Государственное управление в сфере налогообложения

Опубликовано: 16.05.2024

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Структура налогов и сборов

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой. Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения. А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных - на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:46, реферат

Краткое описание

Основные положения государственного управления в сфере налогового и таможенного регулирования
В условиях рыночной экономики одним из главных методов косвенного воздействия на экономическое развитие является осуществляемая государством налоговая и таможенная политика. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач.docx

Государственное управление налоговой и таможенной политикой в РФ

Основные положения государственного управления в сфере налогового и таможенного регулирования

В условиях рыночной экономики одним из главных методов косвенного воздействия на экономическое развитие является осуществляемая государством налоговая и таможенная политика. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Они представляют собой реальную сумму денежных средств, мобилизуемых государством для покрытия своих расходов. Через налоговую политику происходит перераспределение созданного в обществе продукта, сосредоточение его части в руках государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Но в то же время посредством налоговой и таможенной политики государство осуществляет регулирование воспроизводственных пропорций, управление экспортно-импортной деятельностью, стимулирует или сдерживает темпы роста производства, инфляции и цен, проводит антимонопольную политику. Налоговый механизм способствует перераспределению доходов граждан, обеспечивает социальную защиту неимущих, выступает регулятором личных доходов населения. Недостатки налоговой и таможенной политики могут привести к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, могут нарушить баланс межбюджетных отношений, ухудшить показатели платежного баланса страны или привести к усилению социальной напряженности в обществе. Вот почему государственное управление в сфере налогообложения и таможенной политики - это не просто составная часть сферы управления, но одна из наиболее социально значимых сфер управленческих действий. Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.

Государственное управление налогообложением включает:

1) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

2) совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти - Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и его территориальные подразделения. Налоговые органы несут ответственность за соблюдение законодательства о налогах и сборах, осуществляют учет налогоплательщиков, проводят разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, о порядке исчисления и уплаты налогов. Они осуществляют также возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Ответственность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через границу Российской Федерации несут таможенные органы - Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и его территориальные подразделения. Помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Главными задачами государственного управления в области налоговой и таможенной политики являются:

1) прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий;

2) совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

3) разработка правовых основ налогообложения;

4) обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

5) составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

6) создание системы учета и контроля за сбором налогов.

В целом государственное управление в области налоговой и таможенной политики включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Особенности налогового планирования и прогнозирования состоят в том, что оно должно опираться на фундаментальные познания политических, экономических и юридических наук. Оно включает: - оценку ситуации за истекший период; - прогноз социально-экономического развития на предстоящий период и основанную на этом оценку уровня предполагаемых объемов налоговых поступлений; -разработку концепции налогообложения; - утверждение конкретных ставок налогов и сборов; - утверждение бюджета по налогам. Главной задачей налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета. При этом очень важным является определение оптимального состава государственных расходов и их соответствия общественно-необходимым потребностям, которые призвано удовлетворять государство за счет средств государственного бюджета. Это крайне трудная задача, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно-необходимые потребности». По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах. В большинстве стран в практике налогового планирования широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются оптимальные соотношения государственных доходов и расходов и на основании этого оценивается состав и структура применяемых в стране схем налогообложения. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, не подрывающего основ предпринимательской деятельности. Налоговое регулирование как составная часть государственного налогового управления включает методы воздействия налоговой политики на регулирование инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д. Значение налогового регулирования усиливалось по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Государственное управление налогообложением и организация налогового контроля.

Государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть государственного управления и финансового контроля в целом отличаются от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов и налоговые правоотношения в целом.

Государственные налоговые органы РФ в соответствии с Законом РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г. и Налоговым кодексом РФ организуют работу и выполняют основные функции по обеспечению правильности и своевременности внесения налогов в государственный бюджет, предотвращению налоговых нарушений и привлечению к ответственности за нарушения налогового законодательства.

Государственная налоговая служба Российской Федерации является единой системой органов управления и контроля соблюдения налогового законодательства. Основные функции управления и контроля в налоговой сфере направлены на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Общий правовой режим этих органов определен ст. 1—5 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Налоговым кодексом РФ.

Действующая система органов Госналогслужбы РФ входит в структуру органов исполнительной власти РФ.

В налоговом контроле принимают также непосредственное участие и органы Министерства внутренних дел РФ, которые обязаны оказывать практическую помощь работникам государственной налоговой службы при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.

Государственные налоговые инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, конституциями республик, уставами областей, налоговым законодательством Российской Федерации и ее субъектов, законами и Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами органов местного самоуправления и работают во взаимодействии с органами государственной власти и управления административно- территориальных и национально- государственных образований.

Функции контроля законности, соблюдения правопорядка, предупреждения правонарушений в налоговой сфере выполняют Федеральные органы налоговой полиции, которые являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Задачами Федеральных органов налоговой полиции являются:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Федеральные органы налоговой полиции представляют собой систему органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим и директору Департамента налоговой полиции Российской Федерации.

В систему федеральных органов налоговой полиции входят: Департамент налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации; органы налоговой полиции в субъектах Федерации (департаменты, управления); органы налоговой полиции городов и районов в городах, а также межрайонные отделы управлений, отделов Департамента налоговой полиции (местные органы налоговой полиции).

Директор Департамента налоговой полиции Российской Федерации осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и ее координацию. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению главы Правительства РФ. Департамент налоговой полиции и органы налоговой полиции субъектов Федерации возглавляют директора (начальники).

В качестве совещательного органа в Департаменте налоговой полиции РФ и департаментах (управлениях) налоговой полиции субъектов Федерации образуются коллегии, персональный состав и порядок работы которых утверждаются по представлению соответственно директора Департамента налоговой полиции РФ и директоров (начальников) департаментов (управлений) налоговой полиции субъектов Федерации.

Местные органы налоговой полиции возглавляют начальники, назначаемые директором (начальником) департамента (управления) республики (области) в составе Российской Федерации, начальники управлений (отделов) департамента налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.

Руководители территориальных органов налоговой полиции во взаимодействии с начальниками государственных налоговых инспекций обеспечивают реализацию возложенных на них задач на соответствующих территориях, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.

Центральный аппарат Госналогслужбы РФ, реализуя права и исполняя обязанности, предусмотренные названным Законом и налоговым законодательством в Российской Федерации, руководит работой государственных налоговых инспекций и выполняет следующие функции координации и налогового контроля:

а) проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля соблюдения законодательства о налоге на прибыль и других налогах и платежах в бюджет;

б) осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;

в) анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налоге на прибыль и других налогах и платежах в бюджет;

г) участвует в установленном порядке совместно с Министерством финансов РФ в разработке налоговой политики и налогового законодательства;

д) осуществляет контроль изданий министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением прибыли предприятий и организаций, и в необходимых случаях ставит вопрос об отмене указанных документов, как не соответствующих действующему законодательству;

е) разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;

ж) обобщает практику применения нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет, организует проведение этой работы государственными налоговыми инспекциями и подготавливает предложения по ее совершенствованию;

з) производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием российских и иностранных юридических лиц и граждан, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (в дальнейшем именуются — предприятия, учреждения, организации и граждане) проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

и) в случаях непосредственного осуществления контроля плательщиков налогов и других платежей в бюджет, выполняет в отношении этих плательщиков те же функции, что и налоговые инспекции по городам без районного деления и районам в городах;

к) организует работу государственных налоговых инспекций:

по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

1. Понятием «Налоговая структура государства» охватывается систе­ма государственных органов, которые осуществляют взимание и сбор на­логов, а также контроль в сфере налогообложения.

В этом смысле в состав налоговой структуры вхо­дят: 1) органы налоговой службы; 2) таможенные органы; 3) местные ис­полнительные органы; 4) органы налоговой полиции.

На органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению пол­ноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, пол­ноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налого­плательщиками налоговых обязательств.

Налоговые органы подчиняются непосредственно по вертикали соответству­ющему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным ис­полнительным органам.

К местным исполнительным органам относятся в данном случае акимы поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

2. Органы налоговой службы государства участвуют в двух видах налоговых правоотношений, причем, в различных качествах. В материальных налоговых отношениях данные органы выступают в качестве представителя государства.

Уполномоченный государственный орган издает две группы норматив­ных правовых актов:

1) правовые акты, связанные с управлением подведомственной системы органов налоговой службы и с организацией их деятельности. В данном случае уполномоченный государственный орган, в принципе, ничем не отличается от любого другого центрального органа исполнительной власти, возглавляющего ту или иную систему государственного управления.

Эти акты можно квалифицировать в качестве внутренних правовых актов;

2) правовые акты, связанные с регулированием налоговых отношений.

Налоговый контроль составляет сердцевину деятельности налоговых органов и его осуществление является их основной функцией.

Налоговый кодекс устанавливает обязанность всех юридических и физи­ческих лиц состоять на налоговом учете, чем предопределяет право налого­вых органов на осуществление этого учета и государственную регистрацию налогоплательщиков.

3. Обязанности органов налоговой службы: 1) обя­занности перед государством как субъектом организационного налогового отношения; 2) обязанности перед налогоплательщиком как субъектом материального налогового отношения.

Должностным лицам органов налоговой службы запрещается осуще­ствление служебных обязанностей в отношении налогоплательщика, ко­торый является такому должностному лицу близким родственником (ро­дители, супруги, братья, сестры, дети) или свойственником (братья, сестры, родители и дети супругов) и (или) имеется прямая или косвенная финансовая заинтересованность.

Порядок исполнения наказаний по делам об административных нарушениях.

Административно-правовые формы и их классификация.

Государственная власть воплощается ее субъек­тами в конкретных действиях различного рода выража­ющих ее содержание и направленность. Каждый орган исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией имеют возможность осуществлять управляющее воздействие в конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность происходит в форме конкретных внешне активных действий, выражающих содержание государственно-управ­ленческих функций субъекта управления.

Таким образом, под формой управления понимается внешне выраженное действие ис­полнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последст­вия.

Правовые формы всегда порождают юридические последствия, потому их можно обозначить в качестве административно-правовых форм управления, т.е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически властных полномочий. Это, прежде всего, правовые акты.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут: осуществление различного рода организационных действий - проведение семинаров, совещаний, ин­структивных сборов, обработка получаемой информации и т.п., либо материально-технических операций -экспедиция, транспорт, охрана и т.п.

Административно-правовые формы, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов, могут быть классифициро­ваны по различным критериям:

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкциониро­вание и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;

б) по достигаемым результатам: позитивные (позитивное регулирование общественных отношений: установ­ление каких-либо положений, утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) и негативные (реакция на ненадлежащее поведение, на негативные явления в сфере государственного управления);

в) по направленности: внешние - воздействующие на общественные от­ношения в сфере государственного управления (внешняя направ­ленность) или внутренние - на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные или индивидуальные;

д) по адресату: общеобязательные - вся система исполнительной власти (государ­ственного управления) частные (персональные, внутренние) - адресованные конкретным субъектам либо на упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административ­ного производства);

ж) по количеству участвующих субъектов (субъектному выражению): односторонние и многосторонние (два и более - административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполни­тельной власти по собственной инициативев силу требований за­крепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (на­пример, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной влас­ти: используемые в отношениях с законодательными (представи­тельными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в за­висимости от формы собственности (государственные, кооператив­ные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, инди­видуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: предписывающие, запрети­тельные, дозволительные;

н) по характеру возникновения: первоначальные (из­дание правовых актов) и производные (регистра­ционные, разрешительные действия);

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 247 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и принципы налоговой системы

Налогообложение как явление существует достаточно давно. Государственная власть, осуществляющая управление страной, а так же обеспечивающая защиту населения, сама не производит экономических благ. То есть, она не может обеспечить свои и социальные нужды. Для этого и была введена система налогообложения. По мере усложнения экономических моделей в обществе, а так же унификации финансовых отношений, преобразовывалась и налоговая система.

Ее основным инструментом выступает налог, который является формой обязательной безвозмездной выплаты государству населением и объектами хозяйствования. Налоги имеют различные виды, формы, структуру изъятия у общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Управление налоговой системой 450 руб.
  • Реферат Управление налоговой системой 260 руб.
  • Контрольная работа Управление налоговой системой 220 руб.

Отношения, сформированные процессами сбора и взимания налогов и сборов, называются налоговой системой.

Она формируется под влиянием множества факторов и в каждой стране имеет свои особенности. Однако, экономистами были разработаны основные принципы построения налоговой системы, к которой необходимо стремиться государствам, желающим развивать собственную экономику.

Основными принципами налоговой системы являются:

  1. Определенность конкретизирует ставки налогов, сроки, методы исчисления и уплаты.
  2. Справедливость выражается во взимании налогов с любого субъекта, признанного плательщиком.
  3. Удобство обеспечивает информированность плательщиков, а так же методы по контролю за злоупотреблениями со стороны налоговых органов.
  4. Экономия представляет собой соразмерность затрат на сборы налогов их ставкам.
  5. Равенство выражается в правах плательщиков и государства.
  6. Эффективность формирует такие отношения, при которых плательщик не может уклониться от своих обязанностей.

Управление налоговой системой

Управление системой налогообложения является одной из самых важных и спорных видов деятельности государства. Стремление к принципам построения идеальной системы на практике не обеспечивает удовлетворенности обеих сторон. Под влиянием множества факторов налоговая система страны так же испытывает различные изменения. Механизм управления системой может обеспечить не только стабильность ее работы, но и своевременное реагирование на изменения экономики, путем адаптации системы налогов к новым требованиям общества.

Управление налоговой системой представляет собой комплекс мероприятий, представленных методами и приемами, которые планомерно влияют на налогообложение в целях обеспечения финансирования нужд государства и общества.

Управление может быть оперативным, представляющим собой контроль, и общим. Для налоговой системы России характерно управление на федеральном, региональном и местном уровнях. На каждом уровне действуют организации, осуществляющие определенный набор функций.

Так, на федеральном уровне действуют:

  • Президент, который влияет на принципиальные изменения в налоговой политике и реформировании системы налогообложения.
  • Правительство, которое разрабатывает, утверждает и внедряет в практику законы, определяющие процедуры налогообложения.
  • Федеральное собрание, которое закрепляет и детализирует основные направления в налоговой политике.

Законодательный, исполнительный органы субъекта РФ, а так же его глава осуществляют региональное управление системой налогообложения. Они определяют какие из видов налогов необходимо внедрить в систему на определенной территории.

Муниципальные органы управления действуют на местном уровне. Здесь вводятся в действие необязательные, но предусмотренные налоговым законодательством страны виды платежей. Исполнительная власть на муниципальном уровне занимается взиманием налогов.

Оперативное управление обеспечивается такими государственными органами, как:

  • Министерство финансов;
  • Налоговый орган определенного уровня формирования;
  • Таможенный орган федерального, регионального формирования;
  • Органы внутренних дел.

Важную роль по контролю за соблюдением законодательства выполняет Федеральная налоговая служба, являющая совокупностью ранее действовавших органов налоговой полиции и налоговой инспекции. В их функции входят выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений в системе налогообложения.

Работа налоговых органов четко регламентирована и ограничена определенными полномочиями, зафиксированными в законодательстве страны. Любые взаимодействия между налоговыми организациями различных уровней формирования так же регламентируются законом РФ.

Права и обязанности органов управления налоговой системой

В целях обеспечения прозрачности налоговой системы страны, а так же детализации действий налоговых органов в законодательстве четко прописаны их права и обязанности.

Государственные органы, обеспечивающие управление налоговой системой обязаны действовать в рамках законодательства страны. При этом они должны осуществлять контроль за процедурами взимания налогов на их уровне формирования.

Налоговые органы обязаны вести учет коммерческих организаций, а так же населения в установленном порядке. Они должны информировать налогоплательщиков об изменениях в системе налогообложения, о сроках проведения выплат, а так же об их правах и обязанностях, в том числе в письменной форме.

Органы управления налоговой системы должны предоставлять информацию о реквизитах счетов Федерального казначейства, а так же своевременно информировать о всех изменениях, касающихся этой сферы деятельности.

На налоговые органы возлагается обязанность по принятию решения о возврате платежей от населения и коммерческих организаций, представляющих излишки. Они должны соблюдать и сохранять налоговую тайну.

Налоговые органы в праве требовать с налогоплательщиков документы, которые подтвердят основание и правильность исчисления, а так же сроки выплат в бюджет.

Они имеют право проводить проверки организаций, а так же изымать документы у плательщика в случае, если есть подозрение, что они будут уничтожены или изменены.

Налоговые органы имеют право вызвать представителей организаций, либо отдельных граждан в налоговые учреждения с целью проверки, а так же дачи пояснений.

Они могут остановить движение денежных средств по счетам плательщика, а так же наложить на них арест, в случаях предусмотренных законодательством страны.

Кроме того, представители налоговых органов имеют право осматривать объекты предпринимательства, позволяющие извлекать прибыль. На основании этих данных определять суммы налогов, которые плательщикам необходимо будет выплачивать в бюджет страны, в случаях, если плательщик откажет в осмотре своих производственных помещений.

Налоговые органы могут взыскивать дополнительные выплаты в случае задержки платежей, а так же в случае нарушения налогового законодательства.

Государство для выполнения возложенных на него задач должно располагать собственными финансовыми ресурсами (решающее значение в доходах государства имеют налоги и сборы).

Основы государственного управления в сфере налогов и сборов (КРФ, НК РФ, ФЗ «О налоговых органах в РФ», «Об аудиторской деятельности» и другие НПА; региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ; местные налоги устанавливаются НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований).

Налоговое законодательство определяет общие начала и принципы, виды налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, формы и порядок налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой НПА по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин самостоятельно принимает НПА, касающиеся исполнения бюджета, уплаты таможенных платежей, налогов, информации и ценных бумагах, ведения учета налогоплательщиков, информации о государственных долговых обязательствах, ведения лицевых счетов, сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета и расходования средств обязательного социального страхования.

На Минфин возложена ответственность за правильное использование средств Стабилизационного фонда РФ (в настоящее время его можно тратить на выплату внешнего долга или на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ).

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС – уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов, функционирующих на основе НК РФ и иных НПА.

ФНС с целью реализации полномочий в установленной сфере утверждает форму требуемых документов (налогового уведомления, требования об уплате налога, заявления о постановке на учет в налоговом органе и уведомления о постановке на учет, свидетельства о постановке на учет, решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства РФ о налогах и сборах).

ФНС имеет право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.

30.1. Административное принуждение: понятие и виды мер

Содержание убеждения и принуждения – система мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов АдП.

Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (цель – заставить субъекты права соблюдать определенные предписания или воздерживаться от определенных действий).

Принуждение формирует состояние подчиненности субъектов, представляет собой властное веление или прямое действие (достижение желаемого результата осуществляется вопреки воле субъекта, при его сопротивлении).

Государственное принуждение выступает в форме правового принуждения, выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых государственными органами (меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения; административно-предупредительные меры принудительного характера (таможенный досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование)).




Принуждение подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия.

Назначение принуждения – восстановление социальной справедливости, воспитание правонарушителей, предупреждение новых правонарушений.

Административное принуждение – особый вид государственного принуждения, предназначенный для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Они используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами – результат проявления их государственно-властных полномочий.

Признаки административного принуждения:

1) его мерам присущ властно-принудительный характер;

2) заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного (административный арест), организационного (приостановление деятельности учреждения вследствие нарушений правил пожарной безопасности) или имущественного (штраф, конфискация, реквизиция) характера (неблагоприятных последствий) (является объектом воздействия не на личность, а на ее поведение);

3) правовое принуждение (его меры могут устанавливаться только правовыми актами; их применение допускается только на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах, предусмотренных нормами права);

4) характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных их применять (применяется только уполномоченными на то органами и должностными лицами, круг которых определен правовыми актами);

5) должно заключаться в немедленном применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением;

6) внесудебный порядок применения (соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции) (суды также наделены правом административной юрисдикции – рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях, применяют к виновным меры административного наказания);

7) осуществляется в рамках особых охранительных АдПО (складываются в сфере государственного управления, охватывают права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется);

8) компетентный государственный орган и лицо, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности (отличие от дисциплинарного принуждения);

9) процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой, экономичностью;

10) применяется к физическим и юридическим лицам;

11) специфическая юридическая природа оснований его применения – основание применения:

а) совершение административного правонарушения;

б) наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения определенных опасных последствий, их локализации.

Меры административного принуждения различаются по целям, основаниям и порядку применения.

Меры административного принуждения подразделяются (в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка):

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Применение принудительных средств законодательство связывает с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут также возникнуть при стихийных бедствиях, действиях психических больных.

Основание применения административно-предупредительных мер – наступление особых, установленных законодательством обстоятельств, связанных и не связанных с деятельностью человека.

Законодательно закреплены юридически властные полномочия по применению исполнительными органами принудительных мер и определен порядок реализации этих мер.

Административно-предупредительным мерам присуща профилактическая направленность (государство, используя их, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им вреда).

При применении административно-предупредительных мер в целях предупреждения возможных нарушений подразумеваются ситуации, ведущие к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий (если оставить их без внимания).

Группы административно-предупредительных мер по непосредственному назначению и характеру правоограничений:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления вредных, опасных, тяжких последствий (введение карантина, закрытие участков Государственной границы при вспышке инфекционных заболеваний);

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений (административных правонарушений, преступлений) (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование);

4) лечебно-предупредительные меры принуждения (их назначение – обеспечение общественной безопасности, лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных).

| следующая лекция ==>
Понятие и виды административно-правовых методов управления | Государственное управление транспортным комплексом

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: