К рискам налогового консультирования относятся

Опубликовано: 20.09.2024

Налоговое консультирование — это квалифицированная помощь по различным налоговым вопросам, предоставляемая профессиональными консультантами. Консультирование- это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по разработке рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков. Таким образом консультационные услуги – это особый вид услуг: совет, рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка и т.п. в предметной области интересов (проблем) клиента. Основой их служат предоставление информации в различных формах (письменной, устной и пр.), а главной особенностью является то, что эта информация может относиться к любой из сфер деятельности предприятия.

Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права состояния будущего, с учетом которых им принимаются решения в настоящем.

Необходимо разграничивать понятие налогового риска для налогоплательщиков, налоговых агентов, и других субъектов налоговых правоотношений, представляющих интересы государства. Причем для каждого из них он будет иметь различные формы проявления. Например, для государства, исполнительными органами которого при реализации налоговых правоотношений является ряд субъ­ектов, налоговый риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Для налогоплательщиков рост налоговых издер­жек, являющихся разновидностью его предпринимательских из­держек, влечет за собой снижение его имущественного потенциа­ла и, следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.

Те виды налоговых рисков, которые могут быть оценены в де­нежном выражении, целесообразно относить к финансовым рис­кам, ввиду того, что деньги являются материальной основой фи­нансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являют­ся частью финансовых отношений.

Понятие «финансо­вый риск» трактуется следующим образом: риск, обусловленный соотношением собственных и заемных средств (повышение издержек по обслуживанию капитала, потеря денежных средств). Налоговые риски организаций-налогоплательщиков имеют денежное выражение и влекут за собой повышение издержек по обслуживанию капитала организации, поэтому данный вид нало­говых рисков может быть отнесен к финансовым.

Налоговые риски могут быть допустимы­ми, критическими и катастрофическими. Так, примером катастро­фического налогового риска для хозяйствующего субъекта явля­ется предъявление штрафных санкций, в совокупности с основной суммой налога представляющих угрозу платежеспособности орга­низации-налогоплательщика.

Исходя из факторов, определяющих финансовые риски, полагают, что «приня­то выделять систематический и несистематический риски». Сис­тематический риск, обусловлен действием много­образных, общих для всех хозяйствующих субъектов факторов. Несистематический риск обусловлен действием факторов, полно­стью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъек­та.

Если все же проклассифицировать налого­вые риски исходя из вышеизложенного подхода, то для организа­ции-налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, инициированным измене­ниями в условиях налогообложения со стороны государства, внутренние- по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта. Для государства в целом также мож­но подразделить налоговые риски на внешние и внутренние. Внешние будут обусловлены действием международных догово­ров в области налогообложения, деятельностью офшорных зон и предлагаемых ими условий и т.д., внутренние — деятельностью за­конодательных и исполнительных органов власти, осуществляю­щих функции государства в процессе налогообложения, а также деятельностью налогоплательщиков.

С точки зрения практики можно вы­делить несколько видов налоговых рисков, существенно отличаю­щихся своей спецификой. Это риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. К рискам налогового контроля можно отнести риски аннулирования лицензий и лик­видации организации по искам налоговых органов, а также риски определения суммы налогов расчетным путем налоговыми орга­нами.

Риски усиления на­логового бремени свойственны экономическим проектам длитель­ного характера. К таким рискам он относит появление новых на­логов и рост ставок уже существующих налогов, отмену налого­вых льгот.

Риски уголовного преследования обусловлены тем, что для ру­ководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих на­логовое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к административной и уголовной ответственности

Однако само по себе воз­буждение уголовного дела в отношении руководителя компании является реальной серьезной проблемой, которая несет в себе ощутимые риски, связанные с ухудшением условий реализации различных видов проектов. Такие риски могут иметь непосредст­венную стоимостную оценку и, следовательно, относиться к фи­нансовым рискам в отличие от рисков, непосредственно связан­ных с уголовным преследованием руководителя, стоимостная оценка которых весьма затруднена.

Помимо перечисленных выше, существует ряд маловероятных специфических налоговых рисков, не вполне поддающихся клас­сификации, негативное воздействие которых, тем не менее, может быть достаточно ощутимым.

Обобщим рассмотренные нами классификационные признаки в отношении налоговых рисков и представим их следующую клас­сификацию:

1. По субъектам, несущим налоговые риски: налоговые риски го­сударства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц. В дальнейшем можно осуществлять детализацию риска налогоплательщиков для юридических и физических лиц, а государства - для различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.

2. Исходя из факторов, определяющих финансовые риски: внеш­ние и внутренние.

3. По объекту связи с другими видами рисков: риском упущен­
ной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным и др.

4. По виду последствий: риски налогового контроля, риски уси­ления налогового бремени (увеличения налоговой нагрузки орга­низации), риски уголовного преследования налогового характера.

5. По величине возможных потерь: допустимые риски, критиче­ские и катастрофические.

Профессиональные объединения как фактор саморегулирования и развития деятельности налоговых консультантов. Роль палаты налоговых консультантов России и иных профессиональных объединений в развитии деятельности по налоговому консультированию.

Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования осуществляется либо на государственном уровне, то есть законодательно, либо на уровне саморегулируемых организаций, деятельность которых устанавливается законодательно. Государственное регулирование оказания услуг налогового консультирования характеризуется четкими определениями понятий, используемых при оказании услуг, четкой регламентации самой деятельности налоговых консультантов, жестко установленными требованиями, предъявляемыми к лицам, оказывающим услуги по налоговому консультированию. При государственном регулировании услуги по налоговому консультированию регламентируется правилами, которые устанавливаются на государственном уровне и подлежат применению семи лицами, оказывающими профессиональные услуги по налоговому консультированию. Как правило, во многих странах деятельность налоговых консультантов подлежит лицензированию, законодательством установлена и мера ответственности налогового консультанта.

В тех странах, где оказание услуги налогового консультирования не регулируется государством, эту функцию регулирования услуг берут на себя саморегулируемые организации. Они устанавливают определенные требования к оказанию услуг по налоговому консультированию, разрабатывают правила, требования к самим налоговым консультантам, их уровню квалификации, которые подлежат применению теми налоговыми консультантами, которые объединены саморегулируемыми организациями. Саморегулируемыми организациями признаются созданные в целях саморегулирования добровольные объединения субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства сферы профессиональной деятельности и функционирующие на принципах некоммерческой организации.

Под саморугулированием понимается деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по разработке и установлению правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а так же осуществление контроля за их соблюдением.

Для целей регулирования профессиональной деятельности у самогрегулируемой организации должно быть наличие опубликованных правил и стандартов профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулируемой организации, наличие у саморегулируемой организации механизмов обеспечения ответственности ее участников за соблюдением указанных правил и стандартов, наличие у саморегулируемой организации органов, осуществляющих контроль выполнения правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности участниками саморегулируемой организации и рассмотрение дел о наложении на участников саморегулируемой организации мер ответственности.

Правила и стандарты саморегулируемых организаций должны быть направлены на соблюдение правил деловой этики и обычаев делового оборота, устранение или снижение конфликта интересов участников саморегулирующей организации, их сотрудников и должностных лиц, а также иных правил, предусмотренных нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Правила и стандарты саморегулируемых организаций должны устанавливать запрет на осуществление действий участниками саморегулируемой организации в ущерб иным субъектам предпринимательской деятельности, а также устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению в отношении потребителей товаров, работ, услуг, и иных лиц действий, наносящих моральный вред и ущерб деловой репутации отдельным участникам и всей саморегулируемой организации в целом.

Деятельность саморегулируемой организации может играть очень большую роль как в деле охраны и защиты профессиональных интересов налоговых консультантов, так и обеспечения добросовестности, соблюдения этических норм и правил налогового консультирования.

Введение в действие первой части Налогового кодекса РФ, которая установила правила взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, привело к осознанию необходимости профессиональной подготовки специалистов именно по налоговому консультированию.

Приказом МНС РФ от25.08.199 года была создана комиссия по налоговому консультированию. Комиссия создана в целях координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов, уполномоченных учебных центров, средств массовой информации, для обеспечения высокого уровня налогового консультирования.

40 Модели налогового консультирования: содержание, цели, задачи, функции

Налоговое консультирование - это квалифицированная помощь по различным налоговым вопросам, предоставляемая профессиональными консультантами.

Оптимизация налогообложения представляет собой выгодный способ ведения хозяйственной деятельности с применением существующих инструментов согласно действующему Налоговому Кодексу Российской Федерации. Услуги консультанта заключаются в эффективном и оперативном реагировании на вопросы, связанные налоговой сферой.

В настоящее время существуют различные виды налогового консультирования. В зависимости от ситуации, предоставляется той или иной вид услуг.

Консультирование осуществляется с целью повышения эффективности деятельности организации. Иными словами, при предоставлении услуг, прежде всего, учитываются текущие налоговые потребности предприятия. Однако это не значит, что услуги консалтинга будут сосредоточены исключительно на какой-либо текущей задаче клиента.

Основная задача заключается в том, чтобы в результате совместного сотрудничества разработать оптимальную управленческую программу для развития бизнеса.

Оперативные и профессиональные услуги налогового консультанта помогут избежать финансовых потерь и защитить компанию от возможных налоговых претензий со стороны различных государственных органов, и прежде всего, налоговых.

Услуги в сфере налогового консультирования включают в себя:

Консультирование и разработка рекомендаций по следующим вопросам:

· начисление и уплата налогов в бюджет;

· законодательство и бухгалтерский учет;

· налогообложение заключенных сделок;


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Налоговое консультирование — это квалифицированная помощь по различным налоговым вопросам, предоставляемая профессиональными консультантами. Консультирование- это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по разработке рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков. Таким образом консультационные услуги – это особый вид услуг: совет, рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка и т.п. в предметной области интересов (проблем) клиента. Основой их служат предоставление информации в различных формах (письменной, устной и пр.), а главной особенностью является то, что эта информация может относиться к любой из сфер деятельности предприятия.

Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права состояния будущего, с учетом которых им принимаются решения в настоящем.

Необходимо разграничивать понятие налогового риска для налогоплательщиков, налоговых агентов, и других субъектов налоговых правоотношений, представляющих интересы государства. Причем для каждого из них он будет иметь различные формы проявления. Например, для государства, исполнительными органами которого при реализации налоговых правоотношений является ряд субъ­ектов, налоговый риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Для налогоплательщиков рост налоговых издер­жек, являющихся разновидностью его предпринимательских из­держек, влечет за собой снижение его имущественного потенциа­ла и, следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.

Те виды налоговых рисков, которые могут быть оценены в де­нежном выражении, целесообразно относить к финансовым рис­кам, ввиду того, что деньги являются материальной основой фи­нансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являют­ся частью финансовых отношений.

Понятие «финансо­вый риск» трактуется следующим образом: риск, обусловленный соотношением собственных и заемных средств (повышение издержек по обслуживанию капитала, потеря денежных средств). Налоговые риски организаций-налогоплательщиков имеют денежное выражение и влекут за собой повышение издержек по обслуживанию капитала организации, поэтому данный вид нало­говых рисков может быть отнесен к финансовым.

Налоговые риски могут быть допустимы­ми, критическими и катастрофическими. Так, примером катастро­фического налогового риска для хозяйствующего субъекта явля­ется предъявление штрафных санкций, в совокупности с основной суммой налога представляющих угрозу платежеспособности орга­низации-налогоплательщика.

Исходя из факторов, определяющих финансовые риски, полагают, что «приня­то выделять систематический и несистематический риски». Сис­тематический риск, обусловлен действием много­образных, общих для всех хозяйствующих субъектов факторов. Несистематический риск обусловлен действием факторов, полно­стью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъек­та.

Если все же проклассифицировать налого­вые риски исходя из вышеизложенного подхода, то для организа­ции-налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, инициированным измене­ниями в условиях налогообложения со стороны государства, внутренние- по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта. Для государства в целом также мож­но подразделить налоговые риски на внешние и внутренние. Внешние будут обусловлены действием международных догово­ров в области налогообложения, деятельностью офшорных зон и предлагаемых ими условий и т.д., внутренние — деятельностью за­конодательных и исполнительных органов власти, осуществляю­щих функции государства в процессе налогообложения, а также деятельностью налогоплательщиков.

С точки зрения практики можно вы­делить несколько видов налоговых рисков, существенно отличаю­щихся своей спецификой. Это риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. К рискам налогового контроля можно отнести риски аннулирования лицензий и лик­видации организации по искам налоговых органов, а также риски определения суммы налогов расчетным путем налоговыми орга­нами.

Риски усиления на­логового бремени свойственны экономическим проектам длитель­ного характера. К таким рискам он относит появление новых на­логов и рост ставок уже существующих налогов, отмену налого­вых льгот.

Риски уголовного преследования обусловлены тем, что для ру­ководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих на­логовое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к административной и уголовной ответственности

Однако само по себе воз­буждение уголовного дела в отношении руководителя компании является реальной серьезной проблемой, которая несет в себе ощутимые риски, связанные с ухудшением условий реализации различных видов проектов. Такие риски могут иметь непосредст­венную стоимостную оценку и, следовательно, относиться к фи­нансовым рискам в отличие от рисков, непосредственно связан­ных с уголовным преследованием руководителя, стоимостная оценка которых весьма затруднена.

Помимо перечисленных выше, существует ряд маловероятных специфических налоговых рисков, не вполне поддающихся клас­сификации, негативное воздействие которых, тем не менее, может быть достаточно ощутимым.

Обобщим рассмотренные нами классификационные признаки в отношении налоговых рисков и представим их следующую клас­сификацию:

По субъектам, несущим налоговые риски: налоговые риски го­сударства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц. В дальнейшем можно осуществлять детализацию риска налогоплательщиков для юридических и физических лиц, а государства - для различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.

Исходя из факторов, определяющих финансовые риски: внеш­ние и внутренние.

По объекту связи с другими видами рисков: риском упущен­ ной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным и др.

По виду последствий: риски налогового контроля, риски уси­ления налогового бремени (увеличения налоговой нагрузки орга­низации), риски уголовного преследования налогового характера.

По величине возможных потерь: допустимые риски, критиче­ские и катастрофические.

39 Профессиональные объединения как фактор саморегулирования и развития деятельности налоговых консультантов. Роль палаты налоговых консультантов России и иных профессиональных объединений в развитии деятельности по налоговому консультированию.

Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования осуществляется либо на государственном уровне, то есть законодательно, либо на уровне саморегулируемых организаций, деятельность которых устанавливается законодательно. Государственное регулирование оказания услуг налогового консультирования характеризуется четкими определениями понятий, используемых при оказании услуг, четкой регламентации самой деятельности налоговых консультантов, жестко установленными требованиями, предъявляемыми к лицам, оказывающим услуги по налоговому консультированию. При государственном регулировании услуги по налоговому консультированию регламентируется правилами, которые устанавливаются на государственном уровне и подлежат применению семи лицами, оказывающими профессиональные услуги по налоговому консультированию. Как правило, во многих странах деятельность налоговых консультантов подлежит лицензированию, законодательством установлена и мера ответственности налогового консультанта.

В тех странах, где оказание услуги налогового консультирования не регулируется государством, эту функцию регулирования услуг берут на себя саморегулируемые организации. Они устанавливают определенные требования к оказанию услуг по налоговому консультированию, разрабатывают правила, требования к самим налоговым консультантам, их уровню квалификации, которые подлежат применению теми налоговыми консультантами, которые объединены саморегулируемыми организациями. Саморегулируемыми организациями признаются созданные в целях саморегулирования добровольные объединения субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства сферы профессиональной деятельности и функционирующие на принципах некоммерческой организации.

Под саморугулированием понимается деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по разработке и установлению правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а так же осуществление контроля за их соблюдением.

Для целей регулирования профессиональной деятельности у самогрегулируемой организации должно быть наличие опубликованных правил и стандартов профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулируемой организации, наличие у саморегулируемой организации механизмов обеспечения ответственности ее участников за соблюдением указанных правил и стандартов, наличие у саморегулируемой организации органов, осуществляющих контроль выполнения правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности участниками саморегулируемой организации и рассмотрение дел о наложении на участников саморегулируемой организации мер ответственности.

Правила и стандарты саморегулируемых организаций должны быть направлены на соблюдение правил деловой этики и обычаев делового оборота, устранение или снижение конфликта интересов участников саморегулирующей организации, их сотрудников и должностных лиц, а также иных правил, предусмотренных нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Правила и стандарты саморегулируемых организаций должны устанавливать запрет на осуществление действий участниками саморегулируемой организации в ущерб иным субъектам предпринимательской деятельности, а также устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению в отношении потребителей товаров, работ, услуг, и иных лиц действий, наносящих моральный вред и ущерб деловой репутации отдельным участникам и всей саморегулируемой организации в целом.

Деятельность саморегулируемой организации может играть очень большую роль как в деле охраны и защиты профессиональных интересов налоговых консультантов, так и обеспечения добросовестности, соблюдения этических норм и правил налогового консультирования.

Введение в действие первой части Налогового кодекса РФ, которая установила правила взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, привело к осознанию необходимости профессиональной подготовки специалистов именно по налоговому консультированию.

Приказом МНС РФ от25.08.199 года была создана комиссия по налоговому консультированию. Комиссия создана в целях координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов, уполномоченных учебных центров, средств массовой информации, для обеспечения высокого уровня налогового консультирования.

Автор: Ирина Дудкина, Ведущий специалист Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Налоговые риски и необоснованная налоговая выгода

Налоговые риски и необоснованная налоговая выгода

Налоговые риски представляют собой риски неблагоприятных для предприятия налоговых последствий, к которым относятся, в том числе:

назначение налоговой проверки;

различные доначисления (налоги, пени, штрафы), произведенные налоговой службой на основе как камеральной, так и выездной налоговой проверки;

приостановление операций по банковскому счету.

При этом стоит отметить, что помимо понятия «налоговые риски» существует понятие «налоговой выгоды», то есть, согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, «уменьшение размера налоговой обязанности вследствие в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».

Таким образом, в ряде случаев налоговые органы могут выражать сомнение в обоснованности налоговой выгоды, что является, по сути, еще одним налоговым риском.

Приказом от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@) установлен общедоступный список критериев, используя который предприятия могут самостоятельно провести оценку налоговых рисков.

Рассмотрим финансово-хозяйственные операции (действия) предприятия, которые налоговые органы относят к операциям с высоким налоговым риском в связи с возможностью получения необоснованной налоговой выгоды:

Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов

Оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними

Использование офшорных компаний и офшорных схем

Применение схем «дробления» бизнеса

Трансфертное ценообразование (ТЦО).

Стоит также отметить, принятие Госдумой в третьем чтении законопроекта № 529775-6 о необоснованной налоговой выгоде. Законопроект уже поступил в Совет Федерации. Налоговый Кодекс РФ дополняется статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению», которая запретит уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения.

Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов

Работа предприятия с поставщиками зачастую подвержена особо пристальному вниманию налоговых органов. В последнее время выявление необоснованной налоговой выгоды в операциях с контрагентами стало, пожалуй, ключевой задачей налоговиков.

Отметим, что в совместном Письме Минфина и ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ рассматриваются такие признаки должной осмотрительности, как:

наличие личных контактов руководителей контрагента при обсуждении условий поставок и подписании договоров;

наличие документов, подтверждающих полномочия руководителей контрагента, а также копий паспортов или иных удостоверяющих личность документов;

наличие информации о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных, торговых помещений, складов или офиса;

наличие информации об источниках сведений о контрагенте (как находящихся в открытом доступе, так и, например, рекомендаций третьих лиц) и так далее.

Наличие же следующих признаков свидетельствует о высокой степени риска классификации контрагента в качестве «проблемного», а значит, операции с ним могут быть признаны сомнительными и подлежать особо тщательной проверке:

содержание в договорах условий, отличных от устоявшегося делового оборота;

отсутствие очевидных свидетельств того, что контрагенту под силу выполнить условия договора с учетом сроков его выполнения, а также свидетельств наличия у контрагента необходимых ресурсов;

рост задолженности без прекращения поставки товаров, проведения работ, оказания услуг;

отсутствие реальных действий по взысканию задолженности – в случае ее наличия;

выдача займов без обеспечения;

отсутствие экономического обоснования целесообразности сделки и др.

В ходе проверок предприятия налоговые органы могут запросить:

документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагентов;

деловую переписку с контрагентом;

иные документы, определившие выбор контрагента.

При отсутствии обосновывающих документов контрагент может быть признан подконтрольным налогоплательщику, что приведет к возникновению налоговых рисков доначисления налогов по сделкам с ним.

По данному вопросу имеется значительное число судебных разбирательств между налоговыми органами и предприятиями с выводами далеко не всегда в пользу последних.

Оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними

Распространенным случаем действующей практики является оформление работодателем сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) с заключением с ними вместо трудовых – гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг. Возникновение налоговой выгоды (избежание обязанностей налогового агента по НДФЛ и снижение размера страховых взносов) в данном случае не подлежит сомнению.

При выявлении подобных схем налоговики переквалифицируют гражданско-правовые отношения в трудовые, предлагая соответствующие корректировки по НДФЛ.

Что касается арбитражной практики, она по подобным спорам неоднозначна.

Использование офшорных компаний и офшорных схем

Использование офшорных схем перечисления денежных средств привлекает внимание налоговых органов, и в случае наличия среди контрагентов компании офшоров существенно возрастают налоговые риски.

Применение схем «дробления» бизнеса

В случае разделения («дробления») бизнеса, если налоговые органы признают такое разделение формальным, возникают налоговые риски.

И хотя само по себе «дробление» бизнеса не противоречит закону, неправомерным признается разделение с целью получения налоговой выгоды, которая не считается самостоятельной деловой целью. Впрочем, споры по данному вопросу не утихают, хотя налоговым органам часто удается найти доказательства отсутствия хозяйственной потребности в разделении.

В этом случае рассматриваются следующие признаки:

выделение из одного предприятия других подконтрольных фирм, которые будут работать на других более льготных системах налогообложения;

предприятия будут взаимосвязанными лицами;

отсутствует деловая целесообразность такого разделения;

фактическая организация бизнеса не изменилась после разделения и др.

Стоит, однако, отметить, что по данному виду рисков имеются судебные споры, не всегда решенные в пользу налогоплательщика (например, Письмо ФНС от 19.01.2016 № ССА-4-7/465@).

«Аренда» персонала

Налоговые риски могут возникнуть при аренде персонала, если отсутствует необходимость в привлечении работников, либо если отсутствует необходимое документальное подтверждение их участия. Налоговый риск в данном случае повышается, если:

имело ли место привлечение одних и тех же работников как по трудовому договору, так и по договору найма персонала;

фактически привлеченные работники по своей квалификации и опыту соответствуют тем параметрам, которые заложены в договоре найма персонала;

имеющаяся в организации документация позволяет подтвердить реальное участие полученных в «аренду» работников в деятельности организации;

расходы на аренду персонала соразмерны тем выплатам, которые производились бы в случае оформления трудовых отношений.

Трансфертное ценообразование (ТЦО)

Ранее Налоговой кодекс РФ содержал всего одну статью, посвященную тому, что теперь называется «Трансфертное ценообразование» – ст. 40. Она содержала определение операций между взаимозависимыми компаниями, в которых стороны могут самостоятельно завысить или занизить цены операций (для целей минимизации налогов).

В дальнейшем налоговые органы приняли решение о необходимости приведения таких операций к мировой практике – Международным положениям о ТЦО. Так появилась гл. 14.1 НК РФ.

Трансфертное ценообразование – это процесс ценообразования между компаниями, которые являются или могут быть признаны взаимозависимыми. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами, а значит, ведут к получению необоснованной налоговой выгоды.

По вопросу ТЦО судебная практика в России неоднозначна. Зачастую налоговые органы применяют правила по предотвращению необоснованной налоговой выгоды и используют ТЦО-инструментарий даже в случаях, когда сделки формально не подпадают под ТЦО-регулирование, например, внутрироссийские сделки, не превышающие установленный законодательством «порог» в один миллиард рублей.

Рассмотренные в настоящей статье признаки получения необоснованной налоговой выгоды не исчерпывают всего разнообразия в меняющейся динамике трактовок законодательства налоговыми органами. В то же время перечислена большая часть значимых налоговых рисков, знание которых поможет в принятии бизнес-решений.

счета

Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.

чтение документа

В рамках услуги «Аналог выездной налоговой проверки» юристы и аудиторы могут оценить степень налоговых рисков и разработать решения по их минимизации.

стелаж с документами

суд

Опытные специалисты могут помочь в обжаловании актов налоговых органов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

консультант

Критерии удачного выбора консалтинговой компании: репутация, опыт, надежность.

монеты!

Процедуры по возмещению НДС — один из самых сложных видов работ с государственным бюджетом, поэтому их стоит доверить опытным специалистам.

Большинство толковых словарей трактуют понятие риска как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики явлений природы либо тех или иных видов человеческой деятельности. Аналогичным характером обладает и понятие налогового риска, причем для всех участников налоговых правоотношений — налогоплательщиков, налоговых агентов и даже для налоговых органов.

Понятие и виды налоговых рисков

Само определение налогового риска появилось сравнительно недавно. Налоговый риск — это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого компания, организация или частное лицо, принявшие то или иное решение в сфере налогообложения, могут потерять или не получить ресурсы, утратить предполагаемую выгоду или понести дополнительные финансовые либо имиджевые убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

Это определение подразумевает существование налоговых рисков не только для налогоплательщиков, но и для государства в лице органов исполнительной власти. В этом случае налоговые риски состоят в возможном снижении поступления суммы налогов, которые являются основной составляющей бюджета.

Налоговые риски, которые можно оценить в денежном выражении, относятся к категории финансовых, поскольку и сами налоговые отношения являются частью финансовых отношений. Нефинансовыми можно назвать только те риски, которые связаны с уголовной ответственностью, поскольку она не может быть оценена в денежном выражении, по крайней мере, законным образом.

Главными характеристиками налогового риска являются:

  • отсутствие возможности благоприятного исхода;
  • высокий уровень субъективной оценки и возможность возникновения новых рисков, предусмотреть появление которых в момент принятия решения было сложно или невозможно;
  • тесная связь с неопределенностью экономической и правовой информации;
  • негативный характер для всех участников налоговых отношения, в отличие от других видов риска;
  • разное проявление для каждого участника налоговых отношений.

Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Самым распространенным среди них является риск доначисления налогов в результате выявления нарушений в ходе налоговой проверки. Но кроме него также существуют риски неэффективного налогообложения, риски усиления налогового бремени, риски уголовной ответственности.

На возникновение налоговых рисков оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние.

Внешние факторы:

  1. Информационные: налоговые проблемы контрагентов, изменение позиции налоговых, судебных и финансовых органов по вопросам налогообложения, несвоевременное получение информации от госорганов.
  2. Экономические: финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, изменение состава налогоплательщиков, изменение перечня налогов, изменение налоговых ставок или других элементов налогообложения, изменение штрафных санкций.
  3. Социальные: социальная политика, коррупция.
  4. Политические: конфликт с органами власти.

Внутренние факторы:

  1. Организационные: недостаточная квалификация работников налоговых департаментов компаний, взаимодействие структурных подразделений между собой и с налоговыми органами в процессе начисления налогов, низкая осведомленность руководства о налоговых рисках.
  2. Технические: отсутствие налогового планирования, несовершенная технология учета и обработки информации при исчислении и уплате налогов.
  3. Экономические: затратность содержания налогового подразделения или использования услуг аудиторско-консалтинговых компаний, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  4. Социальные: конфликт интересов собственника и менеджмента организации.

Обычно налоговые риски возникают там, где имеется неопределенность. Но если с другими видами рисков отечественные бизнесмены уже научились более или менее эффективно бороться, то отношение к налоговым рискам в России, в отличие от всего остального цивилизованного мира, является не слишком серьезным. Нередко руководство компании узнает об обременительных налоговых последствиях той или иной сделки уже после ее завершения, когда уже поздно принимать меры по их снижению.

Почему рисками нужно управлять

Как правило, предприниматели, активно развивающие свой бизнес, вместе с этим воспроизводят и налоговые риски, поэтому наиболее дальновидные и опытные компании, особенно средние и крупные, стали создавать у себя отдельные подразделения, которые и занимаются управлением налоговыми рисками.

Основные задачи риск-менеджмента:

  1. Сбор и хранение информации об изменениях во внутренней и внешней среде, например, о новшествах в налоговом законодательстве.
  2. Определение совокупности факторов налоговых рисков для конкретной компании.
  3. Установление уровня угроз, связанных с этими рисками.
  4. Выработка тактики и стратегии борьбы с ними.
  5. Разработка программы мероприятий по снижению уровня налоговых рисков и введение ее в работу.
  6. Ведение управленческого учета и финансовой отчетности по решениям, которые могут вызвать возникновение налоговых рисков.

Несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, российские и зарубежные риск-менеджеры эти риски видят по-разному. Для отечественных компаний самым важным является снижение угрозы предъявления претензий со стороны налоговой инспекции и доначисления налогов, а также наложения штрафов. Иностранные компании под риском понимают еще и риск переплаты налогов. Именно такое, более широкое понимание налогового риска стимулирует внедрение в организации полноценной системы внутреннего контроля, направленной не только на избежание доначислений, но и на выбор оптимальной системы налогообложения.

Согласно опросу, проведенному среди компаний из стран-участниц БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), только 10% российских компаний уделяют налоговому планированию время в своей повседневной деятельности. Для сравнения — в остальных странах БРИК, например, этим занимаются 20% фирм. Еще одной отечественной проблемой остается отсутствие внутрикорпоративных коммуникаций по вопросам налогов. Только 24% из опрошенных заявили, что регулярно отчитываются перед руководством (в других странах БРИК — 45%).

На сегодня методы анализа и управления налоговыми рисками на российских предприятиях существенно отличаются друг от друга в зависимости от размера организации, ее публичности и уровня развития корпоративного управления.

Методы оценки налоговых рисков

Для того чтобы дать налогоплательщикам возможность самостоятельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Эта концепция утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@.

Теперь каждый налогоплательщик может самостоятельно проанализировать деятельность своей компании, чтобы понять, относится ли она к высокорисковой или же нет. Всего налоговой службой принято 12 ключевых признаков:

  1. Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли.
  2. Отражение убытков в бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в отчетности крупных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Рост расходов превышает рост доходов от реализации товаров или услуг.
  5. Среднемесячная заработная плата в компании ниже, чем средняя по другим компаниям в этом же виде экономической деятельности в России.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
  7. Отражение суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода за один календарный год.
  8. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия обоснованных экономических или других причин.
  9. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений по поводу выявленных несоответствий показателей деятельности, непредоставление запрашиваемых документов, наличие информации об их порче или уничтожении.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности компании от уровня рентабельности, характерной для данной сферы деятельности.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Пользуясь этим перечнем, налогоплательщик сможет своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства. Если риски действительно высоки, то налоговые органы рекомендуют компании исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за конкретный период, уведомить налоговые органы о принятых мерах для снижения рисков.

Если же компания ведет свою деятельность в высокорисковой области и не принимает никаких мер, то, скорее всего, ее включат в план выездной налоговой проверки, по результатам которой с большей или меньшей очевидностью будут начислены штрафы, пени или назначено иное наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Методы налогового риск-менеджмента

Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема возможных потерь. Для этого применяется целый спектр методов оценки налоговых рисков, каждый из которых способен принести реальную пользу компании:

  • Диверсификация. Она представляет собой процесс заключения однотипных сделок в различных вариантах, которые варьируются по степени налогового риска от нуля до допустимого в компании уровня. Одним из видов диверсификации может быть расширение присутствия на территориях с разными условиями налогообложения, например, в офшорах. Но свести налоговые риски к нулю с помощью диверсификации невозможно.
  • Лимитирование сумм сделок. Под ним понимают установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения налогообложения. Лимитирование — один из важнейших и наиболее эффективных приемов снижения налоговых рисков, обычно оно применяется компаниями в случае наличия значительных портфельных рисков.
  • Создание системы внутреннего мониторинга процессов, связанных с налогами. Такая система подразумевает отслеживание всех мероприятий по исчислению и уплате налогов. Для этого для всех структурных подразделений компании разрабатываются и вводятся в действие нормативные документы, регламентирующие это процесс: внутренние регламенты, методологические указания, формализованные процедуры расчета налогов, должностные инструкции, система KPI.
  • Формализация налоговых процессов внутри компании. Позволяет эффективно выявлять, собирать и анализировать информацию о возможных налоговых рисках с целью принятия необходимых решений по их минимизации. Построение формата системы управления рисками зависит от особенностей бизнес-процессов в конкретной компании. Большинство организаций реализуют ее через внутренние приказы, регламенты, конкретные процедуры, ужесточая при этом требования к документам системы внутреннего контроля.

  • Автоматизация процессов, в том числе, документооборота. Для этого применяется или обновляется программное обеспечение, отвечающие за автоматизацию бизнес-процессов компании, включая и налоговые процедуры.
  • Повышение осведомленности специалистов и руководства. В рамках этого метода проводится постоянный мониторинг налогового законодательства, включая консультации в налоговых органах или со специалистами аудиторско-консалтинговых фирм. Еще один путь повышения осведомленности — проведение дью дилидженс контрагентов, с целью получения исчерпывающий информации об их надежности с точки зрения налоговых рисков.
  • Повышение квалификации сотрудников налогового департамента и оптимизация штатного расписания в этой области. Для повышения квалификации сотрудников, отвечающих за исчисление и уплату налогов, необходимо обеспечить условия для отслеживания всех изменений в законодательстве, изучения и применения новейших компьютерных программ. Для оптимизации штатного расписания в компании может быть выделена группа, осуществляющая налоговый учет, или введена должность специалиста по налоговым расчетам.
  • Создание внутренней системы аудита налоговых рисков или привлечение внешних аудиторов (налоговый инициативный внутренний и внешний аудит). Эффективный метод налогового риск-менеджмента, заключающийся в создании в компании службы, отвечающей за соблюдение установленного порядка исчисления и уплаты налогов. Внутренний налоговый аудит проводится в интересах компании и регламентируется ее внутренней документацией, все проверки такого рода осуществляются собственными силами организации. Отдел внутреннего аудита целесообразно создавать только в больших фирмах, поэтому небольшие и средние организации обычно привлекают для минимизации налоговых рисков внешних аудиторов.
  • Налоговый консалтинг. Постоянное сотрудничество с консалтинговыми фирмами по вопросам налогообложения также может стать одним из эффективных методов снижения рисков, поскольку эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.
  • Самострахование. Этот метод заключается в том, что компания предпочитает страховаться сама, нежели покупать страховку, экономя таким образом средства. Самострахование — это форма создания резервных фондов непосредственно на самих предприятиях.
  • Страхование. Сущность этого метода — в отказе компании от части дохода для того, чтобы нивелировать риск. По сути, организация готова заплатить за снижение его степени до нуля, приобретая страховку. Несклонные к риску фирмы стараются застраховаться так, чтобы обеспечить максимальное возмещение финансовых потерь, которые они только могут понести.

При выборе того или иного метода снижения налогового риска налогоплательщик должен заранее оценить его возможные последствия. Уменьшение налоговых рисков до приемлемого уровня требует высокого профессионализма в сфере налогообложения, в бухгалтерском учете и судебной практике. Часто оказывается, что компания, особенно небольшая, в состоянии сделать это только с помощью внешних специалистов.

Помощь в построении системы управления налоговыми рисками на предприятии

О том, чем помогают бизнесу приглашенные консультанты, нам рассказал Дмитрий Водчиц, руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Любой бизнес так или иначе связан с появлением налоговых рисков, возникающих из-за частых изменений в налоговом законодательстве и по многим другим причинам. Даже добросовестные налогоплательщики нередко оказываются заложниками неприятной ситуации, поскольку не всегда успевают отслеживать ситуацию внутри компании и за ее пределами. В этом случае может потребоваться помощь специалистов по налогообложению консалтинговых компаний. Глубокий анализ налоговых рисков дает возможность избежать опасных последствий, связанных с несвоевременной реакцией на законодательные новеллы или поведение недобросовестных контрагентов. Несмотря на то, что налоговыми органами разработана концепция самостоятельной оценки налоговых рисков, при малейшем подозрении на то, что компания подпадает под эти критерии, лучше обратиться к профессионалам.

Специалисты КСК групп оказывают исчерпывающий перечень услуг, которые могут состоять в выборе налогового режима и ведении учета, в формировании стратегии взаимодействия с налоговыми органами, в консультациях по легальному возмещению НДС, в сопровождении налоговой проверки, в ведении исполнительного производства в суде, в оспаривании результатов налоговой проверки и судебного заключения и во многом другом. По результатам анализа налоговых рисков компания получит исчерпывающий отчет, составленный в доступной форме. Благодаря этому, руководитель, даже не имея специальных знаний, сможет вынести собственное решение и принять нужные меры по минимизации рисков».

1) Понятие «риск»; 3 результата.

Риск – это событие, которое может произойти, а может не произойти. В случае совершения такого события возможны 3 экономических результата:

- отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

- положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, т.е. использовать методы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление риска и принимать меры по снижению степени риска. Риски подразделяются в зависимости от вида деятельности.

Налоговый риск – негативное проявление финансового риска не только для н\пл, но и для всех субъектов правоотношений, которые установлены НК РФ.

2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.

3) Классификации.

Профессиональные риски в налоговом консультировании

Можно выделить несколько видов налоговых рисков по виду последствий:

- риски налогового контроля;

- риски усиления налогового бремени;

- риски уголовного преследования.

Риски налогового контроля

Потери связанные с данным видом рисков возникают из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных двумя кодексами РФ за совершение налоговых правонарушений налогоплательщиками.

Налоговый кодекс РФ в статьях 116-135 предусматривает систему штрафов за различные правонарушения.

Риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают.

Риски усиления налогового бремени

Это риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот.

Риски уголовного преследования обусловлены тем, что для руководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности.

Спецификой налогового риска является то, что он распространяется на все субъекты налоговых правоотношений:

Разделение профессиональных рисков между участниками процесса

Для н\пл риски бывают: риск налогового контроля (риск доначислений налогов, пеней, штрафных санкций по результатам камеральной проверки, риск направления постановления о взыскании налога, пени за счет имущества в службу судебных приставов, риск привлечения к уголовной ответственности, к административной ответственности), рост налоговых издержек (который влечет за собой снижение имущественного потенциала и в итоге снижение возможностей решения задач в будущем), риск усиления налогового бремени. Для организации-налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях налогообложения, внутренние — по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта.

Для н\ор (государства): риск недополучения налогов в бюджет, снижение поступления налогов, истечение срока давности. Для государства в целом также можно подразделить налоговые риски на внешние и внутренние. Внешние будут обусловлены действием международных договоров в области налогообложения, деятельностью оффшорных зон и предлагаемых ими условий и т. д., внутренние — деятельностью законодательных и исполнительных органов власти, осуществляющих функции государства в процессе налогообложения, а также налогоплательщиков.

Для н\аг раскрывается содержание понятия уголовно-правового риска налоговых агентов, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 199.1 УК РФ за неисполнение обязанностей налогового агента. Также риск привлечения к налоговой ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и перечислению налогов.

Налоговые риски по источникам возникновения:

- Риск налоговых ошибок;

- Риск двоякого чтения налогового законодательства;

- Риск применения государством способов снижения возможностей компаний по минимизации налогов;

- Риск негативных изменений в хозяйственно-финансовой деятельности;

- Риск ошибок при налоговом планировании;

- Риск изменения порядка определения налогооблагаемых баз;

- Риск отмены налоговых льгот;

- Риск изменения уровня ставок действующих налогов;

- Риск изменения сроков и условий уплаты налогов;

- Риск введения новых видов налогов и сборов.

Факторы (источники возникновения), определяющие налоговые риски, можно подразделить на внешние и внутренние. Для субъекта хозяйствования факторами внешних рисков выступают, в частности, изменения государством условий налогообложения:

— введение новых видов налогов и сборов;

— изменение уровня ставок действующих налогов;

— изменение порядка определения налогооблагаемых баз;

— отмена предоставленных налоговых льгот;

— изменение сроков и условий осуществления налоговых платежей;

— применение государством способов снижения возможностей компаний по минимизации налоговых платежей (доктрина «приоритета существа над формой», заполнение пробелов в налоговом законодательстве).

В числе внутренних факторов налогового риска можно выделить:

— ошибки, допущенные при налоговом планировании;

— негативные изменения в хозяйственно-финансовой деятельности;

— двоякое чтение налогового законодательства;

— человеческий фактор (налоговые ошибки).

При оценке риска анализируют две его составляющие:

Вероятность наступления риска может быть определена объективным или субъективным методом.

Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходит рисковое событие.

Субъективный метод определения вероятности основан на использовании различных предположений: суждений оценивающего, его личного опыта, оценки эксперта и т. п. Когда вероятность определяется субъективно, то различными субъектами анализа может устанавливаться разное ее значение для одного и того же события. Определение характера ущерба даже в случае субъективной оценки носит основанное на предположениях стоимостное выражение.

В качестве субъективных методов анализа уровня рисков возможно применение таких качественных методов, как:

Метод аналогии заключается в сравнении вида, размера и причин возникновения или изменения конкретного анализируемого риска с аналогичной ситуацией.

Метод «DueDiligence» (должное внимание) основывается на сборе и анализе информации об изменениях во внешней среде.

Метод построения «дерева решений» предполагает выделение обозримого количества рассматриваемых вариантов ситуации и заключается в определении вероятности их реализации и определения количественных и качественных параметров риска, на основе которых прогнозируются ключевые события, служащие базой для выбора приемлемого варианта развития риска.

Метод «Монте-Карло» является методом формализованного описания неопределенности, применяемым в наиболее сложных для прогнозирования ситуациях и основанным на имитационном моделировании.

Перечисленные методы применяют при отсутствии необходимой статистической информации, позволяющей определить вероятность наступления неблагоприятного налогового события (штрафов и пени).

Методы количественной оценки рисков приводятся в работах многих современных ученых, посвященных финансовому менеджменту, финансовому анализу, финансовой математике и собственно управлению рисками. Практически все методы основаны на зависимостях, определяемых в теории вероятности.

Наиболее часто в работах отечественных ученых для оценки различных видов финансовых рисков используются такие показатели, как математическое ожидание, среднеквадратическое отклонение действительного значения случайной величины от наиболее ожидаемого значения, дисперсия, коэффициент вариации.

Лицами, профессионально оказывающими услуги по налоговому консультированию, могут быть экономисты, юристы, профессиональные бухгалтеры, аудиторы. Профессиональные услуги по налоговому консультированию заключаются в разработке специалистом рекомендаций по правильному определению объекта налогообложения и налоговой базы, своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, грамотному применению законодательства о налогах и сборах, а также в представлении интересов заказчика в отношениях с налоговыми органами, таможенными органами, органами внебюджетных фондов и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

К лицам, профессионально оказывающим услуги по налоговому консультированию, относятся физические лица – консультанты по налогам и сборам (налоговые консультанты) и юридические лица, т.е. организации (налоговые консультации).

Налоговый консультант - специалист, обладающий совокупностью юридических, финансовых и экономических знаний и имеющий соответствующий квалификационный аттестат.

Внешние - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на договорной основе.

Внутренние - это специалисты по налогам и сборам, числящиеся в штате самой организации.

4) Риски связаны с построением взаимоотношений между консультантом и клиентом. Налоговый консультант не должен заниматься внедрением своих рекомендаций => Риски связаны с тем, каким образом клиент исполнит рекомендации налогового консультанта.

5) ФЗ «О НК» отсутствует в настоящее время => все, что касается уменьшения рисков от неправомерных действий клиента, должно найти место в договоре. Например: риск неправильного толкования; не правильное применение; ошибки консультанта.

6) Предупредить: страховой фонд (в западных странах) на случай наступления ситуации. Каждый налоговый консультант уплачивает

10-20 €, при наступлении рисковой ситуации, ущерб стороны возмещается из страхового фонда.

Читайте также: