Исполнение налоговой обязанности доклад

Опубликовано: 30.04.2024

3.4 Налоговое обязательство и его исполнение

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

  • с уплатой налога (сбора);
  • со смертью налогоплательщика;
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматривается как использование налогоплательщиком бюджетных средств и становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора).

Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налога(сбора) досрочно.

Требование об уплате налога (сбора) — налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов (если иное не предусмотрено законодательством) в установленные сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в срок. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пени, начисленной на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленный НК РФ;
  • срок исполнения требования;
  • меры, которые могут быть предприняты по взысканию налога в случае невыполнения требования налогоплательщиком (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога (сбора) вручается представителю организации под расписку, а в случае уклонения от получения требования оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) по результатам налоговой проверки должно быть направлено не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке . В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате осуществляется за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).

Взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика . Взыскание налога с налогоплательщика-организации проводится по решению налогового органа, который направляет в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Решение о взыскании налога за счет денежных средств должно быть вынесено налоговым органом не позднее 60 дней по истечении срока, указанного в требовании.

Вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств, принятое по истечении указанного срока, недействительно. Тогда взыскание задолженности с налогоплательщика возможно только в судебном порядке.

В инкассовом поручении должны быть указаны:

  • расчетные счета налогоплательщика, с которых должно осуществляться списание;
  • сумма, подлежащая списанию.

Взыскание налога возможно как с рублевых, так и с валютных счетов налогоплательщика. Если взыскание налога происходит с валютных счетов, то руководитель налогового органа направляет в банк дополнительное инкассовое поручение на продажу валюты.

При взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика (для накопления денежных средств). Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика-организации означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение о приостановлении расходных операций направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может быть принято в случае непредставления ими налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке. Банк не вправе открывать другие расчетные счета налогоплательщику, если имеет решение налогового органа о приостановлении операций по расчетному счету.

Процедура взыскания налога за счет денежных средств налогоплательщика показана на схеме.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или отсутствии информации

О его расчетных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в бесспорном порядке, а с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в судебном порядке.

Налог взыскивается за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя на основании решения, вынесенного руководителем налогового органа, которое должно быть направлено судебному приставу в течение трех дней с момента вынесения. Постановление должно быть подписано руководителем налогового органа и заверено гербовой печатью. Исполнительные действия выполняются судебным приставом в двухмесячный срок с момента поступления к нему такого постановления.

Взыскание налога за счет имущества должно проводиться последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производственном процессе (ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой транспорт);
  • готовой продукции (товаров), материальных ценностей, не Участвующих в производственном процессе;
  • сырья и материалов, участвующих в производственном процессе, а также станков, оборудования и других основных средств.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество, реализуемое в счет погашения задолженности по уплате налога.

С 1 января 2000 г. взыскание налога за счет имущества налогоплательщика проводится службой судебных приставов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из изъятия и принудительной реализации этого имущества.

Если есть основания полагать, что имущество, с помощью которого будет погашаться задолженность по налогам (сборам), может быть сокрыто, уничтожено или вывезено, то проводится арест этого имущества.

Арест имущества — ограничение права собственности налогоплательщика-организации в отношении этого имущества, проводится только с санкции прокурора и может быть полным или частичным.

Полный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом (продавать, сдавать в аренду), а владеть и пользоваться может, но с разрешения налогового органа.

Частичный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но с разрешения налогового органа.

Аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо для погашения задолженности по налогам, а также все имущество налогоплательщика-организации. Решение о наложении ареста на имущество выносит в форме постановления руководитель налогового органа.

Аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога. Арест осуществляется только в том случае, когда принято решение о взыскании налога за счет имущества. Арест возможен только в отношении имущества юридического лица.

Арест имущества проводится с участием понятых. При аресте имущества может присутствовать сам налогоплательщик либо его представитель.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается.

Должностные лица, осуществляющие арест, должны предъявить:

  • санкцию прокурора;
  • документы, удостоверяющие их полномочия;
  • постановление о наложении ареста.

При аресте имущества составляется соответствующий протокол, в котором указываются:

  • имущество, подлежащее аресту;
  • его описание;
  • его количество;
  • стоимость (по возможности).

Руководитель налогового органа определяет место, где должно храниться арестованное имущество.

Решение об аресте имущества отменяет руководитель налогового органа в случае выполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налога.


Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
Общие положения о порядке принудительного исполнения
Виды требований об уплате налога (сбора)
Меры принудительного исполнения

обязанности : : v * « • г \ ; : ; ; \ \ I т
4. Особенности порядка принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов (сборов) с организаций и с физических лщ(
1. Наличие недоимки по тому или иному налогу является основани­ем для принудительного взыскания налоговым органом с налого­плательщика соответствующих денежных сумм.
Налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) направляется письменное извещение о не­уплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (сбора) и пе­ни - требование об уплате налога или сбора.
Форма требования установлена приказом М НС РФ "Об утвер­ждении форм налоговых уведомлений" от 14.10.99 № АП-3­08/326 (в ред. от 14.10.2002).
Требование об уплате налога (сбора) направляется не позднее
3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) и пеней направляется в 10­дневный срок со дня вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки.
Требование об уплате налога или сбора вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его за­конному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогопла­тельщика (статьи 69 - 70 НК РФ).
2. Различают следующие виды требований об уплате:
недоимки по налогу (сбору) и пени, направляемые налогопла­тельщику после его пропуска срока для уплаты налога, если в данном случае исключается применение налоговых санкций;
недоимки по налогу (сбору) и пени, а также налоговых санк­ций вследствие виновного пропуска срока уплаты налога (п. 3 ст. 101 НК РФ);
одних налоговых санкций в случае отсутствия у налогопла­тельщика недоимки по налогам и задолженности по пеням (статьи 116, 117, 118, 120 НК РФ и др.);
задолженности по налогу, пени и процентам (п. 8 ст. 68 НК РФ). 3« Если направление требования об уплате налога не возымело должного "дисциплинирующего" воздействия, налоговые орга­ны вправе применить к недобросовестному налогоплательщику

меры принудительного исполнения налоговой обязанности -взы­скание, которое может быть обращено на:
денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в кредитных организациях;
имущество налогоплательщика;
права (требования) по неисполненным денежным обязательст­

вам (дебиторскую задолженность). Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание ко­торой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безна­дежной и списывается (ст. 59 Н К РФ).
4. По общему правилу, взыскание налога с организации производит­ся в бесспорном порядке.
Исключением является взыскание налога с организации, если обязан­ность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
юридической квалификации сделок, заключенных налогопла­тельщиком с третьими лицами;
юридической квалификации статуса и характера деятельности

налогоплательщика. С учетом ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда" взыска­ние неуплаченного налога с физического лица производится
только в судебном порядке.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Налоговый контроль

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с НК.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля над полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК.

Взыскание налога с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в бесспорном порядке, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в судебном порядке.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — в банках.

Налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание со счетов.

В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, — в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица-налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии с НК;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Порядок исчисления налога установлен статьей 52 НК.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки делятся на твердые и процентные (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные). Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК.

Налоговый период — это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору статьей 57 НК. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК применительно к каждому такому действию.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок уплаты налогов и сборов определен статьей 58 НК.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства.

Уплата производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Списание безнадежных долгов по налогам и сборам определено статьей 59 НК.

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

1) по федеральным налогам и сборам — Правительством РФ;

2) по региональным и местным налогам и сборам — соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местными администрациями.

Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов установлены статьей 60 НК.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты на более поздний срок. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (сумма задолженности).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее — уполномоченные органы), являются следующие.

1. По федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. По региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований.

3. По налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы.

4. По государственной пошлине — органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с НК принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины.

5. По единому социальному налогу — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК, на срок от 1 до 12 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в НК, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

1) залогом имущества;

4) приостановлением операций по счетам в банке;

5) наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

Основной обязанностью налогоплательщиков является обязанность уплачивать налоги.

Понятие обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Права и обязанности налогоплательщиков закреплены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс). В соответствии со статьей субъекты налогообложения оплачивают законно установленные налоги и сборы (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и другие).

В статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогоплательщиков, которые устанавливает налоговое законодательство (Кодекс).

Налогоплательщики – субъекты налогового учета, которые, как указывает Кодекс, подлежат постановке на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации организаций, подразделений, места жительства физического лица, а также по нахождению собственности: недвижимого и движимого имущества (объекты налогообложения) физических и юридических лиц.

Обязанностью налогоплательщика являются обязанности физических лиц, организаций, индивидуального предпринимателя установленные конституционно, по уплате налогов и сборов, в полном объеме и своевременно, в пользу государства.

Законодательство предполагает, что исполнение обязанностей налогоплательщиков (предпринимателя, организации либо физического лица) – это порядок правильного правового поведения лиц, оплачивающих налоги и сборы. В такую обязанность входит и ведение налогового учета.

Основные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Основные обязанности по уплате налогов и сборов установлены в статье 23 НК РФ. Законодательство устанавливает и другие обязанности и порядок уплаты.

Сегодня обязанностями, которые устанавливает Кодекс, являются следующие две группы:

  • обязанности по уплате налогов и сборов;
  • обязанности по осуществлению налогового учета и контроля.

Пункт 1 ст. 23 НК РФ относит к обязанностям следующее:

  • обязанности по уплате законных налогов;
  • осуществление налогового учета и постановка на учет в налоговую физических и юридических лиц;
  • осуществление учета доходов и расходов;
  • предоставление налоговых деклараций;
  • предоставление по первому требованию налоговых органов документов о доходах и расходах, журнала хозяйственных операций и финансовую отчетность.
  • исполнение требований налогового учета по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Помимо вышеперечисленного, обязанностью налогоплательщика являются обязанности по сохранению данных бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет. Законодательство содержит порядок того, что налогоплательщик должен предоставить в налоговую информацию об участии в российских организациях, о наличии филиалов.

Если налогоплательщик – из физических лиц, то помимо вышеперечисленных обязательств по уплате, законодательство обязывает его сообщать о наличии в собственности объектов недвижимости, транспортных средств для ведения качественного учета.

Сообщение подается в форме копий документов о собственности и бланков, подтверждающих, что объект налогообложения государственно зарегистрирован.

Деятельность банков также является объектом налогообложения. Так, к финансовым учреждениям применим общий порядок по обязательствам перед налоговыми органами. Ст. 76 НК РФ устанавливает налоговые обязанности банков по конкретным актам о налогах. Так, руководство банков обязано предоставить сведения об остатке средств налогоплательщиков.

Среди таких – организации – клиенты банков. Считается, что юридические справки банков необходимо предоставить в налоговую при закрытии счета. Однако сегодня специалисты банков предоставляют сведения самостоятельно.

Кодекс в рамках статьи 23 позволяет применять к налогообложению деятельности банков общий порядок, если банк выступает собственником определенного имущества.

Исполнение обязанностей налогоплательщиком (плательщиком сборов)

Налогоплательщик должен исполнять порядок по уплате в сроки, которые установило законодательство. Исполнение обязательств должно сопровождаться контролем за наличием документов, полученных от контрагентов (для предпринимателя, организации).

Так, например, уплата НДС в бюджет должна быть произведена строго по периодам – раз в месяц или квартал, в зависимости от категории плательщика НДС. Ставки, установленные Кодексом, также должны соблюдаться.

Налогоплательщики должны самостоятельно и систематически производить оценку рисков своей деятельности и своевременно оценить налоговые проблемы и уточнять возникающие обязательства по уплате налогов и сборов.

Если налогоплательщик не указывает личные контакты руководства, документально не подтверждает полномочия руководителя организаций-контрагентов, не прилагает копии документов, удостоверяющих личность и фактическое местонахождение, то служба налоговых органов квалифицируют его как проблемного (сомнительного), и у плательщика возникают проблемы с открытием счетов в банке.

Налоговые обязанности индивидуального предпринимателя должны подтверждаться документальными сведениями.

Поскольку деятельность предпринимателя – это рискованная деятельность, и для уменьшения величины налогов путем получения льгот, вычетов, налогоплательщик не должен бездействовать.

Таким образом, любой плательщик налогов и сборов должен осуществлять исполнение своих обязанностей, и осознавать риски, вызываемые бездействием. Кроме того, не проверив должные документы и информацию, все неблагоприятные последствия лягут на плечи индивидуального предпринимателя.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов)

Налогоплательщики в виде физического лица или предпринимателя, как указывает Кодекс, могут быть освобождены от исполнения обязанностей по оплате налогов и сборов. Освобождение от уплаты налогов и сборов утверждено статьей 145 НК РФ. При этом дополнительными статьями являются

В первую очередь освобождаются от уплаты те плательщики, сумма выручки которых за предыдущие три последовательных месяца не превысила 2 миллиона рублей (пункт 5 ст. 145 НК РФ). Из этого правила Кодекс исключает организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Лица, претендующие на освобождение от уплаты, должны предоставить в налоговую письменное заявление и документы, подтверждающие право на освобождение (установлены пунктом 6 ст. 145 НК РФ).

Указанные документы должны быть предоставлены не позднее 20-го числа месяца, с которого налогоплательщики претендуют на освобождение от уплаты. Форма заявления на освобождение от оплаты налогов и сборов утверждена Министерством финансов Российской Федерации.

Кодекс устанавливает право на освобождение, действующее 12 календарных месяцев. После истечения этого срока плательщики, осуществляющие исполнение по уплате налогов и сборов, должны предоставить для налоговых органов:

  • документы о совокупной выручке от реализации товаров и услуг на три календарных последовательных месяца;
  • уведомление о продлении прав на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если во время периода, когда было использовано право на освобождение, выручка превысила 2 миллиона рублей или плательщик осуществлял продажу подакцизных товаров, то право на освобождение утрачивается с 1 числа месяца, в котором произошло такое превышение (пункт 5 ст. 145 НК РФ).

При этом, укрывательство данного факта от налоговых органов влечет за собой восстановлению суммы налога и уплате ее в бюджет в установленном порядке, а также взыскание соответствующих налоговых санкций и штрафов.

Отдельно рассмотрим вопрос об освобождении от уплаты НДС. Освобождение производится, если организации и предприниматели, связанные с небольшими оборотами, предоставят юридические справки о величине выручки за период.

Считается, что такие субъекты могут не платить НДС в течение 12 месяцев, а также не предоставлять юридические декларации по НДС. Кроме того, налогоплательщики, получившие освобождение от НДС, могут не определять налоговую базу и не вести книгу доходов и расходов, связанные с деятельностью компаний.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщиком (плательщиком сборов)

Если плательщик отказывается выполнять обязанности по уплате налогов и сборов, то он несет ответственность по российскому законодательству. Регулирует такие правоотношения пункт 5 ст. 23 НК РФ.

Ниже представим основные обязанности налогоплательщиков (по НК РФ):

1. За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет ответственность - 10000 рублей;

2. За непредоставление достоверной налоговой декларации ответственность - 200 рублей;

3. За нарушение правил учета доходов и расходов ответственность - 10000 рублей;

4. За неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы ответственность - 20% неуплаченных сумм налога;

5. За непредставление в установленный срок налогоплательщиком справки и иных сведений, которые устанавливает законодательство, ответственность - 200 рублей за каждый документ.

Стоит отметить, что существуют определенные сроки уплаты налогов, в т.ч. и НДС, которые необходимо соблюдать. При отсутствии должного контроля за обязательствами могу возникнуть проблемы с получением справок и иных документов как в налоговой инспекции, так и в банках.

Таким образом, невыполнение обязанностей налогоплательщика по уплате влечет за собой финансовые взыскания.

Если налогоплательщик не предоставляет своевременно необходимые документы, скрывает информацию о себе или предоставляет неверные сведения, то налоговые специалисты налоговых органов вправе призвать его к ответственности даже путем заморозки счета в банке.

Исполнение обязанности по уплате налога может быть как добровольным (уплата налога), так и принудительным (взыскание налога). Добровольность в данном случае понимается не как свобода выбора – платить

или не платить налог по своему усмотрению, а как самостоятельное исчисление и уплата налога налогоплательщиком без применения мер государственного принуждения.

обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное

не предусмотрено налоговым законодательством. Налоговая обязанность

считается исполненной надлежащим образом, когда налог уплачен полностью и своевременно, то есть в установленный срок. При этом налогоплательщик вправе уплатить налоги досрочно.

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте

Российской Федерации. Вместе с тем иностранными организациями, а

также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами

РФ, в иных предусмотренных законом случаях (например, при уплате таможенных платежей) налоговая обязанность может исполняться в иностранной валюте (п.

По общему правилу налог должен быть уплачен самим налогоплательщиком. Возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в НК РФ (налоговые агенты, наследники, поручители, опекуны, правопреемники и др.), и осуществляется за

счет имущества самого налогоплательщика. При этом какие-либо соглашения об уступках или переводе налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими лицами – т.н. «налоговые оговорки» – ничтожны и не порождают правовых последствий.

1 Согласно п. 5 ст. 46 НК РФ принудительное взыскание налога может производиться не только с рублевых, но и с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и

по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах,

руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет

поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового

Так, п. 9 ст. 226 НК РФ предусматривает, что уплата налога за счет

средств налоговых агентов не допускается; самостоятельность исполнения

обязанностей налогового агента заключается в совершении действий по

перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных

средств, которые ими были удержаны из сумм выплат, произведенных налогоплательщику; при заключении договоров и иных сделок запрещается

включение в них условий, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы,

связанные с уплатой налога за физических лиц.

Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Как указал КС РФ, «платежные документы на уплату

налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата должна производиться за счет средств налогоплательщика,

находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств. Налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего

имени и за счет своих собственных средств, уплатить сумму налога в бюджет. При этом на факт признания налоговой обязанности исполненной не

влияет то, в какой форме – безналичной или наличной – происходит уплата

денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства,

за счет которых производится уплата налога.

недопустимое вмешательство третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей налоговой обязанности, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов» (Определение КС РФ от 22.01.2004 № 41-О).

Важно четко установить момент, когда налог считается уплаченным

налогоплательщиком. Долгое время этот вопрос носил дискуссионный характер. Если бы государство и налогоплательщик в рамках налоговобюджетных взаимодействий были связаны между собой напрямую, проблемы в определении момента уплаты налога не возникало бы. Но между

ними существует связующее звено в виде банков, выступающих своеобразными «финансовыми посредниками». Налоговые платежи поступают в

бюджет поэтапно через банковскую систему, причем зачастую именно от

добросовестности банка, обслуживающего налогоплательщика, зависит

своевременность и полнота уплаты налога.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,

установив, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекра181

щается уплатой им налога, не определил момент, когда налог считается

уплаченным. Суды первоначально признавали таким моментом дату зачисления налога в бюджет (внебюджетный фонд). В судебной практике

сложилась позиция, что обязанность по уплате налога может считаться исполненной лишь при поступлении соответствующих сумм в бюджет; в

противном случае имеет место недоимка, которая может быть взыскана с

налогоплательщика в общем порядке1. Такой подход был основан на гражданско-правовой конструкции правоотношения между банком и налогоплательщиком, где банк рассматривался как представитель налогоплательщика, перечисляющий по его поручению налоги в бюджет. Реализация

данной позиции приводила к многочисленным конфликтным ситуациям,

когда денежные средства налогоплательщиков списывались с их расчетных счетов, но из-за недобросовестных действий обслуживающих их банков в бюджет не поступали, а впоследствии налоговые органы взыскивали

с этих налогоплательщиков недоимки.

Ситуация изменилась после рассмотрения проблемы в КС РФ, который указал: «Налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех лиц, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент

списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих

средств в уплату налога, после чего имущество налогоплательщика уже

изъято, то есть налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, закрепленное в ст. 57 Конституции РФ, должно пониматься как фактическое

изъятие налога у налогоплательщиков. Повторное же взыскание с добросовестного налогоплательщика непоступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот

момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло»

(Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П).

Выводы КС РФ соответствуют идее справедливости юридической ответственности. Действительно, недопустимо привлечение к ответственности налогоплательщика за совершение им действий, правомерных и обязательных в силу императивных публично-правовых норм. Предъявив банку

платежное поручение на уплату налога, налогоплательщик действует добросовестно. Дальнейшее движение налогового платежа находится вне зоны

контроля налогоплательщика, который не имеет возможности ни повлиять,

ни проконтролировать действия банка. Поэтому именно банки должны

1 См.: Информ. Письмо Президиума ВАС РФ от 04.04.96 № 1 «Об ответственности налогоплательщиков

и банков за непоступление в бюджет налогов» // Вестник ВАС РФ. – 1996. – № 6.

нести ответственность перед государством за надлежащее перечисление

сумм налога в бюджет.

С принятием части первой НК РФ вопрос о моменте уплаты налога

был решен окончательно и в пользу налогоплательщика.

РФ закрепил, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату

налога при наличии достаточного денежного остатка на его счете в банке.

Если налог уплачивается наличными денежными средствами, налоговая

обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы

в счет уплаты налога в банк, кассу органа местного самоуправления либо

соответствующую организацию связи.

Налог не признается уплаченным в случае: 1) отзыва налогоплательщиком платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет

(внебюджетный фонд); 2) возврата банком налогоплательщику данного

платежного поручения (например, при неправильном заполнении платежного поручения); 3) если на момент предъявления поручения в банк налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к

счету, которые в соответствии с гражданским законодательством исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований1.

Признание налога уплаченным с момента предъявления налогоплательщиком в банк соответствующего поручения породила проблему уплаты налогов через неплатежеспособные банки. В судебной практике был

поставлен вопрос о том, может ли налог считаться уплаченным при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке,

если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического

отсутствия денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или

на корреспондентском счете банка. По мнению налоговых органов, такая

ситуация свидетельствует о злоупотреблениях со стороны банков и налогоплательщиков, поскольку позволяет уклоняться от уплаты налогов – путем формального (но не фактического) перечисления платежей через «проблемные» банки.

Для разрешения этой ситуации КС РФ был вынужден обосновать наличие в налоговом законодательстве презумпции добросовестности налогоплательщиков, подчеркнув, что его выводы, направленные на защиту

конституционных гарантий частной собственности, на недобросовестных

налогоплательщиков не распространяются.

в сфере налоговых правоотношений означает признание налогоплательщика лицом, исполнившим обязанность добросовестно, если иное не доказано

налоговым органом. Таким образом, недобросовестность налогоплательщика, заведомо знающего о неплатежеспособности обслуживающего его

1 Согласно Постановлению КС РФ от 23.12.97 № 21-П к ним относятся требования по исполнительным

документам в возмещение вреда жизни и здоровья граждан и алиментов, по выходным пособиям и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам.

банка и стремящегося посредством взаимоотношения с ним уклониться от

уплаты налогов, обязаны доказывать налоговые органы.

В случае непоступления в бюджет налоговых платежей для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в судах требования,

обеспечивающие поступление налогов в бюджет. При оценке добросовестности налогоплательщика имеют значение такие обстоятельства, как наличие у налогоплательщика счетов в других банках, намеренное открытие

расчетного счета в «проблемном банке», перечисление денежных средств

налогоплательщику покупателем внутри одного банка с последующей уступкой покупателем своего права на получение товара третьему лицу, поступление денег на счет налогоплательщика от погашения векселей банков, на корреспондентских счетах которых отсутствуют денежные средства, досрочная уплата налога из «проблемного банка» и т.п. 1

Кроме того, налоговые органы вправе систематически информировать

налогоплательщиков о тех банках, к услугам которых для перечисления

налоговых платежей прибегать не следует, а также – в целях побуждения

добросовестных налогоплательщиков к исполнению своих налоговых обязательств и пресечения случаев злоупотреблений при выборе банка для перечисления налогов в бюджет – предъявлять к налогоплательщикам требования об отзыве своих расчетных документов на списание налогов (Определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О).

НК РФ регулирует момент уплаты налога применительно к специальным ситуациям. Так, при зачете излишне уплаченных или взысканных

сумм налогов налоговая обязанность считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете. Если обязанность

по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то

налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания налога последним.

НК РФ определяет особенности исполнения обязанности по уплате

налогов при ликвидации и реорганизации организации. Согласно ст. 49 НК

РФ налоговая обязанность ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств самой организации, в

том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных

средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме налоговой обязанности, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации. При применении данной

нормы необходимо учитывать, что такая ответственность возможна только

в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством уч1 См.: Щекин Д.М. Судебная практика по налоговым спорам. – М. 2003. – С. 38-39.

редители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам1.

Исполнение налоговой обязанности при реорганизации юридического

лица возлагается на его правопреемников независимо от того, были ли им

известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязанностей по уплате налогов. При этом правопреемник

(правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. Сама по себе реорганизация юридического

лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов

В зависимости от формы реорганизации правопреемниками налогоплательщика признаются: 1) при слиянии юридических лиц – возникшее в

результате такого слияния юридическое лицо; 2) при присоединении –

присоединившее его юридическое лицо; 3) при разделении – юридические

лица, возникшие в результате такого разделения; 4) при выделении – правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в

части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает; 5) при

преобразовании – вновь возникшее юридическое лицо.

При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из

них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по

уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским

законодательством. Если разделительный баланс не позволяет определить

долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате

налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Возраст и состояние здоровья физического лица не играют роли для

его признания налогоплательщиком. В сфере налогообложения доходов

выделяются две категории налогоплательщиков, не способных по тем или

иным причинам самостоятельно уплатить налог на доходы. Это безвестно

отсутствующие и недееспособные лица.

Согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение

года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия

считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года. Имущество гражда1 См.: п. 15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9 // Вестник ВАС РФ. – 1999. –

нина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества, в частности, уплачиваются налоги безвестно отсутствующего налогоплательщика.

Обязанность по уплате налога на доходы безвестно отсутствующего

налогоплательщика исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и

попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего (п. 1

ст. 51 НК РФ). Такое лицо обязано без начисления процентов уплатить всю

неуплаченную налогоплательщиком сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и

штрафы. Все эти суммы уплачиваются исключительно за счет денежных

средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического

расстройства не может понимать значения своих действий или руководить

ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. Обязанность по уплате налога на доходы недееспособного

налогоплательщика исполняется его опекуном за счет денежных средств

этого недееспособного лица.

Исполнение налоговой обязанности за физических лиц, признанных

безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанности по

уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных

средств этих физических лиц для уплаты налога (пеней, штрафов). Из этого положения НК прямо вытекает запрет погашать задолженность по налогам и сборам (штрафы, пени) за счет иного имущества безвестно отсутствующих или недееспособных налогоплательщиков. При принятии решения

об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.

Лица, на которых возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами и исполняют все обязанности в

порядке, предусмотренном для налогоплательщиков. При неисполнении

своих обязанностей они могут быть привлечены к налоговой ответственности, но не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет

Читайте также: