Как называется организация общества с определенной территорией властью законами сбором налогов

Опубликовано: 14.05.2024

Итоговый тест по Истории Средних веков составлен в соответствиии с требованиями ФГОС

ВложениеРазмер
itogovyy_test_po_istorii_srednih_vekov.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по истории Средних веков

1.Как называется период истории с 5 по 15 века?

2._________________ -организация общества с определённой территорией, властью, законами, сбором налогов.

3.Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству- ________________________ .

4. ____________ - владелец феода, сеньор .

5 . Что такое феодальная раздробленность. Назовите причины феодальной раздробленности

6. Натуральное хозяйство — это

1) хозяйство, в котором все необходимое производится не для продажи, а для собственного потребления"

2) хозяйство, в котором продукты труда производятся для обмена

3) хозяйство, в котором применяется труд зависимых крестьян

4) хозяйство, в котором крестьяне выполняют в пользу сеньора повинности

7. Найдите соответствие между определением и понятием

а) наследственное владение феодала;

б)хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне;

в) работы крестьян в хозяйстве феодала;

г)часть продуктов, ремесленных изделий или денег, выплачиваемых феодалу крестьянами;

д) система земледелия, основанная на сочетании озимых и яровых посевов с паром

8.Выпишите номера, характеризующие ремесленную мастерскую

1.производство изделий на заказ, 2.личный труд мастера, 3.крупное ручное производство,4. мелкое ручное производство, 5.использование труда подмастерьев и учеников, 6) использование труда наемных работников, 7)существовало разделение труда на отдельные последовательные операции,

8) производство осуществлялось с целью продажи товаров на рынок

9. ______________– социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству.

10. В Средние века к сословию «тех, кто трудится», относили:

1) рыцарство 2) крестьянство

3) духовенство 4) бюргерство

11. Какой термин соответствует определению «Централизованное государство, в котором королевская власть опирается на собрание представителей сословий»:

А) абсолютная монархия Б) сословная монархия В) конституционная монархия

12. Что из названного относится к органам представительства сословий в средневековой

1) палата шахматной доски

2) королевский совет

3) Генеральные штаты

4) городской совет

13. Утверждение в стране единой власти короля, единых законов, органов управления,

налогов, постоянной армии- это

14.Выберите термины, соответствующие христианству:

а) Библия; б) Коран; в) инквизиция; г) шариат; д) католичество;

е) сунниты; ж) православные;

15. Устройство общества, при котором основными группами являются сеньоры и крестьяне,

земли находятся в руках сеньоров, называется:

а) средневековой цивилизацией;

б) натуральным хозяйством;

в) аграрной цивилизацией;

г) феодальным общественным строем.

16.Расположите хронологически организацию феодальной лестницы:

а) бароны; б) герцоги и графы; в) король; г) крестьяне; д) рыцари.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для повторения очень большой, содержит разнообразные варианты заданий, в том числе и тесты. Обычно я даю его полностью каждому уч-ся и оставляю на дом доделать. Это позволяет не только провер.


Итоговый тест по истории Средних веков

Тест по истории Средних веков за первое полугодие.


Итоговые тесты по истории средних веков для 6 класса

Итоговые тесты по истории средних веков для 6 класса по учебнику Агибалова, Донской.


Итоговый тест по истории средних веков 6 класс

Итоговый тест по истории средних веков 6 класс предназначен для урока обобщения и повторения. Тест составлен по всем разделам периода. Направлен на контроль основных умений и навыков.


Итоговый тест по истории Средних веков 6 класс

Итоговый тест История Средних веков 6 класс.

Итоговый тест по истории средних веков 6 класс.

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

Определить общее понятие государства, которое отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов невозможно. Это связано с тем, что разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на различных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

При определении понятия государства важно учитывать не только субъективные обстоятельства, неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и объективные обстоятельства. Кроме того, как верно подметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия государство усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».

Существует несколько подходов к определению государства. Среди них можно выделить социологическую концепцию, легистский подход и философские концепции государства, которые представляют собой определение идеального государства

С точки зрения социологической концепции государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических процессов и отношений. Т.е. государство – это специфическая форма организации жизни общества. Иной формы организации, кроме государственной, человеческое общество, находящееся на определенном уровне развития, не знает. Социологическое понимание государства имеет следующие отправные положения:

— государство это фактические социальные отношения властвования, не зависящие от их сущности, это наиболее действенная организация власти у населения, проживающего на данной территории;

— государство первично, оно предшествует закону, а законы, которое оно издает вторичны;

— закон – это то, чего желает государственная власть, которая может быть регламентирована законом.

Следующий блок – это легистская (законническая) концепция государства. В этой концепции феномен государства отождествляется с содержанием законов о публичной и политической власти.

Легистское или законническое понятие государства определяет государство через призму законов о государственной власти. Само государство это то, что предписывают законы о распределении властей, о юридической ответственности, выборах и других институтах государственной власти.

Третью группу определений составляют философские определения государства, которые представляют собой попытку дать определение идеального государства.

Например, И.А.Ильин определяет государство так: «Государство по своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающим естественно право в братском, солидарном сотрудничестве». При этом он подчеркивает, что исторически известные государства не попадают под это определение, что противоречие между идеей государства и ее исторически воплощением разрешается по мере постепенного воспитания правосознания народа.

Признаками государства принято считать те черты, которые отличают государство от иных организаций или догосударственных образований.

Можно выделить следующие признаки государства: территорию, население, наличие особой публичной власти, суверенитет, налоги и сборы.

Остановимся более подробно на каждом из этих признаков.

Территория государства – это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. К территории относятся земля и ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной поверхностью, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов, действующие под флагом данного государства. Население — это совокупность граждан (подданных), проживающих на территории данного государства. Наличие публичной власти. Она, как правило, состоит из аппарата управления и аппарата принуждения.

Власть – это отношение господства и подчинения.

От других видов властвования государственную власть отличает свойство публичности

Признак публичности в теории государства и права означает, что государственная власть является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной, т.е. действующей от имени общества. Публичной она называется потому что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Свойство публичности означает, что государственная власть, все ее органы должны действовать открыто, за исключением отдельных специальных органов государства. Степень открытости государственной власти может быть различной.

Под государственной властью понимается определенная система господства и подчинения между людьми, способ управления людьми, фактор организованности и порядка в обществе. Суть государственной власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли граждан.

Одним из важнейших признаков государства является суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда стали выдвигаться требования отделения государственной власти от церковной и придания ей исключительного, монопольного значения.

Основоположником понятия государственного суверенитета считается Жан Боден, главная работа которого «Шесть книг о республике» (1576) была посвящена в первую очередь оправданию правомерности образования во Франции монархии.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Суверенитет – это, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И, во-вторых, независимость ее на международной арене.

Наряду с государственным суверенитетом существует народный суверенитет, национальный суверенитет.

Народный суверенитет – это принадлежность государственной власти народу, его полновластие или верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни.

Национальный суверенитет – это возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение.

Характерным признаком государства являются налоги и сборы

Налоги – это принудительные поборы с населения, взимаемые в особом порядке и направленные на содержание публичной власти.

Таким образом, можно предложить одно из определений государства: Государство – это политико-территориальная суверенная организация, осуществляющая управление обществом на правовой основе с позиции властвующих лиц.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 10. Государство, его признаки и формы

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Признаки государства
ОсновныеДополнительные
1. Территориальная организация власти и населения.
2. Государственный суверенитет.
3. Аппарат управления (публичная власть).
4. Армия.
5. Правоохранительные органы, суды.
6. Налоговая служба.
7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
1. Единое экономическое пространство.
2. Столица.
3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
4. Государственный язык.
5. Единая денежная система.
6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
7. Внешняя политика.
8. Единое информационное пространство

Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.


Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.


Заседание английского парламента

Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.


Политический режим – это способ властвования, совокупность:

• средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

• уровня политического сознания;

• состояния политической культуры населения.

Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.


К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.


Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «государство».

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

10. Классифицируйте основные признаки демократии.

Исследуем документы и материалы

Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

Темы для проектов и рефератов

1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

2) Функции государства.

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 28. Форма государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Форма государства.
  2. Форма правления.
  3. Форма государственно-территориального устройства.
  4. Форма политического режима.

Форма государства - это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.

Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству

Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы.

Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

Демократия - способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 232 – 237.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Форма государства - это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства и форму (тип) политического режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. Различают две формы правления: монархию и республику.

Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству. В абсолютной монархии власть правителя (монарха) никем и ничем не ограничена. В конституционной (парламентарной) монархии власть монарха ограничена парламентом. Правительство формируется из парламентского большинства и подотчетно ему. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Законодательные акты принимаются парламентом.

Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы. Республики бывают парламентские, президентские и смешанные. В парламентской республике правительство формируется парламентом и, следовательно, подотчетно парламенту. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Президент избирается парламентом.

В президентской республике правительство назначается президентом и, следовательно, подотчетно ему. Президент избирается народом и является главой исполнительной власти. Он обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В смешанной республике президент избирается всенародным голосованием, правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство имеет двойную ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент имеет право роспуска парламента.

Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федеративным. В унитарном государстве существует единая для всей страны система органов государственных органов, одна конституция, единая система законодательства, единая денежная и налоговая система. Государство может состоять из административных единиц (краев, провинций и т.п.), которые не имеют никакой политической самостоятельности.

Федеративное государство состоит из субъектов федерации (это могут быть штаты, области, республики и т.п.), которые имеют некоторую политическую самостоятельность. В таком государстве двухуровневая система власти (это значит, что существуют как федеральные органы власти, полномочия которых распространяются на всю территорию государства, так и органы власти субъектов федерации); двухпалатный парламент (в котором одна из палат как раз и представляет субъекты федерации); двухуровневая система налогов. Субъекты могут иметь свои конституции, конечно же, не противоречащие конституции страны.

Конфедерация – это объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств. Единая территория, единая правовая и судебная система отсутствуют. Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.

Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Различают следующие типы политических режимов:

Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. По этому критерию государства можно разделить на демократические и антидемократические или недемократические. Недемократическими являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Тоталитарный режим означает полный контроль государства как над обществом в целом, так и над каждым отдельно взятым человеком. Основными чертами тоталитарного режима являются:

-монополия на власть единственной партии;

- культ личности вождя;

-тотальный полицейский контроль над обществом, массовые репрессии;

- централизованная, командная экономика;

- права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются;

Авторитаризм - это политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц (например, военной хунте).

Основными чертами авторитарного режима являются:

- монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом;

- оппозиция может существовать, но под жестким контролем власти;

-мощный государственный сектор может сочетаться с рыночной экономикой;

- опора на армию, церковь, бюрократию.

Демократия - способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаками демократии являются:

- гарантия и защита прав и свобод человека;

- реальное осуществление принципа разделения властей;

- регулярное проведение выборов на конкурентной основе;

- гласность, отсутствие цензуры в СМИ;

- политический плюрализм, предполагающий многообразие политических идей, взглядов, программ, партий;

- подотчетность органов власти избирателям;

- демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Вставьте верные термины в предложение:

«Различают следующие _____ государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного __________».

Правильный вариант ответа:

«Различают следующие формы государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного устройства».

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением

Форма государственного устройства

состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением

Форма политического режима

административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Правильный вариант:

состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением

Форма государственного устройства

административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Форма политического режима

совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
§ 2. Государство
§ 2. Государство
Вспомним. Как возникали государства в древности?

Государство стало возникать из-за необходимости управления. Государство возникло для того, чтобы защищать границы и стабилизировать жизнь общества.

Какие изменения в государственном устройстве России XVIII в. говорили об установлении абсолютной монархии?

В 18 веке речь стала идти об абсолютной монархии, которая имеет особые отличительные признаки.

  • 1. – это абсолютная власть. Речь идет о том, что вся полнота власти принадлежит одному человеку — монарху.
  • 2. – монарх играет важнейшую роль, вмешиваясь во все сферы государственной власти.
  • 3. – абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю власть, упраздняет Боярскую думу.

Чем характеризуется политическая власть?

Политическая власть характеризуется всеобщностью. Решения государственных органов распространяются на всех.
Также, власть действует от имени всего общества и во благо общества.

Какую роль играет политика в жизни общества?

Политика позволяет обеспечивать стабильность, эффективность функционирования всех сфер общества.

Что означает слово «гражданин»?

Гражданин — это правовая категория, которая отражает принадлежность человека к государству. Гражданин — полноправный член общества.

Могло ли государство появиться в результате договора?

Государство могло появиться в результате договора. Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т. Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

Монарх и президент: в чём различия?

Монарх выбирается по наследству, а президента выбирает народ. Монарх существует только в монархической форме правления (власть передается по наследству), а президент — в республиканской (выбирается на определенный срок).

Монарх (в абсолютной монархии) самостоятельно принимает решения по всем вопросам, президент с помощью других ветвей власти, он функционирует не один.

Вопросы «?» Какое учреждение имеет в виду философ?

Речь идет о необходимости становления государства. Существование государства помогло бы увековечить начинающееся разделение общества на классы и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

Вопросы «?» Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Начало утверждению ограниченной монархии положил принцип ответственности. Ограниченность заключалась в том, что за действия короля несли ответственность другие лица, не принимающие решения, и не выносящие акты. Решения короля скреплялись подписью министра, который и нес ответственность. Позже это сыграло роль в становлении ограниченной монархии в Великобритании.

Вопросы «?» Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

Конституция 1791 г. Действительно сохранила монархию, так как король царствовал единолично, принимал решения самостоятельно, без опоры на другие органы. Также, король был единственным властителем и вмешивался во все сферы общества. Это черты монархии.

Однако единственным фактором, который ограничивал его действия, являлся закон, то есть Конституция 1791 г. Все, что запрещал закон, ограничивало абсолютную монархию, и действия короля были ограничены законодательно.

Вопросы «?» Подумай, с выполнением каких обязанностей связана, к примеру, реализация права на образование.

Известно, что каждому праву сопутствует обязанность. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования — это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

Вопросы «?» Как ты думаешь, почему некоторые не выполняют свои обязанности? К каким последствиям это приводит?

Если человек не исполняет свои обязанности, это говорит о его безответственности и халатном отношении к своему долгу.
Я считаю, что люди не исполняют обязанности из-за легкомысленности. Они считают, что выполнение обязанностей не значит ровным счетом ничего и не повлияет на жизнь общества в целом, однако это не так. Дело в том, что если все перестанут исполнять обязанности, в обществе воцарится хаос, государство будет на грани разрушения.

Вопросы «?» Как ты понимаешь слова о единстве и равенстве гражданства независимо от оснований его приобретения?

Речь идет о том, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет РАВНЫЕ права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством. Это означает, что с приобретением гражданства, у гражданина появляется принадлежность к государству, а значит возникают обязанности и закрепляются права.

Проверим себя 1. Каковы различные точки зрения на причины появления государства?

Существуют разные объяснения причин возникновения государства.

  • Первая теория заключается в том, что государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда. Отсюда следовало, что государство необходимо, вечно, его мирская власть абсолютна.
  • Вторая теория заключается в том, что государство появляется на определённой стадии развития общества как результат добровольного соглашения людей, договора между ними.
  • Третья теория, именуется теорией завоевания. Она заключается в том, что первые государства явились результатом завоевания воинственными племенами кочевников земледельческих общин.

2. На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?

Государство обладает определенным признаками, которые позволяют сделать вывод о наличии государственного устройства.

  • Первым признаком является единство территории. Речь идет о том, что государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.
  • Второй признак – наличие публичной власти. Дело в том, что государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том что она распространяется на всё население страны. Для её осуществления создается специальным аппарат, включая и органы принуждения: вооруженные формирования (армия, специальные подразделения), тюрьмы, исправительные учреждения.
  • Третий признак – суверенитет (независимость). Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.
  • Четвертый признак – законодательная деятельность. Речь идет о том, что только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические акты — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок.
  • Пятый признак – это взимание налогов. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины — и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, развитие систем образования и здравоохранения, поддержание обороноспособности и др.), а также на содержание государственного аппарата.

3. В чём выражается суверенитет государства?

Суверенитет – это независимость государства.

Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо.

Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

4. Каковы внутренние и внешние функции государства?

Государство выполняет определённые функции, осуществляя свою деятельность. Функции бывают внутренние и внешние функции.
Внутренние функции нацелены на сохранение целостности общества, поддержание и охрану общественного порядка, выработку стратегических целей развития общества, учёт и согласование интересов различных социальных групп, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства сосредоточены на развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

5. Сравни конституционную и абсолютную монархии, парламентскую и президентскую республики.

Конституционная монархия отличается от абсолютной монархии следующим. В абсолютной монархии власть монарха (короля, царя, императора, шейха, султана и пр.) не ограничена. Он принимает решения единолично, опираясь только на свое мнение. В конституционной монархии власть монарха ограничена положениями закона, закрепленными в конституции и парламентом.

Парламентская республика также отличается от президентской. В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето).

То есть в президентской республике больше полномочий у президента, в парламентской – у парламента.

6. Какое государство называют унитарным?

Унитарное государство – государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев должностные лица на местах назначаются из центра.

Например, устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Франция, Венгрия, Чехия, Испания и ряд других.

7. Что присуще федеративному государственному устройству?

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, края, области являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью.
В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

8. Раскрой смысл понятия «гражданство».

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.

Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству. В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

9. Как связаны права и обязанности гражданина?

Права и обязанности граждан неразрывно связаны. Если закреплено права гражданина, то ему сопутствует обязанность. Для того, чтобы было понятно, необходимо привести пример. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования – это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

В классе и дома

1. Прочитай высказывание французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778): «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми… остаётся столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую решает общественный договор». Какой теории о происхождении государства придерживался, на твой взгляд, мыслитель? Свой ответ поясни.

Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т.Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

2. В Великобритании портфель премьер-министра монарх вынужден автоматически предлагать лидеру парламентского большинства. О каком положении парламента в системе высших органов власти страны свидетельствует этот факт?

Это свидетельствует о том, что власть монарха ограничена положениями закона, а именно Конституцией. Парламент занимает главенствующее положение, а монарх номинальное. Он представляет собой лицо власти.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

3. Какое из двух приведённых ниже положений отражает федеративный характер государственного устройства США:
  • 1) президент является главой исполнительной власти;
  • 2) американские штаты имеют свои конституции?

Поясни свой ответ. 2 ответ верен. Это объясняется тем, как устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью, имеют свои законы.

В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

4. Широко известны строки из стихотворения Н. А. Некрасова:

Объясни, что значит, на твой взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.
Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству.

В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

Достойный гражданин — это гражданин, который не только пользуется своими правами, но и выполняет предписанные законом обязанности и выполняет общественно полезный долг. Например, воинский.

Читайте также: