Формы и методы налогового контроля могут изменяться путем внесения поправок в нк рф

Опубликовано: 15.05.2024

В прошлом году законодатели напринимали множество поправок с постепенным их вступлением в силу. Чего стоит, хотя бы, Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ. Вспомним, какие из них приходятся на 1 апреля. Среди них есть довольно опасные как для самого бизнеса, так и для имиджа фирмы.

Часть 1 НК РФ: что нового с 1 апреля 2020 года

Большинство «первоапрельских» поправок – это поправки в часть 1 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание, среди них есть довольно опасные. Их мы выделили "!" в таблице.

Что изменилось В чем суть изменений, вступивших в силу 1 апреля 2020 г. Статья НК РФ Внимание
Права налоговых органов при взыскании долгов О налоговых долгах инспекторы могут сообщать налогоплательщикам при помощи СМС, электронной почты или иными способами. Это можно делать не чаще одного раза в квартал, если налогоплательщик дал письменное согласие. П. 7, 8 ст. 31
Взыскание недоимки Решение о взыскании недоимок инспекторы будут принимать спустя 2 месяца после того, как:
- их общая сумма превысила 3 000 рублей;
- истекли 3 года на исполнение самого раннего требования об уплате налога.
П. 3 ст. 46
Плата за рассрочку по уплате налогов Ставка процентов за отсрочку платежа по налогам, предоставленную в связи с невозможностью его единовременной уплаты, повышена в 2 раза – с 50 до 100 % ставки рефинансирования. Ст. 46 !
Обеспечительные меры ФНС публикует на своем сайте решения о наложении запрета на отчуждение имущества и сообщает об их отмене по конкретным спискам. П. 4 ст. 72 !
Арест и залог имущества Если должник не погасил налоговый долг в течение месяца, инспекция получает в залог арестованное имущество автоматически. Ст. 73 !
Осмотры Вне рамок проверок инспекции могут (при согласии компании) проводить осмотры территории, помещений, документов и предметов, если фирма в течение 10 дней не исполнила решение о взыскании недоимки свыше 1 000 000 руб. По одному решению возможен однократный визит. Ст. 92 !
Погашение недоимки и истребование документов Если фирма или ИП в течение 10 дней не погасили недоимку свыше 1 000 000 руб., инспекция вправе потребовать от должника представить данные и документы о его имуществе, правах и обязательствах. Ст. 93.1 !
Налоговая тайна Информация об обеспечительных мерах и способах обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов не составляют налоговую тайну. Ст. 102 !

Часть 2 НК РФ: изменения с 1 апреля 2020 года

Среди прошлогодних поправок в часть 2 Налогового кодекса РФ обратите внимание на поправки, внесенные в статью 165 и касающуюся подтверждения нулевой ставки по НДС. К «особо опасным» их не отнесешь, но помнить о них точно нужно.

  1. Если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях, в инспекцию нужно представить сведения из деклараций на товары либо из таможенных деклараций CN 23 в виде реестра в электронной форме. Представлять сами декларации и подтверждать оплату товара покупателем не требуется.
  2. Если это экспресс-грузы, в инспекцию представляются сведения из декларации в виде реестра в электронной форме, содержащие сведения из индивидуальной накладной и документа, составленного налогоплательщиком для иностранного физлица о стоимости реализованного товара.

На организации почтовой связи возложена обязанность передавать ФТС сведения о вывозе товаров в международных почтовых отправлениях.



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


1. Все виды проверок, проводимых налоговыми органами

• Каковы полномочия и контрольные функции ФНС и ее территориальных органов?

— Где границы полномочий налоговых органов разного уровня? Как изменился функционал налоговой службы и ее подразделений в последнее время и что нас ждет в ближайшем будущем?

— Как оценить риски назначения в отношении организации различных контрольных мероприятий?

— Совершенно новый подход к контролю: не только налоговые проверки, но комплексный риск-ориентированный подход к контролю деятельности хозяйствующего субъекта. Как работает и развивается СУР АСК, взявшая налогоплательщиков «под колпак»?

— Новая концепция налогового контроля в действии: как применяется на практике ст. 54.1 НК РФ? Новые разъяснения ФНС России.

— Особенности осуществления проверок в 2021 г.

• Сферы контроля:

— Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов и иных обязательных платежей.

— Новая главная задача налогового контроля – качественное доказывание умысла налогоплательщика на неуплату налогов (страховых взносов) и обеспечение уголовных перспектив дела.

— Данные и инструменты систем прослеживаемости и маркировки товаров на службе у налоговых органов. Новшества камерального контроля с 01.07.2021 г.

— Новые основания для отказа в приеме деклараций (расчетов) с июля 2021 г.

— Чем это грозит самому налогоплательщику и его контрагентам?

— Новые основания для проведения осмотра территории, помещений, имущества налогоплательщиков с июля 2021 г.

— Цели, процедура и использование результатов осмотра при налоговом контроле.

— Новые основания для проведения повторной выездной налоговой проверки с июля 2021 г.

— Новые глобальные инструменты контроля: маркировка и прослеживаемость товаров;

— Контроль за уплатой страховых взносов;

— Контроль за соблюдением валютного законодательства (валютные операции, имущество и доходы за рубежом, движение импортных и экспортируемых товаров, участие в иностранных компаниях и т.д.);

— Контроль расчетов с применением ККТ. Приемы контроля. Новый вид проверок с 2022 г. — оперативные проверки фиксации расчетов.

• Обеспечение «прозрачности» деятельности налогоплательщика с помощью этого вида контроля,

— Контроль актуальности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— Иные направления контроля.

— Виды и приемы контрольных действий в каждой области. Права проверяемого лица. Сроки и периодичность проведения проверок. Важные формальности, помогающие оспорить неправомерные действия проверяющих.

— Что налоговый орган категорически не вправе проверять? Какие документы не может запрашивать?

• Взаимодействие органов ФНС России с другими правоприменительными органами при осуществлении контрольных функций.

— Информация, получаемая от банков, аудиторов, нотариусов, контрагентов.

— Откуда еще проверяющие черпают информацию и что могут узнать, не обращаясь к проверяемому лицу?

— Как используются сведения, полученные в ходе контрольных мероприятий, по их окончании, кому могут быть переданы, каковы возможные последствия?

— Новые обязанности банков по информированию налоговых органов с марта 2021 г.

• Виды санкций, налагаемых по итогам проверок. Как это работает?
Кто принимает решения? Можно ли «поторговаться» и снизить штрафы? Когда грозит налоговая, административная, а когда – уголовная ответственность? Новые риски. Возможные «противоядия».

2. Новый порядок проведения камеральных и выездных проверок ФСС в связи переходом по всей стране на «прямые выплаты» с 2022 года.

3. Противоотмывочный контроль: новые требования Федерального закона № 115-ФЗ.

4. Реформа государственного и муниципального контроля (обзор Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

В 2020 году в силу вступает множество поправок в налоговое законодательство. Изменения коснутся практически всех налогов, в том числе НДФЛ, НДС, налога на прибыль и земельного налога. Кроме того, с нового года изменятся сроки сдачи и формы налоговой отчётности. Обо всех нововведениях рассказывает Наталья Бокова — эксперт Контур.Школы.

Для экспресс-грузов и товаров, которые пересылаются в международных почтовых отправлениях, меняется порядок подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.

В налоговую в электронной форме нужно будет представить в виде реестра сведения или из деклараций на такие товары и грузы, или из таможенных деклараций C№ 23.


Появились новые налогоплательщики — участники специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Лицо приобретает такой статус сразу после внесения в реестр.

– нулевая ставка налога в федеральный бюджет;

– возможна пониженная ставка в бюджеты субъектов РФ


НДФЛ
Списание безнадёжного долга Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ При списании безнадёжного долга доход образуется на дату прекращения обязательств. Если списывается безнадёжный долг физлиц, то дохода, который облагается НДФЛ, может и не быть С 01.01.2020
Меняется порядок исчисления и уплаты НДФЛ для ИП Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ ИП исчисляют авансовые платежи по НДФЛ исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных вычетов и с учётом ранее исчисленных авансов. Авансы нужно уплатить не позднее 25-го числа первого месяца, который следует за I кварталом, полугодием и 9 месяцем налогового периода С 01.01.2020
Уход за ребёнком-инвалидом Федеральный закон от 17.06.2019 № 147-ФЗ изменил п. 78 ст. 217 НК РФ Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребёнком-инвалидом НДФЛ не облагается С 01.01.2020
Налоговая база при продаже недвижимости Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ добавил ст. 214.10 НК РФ Введена новая статья 214.10 НК РФ — «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения» С 01.01.2020
Дополнен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ Федеральный закон от 29.09.2019 № 327-ФЗ изменил п. 28 ст. 217 НК РФ Организация, которая ведёт образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, не начисляет НДФЛ на материальную помощь своим студентам в пределах 4 000 рублей С 01.01.2020
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 37.2 ст. 217 НК РФ Не облагаются НДФЛ единовременные выплаты медицинским и педагогическим работникам, обеспечение которых осуществляется по госпрограммам. Сумма таких выплат не должна превышать 1 млн рублей. Освобождение от НДФЛ продлится до 31.12.2022 С 01.01.2020
Федеральный закон от 29.09.2019 № 323-ФЗ изменил п. 46, 46.1 ст. 217 НК РФ Доходы, полученные в результате стихийных бедствий, НДФЛ не облагаются. Например, от налогов освобождается материальная выгода, доходы от арендной платы жилья и др. С 01.01.2020
Уплата НДФЛ организациями с несколькими обособленными подразделениями (ОП) Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 2 ст. 230, п. 7 ст. 226 НК РФ Российские организации, имеющие несколько ОП на территории одного муниципального образования, смогут выбирать, куда перечислить НДФЛ: по месту учёта одного из этих ОП или по месту нахождения организации. О своём выборе налоговый агент должен сообщить в ФНС С 01.01.2020
Уплата НДФЛ за счёт средств налогового агента Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 9 ст. 226 НК РФ Если во время налоговой проверки выяснится, что налоговый агент должен был удержать НДФЛ, но не сделал этого, то он будет обязан возместить налог из собственных средств. Физлицо при этом материально не пострадает С 01.01.2020
Отчётность по НДФЛ Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 2 ст. 230 НК РФ Формы отчётности по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ нужно представить до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Это значит, что отчётность за 2019 год нужно представить не позднее 02.03.2020. Если в организации больше 10 сотрудников, то отчётность по НДФЛ нужно будет сдать в электронном виде. С отчётности за 2021 год справка 2-НДФЛ будет подаваться в составе расчёта 6-НДФЛ С 01.01.2020


К розничной торговле больше не относится продажа:

Изменения в НК РФ вносятся путем принятия соответ-
ствующих федеральных законов, которые должны быть при-
няты Государственной думой РФ, одобрены Советом Федера-
ции и подписаны президентом РФ.

Чтобы вступить в силу, законы должны быть официально
опубликованы.

Сложные законы проходят в Государственной думе РФ три
этапа обсуждения, называемые чтениями. Если закон принят
в первом чтении,это означает, что принят черновой вариант за-
кона, в который будет внесена существенная правка. Когда закон
принимается во втором чтении,то это означает, что предстоящие
поправки будут не слишком существенными. Принятие закона
в третьем чтенииозначает одобрение Государственной думой за-
ключительного варианта законопроекта.

Технически простые законопроекты могут быть сразупри-
няты Государственной Думой в третьем чтении, т. е. без вне-
сения каких-либо поправок.

Статья 5 НК РФустанавливает существенные ограниче-
ния на вступление в силу налоговых законов. Согласно по-
ложениям указанной статьи, акты законодательства о налогах
вступают в силу:

• не ранее чем по истечении одного месяца со дня их офи-
циального опубликования и

• не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Пример 1.1. Вступление в силу изменений НК РФ

Предположим, что 5 декабря 2012 г. официально опубликован за-
кон, вносящий изменения в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»
НК РФ в части повышения ставки налога с 13 до 20%. Закон не
может вступить в силу ранее 1 января 2014 г., поскольку налоговым
периодом для этого налога является год.

Таким образом, чтобы ставка налога была повышена в 2013 г., со-
ответствующий закон должен быть опубликован до 30 ноября 2012 г.
(включительно).

Налоговый кодекс РФ также устанавливает специальные
ограничения в отношении введения в силу законов о новых
налогах и сборах, а именно: такие законы вступают в силу

не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но
не ранее одного месяца со дня их официального опублико-
вания.

Пример 1.2. Вступление в силу изменений НК РФ

Предположим, что 1 июля 2013 г. опубликован закон г. Москвы, вводящий в столице новый сбор. Этот закон не может вступить в силу ранее 1 января 2014 г.

1.3. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
В НК РФ

Глава 7 НК РФ дает определения таким базовым поняти-
ям, используемым в НК РФ, как «товар», «работы», «услуга»,
«реализация», «дивиденды», «проценты».

Под товаромпонимается любое имущество, реализуемое
или предназначенное для реализации.

Работойпризнается деятельность, результаты которой име-
ют материальное выражение и могут быть реализованы для
удовлетворения потребностей организации и (или) физиче-
ского лица.

Услугаопределена НК РФ как деятельность, результаты
которой не имеют материального выражения и которые ре-
ализуются или потребляются в результате этой деятельности.

Под реализацией товаров (работ, услуг)признается переда-
ча на возмездной основе права собственности на товары или
на результаты выполненных работ, а также возмездное оказа-
ние услуг одним лицом другому лицу. Такая передача может
признаваться реализацией, даже если она происходит на без-
возмездной основе, в случаях, когда это прямо предусмотрено
НК РФ.

Не признается реализацией (ст. 39 НК РФ):

· передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (например, вклады в уставный капитал);

• передача основных средств, нематериальных активов
и (или) иного имущества некоммерческим организациям
на осуществление их уставной деятельности

· возврат имущества в пределах первоначального взноса
участнику хозяйственного общества или товарищества
при его выходе из общества (товарищества) либо при
ликвидации последнего;

• некоторые другие операции.

Дивидендомпризнается любой доход, полученный акцио-
нером (участником) по акциям (долям) от организации при
распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Не признаются дивидендами (ст. 43 НК РФ):

• выплаты акционеру (участнику), производимые при лик-
видации организации в размерах, не превышающих его
взносов в капитал ликвидируемой организации;

• выплата акционеру (участнику) в виде акций этой же ор-
ганизации, передаваемых ему в собственность;

• некоторые другие операции.

Под процентамиНК РФ понимает любой заранее заявлен-
ный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, по-
лученный по долговому обязательству любого вида (независи-
мо от способа его оформления).

1.4. ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ
ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С 1 января2012 г.вступил в силу новый раздел НК РФУ.1

«Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок междувзаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

В связи с вышеуказанным ст.20 и40 НК РФ с1 января
2012 г.будут применяться только к сделкам, доходы и (или)
расходы по которым признаны до этой даты.

1.4.1. КРИТЕРИИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

С 1 января2012 г.в НК РФ введено понятие «контролиру-
емая сделка». Под такими сделками понимаются сделки между
взаимозависимыми лицами, определенными в соответствии со
ст.105.1 НК РФ.

Взаимозависимыми лицами, в частности, признаются [1] :

1) организации, если доля участия [2] одной из них в другой
составляет (прямо или косвенно) более 25%;

2) физическое лицо и организация — в случае, если доля
прямого или косвенного участия физического лица в органи-
зации составляет более 25%;

3) организации — в случае, если одно и то же лицо прямо
или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой
организации составляет более 25%;

4) организация и лицо (в том числе физическое), имеющее
полномочия по назначению (избранию):

• директора этой организации;

• не менее 50%состава коллегиального исполнительного
органа или совета директоров (наблюдательного совета)
этой организации;

5) организации — если их директоры или не менее 50%со-
става их коллегиального исполнительного органа или совета
директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны
по решению одного и того же лица;

6) организации, в которых более 50%состава коллегиаль-
ного исполнительного органа или совета директоров (наблю-
дательного совета) составляют одни и те же физические лица
совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в п. 11;

7) организация и ее директор;

8) организации, в которых директором является одно и то
же лицо;

9) организации и (или) физические лица — в случае, если
доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой
последующей организации составляет более 50%;

10) физические лица — в случае если одно лицо подчиня-
ется другому по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том
числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полно-
родные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечи-
тель) и подопечный.

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнива-
ются:

1) сделки в области внешней торговли следующими бир-
жевыми товарами [3] :

• нефтью и товарами, выработанные из нефти;

• черными, цветными и драгоценными металлами;

2)

.4
сделки, одной из сторон которых является лицо, местом
регистрации, либо местом жительства, либо местом налогово-
го резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий,утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации [4] .

Необходимо отметить, что суд может признать сделку
контролируемой, даже если она не обладает указанными при-
знаками.

Цены, применяемые в сделках между невзаимозависимымилицами, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые по
таким соглашениям, признаются рыночными.

1.4.2. УСЛОВИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА СДЕЛКАМИ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ ЛИЦАМИ

Сделки между взаимозависимыми лицами, местом реги-
страции (жительства) либо местом налогового резидентства
всех сторон и выгодоприобретателей по которой является
Россия, контролируются при наличии хотя бы одногоиз пяти
обстоятельств (п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

1. Сумма доходовпо сделкам (сумма цен сделок) между
указанными лицами превышает:

• 3 млрд руб. - за 2012 г.;

• 2 млрд руб. - за 2013 г.;

• 1 млрд руб. — начиная с 2014 г..

2. Предметом сделки является полезное ископаемое(при
условии, что одна из сторон должна уплатить с него налог
на добычу полезных ископаемых (НДПИ)). Такие сделки бу-
дут контролироваться, если доходы по ним превышают 60 млн
руб. в год от одного контрагента.

3. Одна из сторон сделки является плательщиком единого

Дата добавления: 2014-12-10 ; просмотров: 2901 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Налог на прибыль


НДС


Налоги


НДФЛ


Налог на имущество юрлиц


Налог на имущество физлиц


Налог на землю


Транспортный налог


Акцизы, НДПИ


Страховые взносы


Отчетность


УСН


Индивидуальные предприниматели


Затраты на производство


Капитал


Основные средства


Нематериальные активы


Денежные средства


Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты


ККТ


Производственные запасы


Учетная политика


Внутренний контроль


ВЭД


Кадровый учет


Финансовые результаты


Декларацию нужно заполнять по новой форме


Программу льготного кредитования на сохранение занятости хотят перезапустить


Новые реквизиты кассового чека 2021


Какую пенсию получит ИП, который платит страховые взносы «за себя»?


Понятие и особенности налоговых правонарушений


Понятие и основные формы реализации налогового права


Учет налогоплательщиков. Мониторинг и оперативный налоговый контроль


Изучаем налогообложение


О главном


Вечно нужное

Заметок в базе: 4302
Комментариев: 178

Формы и методы налогового контроля

Автор: Методический материал

Формы и методы налогового контроля

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ):

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

Налоговый контроль в РФ проводится для установления:

  • правильности ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • правильности исчисления сумм налогов и сборов;
  • правильности и своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
  • правильности ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Существуют различные методы налогового контроля, как-то:
1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;
2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;
3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

В зависимости от времени проведения выделяются следующие виды налогового контроля:

  • предварительный налоговый контроль — проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.);
  • текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т. д.;
  • последующий налоговый контроль — проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок.

Также выделяют плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль.
В зависимости от места проведения налогового контроля можно выделить:

  • камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа;
  • выездной налоговый контроль, проводимый по месту нахождения проверяемого лица.

В зависимости от статуса проверяемого субъекта выделяют:

  • налоговый контроль организаций;
  • налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • налоговый контроль физических лиц.

  • комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
  • тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.

В зависимости от объекта налогового контроля выделяют:

  • налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;
  • налоговый контроль по использованию льгот и использованию различных систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной формах;
  • налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;
  • налоговый контроль по проверке наличия специальных разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;
  • другие виды налогового контроля.

В зависимости от используемых методов и приемов выделяют:

  • сплошной налоговый контроль — проверка всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также проверка исполнения иных обязанностей, предусмотренных законодательством;
  • выборочный налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или сбора.

В зависимости от источников получения сведений можно выделить:

  • документальный налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные в документах;
  • фактический налоговый контроль, в ходе которого проверяется фактическое состояние объектов налогообложения;
  • встречный налоговый контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается у его контрагентов, банков и других третьих лиц.

Читайте также: