Государственная пошлина не уплачивается в случае

Опубликовано: 16.05.2024

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины (далее – госпошлина) признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ (при этом за предоставление услуги по государственному кадастровому учету плата не взимается).

Размеры госпошлины при обращении за совершением юридически значимых действий определены НК РФ. Так, за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним размеры госпошлины указаны в подпунктах 21 – 33 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Подробно ознакомиться с размерами госпошлины за государственную регистрацию прав можно на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru).

Порядок уплаты госпошлины

Госпошлина уплачивается до или после подачи заявления и документов на получение услуги, но до принятия документов к рассмотрению органом регистрации прав.

В случае, если за государственной регистрацией прав одновременно обратились несколько плательщиков, то госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях (п. 2 статьи 333.18 НК РФ), за исключением отдельных случаев регистрации доли в праве общей долевой собственности. Так, при регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникающем в силу закона (например, при вступлении в наследство) и осуществляемой по желанию собственника, госпошлина уплачивается каждым из собственников в полном размере.

Факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты госпошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией (чеком) установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией (чеком), выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате госпошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате госпошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком госпошлины не требуется.

Днём приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате госпошлины или в соответствии с федеральным законом уплата госпошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате госпошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате госпошлины.

Если информация об уплате госпошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в ГИС ГМП, и документ об уплате госпошлины не был представлен заявителем, то орган регистрации прав обязан вернуть заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения (пункт 3 статьи 25 Закона о регистрации). В течение 3 рабочих дней заявителю направляется уведомление о возврате документов.

Порядок возврата излишне уплаченной госпошлины

Основания и порядок возврата госпошлины установлены статьей 333.40 НК РФ.

Уплаченная госпошлина подлежит возврату в случаях:

- уплаты в большем размере, чем это предусмотрено;

- отказа лиц, уплативших госпошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие;

- возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие (например, если в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации возврат заявлений и документов был осуществлен не по причине отсутствия факта оплаты госпошлины, а по иным причинам, то сумма уплаченного налогового сбора может быть возвращена заявителю в установленном порядке, либо использована им в следующий раз при подаче документов в орган регистрации прав для осуществления государственной регистрации права (ограничения, обременения) или сделки).

Уплаченная госпошлина подлежит возврату полностью или частично.

Полностью вернуть уплаченную госпошлину возможно только в случае отказа лица, уплатившего указанный налоговый сбор, от совершения юридически значимого действия до обращения в соответствующий уполномоченный орган (пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

Уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату частично в случае:

-уплаты госпошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ);

- при прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной госпошлины (п. 4 ст. 333.40 НК РФ).

При отказе в государственной регистрации, уплаченная госпошлина за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, не возвращается (п. 4 ст. 333.40 НК РФ).

Основанием для возврата излишне уплаченной госпошлины является заявление плательщика или его представителя, действующего на основании доверенности. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы госпошлины подается плательщиком госпошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена госпошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей госпошлины аналогичным способом.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если госпошлина подлежит возврату в полном размере. Если она подлежит возврату частично, то копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

При положительном решении излишне уплаченная сумма госпошлины перечисляется на расчётный счёт плательщика госпошлины органами Федерального казначейства в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления (п.3 ст.333.40 НК РФ).

При выявлении обстоятельств, препятствующих возврату излишне уплаченных денежных средств, выносится решение об отказе в возврате излишне уплаченной суммы, о чем письменно сообщается заявителю (его представителю).

Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1, 5.3 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;

5.3) при обращении за совершением юридически значимого действия, указанного в подпункте 138 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, - после подачи заявления и документов на совершение такого действия, но до выдачи федеральных специальных марок и акцизных марок;

6) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ;

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.

5. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

К таким юридически значимым действиям отнесены, в частности, юридически значимые действия, связанные:

с выдачей лицензий, разрешений, заключений, свидетельств, удостоверений, аттестатов, паспортов, документов (дубликатов документов) и иных документов;

с государственной регистрацией юридических и физических лиц, политических партий, средств массовой информации, актов, прав, ограничений (обременений) прав, договоров, объектов, имущества, продукции, оборудования, материалов; с аккредитацией организаций;

с внесением изменений в государственные реестры, свидетельства, удостоверения и иные выдаваемые документы.

Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ установлены размеры государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимые действия. К таким действиям, в частности, относятся такие действия, как внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, временная регистрация ранее зарегистрированных транспортных средств, выдача документа (дубликата документа) об аккредитации (государственной аккредитации), рассмотрение ходатайства, предусмотренного законодательством о естественных монополиях, выдача разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации ядовитых веществ, на эксплуатацию гидротехнических сооружений, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, введение в постоянную эксплуатацию железнодорожных путей общего и необщего пользования и других разрешений.

Установлены размеры государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В связи с необходимостью создания дополнительного источника поступлений в бюджеты бюджетной системы, ростом среднего уровня цен на потребительские товары, в том числе с учетом уровня инфляции, Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ внесены изменения в главу 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, в частности, предусматривающие индексацию размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленных данной главой Кодекса, за исключением действий, совершаемых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Кроме того из главы 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса исключены положения об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии, а также за выдачу копий документов, как за оказание государственных услуг.

Комментарий к статье 333.16. Государственная пошлина

Понятие "государственная пошлина"

В пункте 1 статьи 333.16 Кодекса дано определение понятия "государственная пошлина", а пунктом 2 статьи 333.16 Кодекса установлено, что за юридически значимые действия, предусмотренные главой 25.3 Кодекса, органы и должностные лица, указанные в пункте 1 статьи 333.16, не вправе взимать иные платежи, кроме государственной пошлины.

Кроме того, Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ исключены действия, касающиеся уплаты государственной пошлины за выдачу копий документов, как не относящиеся к юридически значимым действиям.

Комментарий к статье 333.17. Плательщики государственной пошлины

Плательщики государственной пошлины

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 333.17 Кодекса плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, а также указанные лица в случаях, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Кодекса.

Комментарий к статье 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок уплаты государственной пошлины

На основании пункта 1 статьи 333.18 плательщики государственной пошлины уплачивают ее в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 данного Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 -5.1 данного пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

На основании пункта 2 статьи 333.18 в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ пункт 2 статьи 333.18 дополнен положением согласно которому, в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия государственная пошлина не уплачивается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 государственная пошлина уплачивается плательщиком по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Таким образом, бюджетные учреждения, которые перечисляют обязательные платежи с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, подтверждают факт их уплаты платежным поручением с соответствующими отметками.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

В соответствии с пунктами 1, 5 и 8 статьи 45 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.

По общему правилу, обязанность по уплате налога, сбора считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета организации в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса).

Кодексом не установлен иной способ уплаты налогоплательщиком (плательщиком сбора) - организацией самостоятельно налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации, кроме указанного в подпункте 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса перечисления денежных средств (в безналичной форме) в бюджетную систему Российской Федерации со счета этой организации в банке.

Пунктами 2 и 3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

В соответствии с пунктом 1.2.3 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденного Банком России 1 апреля 2003 г. N 222-П, банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа. Форма документа, предназначенного для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи, и применяется при условии, что в документе или в договоре банка с получателем средств предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты. Ответственность за осуществление операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа лежит на банках.

Таким образом, поскольку форма чека-ордера разработана банком и предназначена для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств и прикрепляется к заполненной плательщиком установленной формы квитанции, такой чек-ордер правомерно признавать документом, подтверждающим уплату государственной пошлины.

Согласно Положению Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" в поле "Отметка банка" платежного поручения проставляются штамп (штампы) кредитной организации, филиала кредитной организации или учреждения Банка России, дата и подпись ответственного исполнителя.

Кроме того, факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается платежным поручением, в котором в поле "Списано со счета плательщика" указывается дата списания денежных средств со счета.

Главой 4 Кодекса предусмотрено участие налогоплательщика (плательщика сбора) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22 января 2004 г. N 41-О, само представительство в налоговых отношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем не отражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Вместе с тем Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2007 г. N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (определение от 11 апреля 2011 г. N ВАС-3950/11).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо-представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В пункте 2 той же статьи указано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" расходный кассовый ордер (форма N КО-2) применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3).

В расходном кассовом ордере по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции, а по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.

См. письмо Минфина России от 23.05.2008 N 03-05-04-03/32

Комментарий к статье 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Размер государственной пошлины за подачу апелляционной и (или) кассационной жалобы

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, увеличен в среднем на 15-20 процентов, по другим юридически значимым действиям, определенным данной статьей, - в 2 раза, за исключением рассмотрения дел о расторжении брака. При подаче искового заявления о расторжении брака размер государственной пошлины оставлен без изменения (200 рублей).

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса за подачу апелляционной и (или) кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, т.е. в размере 50% от размера государственной пошлины, установленной подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Так, для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

С учетом изложенных норм пункта 1 статьи 11 Кодекса, подпунктов 3 и 9 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса и Гражданского процессуального кодекса РФ при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы в суд общей юрисдикции, мировому судье по исковому заявлению как имущественного, так и неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями, в размере 50 рублей, а организациями - в размере 1000 рублей.

Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1, 5.3 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;

5.3) при обращении за совершением юридически значимого действия, указанного в подпункте 138 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, - после подачи заявления и документов на совершение такого действия, но до выдачи федеральных специальных марок и акцизных марок;

6) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ;

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.

5. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

Как не платить госпошлину

Как не платить госпошлину без каких-либо нарушений?

В актуальной практике судов можно проследить тенденцию скрупулезной, даже немного эмоциональной работы судей при рассмотрении ходатайств о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины предусмотренной Налоговым законодательством при подачи иска.

Суды исследуют, как источник сведений об имуществе заявителя такого ходатайства, не только справки банковских организаций и налоговых органов, но реквизиты счетов указанные в договорах, являющихся основанием иска, договорах уступки права, договоров на представление интересов в суде. При этом суды предъявляют, не оговоренные в Законе требования, об указании в справке налогового органа даты ее составления, получения банковских выписок не ранее чем за месяц до обращения в суд и прочее. Не обходят стороной и лицо, находящее в конкурсном производстве, высказываясь в пользу того, что если нет денег, то оплачивать госпошлину должен сам арбитражный управляющий.

Между тем, как показывает практика, есть и другой способ «просудиться бесплатно». Так как же не платить госпошлину ?

Обязанность плательщика государственной пошлины, самостоятельно перечислить ее в бюджет, продиктована положениями пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ .

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (пункт 1 статьи 26 НК РФ)

Таким образом, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого, что в свою очередь соотносится и с положениями статей 313 «Исполнение обязательства третьим лицом» и 408 «Прекращение обязательства исполнением».

И как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 Постановления от 11 июля 2014 г. N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в таком платежном документе, должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

В свою очередь, анализ сложившейся ситуации показывает, что суды зачастую принимают в качестве доказательства исполнения обязанности по оплате госпошлины документ, в котором физическое или иное лицо – плательщик действует от собственного имени, без указания на исполнения обязательства за третье, представляемое им лицо. В данном случае суды, исследуют вопрос о наличии таких полномочий (по уплате госпошлины) из доверенности представляемой одновременно с подачей иска.

Почему бы и нет. С точки зрения процитированных норм материального права такой подход вполне оправдан. В то же время такой подход позволяет не совсем добросовестным участникам процесса, обратить его в свою пользу и вот почему.

Как следует из ст. 333. 40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

При этом следует учитывать, что плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, на основании его письменного заявления (с приложением оригинала платежного поручения, оформленного надлежащим образом), выдается справка о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступили (пункт 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации). (п.13.2 инструкции по делопроизводству в арбитражных судах российской федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) от 25 декабря 2013 г. N 100 – далее Инструкция)

Справка оформляется сотрудником подразделения делопроизводства на основании документов, представленных заявителем, подписывается руководителем подразделения делопроизводства и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.

В этом случае судебный акт о возврате государственной пошлины не выносится.

Таким образом, в случае если плательщик госпошлины, не является истцом, и в платежном документе отсутствует указание на то, что представитель действует от имени истца, то в последующем, такому представителю, ни что не препятствует обратиться в указанном в Инструкции порядке, с заявлением о возврате государственной пошлины по причине отказа от подачи искового заявления/заявления в отдел делопроизводства Суда, то есть, минуя возбужденное производство по делу. Разумеется, в таком случае оснований для отказа в выдачи искомой справки не имеется.

Судитесь честно друзья, без злого умысла, не ущемляя интересов других! Ещё по теме: «Как не платить госпошлину»

Читайте также: