Финансовый менеджмент налоговый менеджмент

Опубликовано: 17.09.2024

date image
2015-07-21 views image
1174

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги и налогообложение имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. Однако налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента – государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (государственные органы, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. С усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще окончательно не сформировались в развитом виде.

Налоговый менеджмент – это часть системы управления рыночной экономикой, т.е. часть менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией главных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой – трактуется как отдельный вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).

Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90% всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала XX в., развивалась преимущественно как наука о налогах.

Поэтому науку о финансах можно считать теоретическим фундаментом налогового менеджмента, который выступает составной частью финансового менеджмента предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45% валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют значительную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов.

Вместе с тем традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничены лишь сферой хозяйствующих субъектов - предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс на своем уровне.

Таким образом, налоговый менеджмент представляет собой систему государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования рыночных форм и научно обоснованных методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и расходами на макро- и микроуровнях.

Финансовый менеджмент, в свою очередь, позволяет ответить на вопросы: какими должны быть структура активов, соотношение товарно-материальных ценностей и денежных ресурсов; как организовать оборотные средства с целью наиболее эффективного их использования на всех стадиях кругооборота?

Управление пассивами означает не только поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала организации.

Искусство финансового управления заключается в сочетании действий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансового положения организации, ее платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источниками финансирования, формирующими структуру активов. Главная цель финансового менеджмента – повышение благосостояния собственников (владельцев) организации в текущей и долгосрочной перспективе.


Налоговый менеджмент, выполняющий соответствующую функцию в системе управления, сегодня является одним из подвидов финансового менеджмента. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности. В то же время, налоговый менеджмент – это, по сути, налоговое планирование.

Сложность понимания природы налога и, следовательно, процесса налогообложения обусловлена тем, что налог является одновременно экономическим, и политическим феноменом реальной жизни. Он накапливает сложный диапазон отношений, который подвергся определенному институциональному развитию из сбора сборов и налогов на основе классовой, а затем политической и правовой зависимости от текущего состояния налогообложения, что присуще полному правовому и правовому статусу всех участников налоговых отношений. Объектом изучения финансового менеджмента являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. Предметом – те процессы, которые составляют содержание управления определенным выше объектом [2;3].

Налоговый менеджмент (управление)касается только той части финансовых ресурсов и потоков, которая соотносится с обязательными и без эквивалентных выплат, подпадающими под действие налогового законодательства. В каком – то смысле можно сказать, что предметом изучения налогового менеджмента является обособленная, специализированная часть предмета финансовой науки и финансового менеджмента.

Объектом налогового менеджмента является система отношений, возникающая по поводу организации и реализации денежного потока от облагаемого налога лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, в пользу государственных органов (государства в лице федеральных и региональных органов власти, а также муниципальных образований). Для целей управления необходимо раскрытие внутренней структуры налогового отношения, позволяя не только его конкретизировать в субъектно-объектном плане, но и определить его интенсивность, регулярность, эффективность реализации с такими требованиями, которые предъявляются к системе налогообложения, таких как достаточность мобилизуемых налоговых поступлений, стабильность, регулярность и других [4].

Раскрыть внутреннюю структуру налогового отношения означает [1]:

1. определить всех участников (субъектов налогового

2. отношения) с выявлением их природы, и специфики на основе учета содержания и направленности их экономических интересов;

3. конкретизировать его элементный состав в разрезе

4. объектов налогообложения и соответствующих им налогов;

5. установить правила формирования налогового обязательства применительно к разным категориям налогоплательщиков;

6. регламентировать процедуру установления и уплаты налогов.

Весь набор субъектов (участников) налоговых отношений может быть сведен к трем формам персонификации: индивидуум, группа, государство. Первые два можно классифицировать как относительно пассивные субъекты, поскольку у них есть достаточно способов уклониться от уплаты всех или некоторых налогов, тем самым проявляя свою субъективную независимость. Это особенность этих участников налоговых отношений, которые необходимо учитывать при управлении налогообложением. Наиболее наглядно экономические субъекты налогового отношения представлены в рамках прямого налогообложения, когда изъятие и перераспределение результатов производства происходит, как принято говорить, у источника. Иное дело, когда речь идет об экономических субъектах косвенного налогообложения, чьи взаимоотношения с противостоящими участниками налоговых отношений не так прозрачны, а опосредованы актами купли-продажи, совершающимися не столь неотвратимо, как внесение сумм подоходных или поимущественных налогов. Другой стороной налогового отношения выступает в зависимости от уровня постановки задачи управления налогообложением либо государство в лице центральной власти или субъекта РФ, либо органы местного самоуправления. Особая роль указанных субъектов как участников налоговых отношений проявляется в том, что они призваны обеспечить приоритет общественного интереса. Особенностью исследуемых отношений является, как уже неоднократно отмечалось, то, что большинство их параметров, в отличие от других форм финансовых отношений, строго регламентированы в виде свода законов общегосударственного уровня и (или) законодательных актов’ регионального или муниципального масштаба. В частности, в законодательном порядке задаются: перечень уплачиваемых налогов, его основные элементы, категории налогоплательщиков, конкретный порядок расчета налогового обязательства по каждому налогу, сроки их уплаты, ответственность за налогово-правовые нарушения и другое. При решении проблем управления в практической плоскости следует иметь в виду, что налоговые отношения – это многоуровневые отношения. При исследовании такого рода феноменов и в ходе решения конкретных задач необходимо учитывать, для объектов, какого масштаба и уровня (государственного, регионального, корпоративного, личностного) осуществляется управление налоговыми отношениями.

Метод налогового менеджмента охватывает:

1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения.

2) совокупность приемов, элементов налогового механизма.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. В сущности, здесь мы говорим о методе налогового права, который характеризуется как властная собственность, обусловленная необходимостью применения однозначных, неселективных (обязательных) норм с целью формирования государственного бюджета [1]. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежание двойного налогообложения и т. д. Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы [3].

Функционально-процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, позволяет уйти от сложившегося на практике представления об управлении налогообложением как оперативном вмешательстве государства в ход сбора налогов и (или) принятии комплекса мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. Под функцией управления налогообложением понимается направление деятельности системы управления налогообложением, отличающееся обособленностью, однородностью и повторяемостью и обеспечивающее достижение объектом управления целей и (или) заданного состояния. Некоторые ученые полагают, что налоговое управление, как и всякое управление, предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом, планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджетной системы и экономики, регулирование налогового процесса, а также реализацию функций анализа и контроля [5].

Исходя из этого, в качестве основных функций управления налогообложением можно выделить следующие:

– планирование и прогнозирование;

А в качестве поддерживающих и обеспечивающих эти функциональные стадии управленческого цикла а) организация и б) мотивация.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно [3]:

1. распределения ресурсов;

2. координации деятельности между отдельными подразделениями;

3. координации с внешней средой (рынком);

4. создания эффективной внутренней структуры;

5. контроля над деятельностью;

6. развития организации в будущем.

Посредством планирования устанавливаются основные направления усилий, которые обеспечивают достижение целей. В результате реализации этой функции управления намечается не только тот результат, который должен быть достигнут управляемой системой (в нашем случае системой налогообложения), но и выбирается эффективный способ достижения намеченного результата. Таким образом, главный смысл налогового планирования состоит в повышении эффективности функционирования системы налогообложения посредством целевой ориентации и выявления эффективных способов достижения целей и задач.

Содержание налогового регулирования теоретики и практики определяют по-разному, что объясняется несколькими причинами. Эта функция является связующим звеном между планированием и контролем, ибо призвана не только детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить, а затем зафиксировать на определенном уровне такую совокупность параметров плана (полную, но не избыточную), которую следует контролировать.Кроме того, в задачи регулирования входит определение в превентивном порядке тех возмущений, которые могут помешать исполнению плановых заданий. Следует подчеркнуть, что методы налогового регулирования имеют отличительные особенности, и связаны они со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям, по существу представляющих собой интегрированную составляющую разнообразных результатов хозяйственной и трудовой деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Теорией и практикой управления установлено, что главным средством, с помощью которого можно с тем или иным успехом устранить неподконтрольность релевантных переменных является мотивация через систему стимулов и (или) антистимулов. В свою очередь, антистимулы требуют принуждения. По этой причине методы налогового регулирования должны в обязательном порядке содержать мотивационные элементы и опираться на законодательные нормы, определяющие все стороны налогового производства и ответственность за их нарушение. Следует отметить, что мировая налоговая практика наработала целый комплекс стимулирующих и дестимулирующих методов и средств, которые позволяют сконструировать режим налогообложения, наиболее адекватный поставленным задачам [3].

Завершает перечень основных функций управления налогообложением – контроль. Контроль предполагает, во-первых, выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за обозначенный период времени, во-вторых, сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами и применение действий, направленных на устранение выявленных отклонений от запланированного состояния. Применительно к проблематике управления налогообложением налоговый контроль представляет собой завершающую стадию процесса управления налогообложением, предполагающую систематическую, конструктивную деятельность органов управления налогообложением по обеспечению исполнения бюджетно-налоговых заданий. В последние годы положение стало меняться. Контроль в управлении налогообложением, как собственно в процессе управления любым объектом, занимает существенное место. В процессе налогообложения налогоплательщики (организации и физические лица) допускают разнообразные нарушения по объективным или субъективным причинам, что при массовом характере таких нарушений может привести к срыву исполнения бюджетно-налоговых заданий по объемам поступлений и срокам. На налоговые органы возложена функция контроля за выполнением фискально-обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, связанным в первую очередь с исчислением и уплатой налогов, а также надзором и контролем за ведением налогоплательщиками учета своих доходов и расходов [5].

Для полноты понимания всего спектра проблем управления налогообложением необходимо четко представлять, что все рассмотренные выше функции имеют две общие характеристики: все они при их реализации требуют принятия решений и информированности [3]. Принятие решений – это выбор того, что и как планировать, организовывать, контролировать, с помощью какой мотивации обеспечить реализацию указанных функций. Именно это, в общих чертах, и составляет содержание менеджмента. Коммуникационную структуру системы управления налогообложением образуют связи между налогоплательщиками и многочисленными органами управления (налоговой администрацией, органами законодательной и исполнительной власти и т.п.) по законодательной, бухгалтерской, отчетной и другой информации [4].

Таким образом, управление налогообложением – это наиболее социально выраженная сфера управленческих решений [1]. Это объясняется не только тем, что основные участники налоговых отношений (налогоплательщики и государство) имеют разнонаправленные интересы при уплате налогов и сборов, но и тем, что недостатки в управлении налогообложением затрагивают своими последствиями все общество: государство в целом и отдельные его регионы, отрасли непроизводственной сферы, межбюджетные отношения регионов с федеральным центром, непосредственно каждого члена общества. Все это может привести, в конечном счете, к кризисным состояниям экономики, к социальной напряженности в обществе.

Содержание

  1. Понятие финансового менеджмента
  2. История финансового менеджмента
  3. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента
  4. Какую роль играет финансовый менеджмент в организации
  5. Финансовый механизм
  6. Объекты и субъекты финансового менеджмента
  7. Цели и задачи финансового менеджмента
  8. Функции и методы финансового менеджмента
  9. Методы финансового менеджмента
  10. Информационное обеспечение финансового менеджмента
  11. Проблемы финансового менеджмента
  12. Оценка эффективности финансового менеджмента
  13. Базовые показатели финансового менеджмента

Цели и стратегии финансового менеджмента направлены на развитие результативности работы организации.

Понятие финансового менеджмента

Это управление средствами компании, для реализации стратегических и тактических целей.

Действия направлены на поднятие эффективности используемых методов работы. Чтобы понять, что же такое финансовый менеджмент, нужно ознакомиться с его аспектами.

  • подробный анализ финансового состояния и денежных потоков;
  • разработка и реализация антикризисных ходов, которые помогают предотвратить работу в минус;
  • оценочная деятельность, без которой невозможно принимать антикризисные решения;
  • анализ потенциала инвестиций, который позволяет минимизировать шансы убыточного вложения.

Если обобщить, работа в данной сфере дает возможность ответить на вопросы о том, откуда берутся деньги и что с ними делать дальше. Успешный бизнес не может быть таковым, если не расширять его границы, не рисковать, инвестируя в новые проекты.

История финансового менеджмента

Потребность в грамотной аналитике существовала всегда, но четкие правила работы вырисовывались только в ХХ веке.

На протяжении многих лет люди учились тому, что сейчас можно освоить за несколько лет. Путем беспрерывных проб и ошибок инвесторы и меценаты пытались вычислять перспективные проекты. В 1960-е годы официально появилась прикладная дисциплина «финансовый менеджмент», позиционирующая себя как наука, посвященная методологии и технике управления бюджетом организации.

Развитие направления можно разделить на 3 этапа:

  • Первый: дореволюционная Россия. Официально здесь подобные науки отсутствовали, но этот период служил своеобразным палеолитом: периодом формирования правил «выживания» на суровом рынке. Здесь сформировалось 2 главных направления: финансовые вычисления (сформировались во время развития капитализма) и анализ баланса.
  • Второй: с 1917-х до 1990-х годов, выделяется многочисленными политическими реформами, которые привели к отрицательному влиянию на развитие данной науки. Социалистическая экономика не давала шанса на эволюцию менеджмента.
  • Третий: с 1990-х годов до наших дней. Благодаря процветанию капитализма, развитие науки обрело обороты: с каждым годом появляется больше и больше методов, которые зачастую не разглашаются.

Благодаря детальному анализу доступной в интернете информации, удалось собрать популярные советы и методики, с которыми можно ознакомиться далее.

Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента

Чтобы вникнуть в основы и обрести базу финансового менеджмента, необходимо ознакомиться с терминологией:

  • предмет финансового менеджмента – деньги организации и финансовые отношения компании;
  • корпорация – объединение физических и юридических лиц для достижения цели;
  • корпоративные финансы – средства, которые позволяют демонстрировать особенности характера финансовых отношений, возникающих в процессе формирования и распределения ресурсов.

Также необходимо ознакомиться с базовым материалом – теорией рациональных ожиданий. В ХХ веке появилась теория «Рациональные ожидания и теория движения цен», которая способствовала развитию описанной в статье науке. Ее даже назвали отцом экономической революции. Также в этот период выходит «Теория адаптивных ожиданий». Данные работы используются по принципу снежного кома: в будущем на них будут наращивать новые знания и развивать сферу все больше и больше. Отличие заключается в том, что теория адаптивных ожиданий базируется на анализе исключительно ретроспективной информации, в то время как теория рациональных ожиданий предусматривает работу с доступными источниками.

Данную науку можно рассматривать с трех углов:

  1. Система управления деньгами;
  2. Орган управления;
  3. Форма предпринимательской деятельности.

Какую роль играет финансовый менеджмент в организации

Финансовый менеджмент можно рассматривать как полноценную систему управления.

К выбору работника на данную должность рекомендуется подходить ответственно. В противном случае, компанию ожидают многочисленные провальные инвестиции и убытки. Роль финансового и инновационного менеджмента играет роль в формировании потенциального размера прибыли компании.

Финансовый механизм

Механизм включает в себя методы формирования, планирования и рационального вложения полученных денег.

Условно механизм можно разделить на 4 составляющих:

  1. Проведение проверок касательно работы организации со стороны государства;
  2. Изменение данных в связи с нестабильной ситуацией на рынке;
  3. Внутреннее изменение планов;
  4. Конкретные способы реализации целей, к которым пришел менеджер после анализа предоставленной (или найденной) информации.

К конкретным тактикам есть смысл прибегать только после обработки всех данных.

Объекты и субъекты финансового менеджмента

Ранее в статье фигурировали термины «объект» и «субъект». Это ключевые термины, которые заслуживают отдельного внимания. Поэтому они не были внесены в список главных понятий.

Объектом финансового менеджмента называют то, на что направлена деятельность. Ими являются в том числе средства и финансовые отношения компании.

Субъекты, в данном случае, это источники любой деятельности. Это те люди, которые занимаются поиском информации и ее загрузкой в систему. В их обязанности также входит обработка полученных данных. Утвержденное на подобную должность лицо обязано еще и вести отчетность по поводу целесообразности конкретных действий.

Цели и задачи финансового менеджмента

  • работа над поднятием стоимости и оценки организации;
  • прирост прибыли;
  • фиксация организации в конкретном сегменте рынка, обеспечение работы и возрастающего дохода, который будет стремиться исключительно вверх (минимизирование работы на уменьшение прибыли, что не позволит допустить банкротства);
  • улучшение условий работников компании, обеспечение людей социальными пакетами и т. п;
  • совершение грамотных инвестиций, которые окупятся в будущем и будут составлять немалую долю прибыли.

Если говорить про задачи по финансовому менеджменту, можно выделить следующие пункты:

Функции и методы финансового менеджмента

Чтобы лучше понять принципы работы финансового менеджмента, рекомендуется более подробно ознакомиться с каждым методом:

Методы финансового менеджмента

Если цели каждой функции достигнуты – задача финансового менеджера будет считаться выполненной.

Разумеется, нельзя единожды сделать работу хорошо и надеется на то, что дальше все будет работать само по себе. Работа не должна замораживаться, при чем ее качество должно быть беспрерывно достойным. Бизнес — это не объект, это процесс.

Чтобы достичь хороших результатов в описанных выше аспектах, можно воспользоваться одним из методов финансового менеджмента:

В списке описаны только распространенные методы, которые служат в качестве базы. На самом деле их намного больше.

Информационное обеспечение финансового менеджмента

Информация должна быть из первоисточника!

Передается она по двум каналам: внутреннему и внешнему.

Ее направления можно описать в нескольких пунктах:

  1. Политическая и экономическая ситуации в стране.
  2. Рыночная ситуация, положение конкурентов.
  3. Состояние компании.

Грамотный сбор и обработка информации – залог успеха.

Проблемы финансового менеджмента

В Российской Федерации недавно было проведено исследование, в ходе которого удалось выявить следующие проблемные моменты:

  • частая нехватка денег;
  • неправильное составление бизнес-плана;
  • плохая оценка рисков;
  • устаревшая система обучения в университетах.

Оценка эффективности финансового менеджмента

Не всегда получается полноценно оценить прогресс. В начале даже минимальный прирост может быть большим в процентном соотношении. Если первое время прирост прибыли составляет несколько сотен процентов – не нужно считать, что таким же он должен оставаться и в будущем. Важно понимать, что одно дело довести до такого результата нулевую компанию, где даже минимальная прибыль уже становится огромной (в процентах) и совсем другое – устоявшиеся предприятие.

Возникает вопрос: каким прирост должен быть и что делать, если доход упал

Падение дохода не свидетельствует о плохой работе финансового менеджера. На это может повлиять ряд обстоятельств. Работа данного специалиста входит в их число, но уж точно не выступает единственной причиной.

А вот если говорить про норму прироста – здесь нужно смотреть ситуативно. Не существует единого алгоритма, который способен рассчитать «нормальный» показатель. Этим должны заниматься опытные аналитики.

Базовые показатели финансового менеджмента

  • добавленная стоимость (сумма, которая рассчитывается из цены созданной продукции за отчетный период);
  • брутто-результат (разница добавленной стоимости и расходов);
  • нетто-результат (разница брутто-результата и денег, потраченных на организацию баланса);
  • экономическую рентабельность (чистая прибыль).

Если каждый из этих показателей в норме – проблем с развитием возникнуть не должно. При соблюдении рекомендаций по поводу реализации каждой функции финансового менеджмента, можно добиться продуктивности работы предприятия любой бизнес-ниши.


Налоговый менеджмент, выполняющий соответствующую функцию в системе управления, сегодня является одним из подвидов финансового менеджмента. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности. В то же время, налоговый менеджмент – это, по сути, налоговое планирование.

Сложность понимания природы налога и, следовательно, процесса налогообложения обусловлена тем, что налог является одновременно экономическим, и политическим феноменом реальной жизни. Он накапливает сложный диапазон отношений, который подвергся определенному институциональному развитию из сбора сборов и налогов на основе классовой, а затем политической и правовой зависимости от текущего состояния налогообложения, что присуще полному правовому и правовому статусу всех участников налоговых отношений. Объектом изучения финансового менеджмента являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. Предметом – те процессы, которые составляют содержание управления определенным выше объектом [2;3].

Налоговый менеджмент (управление)касается только той части финансовых ресурсов и потоков, которая соотносится с обязательными и без эквивалентных выплат, подпадающими под действие налогового законодательства. В каком – то смысле можно сказать, что предметом изучения налогового менеджмента является обособленная, специализированная часть предмета финансовой науки и финансового менеджмента.

Объектом налогового менеджмента является система отношений, возникающая по поводу организации и реализации денежного потока от облагаемого налога лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, в пользу государственных органов (государства в лице федеральных и региональных органов власти, а также муниципальных образований). Для целей управления необходимо раскрытие внутренней структуры налогового отношения, позволяя не только его конкретизировать в субъектно-объектном плане, но и определить его интенсивность, регулярность, эффективность реализации с такими требованиями, которые предъявляются к системе налогообложения, таких как достаточность мобилизуемых налоговых поступлений, стабильность, регулярность и других [4].

Раскрыть внутреннюю структуру налогового отношения означает [1]:

1. определить всех участников (субъектов налогового

2. отношения) с выявлением их природы, и специфики на основе учета содержания и направленности их экономических интересов;

3. конкретизировать его элементный состав в разрезе

4. объектов налогообложения и соответствующих им налогов;

5. установить правила формирования налогового обязательства применительно к разным категориям налогоплательщиков;

6. регламентировать процедуру установления и уплаты налогов.

Весь набор субъектов (участников) налоговых отношений может быть сведен к трем формам персонификации: индивидуум, группа, государство. Первые два можно классифицировать как относительно пассивные субъекты, поскольку у них есть достаточно способов уклониться от уплаты всех или некоторых налогов, тем самым проявляя свою субъективную независимость. Это особенность этих участников налоговых отношений, которые необходимо учитывать при управлении налогообложением. Наиболее наглядно экономические субъекты налогового отношения представлены в рамках прямого налогообложения, когда изъятие и перераспределение результатов производства происходит, как принято говорить, у источника. Иное дело, когда речь идет об экономических субъектах косвенного налогообложения, чьи взаимоотношения с противостоящими участниками налоговых отношений не так прозрачны, а опосредованы актами купли-продажи, совершающимися не столь неотвратимо, как внесение сумм подоходных или поимущественных налогов. Другой стороной налогового отношения выступает в зависимости от уровня постановки задачи управления налогообложением либо государство в лице центральной власти или субъекта РФ, либо органы местного самоуправления. Особая роль указанных субъектов как участников налоговых отношений проявляется в том, что они призваны обеспечить приоритет общественного интереса. Особенностью исследуемых отношений является, как уже неоднократно отмечалось, то, что большинство их параметров, в отличие от других форм финансовых отношений, строго регламентированы в виде свода законов общегосударственного уровня и (или) законодательных актов’ регионального или муниципального масштаба. В частности, в законодательном порядке задаются: перечень уплачиваемых налогов, его основные элементы, категории налогоплательщиков, конкретный порядок расчета налогового обязательства по каждому налогу, сроки их уплаты, ответственность за налогово-правовые нарушения и другое. При решении проблем управления в практической плоскости следует иметь в виду, что налоговые отношения – это многоуровневые отношения. При исследовании такого рода феноменов и в ходе решения конкретных задач необходимо учитывать, для объектов, какого масштаба и уровня (государственного, регионального, корпоративного, личностного) осуществляется управление налоговыми отношениями.

Метод налогового менеджмента охватывает:

1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения.

2) совокупность приемов, элементов налогового механизма.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. В сущности, здесь мы говорим о методе налогового права, который характеризуется как властная собственность, обусловленная необходимостью применения однозначных, неселективных (обязательных) норм с целью формирования государственного бюджета [1]. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежание двойного налогообложения и т. д. Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы [3].

Функционально-процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, позволяет уйти от сложившегося на практике представления об управлении налогообложением как оперативном вмешательстве государства в ход сбора налогов и (или) принятии комплекса мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. Под функцией управления налогообложением понимается направление деятельности системы управления налогообложением, отличающееся обособленностью, однородностью и повторяемостью и обеспечивающее достижение объектом управления целей и (или) заданного состояния. Некоторые ученые полагают, что налоговое управление, как и всякое управление, предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом, планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджетной системы и экономики, регулирование налогового процесса, а также реализацию функций анализа и контроля [5].

Исходя из этого, в качестве основных функций управления налогообложением можно выделить следующие:

– планирование и прогнозирование;

А в качестве поддерживающих и обеспечивающих эти функциональные стадии управленческого цикла а) организация и б) мотивация.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно [3]:

1. распределения ресурсов;

2. координации деятельности между отдельными подразделениями;

3. координации с внешней средой (рынком);

4. создания эффективной внутренней структуры;

5. контроля над деятельностью;

6. развития организации в будущем.

Посредством планирования устанавливаются основные направления усилий, которые обеспечивают достижение целей. В результате реализации этой функции управления намечается не только тот результат, который должен быть достигнут управляемой системой (в нашем случае системой налогообложения), но и выбирается эффективный способ достижения намеченного результата. Таким образом, главный смысл налогового планирования состоит в повышении эффективности функционирования системы налогообложения посредством целевой ориентации и выявления эффективных способов достижения целей и задач.

Содержание налогового регулирования теоретики и практики определяют по-разному, что объясняется несколькими причинами. Эта функция является связующим звеном между планированием и контролем, ибо призвана не только детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить, а затем зафиксировать на определенном уровне такую совокупность параметров плана (полную, но не избыточную), которую следует контролировать.Кроме того, в задачи регулирования входит определение в превентивном порядке тех возмущений, которые могут помешать исполнению плановых заданий. Следует подчеркнуть, что методы налогового регулирования имеют отличительные особенности, и связаны они со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям, по существу представляющих собой интегрированную составляющую разнообразных результатов хозяйственной и трудовой деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Теорией и практикой управления установлено, что главным средством, с помощью которого можно с тем или иным успехом устранить неподконтрольность релевантных переменных является мотивация через систему стимулов и (или) антистимулов. В свою очередь, антистимулы требуют принуждения. По этой причине методы налогового регулирования должны в обязательном порядке содержать мотивационные элементы и опираться на законодательные нормы, определяющие все стороны налогового производства и ответственность за их нарушение. Следует отметить, что мировая налоговая практика наработала целый комплекс стимулирующих и дестимулирующих методов и средств, которые позволяют сконструировать режим налогообложения, наиболее адекватный поставленным задачам [3].

Завершает перечень основных функций управления налогообложением – контроль. Контроль предполагает, во-первых, выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за обозначенный период времени, во-вторых, сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами и применение действий, направленных на устранение выявленных отклонений от запланированного состояния. Применительно к проблематике управления налогообложением налоговый контроль представляет собой завершающую стадию процесса управления налогообложением, предполагающую систематическую, конструктивную деятельность органов управления налогообложением по обеспечению исполнения бюджетно-налоговых заданий. В последние годы положение стало меняться. Контроль в управлении налогообложением, как собственно в процессе управления любым объектом, занимает существенное место. В процессе налогообложения налогоплательщики (организации и физические лица) допускают разнообразные нарушения по объективным или субъективным причинам, что при массовом характере таких нарушений может привести к срыву исполнения бюджетно-налоговых заданий по объемам поступлений и срокам. На налоговые органы возложена функция контроля за выполнением фискально-обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, связанным в первую очередь с исчислением и уплатой налогов, а также надзором и контролем за ведением налогоплательщиками учета своих доходов и расходов [5].

Для полноты понимания всего спектра проблем управления налогообложением необходимо четко представлять, что все рассмотренные выше функции имеют две общие характеристики: все они при их реализации требуют принятия решений и информированности [3]. Принятие решений – это выбор того, что и как планировать, организовывать, контролировать, с помощью какой мотивации обеспечить реализацию указанных функций. Именно это, в общих чертах, и составляет содержание менеджмента. Коммуникационную структуру системы управления налогообложением образуют связи между налогоплательщиками и многочисленными органами управления (налоговой администрацией, органами законодательной и исполнительной власти и т.п.) по законодательной, бухгалтерской, отчетной и другой информации [4].

Таким образом, управление налогообложением – это наиболее социально выраженная сфера управленческих решений [1]. Это объясняется не только тем, что основные участники налоговых отношений (налогоплательщики и государство) имеют разнонаправленные интересы при уплате налогов и сборов, но и тем, что недостатки в управлении налогообложением затрагивают своими последствиями все общество: государство в целом и отдельные его регионы, отрасли непроизводственной сферы, межбюджетные отношения регионов с федеральным центром, непосредственно каждого члена общества. Все это может привести, в конечном счете, к кризисным состояниям экономики, к социальной напряженности в обществе.

Принудительные платежи, возлагаемые на предприятия государством как носителем вер–ховной власти в виде платы за государственные услуги, являются существенной частью их рас–ходов. Влияние налогов на деятельность предприятия в конечном итоге сводится к изме–нению экономической эффективности работы предприятия.

Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с органи–заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хо–зяйственного ведения или оперативного управ–ления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интере–сах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должност–ными лицами юридически законных действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Предмет налогового менеджмента – на–логовая политика, определяющая уровень налого–обложения, и ее практическая реализация.

Объект налогового менеджмента – хо–зяйствующие субъекты (налогоплательщики).

Информационная база налогового ме–неджмента формируется в системе финан–сового, налогового и управленческого учета.

Элементы налогового менеджмента – налоговое планирование, включая междуна–родное; экспертиза налоговых схем; налоговый консалтинг; налоговое право, включая защиту интересов в налоговых органах и арбитражном суде.

Инструменты налогового менеджмента:

1) стратегические – мониторинг проектных пакетов нормативных актов, оценка государ–ственной налоговой политики и прогноз на этой основе возможного развития событий; обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики; разработка учетной по–литики с учетом действующего законодатель–ства, внутрифирменного стратегического менеджмента и налоговых последствий ее реализации; учет налоговых обязательств при разработке контрактных схем и многова–риантность схем управления финансовыми и информационными (документооборотом) потоками; оценка рисков по различным прог–раммам действий и налоговых обязательств при наступлении форсмажорных обстоя–тельств, прогноз эффективности применяе–мых мер;

2) оперативные – еженедельный мониторинг нормативных актов и комментариев специа–листов; разработка сетевого графика испол–нения налоговых, финансовых и иных обяза–тельств с учетом установленного налогового календаря и контроль за его исполнением; ре–гулярный налоговый анализ и оценка эффек–тивности налогового менеджмента.

В литературе встречаются различные мето–дики определения налоговой нагрузки на хозяй–ствующие субъекты. Некоторые методики оценки налогового бремени.

1. Тяжесть налогового бремени оценивается отношением всех уплачиваемых налогов к выруч–ке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). Этот показатель вы–являет долю налогов в выручке от реализации.

2. Каждая группа налогов в зависимости от ис–точника, за счет которого она уплачивается, имеет свой критерий тяжести налогового бремени. Нало–говое бремя рассчитывается по формулам:

где В – выручка от реализации (себестоимость + прибыль);

Ср – затраты на производство реализован–ной продукции без учета налогов;

Пф – фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее.

3. Налоговое бремя можно определять как долю отдаваемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельном предприятии. Налог сравнивается с источником уплаты. Этот показа–тель позволяет «усреднить» оценку налоговой на–грузки для различных типов производства.

4. В данной методике предлагается различать абсолютную и относительную налоговую нагрузку.

Абсолютная налоговая нагрузка – это налоги и страховые взносы, подлежащие пере–числению в бюджет и во внебюджетные фонды. Относительная налоговая нагрузка – это.

отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, т.е. доля налогов и страховых взносов, включая недоимку, во вновь созданной стоимости.

Источником уплаты налоговых платежей, как и в предыдущих методиках, признается до–бавленная стоимость. Добавленная стои–мость – стоимость товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления, т.е. за вычетом потребления ради последующего производства. На уровне отдельной организации вновь создан–ную стоимость предлагается исчислить следую–щим образом:

ВСС = В – МЗ – А + ВД – ВР или ВСС = ОТ + СО + П + НП,

где ВСС – вновь созданная стоимость;

В – выручка от реализации товаров, продук–ции, работ, услуг; МЗ – материальные затраты; А – амортизация; ВД – внереализационные доходы; ВР – внереализационные расходы (без уче–та налоговых платежей); ОТ – оплата труда;

СО – отчисления на социальные нужды; П – прибыль предприятия; НП – налоговые платежи. Относительная налоговая нагрузка (ДН) определяется по следующей формуле:

Управление затратами и результатами – составная часть финансового менеджмента. Основными концепциями управления затрата–ми являются:

1) концепция затратообразующих факто–ров. В основу концепции положены функцио–нальные (операционные) и структурные затратообразующие факторы. Функциональ–ные (операционные) факторы связаны со спо–собностью компании успешно функционировать (все виды внутрифирменных ресурсов (мощно–стей) и эффективность их использования, а так–же вовлеченность рабочей силы в процесс по–стоянного усовершенствования, комплексное управление качеством и т.п.). Структурныые фак–торы – масштаб деятельности и объем инвести–ций, горизонтальная и вертикальная интегра–ция и т.п. При некоторых допущениях возможно определение влияния на за–траты каждого такого фактора;

2) концепция добавленной стоимости. В рамках данной концепции составляющие за–трат рассматриваются на всех стадиях добав–ления стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией соб–ственной продукции, работ и услуг. Ключевым моментом такого подхода является макси–мизация разницы (добавленной стои–мости) между закупками и реализацией;

3) концепция цепочки ценностей исходит из необходимости выхода за пределы фирмы для эффективного управления затратами и пере–носит акцент в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами фирмы. Управ–ление затратами на основе добавленной стои–мости, с одной стороны, начинается слишком поздно и не позволяет использовать в своих интересах связи с поставщиками, так как многие управленческие решения могут быть сведены на нет из-за их несогласованности с цепочкой ценностей поставщиков; с другой стороны, заканчивается слишком рано и упус–кает все возможности использования связей с клиентами, так как для успешного позицио–нирования на рынке необходимо учитывать не только собственные затраты, но и затраты потребителя после покупки товара или полу–чения услуги;

4) концепция альтернативности затрат, или затрат упущенных возможностей, осно–вывается на том, что любое финансовое ре–шение принимается в результате сравнения альтернативных затрат, а практическая реа–лизация всякого управленческого решения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта;

5) концепция трансакционных издержек. Отличительной чертой концепции является тот факт, что в любой экономике есть два вида издержек: производственные (опера–ционные) и трансакционные. Трансакцион-ные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению.

Кризис – крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприя–тии), угрожающее ее устойчивости в окружающей среде.

Симптомы кризиса – первоначальные, внешние проявления кризисных явлений, кото–рые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно уста–новить.

Антикризисное управление призвано решать следующие группы проблем.

Первая группа включает проблемы распозна–вания предкризисных ситуаций.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизне–деятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятель–ности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кри–зисной ситуации.

Третья группа проблем – проблемы прогно–зирования кризисов и вариантов поведения со–циально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой инфор–мации и разработки управленческих решений.

Четвертая группа проблем включает кон–фликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации.

Суть антикризисного управления выра–жается в следующих положениях: кризисы мож–но предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предва-

рять, отодвигать; к кризисам можно и необхо–димо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искус–ства; кризисные процессы могут быть до опре–деленного предела управляемыми; управление процессами выхода из кризиса способно уско–рять эти процессы и минимизировать их послед–ствия.

Свойства системы антикризисного управ–ления – гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управле–ния; склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности; диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических призна–ков эффективного управления в сложных ситуа–циях; снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы; усиление интеграцион–ных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потен–циал компетенции.

Особенности системы антикризисного управления – мобильность и динамичность в использовании ресурсов проведении измене–ний, реализации инновационных программ; осу–ществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управ–ленческих решений; повышенная чувствитель–ность к фактору времени в процессах управле–ния, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций.

В процессе хозяйственной деятельности многие предприятия (особенно крупные) высту–пают субъектами международного рынка капи–тала. Основные аспекты международного финансового менеджмента.

1. Международные источники финанси–рования. Основными способами получения иностранных долгосрочных инвестиций являют–ся прямое валютное инвестирование, создание совместных предприятий, эмиссия евроакций и еврооблигаций, открытие кредитной линии, процентные и валютные свопы, опционы:

1) прямое валютное инвестирование (Fo–reign Direct Investment) является одним из инструментов деятельности ТНК и подразу–мевает полное финансирование иностранной компанией деятельности своего филиала за рубежом. При этом могут передаваться за рубеж любые виды активов, включая управ–ленческий персонал и ноу-хау;

2) создание совместных предприятий (Inter–national Joint Ventures) – более реалистич–ный способ получения иностранных инвестиций. В каждой стране существует свое законода–тельство, регулирующее деятельность сов–местных предприятий;

3) эмиссия евроакций и еврооблигаций (Euro-equity and Eurobond Market) пред–полагает выпуск ценных бумаг с целью раз–мещения их среди иностранных инвесторов. Существуют специальные международные синдикаты, занимающиеся организацией вы–пуска и размещения подобных ценных бумаг, страхованием и выдачей гарантий. В послед–ние годы Россия сделала определенные шаги с целью выхода на евровалютный рынок; 4) валютные свопы Currency swaps) пред–ставляют собой обменные операции нацио–нальными валютами, выполняемые компания–ми, представляющими разные страны. Для того чтобы минимизировать расходы по обслужи–ванию кредитов, компании заключают между собой договор о валютном свопе, т.е. обмене долгосрочными кредитными обязательства–ми в одной валюте на равные обязательства в другой валюте.

2. Отчетность в системе международных источников финансовой информации. В лю–бой стране подготовка отчетности в той или иной степени регулируется государством и (или) про–фессиональными общественными организация–ми. В последние годы бухгалтеры и финансовые менеджеры многих отечественных предприятий столкнулись с необходимостью готовить отчет–ность в форматах, доступных для понимания на Западе. Эта проблема обсуждается в нашей стра–не с разной степенью интенсивности с конца 1980-х гг. и связана в основном с появлением совместных предприятий. Проблема подготов–ки отчетности, доступной для понимания за рубежом, естественно, не является уни–кальной, свойственной только России, это международная проблема. В последнее вре–мя работа по сближению российской и междуна–родной систем бухгалтерского учета значительно интенсифицировалась.

Банкротом считается предприятие, если не–платежи его наблюдаются на протяжении 3 ме–сяцев и более. Перед оценкой предприятия на степень банкротства анализируется структура баланса этого предприятия, которая оценива–ется по двум финансовым показателям.

1. Коэффициент покрытия баланса (харак–теризует ликвидность) рассчитывается как отноше–ние оборотных активов к краткосрочным обязатель–ствам. Оптимальное значение составляет 2.

2. Коэффициент обеспеченности чистым оборотным капиталом оборотных активов.

рассчитывается как отношение чистого оборот–ного капитала к общей сумме оборотных средств. Оптимальное значение равно 0,1 (10 %).

Если оба коэффициента соблюдаются, то структура баланса считается удовлетворитель–ной, в этой ситуации необходимо рассчитать.

коэффициент возможной утраты платеже–способности на ближайшие 3 месяца.

Если коэффициент меньше 1, то предприятие может утратить свою платежеспособность, и если он больше 1, то предприятие сохранит свою пла–тежеспособность.

Если оба коэффициента или один из них не соблюдаются, то структура считается неудовлет–воренной, и в этой ситуации рассчитывается.

коэффициент возможного восстановле–ния платежеспособности на ближайшие 6 месяцев. Если он меньше 1, то платежеспо–собность не будет восстановлена, а если боль–ше 1, то она восстановится.

Коэффициент платежеспособности опре–деляется по формуле:

где КПкг и КПнг – коэффициент покрытия на конец и начало года;

У – период восстановления платежеспособ–ности, равным 6 месяцам, или период утраты платежеспособности, равный 3 месяцам; Т – продолжительность отчетного периода, равного 12 месяцев;

2 – нормативное значение коэффициента покрытия.

В зарубежной практике при прогнозировании вероятности используется формула (модель) Альтмана. Она называется определением Z-сче-та. Для ее определения требуется рассчитать пять коэффициентов:

1) коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами (К1 );

2) рентабельность активов1 (рассчитывается с помощью нераспределенной прибыли) (К2 );

3) рентабельность активов (рассчитывается с помощью прибыли от реализации) (КЗ);

4) доля уставного капитала в заемном капитале(К4);

5) коэффициент оборачиваемости активов (К[5] ).

Все названные коэффициенты должны быть.

помножены на весомые значения Z-счета: К ? 1,2 + К2 ? 1,4 + КЗ ? 3,3 + КЧ ? 0,6 + К5 ? 1. Вероятность банкротства оценивается следую–щим образом при таких значениях Z-счета: 1,8 и меньше – вероятность банкротства очень высокая; 1,9—2,7 – вероятность банкротства средняя; 2,8—2,9 – вероятность банкротства до–пустимая; 3 и больше – вероятность банкротства низкая.

Неотъемлемой частью успеха современных условий хозяйствования является изменение структуры компании. Существует множество различных мотивов, побуждающих компанию предпринимать шаги, ведущие к изменению ее структуры. В основе всегда лежит стремление увеличить благосостояние акционеров.

Источники создания стоимости.

1. Доход от увеличения эффективности работы. Очень часто за счет слияния компаний можно достичь операционной экономии. Устра–няется дублирование функций различных работ–ников, объединяются такие виды деятельности, как маркетинг, учет, снабжение. Чтобы избежать дублирования усилий на какой-либо территории, можно сократить затраты на сбыт продукции. Помимо операционной экономии, слияние мо–жет стать причиной получения экономии за счет масштаба. Последняя наблюдается тогда, когда при увеличении объема производства средние издержки снижаются.

2. Повышение качества управления. Не–которые компании имеют неэффективный аппа–рат управления, в результате чего они получают менее высокую прибыль, чем могли бы. Если ре–структуризация позволит повысить качество управления, то это само по себе достаточно вес–кий аргумент в ее пользу.

3. Информационный эффект. Стоимость в ходе реструктуризации может создаваться по–средством передачи новой информации. Здесь имеется в виду ассиметричная информация, ко–торой обладают руководство (или покупатель) компании и фондовый рынок, на котором обра–щаются акции компании. Если предположить, что акции недооцениваются, то объявление о слиянии может вызвать позитивный сдвиг, т.е. рост стоимости акций компании.

4. Переход выгоды. Причиной изменения благосостояния акционеров может быть переда–ча компанией своих активов владельцам без обя–зательств и наоборот. Если, например, слияние уменьшает относительную изменчивость денеж–ных потоков компании, то владельцы ее долго–вых обязательств выигрывают от повышения вероятности их оплаты. В итоге при прочих рав–ных условиях возрастает рыночная стоимость их обязательств. Напротив, если компания ликви–дирует инвестиции в часть своего предприятия и распределяет поступления среди акционеров, выгода перейдет от владельцев долговых обяза–тельств к акционерам.

5. Влияние налогообложения. Мотивом многих слияний является налогообложение. В случае пролонгации налоговых платежей у компании, имеющей значительный объем на–копленной задолженности по налоговым выпла–там, сомнительны перспективы получить в бу–дущем достаточную для использования этой отсрочки прибыль. При слиянии такой компании с более прибыльной для первой появляется шанс использовать отсрочку более эффективно.

Читайте также: