История и предпосылки возникновения налогов

Опубликовано: 15.05.2024

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения

1.1. Основные этапы развития налогообложения

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов 1. Сущность финансов Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином

1. История развития налогов

1. История развития налогов Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои

1. История возникновения бухгалтерского учета

1. История возникновения бухгалтерского учета Бухгалтерский учет – одна из самых древних наук: первые учетные записи были сделаны 4000 лет назад. Он появился одновременно с письменностью, и стал сегодня одним из важнейших условий, предопределяющих эффективность

2. История возникновения и развития банковского дела

2. История возникновения и развития банковского дела Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. А ростовщический капитал использовался еще при разложении первобытнообщинного строя. В древности существовали учреждения, выполнявшие

1. История возникновения и развития банковского дела

1. История возникновения и развития банковского дела Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. А ростовщический капитал использовался еще при разложении первобытнообщинного строя. В древности существовали учреждения, выполнявшие

6. История возникновения института Центрального банка

6. История возникновения института Центрального банка Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы. Его особое место и роль в банковской системе определяются уровнем и характером развития

Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов

Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов 22.1. Налогообложение кредитных организаций В ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое

1. История возникновения и развития учета

1. История возникновения и развития учета Зародился бухгалтерский учет в XIII в., а в XV в. вышла книга Л. Пачоли о бухгалтерском учете (трактат). В XX в. началось литературное осмысление бухгалтерского учета, т. е. возникли первые теоретические конструкции бухгалтерского

1. История возникновения финансовой статистики

1. История возникновения финансовой статистики Работа экономиста любой специальности обязательно связана со сбором, разработкой и анализом всевозможных цифровых данных, которые называются статистическими данными. Статистика как наука зародилась на ранних стадиях

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития Экономика – это всевозможные виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют им (и обществу) снабжать себя материальными ресурсами для

3.5. Теории возникновения и развития прав собственности

3.5. Теории возникновения и развития прав собственности Права собственности – это отношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Поэтому представить себе мир без прав собственности невозможно, если это не мир Робинзона Крузо. Мы будем исходить из предпосылки,

1. История возникновения финансовой статистики

1. История возникновения финансовой статистики Работа экономиста любой специальности обязательно связана со сбором, разработкой и анализом всевозможных цифровых данных, которые называются статистическими данными. Статистика как наука зародилась на ранних стадиях

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином

2.2. Экономический кризис в России: предпосылки возникновения и развития [68]

2.2. Экономический кризис в России: предпосылки возникновения и развития [68] Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что, с точки зрения социально-экономического развития России, 2008–2009 годы явились переломными. Причем изменения в экономике, по всей видимости, окажутся

Глушаченко С.Б., доктор юридических наук, профессор.

Понятие "налоги" как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: "Факт того, что налоги - наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание и какие бы определения наука ни формулировала понятию "налог". Уже это свидетельствует о том, что налоги - это историческое явление, хрестоматийное понятие. Без налогов не существует ни одно общество, будь то родовое или цивилизованное общество XXI в. Поскольку это так, то, следовательно, понятие "налог" в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование" . Общество, решая эту задачу, объединяет свои усилия и богатства для противостояния силам природы, внешним врагам, для совместного градостроительства, содержания нетрудоспособных и обеспечения многих других общественных нужд. Л.И. Спиридонов называет такие нужды общими делами социальной организации, объединенной вещными или рыночными связями. К числу таких общих интересов и проблем он относит "защиту от внешнего врага; установление правил коллективного общежития; решение таких коллективных задач, которые отдельная семья или индивид в одиночку решить не в состоянии. К числу последних относятся не только хозяйственные проблемы (например, создание ирригационной системы в Древнем Египте), но и охрана одной части территориально организованной общности от другой ее части, регулирование отношений между ними: племенная организация, распавшись, оказалась разделенной на различные социально неоднородные, часто антагонистические группы (сословия, классы), отношения между которыми нередко обострялись до уровня социальных потрясений (бунты, революции, войны и т.д.)" .

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 12 - 13.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995. С. 18.

История человеческого сообщества и всех его институтов - это объективный процесс, не зависящий от воли и сознания отдельного человека. Следовательно, налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественно-исторического развития общества как социального организма. Чтобы определить другие исторические предпосылки возникновения налогов, необходимо выявить предшествовавшие им общественные явления.

Жертвоприношения, дань с побежденных народов, домены, регалии, судебные пошлины и другие обязательные платежи являлись прообразами ныне существующих налогов в их современном понимании. По утверждению А.В. Брызгалина, такие платежи были скорее "квазиналогами", которые представляли собой переходную ступень к налогам .

Налоги и налоговое право: Учебное пособие // Под ред. А.В. Брызгалина. М.: "Аналитика-Пресс", 1997. С. 17 - 18.

В последующие века государство постепенно окрепло, расширилось и приобрело те черты, которые свойственны современному государству. Оно распространило систему государственного управления на всю страну, начало осуществлять свое вмешательство в экономику и деятельность транспорта, в строительство, культуру, образование и, наконец, в сферу поступления доходов, а также формирования собственности и имущества. Для этого были необходимы новые учреждения, органы, институты, для функционирования которых требовалось больше средств и, следовательно, больше налогов.

В.М. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями. На первом этапе налогообложение отличается неразвитостью и случайным характером. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания появляются в зачаточном состоянии. Второй период развития налогообложения отличает формирование стройной, рациональной и обоснованной государственной налоговой системы, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. Тогда же начинает формироваться научная теория налогообложения. Третий период отличается снижением числа налогов и большим значением правового регулирования при их установлении и взимании. Формируется налоговое государство, громадные расходы которого осуществляются за счет больших и весьма прибыльных централизованных налогов, налогов с оборота и на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на корпорации и отчислений на социальное страхование .

Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 17.

По мнению советского теоретика налоговедения Д. Боголепова, "история налогов показывает нам двойное происхождение налога: во-первых, налог, возникающий из контрибуций и дани, это преимущественно налог на побежденных, иностранцев или просто на угнетенные классы, которые нередко принадлежали к другой национальности, чем господствующие классы, - налог феодального общества. Второй тип налога, возникший после появления постоянного войска, носит совершенно другой характер, он устанавливается после долгих переговоров с участием различных представительских учреждений, парламентов и т.д., - налог буржуазного общества" .

Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. Харьков: Пролетарий, 1929. С. 17.

С точки зрения автора, процесс образования налогов максимально сложен. В различных странах он протекал по-разному. Вместе с тем в нем были и общие закономерности, характерные для всех вариантов формирования налогов, независимо от географических, экономических, социальных, политических и других особенностей. В процессе формирования налогов можно выделить два основных этапа: во-первых, появление собственно налогов как особого способа деятельности или правила поведения; во-вторых, когда это правило поведения становится элементом права с государственным механизмом обеспечения.

На первом этапе сформировались прообразы налоговых форм, или квазиналоги, которые сложились и функционировали в виде обычаев. Вышеизложенные исторические факты свидетельствуют, что эти обычаи не были введены в жизнь общества кем-то извне. Они появились в результате обобщения естественного опыта людей по решению возникающих перед ними проблем. Так, вера в божественность и духовность окружающего мира, полного опасностей и невзгод, свойственна человеку, отсюда возникают жертвоприношения как способ задабривания богов, которые достаточно часто приводили к желаемым целям. А неприношение жертвы богам связывалось с несчастиями, бедами для общества. Поэтому невыплата жертвы осуждалась обществом и требовала запрета или табу. Такие обычаи передавались от поколения к поколению, соответственно становились традицией и превращались в постоянно действующие нормы.

Прообразы налоговых форм становились правилами поведения в условиях общества, состоящего из абсолютно эгоистичных личностей, по причине облегченности поступков человека, который больше стремится воспользоваться опытом окружающих, чем решить проблему самостоятельно, что может привести к непредсказуемым последствиям. В результате конкретный человек поступает так же, как окружающие его члены общества, и тем самым создает незаметно для себя общее правило или норму. С течением времени формируются новые модели поведения, которые совершенствуются и закрепляются в правилах, нормах, институтах, которые передаются последующим поколениям.

Наконец, квазиналоги становятся правилами поведения, когда индивиды, самостоятельно не осознавая этого, совершают поступки, которых от них ожидают другие члены общества. Общество состоит из множества индивидов, поведение и мысли которых глубоко эгоистичны, а также абсолютно самостоятельны. Но тем не менее в жизни общества наблюдается упорядоченность и регулярность - разные индивиды в одинаковых условиях ведут себя, как правило, одинаково. Это происходит из-за того, что человек как существо общественное не может существовать вне социальной организации и соответственно вынужден сообразовывать свое поведение с поступками других индивидов. С другой стороны, общество также ожидает от индивида ответного поведения, которое аналогично социальному. Следовательно, индивид платит жертву или налог, ибо ожидает ответного поведения от других членов общества, которые таким образом формируют некий общественный фонд, который расходуется в том числе на нужды и самого индивида, в частности на его защиту от внешних врагов или преступных посягательств.

На втором этапе процесса образования налогов они приобретают собственно правовую форму. Это происходит следующим образом. Во-первых, на месте кровнородственных связей появляется обмен как особое средство объединения людей в новый тип общества. Обменные отношения объединяют всех и каждого, независимо от места пребывания индивидов, причем эти отношения являются необходимым условием существования и отдельной личности, и всего общества в целом. Так как человек в процессе производственной деятельности трудится более эффективно в условиях разделения труда , то он может удовлетворить свои потребности в товарах, производимых другими, только при наличии рынка. С другой стороны, остальные участники производственных отношений, нуждаясь в товарах, создаваемых этим индивидом, сами вынуждены продать произведенное ими и тем самым удовлетворить и свои потребности, и потребности этой личности. Особо следует отметить, что возникающие налоговые формы как движения стоимости от субъекта, ее создавшего, в пользу правителя или государства, непосредственно оформляют наивысшую форму обменного отношения, когда индивиды отдают свои усилия, имущества и богатства взамен удовлетворения потребностей общества, в том числе и самих индивидов в указанных выше определенных целях.

В библейских сюжетах можно обнаружить своеобразные доказательства того, что человек на заре своего возникновения стремился к разделению труда. У первых двух сыновей Адама были разные профессии: Авель был пастухом, а Каин - земледельцем. Это было как бы первое крупное общественное разделение труда.

Во-вторых, общество, объединенное вещными, рыночными отношениями, объективно порождает коллективные потребности, а следовательно, общие интересы и проблемы. Такие общие дела могут быть решены только при наличии определенной материально-технической базы, а также учреждения такой власти, которая распространялась бы на все общество и которая формировала бы эту базу. Такой властью становится государство, но на первичном этапе развития оно создает общественные фонды с использованием квазиналогов, то есть поборов с населения, взыскиваемых не в принудительном порядке, например путем жертвоприношений или иным способом.

В-третьих, происходит усложнение общественных отношений, растет количество населения, расширяется государственный аппарат и происходит переход к собственно налоговым (то есть принудительным) способам формирования фонда общественного потребления. Но тем не менее налоги приобретают всеобщее значение лишь на протяжении последних ста лет. Так, К. Хойзер отмечает, что "еще полтора века тому назад в целом ряде тогдашних немецких государств из налоговых поступлений финансировалось менее половины государственных расходов. Еще сравнительно небольшие органы государственного управления, суды и ведомства существовали в основном за счет доходов от государственных земель, сборов за услуги органов управления и других поступлений, иными словами, за счет пошлин, правовых сборов и сборов в виде вознаграждений, и лишь после того за счет налоговых поступлений" . Таким образом, только в условиях соответствующего роста всеобщего экономического благосостояния налоги приобретают ту правовую форму, которая соответствует современному содержанию этой категории. И только в этом случае государство в состоянии предоставить гражданам то, что они от него ожидают: безукоризненную и отлаженную систему управления, развитую сеть дорог, широкую совокупность нормально действующих правовых норм, социальное обеспечение, государственные школы, больницы и многое другое.

Хойзер К. Жертва и налог. От античности до современности // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс, 1992. С. 52.

В то же время следует признать, что человечество до сих пор не сформулировало идеальной налоговой теории, соответствующей общественной практике. Теория налогообложения до сегодняшнего дня не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы почти во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.

Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить, исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.

После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Предпосылки возникновения налогообложения

Налоги являются древнейшим из финансовых институтов. Их возникновение и последующее развитие непосредственно связано с появлением и становлением государственности.

Финансирование государственных структур в древнейшие времена осуществлялось преимущественно в результате военных баталий: эксплуатация рабов, награбленное имущество и т. д. Эти источники часто принимали организованную форму в виде дани, установленной победителем и уплачиваемой в определенные сроки и на постоянной основе. Дань, следовательно, можно назвать прообразом налогообложения.

Также основы налогообложения проявлялись в виде жертвоприношений храмам, которые в свою очередь выполняли определённые функции по организации системы общественной жизни.

С развитием государственности кроме платежей духовенству создавалась система постоянных платежей в пользу правительственных органов. В истории Древнего мира содержится упоминание о существовании в VII - VI вв. до н. э. в Древней Греции налогов, которые устанавливались пропорционально доходу субъекта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Возникновение и развитие налогообложения 490 руб.
  • Реферат Возникновение и развитие налогообложения 240 руб.
  • Контрольная работа Возникновение и развитие налогообложения 210 руб.

Подытоживая вышесказанное можно выделить две ключевые предпосылки возникновения системы налогообложения. Во-первых, это разделение общества на неимущих и на собственников. Во-вторых, происходившее объединение собственников и формирование первых государственных образований с целью защиты их интересов, в том числе для усиления контроля за неимущими слоями.

Этапы развития системы налогообложения

Становление государственности и системы налогообложения в разных частях планеты происходило по различному сценарию. В европейской части, где широко распространено было рабовладение и частная форма собственности на землю, главные доходы приносили налоги, а в большей степени эксплуатация рабов. Становление государственности на Востоке осуществлялось узурпированием власти верховным правителем. В данной части планеты рабовладение не получило широкого распространения, поэтому ключевым доходом являлись поступления налогового характера.

Налоги в древние века не играли существенной роли в структуре источников покрытия общественных расходов. Это было связано с тем, что общественные расходы были малы и использовались неналоговые источники доходов.

С развитием феодализма налогам стала отводиться более заметная роль в источниках финансирования казны государства.

В эпоху раннего феодализма господствовало натуральное хозяйство, поэтому носили натуральный характер и налоговые платежи, а выплачивались они в основном крестьянами в форме части собранного урожая.

С ростом разделения труда, развития товарно-денежных отношений и расширения торговли происходил переход к капиталистическому производству. В итоге из всей массы товаров выделился всеобщий эквивалент - золото. Так произошла замена натуральной формы отношений на денежную. Налоги стали выплачиваться в денежном выражении.

Налоги в конце XVII - начале XVIII вв. становятся главным источником доходов государства. Налоги до XVII века в большинстве стран не представляли целостной системы, потому что существовала система откупов. Она заключалась в том, что налоги собирались откупщиками, которые только частично передавали их в казну (иногда менее половины). Возникла таким образом потребность в формировании системы налогообложения.

Значение налога как юридической обязанности гражданина перед государством сформировалось окончательно лишь в XIX в. Теория налогообложения в данный период налоги рассматривала не только как источник образования государственной казны, но и проводила анализ их места и роли в экономике.

Представителями теоретических школ по-разному оценивалась степень влияния налогов на экономические процессы, происходящие в обществе. Одни теоретики (маржиналистская школа) представляли налоги средством выравнивания доходов. Они предлагали установить принцип прогрессивности налогообложения, считая, что с ростом уровня доходов должна возрастать ставка налогообложения, а также обосновывали необходимость внедрения освобожденного от налогообложения минимального уровня доходов.

В конце XIX - начале XX веков появились различные теории, которые обосновывали необходимость применения налогов для стимулирования эффективности экономической деятельности.

Полное представление о процессе эволюции теории налогообложения даёт рисунок.

date image
2015-05-27 views image
10759

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Возникновение и развитие налогообложения.

2. Развитие налогообложения в России.

3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

1. Возникновение и развитие налогообложения.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.

По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном и семейном положении.

В IV - III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией.

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. - 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI - XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Второй период.Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.




В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Французский ученый Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX века, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Читайте также: