К инструментам денежно кредитной политики относят изменение ставок налогов

Опубликовано: 18.05.2024

Цели и инструменты монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика – один из видов стабилизационной, или антициклической, политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с политикой фискальной, внешнеторговой, валютной и др.). Целью любой стабилизационной, а следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение, во-первых, экономического роста, во-вторых, полной занятости ресурсов, в-третьих, стабильности уровня цен, в-четвертых, равновесия платежного баланса. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

Определяет и осуществляет монетарную политику центральный банк страны, однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики ЦБ могут выступать: а) контроль за предложением денег (денежной массы); б) контроль за уровнем ставки процента; в) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег ЦБ осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и, следовательно, на их кредитные возможности) и денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 1) изменение нормы обязательных резервов; 2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке.

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Величина обязательных резервов (Rобяз) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается ЦБ и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D).

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

> во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т. е. величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – Rобяз). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10 % (rr1 = 0,1), его кредитные возможности, т. е. сумма средств, которые он может выдать в кредит, составят:

К1 = 1000–1000 ? 0,1 = 900,

а при норме обязательных резервов, равной 20 % (rr2 = 0,2):

К2 = 1000–1000 ? 0,2 = 800;

> во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который равен

mult банк = 1 / rr ;

рост нормы обязательных резервов с 10 до 20 % сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1 / 0,1) до 5 (1 / 0,2).

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.

Стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, поэтому данный инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (так, в США последний раз этот инструмент использовался в период кризиса 1974–1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента, которая в России носит название ставки рефинансирования. Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции (подробнее о функциях ЦБ см. тему 8). Денежные средства, полученные в ссуду у ЦБ (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы; благодаря этому, изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у ЦБ и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у ЦБ для увеличения своих резервов. Резервы коммерческих банков увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.

Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег, оказываемого изменением нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величины банковского мультипликатора.

Изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано прежде всего с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у ЦБ, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2–3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что ЦБ не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Вследствие этого изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики ЦБ. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки ЦБ информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику (как правило, для борьбы с инфляцией). Учетная ставка выступает своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т. е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Когда ЦБ повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от МS1 до МS2), а рыночная ставка процента растет (от R1 до R2) (рис. 9.1, а). Поэтому, даже если ЦБ только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, соответственно, экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», денежная масса сокращается.


Рис. 9.1. Воздействие изменения предложения денег на ставку процента:

а) уменьшение денежной массы; б) увеличение денежной массы

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность ЦБ на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом). Объектами операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков, а изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то при условии, что продавец вкладывает полученную у ЦБ сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличиваются и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что, когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается лишь сумма на текущих счетах (величина депозитов), поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна быть отчислена в обязательные резервы.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то ЦБ должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда ЦБ продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у ЦБ выгодны коммерческим банкам и населению. Дело в том, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости и, когда ЦБ покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И наоборот, когда ЦБ продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодной их покупку.

Таким образом, инъекции в банковские резервы как результат покупки и изъятия из них как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, и поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Виды монетарной политики. Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис. 9.2, а).

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y* (рис. 9.2, б).

Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.

Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».

Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (рис. 9.1, а); если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1, б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.


Рис. 9.2. Воздействие монетарной политики на экономику:

а) стимулирующая монетарная политика; б) сдерживающая монетарная политика

Механизм денежной трансмиссии в период спада графически изображен на рис. 9.3 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку в экономике рецессия ? ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг ? резервы коммерческих банков увеличиваются ? их кредитные возможности расширяются ? банки предоставляют больше кредитов ? предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от МS1 до М S2 – рис. 9.3, а) ? ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 до R 2) ? фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты ? величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 – рис. 9.3, б) ? совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.3, в) ? объем производства растет (от Y1 до Y*). Эта политика, проводимая с целью выхода из состояния рецессии, носит название «политики дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике.


Рис. 9.3. Политика «дешевых денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

Соответственно политика, осуществляемая ЦБ в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется «политикой дорогих денег» и согласуется со сдерживающей монетарной политикой. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.4 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку экономика «перегрета» ? ЦБ продает государственные ценные бумаги ? резервы коммерческих банков уменьшаются ? кредитные возможности банков снижаются ? предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS1 до MS2 – рис. 9.4, а) ? ставка процента (цена кредита) растет (от R1 до R2) ? спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает ? величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 – рис. 9.4, б) ? совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.4, в) ? объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y*, а уровень цен падает (от Р1 до Р2).

И в том и в другом случае экономика стабилизируется.


Рис. 9.4. Политика «дорогих денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.

Тип операций Цель Форма проведения Срок Частота проведения
Основные аукционы Управление объемом ликвидности и уровнем ставок денежного рынка Аукционы репо/депозитные аукционы 1 неделя еженедельно
Операции постоянного действия на срок 1 день Ограничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридора Кредиты «овернайт»; валютный своп; ломбардные кредиты; репо; кредиты, обеспеченные нерыночными активами / депозитные операции 1 день ежедневно
Аукционы «тонкой настройки» Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора Аукционы репо и валютный своп / депозитные аукционы от 1 до 6 дней 1 в отдельные дни
Аукционы на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций:
абсорбирование среднесрочного избытка ликвидности Аукционы по размещению облигаций Банка России 3, 6, 12 месяцев нерегулярно
удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидности Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами 3 месяца
Операции постоянного действия на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций Кредиты, обеспеченные нерыночными активами от 2 до 549 дней ежедневно

1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).

В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.

Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.

В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.


Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.

В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.

В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Денежно-кредитная политика Банка России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Инструменты монетарной политики.
  • Виды монетарной политики.

Глоссарий по теме урока: монетарная политика, финансовые институты, центральный банк, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), обязательные резервы, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Финансовая система страны (финансовые институты) – учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты. Банковская система является ключевым звеном финансовой системы страны. Суть банковской системы в том, чтобы аккумулировать свободные денежные средства населения и организаций с целью дальнейшего использования этих средств для кредитования.

Одной из функций Центрального банка как ключевого звена банковской системы является осуществление монетарной (кредитно-денежной) политики государства.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём воздействия на денежное обращение и состояние кредитов.

Центральному банку принадлежит главная роль в проведении монетарной политики. Тем самым, он обеспечивает условия, необходимые для экономического роста, и добивается достижения тактических целей: поддержание высоких темпов экономического роста, уменьшение амплитуды циклических колебаний, сдерживание темпов инфляции.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежная масса.

Важнейшими инструментами монетарной политики, воздействующими на величину денежной массы, являются:

  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
  • изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);
  • операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которая должна храниться на счетах в Центральном банке.

Величина этих обязательных резервов устанавливается Центробанком как процент от общей суммы депозитов и рассчитывается по формуле:

где Rобяз – сумма обязательных резервов,

D – общая сумма депозитов,

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для разного вида депозитов населения (до востребования или срочных) устанавливается разная норма обязательных резервов. Если у депозита выше степень ликвидности, то и выше норма резервирования.

Если Центробанк повышает норму банковского резервирования (норму обязательных резервов), то предложение денег в экономике сокращается, поскольку кредитные возможности коммерческого банка сокращаются. Эти возможности представляют собой разницу между суммой принесённых депозитов и величиной обязательных резервов.

Когда Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права выдавать в кредит, увеличивается. Денежная масса уменьшается, кредитные ресурсы дорожают, что снижает деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов Центральный банк использует только для значительного расширения или сжатия денежной массы.

Учётная ставка процента – это ставка процента, по которой коммерческие банки могут заимствовать у Центрального банка. В России эта процентная ставка называлась ставкой рефинансирования коммерческих банков. Коммерческие банки берут кредит у Центрального банка при нехватке у них собственных средств. Центральный банк тогда выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром в России сегодня является ключевая ставка Банка России. Введена ключевая ставка была Центральным Банком России в сентябре 2013 года. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции. Одновременно изменилась роль ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, которые Центральный банк предоставил кредитным организациям. Ставка рефинансирования стала использоваться, в основном, для начисления штрафов и расчёта налогооблагаемой базы по вкладам.

С 1 января 2016 года к ключевой ставке привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравнялись. Фактически ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Сегодня, говоря о ключевой ставке, подразумевают и ставку рефинансирования. До 2016 года ставка рефинансирования устанавливалась независимо от ключевой ставки (в декабре 2015 г.: 8,25% – ставка рефинансирования, 11% – ключевая ставка). А с 1 января 2016 года Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования. Ключевая ставка, утвержденная ЦБ РФ 26.03.2018, составляет 7,25%.

Если Центральный России банк повышает ключевую (учётную) ставку, то кредиты, за которыми к нему обратились коммерческие банки, становятся более дорогими, а значит, не всем банкам доступными. Кредитные возможности банков и денежная масса уменьшаются, а в экономике начнет уменьшаться деловая активность.

Если же ключевая (учётная) ставка снижается, то коммерческие банки смогут взять больше кредитов у Центрального банка для увеличения своих кредитных возможностей, способствуя росту денежной массы. Кредитные ресурсы дешевеют, что повышает деловую активность.

Поскольку объём кредитов, взятых у Центрального банка, обычно не больше 3-4% общих банковских резервов, то изменение ключевой (учётной) ставки – не самый оперативный инструмент монетарной политики. Изменение ключевой (учётной) ставки – скорее информационный сигнал о направлении политики Центрального банка: объявление о её повышении информирует о начале сдерживающей монетарной политики для борьбы с высокой инфляцией.

Наиболее гибким оперативным инструментом контроля денежного предложения являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, преимущественно краткосрочных государственных облигаций.

Покупка Центральным банком государственных облигаций влияет на изменение предложения денег, воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную массу. Покупка ценных бумаг Центральным банком часто используется как средство поддержки в период спада.

Если экономика «перегрета», то Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке. Так, он изымает деньги из обращения, уменьшая денежную массу. Это ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и сдерживает экономическую активность.

Выделяют два вида монетарной политики.


Рисунок 1 – Виды монетарной политики

Стимулирующую монетарную политику чаще называют политикой «дешёвых денег», а сдерживающую – политикой «дорогих денег».

Стабилизация экономики происходит при проведении Центральным банком стимулирующей монетарной политики во время экономического спада и сдерживающей монетарной политики во время «перегрева» (бума) экономики.

Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля

1. Текст задания:

Если Петров положил в банк «ВВВ» 25000 рублей, то при норме обязательных резервов 20% банк сможет дополнительно выдать в кредит сумму:

Правильный вариант: В) 20000 рублей.

  1. 25000 х 0,2 = 5000 (руб.) – банк перечислит в обязательные резервы.
  2. 25000 – 5000 = 20000 (руб.) – сумма дополнительных кредитов, которую может выдать банк.

2. Задание: Решите ребус.


Рисунок 2 – Ребус

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 133–137.
  2. Веселая Л. С., Буфетова А. Н. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Н.: НГУ, 2016. – С. 124.
  3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – С. 99–100.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Углубленный уровень. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах / под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2015 – Кн.2 – 304 с. – С. 140–143.

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%), по которому коммерческие банки предоставляют ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут реже, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (депозит = R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

И, наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (политика “политика дешевых денег”)

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим банкам увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Оно заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк:
1) снижает учетную ставку;
2) сокращает резервную норму;
3) покупает государственные ценные бумаги.

Как начать торговать на бирже: Инструкции и Примеры, Обучение

Что такое Кредитно-денежная политика ЦБ России и государства простыми словами и в примерах. Как работает государственная денежно-кредитная политика в России, влияние на инфляцию и экономику.

денежно-кредитная политика государства

Не каждый может понять к чему приведет снижение ключевой ставки и почему уровень инфляции зависит от решений Председателя ЦБ. Политика, реализуемая Банком России, определяет основные экономические показатели жизни граждан и условия ведения бизнеса, корректирует курс рубля и платежеспособность баланса государства.

Рассмотрим, как зависит уровень жизни каждого гражданина при реализации денежной политики и как определять тенденции к приумножению накоплений.

  • Что такое кредитно-денежная политика простыми словами
  • Цели и суть денежно-кредитной политики
    • Виды денежно-кредитной политики
    • Методы кредитно-денежной политики
    • Инструменты кредитно-денежной политики
    • Влияние денежно-кредитной политики на курс валют
      • Заключение

Что такое кредитно-денежная политика простыми словами

Согласно определению, опубликованном на сайте ЦБ России, кредитно-денежная (монетарная) политика – часть экономической политики Правительства, которая направлена на укрепление и рост благосостояния граждан.

Государство регулирует количество денег в обращении, доступность кредитных средств, спрос и предложение в финансовой сфере.

Википедия предлагает следующее определение монетарной (кредитно-денежной или денежно-кредитной) политике – это макроэкономическое регулирование денежных потоков, комплекс мероприятий для управления спросом, через условия на рынке (курс валюты, процент по займу или уровень доходности в банке) для сохранения ценовой стабильности и курса валюты, содействие экономическому росту России.

Простыми словами, Банк России от лица государства решает сколько денег и валюты должно находиться в обороте граждан. При дешевых кредитах и большом количестве денег у населения происходит рост экономики, но и рост цен в связи с увеличением спроса и покупательской способности.

При высоких ставках за кредит денег будет мало в обращении, инфляция сократится или будет невысокой, спрос снизится.

При экономическом спаде государство снижает ставки по кредитам, а во время подъема – наоборот, чтобы не позволить бизнесу расти интенсивно.

Ежегодно ЦБ представляет «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».

Цели и суть денежно-кредитной политики

Цель кредитно-денежной политики государства – обеспечение стабильности цен и низкой инфляции.

Стабильность цен – фундамент для повышения финансового благосостояния граждан, ведения бизнеса, благоприятных условий для жизни.

Ценовая стабильность способствует:

  • Защите доходов и сбережений в национальной валюте от обесценивания;
  • Уверенному планированию ежедневных, краткосрочных и долгосрочных расходов;
  • Поддержке стабильности лиц, с невысоким доходом, обеспечение их покупательской способности;
  • Поддержке достаточного уровня потребления;
  • Доступности ссуд для юридических лиц, для снижения уровня инфляционного риска, который банки закладывают в расчет ставки по кредиту;
  • Эффективности инвестиционных планов предприятий малого и среднего бизнеса;
  • Росту доверия к национальной валюте и созданию условий сокращения ее перевода в валюту.

Политика проводится в режимах третирования инфляции, чтобы оптимизировать ее рост и динамику.

Проведение денежно-кредитной политики Центральным банком должна быть последовательной, предсказуемой и прозрачной.

Качество и эффективность политики, выполнение цели зависит от принципов реализации:

  1. Установка количественного уровня инфляции, который известен всем потребителям – юридическим и физическим лицам. Цель устанавливается для годового темпа роста цен на товары и услуги для населения, что позволяет планировать расходы и направление развития бизнеса. В текущем году поддерживают инфляцию с отклонением 4-4,25%, что означает небольшие колебания от показателя, заявленного в начале года. При наличии негативной тенденции в росте инфляции больше установленного отклонения Банк России анализирует продолжительность роста и принимает решения направленные на снижение инфляции и повышение стабильности рубля.
  2. Плавающий валютный курс, которой определяется исходя из спроса и предложения на иностранную валюту. В этом случае ЦБ не проводит вмешательств на внутреннем рынке для поддержания определенной стоимости рубля и динамики колебаний. Операции проводят только при появлении риска угрозы финансовой стабильности бюджета и пополнения резервом Минфином России.
  3. Ключевая ставка – основной инструмент денежно-кредитной политики, который влияет на изменение процентов в банках, и в дальнейшем на уровень спроса населения и инфляцию. Ключевая ставка анализируется 8 раз в год и может быть оставлена без изменений, увеличена или уменьшена. По итогам любого заседания размер ставки объясняется и озвучиваются шаги политики, которые будут реализованы для ее укрепления и повышения эффективности.
  4. ЦБ принимает решения после тщательного анализа большого количества макроэкономических показателей. Решения в денежно-кредитной политике РФ влияют на изменения цен не стразу, а через цепочку факторов. Например, повышение ключевой ставки приведет к росту процентов по кредиту для бизнеса, увеличению себестоимости и значит росту цен. К отклонению от уровня инфляции приводит даже повышение цен на отдельные группы товаров, а значит возрастает риск продолжительных отклонений и несвоевременных действий регулятора.
  5. Доступные коммуникации о реализации кредитно-денежной политике банков, для повышения понимания и доверия граждан, формирования предсказуемой экономической ситуации. Данные оперативно публикуются на сайте ЦБ с подробным описанием мер и результатов, перспектив развития. Проводится постоянная работа над оптимизацией адресности сообщений.

Виды денежно-кредитной политики

Кредитно-денежная политика бывает 2 видов: мягкая и жесткая.

Мягкая политика по-другому называется «гибкой», «реформой «дешевых» денег» или стимулирующей.

ЦБ РФ проводит следующие мероприятия:

  1. Покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, а деньги которыми оплатил покупку, переводит на резервные счета банков для увеличения возможности кредитования и увеличения денежной массы.
  2. Снижает ключевую процентную ставку, чтобы коммерческие банки могли использовать заемные средства для кредитования юридических и физических лиц по низким процентам.
  3. Устанавливает минимальное значение резерва для банков, чтобы увеличить денежный мультипликатор и возможности финансирования экономики.

«Гибкая» политика борется с дефляционными процессами, ключевая ставка понижается, экономика оживает, но происходит снижение курса рубля.

«Жесткая» (сдерживающая) политика или «реформа дорогих денег» характеризуется мероприятиями:

  • продажа государственных ценных бумаг, в результате сделок резервы коммерческих банков и объем денежной массы в обращении сокращаются;
  • увеличение ключевой ставки, что приведет к повышению себестоимости займов для населения и снижению прибыли банков;
  • повышение лимита норм резервирования, выводя средства из обращения и снижая денежный мультипликатор. Рост денежной массы замедляется или прекращается совсем.

«Жесткая» политика носит ограничительный характер и вводится для противодействия инфляции, ключевая ставка повышается.

Нейтральная политика – ставка держится на одном уровне долго, чтобы экономика могла стабилизироваться и поддерживаться себя в эффективном состоянии.

Методы кредитно-денежной политики

Проведение кредитно-денежной политики реализуется через прямые (директивные) и косвенные (рыночные) методы.

Прямые методы – требования и указания Банка России. Например, величина резерва на возможные потери по ссудам, норматив резерва банка на счете в ЦБ, лимиты по кредитным и депозитным портфелям, объем привлекаемых средств, величина ставок по вкладам и ссудам.

Прямые методы создают быстрый эффект, но не могут дать ЦБ полный контроль.

Косвенное влияние ЦП оказывает с целью повлиять на рынок. Например, покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Для снижения курса валюты Банк России активно продает ее и укрепляет рубль.

Основные методы, согласно законодательству:

  • Проценты по операциям;
  • Установление ограничений на размер обязательных резервов;
  • Виды разрешенных операций для потребителей;
  • Рефинансирование коммерческих банков;
  • Контроль и регулирование на валютном рынке;
  • Координирование объемов денежной массы в обороте;
  • Количественные ограничения;
  • Эмиссия облигаций федерального займа.

Банк контролирует максимальную ставку по ссудам, ежеквартально устанавливая лимит ПСК для банков, МФО и ломбардов, и размер резерва на возможные потери по ссудам при росте доли кредитов под залог ценных бумаг или неликвидных активов. Основной критерий – соотношение кредитного портфеля к собственному капиталу банка.

Банк России анализирует ликвидность банковских операций периодически проверяя показатели деятельности и значения по результатам финансового анализа в отчетах.

Для операций на фондовой бирже устанавливается размер минимальной доли собственных средств при покупке ценных бумаг. Например, при сделке в 1 000 000 рублей акция ОАО ВТБ, маржа 60%, значит 600 000 собственные средства. 400 – заемные. Для ограничения спекулятивных операций маржа повышается, при стимуляции – понижается.

Немаловажную роль в развитии экономики играют рекомендации. Без выпуска Указания Банк России на совещаниях или рабочих встречах рекомендует сократить объем выдаваемых ссуд или увеличить привлечение средств в депозитарии.

Инструменты кредитно-денежной политики

Основной инструмент – ключевая ставка, по которой финансируются коммерческие банки. Чем ниже ставка, тем дешевле краткосрочные кредиты и увеличивается количество денег у потребителей. Если ставка высокая – банки мало выдают кредитов, так как им это невыгодно, да и людям брать их дорого. Через инструменты Банк России управляет процентными ставками, по которым осуществляются межбанковские операции. Контроль условий коммерческих банков приближает их к ключевой ставке, которая определяет направление денежно-кредитной политики.

Каждый банк должен иметь не снижаемый остаток (объем ликвидности) на корреспондентском счете в ЦБ, размер которого установлен в обязательных резервных требованиях. ЦБ может предоставить дополнительные средства либо обяжет сократить сумму резерва, чтобы добиться максимального соответствия ключевой ставке. Например, если требуется улучшить условия кредитования физических лиц, ЦБ введет льготную политику финансирования, но понизит ПСК, чтобы компенсация объема прибыли происходила за счет увеличения количества операций.

кредитно-денежная политика

Основной инструмент для корректировки остатка на счетах в соответствии с потребностью в ликвидности и управление размером ставок рынка – аукцион. Еженедельно проводят:

  • аукцион репо – предоставление средств;
  • депозитный аукцион – изъятие ликвидности.

Сейчас на рынке избыток ликвидности (структурный профицит) поэтому размер остатков ограничивают, изымая средства из оборота.

Банка еженедельно подают заявки на пополнение или изъятие остатков на корсчетах и от их количества зависит процентная ставка, по которой деньги будут предоставлены как источник финансирования (равна или превышает ключевую).

Ежедневно для определения объема изъятия выступают депозитные операции, для предоставления средств – прирост портфеля обеспеченных кредитов, количество сделок с ценными бумагами.

ЦБ полностью удовлетворяет все заявки на пополнение или изъятие средств с резервного счета, средства оборачиваются по ставкам в рамках установленного коридора, границы которого отклоняются от ключевой ставки не более чем на 2%. Например, предоставление средств под 6,5%, изъятие под 2,5%. Границы коридора всегда симметричны.

Финансовая и денежно-кредитная политика взаимосвязаны. При отклонении спроса от предложения Банк России проводит аукцион «тонкой» настройки, когда деньги изымаются и выдаются по ключевой ставке, что приводит к изменению показателей финансовой сферы.

При профиците ликвидности ЦБ размещает облигации на длительный срок с целью изъятия средств. По операциям начисляется купонный доход каждые 3 месяца по ключевой ставке, действующей в этот день. При необходимости дополнительного финансирования облигации продают на вторичном рынке.

Влияние денежно-кредитной политики на курс валют

государственная денежно-кредитная политика

Увеличение процентной ставки обеспечивает рост курса рубля. В итоге чем больше процентная ставка, тем выше доход инвестора. И, наоборот – чем ниже ставка, тем интенсивнее снижается курс. В это время процент от вложений минимальный поэтому трейдерам и другим игрокам на валютном рынке неинтересен.

На валютном рынке используется термин «дивергенция», в переводе с латинского – расхождение, и применяется при оценке влияния изменений в единой денежно-кредитной политике. Например, если в Европе ослабят меры контроля, а значит объем денежной массы увеличится курс начнет падать.

На курс отечественной валюты оказывает влияние мероприятия, проводимые ЦБ. В стране существует термин «словесная интервенция», когда курс регулируется не только массовой закупкой или продажей валюты, но и заявлениями регулятора о намерениях на валютном рынке. Рубль «в свободном плаванье», так как для его удержания придется формировать валютные резервы, а значит национальная валюта будет дешеветь, вырастет инфляция и снизится уровень жизни населения.

Прочитав анонс о встрече официальных лиц государства или национальных банков инвесторы прогнозируют изменения ставок, в зависимости от влияния на политической арене и других факторов – произойдет повышение или понижение. Информация о размере процентов на валютном рынке предоставляется заранее, чтобы инвесторы оценили риски долгосрочных вложений, смогли избежать риски и получить прибыль исходя из перспектив развития денежно-кредитной политики стран.

Заключение

Денежная политика РФ гибкая и оперативная, не имеет большой зависимости от политического давления. Анализ процентных ставок и сообщений на сайте регулятора позволит определить тенденции к укреплению или понижению курса, интенсивному или пассивному развитию экономики, определить валютные колебания на бирже. Информация будет полезна компания работающим с иностранными поставщиками. Инвесторам и трейдерам.

Грамотная реализация государственной денежно-кредитной политики не обходит и интересы российских граждан, так как наблюдается рост благосостояния и поддержка ценовой стабильности.


Автор статей, трейдер и инвестор. "Трейдинг для меня - это источник вдохновения и приятное времяпровождение. Здесь более 20000 активов, но даже любой один из них может открыть большие горизонты деятельности, знаний и возможностей."

Читайте также: