Характеристика основных особенностей определения лесного налога

Опубликовано: 11.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    расчет суммы
    прямые и косвенные налоги
    Прямые и косвенные налоги

    Особенности прямых и косвенных налоговых платежей

    Налоги подразделяются на:

    • прямые;
    • косвенные.

    Прямые налоги взимаются с доходов, получаемых налогоплательщиком, либо с принадлежащего ему имущества. В этом случае плательщиком сбора является именно получатель прибыли (иного дохода) или собственник имущества.

    Косвенные — это особые сборы, включаемые в цену товара. По сути, плательщиком фискального сбора в этом случае является конечный покупатель. А производитель (или перепродавец) просто собирает этот товар посредством включения его в стоимость реализуемых товаров, работ, услуг. Ярким представителем этой группы фискальных платежей является НДС. К ним же относятся акцизы и таможенные платежи.

    Транспортный налог
    Налог на недвижимое имущество
    Налооблагаемые позиции
    Косвенные и прямые налоги

    Факты о косвенных налогах

    К косвенным сборам относятся суммы, подлежащие выплате в казну государства на основе устанавливаемых непосредственно налогоплательщиком надбавок к основной стоимости какого-либо актива. Самые распространенные виды такого типа денежных обременений — акцизы, таможенные пошлины, а также НДС.

    Сборы такого типа называются косвенными потому, что фактически их оплату производит не сам субъект перечисления сборов, а некоторое третье лицо. Как правило — покупатель товара. НДС, пошлины и акцизы — это издержки, которые закладываются предпринимателем в отпускную стоимость товара (можно сказать, что наравне с расходами на транспорт, погрузку, закупку у производителя, рекламу и т.д.).

    Этим-то и отличаются налоги прямые и косвенные: в случае с первыми, плательщик сознательно переводит денежные средства государству, а при уплате вторых — за него это делают третьи лица. Которые, в свою очередь, могут и не быть осведомленными об этом (все-таки нюансы начисления того же НДС, а также определения его доли в себестоимости товара — как правило, закрытая для покупателей информация).

    В России НДС обязуются уплачивать не только те предприниматели, которые заняты в торговле, но также и те, кто оказывает услуги. Правда, законом определено достаточно большое количество сервисов, предоставление которых не облагается данными видом косвенного налога. Предпринимателю, чтобы иметь достоверную информацию на этот счет, следует вооружиться самой свежей НК РФ и прочитать статью 164 — именно в ней отражаются все нюансы, связанные с налогообложением бизнеса посредством НДС.

    Прямые налоги: виды и характеристика

    В российской системе налогообложения к прямым сборам относятся:

    • налог на прибыль;
    • НДФЛ;
    • налоговые платежи собственников недвижимости, земли, транспорта.

    Как видим, как и в мировой практике, в РФ объектом обложения прямыми фискальными платежами являются доходы или имущество. Плательщиками выступают как юридические, так и физические лица. Налогооблагаемая база в этом случае может определяться как:

    • сумма полученного дохода (прибыли) предприятия;
    • заработная плата или иной доход физического лица;
    • стоимость недвижимости, земельного участка, транспортного средства.




    Что к ним относится?

    Все прямые налоги можно классифицировать по ряду признаков:

    • По виду плательщика: с населения (налог на транспорт, имущественный, подоходный и с земельных угодий и другие);
    • с юридических лиц (налог на получаемую организацией прибыль, водный, на осуществление игорного бизнеса, на принадлежащее имущество и иные).
  • В зависимости от уровня установления:
      федеральные (водный, налог на прибыль, с доходов работающих граждан, с добычи полезных ископаемых);
  • региональные (имущественный, на осуществление игорной деятельности, на средства передвижения);
  • местные (налог с земельных участков и на имущество населения).

    Рассмотрим виды прямого налогообложения более подробно.

    Представляет собой один из основных видов прямых налогов и исчисляется исходя из объема полученных доходов за минусом расходов.

    Плетельщиками признаются физические лица, которые в зависимости от резидентства делятся на 2 группы:

    • резиденты страны: платят НДФЛ со всех полученных доходов, полученных как на территории страны, так и вне ее;
    • граждане других стран: осуществляют платеж только из доходов, полученных в пределах России.

    К объектам обложения относятся следующие виды доходов:

    • полученные проценты и дивиденды;
    • доходы от реализации имущества, ценных бумаг;
    • доходы от авторских и смежных прав;
    • доходы из-за границы;
    • иные выплаты физическим лицам.

    Освобождаются от обложения:

    • государственные пособия, пенсии;
    • компенсационные возмещения;
    • полученные алименты;
    • вознаграждения за донорство и иную помощь;
    • стипендии;
    • иные денежные поступления.

    • 9% – устанавливается на процентные доходы по облигациям, выпущенным до начала 2007 года;
    • 13% – основная ставка;
    • 30% – уплачивают физические лица – нерезиденты страны за доходы, полученные на территории России;
    • 35% – максимальная ставка, которая устанавливается в отношении полученных выигрышей, призов, процентов по банковским вкладам и иным доходам, указанным в законодательных актах страны.

    Налоговая сумма определяется по каждому виду дохода путем произведения налоговой базы на налоговую ставку. Налоговый и отчетный период равен году.

    расчет суммы

    Налог на прибыль

    Исчисляется на прибыль организации, размер напрямую зависит от финансового результата предприятия. В общем виде налоговая база определяется путем суммирования доходов от реализации и внереализационных доходов за минусом внереализационных расходов.

    Ставка по налогу равна 20%, однако, существует ряд организаций, по которым ставка равна 0%.

    К ним относятся компании, занимающиеся медицинской и образовательной деятельностью, организации-участники свободных экономических зон, Банк России и другие.

    Налоговый период соответствует календарному году.

    Налог на имущество

    Физические лица и организации, имеющие налогооблагаемую недвижимость, уплачивают данный взнос. Налоговая база представлена в виде суммы среднегодовой стоимости имущества.

    Налоговый период, как и в предыдущих случаях, равен календарному году.

    Ставка для организаций колеблется, однако недопустимо ее значение более 2,2%. От типа имущества и (или) плательщика ставка может изменяться. Так, в 2021 году по отношению к путям железных дорог общего пользования, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые представляют собой неотъемлемую технологическую часть, ставка не может быть выше 1,3%.

    Для физических лиц ставка равна:

    • 0,1% – для жилых помещений и домов, гаражей, объектов, строение которых незавершено;
    • 2% – устанавливается для недвижимых объектов, стоимость которых свыше 300 миллионов рублей;
    • 0,5% – для иных объектов, установленных законодательно.

    Сумма средств, которую нужно выплатить в связи с данным налогообложением, исчисляется путем произведения налоговой базы и ставки.

    Земельный налог

    Этот налог является местным. Он уплачивается плательщиками в бюджет в пределах местонахождения принадлежащих земельных участков.

    Плательщиками также являются организации, в собственности которых имеется земельный участок – объект налогообложения. Если территория входит в имущество паевого инвестиционного фонда, то налогоплательщиками являются управляющие компании. В этом случае оплата осуществляется за счет имущества, входящего в этот фонд.

    Не подлежит обложению налогом участок земли, который находится на правах бесплатного использования, безвозмездного срочного пользования или же полученный на арендной основе.

    Под действие налога попадают участки, вписывающиеся в муниципальное образование.

    Земельные территории не облагаются сбором, если они:

    • представляют собой леса, реки или заповедники;
    • изъяты из оборота;
    • являются частью многоквартирного жилого дома;
    • являются частью государственной собственности;

    Основой для расчета налога является кадастровая оценка объекта.
    Процент, причитающийся к взысканию, варьируется в зависимости:

    • от кадастровой оценки земли;
    • от местонахождения земельного участка;
    • от местоположения земельного участка (паховые, болотные местоположения и т. д.).

    Ставки по налогу:

    • 0,3% – на территории: представляющие собой земли для использования в сфере сельского хозяйства (по назначению, производству и т. д.);
    • используемые в личных целях (ведение хозяйства, выращивание цветов, плодовых и овощных растений, разведение животных и т. д.);
    • территории, оборот которых ограничен, предназначенные для соблюдения безопасности, таможни и охраны.
  • 1,5% – на иные участки земли.

    Транспортный налог

    Им облагаются лица, в наличии у которых имеются транспортные средства. Организации, облагаемые данным сбором, исчисляют его самостоятельно. Физические лица уплачивают сумму, рассчитанную налоговой инспекцией, исходя из информации по ТС плательщика.

    Объектами обложения являются транспортные средства (автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, скутера, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы и иные средства передвижения).

    Налогом не облагаются:

    • лодки мощностью не более 5 лошадиных сил;
    • легковые машины специального предназначения, оснащенные специальным оборудованием, предназначенные для использования инвалидами;
    • промысловые речные и морские судна;
    • транспортные средства, относящиеся к сельскохозяйственной промышленности (тракторы, комбайны и иные машины), принадлежащие организациям.
    • транспорт, местонахождение которого не определено в связи с подтвержденным фактом кражи;
    • иное средство передвижение, на которое законодательные акты не распространяют обложение налогом.

    Сумма, подлежащая к уплате, определяется на основе данных о налоговой ставке, мощности автомобиля, периода владения транспортом, а также повышающих коэффициентах для отдельных категорий ТС.

    Ставки колеблются от значения показателей:

    • валовой вместимости автомобиля;
    • мощности (количества лошадиных сил);
    • срока эксплуатации транспорта, года выпуска;
    • категории средства передвижения.

    Период взыскания – календарный год. Прекращение взыскания сбора осуществляется только после снятия транспорта с учета в соответствующих органах.

    Водный налог

    Плательщиками выступают лица, которые используют водные объекты на основании лицензии.
    Облагаются платежом следующие действия:

    • заборы воды;
    • использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики;
    • использование вод с целью перемещения древесины с помощью плотов и кошелей;
    • иные действия с водными ресурсами.

    Не облагается забор воды для:

    • поддержания пожарной безопасности;
    • устранения последствий аварий, неблагоприятных природных условий;
    • ловли рыбы и воспроизводства водных обитателей;
    • иного использования водных объектов.

    Ставки устанавливаются в рублях и могут колебаться из-за различия экономического расположения водных ресурсов, а также от видов вод (подземные или поверхностные).

    Сумму сбора плательщик рассчитывает сам и ежеквартально производит ее уплату.

    Налог на игровой бизнес

    Представляет собой региональный платеж. Им облагаются доходы, полученные за счет организации азартных игр, а также их проведения.

    Плательщиками являются организации, предпринимательская деятельность которых связана с игровым бизнесом.

    Ставки устанавливаются в зависимости от типа объекта налогообложения и колеблются в пределах от 7 тысяч рублей (за прием ставок тотализатора) до 125 тысяч рублей (за игровой стол).

    Объектами налогообложения могут выступать:

    • игровой стол;
    • автомат;
    • центр тотализатора;
    • пункт для приема ставок и др.

    Налоговая база устанавливается по каждому объекту в отдельности и исчисляется как сумма объектов налогообложения на ставку налога. Период расчета соответствует календарному месяцу. Оплата осуществляется до 20 числа месяца.

    взносы государству

    Налоговые сборы с доходов юридических и физических лиц

    Чтобы стать плательщиком налога с доходов, предприятие должно в результате своей деятельности получить прибыль. Если оно не работает либо его деятельность убыточна, оно освобождается от прямого налогообложения доходов. Основным представителем этого прямого фискального сбора является налог на прибыль, правила уплаты которого прописаны в главе 25 НК РФ. Также к этой категории налоговых платежей относятся УСН и ЕНВД.

    Физические лица с получаемых доходов уплачивают НДФЛ. К таким поступлениям относятся:

    • заработная плата;
    • авторские отчисления;
    • прибыль от предпринимательской деятельности (в качестве ИП или от самозанятости);
    • прибыль от продажи имущества;
    • поступления от сдачи имущества в аренду;
    • выигрыши в лотереях, конкурсах;
    • иные налогооблагаемые поступления.

    При этом с заработной платы удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет работодатель. Но все равно плательщиком является непосредственно работник. С остальных поступлений физическое лицо обязано само исчислять НДФЛ и перечислять его в бюджет государства.

    Методы взимания налогов

    Какими способами государство обременяет плательщиков сборов в казну? Есть четыре основных метода, при помощи которых собираются налоги — прямые и косвенные. Они распространены как в России, так и в мире.

    Во-первых, это налогообложение так называемого «прогрессивного» типа. Применяя его, государство обязует граждан перечислять в казну суммы по ставке, величина которой растет соотносительно с увеличением налоговой базы. То есть, например, если человек зарабатывает 10 тыс. долларов в месяц, то он обязан платить НДФЛ в размере 12%, а если его зарплата составляет 50 тыс. долларов, то он перечисляет в бюджет уже 15%.

    С «прогрессивными» сборами соседствует «регрессивный» метод налогообложения. В свою очередь при нем ставка по мере увеличения доходной базы снижается.

    Есть налогообложение так называемого «пропорционального» типа. При нем ставка не зависит от размера налоговой базы. Иногда такой режим называют «плоской шкалой» сборов. Самый популярный в России налог, который исчисляется таким способом — это НДФЛ в размере 13%.

    Есть так называемое «равное» налогообложение. Он представляет собой взимание с граждан одинаковых, и, как правило, фиксированных сумм вне зависимости от уровня дохода. Применяется такой тип налогообложения, как правило, реже, чем три предыдущих. Но в нашей стране он тоже есть (ниже мы приведем несколько практических примеров в подтверждение).

    Налоги на имущество

    Имущественные фискальные сборы уплачиваются и физическими и юридическими лицами, которые являются собственниками недвижимости или транспортных средств. Кроме того, предприятия до конца 2020 года уплачивают налог на движимое имущество. К этой категории в налоговой системе РФ относятся налоги:

    • на имущество;
    • транспортный;
    • земельный.

    Налоговая база определяется:

    • для недвижимости (включая землю) — как кадастровая стоимость (а при ее отсутствии для предприятий — как балансовая);
    • для транспортных средств — как правило, как мощность двигателя.

    Платежи в социальные фонды

    Распространенные в России прямые федеральные налоги — это перечисления во внебюджетные фонды: ПФР, ФОМС и ФСС. Их на ежеквартальной (а в некоторых случаях — ежегодной) основе осуществляют предприниматели и юрлица применительно к двум случаям: либо когда речь идет о выплате заработной платы наемным сотрудникам, либо когда есть необходимость вносить так называемые «фиксированные» платежи в фонды.

    В первом случае уплате в ПФР, ФОМС и ФСС подлежит примерно 30% от суммы, которую заработал в соответствии с трудовым договором сотрудник фирмы. Во втором — величина платежей определяется отдельными законодательными актами, и из года в год может сильно варьироваться (как в большую, так и в меньшую сторону). К слову, в этом случае отчисления в ПФР, ФОМС и ФСС можно отнести к редкому виду «равного» налогообложения. Вне зависимости от уровня дохода предпринимателя суммы для всех зарегистрированных в России ИП будут одинаковыми.

    Исторические данные

    Данный тип налогов в исторической картине возник значительно раньше в сравнении с косвенными платежами. Прямые налоги – обязательные сбор, поэтому они должны быть внесены в государственную казну абсолютно каждым гражданином нашей страны. В рамках классификации этих сборов также может быть выделено два основополагающих типа – реальные и личные взносы. Установление прямых налоговых выплат происходит на доходные части и имущество. Субъект и государство имеют между собой прямую связь. Со стороны налогоплательщика появляется давление, как уже говорилось. Еще одним ключевым фактором является сложность в проведении расчета детальной налоговой суммы. Прямым налогом является сумма, которая выплачивается из своего кармана и исчисляется от стоимости выручки.


    Пример ежемесячных налоговых выплат в 2021 году

    За что конкретно оплачивают водный налог

    Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

    Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

    Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

    СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

    Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

    Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

    Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

    В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов[2]:

    • федеральные налоги и сборы;
    • региональные налоги и сборы;
    • местные налоги и сборы.

    Существуют также ещё 3 вида налоговой системы: прогрессивная, регрессивная и пропорциональная. К России относится пропорциональная налоговая система.

    Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ[3].

    Статья 13 НК РФ[4]:

    • Налог на добавленную стоимость;
    • Акцизы;
    • Налог на доходы физических лиц;
    • Налог на прибыль организаций;
    • Налог на добычу полезных ископаемых;
    • Водный налог;
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • Государственная пошлина;
    • Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 19.07.2018).

    Статья 14 НК РФ[5]:

    • Налог на имущество организаций;
    • Налог на игорный бизнес;
    • Транспортный налог.

    Статья 15 НК РФ[6]:

    • Земельный налог;
    • Налог на имущество физических лиц;
    • Торговый сбор.

    • Единый социальный налог (глава 24 статьи 13 налогового кодекса утратила силу, с 01.01.2010 — страховые взносы)
    • Налог с продаж (глава 27, налог отменён с 01.01.2004)
    • налог на доходы от капитала
    • налог на игорный бизнес
    • налог на рекламу
    • налог на наследование или дарение
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
    • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
    • лесной налог
    • экологический налог
    • федеральные лицензионные сборы
    • региональные лицензионные сборы
    • местные лицензионные сборы

    Пункт 2 статьи 18 НК РФ[7]:

    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН)
    • Упрощённая система налогообложения (УСН)
    • Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
    • Патентная система налогообложения
    • налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента)

    Какие объекты облагаются налогом

    В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

    • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
    • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
    • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
    • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

    Какие объекты не подлежат налогообложению

    П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

    • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
    • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
    • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
    • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
    • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

    Налоговая база

    Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

    1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
    2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
    3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле: V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

    Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

    Что такое НДС, и как он рассчитывается?

    В отличие от НДФЛ, НДС – косвенный налог: его платит продавец, но фактически он оплачивается покупателем, так как производители и ритейлеры закладывают его в итоговую цену товара на полке магазина. Этому виду налогообложения в кодексе посвящена отельная глава из-за сложности его расчета, подачи отчетности и уплаты для плательщиков. Система налогообложения с НДС строится на основе следующих принципов:

    • Объектом налогообложения по этому налогу выступают операции, которые совершаются в цепочке изготовления и поставок товара до конечного потребителя.
    • Базой налогообложения по нему выступает стоимость реализованных товаров, услуг или иных материальных и нематериальных ценностей.
    • Налоговая ставка – она устанавливается отдельно для каждого вида операций и зависит от нескольких факторов.
    • Налоговый период. В России он составляет 1 квартал, причем налоговый период полностью совпадает с отчетным. Представители бизнеса 1 раз в квартал предоставляют налоговую отчетность по НДС в электронном виде. Также см. “Налоговый период по НДС“.

    Сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом. Рассчитанная на квартал сумма делится на три части и вносится ежемесячно, платеж проводится до 25 числа каждого месяца. При этом работают с этим налогом только организации, выбравшие для себя общую, а не упрощенную систему налогообложения. Если же предприниматель выбирает “упрощенку”, патент или налогообложение на вмененный доход, платить НДС ему не придется.

    Налоговые ставки

    На размер ставок водного налога влияют:

    • сами объекты налогообложения;
    • регионы, где расположены водные ресурсы;
    • виды водных объектов.

    По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

    В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2021 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

    Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

    ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

    С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

    Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

    НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

    Общая характеристика федеральных налогов и сборов

    Система налогов и сборов установлена в главе 2 НК РФ. Она предполагает деление обязательных платежей на федеральные, региональные и местные. При этом, в качестве критерия, согласно которому определяется их состав, служит не адресат уплаты (поступление в бюджет определенного уровня) или порядок администрирования, а органы власти, устанавливающие правила исчисления и взимания, а также территория, на которой будет действовать соответствующий акт.

    Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.

    Общая характеристика этих платежей предполагает следующие признаки:

    • Закон относит вопросы установления этих налогов и сборов на федеральный уровень. Региональные и местные власти не вправе принимать решения, регулирующие администрирование, учет и контроль таких платежей, а также любые иные правила, относящиеся к федеральным налогам. Примерами служит НДС и пошлины;
    • Законодательство требует установления этих обязательных платежей определенным органом власти. Это может сделать только Государственная Дума. Никакой орган управления (агентство, служба, контроль и др.) не может выполнять функции по установлению налогов и сборов;
    • Закон регламентирует процесс принятия актов, предусматривающих каждый новый обязательный платеж. Расчет сделан на сохранении единства налоговой системы;
    • Платежи обязательны к внесению на всей территории РФ. В состав таковых не входят специальные налоговые режимы.

    Налоговый период и сроки уплаты налога

    За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

    Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

    Куда перечислять водные обязательства?

    Водный налог – это федеральный налог, который должен уплачиваться в сроки, установленные Налоговым Кодексом – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом.

    Налог необходимо перечислять в бюджет того субъекта, в котором находится водный объект, эксплуатируемый по лицензии, т.е. по месту фактического водопользования. Реквизиты ИФНС, которой подконтрольна конкретная территория, можно посмотреть на ее официальном сайте или взять в отделении.

    КБК для водного налога – 182 1 0700 110. Если вы уплачиваете пени, замените седьмую и шестую цифры на «21», если штраф – на «30».

    Порядок заполнения платежного поручения такой же, как и для прочих налогов. В поле «Статус плательщика» , т.к. рассчитывается с бюджетом по собственным обязательствам. В поле «Налоговый период» проставляется номер квартала, за который гасятся обязательства. Очередность платежа – «05».

    Важно! Необходимо указать КПП и ОКТМО для той ИФНС, куда платится налог, т.е. для инспекции по месту водопользования.

    Порядок исчисления водного налога

    Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

    В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

    Пример расчета налога

    Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2021 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

    Налог на добычу полезных ископаемых

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, руды черных и цветных металлов, торф, соль, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы и другие драгоценные камни, апатиты, сырье редких и радиоактивных металлов и пр.) на основании соответствующей лицензии.

    В России большая часть полезных ископаемых (за исключением песка, мела,и некоторых видов глины) является государственной собственностью. Поэтому для их добычи требуется получить специальное разрешение и встать на налоговый учет в качестве плательщика НДПИ.

    Налогоплательщики — юридические лица (отечественные, иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые недропользователями в соответствии с российским законодательством.

    Объектами налогообложения в случае НДПИ являются полезные ископаемые:

    • добытые на территории РФ;
    • добытые за пределами РФ (на территориях арендуемых, используемых в рамках международных договоров или подпадающих под юрисдикцию России);
    • извлеченные из отходов добывающего производства (если подобное извлечение подлежит отдельному лицензированию).

    В ряде случаев полезные ископаемые не являются объектом налогообложения. Например, собранные для коллекции образцы минералов или окаменелостей не облагаются НДПИ.

    Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Их можно разделить на 2 группы:

      специфические (твердые) ставки — заданы в абсолютном выражении (рубли за тонну), как некоторая сумма налога на определенный объем добытого полезного ископаемого (нефти, газа, угля);

    Например, налог на добычу газового конденсата составляет 647 руб. за 1 тонну.

    Например: 4% — торф и горючие сланцы; 5,5% — сырье радиоактивных металлов, бокситы, подземные термальные воды; 7,5% — минеральные воды; 8% — руды цветных металлов, алмазов, других полу- и драгоценных камней; 16,5% — углеводородное сырье. Также при добыче ряда полезных ископаемых действует нулевая ставка.

    Таким образом, налоговой базой является, в зависимости от вида полезного ископаемого, его количество (определенное прямым методом — посредством измерительных средств, либо косвенным методом — расчетно, по данным о содержании полезного ископаемого в добытом сырье) или стоимость (исходя из сложившихся цен его реализации или расчетной стоимости).

    Также применяется льготная нулевая ставка (0% или 0 руб.) в случаях добычи:

    • полезных ископаемых в пределах нормативных потерь (все что сверх лимита — облагается по обычной ставке);
    • полезных ископаемых при разработке списанных или некондиционных запасов;
    • полезных ископаемых, извлеченных из особых пород или отходов горнодобывающего производства (в границах нормативов);
    • попутного газа;
    • минеральных вод для курортных и лечебных целей (кроме случаев их реализации);
    • подземных вод для с/х целей;
    • подземных вод, извлекаемых при разработке полезных ископаемых или строительстве подземных сооружений, и т. п.

    Кроме того, при добыче ряда полезных ископаемых (нефти, угля, руд черных металлов) и соблюдении определенных условий, к налоговой ставке применяются понижающие коэффициенты.

    Налоговый период — календарный месяц. НДПИ уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    При этом налоговые поступления перечисляются в бюджет как федерального уровня, так и в бюджет субъектов РФ (по месту нахождения участка недр).

    Например, налог на добычу природного горючего газа и другого углеводородного сырья в размере 100% поступает в федеральный бюджет, налог на добычу алмазов и общераспространенных полезных ископаемых полностью перечисляется в региональные бюджеты, а в случае разработки большинства других полезных ископаемых 40% поступает в федеральный бюджет, а остальные 60% в региональные бюджеты.

    Больше информации о налоге на добычу полезных ископаемых можно почерпнуть из первоисточника — главы 26 НК РФ.

    расчет суммы
    прямые и косвенные налоги
    Прямые и косвенные налоги

    Особенности прямых и косвенных налоговых платежей

    Налоги подразделяются на:

    • прямые;
    • косвенные.

    Прямые налоги взимаются с доходов, получаемых налогоплательщиком, либо с принадлежащего ему имущества. В этом случае плательщиком сбора является именно получатель прибыли (иного дохода) или собственник имущества.

    Косвенные — это особые сборы, включаемые в цену товара. По сути, плательщиком фискального сбора в этом случае является конечный покупатель. А производитель (или перепродавец) просто собирает этот товар посредством включения его в стоимость реализуемых товаров, работ, услуг. Ярким представителем этой группы фискальных платежей является НДС. К ним же относятся акцизы и таможенные платежи.

    Транспортный налог
    Налог на недвижимое имущество
    Налооблагаемые позиции
    Косвенные и прямые налоги

    Факты о косвенных налогах

    К косвенным сборам относятся суммы, подлежащие выплате в казну государства на основе устанавливаемых непосредственно налогоплательщиком надбавок к основной стоимости какого-либо актива. Самые распространенные виды такого типа денежных обременений — акцизы, таможенные пошлины, а также НДС.

    Сборы такого типа называются косвенными потому, что фактически их оплату производит не сам субъект перечисления сборов, а некоторое третье лицо. Как правило — покупатель товара. НДС, пошлины и акцизы — это издержки, которые закладываются предпринимателем в отпускную стоимость товара (можно сказать, что наравне с расходами на транспорт, погрузку, закупку у производителя, рекламу и т.д.).

    Этим-то и отличаются налоги прямые и косвенные: в случае с первыми, плательщик сознательно переводит денежные средства государству, а при уплате вторых — за него это делают третьи лица. Которые, в свою очередь, могут и не быть осведомленными об этом (все-таки нюансы начисления того же НДС, а также определения его доли в себестоимости товара — как правило, закрытая для покупателей информация).

    В России НДС обязуются уплачивать не только те предприниматели, которые заняты в торговле, но также и те, кто оказывает услуги. Правда, законом определено достаточно большое количество сервисов, предоставление которых не облагается данными видом косвенного налога. Предпринимателю, чтобы иметь достоверную информацию на этот счет, следует вооружиться самой свежей НК РФ и прочитать статью 164 — именно в ней отражаются все нюансы, связанные с налогообложением бизнеса посредством НДС.

    Прямые налоги: виды и характеристика

    В российской системе налогообложения к прямым сборам относятся:

    • налог на прибыль;
    • НДФЛ;
    • налоговые платежи собственников недвижимости, земли, транспорта.

    Как видим, как и в мировой практике, в РФ объектом обложения прямыми фискальными платежами являются доходы или имущество. Плательщиками выступают как юридические, так и физические лица. Налогооблагаемая база в этом случае может определяться как:

    • сумма полученного дохода (прибыли) предприятия;
    • заработная плата или иной доход физического лица;
    • стоимость недвижимости, земельного участка, транспортного средства.




    Что к ним относится?

    Все прямые налоги можно классифицировать по ряду признаков:

    • По виду плательщика: с населения (налог на транспорт, имущественный, подоходный и с земельных угодий и другие);
    • с юридических лиц (налог на получаемую организацией прибыль, водный, на осуществление игорного бизнеса, на принадлежащее имущество и иные).
  • В зависимости от уровня установления:
      федеральные (водный, налог на прибыль, с доходов работающих граждан, с добычи полезных ископаемых);
  • региональные (имущественный, на осуществление игорной деятельности, на средства передвижения);
  • местные (налог с земельных участков и на имущество населения).

    Рассмотрим виды прямого налогообложения более подробно.

    Представляет собой один из основных видов прямых налогов и исчисляется исходя из объема полученных доходов за минусом расходов.

    Плетельщиками признаются физические лица, которые в зависимости от резидентства делятся на 2 группы:

    • резиденты страны: платят НДФЛ со всех полученных доходов, полученных как на территории страны, так и вне ее;
    • граждане других стран: осуществляют платеж только из доходов, полученных в пределах России.

    К объектам обложения относятся следующие виды доходов:

    • полученные проценты и дивиденды;
    • доходы от реализации имущества, ценных бумаг;
    • доходы от авторских и смежных прав;
    • доходы из-за границы;
    • иные выплаты физическим лицам.

    Освобождаются от обложения:

    • государственные пособия, пенсии;
    • компенсационные возмещения;
    • полученные алименты;
    • вознаграждения за донорство и иную помощь;
    • стипендии;
    • иные денежные поступления.

    • 9% – устанавливается на процентные доходы по облигациям, выпущенным до начала 2007 года;
    • 13% – основная ставка;
    • 30% – уплачивают физические лица – нерезиденты страны за доходы, полученные на территории России;
    • 35% – максимальная ставка, которая устанавливается в отношении полученных выигрышей, призов, процентов по банковским вкладам и иным доходам, указанным в законодательных актах страны.

    Налоговая сумма определяется по каждому виду дохода путем произведения налоговой базы на налоговую ставку. Налоговый и отчетный период равен году.

    расчет суммы

    Налог на прибыль

    Исчисляется на прибыль организации, размер напрямую зависит от финансового результата предприятия. В общем виде налоговая база определяется путем суммирования доходов от реализации и внереализационных доходов за минусом внереализационных расходов.

    Ставка по налогу равна 20%, однако, существует ряд организаций, по которым ставка равна 0%.

    К ним относятся компании, занимающиеся медицинской и образовательной деятельностью, организации-участники свободных экономических зон, Банк России и другие.

    Налоговый период соответствует календарному году.

    Налог на имущество

    Физические лица и организации, имеющие налогооблагаемую недвижимость, уплачивают данный взнос. Налоговая база представлена в виде суммы среднегодовой стоимости имущества.

    Налоговый период, как и в предыдущих случаях, равен календарному году.

    Ставка для организаций колеблется, однако недопустимо ее значение более 2,2%. От типа имущества и (или) плательщика ставка может изменяться. Так, в 2021 году по отношению к путям железных дорог общего пользования, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые представляют собой неотъемлемую технологическую часть, ставка не может быть выше 1,3%.

    Для физических лиц ставка равна:

    • 0,1% – для жилых помещений и домов, гаражей, объектов, строение которых незавершено;
    • 2% – устанавливается для недвижимых объектов, стоимость которых свыше 300 миллионов рублей;
    • 0,5% – для иных объектов, установленных законодательно.

    Сумма средств, которую нужно выплатить в связи с данным налогообложением, исчисляется путем произведения налоговой базы и ставки.

    Земельный налог

    Этот налог является местным. Он уплачивается плательщиками в бюджет в пределах местонахождения принадлежащих земельных участков.

    Плательщиками также являются организации, в собственности которых имеется земельный участок – объект налогообложения. Если территория входит в имущество паевого инвестиционного фонда, то налогоплательщиками являются управляющие компании. В этом случае оплата осуществляется за счет имущества, входящего в этот фонд.

    Не подлежит обложению налогом участок земли, который находится на правах бесплатного использования, безвозмездного срочного пользования или же полученный на арендной основе.

    Под действие налога попадают участки, вписывающиеся в муниципальное образование.

    Земельные территории не облагаются сбором, если они:

    • представляют собой леса, реки или заповедники;
    • изъяты из оборота;
    • являются частью многоквартирного жилого дома;
    • являются частью государственной собственности;

    Основой для расчета налога является кадастровая оценка объекта.
    Процент, причитающийся к взысканию, варьируется в зависимости:

    • от кадастровой оценки земли;
    • от местонахождения земельного участка;
    • от местоположения земельного участка (паховые, болотные местоположения и т. д.).

    Ставки по налогу:

    • 0,3% – на территории: представляющие собой земли для использования в сфере сельского хозяйства (по назначению, производству и т. д.);
    • используемые в личных целях (ведение хозяйства, выращивание цветов, плодовых и овощных растений, разведение животных и т. д.);
    • территории, оборот которых ограничен, предназначенные для соблюдения безопасности, таможни и охраны.
  • 1,5% – на иные участки земли.

    Транспортный налог

    Им облагаются лица, в наличии у которых имеются транспортные средства. Организации, облагаемые данным сбором, исчисляют его самостоятельно. Физические лица уплачивают сумму, рассчитанную налоговой инспекцией, исходя из информации по ТС плательщика.

    Объектами обложения являются транспортные средства (автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, скутера, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы и иные средства передвижения).

    Налогом не облагаются:

    • лодки мощностью не более 5 лошадиных сил;
    • легковые машины специального предназначения, оснащенные специальным оборудованием, предназначенные для использования инвалидами;
    • промысловые речные и морские судна;
    • транспортные средства, относящиеся к сельскохозяйственной промышленности (тракторы, комбайны и иные машины), принадлежащие организациям.
    • транспорт, местонахождение которого не определено в связи с подтвержденным фактом кражи;
    • иное средство передвижение, на которое законодательные акты не распространяют обложение налогом.

    Сумма, подлежащая к уплате, определяется на основе данных о налоговой ставке, мощности автомобиля, периода владения транспортом, а также повышающих коэффициентах для отдельных категорий ТС.

    Ставки колеблются от значения показателей:

    • валовой вместимости автомобиля;
    • мощности (количества лошадиных сил);
    • срока эксплуатации транспорта, года выпуска;
    • категории средства передвижения.

    Период взыскания – календарный год. Прекращение взыскания сбора осуществляется только после снятия транспорта с учета в соответствующих органах.

    Водный налог

    Плательщиками выступают лица, которые используют водные объекты на основании лицензии.
    Облагаются платежом следующие действия:

    • заборы воды;
    • использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики;
    • использование вод с целью перемещения древесины с помощью плотов и кошелей;
    • иные действия с водными ресурсами.

    Не облагается забор воды для:

    • поддержания пожарной безопасности;
    • устранения последствий аварий, неблагоприятных природных условий;
    • ловли рыбы и воспроизводства водных обитателей;
    • иного использования водных объектов.

    Ставки устанавливаются в рублях и могут колебаться из-за различия экономического расположения водных ресурсов, а также от видов вод (подземные или поверхностные).

    Сумму сбора плательщик рассчитывает сам и ежеквартально производит ее уплату.

    Налог на игровой бизнес

    Представляет собой региональный платеж. Им облагаются доходы, полученные за счет организации азартных игр, а также их проведения.

    Плательщиками являются организации, предпринимательская деятельность которых связана с игровым бизнесом.

    Ставки устанавливаются в зависимости от типа объекта налогообложения и колеблются в пределах от 7 тысяч рублей (за прием ставок тотализатора) до 125 тысяч рублей (за игровой стол).

    Объектами налогообложения могут выступать:

    • игровой стол;
    • автомат;
    • центр тотализатора;
    • пункт для приема ставок и др.

    Налоговая база устанавливается по каждому объекту в отдельности и исчисляется как сумма объектов налогообложения на ставку налога. Период расчета соответствует календарному месяцу. Оплата осуществляется до 20 числа месяца.

    взносы государству

    Налоговые сборы с доходов юридических и физических лиц

    Чтобы стать плательщиком налога с доходов, предприятие должно в результате своей деятельности получить прибыль. Если оно не работает либо его деятельность убыточна, оно освобождается от прямого налогообложения доходов. Основным представителем этого прямого фискального сбора является налог на прибыль, правила уплаты которого прописаны в главе 25 НК РФ. Также к этой категории налоговых платежей относятся УСН и ЕНВД.

    Физические лица с получаемых доходов уплачивают НДФЛ. К таким поступлениям относятся:

    • заработная плата;
    • авторские отчисления;
    • прибыль от предпринимательской деятельности (в качестве ИП или от самозанятости);
    • прибыль от продажи имущества;
    • поступления от сдачи имущества в аренду;
    • выигрыши в лотереях, конкурсах;
    • иные налогооблагаемые поступления.

    При этом с заработной платы удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет работодатель. Но все равно плательщиком является непосредственно работник. С остальных поступлений физическое лицо обязано само исчислять НДФЛ и перечислять его в бюджет государства.

    Методы взимания налогов

    Какими способами государство обременяет плательщиков сборов в казну? Есть четыре основных метода, при помощи которых собираются налоги — прямые и косвенные. Они распространены как в России, так и в мире.

    Во-первых, это налогообложение так называемого «прогрессивного» типа. Применяя его, государство обязует граждан перечислять в казну суммы по ставке, величина которой растет соотносительно с увеличением налоговой базы. То есть, например, если человек зарабатывает 10 тыс. долларов в месяц, то он обязан платить НДФЛ в размере 12%, а если его зарплата составляет 50 тыс. долларов, то он перечисляет в бюджет уже 15%.

    С «прогрессивными» сборами соседствует «регрессивный» метод налогообложения. В свою очередь при нем ставка по мере увеличения доходной базы снижается.

    Есть налогообложение так называемого «пропорционального» типа. При нем ставка не зависит от размера налоговой базы. Иногда такой режим называют «плоской шкалой» сборов. Самый популярный в России налог, который исчисляется таким способом — это НДФЛ в размере 13%.

    Есть так называемое «равное» налогообложение. Он представляет собой взимание с граждан одинаковых, и, как правило, фиксированных сумм вне зависимости от уровня дохода. Применяется такой тип налогообложения, как правило, реже, чем три предыдущих. Но в нашей стране он тоже есть (ниже мы приведем несколько практических примеров в подтверждение).

    Налоги на имущество

    Имущественные фискальные сборы уплачиваются и физическими и юридическими лицами, которые являются собственниками недвижимости или транспортных средств. Кроме того, предприятия до конца 2020 года уплачивают налог на движимое имущество. К этой категории в налоговой системе РФ относятся налоги:

    • на имущество;
    • транспортный;
    • земельный.

    Налоговая база определяется:

    • для недвижимости (включая землю) — как кадастровая стоимость (а при ее отсутствии для предприятий — как балансовая);
    • для транспортных средств — как правило, как мощность двигателя.

    Платежи в социальные фонды

    Распространенные в России прямые федеральные налоги — это перечисления во внебюджетные фонды: ПФР, ФОМС и ФСС. Их на ежеквартальной (а в некоторых случаях — ежегодной) основе осуществляют предприниматели и юрлица применительно к двум случаям: либо когда речь идет о выплате заработной платы наемным сотрудникам, либо когда есть необходимость вносить так называемые «фиксированные» платежи в фонды.

    В первом случае уплате в ПФР, ФОМС и ФСС подлежит примерно 30% от суммы, которую заработал в соответствии с трудовым договором сотрудник фирмы. Во втором — величина платежей определяется отдельными законодательными актами, и из года в год может сильно варьироваться (как в большую, так и в меньшую сторону). К слову, в этом случае отчисления в ПФР, ФОМС и ФСС можно отнести к редкому виду «равного» налогообложения. Вне зависимости от уровня дохода предпринимателя суммы для всех зарегистрированных в России ИП будут одинаковыми.

    Исторические данные

    Данный тип налогов в исторической картине возник значительно раньше в сравнении с косвенными платежами. Прямые налоги – обязательные сбор, поэтому они должны быть внесены в государственную казну абсолютно каждым гражданином нашей страны. В рамках классификации этих сборов также может быть выделено два основополагающих типа – реальные и личные взносы. Установление прямых налоговых выплат происходит на доходные части и имущество. Субъект и государство имеют между собой прямую связь. Со стороны налогоплательщика появляется давление, как уже говорилось. Еще одним ключевым фактором является сложность в проведении расчета детальной налоговой суммы. Прямым налогом является сумма, которая выплачивается из своего кармана и исчисляется от стоимости выручки.


    Пример ежемесячных налоговых выплат в 2021 году

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:29, реферат

    Краткое описание

    К ресурсным платежам, формируемым на рентной основе, относятся также различные формы платы за пользование лесными богатствами. Эти платежи в России имеют давнюю историю.

    Содержание работы
    Содержимое работы - 1 файл

    налоги.docx

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР

    АОУ СПО «Ижевский экономико- технологический колледж»

    По дисциплине «Налоги и налогообложение»

    На тему «Лесной налог»

    1. Лесной налог как система платежей……………………………..4
    2. Ставки лесного налога…………………………………………….5

    К ресурсным платежам, формируемым на рентной основе, относятся также различные формы платы за пользование лесными богатствами. Эти платежи в России имеют давнюю историю.

    Лесной доход представляет совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающими лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, переданный в аренду. Лесной доход призван покрыть расходы государства на воспроизводство древесины.

    Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога 1 объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению 2 субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо 3 источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог 4 ставка налога - величина налога с единицы объекта налога 5 налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

    Налоги могут взиматься следующими способами 1 кадастровый - от слова кадастр - таблица, справочник когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

    В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

    1. Лесной налог как система платежей

    Лесной налог - система платежей за пользование лесным фондом. Платежи взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Ставки устанавливаются за единицу лесного ресурса (продукции), по отдельным видам лесопользования за гектар находящегося в пользовании участка лесного фонда (ставки лесных податей используются также при определении арендной платы). Лесные подати представляют собой плату за: древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, сенокошения, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и другие виды побочных лесных пользовании - пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства; пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

    Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых и (или) регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования участком лесного фонда. Платежи за пользование лесным фондом относятся на себестоимость продукции лесопользователя. От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются крестьянские (фермерские) хозяйства, представители коренных малочисленных народов, сельские пенсионеры, вынужденные переселенцы и другие категории граждан.

    Не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, осуществляющие заготовку субъекты малого предпринимательства - индивидуальные предприниматели и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

    1. Ставки лесного налога

    В течение нескольких лет несколько расширялись параметры налоговой базы и изменялись ставки.

    Постановлением Правительства РФ от 19.09.97 г. № 1199 установлены минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, которые включают в себя и налог на землю. Минимальные ставки установлены отдельно для:

    1) основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам;

    2) неосновных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам. С этой целью территория РФ разделена на лесотаксовые районы и пояса.

    Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам и в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам). Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. м и крутизне склона до 20 градусов. При большей крутизне склона минимальные ставки корректируются с помощью понижающих коэффициентов. Установлены и другие скидки: при проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования (снижение на 20%), при отпуске древесины, поврежденной пожарами, вредителями и болезнями леса (снижение на 40%). Окончательная величина минимальной ставки с применением скидок и надбавок округляется до 100 руб. за 1 плотный куб. м древесины.

    Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующим региональным органом управления лесным хозяйством или определяется по результатам лесных аукционов. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда на срок от 1 года до 5 лет (без права выкупа и субаренды).

    Часть лесных податей и арендной платы (в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) поступает в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов РФ (60%).

    В регионах, где расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. куб. м., указанные платежи полностью поступают в бюджеты субъектов РФ. Другая часть лесных податей и арендной платы (сверх размеров минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню) поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйствам, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.

    Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей либо в натуральной форме (частью добытых лесных ресурсов, путем предоставления каких-либо услуг и др.). Согласованная форма внесения лесных податей указывается в разрешительном документе (по каждому объекту пользования), выдаваемому лесопользователю.

    Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и на ведение лесного хозяйства осуществляется за счет средств федерального бюджета. А расходы на воспроизводство лесов (в первую очередь лесопосадки) финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Целью нашей работы мы обозначили рассмотрение одного из видов регионального налога – лесного налога. Мы рассмотрели его особенности и характеристики. Сделали выводы о нужности и прибыльности данного вида налога. Изучив материалы данной темы, мы можем определить:

    – объект обложения и условия определяющий размер лесных податей;

    – виды платежей за пользование лесными ресурсами;

    – порядок и сроки внесения платежей в бюджет;

    1. Налоговый кодекс Российской федерации часть вторая глава 40. Лесной налог
    2. Е.П. Основы налогообложения и налогового права./ Е.П. Евстигнеев. - М., Учебник, 2000 г.
    3. Налоговый толковый словарь
    4. Ресурсы интернета:

    Читайте также: