К признакам правового государства относят исключительное право на взимание налогов

Опубликовано: 15.05.2024

Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

§ 3. Сущность государства

Государство – это орудие классового господства или средство достижения политического согласия в обществе? В чём тайна государственного властвования? Необходимо ли современному обществу государство?

Государство часто рассматривали то как публично-правовой союз, то как политическую организацию общества, то как аппарат публичной власти. Все эти подходы характеризуют природу и сущйость государства с разных сторон, но в то же время указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государственную организацию, – публичную (политическую) власть и право. Именно они, соединяясь в одно целое, требуют особой организационной формы. Для чего она сформирована? Может ли современное общество обходиться без государства? Это важные вопросы, без ответа на которые не может быть сформировано мировоззрение современного человека.

Государство – организация политической власти, осуществляемой в обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства – вести «общие дела» общества, представлять и организовывать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учётом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах.

ГОСУДАРСТВО КАК ПУБЛИЧНАЯ (ПОЛИТИЧЕСКАЯ) ВЛАСТЬ

Каждое государство обладает совокупностью признаков. К ним, в частности, относятся:

  • публичная (политическая) власть;
  • территориальная организация населения;
  • государственный суверенитет;
  • взимание налогов и др.

Было время, когда на государство смотрели как на организацию населения,, занимающего определённую территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Но эта механистическая формула (государство = население + территория + власть) существовала недолго, поскольку не отражала многих глубинных политико-правовых черт определяемого явления. Более приемлемой в этом отношении была договорная трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений.

Суть этой трактовки в том, что государство находит своё оправдание в договорном праве, т.е. в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступаясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь со своей стороны материально содержать государство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не исполняет своих обязательств, либо заменить её, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора, это было крупным достижением того времени (XVII–XVIII вв.). Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не дожили до нашего времени, но они оставили богатое наследие из демократических идей, без которых трудно себе представить современное учение о государстве и современный конституционализм.

Достаточно указать на чётко сформулированную мысль о том, что государство принадлежит народу, который является источником государственной власти. Все представители государства, законодатели, судьи, должностные лица в исполнительном аппарате, лица, несущие военную и полицейскую службу, – все они лишь представители народа, ответственные перед ним. Вот что говорилось, например, в одной из статей ныне действующей конституции американского штата Массачусетс, принятой в 1780 г., в пору расцвета договорных теорий: «Правительственная власть образуется для общего блага, для защиты, безопасности, благосостояния и счастья народа; но не для выгоды, почестей либо особых интересов какого-либо лица, семьи или класса людей; поэтому только народу принадлежит неоспоримое, неотъемлемое и нерушимое право образовывать правительственную власть и реформировать, изменять либо полностью упразднять её, когда того потребуют интересы защиты, безопасности, благосостояния и счастья людей» (Соединённые Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. – М., 1993. – С. 51).

Нельзя не видеть в этих словах «кредо» демократического государства. Признать сущностную связь публичной власти и права – значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ в конечном счёте высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора. Народоправие неотделимо от народовластия, и то и другое являются слагаемыми суверенитета народа, демократии. Преодолеть отчуждение человека от политической власти – значит покончить с его отчуждением как от государства, так и от права. Опираясь на исторический опыт, современные люди видят в народовластии, основополагающем принципе государственного развития, комплекс прав, принадлежащих народу, которыми он должен ответственно пользоваться.

Исторически у государственной власти и права одна судьба, одни корни. Кому принадлежит государственная власть, от того исходит законодательство – важнейший элемент правовой системы. Что касается права как единой системы общественных отношений, норм и ценностей, то оно регулирует и защищает поведение людей средствами государственной власти. В этом заключается его специфика по сравнению с другими нормативно-регулятивными системами, например моралью. Диапазон средств, о которых идёт речь, довольно широк – средства достижения политического согласия в обществе, убеждение и принуждение там, где без него не обойтись. Средства политической власти в правовой сфере используют не только государственные органы, но и общественные объединения, коллективы, граждане. Причём использование это носит разнонаправленный характер – от государства к обществу, от общества к государству, охватывает широкий спектр общественных отношений, от административных до самоуправленческих.

Когда говорят о том, что государство есть политическая организация общества, то имеют в виду главным образом его положение в системе политических отношений, которые складываются между различными слоями населения, классами, социальными группами, между категориями людей различного социального статуса, проживающими на определённой территории и подчиняющимися одной и той же власти.

Выше говорилось о подходах, для которых народ (население) был цельным и однородным образованием, выступающим стороной во взаимоотношениях с властью. На самом деле общество, а следовательно, и народ (население) социально дифференцированны, разделены на множество больших и малых групп, интересы и цели которых не всегда совпадают, нередко вступают в конфликт. В области политики и политических отношений интересы групп приходят в соприкосновение, сталкиваются, разграничиваются, сливаются и сочетаются, теснят друг друга, борются, примиряются и т.п. С тех пор как возникло государство, оно всегда находилось и находится в центре политики, в нём и около него разворачиваются основные политические события той или иной эпохи.

Многие теоретики видят в государстве особое балансирующее устройство, которое благодаря своей мощной организации, правовым, социальным и идеологическим институтам не позволяет политическим разногласиям выходить за рамки закона, контролирует политическую жизнь в обществе, удерживая её на некотором оптимальном уровне. Но для этого само государство должно заведомо выражать интересы всего общества, а не отдельной его части. Практически это трудно достижимый идеал, государству редко удаётся не идти на поводу у экономически сильных классов, элитарных групп, занимающих выгодные позиции в той или иной области общественной жизни. Именно элиты, а не народ чаще всего выступают стороной во взаимоотношениях с государством, ведут диалог с правительством, проталкивают свою волю и собственные интересы под видом общественных.

ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В гражданском обществе существуют политические организации, представляющие отдельные его части, различные социальные слои, классы, профессиональные, возрастные и иные группы. Это известные всем политические партии, общественные объединения, всякого рода союзы и организации с определёнными задачами – продвигать интересы отдельной части народа (населения). Но есть только одна политическая организация, представляющая всё общество в целом, – это государство. Оно является ядром политической системы общества, и на него ложатся основные руководящие функции, самыми крупными из которых выступают управление социальными процессами и регулирование общественных отношений. В качестве руководящего звена политической системы государство наделено несколькими исключительными признаками, выделяющими его среди других политических организаций общества. В результате длительного исторического развития выделились отдельные виды и формы общественной деятельности, определённые функции, которые ни одна другая политическая организация, кроме государства, осуществлять не может.

• Государство – это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, выступающая от имени всего общества, а не какой-либо его части; по своей политической природе всякое государство универсально (выполняет разносторонние функции); отношение государства с каждым членом общества юридически оформляется институтом гражданства (подданства), что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях.

• В силу своей универсальности государство есть единственная в обществе суверенная политическая организация. Это означает, что государственная власть верховна по отношению ко всякой политически организованной власти (местного самоуправления, партийного правления и т. п.) внутри страны и независима от любой другой власти вне страны.

• Государству принадлежит монопольное право принимать законы и таким образом формировать законодательство, правовую систему. Посредством закона и принципа верховенства права и закона государство определяет границы поведения всех других политических организаций и политическую систему в целом.

• Государству принадлежит монополия на легитимированное (узаконенное, оправданное) применение некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.) в строгих формах судебного и административного производства при соблюдении конституционных и законных гарантий прав личности.

• Только государство вправе иметь армию и иные войсковые формирования, содержать тюрьмы и другие уголовно-исправительные учреждения, осуществлять узаконенную репрессию, применять вооружённую силу.

• Государство – это единственная политическая организация, имеющая право на законных основаниях требовать от всех граждан периодических платежей (налогов) из их имущества и доходов на государственные и общественные нужды.

Государство должно предотвращать попытки других политических организаций перераспределять власть в своих интересах, использовать колоссальные возможности государства для процветания одной какой-либо части населения в ущерб обществу в целом. Вместе с тем на государстве лежит задача объединять вокруг себя все звенья политической системы общества, строить правильные, отвечающие закону отношения с политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными объединениями, средствами массовой информации, некоммерческими и коммерческими организациями, действующими в гражданском обществе. Государство должно быть способным интегрировать общество, успешно связывать его части в единое целое.

Среди юридических признаков государства есть давно известные, всемирно признанные демократические ценности, например такие, как стабильность конституционного порядка, верховенство закона в иерархии нормативных актов, юридическое равенство в виде равенства граждан перед законом и равноправия, широкая система прав, свобод и обязанностей граждан, отлаженный механизм правовой защиты, личности, в особенности судебной защиты, высший контроль за соблюдением конституции, надзор за исполнением законов.

Задача современного государства – совершенствовать демократические методы властвования, опираясь на весь опыт существования цивилизации. Речь идёт о целеустремлённом, систематическом и теоретически осознанном использовании того, что давно и широко присутствует в личном опыте талантливых руководителей, прирождённых организаторов, умеющих превосходно ладить с людьми и строить прекрасные межчеловеческие отношения. В основе их руководства лежит способность достигать высокой степени согласия между теми, кто призван осуществлять власть, и теми, на кого эта власть распространяется. В искусстве находить и упрочивать согласие – секрет власти. Там, где оно есть, власть достигает своих целей естественно и быстро, без всякого нажима, не говоря уже о принуждении, надобность которого просто не возникает. Проблема состоит в том, чтобы включить категорию согласия (консенсуса) в концепцию политической власти и серьёзно изучать способы, практические методы, посредством которых согласие может и должно быть установлено между всеми участниками властных отношений.

Конечно, на политическую жизнь в любом обществе нужно смотреть реалистично: в политике были, есть и будут конфликты, разногласия, столкновения мнений и действий, всегда будут люди сомневающиеся, недоверчивые или неуверенные, инертные, не желающие брать на себя бремя принятия решений и т.п. Важно сознательно и методично обеспечивать приоритет властвования, основанного на согласии, сотрудничестве, усилении творческих самодеятельных начал в коллективах, во всех социальных ячейках.

Пути достижения широкого согласия в политике в общем и целом известны: с формальной точки зрения это совершенствование узаконенных обязательных процедур совместной выработки политических решений, абсолютное расширение круга лиц, участвующих в этой выработке; с содержательной точки зрения это увязка, сочетание многообразных социальных интересов, адекватно выражаемых в политическом решении.

Необходим поворот от нажимных, приказных методов властвования к методам, основанным на согласии, которое возникает не на пустом месте, а на базе учёта и увязки жизненных интересов всех участников властных отношений, переход к управлению интересами и через интересы. Поэтому при выработке политических решений надо всерьёз и глубоко изучать разнообразные социальные интересы, так их соединить, чтобы человек, реализуя свои собственные цели, мог тем самым продвигать цели коллективные, общественные и, наоборот, быть лично заинтересованным в наиболее полном осуществлении интересов коллектива, государства и общества.

Народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определёнными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей. В современном правопонимании должен быть выражен исконный смысл права, пробивавшийся в его историческом развитии вопреки всем препятствиям и произволу, – обеспечение и защита человеческой свободы, определение её возможностей, границ и гарантий. Через идею свободы можно осмыслить практически все правовые проблемы, в её пространстве возникают и получают единственно верное решение вопросы об ответственности, обязанностях, дисциплине, об оправданном применении принудительных мер и многие другие. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Первичный генетический признак государства – централизованная публичная власть (направляемый единой волей особый слой людей, профессионально управляющих обществом) – выражается в деятельности госаппарата, который изначально осуществляет функции регулирования и управления обществом. Регулирование состоит в том, что высшие органы государства устанавливают нормы, правила поведения, законы для упорядочивания общественных отношений на основе широко прокламируемых целей и идеологий. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие на общественные процессы, предполагающее исполнительно-распорядительную, контрольно-надзорную, координационную и иную деятельность государственных органов. Весь объём регулятивно-управленческих функций, соответствующих им властных полномочий распределяется между тремя властями государства (там, где такое деление существует) – законодательной, исполнительной и судебной, а также органами, обеспечивающими исполнение властных функций. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения властных полномочий, компетенции, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения государственных задач.

Итак, под государственным аппаратом понимают систему органов, через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигаются стоящие перед государством цели и задачи.

Вопросы для самопроверки

1) Какими признаками характеризуется любое государство? 2) Что такое публичная власть? Как она проявляется? 3) Что означает государственный суверенитет? 4) В чём суть и значение договорной теории происхождения государства? 5) Как связаны между собой государство и право? 6) В чём отличие государства от негосударственных политических организаций? 7) В чём сущность государства? Каково его главное назначение?

1. На основе изученных знаний по истории и обществоведению определите, чем власть в первобытном обществе отличалась от государственной власти.

2. Раскройте на конкретных примерах сущностные признаки государства.

3. Опираясь на текст параграфа, ранее изученные обществоведческие знания, составьте и заполните в тетради таблицу «Отличительные черты государства от негосударственных политических организаций».

4. Найдите в тексте параграфа фрагмент, в котором раскрывается связь публичной власти и права в демократическом государстве. Прокомментируйте положения этого фрагмента.

5. Опираясь на помещённое в тексте параграфа определение государственного аппарата, выявите признаки этого понятия и охарактеризуйте их.

6. В Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено четыре государственных языка (включая ретороманский).

В Коста-Рике нет армии, а в Панаме конституционной поправкой 1991 г. запрещено иметь армию на «вечные времена».

Выскажите ваше мнение: относятся ли к числу основных признаков государства, как иногда утверждают, единый язык общения и наличие армии? Приведите аргументы, подтверждающие ваш ответ.

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), французский учёный-просветитель

«Все, кто размышляет об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодёжи».

Аристотель (384–322 до н.э.), древнегреческий философ

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 27. Политическая система

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Политическая система.
  2. Подсистемы политической системы.
  3. Государство как главный элемент политической системы общества.

Политика - сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.

Политическая система - это совокупность политических институтов, политических взглядов, норм, ценностей, связей и взаимодействий между ними в ходе политической жизни общества.

Суверенитет – верховенство власти внутри страны и независимость во внешней политике.

Государство - это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основная и дополнительная литература по теме:

. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 228 – 237.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подсистемы политической системы

  • институциональная
  • нормативная
  • коммуникативная
  • культурно-идеологическая

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческой, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Признаки государства

  • исключительные права на взимание налогов, эмиссию денег
  • исключительное право на издание законов
  • единая оборонная, внешняя политика, армия, претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
  • наличие государственной символики

Функции государства

Внутренние: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, идеологическая, фискальная, культурная, экологическая, правотворчество, защита своего конституционного строя.

Внешние: участие в решении глобальных проблем, развитие взаимовыгодного сотрудничества и международной торговли, оборона, отстаивание государственных интересов в международных отношениях

Примеры и разбор решения заданий

Ответьте на вопросы.

  1. Компонент политической системы.
  2. Сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.
  3. Политический институт, удовлетворяющий потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.
  4. Добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся своих целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти.

Правильные варианты:

2. Выберите верные суждения о политической системе:

1) государство обладает исключительным правом принятия законов;

2) к основным признакам государства относится наличие политических партий;

3) к внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики в соответствии с достигнутым уровнем и целями экономического развития;

4) политической системой общества называют устойчивую форму отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества;

5) к функциям политической системы относят определение целей, задач, путей развития общества, организацию деятельности по выполнению принятых целей и программ.

Правильные варианты:

1) государство обладает исключительным правом принятия законов;

4) политической системой общества называют устойчивую форму отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества;

5) К функциям политической системы относят определение целей, задач, путей развития общества, организацию деятельности по выполнению принятых целей и программ.

правовое государство

Правовое государство — немного об элементах этого понятия

Вопрос, идущий под порядковым номером два в списке подготовки для экзамена на судью. В первом рассматривается соотношение понятий «правовое государство» и «верховенство права». Здесь же предлагается дать лишь наиболее общую характеристику и выделить элементы, которые следует считать основными.

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения. Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону.

Ветви должны иметь «одинаковый вес». Только такое положение дел в состоянии обеспечить устойчивое развитие. В ином случае, ветвь, получившая преимущество, будет «подгребать под себя» остальные. Говорить о правовом государстве в этих обстоятельствах будет преждевременно.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

Отсутствие одного из элементов базы серьёзно снижает возможность называть государство правовым. Вот что говорит о ПГ Википедия. Ещё по теме «Правовое государство: общая характеристика, основные элементы»:

Задание 3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.

1) суверенитет; 2) исключительное право издавать законы; 3) монопольное право установления налогов; 4) разделение властей; 5) реализация на практике прав и свобод граждан; 6) наличие бюрократического аппарата.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Рассмотрим каждый термин и выберем те, которые не относятся к основным признакам государства.

1) суверенитет; — основной признак.

2) исключительное право издавать законы; — основной признак.

3) монопольное право установления налогов; — основной признак.

4) разделение властей; — признак правового государства.

5) реализация на практике прав и свобод граждан; — признак демократического государства.

6) наличие бюрократического аппарата. — основной признак.

Ответ: 45 или 54

  • Все задания варианта
  • Наша группа Вконтакте
  • Наш магазин
  • Наш канал
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • Вариант 1
  • Вариант 1. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 2
  • Вариант 2. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 3
  • Вариант 3. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 4
  • Вариант 4. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 5
  • Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 6
  • Вариант 6. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 7
  • Вариант 7. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 8
  • Вариант 8. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 9
  • Вариант 9. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 10
  • Вариант 10. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 11
  • Вариант 11. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 12
  • Вариант 12. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 13
  • Вариант 13. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 14
  • Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 15
  • Вариант 15. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 16
  • Вариант 16. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 17
  • Вариант 17. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 18
  • Вариант 18. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 19
  • Вариант 19. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 20
  • Вариант 20. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 21
  • Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 22
  • Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 23
  • Вариант 23. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 24
  • Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 25
  • Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 26
  • Вариант 26. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 27
  • Вариант 27. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 28
  • Вариант 28. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 29
  • Вариант 29. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 30
  • Вариант 30. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20

Для наших пользователей доступны следующие материалы:

  • Инструменты ЕГЭиста
  • Наш канал

Контрольная работа по обществознанию 9 класс.

Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова

1. Что относится к признакам любого государства?

право взимания налогов

свободные выборы в органы власти

2. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть на определённой территории. Б. Государство наделено правом устанавливать и собирать налоги.

верны оба суждения

оба суждения неверны

3. Государственную власть осуществляет

лидер оппозиционной партии

4. Политическая партия участвовала в парламентских выборах. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данная партия стала правящей?

Лидер партии очень популярен среди политической элиты страны.

Представители партии не прошли в парламент, но заявили о своей полной поддержке нового правительства страны.

Лидер партии возглавил правительство, в которое вошли главным образом члены его партии.

Партия получила возможность вести предвыборную агитацию на страницах центральных газет

5. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах. Б. Гражданское общество предполагает автономность организаций граждан, действующих на принципах самоорганизации и самоуправления.

1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. К признакам монархии относится

передача верховной власти по наследству

выборность высших органов власти

унитарное государственное устройство

коллективный принцип принятия решений

8. Способ осуществления политической власти, отражающий уровень политической свободы в обществе, учёные называют политическим

9. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении А. Органы местного самоуправления устанавливают таможенные пошлины и сборы. Б. Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления регулируют деятельность судебной власти.

верны оба суждения

оба суждения неверны

10. Какая из ветвей государственной власти в демократическом обществе избирается всенародно?

1 ) конституционная

2) законодательная

3) судебная

4 ) исполнительная

11. При каком политическом режиме власть становится полностью бесконтрольной со стороны общества?

1) тоталитарном

2) демократическом

3) авторитарном

4) либеральном

12. Признаком государства являются :

1) существование соседской общины

2) религиозные взгляды

3) единый язык

4) налоговые сборы

13. Федеративное государство характеризуется:

1 ) наличием административных округов

2) демократическим режимом

3) значительной самостоятельностью регионов

4) республиканской формой правления

14. Главным отличием политической партии от других политических объединений является:

1) участие в борьбе за власть

2) наличие большой группы сторонников

3) критика правительства

4) выдвижение экстремистских лозунгов

15. Верно ли, что:

А) выборы в РФ являются прямыми и тайными; Б) в выборах не имеют права участвовать граждане, не получивши высшего образования

1 ) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1.На уроке обществознания учитель рассказывал о государстве и политических партиях. Сравните деятельность государства и правящей политической партии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

исключительное право принимать общеобязательные нормы

разработка политических программ

представление интересов общества

В2 . Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «государство». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Выборы в органы государственной власти и местного самоуправления являются одним из проявлений народовластия . (Б)Досадно, что не все граждане понимают значение выборов и некоторые уклоняются от участия в них. (В)Вероятно, в этой ситуации есть вина государства, политических партий, прессы, которые не смогли привлечь граждан к активному участию в политической жизни.

Определите, какие положения текста

В4. Установите соответствие между элементами левого
и правого столбиков .

1) митинг А) всенародное голосование, проводимое в связи с принятием

новой конституции, других важных законов или внесением

в них изменений

Б) массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов

текущей жизни, в поддержку определенных требований, а

также для выражения солидарности или протеста

3) самоуправление В) управление делами территориальной общности,

организации или коллектива, самостоятельно

осуществляемое их членами либо через выборные органы,

В5. Какому понятию соответствует приведенное ниже определение?

«Система организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов, значимых для жителей данной территории». Ответ ------------------------

Контрольная работа по обществознанию 9 класс.

Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова

1. Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле:

1 ) санкция 2) мораль 3) политика 4) власть

2. В чем отличие моральных норм от государственных законов?

1 ) моральные нормы знают все

2) моральные нормы регулируют отношения в обществе

3) за нарушение моральных норм не предусмотрено официальное наказание

4) моральные нормы исполняются большинством людей

3. Какой из признаков характерен для ограниченной монархии?

1 ) сильная президентская власть

2) монарх «царствует, но не правит»

3) наличие органов судебной власти

4) вся власть в стране в руках монарха

4. Одна из форм государственного устройства:

1) тоталитарное государство

2) парламентская монархия

3) президентская республика

4) федеративное государство

5. К гражданскому обществу относится:

1) Федеральное Собрание РФ

2) Общество охраны природы

3) Верховный Суд РФ

4) Кабинет министров

6. Верно ли, что: А) референдум — это выборы главы государства; Б) в референдуме принимают участие не все граждане РФ?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. К числу признаков любого государства относится

реализация и обеспечение прав и свобод человека и гражданина

разделение исполнительной и судебной ветвей власти

выделение в государстве автономных образований

исключительное право взимания налогов

8 В государстве Z состоялись выборы, в которых приняло участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы носили демократический характер?

1. Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

2. Избиратели должны были узнать мнение властей о каждом из кандидатов.

3. Участвовать в выборах могли только те, кто имел постоянную работу.

4. Члены правящей партии получили дополнительное число голосов на выборах.

9. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Государство определяет нравственные ценности общества. Б. Задача государства – защищать интересы граждан.

верны оба суждения

оба суждения неверны

10. Носителем государственной власти является

председатель общественного фонда

лидер оппозиционной партии

президент финансовой компании

11. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

верны оба суждения

оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о политических партиях в демократическом обществе? Политические партии в демократическом обществе: А) используют в борьбе за власть различные возможности: митинги, собрания, СМИ. Б) регулируют рыночные отношения.

верно только А 3) верны оба суждения

верно только Б 4) оба суждения неверны

13. Партия, противостоящая правительству:

1) легальная

2) оппозиционная

3) кадровая

4) политическая

14. Действующая Конституция РФ была принята:

1) решением референдума

2) постановлением Президента РФ

3) на заседании Государственной Думы

4) партийным голосованием

15. Формы осуществления местного самоуправления:

1) назначение прокурора

2) общее собрание граждан

3) выборы Президента

4) постановление Правительства РФ

В1. В стране Z – абсолютная монархия, а в стране Y – конституционная (ограниченная) монархия. Сравните абсолютную и конституционную (ограниченную) монархию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

Наследственный характер верховной власти

Законодательная власть принадлежит парламенту

Ответственность правительства перед парламентом

Монарх – глава государства

В2. Ниже приведен ряд признаков. гражданского общества. Все они, за исключением одного, отличают гражданское общество. Найдите и выпишите номер признака, выпадающего из этого ряда.

Многообразие форм объединения граждан

Самоуправление и самоорганизация

Постановление о призыве в Вооруженные силы РФ

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Одним из проявлений народовластия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. (Б)Досадно, что не все граждане понимают значение выборов и некоторые уклоняются от участия в них. (В)Вероятно, в этой ситуации есть вина государства, политических партий, прессы, которые не смогли привлечь граждан к активному участию в политической жизни.

Определите, какие положения текста

В4. Установите соответствие между элементами левого
и правого столбиков .

Признак Форма правления

Единоличный глава государства А) монархия

Источником власти признается Б) республика

Пожизненная бессрочная власть

Принцип единоличного принятия

Принцип выборности высших

В5. Какому понятию соответствует приведенное ниже определение?

«Способ формирования органов власти и местного самоуправления с помощью голосования» . Ответ: --------------------------

Критерии оценивания

23 14 по одному баллу за каждый правильный ответ . Кол-во баллов 4

2 кол-во баллов 1

АВВ кол-во баллов 3

1-Б, 2-А, 3-В кол-во баллов 3

Местное самоуправление кол-во баллов 1

Всего: 27 баллов

Оценка «5» - 25-27 баллов

Оценка «4» - 19-24 балла

Оценка «3» - 13-18 баллов

1423 по одному баллу за каждый правильный ответ . Кол-во баллов 4

5 кол-во баллов 1

АВВ кол-во баллов 3

1-А,2-Б, 3-А, 4-А, 5-Б кол-во баллов 5

Выборы кол-во баллов 1

Всего: 29 баллов

Оценка «5» - 26-29 баллов

Оценка «4» - 20 -25 баллов

Оценка «3» - 14-20 баллов




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Сорокина Лариса ВладимировнаНаписать 14460 10.02.2016

Номер материала: ДВ-438833

  • Обществознание
  • 9 класс
  • Тесты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    10.02.2016 1212
    10.02.2016 1660
    10.02.2016 1943
    10.02.2016 3138
    10.02.2016 1714
    10.02.2016 1102
    10.02.2016 2714

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: