Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию

Опубликовано: 15.05.2024

471-основа.jpg

Налог на доход физических лиц (НДФЛ) уплачивает каждый работающий гражданин РФ. И в большинстве случаев это происходит автоматически — НДФЛ удерживается с зарплаты. Кстати, в налоговом бюджете на НДФЛ приходится более 30%. Однако есть определенные ситуации, в которых физлица сами исчисляют и уплачивают этот налог. Такое бывает, например, когда у человека появляются деньги от сдачи в аренду имущества или продажи недвижимости, которая находилась в собственности менее определенного срока. Или, случается, что какой-либо счастливчик выигрывает приз в лотерею либо получает в дар имущество от дальних родственников, а также из-за границы. В таких ситуациях физлица представляют в налоговую инспекцию декларацию 3-НДФЛ по месту регистрации и уплачивают налог с полученного дохода.

Кроме того, декларируют доход по форме 3-НДФЛ и платят налог индивидуальные предприниматели (ИП) на общей системе налогообложения (ОСНО), а именно:

— ИП ведут деятельность на ОСНО в течение всего года;

— совмещали в 2020-м ЕНВД и ОСНО;

— работают на каком-либо спецрежиме некоторый отрезок времени и в этом же году переходят на ОСНО;

— находятся на ОСНО, но никакую деятельность не ведут — обязаны представить нулевую декларацию.

И также уплачивают налог на доход физических лиц нотариусы, адвокаты и резиденты, получающие денежные выплаты из-за рубежа Они представляют все ту же форму 3-НДФЛ.

Все вышеперечисленные категории обязаны уплачивать НДФЛ самостоятельно и отчитываться по нему перед Федеральной налоговой службой. Но вместе с тем есть налогоплательщики, которые подают форму 3-НДФЛ добровольно с целью вернуть часть уплаченного налога на доходы физических лиц. В этом случае физлица при заполнении декларации заявляют имущественные, социальные или стандартные вычеты в связи с покупкой жилья, расходами на обучение или лечение.

Когда необходимо подавать отчетность 3-НДФЛ и уплачивать налог

Физлица, с чьих доходов НДФЛ не удержан налоговыми агентами, иностранцы, работающие в России по патенту, а также ИП на ОСНО, нотариусы, адвокаты и другие частнопрактикующие лица обязаны подать в ИФНС налоговую декларацию 3-НДФЛ не позднее 30 апреля и уплатить налог до 15 июля включительно. В том случае, если крайняя дата выпадает на выходной или праздничный дни, обязанность по уплате переносится на ближайший рабочий день. В 2021 году 15 июля приходится на пятницу. Совершенно отдельное правило распространяется на индивидуальных предпринимателей и частнопрактикующих лиц, прекративших свой бизнес. Эти представители должны подать декларацию в ИФНС в течение пяти дней с момента окончания деятельности.

Для граждан, намеренных получить имущественный, социальный или другой вычет, жесткий срок подачи декларации за 2020-й не установлен. Это можно сделать в течение всего следующего года и даже позднее.

Что будет, если декларация 3-НДФЛ представлена с опозданием

Налогоплательщик, не успевший вовремя подать в ИФНС декларацию, может быть оштрафован. Размер штрафа составляет 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки (как полный, так и неполный). Он может достигать максимум 30% от суммы налога и минимум 1 000 рублей. Минимальный штраф может получить, например ИП, не представивший нулевую декларацию, которую он обязан заполнять даже при отсутствии деятельности. Но размер штрафных санкций увеличивается вдвое, если плательщик нарушает срок подачи декларации повторно. В этом случае он уплачивает 10% от исчисленной суммы НДФЛ за каждый месяц, но не более 60% при том, что минимальный штраф составляет 2 000 рублей. Все зависит от ситуации. Есть и более жесткие санкции. Например, не поданная в ИФНС форма 3-НДФЛ при продаже имущества может повлечь за собой вызов получателя дохода на комиссию по легализации налоговой базы. Об этом говорится в письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490. И даже предусмотрена уголовная ответственность. Она наступает по статье 198 УК за отказ от декларирования по форме 3-НДФЛ и уплаты налога в крупном и особо крупном размере.

Однако нормами НК РФ предусмотрены и смягчающие обстоятельства, которые уменьшают денежное взыскание с правонарушителя:

— декларация не подана в срок впервые;

— отправлению формы помешали какие-либо материальные, технические, личные или служебные проблемы;

— инвалидность налогоплательщика;

— признание вины;

— немедленное заполнение формы 3-НДФЛ и представление в налоговую инспекцию.

В этом случае налогоплательщик вправе подать в ИФНС заявление, в котором он оправдывает несвоевременную сдачу отчетности и документы, подтверждающие смягчающие обстоятельства.

Подавать 3-НДФЛ в 2021 году нужно по новой форме

Форма 3-НДФЛ обновлена в соответствии с Приказом ФНС России от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615. Он вступает в силу 1 января 2021 года, а значит, с этой даты используется новая форма. С документом и образцом нового бланка можно ознакомиться здесь. Его структура по сути не отличается от прежней. Но, тем не менее, в ней есть важные изменения. Появилось Приложение к Разделу 1 «Заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного НДФЛ». Это очень удобное нововведение — все сведения в одной декларации. Отдельно заявление заполнять не нужно. Изменился сам Раздел 1. Он стал включать два подраздела. Один из них предназначен для декларирования налога для уплаты или возврата в соответствии с нормами пункта 7 статьи 227 НК РФ, другой посвящен налогу по остальным основаниям.

Кроме того, в декларации 3-НДФЛ появилась еще одна страница «Расчет авансовых платежей, уплачиваемых по п. 7 ст. 227 НК РФ». Ее надлежит заполнять индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам и другим частнопрактикующим лицам. Они должны здесь указывать доходы, учитываемые вычеты, налоговую базу для авансов и рассчитанные суммы авансовых платежей. А также обновлены штрих-коды страниц декларации. Подать форму 3-НДФЛ нужно в налоговую инспекцию по месту регистрации. И сделать это можно как на бумаге, так и в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС, а также «Госуслуги».

Изменения по вычетам в следующем году

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 расширены перечни медицинских услуг, оплата которых может быть включена в социальный налоговый вычет. В частности, дополнен список дорогостоящих услуг по ортопедическому лечению пациентов с врожденными или приобретенными дефектами зубов, по лечению бесплодия и другому. Кроме того, вычет теперь можно будет заявить и на стоимость медицинской эвакуации.

Изменения пока не коснулись имущественного вычета. В 2021 году его также можно будет заявить при покупке жилья в размере 2 000 000 рублей, при выплате процентов по ипотеке — 3 000 000 рублей. Останется прежним и лимит инвестиционного вычета — 400 000 рублей.

Процедуру получения вычетов по НДФЛ хотят упростить

Механизм получения налогового вычета в 2021 году обязывает подавать в налоговую инспекцию декларацию вместе с подтверждающими документами. Декларация, как мы уже сказали, обновлена: заявление — не отдельный документ, а часть формы 3-НДФЛ. Но, тем не менее, подготовлен законопроект, упрощающий и ускоряющий процедуру. В нем рассматривается подача заявления на вычет по НДФЛ через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы без всякой декларации. На проверку оснований на вычет законопроект отводит тридцать дней вместо сегодня действующих трех месяцев. ИФНС оставляет за собой право продлить этот срок в случае нарушений. В течение 3-х рабочих дней по окончании проверки выносится решение, а поручение на возврат денег передается казначейству в течение 10 рабочих дней. И еще пять отводится на перечисление денег заявителю. Таким образом, с момента подачи заявления проходит приблизительно два месяца.

Предполагается, что налоговые органы будут обладать всей информацией о доходах и удержанном у заявителя налоге. Эти сведения представит им работодатель в форме 6-НДФЛ и справке о доходах. Вычеты на покупку жилья, погашение ипотечных процентов, а также инвестиционный вычет налоговая инспекция исчислит, руководствуясь данными, полученными от налоговых агентов и банков. Суммы вычетов на лечение и обучение определяться на основании кассовых чеков. При этом заявление на налоговый вычет можно будет подавать за три года.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель применяет УСНО (доходы минус расходы). Налоговая декларация за 2018 год была представлена 29.04.2019.
24 июля 2019 года в адрес индивидуального предпринимателя поступило требование о предоставлении пояснений в связи с расхождениями между доходом, отраженным в налоговой декларации, и суммой денежных средств, поступивших на расчетный счет. Расхождения были связаны с пополнением счета собственными средствами.
13 сентября 2019 года поступило уведомление с требованием представить документы, подтверждающие расходы, и платежные документы на оплату данных расходов или представить уточненную налоговую декларацию в связи с тем, что с расчетного счета предпринимателя оплачены расходы с сумме меньшей, чем указано в декларации.
Индивидуальный предприниматель направил в ответ письмо с отказом представить документы, ссылаясь на то, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев после представления налогоплательщиком налоговой декларации. После этого последовало требование налогового инспектора предъявить первичные документы.
24 ноября 2019 года поступило уведомление с требованием явиться на комиссию по легализации теневой заработной платы и мобилизации в бюджет налога на доходы физических лиц и страховых взносов по вопросу занижения налоговой базы в декларации по УСН. Предлагается дать пояснения и представить первичные документы. В случае неявки на комиссию предприниматель должен явиться для составления протокола об административном нарушении.
Правомерны ли требования налоговых органов? Каковы последствия для налогоплательщика в случае неявки по требованию и непредставления документов?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос относительно правомерности вызова налогоплательщика в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным. При попытке признать данный вызов незаконным свою позицию ИП, вероятно, придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке. В случае неявки ИП на комиссию к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ. Указанная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган. В приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от ИП представления каких-либо документов, а ИП, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к ИП в связи с этим применены быть не могут.

Обоснование вывода:
В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Форма уведомления предусматривает указание должностными лицами налогового органа точной цели вызова (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).
Формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, что можно считать иными основаниями, связанными с исполнением законодательства о налогах и сборах. Так, к иным обстоятельствам, поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогового законодательства, перечисленные в ст. 32 НК РФ.
Подпунктом 2 п. 1 данной статьи предусмотрена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Для реализации названной обязанности налоговые органы как раз и наделены необходимыми правами в соответствии со ст. 31 НК РФ.
В п. 1 ст. 82 НК РФ разъяснено, что налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства в порядке, установленном НК РФ. При этом данный контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:
- налоговых проверок;
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- использования других форм контроля, предусмотренных НК РФ.
В п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" установлено, что налоговому органу предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
При этом из п. 6.7 Положения о ФНС (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе создавать совещательные и экспертные органы - советы, комиссии, группы, коллегии.
Общие принципы работы комиссий по легализации налоговой базы изложены в письме ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам" (далее - письмо от 25.07.2017).
Целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее - плательщики) НДФЛ и страховых взносов.
Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- выплаты "теневой" заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- несвоевременного перечисления страховых взносов;
- выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
- выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Позиция Арбитражных судов относительно уведомлений о вызове налогоплательщиков на заседания комиссий неоднозначна*(1).
В п. 2.2 письма ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (далее - письмо от 17.07.2013) перечислены случаи вызова налогоплательщиков в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений (но они не ограничены).
Например, один из них - если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы.
Имеются примеры судебных решений, в которых указывается, что получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 N Ф02-2212/14 по делу N А78-9467/2013, от 19.05.2014 N Ф02-1904/14по делу N А78-5678/2013).
Существует обширная судебная практика в пользу налогового органа*(2).
Из некоторых судебных дел*(3) можно сделать вывод о том, что право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления не зависит от проведения в отношении вызываемого налогоплательщика налоговой проверки. Руководствуясь ст. 82 НК РФ, суды указывают на то, что налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Нормами НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, в отношении которого налогоплательщик (налоговый агент) может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.
Однако пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) исключительно в письменном виде*(4).
Таким образом, из положений ст. 82 НК РФ можно сделать вывод, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельной формой налогового контроля.
Как следует из буквального смысла пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поименованное в нем право налоговых органов не ограничивается периодом проведения налоговых проверок и не ставится в зависимость от осуществления каких-либо иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Несмотря на то, что право на вызов для дачи пояснений не беспредельно и должно быть ограничено, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ фактически не ограничивает возможности налоговых органов по вызову налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам, связанным с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, что подтверждается и рассмотренной выше судебной практикой.
Обращаем внимание, что Конституционным Судом РФ сформулирован принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля (постановление КС РФ от 16.07.2004 N 14-П).
Срок проведения контрольных мероприятий - это необходимый элемент правопорядка в сфере налогового контроля, и его нарушение должно служить основанием для признания конкретного мероприятия налогового контроля незаконным, а полученных в ходе него доказательств - недопустимыми*(5).
Таким образом, вопрос относительно правомерности вызова ИП в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным.
При попытке признать данный вызов незаконным, вероятно, ИП свою позицию придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке.
В письме от 25.07.2017 указывается, что в случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии. В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ*(6). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 письма от 17.07.2013).
Таким образом, ИП может быть привлечен к ответственности в случае неявки в налоговый орган для дачи пояснений, но не в случае отказа от дачи пояснений*(7).
По поводу вопроса о последствиях для ИП в случае непредставления документов на комиссию необходимо отметить следующее.
Пленумом ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указано, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Полагаем, работа комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы к указанным основаниям отнесена быть не может.
Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Письма ФНС, Минфина России не являются нормативными правовыми актами (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 11253/06, определение ВС РФ от 27.12.2005 N ГКПИ05-1625). Это в полной мере относится и к упомянутому выше письму от 25.07.2017, содержание которого не может рассматриваться в качестве положений, устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков.
Таким образом, порядок работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы не только не установлен положениями налогового законодательства (п. 1 ст. 1 НК РФ), но и вообще не урегулирован нормативными актами. К таким правоотношениям не могут применяться, в частности, положения НК РФ об истребовании документов (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ) и об ответственности за их непредставление (ст.ст. 126, 129.1 НК РФ). Следовательно, в приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к налогоплательщику в связи с этим применены быть не могут*(8).
В заключении необходимо заметить, что в отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:
- повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
- вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
- проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
- подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
- Пояснения об отсутствии оснований для приглашения на заседание комиссии по легализации налоговой базы;
- Сообщение о невозможности явки в налоговый орган для дачи пояснений на заседании комиссии по легализации налоговой базы;
- Вопрос: Налоговый орган в ноябре 2016 года направил уведомление о вызове в налоговый орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Ранее в отношении организации проводилась выездная налоговая проверка, в том числе и касательно НДФЛ. Имеет ли право ИФНС вызывать налогоплательщика в ноябре 2016 года и требовать письменные пояснения о якобы найденных расхождениях в данных отчета о движении денежных средств и сведений 2-НДФЛ за 2014 год и 2015 год, если срок камеральной проверки давно истек? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
- Вопрос: Организацией получено письмо о вызове директора и бухгалтера для участия в заседании комиссии налогового органа по легализации объектов налогообложения. Как налогоплательщику реагировать на подобное письмо? ("Финансы", N 1, январь 2014 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

4 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Титульный лист (Рис.1)

Заполнение формы налоговой декларации по УСН для ИП

  • В поле «Номер корректировки» в первичной декларации автоматически проставляется «0», в уточненной декларации нужно указать номер корректировки «1», «2» и т.д.
  • В поле «Налоговый период (код)» укажите код «34» — календарный год (указано по дефолту)
  • В поле «Отчетный год» укажите 2020-й
  • В строке «Представляется в:» укажите код налогового органа, в который подается декларация
  • В поле «По месту нахождения (учета)» укажите код «120 — По месту жительства индивидуального предпринимателя»
  • В поле «ФИО» укажите фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя.
  • В поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД» укажите код ОКВЭД. Уточнить свой код по ОКВЭД можно, скачав выписку из ЕГРИП на сайте ФНС.
  • Поле «Форма реорганизации, ликвидации (код)» — оставьте пустым, если организация в налоговом периоде не ликвидируется.
  • Поле «Номер контактного телефона» не является обязательным, заполняется по желанию.

В поле «с приложением подтверждающих документов или их копий на ___ листах» отражается количество листов подтверждающих документов и (или) их копий (при их наличии). Такими документами могут быть: оригинал (или заверенная копия) доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (если декларацию подает представитель налогоплательщика) и др.

В разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю:» указывается:

  • «Налогоплательщик» — если документ представлен налогоплательщиком
  • «Представитель налогоплательщика» — если документ представлен представителем налогоплательщика. При этом нужно указать ФИО представителя и наименование документа, подтверждающего его полномочия.

Раздел 1.1. Для СНО «доходы»

Сумма налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы), подлежащая уплате (уменьшению), по данным налогоплательщика (Рис.2)

Заполнение формы налоговой декларации по УСН для ИП

Значения в разделе 1.1, за исключением кодов по ОКТМО, заполняются автоматически на основе данных, указанных в разделах 2.1.1 и 2.1.2.

  • В строке 010, 030, 060 и 090 нужно указать коды в соответствии со справочником ОКТМО. Узнать свой код ОКТМО можно сайте ФНС «Узнай ОКТМО», в раздел «Все сервисы».
  • Поле «Код по ОКТМО» обязательно для заполнения только строке 010, а по строкам 030,060 и 090 заполняется только если ИП сменил место жительства. Если Индивидуальный предприниматель не менял место постановки на учет в налоговом органе, то строки 030, 060, 090 заполнять не требуется.
  • Строки 020, 040, 070, 100 рассчитываются автоматически. Строки 050, 080, 110 также заполнятся автоматически, в случае если в строках 040, 070 и 100, значения получились отрицательными.

Раздел 1.2. Для СНО «доходы минус расходы»

Сумма налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов), и минимального налога, подлежащая уплате (уменьшению), по данным налогоплательщика (Рис.3)

Заполнение формы налоговой декларации по УСН для ИП

Значения в разделе 1.2, за исключением кодов по ОКТМО, заполняются автоматически на основе данных, указанных в разделах 2.2.

  • В полях 010, 030, 060 и 090 нужно указать коды в соответствии со справочником ОКТМО. Узнать свой код ОКТМО можно сайте ФНС «Узнай ОКТМО», в разделе «Все сервисы».
  • В поле «Код по ОКТМО» обязательна для заполнения только строка 010, а по строкам 030,060 и 090 заполняется только если ИП сменил место жительства. Если смены места постановки на учет в налоговом органе не было, то эти строки не заполняются.

Раздел 2.1.1. Для «доходы» кроме уплачивающих помимо налога торговый сбор

Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (Рис.4)

Заполнение формы налоговой декларации по УСН для ИП

  • В поле «Признак налогоплательщика» укажите:

— код «1» — если производите выплаты и иные вознаграждения физическим лицам,

— код «2» — если не производите выплаты физическим лицам

  • В строках 110 -113 укажите суммы полученных налогоплательщиком доходов за I квартал, 6 месяцев, 9 месяцев и год. Суммы необходимо указать нарастающим итогом.
  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 110, 111, 112, повторяется по строке 113.
  • По строкам 120-123 по умолчанию указана ставка 6%. если ставка не 6%, в строке 123 выберите актуальную ставку.
  • В строках 120-123, укажите действовавшие в отчетных периодах ставки, если ставка менялась в течение года.
  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 120, 121, 122, повторяется по строке 123.
  • Строки 130-133 рассчитываются автоматически.
  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 130, 131, 132, повторяется по строке 133.
  • По строкам 140 — 143 указывается нарастающим итогом сумма страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, уменьшающая сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный период). ИП в строках 140–143 отражают взносы за себя.

Важно! Налогоплательщик (организация, ИП), указавший по строке 102 признак налогоплательщика «1», может уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов, платежей и пособий, не более чем на 50%

Важно! Индивидуальный предприниматель, указавший по строке 102 признак налогоплательщика «2», может уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, уплаченных в фиксированном размере. При этом сумма страховых взносов, уплаченных в налоговом (отчетном) периоде и относящихся к данному налоговому периоду, отражаемая по строкам 140 — 143, не должна быть больше суммы исчисленного налога (авансовых платежей по налогу), указанной, соответственно, по строкам 130 – 133.

  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 140, 141, 142, повторяется по строке 143.

Раздел 2.1.2. для СНО «доходы», платящих торговый сбор

Расчет суммы торгового сбора, уменьшающей сумму налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения — доходы), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации установлен торговый сбор (Рис.5)

Заполнение формы налоговой декларации по УСН для ИП

  • В строках 110-143 укажите значения, которые были указаны в строках 110-143 раздела 2.1.1
  • Показатели по строкам 110 -143 нужно отразить только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор и включаются в значения показателей по строкам 110 — 143 раздела 2.1.1.
  • Если вы осуществляете только вид предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, значения по строкам 110 — 143 повторяются в строках 110 — 143 раздела 2.1.1.
  • В строках 150 — 153 укажите суммы торгового сбора, которые были фактически уплачены по итогам I квартала, полугодия, девяти месяцев и налогового периода. Данные указываются нарастающим итогом.
  • Строки 160 — 163 будут рассчитаны автоматически.
  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 160, 161, 162 повторяется по строке 163.

Раздел 2.2. для СНО «доходы минус расходы»

Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов) (Рис.6)

Заполнение формы налоговой декларации по УСН для ИП

  • В строках 210 — 213 укажите суммы полученных доходов нарастающим итогом за I квартал, 6 месяцев, 9 месяцев и год.
  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 210, 211, 212, повторяется по строке 213.
  • В строках 220 — 223 укажите суммы расходов нарастающим итогом за первый квартал, 6 месяцев, 9 месяцев и год.
  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 220, 221, 222, повторяется по строке 223.
  • В строке 230 укажите сумму убытка, из предыдущего (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), она уменьшит налоговую базу за налоговый период.
  • Строки 240-243 рассчитываются автоматически

Важно! Если декларация представляется в случае прекращения предпринимательской деятельности или при утрате права на УСН, то значение показателя по строке 243 будет равняться значению показателя за последний отчетный период (строки 240, 241, 242), уменьшенному на сумму убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах) (строка 230).

Важно! Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то значение в строке 243 будет равно значению за последний отчетный период (строки 240, 241, 242), уменьшенному на сумму убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах) (строка 230).

  • Если сумма убытка предыдущих периодов, на которую уменьшается налоговая база, равна величине налоговой базы, исчисленной за налоговый период, то значение показателя по строке 243 равно нулю.
  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 250, 251, 252, повторяется по строке 253.
  • По строкам 260 — 263 по умолчанию указана ставка 15%. Если ставка не равна 15%, то в строке 263 укажите актуальную ставку. Если ставка в течение года изменялась, то в соответствующем поле проставляется отметка и в строках 260 — 263 действовавшие в отчетных периодах ставки.
  • Если вы представляете декларацию, в связи с прекращением деятельности или потерей права на УСН, то показатель за последний отчетный период, строки 260, 261, 262, повторяется по строке 263.
  • Строки 270-273 рассчитываются автоматически

Раздел 3. Заполняется получателями целевых средств

Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (Рис.7)

Заполнение формы налоговой декларации по УСН для ИП

Важно! Не включайте в раздел средства, которые были получены в виде субсидий автономным учреждениям.

Отразите в разделе следующие данные:

  • Код вида поступлений, который выбирается из справочника кодов благотворительных поступлений (графа 1);
  • Дата поступления средств (графа 2);
  • Срок использования (графа 3);
  • Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств (графа 4);
  • Сумма использованных по назначению средств (графа 5);
  • Сумма средств, срок использования которых не истек (графа 6);
  • Сумма средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок (графа 7).

Данный раздел, по каждому виду поступлений заполняется отдельно.

В первую очередь укажите переходные остатки с прошлого налогового периода по средствам, которые были получены, но еще не использованы, с не истекшим сроком использования, а также по которым отсутствует срок использования:

  • Дату поступления средств на счета или в кассу ИП, либо дату получения предпринимателем имущества (работ, услуг), которое имеет срок использования, — в графе 2;
  • Размер средств, срок использования которых в прошлом налоговом периоде не истек, а также неиспользованных средств, которые не имеют срока использования, отраженных в графе 6 отчета за предыдущий налоговый период, — в графе 3.

Затем в отчете приводятся данные о средствах, полученных в налоговом периоде, за который составляется отчет.

В поле «Итого по отчету» будет автоматически отражена сумма данных по графам 4, 5, 6, 7.


Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@ принята новая форма декларации по УСН. Однако она действует только с отчетности за 2021 год, а за 2020 ИП должны отчитаться по старой форме. Несмотря на то, что декларация достаточно простая, все же ИП допускают ошибки при ее заполнении. Попробуем разобраться, как заполнить отчет для двух вариантов режима — «доходы» и «доходы минус расходы» и может ли он сделать это самостоятельно.

Для начала состав декларации. Все налогоплательщики, независимо от субъекта налогообложения, включают в отчет только титульный лист, заполнение других разделов зависит от субъекта налогообложения.

Для субъекта «Доходы» необходимо заполнить:

  • Раздел 1.1 (сумма налога к уплате или уменьшению)
  • Раздел 2.1.1 (расчет налога)
  • Раздел 2.1.2 (торговый сбор)

Для субъекта «Доходы минус расходы»:

  • Раздел 1.2 (сумма налога к уплате или уменьшению)
  • Раздел 2.2 (расчет налога)

Раздел 3 (отчет о целевом использовании средств) заполняется, если ИП получал соответствующие средства.

Титульный лист

Тут все достаточно просто — заполняем данные об ИП — ИНН (12 знаков), ФИО (если написать Индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович или ИП Иванов Иван Иванович, то это не будет ошибкой).

Для первичного отчета указывается номер корректировки «0 — -», «1 — -» — для первой корректировки,"2 — -" — для второй и т.д.

  • Код налогового периода только один — 34, т.к. декларация подается раз в год.
  • Код местонахождения (учета) для ИП — 120 (место жительства).
  • Код ИФНС (адрес и другие реквизиты инспекции) можно узнать на сайте .
  • Код ОКВЭД указываем по деятельности, по которой применяется УСН, если их несколько, то указываем основной код. Его проще всего найти в выписке из ЕГРИП .

Особенно внимательно отнеситесь к указанию номера телефона — это должен быть контакт, по которому с налогоплательщиком сможет связаться инспекция. ИП обычно указывают свой номер или телефон бухгалтера.

Заполнение декларации по УСН с объектом «доходы» для ИП с работниками и без

ИП, не имеющие работников, могут заполнить декларацию самостоятельно, это несложно, главное вести учет доходов и не допускать досадных ошибок.

  • Доход считается кассовым методом , т.е. если ИП отгрузил товар, но денег за него пока не получил — такая реализация в доход не включается;
  • В доход включается вся сумма, которую вам перечисляет покупатель , независимо от того, сколько в итоге поступает на ваш счет. Это частая ошибка — покупатель оплачивает покупку картой, а на счет средства попадают за минусом комиссии банка (эквайринг) и ИП отражает в декларации только фактически поступившие средства, а не ту сумму, на которую клиент получил чек. ФНС, с учетом того, что она видит данные о продажах, поступивших через ОФД, и движения по счету, проведет сравнение и попросит поясненить расхождения. Придется доплачивать налог, пени и сдавать корректировку;

Платформа ОФД не только передает данные в ФНС и ЦРПТ, но и предлагает сервис электронной отчетности. Здесь можно просто и быстро сдать Декларацию по УСН для ИП без сотрудников. Подробнее .

  • Собственные средства ИП , внесенные на счет, не являются доходом и в декларации никак не отражаются;
  • Некоторые кассовые ошибки могут привести к задвоению суммы дохода и соответственно налога. Например, кассир принимает к оплате карту, но в чеке указывает способ оплаты «наличными» и ошибку не корректирует. В результате выручка может быть отражена и по кассе в составе наличной выручки и по расчетному счету (в составе поступлений по эквайрингу).

Заполнение начинаем с Раздела 2.1.1. Первое, на что надо обратить внимание — правильное указание кода в строке 102. Если ИП производит выплаты физлицам (по трудовым договорам или по ГПХ договорам на оказание услуг, выполнения работ), то ставит код «1», если не производит таких выплат — код «2».

ИП без работников могут уменьшить налог на субъекте «доходы» на сумму уплаченных взносов на 100%, а ИП с работниками только на 50%. Уменьшить налог можно на взносы, уплаченные и за работников и за самого ИП, включая 1% с дохода свыше 300 тыс. рублей.

Строки 110, 111, 112 и 113 заполняются суммой дохода нарастающим итогом.

Строки 120-123 — ставка налога. Обычно она составляет 6%, но в регионах может принята более низкая ставка для отдельный видов деятельности. ИП может применять налоговые каникулы, тогда ставка указывается — 0%.

Далее указываем размер авансовых платежей по налогу в течение года, также нарастающим итогом. Для этого умножаем соответствующую строку с доходом на ставку.

В строках со 140 по 143 нарастающим итогом указываем сумму взносов, а также больничных, выплаченных работодателем. Суммы в этих строках не должны превышать суммы, указанные в строках 110 — 113.

ИП получил в течение года следующие доходы:

  • За 1 квартал — 180 000;
  • За полугодие — 250 000;
  • За 9 месяцев — 490 000:
  • За год — 855 000.

Ставка налога — 6%. ИП уплачивал в течение года взносы (предприниматель не относился к пострадавшим отраслям и уплачивал взносы в полном объеме):

  • Март — 10 000;
  • Июнь — 10 000;
  • Сентябрь — 10 000;
  • Декабрь — 10 874.

Как видите, в январе сумм взносов меньше суммы налога к уплате.

Поэтому в строке 140 указан вся сумма уплаченных взносов — 10 000.

За полугодие налог составил 15 000, а взносов уплачено 20 000. Указываем в строке 141 — 15 000 рублей.

Прямые выплаты с 2021 года

При зачетной системе пособий, когда работодатель сначала сам выплачивал пособие, а затем получал возмещение от ФСС или зачитывал его в счет предстоящих взносов, ИП допускали ошибку. Предприниматели могливключить в вычет полную сумму пособия, вместо выплаты только за первые три дня нетрудоспособности .

С 2021 года по всей России действуют прямые выплаты , когда работодатель не выплачивает больше полное пособие, а только то, что относится к нему. ФСС же, на основе представленных документов, сам перечислит остальную сумму работнику. Поэтому запутаться в расчете будет невозможно.

Для плательщиков торгового сбора дополнительно заполняется Раздел 2.1.2. Если ИП занимается только одним или несколькими видами деятельности, подпадающими под сбор, то данные Раздела 2.1.2 фактически повторяют данные Раздела 2.1.1.

Если у ИП несколько видов деятельности, то в Разделе 2.1.2 будут указаны суммы, входящие в значения показателей Раздела 2.1.1. Т.е. в любом случае превышать показания Раздела 2.1.1 данные Раздела 2.1.2 не могут .

Наконец заполняем Раздел 1.1. налог к уплате. Не будем подробно расписывать формулы расчета — они указаны в самой декларации. Уточним только что значит налог к уменьшению .

Пример : в первом квартале доходы ИП без работников составили 500 000 рублей, сумма налога — 30 000 рублей (допустим ИП не платил взносов и ему не на что уменьшить налог). Налог к уплате в строке 020 Раздела 1.1. — 30 000.

За полугодие доходы составили 800 000 рублей, но ИП заплатил взносы в мае в сумме 20 000 рублей. Считаем аванс по налогу за полугодие:

800 000 * 6% = 48 000 рублей — рассчитанный налог, 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей — налог, уменьшенный на взносы

И в результате за полугодие авансовый платеж выходит 28 000. Это меньше, чем ИП должен был заплатить за первый квартал (30 000), значит за полугодие он не должен ничего платить и должен уменьшить ранее рассчитанный платеж на 2000 рублей. Именно эту сумму и надо указать в строке 050 Раздела 1.1. Вот откуда берется налог к уменьшению.

Заполнение декларации по УСН с объектом «доходы минус расходы»

Заполнение Раздела 2.2. мало чем отличается от заполнения Раздела 2.1.1, только налоговая база тут будет не просто доходы, а доходы за минусом расходов. Расходы указываются в строках 220-223 нарастающим итогом. В строке 230 указывается сумма убытка за предыдущий период , которая уменьшает налогооблагаемую базу.

Убыток возникает, если расходы превысили доходы, в этом случае ИП оплачивает минимальный налог, а сам убыток можно перенести. Но показывать его предприниматели не любят, чтобы не вызывать лишних вопросов со стороны контролирующих органов. Однако для того, чтобы переносить убыток на будущие периоды, необходимо хранить всю документацию, подтверждающую убытки.

Хранить большой объем документов трудно, и ФНС может затребовать эти документы на проверку в течение срока более, чем «стандартные» 3 года, т.к. убыток можно переносить в течение 10 лет и все это время ИП обязан сохранять подтверждающие документы.

Раздел 3 декларации

Вот этот раздел стал вызывать очень много вопросов у налогоплательщиков. Т.к. некоторые предприниматели в прошлом году получили субсидии от Правительства в качестве поддержки пострадавших отраслей во время пандемии.

Возникает резонный вопрос — отражать ли субсидии в декларации?

Скорее, наиболее правильна следующая позиция:

  • Согласно правилам заполнения декларации Раздел 3 заполняют налогоплательщики, получившие целевое финансирование и / или другие доходы, указанные в п.1 и 2 статьи 251 НК РФ (см. Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ об утверждении формы декларации и порядка ее заполнения).

«Коронавирусные» субсидии, указанные в подпункте 60 п.1 статьи 251 НК РФ (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576, так называемые субсидии на работников в размере МРОТ) освобождены от налогообложения. Необлагаемые по статье 251 НК РФ доходы нужно указать в Разделе 3;

  • Субсидия по Постановлению № 976 от 02.07.2020 года (на меры по профилактике коронавируса) не является необлагаемым доходом. Она входит в базу по расчету единого налога. Поэтому этот вид субсидии не должен отражаться в Разделе 3.

Кажется, что самостоятельно заполнить декларацию по УСН не трудно, но на практике ошибка может привести к тому, что декларацию не примут и придется ее переделывать или даже заплатить штраф, если не успели сдать новый вариант вовремя.

Если вы отправляете отчеты почтой или даже самостоятельно привозите в налоговую, то узнать об отказе можете слишком поздно. Инспектор обычно не вникает в заполнение и тем более не проверяет контрольные соотношения, он только принимает сданный вами отчет, а проверят его намного позже.

Платформа Госотчёт позволяет не только сдать отчетность, но и проверить ее на ошибки перед отправкой, а также отследить статус. Составляйте и отправляйте отчетность в любом месте — Платформа Госотчёт работает в web-интерфейсе.

Находясь на упрощенном режиме уплаты налогов, юрлица и ИП освобождаются от некоторых налогов, обязательных при основной системе налогообложения.

Так, если вы предприниматель, то у вас нет налога как у физического лица от предпринимательских доходов, нет НДС, за исключением возможного налога при ввозе на таможне или выполнения договора простого товарищества или доверительного управления имуществом.

Есть варианты, когда нет налога на имущество, используемого в предпринимательской деятельности. Сегодня «упрощенка» не исключает налог на имущество, используемое в вашем бизнесе, с кадастровой стоимостью. Но если вашего вида недвижимости нет в кадастровом списке, то и нет этого налога соответственно. Однако многое зависит от субъекта, у каждого есть свои понятия о недвижимости, необлагаемой налогом, и свои преференции. Если этот вид налога все же требуется платить, то вы как ИП его сами не рассчитываете и никаких деклараций не сдаете. За вас это делает налоговая, отправляя вам уже заполненное уведомление. Вы должны лишь оплатить указанную сумму не позднее 1 декабря года, следующего за расчетным.

Как считать налог

Налог рассчитывается просто: налоговая база умножается на налоговую ставку.

На УСН есть два варианта расчета налоговой базы и две ставки. Зависят они от выбранного налогооблагаемого режима.

Если ваш режим «доходы», то ваша налоговая база — это сумма всего вашего предпринимательского доха за нужный период. Налоговая же ставка у вас в этом случае – 6%.

Если вы выбирали режим «доход минус расход», то налоговая база полностью соответствует названию режима, то есть это разница между всей предпринимательской прибылью за нужный период и расходами, которые понес бизнес. Но есть расходы, которые закон не разрешает вычитать из налоговой базы. Подробнее об этом в Налоговом кодексе, а именно в статье 346.16. В этом режиме налоговая ставка – 15%.

Оплата налога


Вы как предприниматель, выбравший упрощенную систему налогообложения, должны платить налоги ежеквартально, а в конце года сдавать отчет. Налог платится вами по месту жительства, и это не совпадает с организациями, которые все платят по месту своего нахождения.

Итак, налоги необходимо платить раз в три месяца. Есть срок, после которого при неоплате к вам будут предъявляться претензии, — 25 число месяца, следующего за расчетным. Чуть больший срок дают на оплату в конце года — 30 апреля года, следующего после истекшего.

Если срок по уплате налога (подаче декларации) выпадает на выходной или праздничный день, то он переносится на ближайший рабочий.

Платить налог можно через квитанцию в банке, а можно безналично через банковский расчетный счет.

Неуплата налога карается штрафами в размере от 20 до 40% от суммы насчитанного, но просроченного с оплатой, налога.

Сдача отчетности

Раз в год вы как ИП должны сдавать декларацию в налоговую по месту своего жительства. Срок как с последним годовым налогом – 30 апреля года, следующего за отчетным.

Нарушения наказываются: если со сдачей декларации задержаться более чем на 10 рабочих дней, то налоговая заморозит ваш расчетный счет. Денежные штрафы тоже будут, а к ним надо добавить еще и пенни за каждый пропущенный день.

Декларацию можно подать в налоговую:

- через доверенное лицо, нотариально оформив доверенность;

- по почте, отправив письмом с объявленной ценностью;

- электронно, если у вас есть электронная подпись.

Отчетность сдается на специальном бланке — форма КНД 1152017.

Как заполнить декларацию


Вам, как ИП на УСН, требуется заполнить в отчетной форме титульный лист и разделы 1.1 и 2.1.1 Но порядок заполнения иной: сперва титул, потом конец, а лишь затем раздел 1.1 .

Можно заполнить от руки, можно на компьютере, но буквы должны быть заглавные, а чернила черные или синие. В полях, где у вас отсутствуют данные, ставится прочерк. Все суммы пишутся только в рублях, копейки в декларации не указываются, но правило математического округления помним. А это означает, что суммы от 50 копеек и выше округляются до рубля.

Титульный лист требует лишь внимательного заполнения полей с вашей информацией. Пустых клеток быть не должно, с них пишутся прочерки.

Раздел 2.1.1

Верх повторяет титул.

102 –пишите цифру 2.

110 – 113 —указываете доходы за нужный период.

120 – 123 — пишите свою ставку. Например, 6. И это число будет повторяться четыре раза.

130 – 133 — пишите сумму налога за нужный период.

140–143 — пишется сумма уплаченных страховых взносов за нужный период.

Раздел 1.1

Верх листа заполняется также как у титульного. Номер страницы записывается как 002. Далее по строкам:

010 – указываем код ОКТМО по месту жительства. Этот же код требуется в строчках 030, 060 и 090, но заполняется он в этих строках лишь в том случае, если вы меняли место жительства. Если место жительства не менялось, то ставьте прочерк.

020 – пишите сумму налога, уплаченного вами за первый квартал.

040 –вписываете сумма налога, уплаченную за полугодие (Внимание! Не за второй квартал, а за полгода). Сумма рассчитывается следующим образом — исчисленный налог за 6 месяцев минус сумма исчисленных за этот же период страховых взносов. Если разница получилась меньше нуля, то ее следует указать в строке 050. Если разница все же положительная, то в графе 050 ставится прочерк.

070 — это налог за 9 месяцев. Считается также: сумма девятимесячного налога без уплаченных страховых взносов за этот же период. Если получается число меньше нуля, то оно указывается в строке 080.

100 – сумма годового налога, рассчитывается аналогично с учетом годовых страховых взносов. Если в результате расчета выходит меньше нуля, то число указывается в графе 110.

Внизу страницы поставьте подпись и дату.

Вам остается скрепить листы и сдать их в налоговую. В настоящий момент есть вариант подачи декларации через личный кабинет на сайте ФНС, но у вас для этого должна быть электронная подпись. Неподписанные таким образом документы сданными не считаются.

Читайте также: