Изменения в налоговом кодексе в 2013

Опубликовано: 21.09.2024

Налоговый кодекс с 2013 года

Статья НК РФ, в которую внесены изменения

Комментарий (суть изменений)

Федеральный закон, которым было внесено изменение в НК РФ

Часть 1 Налогового кодекса

Перечень понятий, используемых для целей налогового законодательства, дополнен термином "коэффициент-дефлятор".

Введение данного определения позволит исключить спорные моменты, связанные с его применением

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ)

Установлена обязанность организаций (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) представлять в налоговую инспекцию только годовую бухгалтерскую отчетность. Крайний срок подачи - не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода, то есть до 31 марта включительно

Налог на добавленную стоимость

На основании внесенных изменений расширен перечень товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10%. Теперь к продовольственным товарам, облагаемым по ставке 10%, относятся также жиры специального назначения, заменители молочного жира, эквиваленты, улучшители и заменители масла какао, спреды и смеси топленые

Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ (далее - Закон N 206-ФЗ)

В новой редакции статьи установлено, что ввоз и реализация племенного скота (свиней, овец, коз, лошадей), племенных яиц, а также семени и эмбрионов этих животных облагается НДС по ставке 10%

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ (далее - Закон N 161-ФЗ)

Налог на доходы физических лиц

Расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. К ним относятся субсидии и гранты, предоставляемые главам крестьянских хозяйств. Суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера также не облагаются налогом

Налог на прибыль организаций

В новой редакции установлен особый порядок расчета остаточной стоимости основного средства, по которому применяется амортизационная премия. Остаточная стоимость по такому основному средству определяется как его первоначальная стоимость за минусом амортизационной премии и суммы амортизации, начисленной за период эксплуатации актива

В силу внесенных изменений восстанавливать амортизационную премию при реализации основного средства нужно только в тех случаях, если операции купли-продажи происходят между взаимозависимыми лицами. Речь идет о реализации, которая происходит до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию основного средства. Кроме того, восстановленные суммы амортизационной премии нужно учитывать во внереализационных доходах в том периоде, в котором ОС было продано

Согласно поправкам повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, распространяется на объекты, принятые на учет до 1 января 2014 г. Коэффициент не должен превышать 2

Уточнены основания для признания задолженности безнадежным долгом при налогообложении прибыли. Теперь безнадежными также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства

В новой редакции установлено, что доход от продажи недвижимого имущества признается на дату передачи недвижимости покупателю. При этом операция должна сопровождаться передаточным актом или иным документом, подтверждающим передачу. Ранее не было однозначного мнения по моменту определения выручки от реализации недвижимого имущества

Упрощенная система налогообложения

В целях применения УСН в расчет лимита остаточной стоимости амортизируемого имущества включают только основные средства (без учета нематериальных активов)

Установлено, что если организация не представила уведомление о переходе на УСН в определенные сроки, то она не вправе применять "упрощенку". Для вновь созданных компаний данный срок составляет 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговой инспекции. Ранее представить заявление нужно было в течение 5 рабочих дней

Предельный размер доходов, ограничивающий право на применение УСН, остался равным 60 млн. руб. Напомним, что данный лимит был установлен временно до 31 декабря 2012 г.

Добавлен пункт, в котором установлены сроки для уведомления налоговой инспекции о прекращении "упрощенной" деятельности. Уведомление необходимо подать в инспекцию не позднее 15 дней со дня, когда компания перестала вести УСН-бизнес. Уплатить налог и подать декларацию нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности

Организации, применяющие УСН с объектом "доходы минус расходы", могут учитывать в расходах налоги и сборы, удержанные на территории иностранных государств. Ранее в затраты можно было включить суммы налогов, уплаченные только на территории РФ

При УСН с объектом "доходы" организация может уменьшить налог на платежи по договорам добровольного личного страхования, заключаемым со страховыми компаниями в пользу работников. Уточнено, что единый налог уменьшает только сумма пособия по нетрудоспособности за дни болезни, которые организация выплачивает за свой счет и число которых установлено законодательством. При этом выплаты по болезни вследствие несчастного случая на производстве и профзаболевания в зачет не принимают

По новым правилам при утрате права на применение УСН уплатить налог и представить декларацию нужно до 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право применения спецрежима

Единый налог на вмененный доход

В целях определения возможности применения ЕНВД количество работников теперь рассчитывается исходя из средней, а не среднесписочной численности. При этом ограничение по численности сотрудников не распространяется на организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются такие организации

Уточнено, что "вмененный" спецрежим можно применять при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автотранспортных средств, но и мототранспорта. Также ЕНВД можно уплачивать при предоставлении для указанных средств во временное владение мест для стоянки

Введен добровольный порядок перехода на ЕНВД

Скорректирован порядок подачи заявления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Подавать документ нужно в том числе при переходе на другую систему налогообложения или при нарушении условий применения "вмененки". Заявление представляют в инспекцию в течение 5 дней со дня перехода на другой режим или с последнего дня месяца налогового периода, в котором нарушены данные условия

Размер базовой доходности при передаче в аренду земельных участков площадью до 10 кв. метров для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов общепита составляет 10 000 руб. за каждый участок

Изменен порядок расчета налога для вновь созданных или ликвидирующихся плательщиков ЕНВД. Теперь налоговая база будет исчисляться с первого дня постановки на учет до даты снятия с учета, указанной в уведомлении ИФНС. При этом в расчете участвуют фактические дни ведения деятельности

Сумму исчисленного налога уменьшают не только страховые взносы в фонды, но и платежи по договорам добровольного личного страхования, заключаемым со страховыми компаниями в пользу работников. Уточнено, что ЕНВД уменьшает только сумма пособия по нетрудоспособности за дни болезни, которые организация выплачивает за свой счет и число которых установлено законодательством. При этом выплаты по болезни вследствие несчастного случая на производстве и профзаболевания в зачет не принимают

Налог на имущество организаций

Расширен перечень основных средств, не признаваемых объектом обложения налогом на имущество. В него добавлены:

- объекты культурного наследия федерального значения;

- ядерные установки для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания;

- суда, зарегистрированные в РМРС.

Также согласно поправкам не облагается налогом на имущество движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств

Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ (далее - Закон N 202-ФЗ)

Согласно новой редакции железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи теперь подлежат налогообложению. В отношении этого имущества установлены пониженные ставки, предполагающие постепенное повышение с 0,4% в 2013 г. до 1,9% в 2018 г.

Земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, будут облагаться земельным налогом по ставке 0,3% кадастровой стоимости

"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2013 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Актуальная бухгалтерия"

Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.

"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".

Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.

Изменения в Налоговом кодексе 2013

Традиционно в конце уходящего года законодатели вносят коррективы в Налоговый кодекс РФ. Вот и в текущем году такие поправки появились. Они коснулись налоговых ставок, некоторых льгот и прочих изменений по налогам.

В прошлый раз мы рассказали об изменениях по имущественным налогам, налогу на добычу полезных ископаемых, а также по акцизам. Сегодня вы узнаете о поправках в отношении НДФЛ, НДС, госпошлины и налога на прибыль.

Налог на доходы физических лиц

В отношении доходов, не подлежащих нало­гообложению (освобождаемых от налогообло­жения) по НДФЛ, внесены поправки, представ­ленные
в Таблице 2.

Пункт статьи 217 НК РФ

Средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в случаях и в порядке, предусмотренных Феде­ральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государствен­ной поддержки семей, имеющих детей” и принятыми в соответствии с ним зако­нами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011–2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого насе­ленного пункта и заключившим с уполномо­ченным органом исполнительной власти субъ­екта РФ договор, предусмотренный статьей 51 Федерального закона “Об обязательном меди­цинском страховании в Российской Федерации”.

Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

Поправки в отношении госпошлины

Коротко рассмотрим новшества по уплате государственных пошлин. Как всегда не обо­шлось без корректировок ставок госпошлины.

Ставки возросли для госпошлины:

  • за государственную регистрацию прав, огра­ничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них – 200 рублей вместо 100;
  • за предоставление лицензии уполномочен­ных органов, связанные с лицензированием (за некоторым исключением) – 6000 рублей вместо 2600;
  • за переоформление документа, подтвержда­ющего наличие лицензии, и (или) приложе­ния к такому документу в некоторых случа­ях – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельно­сти – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление (выдачу) дубликата ли­цензии, выданной лицензирующим орга­ном, – 600 рублей вместо 200;
  • за продление срока действия лицензии – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление лицензии на осущест­вление банковских операций при создании банка – 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 000 рублей вместо 80 000;

Кроме того, появилась новая госпошлина за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прице­пов к ним в размере 300 рублей.

Отменена госпошлина за совершение дейст­вий уполномоченными государственными уч­реждениями при осуществлении федерального пробирного надзор, проводимых по запросу правоохранительных органов.

Помимо поправок ставок госпошлины за­конодатели ввели некоторые усовершенство­вания взаимоотношений при уплате данного вида налога. Теперь суды при рассмотрении дел могут не только уменьшить размер госпош­лины или отсрочить ее уплату, но и совсем от­менить. Исходить они будут из имущественного положения плательщика. Право освобождения от госпошлины дано судам общей юрисдикции, Арбитражным судам, Суду Российской Федера­ции и конституционным (уставным) судам субъ­ектов РФ, а также мировым судьям.

Как известно, при исчислении размера госу­дарственной пошлины за удостоверение дого воров, подлежащих оценке, принимается сум­ма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с Налого­вым кодексом РФ. Законодатели пересмотрели перечень лиц, которые вправе теперь давать оценку имущества. Так, стоимость транспорт­ных средств, недвижимого имущества, земель­ных участков и иного имущества, как и прежде, может определяться юридическими лицами, но только теми, которые вправе заключать дого­вор на проведение оценки согласно законода­тельству Российской Федерации об оценочной деятельности. Ранее действующая формулиров­ка “организациями, осуществляющими оценку” заменена на более корректную. Это не позволит оценивать имущество организациями, не име­ющими полномочий на проведение оценочной деятельности. Разумеется, право оценки остав­лено за экспертами и государственными орга­нами (судебно-экспертные учреждения органа юстиции, федеральный орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственно­го кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т. д.)

Налог на добавленную стоимость

Со следующего года налогообложение мар­гарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жи­ра, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых будет производиться по налоговой ставке 10 про­центов (Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ). Ранее объектом по ставке 10 про­центов облагался один маргарин, а остальные аналогичные продукты должны были облагать­ся по ставке 18 процентов.

Ввоз товаров на территорию РФ является са­мостоятельным объектом налогообложения по НДС. Рассмотрим, что изменилось в этой сфере.

Законодатели приняли закон об освобожде­нии от НДС культурных ценностей, ввозимых в РФ за счет внебюджетных источников (Феде­ральный закон от 03.12.2012 № 245-ФЗ). В по­яснительной записке к законопроекту говори­лось, что государственные и муниципальные учреждения приобретают культурные ценно­сти за рубежом для пополнения своих фондов, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств внебюджетных источников. Косвен­но послабление направлено и на снижение расходов частных лиц. Заместитель министра культуры отметил, что, освободив эту сферу от налогов, государство показывает меценатам, что они более свободно могут давать средства на приобретение культурных ценностей.

Итак, 245 законом принята поправка в ста­тью 150 Налогового кодекса РФ. Теперь норма об освобождении ввоза из-за границы культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, заменена на норму об освобожде­нии импорта культурных ценностей, приобре­тенных государственными или муниципаль­ными учреждениями, без учета источника средств приобретения. Таким образом, сейчас неважно, за счет каких средств приобретено имущество. Главное содержание рассматрива­емой льготы – преференции конкретным нало­гоплательщикам.

Ранее освобождение действовало только для ценностей, ввезенных (приобретенных) на бюджетные средства. Теперь приобретение может осуществляться на любые средства (на­пример, музей приобрел произведение искус­ства на спонсорские деньги).

При обсуждении законопроекта в прессе рассматривалось, что указанную льготу смо­гут получить и частные музеи. Но как видно из новой формулировки нормы, льгота может быть предоставлена только государственным и муниципальным учреждениям.

Справка: государственными и муниципаль­ными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъек­том Российской Федерации и муниципальным образованием (ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих орга­низациях”).

Льгота распространяется на учреждения ог­раниченной сферы деятельности. Это не могут быть учреждения в области спорта, образо­вания, здравоохранения, науки. Законодатели установили второе правило в этом вопросе – льготу при пересечении таможни надо подтвер­дить госорганом в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в т. ч. археологического наследия), кинематографии и архивного дела. Вероятнее всего, что и воспользоваться льго­той смогут лишь учреждения данной сферы. На сегодня нет разъяснений, что же в итоге будет подтверждать уполномоченный орган.

Напомним, что и таможенные пошлины при ввозе таких ценностей также не подлежат уплате (подп. 4 п. 3 ст. 80 Таможенный кодекс Таможенного союза).

Федеральный закон № 245-ФЗ вступает в силу со II квартала 2013 года (с 1 апреля), так как в отличие от остальных рассматривае­мых здесь законов был принят лишь в декабре 2012 года и не успевает вступить в силу с 1 ян­варя 2013 года.

Налог на прибыль организаций

В заключение рассмотрим, что нового пла­нируется в налогообложении по налогу на при­быль организаций.

Налогоплательщики, получившие имущест­во (в т. ч. денежные средства), работы, услу­ги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финанси­рование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. С 2013 года отчет о целе­вом использовании средств надо будет пред­ставлять в составе налоговой декларации по налогу на прибыль, а не комплекта бухгалтер­ской отчетности.

Наибольшие изменения получили положения об амортизируемом имуществе. Как известно, объект, в отношении которого была примене­на так называемая амортизационная премия, включается в амортизационную группу по пер­воначальной стоимости за минусом этой самой амортизационной премии. Уточнено, что при определении остаточной стоимости таких объ­ектов надо брать в расчет не первоначальную (полную) стоимость, а именно ту, по которой имущество фактически включалось в аморти­зационную группу (подгруппу).

Законодатели смягчили норму о восстанов­лении расходов в виде амортизационной пре­мии при реализации объекта ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения в экс­плуатацию основных средств. Теперь восста­навливать сумму амортизационной премии надо только в том случае, если объект реали­зован в указанные сроки лицу, являющему­ся взаимозависимым с налогоплательщиком. Если указанное восстановление произошло, налогоплательщик обязан по-новому рассчи­тать остаточную стоимость. Она должна быть увеличена на сумму восстановленных расхо­дов, включенных в состав внереализационных доходов в соответствии с пунктом 9 статьи 258 кодекса. Данная поправка внесена в ста­тью 268 Налогового кодекса РФ.

Ну и, пожалуй, главное новшество, которое позволило немного синхронизировать бухгал­терский и налоговый учет. Речь идет о начале начисления амортизации по объектам амор­тизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. До 2012 года включительно в Налоговом кодек­се РФ дата начала амортизации была “привяза­на” к процессу госрегистрации. Вот как звучала норма: “основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соот­ветствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержден­ного факта подачи документов на регистрацию указанных прав”. Эта норма отменена (Феде­ральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ) и те­перь амортизировать указанное имущество на­до с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации. Данная норма совпадает с поло­жениями ПБУ 6/01 (п. 21 ПБУ 6/01, утвержден­ного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими указаний по бухгал­терскому учету основных средств (п. 61 указа­ний, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Применение повышающего специального коэффициент (не выше 2) к норме амортиза­ции для амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрес­сивной среды и (или) повышенной сменности, ограничено. С 1 января 2014 года коэффици­ент в отношении указанного имущества приме­няться не будет.

В пункте 1 статьи 256 Налогового кодек­са РФ внесли поправку и с 2012 года к амор­тизируемому имуществу будут относиться мо­билизационные мощности. А вместе с ними и расходы организации в форме реконструк­ции, модернизации, технического перевоору­жения амортизируемого имущества, относяще­гося к мобилизационным мощностям.

К внереализационным расходам будут от­носиться непосредственно затраты на прове­дение работ по мобилизационной подготовке, а также затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мо­билизационного плана.

Небольшие изменения внесены во взаимо­отношения налоговых органов с должниками. Согласно статье 266 Налогового кодекса РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед на­логоплательщиком, по которым истек установ­ленный срок исковой давности, а также те дол­ги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Теперь в эти положе­ния внесено дополнение. Безнадежным будет считаться также такой долг, по которому судеб­ный пристав-исполнитель дело прекратил и вер­нул взыскателю (налоговому органу) документы на взыскание по следующим основаниям: – невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить све­дения о наличии принадлежащих ему денеж­ных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в бан­ках или иных кредитных организациях; – у должника отсутствует имущество, на кото­рое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Налоговый консультант И.М. Акиньшина

Вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете

С 1 января 2013 года вступит в силу новый закон о бухгалтерском учете.

Целью Федерального закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета в соответствии с современными условиями деятельности субъектов экономики, а также его совершенствование в целях повышения качества финансовой отчетности и ее прозрачности.

Вводится новое определение бухгалтерского учета, под которым понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Определен перечень лиц (экономических субъектов), на которых распространяется действие законодательства о бухгалтерском учете: коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк РФ; индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).

Также уточняются существующие основные понятия, используемые в сфере бухгалтерского учета, и вводятся новые (в частности, уполномоченный федеральный орган, стандарт бухгалтерского учета, факт хозяйственной жизни, организации государственного сектора и другие).

Федеральным законом установлено, что бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, а также находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства или подразделения иностранных организаций, которые ведут налоговый учет. Однако такое право не предоставляется организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Им также не дано право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которое имеют участники проекта "Сколково".

Федеральным законом устанавливаются требования к бухгалтерскому учету: вводится перечень объектов бухгалтерского учета; регламентируется организация ведения бухгалтерского учета; вводится понятие учетной политики и уточняется порядок ее ведения; уточняется порядок оформления первичных учетных документов и ведения регистров бухгалтерского учета; уточняются требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности (в частности, в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны) и ее состав (из него исключена пояснительная записка); устанавливаются особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица; вводится обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

С 2013 года организации не сдают промежуточную бухгалтерскую отчетность в налоговые органы

В связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ с 2013 года организации не должны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения промежуточную (квартальную и месячную) бухгалтерскую отчетность.

С 1 января 2013 года организации должны подавать в налоговые органы только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания года, если они ведут бухгалтерский учет.

Соответствующие изменения были внесены в пп.5 п.1 ст.23 части первой Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2013 года увеличивается МРОТ

Внесены изменения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", согласно которым с 1 января 2013 года сумма МРОТ составит 5205 рублей в месяц.

В 2012 году размер МРОТ составлял 4611 рублей в месяц.

Уточнены полномочия Минфина в сфере регулирования бухучета и отчетности

Правительство России уточнило полномочия Министерства финансов в части регулирования ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Постановлением определено, что Минфин России организует весь процесс рассмотрения и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета, а также введения в действие Международных стандартов финансовой отчетности и их разъяснений.

Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года за исключением отдельных положений.

Утвержден перечень биржевых товаров, сделки с которыми относятся к контролируемым сделкам

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило прилагаемый Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В данном перечне перечислены товары, сделки с которыми относятся к контролируемым сделкам в соответствии со статьей 105_14 НК РФ.

Приказ Минпромторга зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2012 года, регистрационный номер 26070, и вступает в силу с 30 декабря 2012 года.

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной отчетности перестают применяться с 2013 года

До 1 января 2016 года организации, бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным международно признанным правилам, могут применять данные рекомендации.

Методические рекомендации полностью утратят силу с 1 января 2016 года.

Внесены изменения в Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот в кредитных организациях

С 1 января 2013 года вступают в силу изменения в Положение Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", согласно которым программно-технические средства, которые предусматривают вложение наличных денег клиентом и выдачу принятых денег клиенту без обработки в кредитной организации, должны иметь функцию распознавания не менее четырех защитных признаков.

Вступили в силу новые правила безналичных расчетов в Российской Федерации

До 1 апреля 2013 года продолжится переходный период, в течение которого банки могут применять ранее действовавший порядок заполнения платежных документов, устанавливаемый Положением Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в РФ".

Новое Положение "О правилах осуществления перевода денежных средств" устанавливает правила перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями на территории России и учитывает требования Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

В частности, Положением установлены новые формы безналичных расчетов: перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) и перевод электронных денежных средств. Для действующих форм безналичных расчетов, таких как платежное поручение, изменяется порядок заполнения отдельных реквизитов. При этом формы действующих платежных документов остаются неизменными.

Установлены отдельные положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы Банка России

С 1 июля 2013 года вступают в силу пункты 3.14 (в части направления распоряжений в электронном виде или на бумажном носителе с незаполненным реквизитом "Вид платежа" для исполнения с применением почтовой и телеграфной технологии), 3.15, 4.10 (в части помещения распоряжений в электронном виде в очередь не исполненных в срок распоряжений), 4.12 (в части направления распоряжений в электронном виде), 4.19 (в части направления запроса об отзыве в электронном виде банком получателя, получателем средств) и 4.27 Положения, а также пункты 4 и 13 приложения 4 и приложение 8 к Положению Банка России от 29 июня 2012 года N 384-П "О платежной системе Банка России", которым установлены отдельные положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы Банка России, в том числе критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе Банка России, применяемые формы безналичных расчетов и порядок осуществления перевода денежных средств в рамках платежной системы, порядок осуществления платежного клиринга и расчета, временной регламент функционирования платежной системы.

Внесены изменения в бухгалтерский учет в кредитных организациях

Центральный банк России внес изменения в правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, а также уточнил некоторые вопросы по ведению бухучета отдельных операций.

Указания зарегистрированы в Минюсте России 15 октября 2012 года и вступают в силу с 2013 года.

Введены новые формы статистической отчетности о внутренней и внешней торговле

Росстатом утверждены новые формы представления статистической отчетности о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли, об обороте торговли малого предприятия, о числе торговых мест на ярмарках, об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности, о вывозе потребительских товаров, а также о производстве и потреблении опасных химикатов.

Новые годовые формы вводятся в действие с отчетности за 2012 год, месячные и квартальные - с отчетности за первые периоды 2013 года. С введением новых форм приказом отменяются действующие формы статистической отчетности по данным показателям.

Утверждены формы статистической отчетности о туризме, рыночных услугах и экономических правонарушениях

Федеральная служба государственной статистики утвердила годовые формы статистического наблюдения, отражающие сведения об объеме платных услуг населению, оказываемых организациями, индивидуальными предпринимателями, сведения о деятельности туристских фирм и коллективных средствах размещения, а также сведения об административных правонарушениях в сфере экономики. Новые формы вводятся в действие с отчета за 2012 год.

Также приказом утверждена месячная форма П-1 "Сведения об объеме платных услуг населению по видам" и квартальная форма N 1-ДА (услуги) "Обследование деловой активности в сфере услуг", которые применяются с 2013 года.

Приказом введены в действие указания по заполнению вводимых форм. Действующие формы статистической отчетности по данным вопросам отменяются.

Утверждена форма статистической отчетности о травматизме и профзаболеваниях


Ф едеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» 1 внесены поправки в Налоговый кодекс РФ в части НДС, налога на прибыль, госпошлины и контролируемых сделок.

Налог на добавленную стоимость

Премирование покупателей

За выполнение определенных условий договоров поставки (подряда, оказания услуг) поставщики вправе предоставлять покупателям соответствующие премии. Выплата поставщиками таких премий по своей сути является мерой, направленной на стимулирование контрагентов в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров (работ, услуг). В свою очередь для покупателя это фактическое уменьшение затрат на приобретаемую продукцию.

Независимо от того, как стороны определили систему поощрения за выполнение условий сделки (скидка к цене товара или бонус в виде дополнительного вознаграждения), а также независимо от порядка предоставления (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса, уменьшения задолженности) при расчете НДС сумма выручки подлежит определению с учетом скидок. Указанный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09.

Как правило, право покупателя на премию с совокупной цены товаров возникает уже после поставки по ранее определенной цене. В рамках данной практики премии обычно предоставляются в виде процента от совокупной цены поставленного или в твердой сумме. При этом стороны не договариваются об изменении цены отдельных единиц товаров или отдельных партий товаров.

Между тем в настоящее время утвержденная форма корректировочного счета-фактуры не применяется для случаев изменения стоимости реализованных товаров в связи с предоставленными продавцами покупателям премиями, скидками, бонусами.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11 судьи признали, что премии являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Так что указанные премии не могут быть квалифицированы в качестве платы за услуги, оказываемые поставщикам.

В решении ВАС РФ от 11.01.2013 № 13825/12 арбитры подтвердили, что в настоящее время корректировочный счет-фактура не применяется к случаям изменения стоимости товаров, вызванным предоставляемыми покупателям премиями.

Законом № 39-ФЗ установлен порядок включения в базу по НДС сумм поощрительных премий за выполнение покупателем определенных условий договоров поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). С 1 июля 2013 г. предоставление продавцом покупателю премии за выполнение определенных условий договора не уменьшает для целей исчисления НДС продавцом (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Исключение сделано только для ситуации, когда такое уменьшение предусмотрено договором (п. 2.1 ст. 154 НК РФ).

Единый корректировочный счет-фактура

Наконец-то законодатели предусмотрели возможность составления единого корректировочного счета-фактуры. Согласно абз. 2 подп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ указанный счет-фактуру составляют при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), передача которых оформлена ранее двумя и более счетами-фактурами.

В ходе судебного заседания (решение ВАС РФ от 11.01.2013 № 13825/12) налогоплательщики просили обеспечить поставщикам возможность составлять единый корректировочный счет-фактуру. Речь шла о тех поставках, в связи с которыми предоставлена премия. Между тем высшие арбитры не усмотрели никаких неясностей и противоречий в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Увеличение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг)

Положениями гл. 21 НК РФ установлены особенности исчисления НДС как продавцом, так и покупателем в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, переданных имущественных прав) в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Согласно п. 10 ст. 154 НК РФ увеличение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав продавец учитывает при расчете НДС в периоде, когда была осуществлена данная отгрузка.

С 1 июля 2013 г. изменение в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав продавцы учитывают в периоде, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии п. 10 ст. 172 НК РФ (подп. б п. 1 ст. 1 Закона № 39-ФЗ). Речь здесь идет о следующих документах: договоре, соглашении, ином первичном документе, подтверждающем согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав).

Казенные, бюджетные и автономные учреждения

Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Данная норма была введена Федеральным законом от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» и вступила в действие с 2012 г.

Законодатель распространил действие указанной нормы на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (ст. 3 Закона № 39-ФЗ).

Налог на прибыль

Поправки продлили по 31.12.2015 действия подп. 38 п. 1 ст. 251 и п. 48.9 ст. 270 НК РФ (ст. 4 Закона № 39-ФЗ). Указанные положения исключают из базы по налогу на прибыль суммы доходов и расходов от размещения временно свободных денежных средств, полученных некоммерческой организацией, осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Ранее такие исключения предусматривались на период с 01.01.2009 по 31.12.2012.

Порядок применения НК РФ к сделкам

Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон № 227-ФЗ) был введен в действие разд. V.1 НК РФ, устанавливающий принципы определения цен для целей налогообложения. В ч. 5 ст. 4 Закона № 227-ФЗ сказано, что положения ч. I и II НК РФ применяются к сделкам, доходы или расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 01.01.2012, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Теперь указанное правило не применяется к оформленным до 01.01.2012 сделкам по предоставлению займа, кредита, поручительства, банковской гарантии, доходы или расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 2012 г. Исключение составляют сделки, условия которых с 2012 г. были изменены (ч. 5.1 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Контролируемые сделки

Ранее решение о проведении проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами в отношении контролируемых сделок за 2012 год могло быть принято не позднее 31.12.2013. На это указано в ч. 8 ст. 4 Закона № 227-ФЗ старой редакции. Указанный срок продлен по 30.06.2014 (п. 3 ст. 2 Закона № 39-ФЗ).

Теперь документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) за 2012 г. может быть истребована у налогоплательщика не ранее 01.12.2013 (п. 5 ст. 2 Закона № 39-ФЗ).

Госпошлина

Законом № 39-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми перечень видов деятельности в области атомной энергии, за выдачу лицензий за осуществление которых взимается государственная пошлина, приведен в соответствие с положениями Федерального закона от 30.11.2011 № 347-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

По-новому теперь звучат абз. 4 и 5 подп. 95 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, на закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, на проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов – 15 тыс. руб.;
  • предоставление лицензии на использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии – 5 тыс. руб.

Основные изменения НК РФ 2013 года

Налоговое законодательство РФ с 1 января 2013 года претерпело ряд значительных изменений:

  • Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ (далее - Закон № 206-ФЗ) внес поправки, в частности, в главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;
  • изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ (далее - Закон № 202-ФЗ) относятся к порядку взимания налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов.
  • Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-ФЗ (далее - Закон № 203-ФЗ), а также Федеральным законом от 25.12.2012 № 259-ФЗ внесены изменения в НК РФ, относящиеся к подакцизным товарам;
  • поправки, касающиеся НДПИ, внесены в главу 26 НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 204-ФЗ (далее - Закон № 204-ФЗ);
  • изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ (далее - Закон № 205-ФЗ), относятся, в частности, к исчислению и уплате госпошлины.

Остановимся на нововведениях подробнее.

Налог на прибыль

Закон № 206-ФЗ внес большое количество изменений в главу 25 НК РФ. Рассмотрим их по порядку.

Восстановление амортизационной премии

Теперь восстанавливать амортизационную премию нужно, только если основные средства (ОС) реализуются взаимозависимым лицам до истечения 5 лет с момента их ввода в эксплуатацию. При этом амортизационную премию нужно включить во внереализационные доходы в периоде реализации (пп. «а» п. 5 ст. 1 Закона № 206-ФЗ). Ранее в этой ситуации восстанавливать амортизационную премию нужно было независимо от статуса покупателя.

Указанные положения применяются при реализации основных средств начиная с 1 января 2013 года.

Определение остаточной стоимости ОС

По общему правилу остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ). Теперь в этот пункт добавляется новый абзац, который конкретизирует, как определить остаточную стоимость в случае, когда к основным средствам была применена амортизационная премия. Согласно поправкам остаточная стоимость таких основных средств будет рассчитываться по формуле (п. 4 ст. 1 Закона № 206-ФЗ):

ОСТ = (ПС - АП) - НА

где: ОСТ - остаточная стоимость;
ПС - первоначальная стоимость;
АП - сумма амортизационной премии;
НА - сумма амортизации, начисленная за период эксплуатации основного средства.

Реализация взаимозависимым лицам ОС, к которым применена амортизационная премия

Доходы от реализации амортизируемого имущества можно уменьшить на его остаточную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Этот подпункт дополнен новым абзацем, в котором указано следующее. Если налогоплательщик продает взаимозависимому лицу ОС, к которому применена амортизационная премия, до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию, то его остаточная стоимость увеличивается на сумму восстановленной амортизационной премии (п. 10 ст. 1 Закона № 206-ФЗ).

Прибыль от этой сделки рассчитывается так:

где: П - прибыль от сделки;
Д - доходы от реализации этих ОС;
ОСТ - остаточная стоимость этих ОС;
АП - сумма амортизационной премии.

Указанные положения применяются при реализации основных средств начиная с 1 января 2013 года.

Амортизация ОС, подлежащих госрегистрации

Урегулирован вопрос о том, с какого момента можно начислять амортизацию по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации. Теперь в НК РФ прямо установлено, что по такому имуществу амортизация начисляется в общем порядке. То есть начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объекты введены в эксплуатацию. Таким образом, для начисления амортизации перестали иметь значение факт подачи документов на госрегистрацию и ее дата (пп. «б» п. 5 и п. 6 ст. 1 Закона № 206-ФЗ).

Повышающий коэффициент к норме амортизации

В отношении основных средств, которые используются в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, налогоплательщик может применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 2 (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Согласно поправкам этот коэффициент можно применять только к основным средствам, принятым на учет до 1 января 2014 года.

Безнадежные долги

Разрешилась еще одна спорная ситуация. Теперь безнадежными также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (п. 9 ст. 1 Закона № 206-ФЗ).

Это правило действует в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Предельная величина процентов, признаваемых расходом

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной:

  • ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях;
  • произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Такой порядок определения предельной величины процентов будет действовать вплоть до 31 декабря 2013 года (п. 11 ст. 1 Закона № 206-ФЗ).

Дата получения дохода от реализации недвижимого имущества

Согласно поправкам, внесенным в пункт 3 статьи 271 НК РФ датой реализации недвижимого имущества признается дата его передачи приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче. Таким образом, именно этот день и является датой получения дохода от реализации указанного имущества.

Законом № 206-ФЗ в главу 21 НК РФ внесена всего одна поправка. Так, реализация жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых облагается НДС по ставке 10 процентов (абз. 7 пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). Напомним, что ранее в этом абзаце был указан только маргарин.

Положения Закона № 206-ФЗ вступили в силу с 1 января 2013 года.

Налог на имущество

Одним из значимых нововведений является то, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 № 202) не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Кроме того, не облагаются налогом:

  • объекты культурного наследия;
  • суда, зарегистрированные в Российском морском регистре судоходства;
  • космические объекты;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Помимо этого, отменен ряд налоговых льгот. Так, объектом налогообложения теперь признаются:

  • железнодорожные пути общего пользования;
  • магистральные трубопроводы;
  • линии энергопередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Перечень имущества устанавливается Правительством РФ. В отношении данных объектов налоговые ставки ограничены следующими значениями (см. таблицу):

Предельные налоговые ставки, %

Отметим еще одно нововведение. Если законами субъектов РФ не установлены налоговые ставки по налогу на имущество, то они считаются равными ставкам, установленным пунктом 1 и пунктом 3 статьи 380 НК РФ.

Земельный налог

Законом № 202-ФЗ также внесены изменения в порядок налогообложения земельным налогом. С 1 января 2013 в перечень объектов налогообложения включаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Налоговые ставки в отношении данных участков не могут превышать 0,3 процента от их кадастровой стоимости. Если налоговые ставки не определены законами Субъектов РФ, то они считаются равными ставкам, установленным пунктом 1 статьи 394 НК РФ.

Транспортный налог

Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ вносит изменения в главу 28 НК РФ. Теперь, если законами субъектов РФ не установлены налоговые ставки по транспортному налогу, то они считаются равными ставкам, установленным пунктом 1 статьи 361 НК РФ.

Описанные изменения, внесенные Законом № 202-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2013 года.

Акцизы

Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-ФЗ введен новый вид подакцизного товара - топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале от 280 до 360 градусов Цельсия.

Ставки акцизов на данный товар:

  • с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 5 860 руб. за тонну;
  • в 2014 году - 6 446 руб. за 1 тонну;
  • в 2015 году - 7 735 руб. за 1 тонну.

Закон № 203-ФЗ действует с 1 января 2013 года.

Также в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2012 № 259-ФЗ, с 1 марта 2013 года алкогольной продукцией признаются сидр, пуаре и медовуха.

Федеральным законом от 29.11.2012 № 204-ФЗ внесен ряд поправок в главу 26 НК РФ. В частности, уточнен порядок определения налоговой базы по НДПИ, повышены некоторые налоговые ставки на период до 2015 года включительно.

Согласно Закону № 204-ФЗ налоговая база по НДПИ должна определяться как стоимость добытых полезных ископаемых.

Отдельные категории налогоплательщиков при расчете суммы налога за добычу горючего природного газа могут применять следующие понижающие коэффициенты:

  • 0,646 (на период с 1 июля по 31 декабря 2013 года);
  • 0,673 (на период с 1 января по 31 декабря 2014 года);
  • 0,701 (начиная с 1 января 2015 года).

Установлено, что сумма налога по углю, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу, газу горючему природному и газовому конденсату из всех месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Закон № 204-ФЗ действует с 1 января 2013 года. Изменения, касающиеся налоговых ставок при добыче горючего природного газа, вступают в силу с 1 июля 2013 года.

Указанный в законе порядок определения налоговой базы и суммы налога распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2012 года.

Государственная пошлина

Поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ, касаются, в частности, государственной пошлины. Рассмотрим некоторые из них.

Изменены пункт 2 статьи 333.20 НК РФ, пункт 2 статьи 333.22 НК РФ, пункт 3 статьи 333.23 НК РФ. Теперь суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, КС РФ и конституционные суды субъектов РФ могут учесть имущественное положение плательщика и освободить его от уплаты госпошлины. Претерпел изменения подпункт 5 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.

Напомним, что для исчисления пошлины по выбору плательщика должен быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества. Теперь такой документ могут выдать не только органы и эксперты-оценщики, но и юридические лица, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности.

В связи с этим подверглись изменению и подпункты 7 - 10 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.

Юрлица, которые вправе заключать договор на проведение оценки, могут теперь тоже определять стоимость транспортных средств, недвижимого имущества и земельных участков. Ранее это могли делать только оценщики и соответствующие органы.

Изменения коснулись и подпункта 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Уточнено, что госпошлина в размере 15 000 рублей взимается за регистрацию:

  • права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой фонд или приобретаемое для включения в него;
  • ограничения (обременения) этого права;
  • сделок с данным имуществом.

Пункт 1 статьи 333.33 НК РФ дополнен подпунктом 41.2. Теперь за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных машин и прицепов к ним будет взиматься пошлина в размере 300 рублей. Взиматься госпошлина будет и за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами.

Также был изменен подпункт 92 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Был увеличен размер госпошлины за действия органов, связанных с лицензированием.

Так, государственная пошлина за предоставление лицензии будет составлять 6 000 руб., в то время как сейчас пошлина за данное действие - 2 600 руб.

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в иных случаях пошлина увеличится до 600 рублей.

Пошлина в размере 600 рублей устанавливается и для:

  • предоставления дубликата лицензии;
  • продления срока действия лицензии;
  • предоставления временной лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Ранее размер госпошлины для таких действий составлял 200 рублей.

Положения Закона № 205-ФЗ, касающиеся государственной пошлины, действуют с 29.12.2012.

Читайте также: