Исчисленная сумма налога подлежащая уплате в бюджет за налоговый период в рублях

Опубликовано: 17.05.2024

date image
2015-04-30 views image
1414

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Показатели Раздела 1 декларации содержат суммы налога, подлежащие по данным налогоплательщика:

  • уплате в бюджет;
  • к уменьшению.

Кроме того в Разделе 1 указываются коды:

  • бюджетной классификации (КБК) на который подлежит зачислению транспортный налог с организаций;
  • ОКТМО.

Обратите внимание:При наличии у налогоплательщика объектов налогообложения, находящихся на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одной ИФНС, в которой осуществлена постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения ТС, заполняется одна Декларация.

При этом Раздел 1 заполняется по каждомумуниципальному образованию, на территории которого находятся ТС организации.

Код бюджетной классификации(строка 010) – указывается цифровой код 18210604011021000110 (транспортный налог с организаций).

Код по ОКТМО(строка 020) - отражается код согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), по которому подлежит уплате сумма транспортного налога.

С 01.01.2014г. действует ОКТМО ОК 033-2013 (Приказ Росстандарта от 14.06.2013г. №159-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013»).

Обратите внимание:При заполнении показателя «Код по ОКТМО», под который отводится одиннадцать знакомест, свободные знакоместа справа от значения кода в случае, если код ОКТМО имеет восемь знаков, не подлежит заполнениюдополнительными символами (заполняются прочерками). Например, для восьмизначного кода ОКТМО 12445698 в поле «Код по ОКТМО» указывается одиннадцатизначное значение «12445698---».

Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (руб.) (строка 021) – указывается исчисленная сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, которая формируется как сумма значений по строке с кодом 230 всех представленных страниц Раздела 2 декларации с соответствующим кодом ОКТМО.

В т.ч. сумма авансовых платежей, исчисленная к уплате в бюджет за:

  • первый квартал (руб.) (строка 023)
  • второй квартал (руб.) (строка 025)
  • третий квартал (руб.) (строка 027)

- указываются суммы авансового платежа по транспортному налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода исчисляется как одна четвертая произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (пункт 2.1 ст.362 НК РФ) и указывается, соответственно:

  • по коду строки 023 - сумма авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленная к уплате в бюджет за первый квартал текущего года,
  • по коду строки 025 - сумма авансового платежа по транспортному налогу, исчисленная к уплате в бюджет за второй квартал текущего года,
  • по коду строки 027 - сумма авансового платежа по транспортному налогу, исчисленная к уплате в бюджет за третий квартал текущего года.

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет (руб.) (строка 030) - указывается сумма транспортного налога, исчисленная к уплате в бюджет, по данным налогоплательщика по соответствующим ОКТМО.

Значение по строке 030 с соответствующими ОКТМО определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, указанной по строке 021, и суммами авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных к уплате в бюджет в течение налогового периода, указанными по кодам строк 023, 025 и 027 с соответствующими ОКТМО.

Обратите внимание: В случае если подсчитанное значение отрицательно, то по строке с кодом 030 ставится прочерк.

Сумма налога, исчисленная к уменьшению (руб.)(строка 040) – указывается сумма транспортного налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода.

Данная сумма определяется как разница между суммой транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, указанной по коду строки 021, и суммами авансовых платежей по транспортному налогу, подлежащими уплате в бюджет в течение налогового периода, указанными по кодам строк 023, 025 и 027 с соответствующими ОКТМО.




В случае, если полученное значение отрицательно, то по строке с кодом 040 указывается данное значение без знака «-», а если положительно, то по строке с кодом 040 ставится прочерк.

Определение величины и уплата налога на прибыль — важнейшая задача компаний, работающих на общей налоговой системе. Порядок и примеры того, как организациям рассчитывать налог на прибыль и какие расходы при этом учитывать, рассмотрим далее.

Общие правила для ИП и организаций по расчету налога на прибыль

Прежде всего, чтобы посчитать налог на прибыль, нужно знать размер налоговой базы. Статья 274 НК РФ определяет налоговую базу как прибыль налогоплательщика в денежном выражении и предлагает следующую формулу для расчета:

Налоговая база = Реализационные и внереализационные доходы — Расходы, связанные с реализационным и внереализационным доходом — Убытки отчетных (налоговых) периодов прошлых лет

Не все полученные и потраченные суммы можно признать доходами и расходами. Есть поступления, которые вообще не учитываются в целях расчета налога на прибыль (ст. 251 НК РФ). Аналогично с расходами — некоторые вообще не принимаются для целей налогообложения (ст. 270 НК РФ), а некоторые принимаются только в пределах норм. В любом случае все расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены документы и произведены для дальнейшего получения дохода.

Определяется налогооблагаемая база нарастающим итогом за налоговый период. При этом, по п. 8 ст. 274 НК РФ, база может равняться нулю, если расходы превышают доходы в отчетном (налоговом) периоде.

Отчетные периоды по налогу на прибыль — 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год (п. 2 ст. 285 НК РФ). Это касается организаций, которые уплачивают только ежеквартальные платежи или ежеквартальные и ежемесячные платежи внутри квартала.

Для налогоплательщиков, которые рассчитывают авансовые платежи исходя из фактической прибыли, отчетность предусмотрена ежемесячно нарастающим итогом — за январь, январь-февраль, январь-март и так далее до конца года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
Налоговый период приравнивается к календарному году, по итогам которого организации рассчитывают налог на прибыль. В течение года они платят авансовые платежи одним из трех способов:

  • ежеквартально, по формуле:

  • ежемесячно по прибыли предыдущего квартала и ежеквартально, по формуле:

Ежемесячный авансовый платеж к уплате = Квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам прошлого квартала / 3

Квартальный авансовый платеж к уплате = Прибыль за отчетный период нарастающим итогом × Ставка налога — Сумма ежемесячных авансовых платежей к уплате в соответствующем квартале

  • ежемесячно по фактической прибыли, по формуле:

Налог по итогам года к доплате рассчитывается по формуле:
Сумма налога по итогам года = Налоговая база × Процентная ставка — Авансовые платежи

Если организация платит ежеквартальные и ежемесячные платежи, то отнимает авансовый платеж за 9 месяцев и ежемесячные платежи 4 квартала. Если она платит только ежеквартальные платежи — отнимает авансовый платеж за 9 месяцев. Если платит ежемесячно по фактической прибыли — вычитает только авансовый платеж за 11 месяцев.

По ст. 284 НК РФ налог установлен в размере 20 %, из которых компании в 2021 году должны перечислить в федеральный бюджет 3 %, в региональный — 17 %. Для некоторых экономических субъектов, например для участников инвестиционных проектов, установлен более низкий региональный платеж.

В упрощенном виде пример расчета налога на прибыль организациями, которые платят только ежеквартальные платежи, выглядит так:

Пример

По окончании первого квартала 2021 года компания получила следующие данные:

  • реализационные доходы — 2 млн руб.;
  • внереализационные доходы — 0,2 млн руб.;
  • расходы, связанные с реализационным доходом — 1,15 млн руб.;
  • расходы, связанные с внереализационным доходом — 0,23 млн руб.

Налогооблагаемая база составит 0,82 млн руб. (2 млн руб. + 0,2 млн руб. – 1,15 млн руб. – 0,23 млн руб.).

Сумма квартального налога равна 0,164 млн руб. (0,82 млн руб. × 20 %).

Авансовый платеж платится в срок до 28-го числа месяца, идущего за отчетным месяцем или кварталом, а налог по окончании налогового периода — до 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287 НК РФ). Аналогичные сроки действуют для сдачи налоговых деклараций.

Главная особенность организации учета расчетов по налогу на прибыль заключается в определении доходов и расходов, которые компания может включить в налоговую базу.

Расходы организации на оплату труда в расчетах налога на прибыль

Расходы на оплату труда составляют первую из четырех групп расходов, которые НК РФ позволяет учитывать в расчетах по налогу на прибыль. К таким расходам, согласно ст. 255, относятся:

  • зарплата по принятой в компании системе оплаты труда;
  • стимулирующие и поощрительные выплаты;
  • компенсации, связанные с условиями труда;
  • стоимость коммунальных услуг, питания, форменной одежды и обуви;
  • другие предусмотренные НК РФ выплаты.

Отметим, что перечисленные выше расходы учитываются при определении налога на прибыль, только если они отражены в трудовом или коллективном договоре. Вознаграждения, не предусмотренные договорами и не касающиеся напрямую трудовой деятельности, принять в расход нельзя (п. 21 ст. 270 НК РФ). Выплаты работникам учитываются как в денежной, так и в натуральной форме.

Отчитайтесь по налогу на прибыль легко и быстро

Контур.Экстерн поможет заполнить декларацию и выполнить расчеты. Перед отправкой в налоговую документ пройдет проверку на ошибки, а после — Контур.Экстерн автоматически сформирует для вас платежку на оплату.

Кроме того, по ст. 252 НК РФ, затраты налогоплательщиков на оплату труда должны быть экономически обоснованы и подтверждены документами.

Отдельные расходы, относящиеся к оплате труда, нормированы и учитываются при налогообложении частично. Так, например, расходы на уплату взносов по ДМС вместе с расходами на оказание работникам медицинских услуг не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.

Порядок признания затрат на оплату труда также имеет особенности. Если компания применяет кассовый метод, то учитывает указанные расходы в налоговой базе по факту выплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). При применении метода начисления прямые расходы на оплату труда учитываются по мере реализации продукции, в стоимость которой они вошли, а косвенные — в периоде начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Рассмотрим на примере, как организации рассчитать налог на прибыль с учетом информации о расходах на оплату труда.

Пример

Предположим, реализационный доход компании в первом квартале 2021 года составил 950 тыс. руб., внереализационный доход — 20 тыс. руб.

Расходы компании на оплату труда за указанный период включают:

  • заработная плата по трудовым договорам — 125 тыс. руб.;
  • компенсации, связанные с условиями труда — 25 тыс. руб.;
  • платежи на накопительную часть пенсии и по долгосрочному страхованию жизни сотрудников — 37 тыс. руб.;
  • доплаты за госнаграды, полученные вне трудовой деятельности сотрудников и не предусмотренные трудовыми договорами, — 21 тыс. руб.

Прочие реализационные расходы составили 290 тыс. руб., внереализационные расходы — 24 тыс. руб.

Определим налоговую базу.

Общая сумма расходов на оплату труда — 150 тыс. руб. (125 тыс. руб. + 25 тыс. руб.). Взносы на накопительную часть пенсии и по страхованию жизни работодатель имеет право учесть в сумме 18 тыс. руб. (150 тыс. руб. × 12 %). Доплаты за госнаграды нельзя учесть, потому что они не связаны с профессиональными достижениями сотрудников.

Налоговая база равна 488 тыс. руб. (950 тыс. руб. + 20 тыс. руб. – (290 тыс. руб. – 150 тыс. руб. – 18 тыс. руб. – 24 тыс. руб.)).

Рассчитаем сумму налога на прибыль.

Величина налога за отчетный период составит 20 % от 488 тыс. руб., или 97,6 тыс. руб.

Материальные расходы организации в расчетах налога на прибыль

Другую группу расходов, учитываемых в расчетах по налогу на прибыль, составляют материальные расходы. Эта группа, согласно ст. 254 НК РФ, включает затраты на приобретение:

  • материалов и сырья, которые предназначены для производственных нужд;
  • материалов, которые расходуются на упаковку продукции и прочие хознужды;
  • инвентаря, инструментов, спецодежды, приспособлений и другого имущества, которое не амортизируется;
  • комплектующих и полуфабрикатов для последующей обработки;
  • энергии, воды и топлива в технологических целях;
  • работ и услуг сторонних организаций и ИП;
  • обслуживания и эксплуатации ОС и имущества природоохранного назначения.

Приведенный перечень открытый, так как материальные — это любые расходы, которые касаются производственного процесса.

Также для целей налогообложения учитываются расходы:

  • на рекультивацию земель и другие мероприятия природоохранного характера;
  • в виде понесенных потерь от порчи и недостачи МПЗ в пределах действующих норм;
  • в виде технологических потерь в ходе производства и транспортировки;
  • на горно-подготовительные работы в процессе добычи полезных ископаемых.

Учет материалов, приобретаемых организацией, ведется по фактической стоимости, которая получается из стоимости материалов, расходов на их транспортировку, вознаграждений посредникам, пошлин, сборов и других подобных затрат.

Признание материальных расходов происходит в порядке, который зависит от применяемого в компании метода налогового учета. Если используется кассовый метод, расходы учитываются по факту оплаты, а сырье и материалы — по мере списания в производство. Если используется метод начисления и расходы относятся к косвенным — их учет осуществляется в периоде, к которому эти расходы относятся.

Кроме того, материальные расходы могут относиться к прямым, тогда материалы списываются в расход в процессе реализации продукции, в стоимости которой они учтены. Это касается в основном затрат на сырье и материалы, которые использовали в производстве.

Отпуск материалов и сырья в производство происходит одним из трех способов, установленных НК РФ:

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по ФИФО (оценка по стоимости первых по времени приобретения).

Выбранный способ компания должна зафиксировать в своей учетной налоговой политике.

Состав материальных расходов организации влияет на порядок проведения расчетов по налогу на прибыль. Например, компания учитывает потери МПЗ в границах естественной убыли. Однако нужно учитывать, что это распространяется только на материальные ценности, для которых действуют нормы. Если для МПЗ нормы не утверждены, учесть их в расходах по налогу на прибыль нельзя (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Зачет налога, уплаченного за границей, в расчетах по налогу на прибыль

Налоги, уплаченные в иностранном государстве, российская компания может зачесть при уплате налога на прибыль, если выполняются условия, перечисленные в ст. 311 НК РФ:

  • в налоговую базу включаются полученные за границей доходы с учетом расходов, которые были произведены как в иностранном государстве, так и в России;
  • компания фактически перечислила налог за границей по международному соглашению во избежание двойного налогообложения, если такое соглашение заключено. При нарушении подобного соглашения компания не вправе зачесть уплаченный налог и должна обратиться в соответствующий орган зарубежного государства, чтобы возвратить сумму налога;
  • представлены подтверждающие уплату налога документы — копия договора с иностранным контрагентом, копия платежного поручения, SWIFT-сообщения и письма зарубежных налоговых органов. Перечисленный перечень не закрыт, можно использовать и другие подтверждающие бумаги, но только переведенные с иностранного языка на русский.

При этом организации вправе зачесть налог в сумме, не превышающей величину налога, который подлежит уплате на территории России. Если налог, уплаченный за границей, меньше налога, рассчитанного по российскому законодательству, он засчитывается полностью. Правда, формулы, по которой организации рассчитывают предел зачета по налогу на прибыль, НК РФ не устанавливает.

Налог можно зачесть только в том отчетном (налоговом) периоде, в котором полученные за пределами РФ доходы были учтены в целях уплаты налога на прибыль в РФ(письмо Минфина РФ от 30.08.2019 N 03-03-06/1/67060). Возможность зачесть налог за компанией сохраняется в течение трех лет (Письмо ФНС России от 24.09.2019 N СД-4-3/19469@).

Дивиденды и налог на прибыль для налогового агента

Порядок, по которому организации рассчитывают налог на прибыль с дивидендов, зависит от следующих обстоятельств:

  1. За что платятся дивиденды — вклады в уставный капитал компании или акции российской компании.
  2. Кому платятся дивиденды — иностранная или российская компания.
  3. Получение налоговым агентом дивидендов от других компаний ранее.
  4. Кто налоговый агент.

Процентные ставки по дивидендам для определения налога на прибыль указаны в п. 3 ст. 284 НК РФ:

  • 0 % и 13 % — при выплате российским компаниям;
  • 15 % — платежи только иностранным компаниям (иная ставка может устанавливаться международным соглашением), а также в случае, если налоговым агентом выступает депозитарий.

Если дивиденды получает российская компания, то используется ставка 13 %. Здесь налоговому агенту важно учесть, получал ли он в текущем или в прошлых периодах дивиденды от других компаний. Если не получал, то, согласно п. 5 ст. 275 НК РФ, применяется формула:

Налог к удержанию с дивидендов = Начисленные российской компании дивиденды × 13 %

В случае когда полученные дивиденды учитывались в расчетах налога с начисленных российским компаниям дивидендов, той же статьей предусмотрена другая формула:

Налог к удержанию с дивидендов = Отношение начисленных российской компании дивидендов к общей сумме подлежащих распределению дивидендов × Разница между дивидендами к распределению и полученными дивидендами × 13 %

Отметим, что в расчетах налога с дивидендов российским компаниям не учитываются дивиденды иностранным компаниям, дивиденды нерезидентам России и полученные налоговым агентом дивиденды, облагаемые нулевой процентной ставкой (п. 5 ст. 275, пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Нулевая процентная ставка применяется, когда компания на момент решения о выплате дивидендов минимум 365 дней на праве собственности владеет не менее 50 % уставного капитала налогового агента или депозитарными расписками, дающими право получить по меньшей мере 50 % от выплачиваемых компанией дивидендов. При этом подтверждающие это право документы должны подаваться в налоговую службу и налоговому агенту (п. 3 ст. 284 НК РФ).

Если дивиденды получает иностранная компания, то используется ставка 15 %. Формулу для расчета налога на прибыль в данном случае смотрите в п. 6 ст. 275 НК РФ:

Налог к удержанию с дивидендов = Начисленные иностранной компании дивиденды × 15 %

Обратите внимание, что по международным соглашениям могут действовать более низкие процентные ставки. Чтобы не допустить ошибок, организациям следует проводить аудит расчетов налога на прибыль на предмет правильности отражения операций с дивидендами в бухгалтерском и налоговом учете.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Как известно, налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Именно по его итогам уплачивается сам налог. А все платежи, которые организация перечисляет в бюджет в течение года, называются авансовыми. Налоговый кодекс предусматривает три способа их уплаты, причем выбор того или иного способа не всегда зависит от желания налогоплательщика.

По общему правилу авансовые платежи по налогу на прибыль (разумеется, при ее наличии) перечисляются по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные платежи внутри каждого квартала. Однако организация может добровольно перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае отчетными периодами будут признаваться месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года. Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрена своеобразная преференция – внесение в бюджет авансовых платежей по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев без ежемесячных авансовых платежей. Подробнее о каждом из этих способов вы узнаете из данной статьи.

Авансовые платежи…

…по итогам каждого отчетного периода плюс ежемесячно в течение этого периода

При этом согласно абз. 2 – 5 п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ЕАП равняется:

  1. в I квартале – сумме ЕАП, подлежащего уплате в IV квартале предыдущего налогового периода;
  2. во II квартале – 1/3 суммы АП по итогам I квартала;
  3. в III квартале – 1/3 х (АП по итогам полугодия - АП по итогам I квартала);
  4. в IV квартале – 1/3 х (АП по итогам девяти месяцев - АП по итогам полугодия).
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются (абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, вносятся в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ). При этом по срокам уплаты они распределяются равными долями в размере 1/3 суммы платежа на квартал. Если сумма платежа не делится по трем срокам уплаты без остатка, то остаток прибавляется к ежемесячному авансовому платежу по последнему сроку.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ). Декларацию по налогу на прибыль нужно представить в налоговую инспекцию не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ), то есть не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября.

При заполнении листа 02 «Расчет налога на прибыль организаций» декларации необходимо учесть следующие особенности. Согласно п. 5.11 Порядка заполнения декларации сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация, указывается по строкам 290 – 310 (имейте в виду, что в декларации за налоговый период эти строки не заполняются).

Сумма платежей по строке 290 определяется как разница между суммами исчисленного налога на прибыль, отраженными по строке 180, за отчетный период и за предыдущий отчетный период.

По строкам 300 и 310 указываются суммы ежемесячных авансовых платежей в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ, которые рассчитываются аналогично показателю по строке 290.

Строки 320 – 340 следует заполнять только в декларации за девять месяцев. В них указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода.

Пример заполнения декларации за первый квартал и полугодие есть в Письме ФНС России от 14.03.2013 № ЕД-4-3/4320@.

Предлагаем рассмотреть порядок заполнения декларации по налогу на прибыль в течение всего налогового периода, в том числе случаи, когда сумма авансовых платежей приходилась как к доплате, так и к уменьшению.

В 2013 году организация получила прибыль: за I квартал – 795 000 руб.; за полугодие – 1 425 000 руб.; за девять месяцев – 2 820 000 руб.;

за год – 4 560 000 руб.

Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%.

К уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода причиталось: за I квартал – 159 000 руб., за полугодие – 285 000 руб., за девять месяцев – 564 000 руб., за год – 912 000 руб.

В декларации по налогу на прибыль за девять месяцев 2012 года по строке 290 листа 02 была указана сумма ежемесячных авансовых платежей на IV квартал в размере 72 000 руб. Эти же данные отражены по строке 320.

Рассчитаем и отразим в таблице сумму ежемесячных авансовых платежей организации за 2013 год:

В декларации за I квартал по строке 290 листа 02 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале. Сумма ежемесячных авансовых платежей будет равна сумме исчисленного налога по строке 180 листа 02 декларации за I квартал.

В декларации за полугодие по строке 290 листа 02 отражается разность показателей строки 180 декларации за полугодие и строки 180 за I квартал (285 000 - 159 000 = 126 000).

В декларации за девять месяцев по строке 290 листа 02 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей на IV квартал, исчисленная как разность строки 180 листа 02 декларации за девять месяцев и строки 180 листа 02 декларации за полугодие (564 000 - 285 000 = 279 000).

Строки 320 – 340 листа 02 заполняются в декларации за девять месяцев, в них указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в первом квартале следующего налогового периода. Сумма ежемесячных авансовых платежей на первый квартал принимается равной сумме ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в четвертом квартале.

Как следует из данных таблицы (в руб.), организация в 2013 году должна была произвести платежи в следующие сроки:

Налог по итогам отчетного периода к доплате (+), к уменьшению (-)

Таким образом, по сроку 29.07.2013 должно быть перечислено:

  • в федеральный бюджет – 900 руб. (4 200 - 3 300);
  • в бюджет субъекта РФ – 8 100 руб. (37 800 - 29 700).
Если бы переплата, образовавшаяся по итогам полугодия, превысила сумму июльского авансового платежа, ее остаток можно было бы зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам, погашения недоимки и пеней или вернуть на расчетный счет организации в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Если у налогоплательщика нет недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), ему в подобной ситуации можно зачесть переплату в счет предстоящих авансовых платежей по налогу на прибыль. Для этого следует обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации с соответствующим заявлением. В течение 10 дней со дня получения такого заявления инспекция принимает решение либо о зачете сумм излишне уплаченного налога, либо об отказе в осуществлении зачета (п. 4 ст. 78 НК РФ). Согласно п. 9 указанной статьи налоговики обязаны в письменной форме уведомить налогоплательщика о принятом решении. На это им отводится пять дней со дня принятия решения.

Обратите внимание

Превышение суммы авансовых платежей, уплаченных на дату окончания отчетного периода, над суммой авансового платежа, исчисленного по итогам данного отчетного периода, является излишне уплаченной суммой, которая может быть возвращена налогоплательщику в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Указанная норма не содержит запрета на возврат сумм излишне уплаченных авансовых платежей (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98).

…ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли

Имейте в виду, что переход на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли – это право налогоплательщиков. Если они захотят им воспользоваться, то должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на данную систему авансовых платежей (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Обратите внимание

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Авансовый платеж производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого исчисляется налог (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Сумма авансового платежа, который организация должна уплатить в бюджет за соответствующий отчетный период (АПк доплате), определяется как разность сумм авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода (АПотчет.), и авансового платежа, начисленного по итогам предыдущего отчетного периода (АПпредыдущ.):

АПк доплате = АПотчет. - АПпредыдущ.

Вполне очевидно, что при наличии убытка за отчетный период сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.

Исчисленные ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли отражаются в налоговой декларации, которая представляется в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ). Таким образом, при данном способе внесения авансовых платежей налоговая отчетность подается ежемесячно: за январь – 28 февраля, за январь – февраль –

28 марта, за январь – март – 28 апреля и т. д. (разумеется, с учетом праздничных и выходных дней).

Декларация по итогам налогового периода (за календарный год) представляется в срок до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Организация приняла решение о переходе с 2013 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Об этом организация уведомила свою налоговую инспекцию в срок до 31 декабря 2012 года.

Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%.

С января по апрель налоговая база составила:

  • за месяц (январь) – 1 000 000 руб.;
  • за два месяца (январь – февраль) – 1 400 000 руб.;
  • за три месяца (январь – март) – убыток;
  • за четыре месяца (январь – апрель) – 3 000 000 руб.
В налоговых декларациях будут отражены следующие показатели:

Поскольку за отчетный период три месяца организация получила убыток, налоговая база признается равной нулю. Соответственно, исчисленный и подлежащий уплате в бюджет по сроку 29.04.2013 авансовый платеж также будет равен нулю.

Обращаем ваше внимание, что налогоплательщики, перешедшие на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, в декларации по налогу на прибыль строки 290 – 310 листа 02 не заполняют (п. 5.11 Порядка заполнения декларации).

Остановимся подробнее на платежах, которые организация должна внести в бюджет в мае.

В связи с тем, что за отчетный период три месяца (январь – март) получен убыток, образовалась переплата авансовых платежей (280 000 руб.), которая подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам (погашения недоимки) либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Предположим, организация решила зачесть образовавшуюся переплату в счет уплаты следующих по сроку авансовых платежей. Вместе с налоговой декларацией за три месяца она может подать заявление о проведении зачета. Получив решение о зачете к следующему сроку уплаты авансовых платежей, налогоплательщик может скорректировать эти платежи. Тогда налоговые обязательства организации по сроку 30.05.2013 будут выглядеть следующим образом:

  • в федеральный бюджет – 32 000 руб. (60 000 - 28 000);
  • в бюджет субъекта РФ – 288 000 руб. (540 000 - 252 000).
Обратите внимание

Налогоплательщик не может изменить систему уплаты авансовых платежей в течение налогового периода (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Если организация захочет вернуться обратно на общий порядок внесения авансовых платежей, рассмотренный в предыдущем разделе, сделать это она сможет только со следующего года. При этом гл. 25 НК РФ не содержит положений, обязывающих уведомлять налоговый орган о подобном переходе до начала налогового периода.

В указанном письме финансовое ведомство разъяснило: для налогоплательщика, который уплачивал в одном налоговом периоде ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, и принял решение о переходе с 1 января следующего года на уплату ежемесячных авансовых платежей в общеустановленном порядке, сумма ежемесячного авансового платежа в I квартале нового года принимается равной 1/3 суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале предыдущего года.

Например, указанным налогоплательщиком в IV квартале были исчислены ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли по декларациям за отчетные периоды январь – сентябрь (по сроку 28 октября), январь – октябрь (по сроку 28 ноября) и январь – ноябрь (по сроку 28 декабря). По мнению Минфина, сумму этих авансовых платежей, подлежащую внесению в бюджет в I квартале следующего налогового периода, следует отразить в декларации по налогу на прибыль по итогам текущего налогового периода. К сожалению, авторы письма не указали, какие строки листа 02 декларации необходимо заполнить в подобной ситуации. Полагаем, что они имели в виду строки 320 – 340.

Между тем в последнем абзаце п. 5.11 Порядка заполнения декларации говорится, что налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, при переходе с начала следующего налогового периода на общий порядок уплаты налога согласно абз. 2 – 5 п. 2 ст. 286 НК РФ строки 320 – 340 листа 02 заполняют в декларации по налогу на прибыль за одиннадцать месяцев.

…только раз в квартал по итогам отчетного периода

Перечень налогоплательщиков, для которых установлен такой порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в течение налогового периода, содержится в п. 3 ст. 286 НК РФ. Это:

  • бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций);
  • автономные учреждения;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;
  • некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);
  • участники простых (инвестиционных) товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых (инвестиционных) товариществах;
  • инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;
  • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.
Кроме того, уплачивать авансы раз в квартал должны и остальные (не указанные в этом списке) организации, если их доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал. То есть в расчет принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав (внереализационные доходы не учитываются). При этом показатель выручки не включает суммы НДС и акцизов, предъявленные покупателям.

По мнению Минфина, в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ при определении предыдущих четырех кварталов необходимо учитывать последовательно идущие четыре квартала, предшествующие периоду, на который приходится срок представления соответствующей налоговой декларации (письма от 21.09.2012 № 03-03-06/1/493, от 24.12.2012 № 03-03-06/1/716).

Например, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала (II, III и IV кварталы 2013 года и I квартал 2014 года) превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, то налогоплательщик вносит ежемесячные авансовые платежи начиная со II квартала 2014 года, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал 2014 года.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, сумма квартального авансового платежа, которую организация должна уплатить в бюджет по итогам соответствующего отчетного периода (КАП к доплате), рассчитывается как разница между суммами квартальных авансовых платежей, исчисленных по итогам текущего отчетного периода

(КАП отчетный) и предыдущего отчетного периода (КАП предыдущий):

КАП к доплате = КАП отчетный - КАП предыдущий

Авансовые платежи по итогам отчетного периода вносятся не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Таким образом, в течение года организации заполняют налоговые декларации раз в три месяца, исходя из фактически полученной прибыли, а уплату производят в сроки не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября текущего налогового периода.

ООО «Стрела» за предыдущие четыре квартала получило доходы от реализации, величина которых не превысила в среднем 10 млн руб. за каждый квартал. В связи с этим организация уплачивает квартальные авансовые платежи. Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%.

Предположим, что облагаемая база по налогу на прибыль в 2013 году составляла:

  1. за I квартал – 100 000 руб.;
  2. за полугодие – 120 000 руб.;
  3. за девять месяцев – убыток;
  4. за год – 150 000 руб.
В налоговых декларациях будут отражены следующие показатели:

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

7. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет правопреемниками, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, определяется в порядке, предусмотренном абзацем шестым пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Читайте также: