Иностранный элемент в налоговых отношениях рб

Опубликовано: 16.05.2024

Чибинев В.М., заведующий кафедрой государственного и административного права СПбГИЭУ, доктор юридических наук, профессор.

Наличие иностранного элемента в налоговых правоотношениях объясняется следующими признаками:

  • субъектным составом соответствующего правоотношения;
  • национальностью источника происхождения объекта налогообложения;
  • территориальной принадлежностью объекта налогообложения.

Налоговая юрисдикция государства действует:

  • в отношении нерезидентов - только в пределах его территории;
  • в отношении резидентов - и за ее пределами (резидентство субъекта налогового отношения определяется на основе его постоянного местонахождения).

Выделяют следующие виды отношений с иностранным элементом:

  • отношения по уплате налогов в РФ налогоплательщиками - резидентами РФ - по доходам (имуществу), полученным (находящемуся) за пределами РФ;
  • отношения по уплате налогов в РФ лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в связи с осуществлением ими деятельности в РФ, а также в связи с получением ими доходов в РФ по иным обстоятельствам или владением имуществом на территории РФ.

В отношениях первого вида иностранным элементом выступает объект налогообложения - соответствующий доход или имущество. Например, ст. 209 НК РФ распространяет на физических лиц - резидентов РФ обязанности по уплате налога на доходы, полученные как в РФ, так и за рубежом. В отношениях второго вида иностранным элементом выступает субъект налогового правоотношения - иностранная организация или физическое лицо. При этом спектр возникающих в этой связи налоговых правоотношений довольно разнообразен. В данную группу входят отношения как по уплате налогов иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ через постоянное представительство, так и отношения по уплате налога не имеющей постоянного представительства иностранной организацией по таким доходам, полученным в РФ, как доходы по ценным бумагам, от долевого участия в других организациях и др. Кроме того, к числу указанных отношений относятся отношения по уплате не имеющей постоянного представительства в РФ иностранной организацией косвенных налогов при реализации ею товаров (работ, услуг) на территории РФ (например, отношения по уплате налога на добавленную стоимость) .

Налоговое право: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2004. С. 151.

Важное значение в рассмотрении иностранного элемента в налоговых правоотношениях имеют постоянные представительства, значение которых заключается в том, что доходы, полученные резидентом одного государства через постоянное представительство в другом государстве, подлежат налогообложению в таком другом государстве.

Постоянное представительство считается созданным с момента фактического осуществления деятельности. В целях налогообложения постоянное представительство рассматривается как обособленный субъект, осуществляющий самостоятельную предпринимательскую деятельность и несущий в связи с такой деятельностью в государстве ее осуществления полную налоговую ответственность.

Согласно п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

  • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением работ вспомогательного и подготовительного характера, виды которых определены в п. 4 ст. 306 НК РФ.

Присутствие иностранного элемента в налоговых правоотношениях с участием иностранных организаций и физических лиц может быть связано не только с фактами осуществления деятельности в РФ через постоянное представительство, получения дохода в РФ, но и с фактами единоразового осуществления такими субъектами операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Иностранным элементом в таких отношениях также выступает субъект правоотношения - иностранная организация, реализующая товары, оказывающая услуги либо выполняющая работы на территории РФ. Примером отношений такого рода являются отношения по уплате налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) в РФ иностранной организацией, не осуществляющей в РФ деятельность через постоянное представительство. Статья 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость прямо называет реализацию товаров (работ, услуг) на территории РФ. Правила признания России местом реализации товаров (работ, услуг) содержатся в ст. 147 - 148 НК РФ, а порядок исполнения обязанности по уплате названного налога налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в РФ в качестве налогоплательщиков, установлен в ст. 161 НК РФ .

При закреплении в национальном законодательстве подобных правил налогообложения субъектов иностранного права законодатель исходит из международно-правового принципа территориального верховенства государства над своей территорией. Данный принцип предполагает право соответствующего государства регулировать и контролировать иностранные инвестиции, а также деятельность иностранных организаций в пределах национальной территории, в том числе по распространению своей налоговой юрисдикции в отношении нерезидентов, имеющих объекты налогообложения на территории данного государства .

Основной признак международных налоговых отношений – наличие в них иностранного элемента. По этому основанию налоговые отношения можно объединить в две группы. К первой относятся отношения, в которых государство взимает налог с субъекта иностранного права, ко второй – когда государство полагает подлежащим налогообложению какой‑либо объект налогообложения, возникший у субъекта национального права за границей либо у субъекта иностранного права также за границей, но в результате экономической связи субъекта с государством, облагающим его налогом. В первом случае в качестве иностранного элемента выступает субъект, а во втором – объект налогообложения (схема VII‑2).


Иностранный элемент по‑разному проявляется в резидентских и территориальных налогах, а также в налогах, построенных на смешанном принципе.

Территориальные налоги предполагают возникновение только первого вида международных налоговых правоотношений, а резидентские налоги – только второго. Так, налог на имущество физических лиц в Казахстане основан на территориальном принципе. Обязанность его уплаты связана с наличием у лица собственности в Республике Казахстан , зарубежная собственность налогом не облагается.

Если же налог построен на резидентском принципе, то налогоплательщиками могут быть признаны только резиденты, иностранным элементом при этом может быть только объект налога. Так, по общему правилу резиденты Великобритании уплачивают налог на прирост стоимости имущества независимо от того, в какой юрисдикции располагалось такое имущество и где получен доход от его продажи .

Оба рассматриваемых вида налоговых правоотношений с иностранным элементом характерны для смешанных налогов, к примеру, для российских налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. Так, обязанность уплаты налога на прибыль иностранного юридического лица, не имеющего постоянного представительства на территории России закон связывает с наличием у него объекта налогообложения, который возник на территории России, а обязанность российской организации уплатить налог закон связывает с фактом возникновения у нее объекта налогообложения, независимо от того, на территории какого государства он возник (ст. 247 Налогового кодекса РФ).


Предмет международного налогового права

Международные налоговые отношения (налоговые отношения с иностранным элементом), складывающиеся в условиях глобализации экономики, сложны и неоднородны, что связано в первую очередь с тем, что в международное общение по поводу уплаты налогов вступают различные субъекты – суверенные государства, международные организации, физические и юридические лица, иные субъекты частного права различных государств.

Такие отношения возникают в тех случаях, когда государства заключают международные соглашения по устранению двойного налогообложения и предотвращению уклонения от налогообложения, при заключении договоров об оказании правовой помощи в налоговой сфере, при взаимодействии компетентных органов государств по вопросам налогообложения, но чаще всего – в результате взимания налогов с иностранных юридических и физических лиц.

К международным налоговым отношениям относятся:

– отношения между государствами по поводу заключения и исполнения международных налоговых соглашений с целью разграничения налоговой юрисдикции государств и предотвращения многократного налогообложения;

– налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими и иными лицами других государств (субъектами иностранного права), т. е. налоговые отношения, затрагивающие суверенитет других государств;

– публичные отношения между юридическими и (или) физическими лицами различных государств, возникающие, например, при удержании налоговым агентом налога с иностранного лица у источника выплаты (схема VII‑3).

Исходя из регулируемых отношений и участвующих в них субъектов международное налоговое право можно определить как комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность норм внутригосударственного и международного права, регулирующих международные налоговые отношения.

О месте международного налогового права в системе права существует несколько точек зрения. Международное налоговое право, в частности, рассматривается как подотрасль международного финансового права, которое, в свою очередь, рассматривается как самостоятельная отрасль международного публичного права . Некоторые авторы рассматривают международное налоговое право в качестве подотрасли международного экономического права .

Нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, что предмет международного налогового права охватывает одновременно сферы публичного и частного международно‑правового регулирования. В качестве примера при этом приводятся международные налоговые отношения с участием физических лиц и организаций , поскольку любые отношения по взиманию налогов имеют принудительный характер и никакой речи о равенстве субъектов (что типично для частного права) быть не может.

Таким образом, исходя из регулируемых отношений и участвующих в них субъектов международное налоговое право можно определить как комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность норм внутригосударственного и международного права, регулирующих международные налоговые отношения .

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 299 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Так формируется международное налоговое право, регулирующее налоговые отношения с иностранным (международным) элементом. [c.335]


Налоговые отношения с иностранным элементом можно объединить в две группы. К первой относятся случаи, когда государство взимает налог с налогоплательщика, являющегося субъектом иностранного права, ко второй — когда государство требует исчислять налог с объекта налогообложения, возникшего у субъекта национального права за границей. В первом варианте в качестве иностранного элемента выступает субъект, а во втором — объект налогообложения (схема VI-1). [c.335]

В качестве основного метода регулирования налоговых отношений с иностранным элементом национальное законодательство использует материально-правовые нормы. Именно с их помощью определяются наиболее существенные элементы налоговых обязательств субъектов иностранного права. Такой подход объясняется верховенством каждого государства над своей территорией. [c.339]

Практически все российские законы и решения органов местного самоуправления по отдельным видам налогов содержат нормы, регулирующие налоговые отношения с иностранным элементом. Исключение составляют лишь акты, устанавливающие в качестве налогоплательщиков только лиц Российской Федерации и/или только условный метод исчисления налогооблагаемой базы. В качестве примеров таких налогов можно привести единый налог на совокупный доход, уплачиваемый организациями — субъектами малого предпринимательства, и налог на операции с ценными бумагами, уплачиваемый эмитентами ценных бумаг. Субъектами данных налогов по определению не могут быть иностранные юридические лица. Иностранный элемент не участвует и в определении объекта этих налогов. [c.340]


Налоговые отношения с иностранным элементом регулируются также международными соглашениями. Основными целями, которые государства преследуют при заключении таких соглашений, являются [c.340]

Более конкретные нормы о недискриминации в налоговых отношениях с иностранным элементом устанавливаются в соглашениях об избе- [c.353]

Таким образом, налоговые отношения с участием субъектов иностранного права регулируются с учетом элементов нескольких экономических режимов (схема VI-6). [c.355]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ [c.356]

НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ [c.361]

Налоговое и валютное регулирование. Предприятия с И.и., созданные в РФ, по законодательству России являются юридическими лицами и плательщиками налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на имущество в соответствии с действующими Законами РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций , О налоге на добавленную стоимость , О налогообложении прибыли иностранных юридических лиц , Об акцизах , О валютном регулировании и валютном контроле . Если международными договорами были установлены иные правила налогообложения прибыли, чем по Закону РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций , то применяются правила международного договора на основании заявления иностранного учредителя. Валютная выручка от экспорта продукции собственного производства остается полностью в распоряжении предприятия с И.и. Все расходы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий с И.и., обеспечиваются за счет их собственной валютной выручки. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - качественно новый этап в интернационализации хозяйственной жизни, предполагающий сближение и взаимоприспособление отдельных национальных хозяйств. Обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Интеграционные объединения стали неотъемлемым элементом системы отношений в рамках мирового хозяйства. Они имеют региональный характер и различаются по глубине происходящих в них интеграционных процессов. Можно выделить следующие виды интеграционных объединений а) зоны свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле б) таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам в) общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещениях рабочей силы и капиталов г) экономический союз, который предполагает в дополнение ко всем вышеперечисленным интеграционным мероприятиям проведение [c.100]


В 1992—1993 гг. в России работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в 1994 году был введен новый элемент — трансферты. Для этого был создан Фонд финансовой поддержки регионов, формирующийся за счет средств федерального бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, стали получать средства из этого фонда в виде трансферта. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей налоговый потенциал региона, т.е. территориальные бюджетные доходы и численность населения региона. [c.134]

Многие страны придерживаются концепции lex spe ialis, т.е. там в первую очередь действуют специальные нормы (в отличие от общих). Так как международные налоговые соглашения всегда регулируют налоговые отношения с иностранным элементом, то они имеют более специфический характер, чем общие налоговые законы. В результате такие налоговые соглашения имеют большую юридическую силу, чем позднее принятые национальные налоговые законы, не регулирующие международного налогообложения (например, в ФРГ). Это правило применяется до тех пор, пока не вступит в силу национальный закон, напрямую отменяющий положения международного налогового соглашения. [c.347]

Предполагает предоставление субъектам иностранного права благоприятных условий налогообложения, если субъекты права предоставляющего государства пользуются аналогичными благоприятными условиями в данном иностранном государстве. Некоторые элементы этого режима прослеживаются и в законодательстве Российской Федерации. Так, взимание подоходного налога с иностранных физических лиц в Российской Федерации может быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случае, если в соответствующем иностранном государстве то же самое предпринято по отношению к гражданам Российской Федерации1. В качестве еще одного примера можно привести норму, согласно которой услуги по сдаче в аренду помещений иностранным юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, освобождаются от налога на добавленную стоимость, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении российских организаций (в данном случае речь идет об экономической, а не юридической налоговой льготе). [c.355]

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД


Емельяненко Елена Александровна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В настоящее время многие организации работают с контрагентами Республики Беларусь за пределами РФ. При заключении договорных отношений белорусские контрагенты указывают, что нерезидент удерживает с российской организации 15 процентов налога от суммы стоимости выполненных работ (услуг). В этом случае бухгалтеру следует проверить, должна ли российская организация платить налог на прибыль в нашей стране. Рассмотрим данную ситуацию подробнее.

При этом в Законе Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330–ХII «О налоге на доходы и прибыль» сказано, что иностранная организация, имеющая в соответствии с международным договором Республики Беларусь право на полное или частичное освобождение от налога доходов из источников в Республике Беларусь, должна подать заявление о снижении или об отмене налога в порядке, утвержденном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Согласно ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме с учетом расходов, произведенных в Российской Федерации и за ее пределами. Выплаченные российской организацией по законодательству иностранных государств суммы налога засчитываются и при уплате налога в Российской Федерации. Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской стороной за пределами нашей страны, не должен превышать сумму налога, подлежащего уплате в России 3.

Таким образом, зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в РФ лишь в случае, если полученные российской организацией за пределами РФ доходы были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России. От этого зависит возникновение права на зачет в РФ уплаченного российской стороной в иностранном государстве налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей. Однако необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами РФ, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету (то есть следует установить предельную сумму зачета, которая отражается по строке 240 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

Если предельная сумма зачета превысит фактически уплаченную в иностранном государстве сумму налога, зачет будет предоставляться на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с положениями российского налогового законодательства, уменьшится на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что и составит сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в РФ. Обратите внимание: предельная сумма зачета определяется в следующем порядке. К сумме исчисленных по российскому налоговому законодательству доходов, полученных за пределами РФ, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, для зачета по строке 240 листа 02 налоговой декларации применяется ставка налога на прибыль 4. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченной в Республике Беларусь.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога, то есть сумма налога на прибыль, исчисленная согласно положениям гл. 25 НК РФ, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога. Если же сумма налога, фактически уплаченного с доходов в Республике Беларусь, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в РФ уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета. Причем бухгалтеру необходимо не только рассчитать предельную сумму зачета, но и показать всю сумму доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, налоговым органам. Приказ МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утвердил форму специальной налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, и инструкцию по ее заполнению. Указанную декларацию представляют в налоговые органы по месту постановки на учет в целях зачета сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве.

Для налогов, уплаченных самой организацией, к декларации прилагается документ, свидетельствующий об уплате (удержании) налога за пределами РФ, а для налогов, удержанных иностранной организацией в соответствии с ее законодательством и международным договором, – подтверждение иностранного лица, выступающего в роли налогового агента 5. В последнем случае таким документом будет являться справка или подтверждение налогового агента об удержании налога у источника выплаты в иной форме 6. При рассмотрении возможности зачета сумм налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации в иностранном государстве налоговыми агентами в соответствии с законодательством Республики Беларусь или международным договором, налоговые органы РФ могут запрашивать следующие документы:

  • копии договора (контракта), на основании которых российская организация получала доход вне территории РФ, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);
  • копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне российской территории;
  • документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет иностранного государства.
Если белорусская организация, руководствуясь нормой законодательства своего государства, все же удерживает налог с дохода российской стороны, то его можно засчитать при уплате налога на прибыль в РФ. Для зачета сумм налога, выплаченных российской организацией на территории Республики Беларусь, с которой у РФ заключен и действует международный договор об избежании двойного налогообложения, российская организация должна включить полученные за пределами РФ доходы в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России и представить декларацию по налогу на прибыль вместе с налоговой декларацией о доходах, полученных от источников за пределами РФ, а также все вышеперечисленные документы.

1) ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущества»

3) п. 3 ст. 311 НК РФ

5) п. 3 ст. 311 НК РФ

6) Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61660

Так формируется международное налоговое право, регулирующее налоговые отношения с иностранным (международным) элементом. [c.335]


Налоговые отношения с иностранным элементом можно объединить в две группы. К первой относятся случаи, когда государство взимает налог с налогоплательщика, являющегося субъектом иностранного права, ко второй — когда государство требует исчислять налог с объекта налогообложения, возникшего у субъекта национального права за границей. В первом варианте в качестве иностранного элемента выступает субъект, а во втором — объект налогообложения (схема VI-1). [c.335]

В качестве основного метода регулирования налоговых отношений с иностранным элементом национальное законодательство использует материально-правовые нормы. Именно с их помощью определяются наиболее существенные элементы налоговых обязательств субъектов иностранного права. Такой подход объясняется верховенством каждого государства над своей территорией. [c.339]

Практически все российские законы и решения органов местного самоуправления по отдельным видам налогов содержат нормы, регулирующие налоговые отношения с иностранным элементом. Исключение составляют лишь акты, устанавливающие в качестве налогоплательщиков только лиц Российской Федерации и/или только условный метод исчисления налогооблагаемой базы. В качестве примеров таких налогов можно привести единый налог на совокупный доход, уплачиваемый организациями — субъектами малого предпринимательства, и налог на операции с ценными бумагами, уплачиваемый эмитентами ценных бумаг. Субъектами данных налогов по определению не могут быть иностранные юридические лица. Иностранный элемент не участвует и в определении объекта этих налогов. [c.340]


Налоговые отношения с иностранным элементом регулируются также международными соглашениями. Основными целями, которые государства преследуют при заключении таких соглашений, являются [c.340]

Более конкретные нормы о недискриминации в налоговых отношениях с иностранным элементом устанавливаются в соглашениях об избе- [c.353]

Таким образом, налоговые отношения с участием субъектов иностранного права регулируются с учетом элементов нескольких экономических режимов (схема VI-6). [c.355]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ [c.356]

НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ [c.361]

Налоговое и валютное регулирование. Предприятия с И.и., созданные в РФ, по законодательству России являются юридическими лицами и плательщиками налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на имущество в соответствии с действующими Законами РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций , О налоге на добавленную стоимость , О налогообложении прибыли иностранных юридических лиц , Об акцизах , О валютном регулировании и валютном контроле . Если международными договорами были установлены иные правила налогообложения прибыли, чем по Закону РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций , то применяются правила международного договора на основании заявления иностранного учредителя. Валютная выручка от экспорта продукции собственного производства остается полностью в распоряжении предприятия с И.и. Все расходы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий с И.и., обеспечиваются за счет их собственной валютной выручки. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - качественно новый этап в интернационализации хозяйственной жизни, предполагающий сближение и взаимоприспособление отдельных национальных хозяйств. Обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Интеграционные объединения стали неотъемлемым элементом системы отношений в рамках мирового хозяйства. Они имеют региональный характер и различаются по глубине происходящих в них интеграционных процессов. Можно выделить следующие виды интеграционных объединений а) зоны свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле б) таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам в) общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещениях рабочей силы и капиталов г) экономический союз, который предполагает в дополнение ко всем вышеперечисленным интеграционным мероприятиям проведение [c.100]


В 1992—1993 гг. в России работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в 1994 году был введен новый элемент — трансферты. Для этого был создан Фонд финансовой поддержки регионов, формирующийся за счет средств федерального бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, стали получать средства из этого фонда в виде трансферта. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей налоговый потенциал региона, т.е. территориальные бюджетные доходы и численность населения региона. [c.134]

Многие страны придерживаются концепции lex spe ialis, т.е. там в первую очередь действуют специальные нормы (в отличие от общих). Так как международные налоговые соглашения всегда регулируют налоговые отношения с иностранным элементом, то они имеют более специфический характер, чем общие налоговые законы. В результате такие налоговые соглашения имеют большую юридическую силу, чем позднее принятые национальные налоговые законы, не регулирующие международного налогообложения (например, в ФРГ). Это правило применяется до тех пор, пока не вступит в силу национальный закон, напрямую отменяющий положения международного налогового соглашения. [c.347]

Предполагает предоставление субъектам иностранного права благоприятных условий налогообложения, если субъекты права предоставляющего государства пользуются аналогичными благоприятными условиями в данном иностранном государстве. Некоторые элементы этого режима прослеживаются и в законодательстве Российской Федерации. Так, взимание подоходного налога с иностранных физических лиц в Российской Федерации может быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случае, если в соответствующем иностранном государстве то же самое предпринято по отношению к гражданам Российской Федерации1. В качестве еще одного примера можно привести норму, согласно которой услуги по сдаче в аренду помещений иностранным юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, освобождаются от налога на добавленную стоимость, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении российских организаций (в данном случае речь идет об экономической, а не юридической налоговой льготе). [c.355]

Читайте также: