Государство в условиях рыночной экономики собирает налоги

Опубликовано: 11.05.2024

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности рыночной экономики

Создание материальных благ – это сложный процесс. Он имеет длительную историю возникновения и развития. Изначально для удовлетворения своих потребностей человеку достаточно было собрать необходимые «дары природы». Этот процесс так и назывался – «собирательство».

По мере развития человека возрастали и его потребности. Примитивное собирательство уже не могло их удовлетворить. Закономерным стало усложнение трудовой деятельности человека. Она уже приобрела экономический характер.

Экономической деятельностью называется процесс производства и реализации материальных благ с использованием различного рода ресурсов.

В процессе производства человек вступал в целую систему отношений с природой, другими людьми, с обществом и государством. Производство стало системообразующей силой. Формировались экономические системы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги в рыночной экономике 480 руб.
  • Реферат Налоги в рыночной экономике 260 руб.
  • Контрольная работа Налоги в рыночной экономике 210 руб.

Экономическая система представляет собой совокупность отношений между отдельными лицами, предприятиями общественными организациями и государством, возникающих в процессе производства с использованием всех видов ресурсов на основе прав собственности, действующей нормативно-правовой базы, включая сферу управления производством и обществом и распределение материальных благ и произведенного продукта.

Физические и юридические лица, государства и межгосударственные объединения являются субъектами экономической системы. Все виды ресурсов – это объекты экономической системы. А отношения на основе форм и прав собственности, инструментов управления и распределения составляют базовые экономические отношения. Объекты, субъекты экономики и базовые отношения образуют структуру экономической системы.

В зависимости от проявления и сочетания того или иного структурного компонента формировались различные экономические системы. Их появление и развитие были объективно связаны с развитием человеческого общества и его производительных сил. Различают следующие типы возникших в разное время экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административно-командная или плановая;
  • смешанная.

Традиционная система появилась на основе общинной собственности. Управление и распределение осуществлялось согласно сложившимся обычаям и традициям. Административная экономика оформилась в условиях господства государственной собственности и строго государственного управления хозяйством.

Рыночная экономика представляет собой экономическую систему развивающуюся в условиях преобладания частной собственности и рыночных механизмов управления производством.

Она возникла еще в конце средневековья, в недрах феодального строя. Основными двигателями рыночных отношений были взаимодействие спроса и предложения, частная инициатива, предпринимательство стремление к получению личной выгоды, конкуренция. Именно рыночная экономика способствовала быстрому росту производительности труда, насыщению рынка продукцией. Развитие экономики стимулировало развитие общества.

Долгое время считалось, что рыночная экономика не нуждается в регулировании, что это саморегулирующаяся система. Но кризисные явления, приводящие к социальным конфликтам, доказали необходимость вмешательства государства в регулировочные и управленческие процессы. Так возникли модели смешанной экономической системы. Они сочетали в себе основные черты рыночной экономики и отдельные черты плановой экономики. Но некоторые экономисты рассматривают смешанную экономическую систему как усовершенствованную разновидность рыночной экономики, в которой государство принимает более активное участие в процессах управления.

Понятие налогов и их предназначение

Одной из важнейших характеристик влияния государства на экономику является соответствующая налоговая политика. Именно налоговая система представляет собой основу государственного бюджета, формирования государственных финансов.

Налогами называются обязательные платежи, производимые физическими и юридическими лицами в пользу государства.

Налоговая система – это совокупность всех налогов, пошлин, сборов и прочих уплат, методов и способов их начисления, сбора и контроля.

  • доходы граждан и предприятий;
  • стоимость отдельных видов товаров;
  • коммерческие операции;
  • имущество частных лиц и организаций;
  • добавленная стоимость производимой продукции и услуг.

История развития налогов

Возникновение налогов было вызвано необходимостью обеспечить финансами государство. Это касалось в первую очередь создание, вооружение и содержание войска и содержание государственного аппарата. Позже налоги приобрели фискальную регулирующую и контролирующую функции.

Экономисты-историки выделяют три этапа развития налоговой системы. На начальных этапах существования государств налоговая система как таковая отсутствовала. Представители органов власти сами определяли объем средств, взимаемых в качестве налога. Налоги вводились по усмотрению представителей власти и по необходимости (война, стихийное бедствие и пр.).

Следующий этап приходится на конец $XVII$ – начало $XVIII$ веков. В этот период уже завершаются процессы формирования государств. Налоги становятся постоянными, а их сбор – централизованным. Формируются специальные органы по контролю и сбору налогов (податей).

Окончательно оформилась налоговая система в $XIX$ веке. Налоговая система приводится в соответствие целям и задачам государства. формируется правовая регламентация сбора налогов и защиты налогоплательщиков. Происходит дифференциация и распределение системы налогообложения между различными уровнями государственной власти (общегосударственные федеральные налоги и муниципальные местные сборы).

Роль налогов в условиях рыночной экономики

Налоговая система выполняет в условиях рыночной экономики несколько важных функций. Главная – формирование государственного бюджета. Именно благодаря налоговым поступлениям содержится государственный аппарат, обеспечивается обороноспособность страны, финансируются социальные программы.

Следующая функция налогов – регулирующая. Государство осуществляет регулирование товарно-денежных отношений и развития отдельных отраслей национальной экономики. Оперируя налогами и акцизами, государство влияет на рыночную ситуацию. Вводя льготное налогообложение, осуществляется стимулирование развития отдельных отраслей и предприятий.

Высокие ставки налогов выполняют сдерживающую функцию и призваны защитить потребителей или внутренний рынок от отдельных производителей или отдельных видов продукции. С этой целью могут применяться инструменты дотаций государственных закупок и государственных инвестиций.

1. Кратко ответь на вопросы.

1) Каковы основные вопросы экономики?

1. Что производить? - то, что нужно покупателю, доступно по цене, выгодно производителю.
"Сигналом для производителей - что производить - является цена, предопределяемая Спросом и Предложением".
2. Как производить? - так, как позволяет Конкуренция.
"Способ использования ресурсов - как производить - определяется возможностями Экономической системы".
3. Для кого производить? - для того, кто имеет деньги: сам способен производить или получает помощь из-за ограниченной трудоспособности.

2) Что такое экономическая эффективность?

Экономическая эффективность – это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам.

3) Какие типы экономических систем выделяют учёные-экономисты?

С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командно-административной (централизованной) и рыночной экономики.

4) Какова роль экономической системы в жизни общества?

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.

5) Что такое собственность?

Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеются полномочия на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

Юридическая категория — наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества.

6) Какие виды собственности существуют?

Земельное законодательство Российской Федерации подразделяет собственность на следующие виды:

• Частная собственность (граждан и юридических лиц);
• Государственная собственность
• Муниципальная собственность.

7) Что отличает рыночную экономику от других экономических систем?

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

8) Что отличает деятельность предпринимателя от других видов экономической деятельности?

Предпринимательство, предпринимательская деятельность — рисковая экономическая деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ.

9) Какие организационно-правовые формы предприятий существуют согласно законодательству РФ?

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

10) Почему даже в условиях рыночной экономики государство не может устраниться от участия в экономической жизни?

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

11) Какие задачи решает правительство при составлении государственного бюджета?

К основным задачам бюджета относят: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

12) Что такое налог? Какие виды налогов существуют?

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

13) Какие виды банковских услуг тебе известны?

К банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

14) Что такое инфляция? В чём её опасность для семьи и общества в целом?

Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

15) Почему государство должно бороться с безработицей?

Потому что чем больше безработных, тем больше экономика страны в упадке от людей, которые работают в казну перечисляется налог на содержание различных структур.

16) Как измеряется внешнеторговый баланс страны?

Внешнеторговый баланс страны — соотношение между суммой цен товаров, вывезенных какой-либо страной, либо группой стран, и суммой цен товаров, ввезенных ими за определенный период времени, например, за год, квартал, месяц. Внешнеторговый баланс включает фактически оплаченные и осуществлённые в кредит товарные сделки. Внешнеторговый баланс составляется по отдельным странам и по группам государств.

17) В чём проявляется положительное и отрицательное значение внешней торговли для развития национальной экономики?

Развитие свободной международной торговли приводит к изменению цен, объемов спроса и предложения на рынке и к специализации, т. е. увеличению производства в отраслях, ориентированных на экспорт, и сокращению производства в отраслях, конкурирующих с импортом. Таким образом, внешняя торговля делит общество на тех, кто в результате выигрывает, и тех, кто теряет.

2. Что ограничивает каждый из факторов производства? Заполни таблицу.

Фактор проиводства Что ограничивает
Труд физические возможности человека
Земля исчерпаемость ресурсов
Капитал ограниченность средств
Предпр.способности свойства личности человека


4. Внимательно рассмотри график и выполни задания.

1) Вспомни закономерности формирования спроса и предложения и подпиши соответствующие кривые.

2) Отметь точку рыночного равновесия.

Пересечение кривых – точка рыночного равновесия.

4. Выполни задания. В каждом задании обведи один правильный ответ.

1) Альтернативная стоимость купленного автомобиля определяется как:

г) количество других товаров, от которых покупателю придётся отказаться

2) Элементы традиционной экономии присутствуют и в современных экономических системах. Это можно подтвердить на примере:

г) производства отдельных товаров ремесленниками

3) Фирма, находящаяся на грани банкротства, наняла кризис-менеджера, который за несколько лет ликвидировал долги и привлёк инвестиции в развитие производства. Какой фактор производства в наибольшей степени способствовал выходу фирмы из кризиса?

г) предпринимательские способности

4) Агрокомбинат производит клубнику и овощи. Что относится к капиталу фирмы?

в) оборудование теплиц

5) Предприниматель организовал гостиницу на принадлежащем ему участке земли. Было куплено оборудование, нанят персонал. К какому типу относятся затраты на покупку оборудования?

6) Предприятие производит мебель. Работники владеют ценными бумагами предприятия, которые также находятся в свободной продаже. По итогам года собрание владельцев ценных бумаг принимает решение о размере ежегодных выплат. Какова правовая форма данного предприятия?

б) акционерное общество

7) Гражданка Ф. заметила, что в течение месяца цены на большинство товаров повседневного спроса выросли на 15—20 %, причём их качество не изменилось. Какое экономическое явление проявилось в данном факте?

8) В государстве Z значительное число трудоспособных граждан не может найти себе работу. Это явление называется:

9) Что относится к доходам государственного бюджета?

в) таможенные пошлины и сборы

5. Установи соответствие между примерами и видами государственного долга: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры:

А) выпуск облигаций государственного займа
Б) заимствование средств у международной финансовой организации
В) обесценивание национальной денежной единицы
Г) заём у иностранного банка

Виды государственного долга:

1) внутренний долг
2) внешний долг

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А Б В Г
1 2 1 2


6. Приведи несколько примеров, когда один и тот же товар удовлетворяет и личные потребности человека, и производственные потребности.

Мы же покупаем продукты питания в магазинах, человек покупая их удовлетворяет и свои потребности, и потребности производства продуктов, которые покупает.

7. Прочитай текст и выполни задания.

Основная задача маркетинга (от англ. market — рынок) — работа с рынком, формирование спроса на продукцию, предлагаемую предприятием, обеспечение её сбыта. В условиях рынка проблема сбыта для предприятия становится самой важной. Именно маркетинговая деятельность позволяет превратить потребности покупателей в доходы продавца. Специалисты, работающие в области маркетинга, называются маркетологами.

Прежде чем организовывать фирму по производству какого-либо товара, необходимо провести исследование рынка: будет ли этот товар пользоваться спросом, производит ли уже кто-то этот товар? Если да, то готовы ли покупатели приобретать этот товар в большем количестве, по какой цене они могут это делать? Если товар пока никем не предлагается на рынке, то нужен ли он, станут ли покупатели его приобретать, или придётся провести серьёзную работу, чтобы убедить покупателей, что эта новинка — именно то, чего им так долго не хватало? Какую цену можно будет назначить на новый товар?

Но и когда предприятие уже организовано и действует, маркетинговые исследования не теряют своей актуальности. Их задача — понять, что хочет потребитель, каковы его вкусы и предпочтения и как они могут измениться с течением времени, как усовершенствовать товар, чтобы продлить срок его «жизни» на рынке, как заставить покупателей приобретать его в большем объёме. Для того чтобы одержать победу над конкурентами, товар должен не только выгодно отличаться по технико-экономическим показателям, но должен быть более дешёвым при покупке и более надёжным в эксплуатации. Переходя к практической деятельности, связанной с доведением товара до потребителя, маркетинг должен обеспечить сбыт возможно большего количества товара, необходимый уровень прибыли, максимальное удовлетворение потребителя, с тем чтобы сформировать у него желание приобретать этот товар не только сегодня, но и завтра.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

1) Составь план текста.

1) Основная задача маркетинга.
2) Исследование рынка.
3) Задачи маркетинга в процессе производства.

2) Какова основная задача специалистов-маркетологов? Почему их деятельность важна для фирмы?

Основная задача маркетинга (от англ. market — рынок) — работа с рынком, формирование спроса на продукцию, предлагаемую предприятием, обеспечение её сбыта. В условиях рынка проблема сбыта для предприятия становится самой важной. Именно маркетинговая деятельность позволяет превратить потребности покупателей в доходы продавца.

3) Каковы задачи маркетологов на этапах создания предприятия, производства товаров, сбыта товаров?

Их задача — понять, что хочет потребитель, каковы его вкусы и предпочтения и как они могут измениться с течением времени, как усовершенствовать товар, чтобы продлить срок его «жизни» на рынке, как заставить покупателей приобретать его в большем объёме. Для того чтобы одержать победу над конкурентами, товар должен не только выгодно отличаться по технико-экономическим показателям, но должен быть более дешёвым при покупке и более надёжным в эксплуатации.

4) Как маркетолог может узнать о вкусах и предпочтениях потребителей? С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажи несколько предположений.

Провести анкетирование потребителей, проанализировать спрос на какой-либо продукт.

5) Существует мнение, что умелый маркетолог может обеспечить сбыт любого, даже неконкурентоспособного товара. Согласен ли ты с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведи два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Маркетологи устраивают различные акции. Например: 2 пакета молока по цене 1. Или еще: Купи 3 упаковки шоколада, 4 в подарок.

Другим важным инструментом государственной бюджетной политики является налогообложение.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным, не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают, (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.




Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие производители сельскохозяйственной продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.

Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.

Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия, "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

Другая функция налогов – с т и м у л и р у ю щ а я.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Эта льгота, конечно, очень существенная. В прежнем Законе о налогах этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предусмотрена и у нас, в прежнем законодательстве: облагаемая прибыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30% затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Было бы целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30%. В то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50% всех вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20%.

Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18% можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15% годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.

Следующая функция налогов – р а с п р е д е л и т е л ь н а я, или, вернее, перераспределительная.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях, значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов – ф и с к а л ь н а я .

Это изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях /нашей печальной памяти/ перестройки - и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или в отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог этот потеряет смысл.

Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицируется, и останутся лишь несущественные различия.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны и, решаемые в данном периоде задачи, требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности – с нового хозяйственного года.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения, ввиду его незаконности, преследуется государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц, в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения, налоги будут восприниматься ими с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии, прежде всего закона стоимости. При разумных ставках, налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

Однако одна из основных проблем – справедливость распределения налогового бремени.

Существуют три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

- пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

- регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

- прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако, процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются, фактически, регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели всё чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идёт всё меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное предпринимательство более прибыльным, приведёт к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

1. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии:
а) частной собственности на средства производства +
б) внедрения достижений науки в производство
в) высокого потребительского спроса

2. К ценным бумагам не относится:
а) облигация
б) налоговая декларация +
в) вексель

3. Рыночные цены на товары в экономике:
а) увеличивают издержки производства
б) определяют налоги на производителя
в) рационально соизмеряют производство с потреблением +

4. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях:
а) удовлетворения общественных потребностей +
б) снижения загрязнения окружающей среды
в) достижения стабильного развития экономики

5. Признаком рыночной экономики является:
а) централизованное распределение ресурсов
б) господство государственной формы собственности
в) свобода предпринимательской деятельности +

6. Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере:
а) производства
б) распределения +
в) потребления

7. Прибыль создается в процессе:
а) распределения
б) сбора налогов
в) производства +

8. Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка:
а) товаров +
б) средств производства
в) сырья и материалов

9. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается:
а) судебными органами
б) парламентом
в) правительством +

10. Основу традиционной экономической системы составляет:
а) директивное ценообразование
б) использование ресурсов в соответствии с обычаями +
в) свободное распределение ресурсов

11. Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары:
а) косвенный налог +
б) прямой налог
в) натуральный налог

12. Рост спроса на компьютеры, отличающиеся более мощными процессорами, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке:
а) капиталов
б) товаров и услуг +
в) сырья и материалов

13. К ценным бумагам не относится:
а) налоговая декларация +
б) вексель
в) облигация

14. Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке:
а) труда
б) капиталов
в) фондовом +

15. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника:
а) распоряжаться имуществом +
б) владеть имуществом
в) пользоваться имуществом

16. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером:
а) наследовать
б) распоряжаться +
в) владеть

17. На увеличение потребительских расходов влияет:
а) снижение социальных выплат
б) увеличение подоходного налога
в) увеличение потребительских доходов +

18. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель:
а) соблюдение трудовой этики
б) валовой внутренний продукт +
в) стремление повышать квалификацию

19. К прямым (непосредственным) методам государственного регулирования в современной экономике относят:
а) денежно-кредитную политику
б) бюджетно-налоговую (фискальную) политику
в) формирование государственного заказа оборонным предприятиям +

20. В структуру бюджетно-налоговой политики входит:
а) кредитование социально значимых производств
б) установление налога на прибыль +
в) купля-продажа ценных бумаг на фондовых рынках

21. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится:
а) уровень образования +
б) ограничение ресурсов в экономике
в) тип избирательной системы

22. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится:
а) ограничение ресурсов в экономике
б) уровень квалификации +
в) установление минимального размера оплаты труда

23. Термин «экономика» подразумевает под собой:
а) закон о регулировании прав и свобод
б) свод правил защиты домашних хозяйств
в) закон о рациональном распределении средств +

24. Тип экономической системы определяется:
а) источниками налоговых выплат
б) собственностью и способами управления +
в) органом местного самоуправления

25. Натуральное хозяйство свойственно для:
а) демократической общности
б) феодального строя
в) традиционного общества +

26. Что не относится к признакам плановой экономической системы:
а) частная собственность на расходы промышленности
б) свободное ценообразование +
в) упорядоченное распределение финансовых средств

27. Каким признаком характеризуется рыночная экономика:
а) целью производства является получение прибыли +
б) ограничения роста заработной платы
в) обмен продуктами на прямую без посредников

28. Смешанная экономическая система:
а) не существует
б) закончила развитие в период индустриализации
в) возникла в ХХ веке в развитых странах +

29. Часть прибыли, которая ежегодно распределяется между акционерами, – это:
а) дивиденды +
б) проценты
в) профит

30. Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов, – это:
а) унитарное предприятие
б) производственный кооператив +
в) товарищество

Читайте также: