Государственное регулирование налоговой политики в сельском хозяйстве на современном этапе

Опубликовано: 18.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Пузынина А.А. Государственное регулирование сельского хозяйства в России и за рубежом // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/84929 (дата обращения: 23.04.2021).

Научный руководитель: Иванова С.А., к.э.н.,

доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики,

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

В современных условиях государственное регулирование сельского хозяйства является неотъемлемой частью аграрной политики России, направленной на решение проблем обеспечения населения доступной сельскохозяйственной продукцией. Правительство страны выделяет достаточно большой объем денежных средств на поддержку и развитие сельского хозяйства, тем самым стимулируя модернизацию сельскохозяйственной техники и технологий растениеводства и животноводства, а также повышая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на российском и международном рынках.

В соответствии с Государственной программой реализация мероприятий по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия направлена на их стабилизацию внутри страны, увеличение удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в формировании ресурсов внутреннего рынка и повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на мировом рынке.

Мерами государственного регулирования в России являются прогнозирование структуры производства и потребления путем разработки баланса ресурсов и использования по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, таможенно-тарифное регулирование, техническое регулирование [3].

Порядок государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежных странах отличается большим разнообразием используемых инструментов. Опыт зарубежных стран, в частности, США, Япония и стран Евросоюза свидетельствует о том, что наиболее эффективные способы для развития сельского хозяйства и защиты производителей сельскохозяйственной продукции является поддержка, направленная на льготное кредитование, экспортные субсидии, государственные программы, квоты, страхование и тарифы.

Многие эксперты в области сельского хозяйства уверены, что для нашей страны интересен и полезен опыт государственной поддержки сельского хозяйства зарубежных стран, в особенности с развитой экономикой. Они обращают внимание на такие меры поддержки, как:

- поддержание уровня цен на многие виды сельскохозяйственной продукции;

- выделение дотаций на 1 га земельной площади, условную голову скота;

- льготное кредитование крестьян путем частичной компенсации действующей процентной ставки из бюджетных средств;

- установление льготного налогообложения сельскохозяйственных организаций;

- финансирование научных исследований в области сельского хозяйства;

- развитие сельской инфраструктуры;

- разработка и принятие нормативно-правовых актов в области сельского хозяйства [2, с.128].

Проблемы государственного регулирования сельского хозяйства охватывают большинство ведущих государств мира. Об этом свидетельствует интерес к проблеме поддержки сельского хозяйства со стороны многих западных учёных. Государственная политика в части поддержки агропромышленного комплекса является одним из важнейших направлений экономической деятельности большинства аграрных стран.

В частности, в США существуют три основных инструмента, ответственных за выполнение государственных программ и развитие сельского хозяйства:

1) Служба сельского жилищно-коммунального обслуживания. Обеспечивает поддержку сельских общин и повышение качества жизни сельского населения, создавая благоприятные и комфортные условия для привлечения населения в сельскую местность.

2) Служба кооперации – сельскохозяйственная деятельность. Проводит работы с частным сектором и общественными организациями для оказания финансовой помощи и бизнес – планировании в сельских районах для создания и сохранения рабочих мест, улучшения качества услуг и тарифов на электроэнергию.

3) Служба сельских коммунальных услуг. Главной целью является содействие в создании инвестиционного портфеля для развития инфраструктуры, увеличения числа рабочих мест, охраны окружающей среды и др. [1]

Правительство США затрачивает значительные финансовые ресурсы на поддержку сельского хозяйства. Такая поддержка ставит США на передовые позиции по производству сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. При этом на территории США находится свыше 2 миллионов частных фермерских хозяйств, на поддержку которых у Правительства в среднем за год уходит около 500 долларов на каждое хозяйство.

Основной задачей Правительства США в отношении государственного регулирования сельского хозяйства – это ориентация на поддержание цен продукции сельского хозяйства.

В отличие от США, в странах Евросоюза выделяется другое направление государственных ассигнований, более ориентированное на непосредственную поддержку фермеров – это дотации, компенсации, а также льготное кредитование.

К приоритетным направлениям сельскохозяйственной политики в странах Евросоюза можно отнести: повышение эффективности сельскохозяйственной деятельности на основе развития технологий, рационализации сельскохозяйственного производства, самообеспечение сельскохозяйственной продукцией стран Евросоюза, поддержание стабильности внутренних продовольственных рынков, увеличение доходов фермеров и их последующего приближения к городским [1].

При этом в России в качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства и обновления парка техники предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство техники, реализуемой сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой в размере и по перечню, которые утверждаются Правительством Российской Федерации [3].

Таким образом, исходя из изложенного, на основании опыта зарубежных стран в части государственной поддержки сельского хозяйства можно сделать следующие выводы:

-для дальнейшего эффективного развития аграрного сектора Правительству необходимо выделять финансовые ресурсы в гораздо большем объеме;

-в современных условиях целесообразно будет учесть опыт стран Евросоюза;

-организовать более жесткий контроль за распределением субсидий на уровне каждого фермерского хозяйства и при необходимости, в случае невыполнения поставленных целей снижать или лишать государственной поддержки.

Использование опыта государственной поддержки сельского хозяйства экономически развитых стран с учетом национальной специфики государственного регулирования сельского хозяйства принесет положительный эффект для развития аграрного сектора России.

Библиографический список

  1. Бородин И.К. Совершенствование методов государственной поддержки сельского хозяйства России на основе программно-целевого подхода [монография] URL: http://www.viapi.ru/download/2014/20141006-Borodin-diss-166.pdf (дата обращения: 10.11.2017)
  2. Петрова С.Ю., Фролова О.А. Государственное регулирование агропромышленного производства с учетом опыта зарубежных стран / С.Ю. Петрова, О.А. Фролова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2013. – №4 (102). – С.126-131.
  3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 03.05.2017 г. №850-р URL: http://mcx.ru/upload/iblock/e1c/e1ca23b6bd685c961ed636284f6f18fe.pdf

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


Вопросы государственного регулирования сельского хозяйства широко рассматриваются и обсуждаются в экономической литературе как с теоретической, так и практической точек зрения. Объектом теоретического анализа чаще всего выступают методические подходы, принципы содержания государственного регулирования.

В ходе исследования были определены и систематизированы базовые факторы, отличающие сельское хозяйство от других секторов экономики и указывающие на необходимость его государственного регулирования (табл. 1).

Предпосылки необходимости государственного регулирования сельского хозяйства

Основные группы факторов

Выделенные особенности наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции. Как следствие этого, большинством стран признана необходимость государственного регулирования сельского хозяйства и приняты законодательные акты, на основе которых разработаны программы, обеспечивающие устойчивое развитие как отраслей сельскохозяйственного производства, так и условий проживания сельского населения.

В теории управления экономическими объектами и процессами под регулированием понимается форма (вид) управления, основанная не столько на прямом, непосредственном воздействии субъекта управления на управляемую систему, сколько на установлении общих правил и норм экономического поведения, использовании экономических стимулов и рычагов косвенного влияния. Для регулирования характерно применение взамен точечного, адресного распорядительства, администрирования иных инструментов универсального действия, именуемых в экономической теории автоматическими регуляторами [4].

При этом следует констатировать, что в экономической науке до сих пор не сложилось единого подхода к сущности понятия государственного регулирования сельского хозяйства, зачастую его отождествляют с государственной поддержкой.

Исследование научных подходов и содержания экономической категории государственного регулирования сельского хозяйства показало, что понятие «государственное регулирование» является более широким, чем понятие «государственная поддержка». Это одна из форм проявления многоаспектной экономической категории, к которой наряду с поддержкой относятся законотворчество, координация и стимулирование. Нами раскрыта сущность этих форм, выраженная через функции органов государственной власти (табл. 2).

Основные формы государственного регулирования сельского хозяйства

Форма государственного регулирования сельского хозяйства

Реализация форм государственного регулирования органами государственной власти

Разработка законов и иных нормативно-правовых актов

Доведение до сельхозпроизводителей необходимых для хозяйственной деятельности ресурсов

Побудительная деятельность по повышению эффективности использования ресурсов

Организация взаимодействия различных субъектов при решении общих задач

В экономической литературе понятия «форма», «метод» и «инструмент» регулирования нередко подменяют друг друга. На наш взгляд, под формой следует понимать общее направление воздействия на объект со стороны субъекта регулирования. Для каждой формы регулирования может быть применено несколько различных методов. Энциклопедический словарь определяет термин «метод» как совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике[7].

Формы и методы государственного регулирования воздействуют на аграрный сектор с помощью специальных инструментов государственного регулирования, которые иногда также именуются регуляторами или рычагами.

Совокупность инструментов осуществления политики государственного регулирования в ходе исследования обобщена и представлена в виде механизма государственного регулирования сельского хозяйства (рис. 1).Все методы государственного вмешательства в экономику мы классифицировали на правовые, организационные и экономические, инструменты распределили по цветам «корзин» в соответствии с требованиями ВТО.

Меры внутренней поддержки сельского хозяйства, которые искажают условия межстрановой торговли и влияют на производство, определяются ВТО как меры «желтой корзины» и нуждаются в обязательном сокращении. Меры «зеленой корзины» не оказывают прямого искажающего влияния на международную торговлю, поэтому на них ограничения не распространяются.


Рис.1. Механизм государственного регулирования предпринимательства в сельском хозяйстве.

Важным необходимым шагом совершенствования государственного регулирования отечественного сельского хозяйства является переориентация его поддержки в направлении мер, которые определены в «зеленую корзину» и разрешены правилами ВТО.

По характеру своего воздействия на субъект регулирования поддержка и законотворчество относятся к прямым формам регулирования, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, а стимулирование и координация - к косвенным, воздействующим на субъект опосредованно через экономические интересы.

Прямые формы регулирования содействуют выравниванию финансово-экономического положения различных сельхозпредприятий и предполагают адресное расходование средств на их поддержку. В это же время они искажают действительное соотношение цен и издержек, уровень конкурентоспособности предприятий, уменьшая тем самым эффективность рыночного механизма.

Косвенные формы государственного регулирования используют экономические регуляторы и дают возможность для действия механизмам рыночного регулирования. Косвенная поддержка сельхозтоваропроизводителей происходит через систему государственных институтов и направлена на стимулирование инвестиций, увеличение рентабельности сельскохозяйственного производства, рост его объемов и повышение качества продукции.

Основными принципами государственного регулирования становятся основополагающие требования, положения и правила, которые раскрывают сущность и назначение регулирования и определяют достижение поставленных целей. Они находят свое проявление в конкретных целях, функциях и методах достижения поставленных целей.

Проблемноориентированный анализ функционирования сельского хозяйства позволил нам дополнить и уточнить основные принципы его государственного регулирования (табл.3).

Принципы государственного регулирования сельского хозяйства

Принципы регулирования национальной экономики

- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;

- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов

Принципы регулирования сельского хозяйства

- единство экономических и социальных целей;

- максимально эффективное использование ресурсов;

- сочетание индикативного и директивного управления аграрной сферой;

- аграрный протекционизм и программное регулирование;

- гибкий дифференцированный подход к осуществлению регулирования с учетом различий в формах собственности и эффективности хозяйствования субъектов и т.д.;

- обеспечение экономической свободы деятельности субъектов- гарантированность целевой поддержки товаропроизводителей

Устойчивое и стабильное развитие деятельности сельхозтоваропроизводителей в значительной степени обусловлено внешней средой:

Требуется определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается регулирующими воздействиями, вырабатываемыми субъектами управления.

Обобщение теоретических аспектов регулирования позволило нам рассмотреть его как систему экономического и организационного воздействия на сельское хозяйство и продовольственный рынок, которая включает различные формы и методы прямого и косвенного регулирования, обеспечивая возможность осуществления самостоятельной производственно-коммерческой деятельности всех звеньев продовольственного комплекса и как процесс воздействия субъектов регулирования на объекты.

Так, по утверждению Л.И. Лопатникова, «регулирование — это вид управления, процесс, посредством которого характеристики управляемой подсистемы удерживаются на траектории, заданной управляющей системой» [3].

Государство как регулирующая организация осуществляет корректирующее воздействие на объекты регулирования (отдельные элементы экономической системы, ее подсистемы, процессы) с помощью различных форм и методов с целью содействия или ограничения их развития в интересах всей социально-экономической системы (рис.2).

Наряду с государственным регулированием в рыночной экономике должны в полную силу действовать механизмы корпоративного управления и рыночной конкуренции. Чем эффективнее они действуют, тем полнее проявляется саморегулирование экономики и тем меньше нагрузка на государственное регулирование. В то же время данные механизмы сами требуют регулирования и поддержки со стороны государства, законодательно-правового подкрепления[5].

В Федеральном законе Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» сформулирован принцип участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Таким образом, объектами государственного регулирования сельского хозяйства выступают воспроизводственные процессы, протекающие в нескольких блоках экономических отношений, основными из которых являются:


Рис.2. Система регулирования сельского хозяйства.

Только ориентация государства на расширение объекта регулирования может обеспечить сельхозпроизводителям динамизм и устойчивость экономического развития. Каждый из перечисленных объектов имеет свою особенную роль в сельском хозяйстве, но только все они в совокупности определяют уровень и тенденции его развития в регионе.

Исходя из вышесказанного, мы можем согласиться с определением государственного регулирования В.И. Нечаевым, Ю.И. Бершицким, С.М. Резниченко, которые утверждают: «В рыночной экономике государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного (административного) и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными институтами, целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства страны на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством макро-и микроэкономических регуляторов в целях достижения долговременного устойчивого равновесного роста экономической системы»[5].

Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере сельского хозяйства региона, следует определять приоритетные принципы, объекты и механизмы государственного регулирования, осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее эффективными методами.

Рецензенты:

Шишкина Н.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I», г. Воронеж.

Меренкова И.Н., д.э.н., доцент, зав. отделом ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Россельхозакадемии, г. Воронеж.

Управление в АПК – это комплекс целеустремленных действий организационно-экономического характера, основанных на современных принципах и направленных на создание оптимальных условий для функционирования агропромышленного производства и рынка продовольствия.

Главные принципы, положенные в основу формирования системы управления АПК, — научность в управлении, системный подход и оптимальность, ответственность, подбор и расстановка кадров. Данные принципы могут быть классифицированы в качестве общих, характерных главным образом для управления в АПК в целом.

В то же время управление на уровне сельхозпредприятий и их объединений должно организовываться с учетом еще и специфических (частных) принципов. Среди таких принципов стоит выделить: интересы частного собственника, коллектива, состоящего из нескольких собственников, трудовых коллективов госпредприятий и объединений – приоритетны; хозяйственная и финансовая деятельность предприятий и объединений АПК должны обеспечиваться на базе полного хозрасчета и экономической самостоятельности; в партнерских взаимоотношениях и в экономической сфере рыночных отношений предприятия полностью равноправны; организационные структуры управления в АПК должны быть максимально оптимизированы; управленческому труду следует обеспечивать эффективное материальное стимулирование; аппарат управления должен обладать современным информационным обеспечением; управленческие кадры должны обладать высокой квалификацией.

В теории и практике управления важное место занимает цель, так как управление само по себе является целенаправленным воздействием на объект управления. В этой связи неточно определенная, не совсем четко и ясно сформулированная целенаправленность деятельности представляет собой значительное препятствие на пути к достижению социально полезного результата. Положительные результаты от поиска целей можно получить лишь в том случае, когда в его основе лежат современные методы.

Благодаря системе управления в территориальном АПК обеспечивается функционирование и надлежащее развитие всех отраслей, входящих в агропромышленный комплекс. Являясь высшим субъектом управления, государство отвечает за осуществление социально-экономической направленности действий управленческой системы АПК и ее эффективное функционирование.

Единая система управления АПК включает в себя систему госуправления АПК, систему хозяйственно-экономического управления в АПК, а также местное управление на сельском уровне.

В управлении АПК применяется иерархический принцип, то есть многоступенчатая структура. Система более высокого уровня посылает управленческие сигналы, перерабатываемые субъектом управления уже непосредственно в команды управления объектом. Это называется прямой связью.

Управляемый объект отсылает сигналы о своей работе субъекту, от которого они затем идут далее на верхние уровни. Это называется обратной связью. Процесс управления представляет собой цепь взаимосвязанных решений, принимаемых на разных уровнях, поэтому от каждого из них зависит то, насколько результативным будет управление в целом. Правильность принимаемых в управляющей системе решений зависит от всесторонности, объективности и своевременности получаемой из внешней среды и из самой системы управления информации.

Информация, представляющая собой предмет управленческой деятельности, в процессе продвижения вверх постепенно сжимается, так как управляющая система, находящаяся на низшем первичном уровне, осуществляет информирование системы более высокого уровня только о том, каких результатов хозяйственно-экономической деятельности ей удалось добиться, не сообщая о внутренних процессах, имеющих отношение к ее реализации. Иными словами, главный смысл иерархической структуры заключается в наличии у уровней управления относительной самостоятельности в границах их компетенции, а также последовательном сжатии информации [2, c. 60].

Присутствие у субъекта возможности осуществления управления в АПК обусловливается как аспектами организационно-технического плана (необходимые кадры, каналы связи и передачи информации, требуемая техника управления и т.д.), так и рычагами воздействия на управляемый объект, посредством которых можно побуждать к выполнению его команд.

Важное значение имеет также формирование и развитие управленческих систем АПК, в которых за счет эффективного государственного управления и регулирования в рыночных условиях могут быть в полной мере учтены возможности, имеющиеся у регионов, хозяйственных структур, определено направление организационно-экономического механизма, методы, посредством которых обеспечивается эффективное агропромышленное производство с целью наиболее эффективного применения инвестиций и внутренних резервов для борьбы с кризисом и развития АПК.

На текущий момент наиболее важными направлениями в организации управленческой системы АПК, соответствующими новым отношениям собственности, разнообразию организационно-правовых форм организаций и ориентации на рынок, являются размежевание функций управления на государственном, хозяйственном и местном уровнях, четкое выделение объектов, находящихся в госсобственности, искоренение параллелизма и дублирования функций управляющими органами.

Таким образом, организации управления сельским хозяйством в АПК России в целом присущи частые смены направлений и способов реализации управленческих решений, что связано как с объективными, так и субъективными факторами. При этом определение структуры управления осуществляется системой отношений, сложившейся между государством и агропромышленными предприятиями [1,124].

Стоит отметить, что вследствие усиления на отдельных этапах методов экономического характера наблюдается повышение роли функциональных служб в управляющих органах сельского хозяйства, а в случае ослабления административных форм руководства – расширение технологических функций, территориальный подход при формировании структур управленческих органов.

Одна из наиболее значимых функций государства заключается в формировании и воспроизводстве эффективных субъектов отношений рыночного типа, то есть реальных собственников, предпринимателей, управленцев, продавцов, клиентов и т.д.

Роль государства заключается в том, чтобы используя научно обоснованные формы, методы, рычаги, подготовку и переподготовку кадров сформировать благоприятную среду для стабильного воспроизводства эффективных субъектов рыночных отношений в АПК России, отдельных регионах и предпринимательских структурах.

Еще одной важнейшей функцией господдержки является формирование стабильного спроса на продукты питания и сельхозсырье для промышленности, учитывая при этом их прогрессивную структуру, потребности в соответствии с возрастом, трудовой деятельностью, регионом проживания и платежеспособным спросом населения, ориентацией перерабатывающей промышленности на применение в качестве сырья продукции, выпускаемой отечественными сельхозтоваропроизводителями.

Чтобы иметь возможность выполнять данную функцию, государству необходимо оказывать воздействие на формирование доходов ключевых групп населения, осуществляя поддержку пенсий, пособий и прочих соцвыплат на необходимом уровне для тех групп населения, которые уже или еще не в состоянии получать соответствующие доходы. При этом в обязанности государства входит создание условий и возможностей для эффективной занятости трудоспособной части населения.

С целью защиты и экономической поддержки отечественных товаропроизводителей государством должна формироваться и поддерживаться система цен, обеспечивающая стимулирование стабильного предложения и платежеспособного спроса на товары продовольственной и других групп.

На эффективность выполнения данной функции влияет стратегия преодоления существующего ценового диспаритета, неблагоприятного влияния монопольных структур первой и третьей сфер АПК на сельское хозяйство.

Формирование инфраструктуры для обеспечения стабильного функционирования земельного рынка, рынка материально-технических ресурсов и капитала также входит в число ключевых государственных функций в сфере усиления поддержки эффективного функционирования агропроизводства.

Одно из важнейших условий для стимулирования изготовления сельхозтоваров должно стать выполнение государством функции по обеспечению вхождения субъектов аграрной отрасли экономики в роли обеспеченных равными правами продавцов и покупателей в систему интернациональных сельхозрынков. В этой связи чрезвычайно важным является оказание поддержки в организации экспорта отечественных конкурентоспособных сельхозтоваров, а также создание механизма защиты российских производителей от подавления их иностранными конкурентами.

Государство способно выполнять данные и ряд других функций поддержки эффективного агропроизводства, если систем такой поддержки будет формироваться на основе реализации следующих принципов его организации.

Первостепенное значение имеет принцип единства экономических целей с социальными: меры госрегулирования должны быть ориентированы не только на решение проблем экономического характера, но и учитывать сложившиеся ценности населения сельской местности, поведенческие модели его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

Еще один принцип заключается в сочетании индикативности с директивностью в управлении аграрной сферой. Согласно ему, распространение директивных методов регулирования в условиях рынка на предприятия госсектора может при необходимости, в зависимости от ситуации (засухи, экологических катаклизмов и т.д.).

В принципе аграрного протекционизма содержится два аспекта: внутриэкономический, касающийся взаимоотношения агрокомплекса с иными отраслями, и внешнеэкономический, связанный с экспортом/импортом сельхозтоваров. Осуществление закупки импортного продовольствия, комбикормов, семенного материала, даже имеющего более высокое качество, негативно сказывается на финансовом состоянии отечественных сельхозтоваропроизводителей.

В основу принципа программного регулирования положено то, что программы в агросекторе являются, во-первых, методом влияния на конкуренцию, за счет чего смягчаются отрицательные последствия, во-вторых, дают возможность осуществлять согласование интересов, механизмов и инструментов регулирования.

Но необходимо понимать, что указанные принципы не в полной мере раскрывают особенности влияния государства на агросферу и требуют дополнения.

Современная экономика характеризуется сложной комбинацией различных по масштабам производств, начиная от крупных структур, имеющих тенденцию к монополизации, и заканчивая мелкими. При этом, с одной стороны, процесс концентрации производства представляет собой устойчивую тенденцию, поскольку у крупных предприятий имеются большие материальные, финансовые и трудовые ресурсы. С другой же стороны, сегодня мелкое и среднее предпринимательство переживает период довольно бурного роста особенно это касается тех сфер, в которых можно обойтись без значительных капиталовложений, большого объема оборудования и трудовых ресурсов.

Малые и средние предприятия особенно активно функционируют в отраслях, имеющих отношение к производству потребительских товаров, в том числе сельхозпродукции. Различные по производственным объемам предприятия требуют использования разнообразных форм собственности. Поэтому в основе госрегулирования должен лежать принцип равнозначной поддержки предприятий, независимо от формы их собственности.

Основное содержание госрегулирования производства в агросекторе заключается в финансовой и материальной поддержке сельхозпредприятий со стороны государства. В то же время она не должна поощрять развитие иждивенчества, возможность использования данной поддержки в качестве компенсации убытков, вызванных неэффективным ведением производства, должна быть исключена. В этой связи целесообразно обозначить такой важный принцип госрегулирования, как экономическое стимулирование предприятий, имеющих высокую эффективность работы.

В качестве основы следует воспринимать принцип обеспечения расширенного воспроизводства, подразумевающий искоренение межотраслевого ценового диспаритета, устранение несоответствия потребности с поступлениями ресурсов материально-технического и финансового характера, а также формирование благоприятной экономической среды в АПК, основанной на экономической эффективности сельхозпредприятия.

Принципы госрегулирования отражаются в конкретных методах, направлениях и инструментах, используемых для достижения поставленных целей. Как показывает анализ спецлитературы, они могут быть объединены в три группы: правовые, административно-организационные и экономические.

Первые две основаны на применении методов контроля и ограничения со стороны центральной и местной власти, и они состоят из:

— контроля за соблюдением стандартов;

— системы лицензирования производства, переработки и последующей реализации зерна;

— квотирования и установления таможенных пошлин на экспортно-импортные операции с зерном и продуктами его переработки;

— установления на законодательной основе норм и правил хозяйственной деятельности рыночных субъектов;

— установления ценовых границ на зерно;

— определения наиболее значимых направлений отраслевого развития и инвестирования;

— установления соотношения между сырьевой ценой и рентабельностью для предприятий, специализирующихся на переработке.

В условиях рыночной экономики акцент делается на экономических методах: прямых (бюджетных) и косвенных (денежно-кредитных).

Современные реалии свидетельствуют о том, что в качестве ведущего звена государственного экономического регулирования АПК должно выступать финансово-кредитное регулирование, основным назначением которого является формирование, распределение и использование финансово-кредитных ресурсов национальной экономики.

  1. Кутаев Ш.К., Чажаева М.М. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного использования природно-ресурсного потенциала. — М.2014г.-124с.
  2. Чажаев М.И., Эскиев М.А. Механизмы устойчивого развития сельской местности. Программа социально-экономического развития Чеченской Республики // 4 Ежегодная итоговая конференция профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета. — Грозный, 2015г.- 60 с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» description=»Исследование данной статьи заключается в том, что, что управление АПК представляет собой систему, состоящую из принципов, методов, целей, задач, функций, информации, кадров, техники и технологии управления. Системой управления АПК называют указанные выше элементы, пребывающие в количественной и качественной взаимосвязи, образующие некую целостность и единство. Целью является изучить проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса на современном этапе.» author=»Чажаева Майнат Маусуровна, Чажаев Муслим Ибрагимович, Илаева Зарема Магомедовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.01.2017 2017-01-01

Статья просмотрена: 1087 раз

Библиографическое описание:

Вознюк, Е. А. Налогообложение как инструмент государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса / Е. А. Вознюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37223/ (дата обращения: 19.05.2021).

Hалоги являются острым и социально опасным инструментарием, которым государству следует пользоваться весьма осторожно и продуманно и конечно же, на научной основе. Налогообложение — финансовая основа системы государства, а также это основной источник формирования доходной чести государственного бюджета, как федерального, так консолидированного бюджетa.

Сельское хозяйство с его промышленным сектором, осуществляющим переработку сельхозпродукции, является особой отраслью, результатами деятельности, которой пользуются все остальные сферы. И эта отрасль, от которой во многом зависит благосостояние всего общества, в условиях транзитивной экономики переживает глубокий кризис. Поэтому очень важно, чтобы налоговый механизм здесь работал наиболее эффективно, способствовал выходу отрасли из кризиса.

Особенность агропродовольственной системы заключается в том, что в целом аграрная сфера рассматривается в двух аспектах: как объект дополнительной государственной поддержки и как источник доходов для бюджета государства.

Агропромышленный комплекс России, являясь крупнейшим межотраслевым комплексом, объединяющим различные отрасли, состоит из 3 сфер, представленных на рис. 1.


Рис. 1. Структура агропромышленного комплекса России по сферам деятельности

При этом выделяют также четвертую, так называемую «инфраструктурную» серу АПК, в которую обычно включаются отрасли производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры.

Основу агропромышленного комплекса составляет сельское хозяйство, которое включает в себя растениеводство. Вместе с тем, именно сельское хозяйство представляет самую «проблемную» сферу агропромышленного комплекса. Хотя дополнительная финансовая помощь требуется и иным отраслям АПК: легкой и пищевой промышленности, предприятиям по хранению и заготовке сельскохозяйственного сырья и машиностроению. В официальной статистике сельскохозяйственные товаропроизводители подразделяются на следующие категории: Сельскохозяйственные организации, крестьянские и фермерские хозяйства, хозяйства населения.

Система налогообложения сельскохозяйственных организаций имеет целый ряд особенностей, присущих только этой отрасли.

Во-первых, ее характеризует наличие предусмотренного законодательства специального налогового режима, который могут вводить в своих регионах субъекты РФ. Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей регламентируются главой 26.1 НК РФ. Она предусматривает замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) большинства федеральных, региональных и местных налогов. Плательщиками налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители, чья выручка от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за предшествующий отчетному календарный год, составила не менее 70 % в общей сумме их выручки.

Второй отличительной особенностью системы налогообложения сельскохозяйственных предприятий является наличие большого количества льгот. В первую очередь, это касается тех предприятий, которые не перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога.

К таким льготам относится не уплата налога на прибыль, полученной от производства и реализации собственной продукции. Ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются в следующих размерах:

в 2004–2012 гг. — 0 %;

в 2013–2015 гг. — 18 %;

начиная с 2016–20 % (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Однако данная льгота вызывает следующую проблему: в этой ситуации организации должны осуществлять раздельный учет доходов и расходов, связанных с сельскохозяйственными видами деятельности и иными, которые облагаются налогом на прибыль.

Сельскохозяйственные организации пользуются также и льготой по налогу на имущество предприятий, которая предоставляется, если доля их выручки от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки составляет не менее 70 %.

Налоговая система существует практически во всех странах с рыночной экономикой. Основными видами налогов, взимаемых в сельскохозяйственных производителей, являются:

‒ Подоходный налог (НДФЛ);

‒ Налог на недвижимое имущество (в том числе, на землю);

‒ на передачу имущества по наследству или при продаже;

‒ налог в системе социального страхования и др.

Современная система государственного регулирования функционирования агропромышленного комплекса России включает в себя административные и экономические методы.

Административные методы используются для контроля за соблюдением участниками АПК норм и требований законодательства, за рациональным использованием имеющихся ресурсов, качеством сырья и продовольствия. Однако в последнее время все большую актуальность приобретает проблема регулирования преимущественно экономическими методами, в том числе через механизмы субсидирования, страхования, кредитования, налогообложения. Медведева Т. Н. справедливо отмечает, что положительные сдвиги в сельском хозяйстве происходят только тогда, когда в основе преобразований лежат экономические методы. Посредством данной группы методов государство воздействует на экономические интересы товаропроизводителей, оказывая стимулирующее или сдерживающее воздействие. Это означает, что система мер государственного регулирования АПК включает в себя систему стимулирующих мер. При этом важным остается вопрос касательно рационального сочетания административных и экономических методов регулирования АПК.

Среди экономических инструментов государственного регулирования агропромышленного комплекса выделим инструменты преимущественно стимулирующего характера (финансово-бюджетные и финансово — кредитные) и инструменты как стимулирующего, так и регулирующего характера (внешнеторговые, ценовые, налоговые). Финансово-бюджетные и финансово-кредитные инструменты применяются в сельском хозяйстве, главным образом, для того, чтобы предоставить товаропроизводителям (безвозмездно — в форме субсидий, или на льготной возвратной основе — например, льготное кредитование, лизинг) денежные или иные ресурсы. Развитие сельскохозяйственного кредитования, кооперативов, финансовых учреждений иного типа, лизинговых компаний призвано обеспечить субъектов АПК более «дешевыми» и доступными средствами.

В то же время, инструменты ценовой, внешнеторговой и налоговой политики используются в различных целях. К примеру, государственные закупки сельхозпродукции могут осуществляться как для стимулирования предложения, так и для пополнения национальных запасов с целью обеспечения продовольственной безопасности государства, аналогично можно рассматривать и применение таможенных тарифов. Мониторинг цен на продукцию — пример контрольной функции экономических инструментов. Налоговые инструменты используются для пополнения доходов бюджета, стимулирования и дестимулирования отдельных субъектов рынка, путем установления препятствий для их развития через налоговое бремя.

Определяя роль налогов в экономике агропромышленного комплекса можно сделать вывод, что налоговая политика государства в отношении АПК должна учитывать специфические особенности сельского хозяйства, связанные с дифференциальной рентой, эффективностью добавочных вложений, общими благоприятными условиями производства, обуславливающими образование монопольной ренты.

С помощью системы налогообложения государство влияет на объем остающихся в распоряжении предприятий финансовых ресурсов.

Проанализировав инструменты государственного регулирования налогообложения агропромышленного комплекса, можно сделать вывод что система мер налогового регулирования предприятий Российской федерации активно развивается и совершенствуется. Следует согласиться с мнением А. П. Зинченко, что для сельского хозяйства важное значение имеет тяжесть налогового бремени. Так же он рассматривает формирование льготного режима налогообложения сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств как серьезный вклад в улучшение их экономического состояния, связывая льготный режим налогообложения с налогом на прибыль и выплатами в государственные социальные внебюджетные фонды. (49)

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года высокие темпы роста экономики должны поддерживаться за счет развития приоритетных комплексов региона с ярко выраженным мультипликативным социально-экономическим эффектом. Агропромышленный комплекс региона обладает необходимым потенциалом для решения поставленных задач.

А в современных условиях стратегическими приоритетами развития АПК Краснодарского края, способными вывести его на новую траекторию ускоренного развития, являются повышение эффективности функционирования сельского хозяйства, сельхозпереработки и инфраструктуры рынка аграрной продукции для удовлетворения потребностей населения края и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации [1].

Главным условием динамичного развития агропромышленного комплекса является пропорциональность и сбалансированность всех сфер, по вкладу которых в стоимость конечного продукта можно судить о диспропорциях в структуре агропромышленного комплекса. По оценкам экспертов в экономически развитых странах основная часть стоимости конечного продукта создается в третьей сфере, где обеспечивается комплексная без- отходная переработка сельскохозяйственного сырья, его хранение, фасовка и упаковка готовой продукции.

Так, в США в этой сфере создается до 80% розничной стоимости продукта, в то время как в России – не более 40%. В условиях динамичных изменений политической и социальной среды актуализируется проблема формирования адекватной системы государственного регулирования агропромышленного комплекса, способной эффективно реагировать на различные вызовы. В настоящее время система государственного регулирования сельского хозяйства и смежных с ним отраслей охватывает комплекс экономических, организационных, правовых и социальных аспектов развития сельского хозяйства. Обобщая функции и рычаги системы государственного регулирования аграрного сектора в странах с развитой рыночной экономикой, можно выделить следующие основные ее характеристики [8]:

- государство оказывает мощную финансово-кредитную помощь фермерским хозяйствам (льготные условия кредитования, налогообложения, бюджетного финансирования);

- система государственного регулирования сельскохозяйственного производства охватывает контроль объемов производства, качества продукции, состояние природных ресурсов;

- важное значение в комплексе мер государственного регулирования отводится ценовому механизму.

К основным функциям государственного регулирования агропромышленного комплекса следует отнести [1]:

- формирование и воспроизводство эффективных субъектов хозяйствования, создание комплекса условий для поддержания устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье;

- поддержка устойчивого предложения продовольственных и других сельскохозяйственных товаров, формирование и поддержка системы цен, что обеспечивает стимулирование устойчивости предложения и платежеспособного спроса населения на продовольственные и другие товары;

- создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально- технических ресурсов, капитала, системы оптовых и розничных рынков и т.п.;

- создание условий для адаптации субъектов АПК в системе межрегиональных и международных сельскохозяйственных рынков.

При разработке стратегии региональной политики развития агропромышленного комплекса Краснодарского края следует придерживаться следующих принципов:

- эквивалентность финансово-экономических отношений между государством и регионом, субъектами региональной системы;

- соответствие региональной политики интересам субъектов региональной системы;

- целевой принцип, предусматривающий ориентацию всех мероприятий на достижение генеральной цели; и др.

Важнейшими элементами государственного регулирования агропромышленного рынка, предусмотренными при разработке региональных комплексных программ развития АПК, являются:

- поддержка общего уровня доходности в отраслях агропромышленного комплекса путем предоставления государственной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

- антимонопольное регулирование пропорций внутри- и межотраслевого обмена;

- повышение конкурентного потенциала отраслей АПК;

- увеличение реальных доходов населения за счет повышения занятости, уровня оплаты труда и социальных выплат.

Система государственного регулирования должна способствовать развитию рыночной инфраструктуры, поддержанию стабильной, благоприятной конъюнктуры на рынке путем проведения государственных интервенций, обеспечения товаропроизводителей доступными кредитами.

Совершенствование механизмов государственного регулирования аграрной сферы должно быть направлено на улучшение использования её природных, трудовых, материальных ресурсов, создание эффективной институциональной среды, обеспечение роста инновационно- инвестиционной активности товаропроизводителей.

Система государственного регулирования реализуется посредством комплекса мер, осуществляемых государственными органами, с целью защиты национального рынка от негативных внешних воздействий, достижения устойчивого экономического роста посредством формирования эффективной структуры экономики, создания комплекса необходимых условий для модернизации технико- технологической базы отрасли, обеспечения экономической и социальной стабильности.

Механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса реализуются посредством нормативно-правового, информационного, инфраструктурного и финансового обеспечения, использования инструментов по регулированию рынка аграрной продукции, прогнозирования, программирования и планирования, ценового регулирования, и др.

Особое внимание должно быть уделено социальной поддержке села, развитию логистической инфраструктуры, обеспечению устойчивой доходности и конкурентоспособности отраслей. Перечисленные приоритеты развития аграрного сектора экономики должны определять соответствующие методы и инструменты государственного воздействия, способствующие решению поставленных задач.

Методы государственного регулирования аграрного сектора региона по формам влияния можно разделить на прямые и косвенные, а по средствам влияния на административно-управленческие, экономические и правовые.

Прямо на функционирование хозяйствующих субъектов влияют административно-управленческие методы, включающие централизованно установленные цены, лимиты, квоты, директивные мероприятия целевых комплексных программ, различные формы контроля, в том числе валютного, лицензирование различных видов деятельности.

К косвенным относятся такие методы, которые не прямо, а опосредованно влияют на развитие рыночной среды посредством реализации разнообразных инструментов экономической политики: кредитно - финансовых, налоговых, правовых и т.д.

Административно-управленческие методы государственного регулирования базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Такие методы эффективны в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономические методы государственного регулирования воздействуют на интересы объектов косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Структура используемых методов зависит от сложившейся ситуации в АПК, а также от форм собственности объектов регулирования.

Приоритетные направления совершенствования механизмов государственного регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края включают: формирование устойчивого тренда развития эффективного агропромышленного производства, соответствующего мировому уровню; обеспечение социальной ориентации проводимых аграрных реформ, поддержку незащищённых слоёв населения; реализацию целевых программ развития АПК региона с учётом его специфики и наличия многовариантных моделей управления; обеспечение комплексности и эффективности использования ресурсного потенциала аграрной сферы; стимулирование широкого внедрения и распространения инноваций; создание условий для взаимовыгодного сотрудничества российских регионов, способствующего достижению общей цели – обеспечению национальной продовольственной безопасности и независимости.

Список и литературы

1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АПК. Синявская А.Ю., Коломыцева Я.А., Бунтовский С.Ю.// Стратегии устойчивого развития современного общества… материалы межд. научн.-практ. конф. : в 3 ч. 2016. С. 22-25

Читайте также: