Iv порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ оказании услуг

Опубликовано: 09.05.2024

от 11 декабря 2009 года

ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ,

ОКАЗАНИИ УСЛУГ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Правительства государств - членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,

признавая общепринятые нормы и правила международной торговли,

руководствуясь статьей 5 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года,

исходя из взаимной заинтересованности в своевременном и полном поступлении в бюджеты государств - членов таможенного союза косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг,

желая с этой целью оказывать друг другу содействие,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Протокола используются следующие термины:

"недвижимое имущество" - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередач, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты;

"движимое имущество" - вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам;

"транспортные средства" - морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного "река-море" плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры;

"аудиторские услуги" - услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности;

"бухгалтерские услуги" - услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности;

"дизайнерские услуги" - услуги по проектированию художественных форм, внешнего вида изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений; художественное конструирование;

"инжиниринговые услуги" - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов);

"консультационные услуги" - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;

"маркетинговые услуги" - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы;

"научно-исследовательские работы" - проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика;

"опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы" - разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии;

"рекламные услуги" - услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме;

"услуги по обработке информации" - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

"юридические услуги" - услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в статье 4 настоящего Протокола).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.

1. Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если:

1) работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства.

Положения настоящего подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;

2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства;

3) услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства;

4) налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются:

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;

работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.

Положения настоящего подпункта применяются также при:

передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;

аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

оказании услуг лицом, привлекающим от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

5) работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1) - 4) пункта 1 настоящей статьи.

Положения настоящего подпункта применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.

2. Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются:

договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств - членов таможенного союза;

документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

иные документы, предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза.

1. Работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства, облагаются налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с нормами статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе на основании документов, указанных в настоящей статье. При этом налоговая база по НДС определяется как стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья.

2. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по указанным работам в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией (расчетом) представляются следующие документы (их копии):

договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств - членов таможенного союза;

документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа об уплате (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);

таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств - членов таможенного союза;

иные документы, предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза.

3. Документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства - члена таможенного союза, на территории которого осуществляется переработка.

В случае, если налогоплательщиком (плательщиком) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, порядок налогообложения которых регулируется настоящим Протоколом, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

По взаимному согласию Сторон в настоящий Протокол могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами.

Компетентные органы Сторон не реже одного раза в год рассматривают вопрос о целесообразности внесения изменений и дополнений в настоящий Протокол.

Споры и разногласия между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Протокола, разрешаются путем консультаций или переговоров заинтересованных Сторон. В случае недостижения согласия в течение шести месяцев с даты начала таких консультаций или переговоров спор передается по инициативе любой из заинтересованных Сторон на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.

Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Протокола в силу.

Настоящий Протокол подлежит применению с даты вступления в силу Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Протокола хранится в Комиссии таможенного союза, которая, являясь депозитарием настоящего Протокола, направит каждой Стороне его заверенную копию.

Судебная практика и законодательство — Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе"

В связи с поступающими обращениями сообщается порядок налогообложения НДС услуг по перевозке грузов между станциями, расположенными на территории Республики Казахстан. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 3 протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном Союзе" местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 протокола. Таким образом, местом реализации услуг ОАО "РЖД" по перевозкам грузов по участкам российских железных дорог на территории Республики Казахстан - члена Таможенного союза признается территория Российской Федерации. В связи с изложенным реализация услуг по перевозке грузов (товаров) со станций ОАО "РЖД", расположенных на территории Республики Казахстан, назначением на станции ОАО "РЖД", станции казахстанских железных дорог и станции ДП "Петропавловское отделение ФГУП "Южно-Уральская железная дорога МПС России", расположенные на территории Республики Казахстан, и в обратном направлении по участкам российских железных дорог подлежит налогообложению НДС по ставке 18%. Обращаем ваше внимание, что данный порядок налогообложения НДС указанных перевозок был ранее установлен п. 2 телеграммы ОАО "РЖД" от 30.07.2010 N 13484.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;

Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;

Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе;

Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года.

Применение НДС в рамках Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов Таможенного союза, в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, определяется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее - Протокол).

В связи с вступлением в силу Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года, Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года Минфин России сообщает.

В статье рассмотрены особенности обложения косвенными налогами товаров (работ, услуг), импортируемых и экспортируемых на территории ЕАЭС.

С 1 января 2018 года вступил в действие Таможенный кодекс ЕАЭС, который ориентирован на безбумажный документооборот и использование современных программно-технических средств на всех этапах – от подачи декларации до выпуска товаров.

В настоящее время в рамках ЕАЭС обеспечиваются «четыре свободы рынков»:

– свобода движения услуг;

– свобода движения товаров;

– свобода движения трудовых ресурсов;

– свобода движения капитала.

Именно свобода движения товаров и услуг дала огромный толчок развитию ЕАЭС и интеграции законодательных норм союзных стран, благодаря чему уже достигнуты такие цели:

– упразднены таможенное оформление и контроль на внутренних границах государств – членов ЕАЭС и осуществлен их перенос на внешний периметр;

– определен единый регламент налогового администрирования взаимной торговли государств – членов ЕАЭС;

– организована работа по устранению налоговых барьеров, ограничений и изъятий во внутренней торговле;

– налажен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС для осуществления налогового администрирования, обеспечивающий контроль над своевременностью и полнотой уплаты косвенных налогов в бюджеты государств – членов ЕАЭС.

Принципы

Статьей 72 Договора о ЕАЭС установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Регулирующие НПА

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля над их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг установлены приложением 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол), а также главой 50 Налогового кодекса.

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

– по импорту – все импортеры товаров на территорию РК из стран – участниц ЕАЭС, независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет;

– по работам, услугам – плательщики НДС по работам, услугам, местом реализации которых признана территория РК;

– по экспорту – плательщики НДС (применяют нулевую ставку налога) и неплательщики НДС (не уплачивают налог).

Особенности обложения НДС по импорту из стран ЕАЭС

Согласно пункту 13.1 Протокола, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортеры товаров в целях исчисления НДС должны:

– определить дату оборота по импорту;

– определить размер облагаемого импорта;

– исчислить налоговую базу по НДС;

– исчислить и уплатить НДС;

– представить в налоговые органы налоговую отчетность.

Определение даты оборота по импорту

Датой совершения облагаемого импорта согласно пункту 2 статьи 442 Налогового кодекса является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту), предусматривающему предоставление займа в виде вещей, товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья.

Если иное не установлено пунктом 2 статьи 442 Налогового кодекса, для целей главы 50 Налогового кодекса датой принятия на учет импортированных товаров является:

1) наиболее ранняя из дат признания (отражения) таких товаров в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) дата ввоза таких товаров на территорию РК.

При наличии у налогоплательщика обеих дат, указанных в подпунктах 1 и 2 части второй пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса, датой принятия на учет импортированных товаров признается наиболее поздняя из указанных дат.

Для указанных целей датой ввоза товаров на территорию РК является:

– при перевозке товаров воздушными или морскими судами – дата ввоза в аэропорт или порт, расположенные на территории РК;

– при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении – дата пересечения Государственной границы РК.

При этом дата пересечения Государственной границы РК определяется на основании талона о прохождении государственного контроля (либо копии талона о прохождении государственного контроля), выдаваемого территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, форма и порядок представления которого устанавливаются совместно уполномоченным органом и Комитетом национальной безопасности РК.

При отсутствии сведений о дате ввоза товаров на территорию РК датой принятия на учет импортированных товаров является дата, указанная в подпункте 1 части второй пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса.

ПРИМЕР 1

ТОО «А» импортирует товар ООО «А» (РФ).

Договором предусмотрены условия поставки по Инкотермс 2010 DDP, права собственности от продавца к покупателю переходят в момент получения товара на складе покупателя. Известно, что:

– поставщик товара передал перевозчику товар 25 февраля 2020 года;

– пересечение Государственной границы РК, согласно талону о прохождении государственного контроля, произошло 29 .

Самое трудное при приобретении услуг у иностранца определить, является ли наша организация налоговым агентом или нет? Должны ли мы платить за иностранного партнера НДС в бюджет? Цена такой ошибки — пени, штрафы, блокировка счета.

Читая Налоговый кодекс, мы просто «теряемся» в формулировках и не понимаем, что нам надо делать.

В этой статье предлагаем Вам схему по быстрому и четкому определению места реализации услуг (работ), а следовательно, понимания того, являемся ли мы налоговым агентом по НДС или можем просто произвести оплату иностранцу без НДС и спать спокойно.

Нормативные документы, регулирующие определение места реализации услуг

Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

(Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия)

При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.

На партнеров из ЕАЭС НК РФ не распространяется и юридической силы не имеет, поэтому следует учитывать требования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. При этом, если в Договоре о ЕАЭС идет ссылка на локальное законодательство страны- участницы ЕАЭС, то пользуемся именно им и в т.ч. НК РФ.

Формулировки ст. 148 НК РФ и Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 практически идентичны, но отличия все-таки есть. Поэтому в нашей статье дается сравнительный анализ всех основных видов услуг и работ по НК РФ и Договору о ЕАЭС.

Организация заключила контракт с испанской компанией Transporten на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – РФ.

Т.к поставщик — иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Организация заключила контракт с казахской компанией Тасымал на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – не РФ (пп. 5 п. 29 Протокола ЕАЭС).

Т.к. в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, нормы, аналогичной НК РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) нет.

Как определить место реализации услуг?

Общее правило по определению места реализации услуг (работ)

Общее правило определения места реализации – по месту деятельности исполнителя, т.е продавца услуг (работ).

Место деятельности в РФ или не в РФ определяется по месту регистрации организации (предпринимателя):

Продавец зарегистрирован в РФ

Продавец не зарегистрирован в РФ

Если государственная регистрация отсутствует, то место деятельности определяется:

  • на основании места, указанного в учредительных документах;
  • места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места жительства индивидуального предпринимателя.

Для филиалов и представительств организации место деятельности определяется:

  • места нахождения постоянного представительства в РФ.

При приобретении услуг (работ) у иностранного партнера, который имеет постоянное представительство в РФ, российский покупатель уже не выступает в роли налогового агента по НДС. Налоговое бремя иностранец несет сам (ст. 306 НК РФ).

Указанные выше нормы, установлены в п. 2 ст. 148 НК РФ.

Что подразумевается под регистрацией в РФ?

Одновременно проводится постановка на налоговый учет и вносится запись в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), присваиваются Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), Код постановки на учет (КПП).

Проверить сведения о государственной регистрации можно на портале ФНС РФ

Когда не действует общее правило – место реализации услуг определяется по месту деятельности исполнителя?

Из общего правила «место реализации определяется по месту деятельности продавца» есть ряд исключений.

Чтобы правильно определить место реализации надо проверить, поименованы ли приобретаемые или оказываемые услуги (работы) в списке исключений. Если ни в одном из блоков с исключениями услуги и работы не значатся, то применяется общее правило – место реализации определяем по месту деятельности продавца.

Начинать определение места реализации услуг, работ следует всегда с исключений и затем переходить к общему правилу.

Чтобы определить место реализации услуг, работ надо пройти по каждому блоку, представленному ниже, и найти свой предмет договора (контракта).

Блоки начинаются с исключений и заканчиваются общим правилом.

В таблице приведена информация и для случаев приобретения услуг (работ) у партнеров из дальнего зарубежья и из ЕАЭС.

Эта схема универсальная и может применяться зеркально для того, чтобы определить:

  • являемся ли мы налоговым агентом по НДС при приобретении услуг (работ) у иностранного продавца;
  • должна ли наша организация исчислить НДС, когда она сама оказывает услуги (работы) для иностранного покупателя.

Логика работы со схемой простая – следует определить:

  • свой статус по контракту – покупатель / продавец;
  • место реализации услуг (работ) — РФ / не РФ;
  • порядок исчисления НДС — исчисляется НДС / не исчисляется НДС.

В данных таблицах представлена общая схема порядка исчисления НДС при «импорте» и «экспорте» услуг и работ у иностранца.

Мы покупатель услуг, работ у иностранца

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

Мы продавец услуг, работ иностранцу

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

С помощью блок-схемы, приведенной далее, перейдем к конкретике и определим место реализации приобретаемых (реализуемых) услуг и работ у иностранца.

Блок-схема Определение места реализации услуг

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (исключение N 1)

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (исключение N 2)

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (исключение N 3)

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Место деятельности покупателя услуг (исключение N 4)

Место деятельности покупателя услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

аренда движимого имущества (кроме а/м)

аренда движимого имущества (кроме а/м)

Место реализации

Место нахождения пункта отправления и назначения (исключение N 5)

Место нахождения пункта отправления и назначения

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Место деятельности Поставщика услуг (общее правило)

Место деятельности Поставщика услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Заплнение РСВ с иностранцамиДобрый день. Получила в «наследство» организацию, где есть работник-иностранец. Смотрю.
  2. Отчет 6 ндфл с иностранцамиДобрый день. При формировании отчета 6 ндфл за 1 кв.
  3. Облагаются ли НДС услуги по выкачке из септиков и выгребных ям жидких нечистот, а также услуг по вывозу и выгрузке их в места утилизации специализированным грузовым автотранспортомОблагаются ли НДС услуги по выкачке из септиков и выгребных.
  4. Места работы сотрудникаДобрый день! Подскажите, пожалуйста. В карточке сотрудника ссылка Трудовая деятельность.

Карточка публикации

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Большое спасибо. Много полезной информации. Своевременно получаем ответы на возникающие в процессе работы вопросы.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 7 июля 2010 г. N 3/2562

ПРОТОКОЛ О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, ОКАЗАНИИ УСЛУГ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Правительства государств - членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами, признавая общепринятые нормы и правила международной торговли, руководствуясь статьей 5 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года, исходя из взаимной заинтересованности в своевременном и полном поступлении в бюджеты государств - членов таможенного союза косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, желая с этой целью оказывать друг другу содействие, согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Протокола используются следующие термины:
"недвижимое имущество" - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты;
"движимое имущество" - вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам;
"транспортные средства" - морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного "река - море" плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры;
"аудиторские услуги" - услуги по проведению аудита бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности;
"бухгалтерские услуги" - услуги по постановке, ведению, восстановлению бухгалтерского учета, составлению и (или) представлению налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности;
"дизайнерские услуги" - услуги по проектированию художественных форм, внешнего вида изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений; художественное конструирование;
"инжиниринговые услуги" - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов);
"консультационные услуги" - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом;
"маркетинговые услуги" - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы;
"научно-исследовательские работы" - проведение научных исследований, обусловленных техническим заданием заказчика;
"опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы" - разработка образца нового изделия, конструкторской документации для него или новой технологии;
"рекламные услуги" - услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме;
"услуги по обработке информации" - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
"юридические услуги" - услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в статье 4 настоящего Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.

1. Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если:
1) работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства.
Положения настоящего подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;
2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства;
3) услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства;
4) налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются:
консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;
услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.
Положения настоящего подпункта применяются также при:
передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;
аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;
оказании услуг лицом, привлекающим от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;
5) работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1) - 4) пункта 1 настоящей статьи.
Положения настоящего подпункта применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
2. Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются:
договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств - членов таможенного союза;
документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
иные документы, предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза.

1. Работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства, облагаются налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с нормами статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе на основании документов, указанных в настоящей статье. При этом налоговая база по НДС определяется как стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья.
2. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по указанным работам в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией (расчетом) представляются следующие документы (их копии):
договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств - членов таможенного союза;
документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи;
заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа об уплате (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);
таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств - членов таможенного союза;
иные документы, предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза.
3. Документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства - члена таможенного союза, на территории которого осуществляется переработка.

В случае, если налогоплательщиком (плательщиком) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, порядок налогообложения которых регулируется настоящим Протоколом, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

По взаимному согласию Сторон в настоящий Протокол могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами.
Компетентные органы Сторон не реже одного раза в год рассматривают вопрос о целесообразности внесения изменений и дополнений в настоящий Протокол.

Споры и разногласия между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Протокола, разрешаются путем консультаций или переговоров заинтересованных Сторон. В случае недостижения согласия в течение шести месяцев с даты начала таких консультаций или переговоров спор передается по инициативе любой из заинтересованных Сторон на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.

Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Протокола в силу.

Настоящий Протокол подлежит применению с даты вступления в силу Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года.

За Правительство
Республики Беларусь
Подпись

За Правительство
Республики Казахстан
Подпись

За Правительство
Российской Федерации
Подпись

Беларусь — член Таможенного союза

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Россия и Беларусь входят в Таможенный союз, который предполагает “единую таможенную территорию”. Сделки между российскими и белорусскими контрагентами регулируются следующими документами:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Беларуси и Правительством Казахстана 25.01.2008 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”.
  • Протокол 11.12.2009 “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”.
  • Протокол 11.12.2009 “Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов”.

Услуги и работы: отличия, примеры

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Соглашение дает формулировки для услуг и работ.

Услуги - это деятельность без материально выраженного результата, который потребляется в процессе самой деятельности. К услугам относится и передача патентов, торговых марок, лицензий, авторских прав. Примеры услуг: аренда помещений, техники и оборудования, консультирование, бухгалтерские и юридические услуги.

Работы - это деятельность с материально выраженным результатом, который можно использовать для удовлетворения потребностей организации или физлиц. Примеры работ: монтаж, строительство, разработка программного обеспечения.

Порядок налогообложения по НДС

Экспорт услуг в Беларусь

Работы и услуги в Таможенном союзе по-особому облагаются НДС. Протокол “О порядке взимания косвенных налогов” устанавливает: НДС взимается в государстве, на территории которого реализуются работы или услуги (кроме переработки давальческого сырья). То есть, НДС регулируется законами той страны, на территории которой оказываются услуги.

Место реализации услуг

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Тогда встает вопрос: как определить место реализации услуг? Если российская компания оказывает услуги белорусской фирме или предпринимателю, то местом оказания услуг признается Беларусь в следующих случаях:

  • услуги или работы связаны с недвижимостью на территории Беларуси (аренда);
  • услуги или работы связаны с транспортом или движимым имуществом на территории Беларуси (техобслуживание, ремонт оборудования или автотранспорта);
  • услуги в сфере образования, культуры и искусства, туризма, спорта и отдыха оказаны на территории Беларуси (обучение сотрудников белорусской компании в Минске);
  • белорусский налогоплательщик работает на территории Беларуси и приобретает у российского партнера любые консультации, получает помощь юриста, аудитора, бухгалтера, инженера, дизайнера, рекламиста, маркетолога, заказывает научные исследования, а также услуги по подбору сотрудников, если они работают по месту деятельности белорусского покупателя.

Во всех этих случаях услуги облагаются “белорусским” НДС.

Важно! Если российская компания оказывает несколько видов услуг, и одни услуги — вспомогательные по отношению к другим, то место оказания вспомогательных услуг равно месту оказания основных услуг. Например, российская фирма сдает в аренду здание на территории Беларуси и нанимает персонал для работы в этом здании.

Документы для подтверждения места оказания услуг

Протокол о работах и услугах приводит список документов, которые подтверждают место реализации услуг или работ:

  • договор на оказание услуг между российским исполнителем и белорусским заказчиком;
  • документы, подтверждающие оказание услуг (справки, счета-фактур, акты приемки-сдачи);
  • другие документы, которые предполагает законодательство Беларуси или России.

Какие налоги платят российская и белорусская сторона

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Между Правительством РФ и Правительством Беларуси заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения 21.04.1995. Ориентируйтесь на его положения.

Налог на прибыль. Доход российской фирмы от экспорта услуг облагается налогом на прибыль. Если у российской компании нет постоянного представительства в Беларуси, то она заплатит налог на прибыль в России. Если такое представительство есть, то доход от оказания услуг облагается налогом на прибыль в Беларуси.

НДС. Ситуация с НДС похожа на ситуацию с налогом на прибыль и зависит от места реализации услуги и наличия представительства в Беларуси у российской фирмы.

Если услуги оказаны на территории России, они облагаются “российским” НДС в обычном порядке. Здесь нужно исчислить, уплатить НДС и отчитаться по налогу.

Если услуги оказаны на территории Беларуси, они вовсе не облагаются “российским” НДС. В этом случае в очередной декларации по НДС покажите прибыль от этой услуги среди необлагаемых доходов. При составлении счета-фактуры для белорусской стороны внесите запись “НДС не облагается”. Внимание! Не указывайте ставку 0% - в данном случае, это ошибка.

Если российский исполнитель не имеет постоянного представительства в Беларуси и не состоит на учете в белорусских налоговых органах, то беспокоиться об НДС ему не нужно — налог заплатит белорусский заказчик.

Если российский исполнитель имеет постоянное представительство в Беларуси и состоит на учете в налоговой службе Беларуси, то он заплатит “белорусский” НДС.

Ведите учет экспорта услуг в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия, если вы работаете на УСН. В сервисе есть учет, зарплата, налоги, отчетность и помощь наших экспертов. Для всех новичков действует бесплатный ознакомительный период — 14 дней.

Читайте также: