяйством и деньги у них водились редко, натуральный оброк, выплачиваемый сельхозпродуктами (прежде всего, зерном) был более распространённым, чем денежный.

Платить оброк крестьяне перестали уже вскоре после манифеста от 18 февраля 1861 года, зато с них начали взимать выкупные платежи. А вот барщина в истории нашей страны задержалась дольше: в целом ряде регионов её практиковали вплоть до 1888 года, когда обязательные отношения крестьян к помещикам были прекращены законодательством. Термин «барщина» при этом мог уже не употребляться, но сущность отношений землевладельцев с крестьянами оставалась той же.

Современная молодежь до конца не понимает ценность свободы и личного времени. Девушки и парни, просыпаясь утром, думают, как выпить чашечку кофе и просмотреть на страницах интернет-порталов последние новости.

А несколько сотен лет тому назад молодые люди не принадлежали себе, увядая и тратя свою жизнь на работу на чужих полях. Уже давно позабылось, что такое оброк и барщина. А это всегда нужно помнить, чтобы ценить свое настоящее….

  1. Что называлось оброком
  2. Что собой представляет барщина
  3. Отличия
  4. Отмена повинностей
  5. Вывод

Что называлось оброком

Какие повинности крестьян назывались оброком? В средние века крепостные обязаны были отдать определенную дань барину. Оброчная система предполагала выплаты как продуктами (натуральный оброк), так и денежными средствами (денежный оброк). Его изъятие происходило после выполнения работы, как говорилось из излишков производства.

Этим термином также могли называть аренду земельных участков, полей, лугов и лесов. Это понятие имело название отдачей в оброк. В лесах можно было охотиться, в реках рыбачить, а на свободных землях высаживать культурные растения. На участки на определенное время предполагались государственные льготы. А крестьян освобождали от повинностей, требуя только уплату договорной ренты.

Какие еще повинности крестьян входили в это понятие? Для городов было характерно отдавать в денежную повинность торговые лавки. При этом люди добровольно выплачивали определенную сумму денег за пользование местом. Следовательно, оброк в средние века был иногда добровольным, а не только принудительным. Сами бедняки были относительно свободными. Им требовалось платить за аренду земли, на которой они проживали и занимались сельскохозяйственными или ремесленными делами.

Налоги средневековой и древней Руси - барщина и оброк: это сколько и чем отличаются

Натуральный оброк предполагал дань не только продуктами, но и изделиями ремесленников. Это была самая удобная форма эксплуатации крепостных, когда они отдавали плоды своего труда.

В период расцвета феодализма такой вид повинности на местах совмещался с барщиной. Во время его распада снова вернулись к оброку, но преимущественно денежному.

С начала 16 века оброк несколько изменил структуру: крестьяне платили феодалу, а он пополнял царскую казну. Исключение было только для помещиков, которые выкупили земли у государства.

Со временем это стало причиной появления сложных экономических проблем, и поэтому оброк решили заменить другим видом повинности. Рассмотрим подробнее, что такое представляет собой барщина.

Это интересно! Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия

Что собой представляет барщина

Барщина это труд крестьян во благо феодала в счет уплаты денежных средств за использование земли.

Такая форма политической и экономической зависимости крестьян пришла в 16 веке на смену оброку, что не оправдал надежд феодалов. Бедные крестьяне и их семьи еле сводили концы с концами, и денег выплачивать дань у них совершенно не было. Они могли и сами голодать, не имея излишков, чтобы продавать продукты сельскохозяйственной деятельности. Этот аспект касался тех земель, которые не отличались плодородием и высокими урожаями.

Барщинное хозяйство характеризуется отдачей земли крестьянам в пользование без платы за нее. Но долги надо было отдавать. И каждый это делал, как мог. Одни люди трудились на полях феодалов, другие рыбачили и охотились на их землях, а некоторые ухаживали за их поместьями и прислуживали. Каждый делал свой вклад и приносил пользу помещику, на чьей земле проживал.

Барщина предполагала следующие принципы:

  1. Только физическая деятельность. Феодалы даже не взирали на возраст крестьян, заставляя трудиться как стариков, так и детей. Им было главное, получить выгоду от своих крепостных.
  2. Трудовая деятельность на землях феодала была полностью бесплатной. Целый день люди трудились, а домой возвращались ни с чем.
  3. От барщины никто не имел освобождения. По факту это особая форма трудовой повинности с самого рождения, выполнение которой было беспрекословным.

Важно! Иногда барщина и оброк накладывались одновременно. И выполнение обеих повинностей приводило людей в отчаяние.

Отличия

Чтобы разобраться, чем отличается оброк от второй рассматриваемой обязанности крепостных, приведем сравнительную характеристику понятий.

  • Крепостные крестьяне отрабатывали барщину совершенно бесплатно, используя личные инструменты и приспособления.
  • Беднякам приходилось трудиться не только во благо феодала, но и церковных учреждений, монастырей, школ.
  • В основном повинность основывалась на сельскохозяйственной деятельности крестьян. Хотя они могли работать в доме феодала, прислуживая ему за столом, делая уборку, готовя пищу.
  • Барщина считалась более выгодной для феодалов, проживающих в селах. Поскольку у них была возможность самостоятельно устанавливать размер отработок.
  • Повинность делала крепостных крестьян полностью зависимыми от феодала. Они практические не имели прав, и хоть считались в теории свободными, на самом деле люди не могли изменить ситуацию, зачастую погибая под тяжким ярмом феодализма.

  • Крестьянам приходилось возвращать феодалу часть собранного урожая или вырученных денежных средств от его реализации.
  • Дань распространялась не на всех. Очень бедные крестьяне не имели возможности платить денежный оброк.
  • Предоставлялась возможность заниматься не только сельскохозяйственной деятельностью, но и другого рода промыслами.
  • Феодал имел право потребовать уплату дани наперед.
  • Повинность была более характерна для дворян, проживавших в городах.
  • В теории крестьяне считались свободными, тогда как на практике ярмо феодализма крепко их удерживало.

Это интересно! Крестьянская война: Емельян Пугачев — восстание

Отмена повинностей

Налоги средневековой и древней Руси - барщина и оброк: это сколько и чем отличаются

Несмотря на то, что они являлись кошмаром для множества крестьян, эти повинности действовали вплоть до 19 века.

Люди пытались бороться с системой, местами поднимая восстания. Но результата действия не давали и для бедняков все чаще всего заканчивалось бедой.

Первым шагом на пути к полному освобождению крестьян от повинностей стал указ о трехдневной барщине. Он на законодательном уровне ограничивал использование труда крестьян в пользу феодалов и царского двора.

Этот манифест запрещал принуждать крестьян к работе более чем три дня в неделю, и в воскресные дни. Указ Павла І одновременно носил религиозный и социальный смысл. С одной стороны, это запрет работы в воскресенье, когда нужно отдыхать и ходить в церковь, а с другой возможность крестьянам вести самостоятельное хозяйство для собственной прибыли.

Важно! Отмена повинности (барщины) состоялась по причине тяжелого экономического состояния страны. Люди были настолько зависимы друг от друга, что построить новую систему не было возможности. И даже те крестьяне, что в принципе имели возможность уйти, не могли этого сделать, потому что нужны были деньги.

Труд и повинности крестьян

Крестьянская реформа 1861 года

Вывод

Именно барщина и оброчная система, как повинности феодализма, повлияли на то, что экономика государства существенно отставала в развитии от других европейских стран. 1861 год ознаменовался отменой крепостного права, а через два года оброк был упразднен. И пройдет много времени до того, пока экономическое и политическое состояние государства изменится к лучшему. Самим людям понадобится несколько десятилетий, чтобы изменить сознание, и окончательно разрушить феодализм.

Это интересно! Из-за чего началась Гражданская война в России 1917-1922 годов

Барщина и оброк – это политическая и экономическая зависимость крестьян от феодалов. Эти понятия характерны как для феодального периода развития Руси, так и для времен становления государственности.

Рента во времена феодалов и князей

Оброк имеет несколько определений. Во время развития феодализма в границах Киевской Руси наблюдается существование достаточно тесных взаимоотношений между феодалами (людьми, в чьей власти находилась земля) и крестьянами, живущими на этой территории. Тот, кто не имел возможности приобрести собственный участок земли, был вынужден работать на чужой. Это право нужно было оплачивать.

Оброк это

В подобной ситуации находились племена и общины древней Руми, чьи земли были захвачены князьями. Они также должны были регулярно совершать платежи в казну государства для того, чтобы жить на своих землях. Люди, которые находились в подобной ситуации (независимо от времени своего существования), были вынуждены регулярно давать установленный откуп. В это время в качестве налога использовались товары и продукты, предоставляемые к барскому столу или продаваемые на рынке. Позже появился денежный оброк.

Современная интерпретация оброка

Если называть события древности современными терминами, то оброк – это своего рода арендная плата. Ее платили за срочное или бессрочное использование недвижимого имущества, исходя из условий договора найма. Оброк характеризируется частноправовым характером, ярко выраженным в оплате «оброка из наддачи». Им облагались люди, имеющие во владении торговые места, лавки, харчевни, кузницы, мельницы, совершающие публичные торги и перевозы. Среди плательщиков были и те, кто совершал бобровые гоны, рыбную ловлю и другие промышленные работы.

В XVI веке крестьяне приравнивались к вещам, находящимся в феодальной собственности. Поэтому очень часто в аренду отдавались целые деревни с проживающим в них населением. К тому же арендатор платил не только оброк (это была сравнительно небольшая сумма), но и все государственные подати и повинности. Крестьяне тоже были обязаны уплачивать своему владельцу арендную плату за пользование этими землями, дававшими им пропитание и средства к существованию.

Оброк определение

Барщина

Если человек использовал землю и по каким-то причинам не мог оплатить оброк деньгами или продуктами, он должен был отработать определенное время в пользу феодала на его участке. И вот именно чем отличаются барщина и оброк – это формой арендной платы.

Очень распространенной барщина была в XVI веке. В то время она заменила оброк, определение которого нами уже дано, но просуществовала значительно меньше времени. Это связано с тем, что не всегда можно было вырастить на арендуемой земле достаточно продуктов питания для того, чтобы прокормить семью и отдать феодалу. Во времена неурожая крестьянин, отдавший оброк своему хозяину, вынужден был голодать. Поэтому феодалы ввели возможность отдачи оброка путем совершения бесплатных работ на их землях.

Барщина и оброк это

К основным характеристикам барщины относятся:

  • взимание исключительно в виде разнообразного физического труда, а не товара;
  • обязательность этой формы выплаты ренты за землю для всех без исключения;
  • бесплатность.

Общие отличия барщины и оброка

Барщину, даровую работу крепостных на земле помещика, заимствовали из западной части Европы. Это совершилось еще во время существования Киевской Руси. Сначала ее распространение охватило части страны, находящиеся под оккупацией Польши и Литвы. Эти обязательные работы крестьянин выполнял абсолютно бесплатно, с использованием своих орудий труда.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина являлась временной повинностью. Она имела вид добровольного соглашения между крестьянином и хозяином земель. Более распространенным стал денежный налог.

Существование оброка характеризируется примерно тем же временем, что и распространение барщины. Оброк – это денежные средства и продукты питания, отдаваемые крестьянином помещику. Натуральная форма этой повинности отличается от барщины тем, что помещик взимал прибавочный продукт, производимый должником. Финансовая форма была не так распространена в связи с тем, что простому человеку очень сложно было добыть деньги.

Денежный оброк

Исходя из этого можно сделать вывод, что барщина и оброк – это повинности, которые очень часто совмещались.

Главные отличия трудовой и денежной форм повинности

  1. Барщина являлась неоплачиваемым трудом крепостного, совершаемым с применением своих личных орудий, оброк – определение денежного или продуктового платежа.
  2. Барщина отбывалась не только для помещика, а и для церкви, монастыря или учебного заведения.
  3. Отработка была более распространена, чем денежные обязанности.
  4. В основании барщины лежал физический труд на земле, а оброк можно было оплатить с доходов от других промыслов, не связанных с сельским хозяйством.
  5. Денежная форма ренты могла быть затребована вперед.
  6. Трудовая обязанность была более распространена в сельской местности, тогда как оброк – в городах.
  7. Крестьянин на оброке теоретически имел больше свободы, чем на барщине.

Окончание денежной и трудовой ренты

Несмотря на активную борьбу с этими пережитками феодализма, барщина и оброк существовали достаточно длительное время. Та или иная форма ренты имела место до начала XIX века. Главной причиной этого было экономическое состояние в стране. Распространение власти феодалов не давало нужным образом развиваться экономике.

Крестьянин на оброке

Оброк, определение которого здесь дано достаточно подробно, был связан с неимением денег, вынуждал крестьян быть в зависимости от более зажиточных людей. После отмены крепостного права разрушение феодальной системы и перестройка экономики государства заняли несколько десятилетий.

Ушлые помещики постоянно пытались максимально распространить барщину, что вызывало недовольство населения. В этом противостоянии оброк и барщина, тесно связанные друг с другом, просуществовали длительное время.


Современная молодежь до конца не понимает ценность свободы и личного времени. Девушки и парни, просыпаясь утром, думают, как выпить чашечку кофе и просмотреть на страницах интернет-порталов последние новости.

А несколько сотен лет тому назад молодые люди не принадлежали себе, увядая и тратя свою жизнь на работу на чужих полях. Уже давно позабылось, что такое оброк и барщина. А это всегда нужно помнить, чтобы ценить свое настоящее….

Крепостной оброк крестьян

Оброк стал главным способом получения прибыли от работы крестьян. С первого взгляда он была необременительной. Каждый год крестьянин должен был платить своему хозяину определенную денежную сумму. В остальном он был относительно самостоятельным. Помещиков так же устраивала оброчная система. Она позволяла получать гарантированную ежегодную прибыль без ведения хозяйственных дел. Оброк чаще встречался в нечерноземных и малоплодородных районах. Натуральное хозяйство редко приносило «живые» деньги. Крестьяне стали ездить на заработки в города. Они работали на фабриках, занимались извозом или каким-либо ремеслом. Начиналось формироваться специализация целых сел: в Павлово работали кузнецы и мастера-замочники и т.п.

Но в большей части крепостной оброк ставил крестьян в тяжелое положение. Кроме денежных выплат помещики требовали поставку продуктов, сена, дров, льна и холста. Для наглядного примера приведем перечень господских поборов в селе Гуслицы:

• 3270 рублей деньгами;

• 11 тыс. пудов сена, дров и овса;

• 250 ведер капусты;

• грибы и ягоды сколько потребуется.

При переезде помещика на новую вотчину туда же забирались и крестьяне. Они сами должны были организовать свой переезд и проживание на новом месте. Иногда им компенсировали оставшиеся на старом месте крепостные. Мнение крестьян никто не учитывал.

Но были и порядочные помещики. Если они требовали дополнительно продукты с крестьян, то включали растраты в общую сумму денежного оброка.

Часто оброк становился индивидуальной повинностью. Он назначался определенным людям, которые занимались ремеслом или искусством. Хорошие помещики выбирали талантливых детей у крестьян и посылали их учиться. После обучения они приносили большую прибыль, отдавая большую часть заработанных средств господину.

Что называлось оброком

Какие повинности крестьян назывались оброком? В средние века крепостные обязаны были отдать определенную дань барину. Оброчная система предполагала выплаты как продуктами (натуральный оброк), так и денежными средствами (денежный оброк). Его изъятие происходило после выполнения работы, как говорилось из излишков производства.

Этим термином также могли называть аренду земельных участков, полей, лугов и лесов. Это понятие имело название отдачей в оброк. В лесах можно было охотиться, в реках рыбачить, а на свободных землях высаживать культурные растения. На участки на определенное время предполагались государственные льготы. А крестьян освобождали от повинностей, требуя только уплату договорной ренты.

Какие еще повинности крестьян входили в это понятие? Для городов было характерно отдавать в денежную повинность торговые лавки. При этом люди добровольно выплачивали определенную сумму денег за пользование местом. Следовательно, оброк в средние века был иногда добровольным, а не только принудительным. Сами бедняки были относительно свободными. Им требовалось платить за аренду земли, на которой они проживали и занимались сельскохозяйственными или ремесленными делами.


Натуральный оброк предполагал дань не только продуктами, но и изделиями ремесленников. Это была самая удобная форма эксплуатации крепостных, когда они отдавали плоды своего труда.

В период расцвета феодализма такой вид повинности на местах совмещался с барщиной. Во время его распада снова вернулись к оброку, но преимущественно денежному.

С начала 16 века оброк несколько изменил структуру: крестьяне платили феодалу, а он пополнял царскую казну. Исключение было только для помещиков, которые выкупили земли у государства.

Со временем это стало причиной появления сложных экономических проблем, и поэтому оброк решили заменить другим видом повинности. Рассмотрим подробнее, что такое представляет собой барщина.

Это интересно! Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия

История

Под словом «оброк» понимали в древности то, что в настоящее время разумеется под словом аренда, то есть срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Частноправовой характер оброка выступает особенно ярко в случаях отдачи «на оброк из наддачи», то есть с публичных торгов, городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий, государством и монастырями. Уже в XVI веке бывали случаи отдачи «на оброк» (в аренду) целых деревень, с живущими в них крестьянами, причём арендатор, обязываясь уплачивать определенную сумму оброка, принимал на себя и платеж всех государственных податей и повинностей «по сошному разводу».

Наряду с этим уже в XV веке слово «оброк» употребляется в значении государственной подати. Весьма вероятна догадка, что такое смешение понятий произошло ввиду распространения приемов дворцового хозяйства и на чёрные волости, при отсутствии резкого различия между государственным и дворцовым управлением. Оброк являлся взамен тягла в двух случаях:

  1. когда земля выходила из тягла (вследствие бегства или смерти тяглеца и т. п.) или ещё не бывала в тягле, правительство отдавало запустевшую или порожнюю землю на оброк до настоящих тяглецов;
  2. когда необходимо было облегчить временно самих тяглецов или упростить их податные обязанности, оброком заменялась одна, или несколько, или все подати, входившие в состав тягла.

Когда на оброк переходила целая община, то для уплаты он (как и тягло) раскладывался на доли сошного письма и таким образом совершенно утрачивал свой первоначальный характер. В сфере отношений между крестьянами и помещиками (или вотчинниками) оброку можно противопоставить «изделие», хотя оброк, в виде платы денежной или продуктами, постоянно встречается наряду с «изделием», то есть уплатой повинностей работами (см. Крестьяне). Об отношении оброка к оброчной подати см. Оброчная подать.

Оброк, отрабатываемый крестьянами зимним трудом, например рыболовством, назывался «Зимнее серебро».

Денежный оброк крестьян

Денежный оброк представлял собой денежные выплаты. Он рассчитывался от вырученной суммы после реализации своего урожая.

Денежный оброк для крестьян был наиболее выгодной формой повинностей. Они получали относительную самостоятельность и независимость в ведении своих хозяйств. Часто попытки помещика замены оброка на барщину встречались крестьянами негативно. Начинает складываться сложная система выплат повинностей. Денежный оброк смешивается с барщиной.

Даже при отсутствии барщины и натурального оброка у крестьян, они оказывались в полной нищете. Денежный оброк в таком случае поднимался неимоверно высоко. Наложенные платежи разоряли хозяйство крестьян. Например, у генерал-аншефа Леонтьева крестьяне были настолько в плачевном положении, что обратились с жалобой к императрице. В челобитной они сообщали, что даже после продажи своих домов, никто из них не сможет выплатить возложенный денежный налог. При всем этом Леонтьев бьет и мучает не только мужчин, но и детей с женами.

Помещики периодически пересматривали размеры денежного оброка, больше учитывая не доходы крестьян с земель, а от неземельного промысла.

Позже в XIX веке крестьяне начинают заниматься отходничеством. Оно помогала выплатить денежный оброк, который к тому времени вырос вдвое при значительном сокращении земельных наделов.

В 1861 году происходят попытки освобождения крестьян, барщина заменяется на денежные выплаты. В 1863 году введен обязательный выкуп.

Оброк в пользу помещиков остался в прошлом, а оброчные платежи сделали выкупными.

Что собой представляет барщина

Барщина это труд крестьян во благо феодала в счет уплаты денежных средств за использование земли.

Такая форма политической и экономической зависимости крестьян пришла в 16 веке на смену оброку, что не оправдал надежд феодалов. Бедные крестьяне и их семьи еле сводили концы с концами, и денег выплачивать дань у них совершенно не было. Они могли и сами голодать, не имея излишков, чтобы продавать продукты сельскохозяйственной деятельности. Этот аспект касался тех земель, которые не отличались плодородием и высокими урожаями.

Барщинное хозяйство характеризуется отдачей земли крестьянам в пользование без платы за нее. Но долги надо было отдавать. И каждый это делал, как мог. Одни люди трудились на полях феодалов, другие рыбачили и охотились на их землях, а некоторые ухаживали за их поместьями и прислуживали. Каждый делал свой вклад и приносил пользу помещику, на чьей земле проживал.

Барщина предполагала следующие принципы:

  1. Только физическая деятельность. Феодалы даже не взирали на возраст крестьян, заставляя трудиться как стариков, так и детей. Им было главное, получить выгоду от своих крепостных.
  2. Трудовая деятельность на землях феодала была полностью бесплатной. Целый день люди трудились, а домой возвращались ни с чем.
  3. От барщины никто не имел освобождения. По факту это особая форма трудовой повинности с самого рождения, выполнение которой было беспрекословным.

Важно! Иногда барщина и оброк накладывались одновременно. И выполнение обеих повинностей приводило людей в отчаяние.

Натуральный оброк крестьян

Натуральный оброк включал в семя не только всевозможные сельскохозяйственные продукты (овощи, вино, зерно), но и разные ремесленные изделия.

Натуральный оброк был более распространен во время генезиса феодализма. Это была наиболее удобная форма эксплуатации крестьянского труда. Но уже во время расцвета феодализма натуральный оброк начал совмещаться с барщиной. В эпоху разложения феодального строя помещики опять перешли на оброк, но преимущественно денежный.

В Киевской Руси в IX-XI века феодальные отношения нуждались в появлении продуктового оброка. Первоначально он носил форму дани. В XIII веке важность натурального оброка растет с ростом имущественного расслоения и хозяйственной самостоятельности крестьян. Появляются фиксированные размеры выплат.

Оброком были обложены более половины всех крестьян в европейских частях России. Можно сказать, что он стал тяглом, который имел фиксированный размер и не учитывал желания и возможности крестьян.

Отличия

Чтобы разобраться, чем отличается оброк от второй рассматриваемой обязанности крепостных, приведем сравнительную характеристику понятий.

  • Крепостные крестьяне отрабатывали барщину совершенно бесплатно, используя личные инструменты и приспособления.
  • Беднякам приходилось трудиться не только во благо феодала, но и церковных учреждений, монастырей, школ.
  • В основном повинность основывалась на сельскохозяйственной деятельности крестьян. Хотя они могли работать в доме феодала, прислуживая ему за столом, делая уборку, готовя пищу.
  • Барщина считалась более выгодной для феодалов, проживающих в селах. Поскольку у них была возможность самостоятельно устанавливать размер отработок.
  • Повинность делала крепостных крестьян полностью зависимыми от феодала. Они практические не имели прав, и хоть считались в теории свободными, на самом деле люди не могли изменить ситуацию, зачастую погибая под тяжким ярмом феодализма.

  • Крестьянам приходилось возвращать феодалу часть собранного урожая или вырученных денежных средств от его реализации.
  • Дань распространялась не на всех. Очень бедные крестьяне не имели возможности платить денежный оброк.
  • Предоставлялась возможность заниматься не только сельскохозяйственной деятельностью, но и другого рода промыслами.
  • Феодал имел право потребовать уплату дани наперед.
  • Повинность была более характерна для дворян, проживавших в городах.
  • В теории крестьяне считались свободными, тогда как на практике ярмо феодализма крепко их удерживало.

Это интересно! Крестьянская война: Емельян Пугачев — восстание

Отмена повинностей


Несмотря на то, что они являлись кошмаром для множества крестьян, эти повинности действовали вплоть до 19 века.

Люди пытались бороться с системой, местами поднимая восстания. Но результата действия не давали и для бедняков все чаще всего заканчивалось бедой.

Первым шагом на пути к полному освобождению крестьян от повинностей стал указ о трехдневной барщине. Он на законодательном уровне ограничивал использование труда крестьян в пользу феодалов и царского двора.

Этот манифест запрещал принуждать крестьян к работе более чем три дня в неделю, и в воскресные дни. Указ Павла І одновременно носил религиозный и социальный смысл. С одной стороны, это запрет работы в воскресенье, когда нужно отдыхать и ходить в церковь, а с другой возможность крестьянам вести самостоятельное хозяйство для собственной прибыли.

Важно! Отмена повинности (барщины) состоялась по причине тяжелого экономического состояния страны. Люди были настолько зависимы друг от друга, что построить новую систему не было возможности. И даже те крестьяне, что в принципе имели возможность уйти, не могли этого сделать, потому что нужны были деньги.

Труд и повинности крестьян

Крестьянская реформа 1861 года

Читайте также: