Если с каждого жителя взимать по 10 рублей на уборку мусора то какой тип налогообложения

Опубликовано: 25.04.2024

Во всех регионах России в 2021 году действует мусорная реформа. Теперь обращение с твёрдыми коммунальными отходами будет происходить по новым правилам.

В чем суть мусорной реформы?

Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и потребления:

  • Жилищный кодекс;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Что ощутили на себе население и организации территорий, где реформа уже работает?

  1. Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень региона.
  2. Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
  3. Собственники отходов обязаны заключить договор с оператором.
  4. Коммунальная услуга по обращению с ТКО выведена в отдельную.
  5. Изменилась схема обращения с отходами.
  6. Претерпела изменения система формирования платежей по данному виду услуги.


Что изменится с введением новой «Мусорной реформы»:

БылоСтанет
Множество различных компаний с неконтролируемыми тарифами.Единый региональный оператор, с единым тарифом регулируемым государством.
Платёж скрыт в строке содержания общего имущества, расчет платежа в зависимости от договора между управляющей компанией и перевозчиком.Чёткий норматив установленный законом. Отдельная строка в платёжке. Услуга становится коммунальной.
Заключение договора добровольное. Как следствие, некоторые люди и организации, которые образуют отходы, не платили за его вывоз.Все юридические и физические лица образователи отходов и обязаны заключить договор (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ).
Бесконечное направление не только на современные полигоны, но и на несанкционированные свалки.Обязательная сортировка всех отходов, размещение только на современных полигонов.

Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?

Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:

  • жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
  • организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.


Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию. Решение о том, каким образом заключить договор (напрямую или через управляющую организацию), собственники должны принять в ходе проведения общего собрания и закрепить его протоколом.

Жители частных домовладений также являются плательщиками услуги по обращению с ТКО и должны самостоятельно заключить с региональным оператором соглашение.

Если собственник отходов по каким-либо причинам не желает подписывать договор, то этот факт не станет освобождать его от уплаты взноса по существующим тарифам. Квитанции будут приходить на основании данных, полученных от муниципалитета.

Кто отвечает за вывоз мусора и утилизацию ТКО?

Ранее, до вступления в силу изменений в законодательстве об отходах, их вывоз осуществлялся организациями, которым жильцы доверили управление своими многоквартирными домами. Эти организации заключали договора и несли ответственность за их исполнение.

С внедрением мусорной реформы такая услуга вышла из тех, что относились к содержанию жилья. Вывоз ТКО теперь коммунальная услуга, которая должна оказываться региональным оператором – организацией, берущей на себя ответственность по вывозу и утилизацию мусора. Осуществляет он это самостоятельно или привлекая субподрядчиков.

Выбор компании происходит на основании конкурса, инициатором которого является орган исполнительной власти региона. Регулируется деятельность регионального оператора ст. 24.6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон).

Тарифы и графа в платежке

Все, кто производит мусорные отходы, обязан вносить плату за обращение с ними. Поскольку эта услуга выведена в самостоятельную, в квитанции для жителей многоквартирных домов появилась новая строка — обращение с ТКО.

Допустимо, чтобы квитанции приходили напрямую собственникам квартир от оператора, но это должно решаться большинством голосов на общем собрании жильцов.

Тариф за ТКО напрямую зависит от норматива образования отходов для каждой из категорий потребителей. Устанавливается норматив для всего региона, соответственно, решение об определении платы принимается на уровне конкретной области или края.

Тариф может применяться из расчета на 1 человека или 1 кв.м. занимаемой площади.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе

Реформа коснулась жителей не только городов, но и малых территорий всей страны. Новые требования Закона едины для каждого, кто образует отходы от своей жизнедеятельности или производственного процесса.


В отличие от собственников многоквартирных домов, где в большинстве случаев договор с региональным оператором заключается в общедомовом порядке управляющей организацией, владельцам частных домов придется заключить договор самостоятельно.

Отметим, что это касается и сельских и городских жителей, а также домов, расположенных на садовых участках. При этом не учитывается факт проживания в нем.

Отличием является лишь тарификация услуги для города и области или частного сектора. Плата для последних устанавливается чуть ниже и исчисляется в зависимости от количества проживающих или площади жилья.

Обязанностью регионального оператора является организация мест, где будет осуществляться сбор мусора в контейнеры. В дальнейшем планируется производить сортировку мусора по категориям, что позволит использовать некоторые виды отходов вторично.

Вопросы и ответы в новом 2021 году

У населения России накопилось множество вопросов с введением «Мусорной реформы» на которые требуют ответы, на некоторые постараемся подробно ответить.

  • при нахождении на лечении в стационаре или санаторно-курортном учреждении – справку учреждения;
  • при нахождении в служебной командировке — копию приказа или справку с приложением копий проездных билетов;
  • при временном пребывании в другом месте (гостинице, общежитии и т.п.) – счет за проживание или документ о временной регистрации по другому месту жительства;
  • при проживании на территории садового или огороднического товарищества – справку, выданную товариществом;
  • при временном нахождении в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном учреждении с круглосуточным пребыванием – справку, выданную учреждением, подтверждающую факт отсутствия в жилом помещении и продолжительность отсутствия.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

С 01.07.2020 были внесены изменения в закон о самозанятых ─ расширен список регионов, в которых можно стать плательщиком НПД (налога на профессиональный доход), теперь это вся территория РФ.

В 2020 году поддержка самозанятых заключалась в предоставлении дополнительных налоговых вычетов в размере 12130 рублей и возврате налога, уплаченного за 2019 год.

Кроме этого, Федеральный закон от 08.06.2020 № 169-ФЗ внес изменения в закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ и приравнял самозанятых граждан к субъектам МСП (малого и среднего предпринимательства), что позволит им получать дополнительную поддержку. О том, какую именно, рассказываем в этой статье.

На какую поддержку могут рассчитывать самозанятые

Закон № 209-ФЗ предусматривает такую поддержку малого бизнеса и физлиц, которые используют спецрежим (НПД):

Финансовая ─ предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП. Также в финансовую поддержку входят кредиты по льготным ставкам.

Предоставление во владение (пользование) государственного или муниципального имущества ─ от земельных участков до транспорта и инструментов. Имущество можно получить даже безвозмездно или на льготных условиях, но использовать его надо только по целевому назначению.

Информационная ─ официальные сайты, где можно узнать о действующих программах для МСП и имуществе, которое можно получить на льготных условиях.

Консультации ─ создание специальных организаций, которые будут отвечать на вопросы из разных сфер (юридические, по налогам и т.д.). Сюда же входит компенсация затрат за консультационные услуги, подтвержденные документально.

Подготовка, переподготовка и обучение работников субъектов МСП.

Закон № 209-ФЗ определяет основные направления поддержки предпринимательства, а конкретные меры устанавливают органы власти разных уровней, например:

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2425 о том, что в 2021 году льготный кредит можно получить под 7% годовых.

Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2021 № 208-Р с рекомендациями региональным и местным властям об увеличении мест нестационарной торговли, объектов для развозных продаж, мест на ярмарках и рынках. Такие меры нужны, чтобы больше самозанятых могло продавать продукты собственного производства.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764 ─ правила получения кредита по льготным ставкам в 2019 ─ 2024 годах и возмещения банкам недополученных доходов.

Актуальная информация о доступных мерах поддержки самозанятых и других субъектов малого бизнеса есть:

Портале бизнес-навигатора МСП. Здесь можно ввести свой ИНН и получить персональные предложения;

региональных сайтах «Мой бизнес», куда можно обратиться за консультацией по программам для МСП и узнать о проводимых мероприятиях.

А в Санкт-Петербурге есть свой Фонд поддержки МСП. С поддержкой фонда можно разобраться с федеральными законами, связанными с организацией и ведением бизнеса, а также с любым режимом налогообложения.

Отличия между ИП на НПД и физлицами-самозанятыми

При изучении конкретных программ поддержки обращайте внимание, на кого они распространяются. Дело в том, что ИП ─ плательщики НПД и самозанятые, которые не являются предпринимателями находятся в разных категориях (ст.14.1 закона № 209-ФЗ). Поэтому и меры поддержки могут отличаться.

Такое разделение связано с тем, что на НПД есть возможность выбора: остаться физлицом или зарегистрироваться как ИП.

Кроме разных программ поддержки, есть и другие отличия плательщиков НПД со статусом ИП от физлиц-самозанятых:

ИП могут открыть расчетный счет и подключить эквайринг для приема платежей картами через терминал или в интернете. Подробнее об этом читайте в статье «Выгодный эквайринг для физических лиц».

Заниматься определенными видами деятельности могут только юрлица или предприниматели, например, чтобы стать водителем такси, нужно зарегистрировать ИП и получить специальное разрешение.

Если эквайринг не нужен и для выбранного бизнеса необязательно быть ИП, то можно оставаться самозанятым физлицом.

Особенности НПД

Напомним, какие права, обязанности и ограничения есть в статусе самозанятых.

Из всех существующих налоговых режимов НПД самый простой и бюджетный:

Плательщики налога на профдоход не платят НДФЛ в размере 13%, а уплата страховых взносов, в том числе пенсионных по желанию ─ перечислять их необязательно.

Чтобы оформить самозанятость, нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или в веб-версии на сайте ФНС.

Рассчитывать сумму налога ─ обязанность налоговых органов, самозанятому нужно только после получения дохода фиксировать сумму в «Моем налоге».

Можно совмещать с работой в найме.

Величина налоговых ставок НПД ─ 6% при работе с организациями, 4% ─ когда самозанятые оказывают услуги физлицам. За счет вычета, размер которого 10 тыс. руб. в год, проводится пересчет налоговых ставок на 2 и 1% соответственно.

Необязательно открывать расчетный счет ─ оплату от заказчиков можно принимать на текущий счет физлица и привязанную к нему карту.

Не нужна онлайн-касса.

Но есть и требования с ограничениями:

Годовой доход не больше 2,4 млн руб.

Продавать можно только товары собственного производства.

Каждому покупателю надо выдавать чек из приложения «Мой налог». Установлены такие сроки ─ при расчетах наличными и картой сразу после оплаты, при безналичных поступлениях на счет, например, от организаций ─ не позднее 9 числа месяца, следующего за расчетным.

Платить налог надо ежемесячно, срок уплаты НПД ─ не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

При заключении трудовых договоров ─ найме сотрудников ─ придется распрощаться с режимом самозанятости.

Нет налоговых каникул ─ периода без налоговых платежей, как, например, по некоторым видам деятельности на патенте или упрощенке.

А еще, согласно ст. 129.13, определена ответственность самозанятых за нарушения порядка и/или сроков передачи сведений о расчетах ─ сумма штрафа составляет 20% от суммы непроведенного через «Мой налог» дохода. А если то же самое произойдет в течение полугода штраф составит уже 100% от суммы расчета.

С какими вопросами поможет МТС Касса

Приходите к нам, когда надумаете сменить статус физлица-самозанятого на ИП ─ плательщика НПД, а может, поменять налоговый режим или даже открыть ООО.

Мы поможем в таких вопросах:

Бесплатная регистрация ИП и ООО в налоговой.

Выбор банка для РКО с учетом особенностей вашего бизнеса. Среди наших партнеров много банков, которые предоставляют выгодные условия по ведению расчетного счета, а также различные бонусы ─ бесплатное обслуживание, кэшбэк до 5% и бонусы до 300 тыс. руб. на развитие бизнеса.

Подключение безналичных платежей через эквайринг и систему быстрых платежей (СБП).

СБП ─ это новый способ приема безналичных оплат от покупателей по сниженной ставке до 0,4% ставке. МТС Касса интегрирована с СБП, и для приема безналичных платежей вам не понадобится терминал эквайринга

Подключение онлайн-бухгалтерии. При небольших оборотах и несложных операциях вы сможете самостоятельно вести учет в специальном сервисе и экономить на бухгалтере. С помощью шаблонов вы будете составлять документы, например, акты выполненных работ и счета на оплату, а всю отчетность для ФНС автоматически подготовит онлайн-бухгалтерия.

Выбор онлайн-кассы, если уйдете с НПД.

Итоги

Введение самозанятости позволило многим людям «заплатить налоги и спать спокойно». НПД ─ выгодный режим, при котором не надо перечислять взносы и сдавать отчетность. Главное ─ не забывать все расчеты с покупателями и заказчиками вносить в приложение «Мой налог». На основании этих официальных доходов в ФНС считают, а самозанятые уплачивают налоги.

Но надо помнить, что на НПД максимальный доход за год ─ 2,4 млн руб. После достижения этой суммы придется менять систему налогообложения, регистрировать ИП или ООО, ставить онлайн-кассу. Чтобы не тратить время на всё перечисленное, приходите к нам, мы поможем.

Остались вопросы? Обращайтесь к нашим специалистам!

1 марта 2021 года вступают в силу новые СанПиН 2.1.3684-21, в которых содержатся в том числе санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских территорий, питьевому водоснабжению, воздуху и жилым помещениям. Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец подготовила обзор новых требований в области обращения с ТКО. Узнайте подробности.

Что будет УК за нарушения требований в области обращения с ТКО

Законодательные акты, на которых основана мусорная реформа

Очередная реформа в жилищно-коммунальной отрасли коснулась вывоза мусора. 1 января 2021 года услуга стала называться «обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО). В закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ (далее 89-фз) внесены соответствующие изменения, появились новые статьи и понятия. Все нормативно-правовые документы о содержании многоквартирного дома доработаны с учетом новых требований законодательства.
В Жилищном кодексе РФ в части 4 статьи 154 появилась «плата за обращение с твердыми коммунальными отходами». В 2021 году Правительством РФ внесены дополнения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила предоставления коммунальных услуг. Претерпели корректировку и другие подзаконные акты.

Кроме того, утверждены Правила:

  1. коммерческого учета объема и массы ТКО (постановление № 505 от 03.06.2016 г.).
  2. проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО (постановление № 881 от 05.09.2016 г.)
  3. обращения с ТКО (постановление № 1156 от 12.11.2016 г.)
  4. определения нормативов накопления ТКО (постановление № 269 от 04.04.2016 г.)
  5. обустройства мест накопления ТКО (постановление № 1039 от 31.08.2016 г.)

Проведена большая законодательная работа на всех уровнях власти, по простой на первый взгляд реформе.

Кто отвечает за вывоз отходов

Жалобы, касающиеся услуг по вывозу мусора, передаются в УК или ТСЖ, если они оформили договор с региональным оператором.

Управляющая компания отвечает за:

  • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;
  • проведение уборки территории в определенный сторонами срок;
  • организацию вывоза и выполнением графика удаления отходов;
  • обеспечение свободного доступа к мусорным контейнерам;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников;

Подписывают договора с региональным оператором, который отвечает за вывоз мусора. Добиваться обеспечения порядка нужно не у водителя мусоровоза, или иного должностного лица, а непосредственно у своей управляющей компании или ТСЖ.

Обратиться можно и напрямую к местному оператору, при условии оформления договора. Оператор отвечает за работу от погрузки, до сброса мусора. Претензии можно направлять устно, письменно, через Интернет. Если результат не получен, пишут жалобу в прокуратуру или суд.

Причины кардинальных изменений закона о мусоре



До реформы вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) являлся услугой по содержанию общедомового имущества. Поэтому требования по оказанию этой услуги регулировались жилищным законодательством. Собственники помещений многоквартирных домов с учетом предложений управляющей организации, либо правления ТСЖ, на общем собрании устанавливают стоимость содержания общего имущества, которая включает в себя и цену на вывоз ТБО.

Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора.



Жилищным Кодексом РФ предусмотрена возможность ежегодного изменения стоимости содержания, но на практике это происходит на много реже. В то время как тариф на вывоз ТБО для мусороуборочных компаний увеличивается ежегодно. В итоге приходилось платить за вывоз мусора больше, чем оплачивали жильцы. Некоторые ЖЭКи и ТСЖ выставляли оплату за мусор отдельной строкой, с ежегодным увеличением тарифа. Однако это противоречило действующему законодательству и, в случае судебной тяжбы, суды обязывали делать перерасчет и возвращать деньги. Все понимали, что это не правильно, но закон есть закон. Муниципалитеты устанавливали тариф на вывоз ТБО для крупных мусороуборочных компаний, охватывающих более 30% общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселениях были разные тарифы. Остальные компании ориентировались на установленные цены, но могли их снижать в борьбе за заказчика или повышать. У рядом стоящих домов, стоимость вывоза могла существенно отличаться. С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали заказчикам различные акции, в виде содержания площадок для сбора ТБО, бесплатного предоставления контейнеров и даже бесплатного оборудования площадок ограждением и навесами.

Неразбериха на контейнерной площадке

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний. Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей. В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом. Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики. Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Обращение с отходами компаний и ИП

Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения. Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.

Если не платить за вывоз мусора

Если договор не заключен, это не повод не платить за вывоз ТКО. Компания не имеет оснований отказать потребителю в обслуживании, следовательно, платить придется. Когда человек отсутствовал более пяти суток, можно обратиться за перерасчетом.

Статья 155, ЖК РФ гласит, если собственник проживает в другом месте, он обязан платить одновременно за два объекта.

При игнорировании требований, по истечении 4-6 месяцев, организация, предлагающая услуги имеет все основания обратиться в суд.

К должнику применяются следующие меры:

  • удержание денег из заработной платы;
  • пенсии;
  • накладывается арест на недвижимость;
  • продажа имущества для компенсации долга;
  • запрет выезда за границу.

На основании принятого решения суда, погасить задолженность нужно в пятидневный срок, в противном случае будет накапливаться исполнительный сбор в виде пенни.

Оплатить можно через почтовые отделения, личный кабинет, банки, терминалы оплаты. Чтобы избежать долгов за коммунальную необходимо оплачивать вовремя.

Суть мусорной реформы

Давно и много говорится о необходимости раздельного сбора отходов, в целях дальнейшей переработки, об опыте зарубежных стран и о последствиях загрязнения почвы на полигонах утилизации. Но в существовавших ранее условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий переработки утилизации. Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на стадии накопления и вывоза, подвигло государство внести изменения, названные в народе Закон о мусорной реформе.

Тарифы на вывоз мусора

Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно. Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП. От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества. Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.

Мусорные площадки МКД: оснащение, уборка, содержание



Убирать мусор с площадок накопления отходов теперь обязан региональный оператор. А вот обеспечить исправное состояние оборудования – собственник земельного участка, на котором она расположена. То есть площадки многоквартирных домов содержат собственники помещений, а площадки на городских улицах ремонтирует муниципалитет. Содержание и уборка мусоропровода, камеры сбора мусора, по-прежнему обязанность ЖЭКа. Это внутридомовое оборудование и контейнера выкатывают на площадку для загрузки в мусоровоз. А вот место загрузки обязан убрать оператор по вывозу отходов. Для этого, вместе с водителем, в каждом мусоровозе присутствует рабочий. Количество контейнеров на площадке и периодичность вывоза региональный оператор определяет самостоятельно, с учетом санитарных норм. Все площадки должны быть зарегистрированы в единой базе. Есть решения и в отношении организации раздельного сбора отходов.

Как правильно установить мусорные контейнеры около частных домов

Если учесть все без исключения правила, выбрать место, которое одновременно устроит жителей частного сектора, и не будет противоречить параграфам СанПиН, довольно сложно. И в этом случае одним из решений могут стать индивидуальные мусорные баки небольшой вместимости, поставленные у каждого частного домовладения.

Не стоит забывать и о реформе, проводящейся в России – раздельный сбор твердых коммунальных и бытовых отходов подразумевает установку двух баков минимум: для сухих (синие контейнеры) и пищевых, органических видов ТБО (серые накопители). Сортировка непищевых видов отходов также может производиться в отдельные накопители.

Но ещё один важный аспект, который стоит помнить – наличие в частном секторе возможности самостоятельной утилизации большей части пищевых отходов. Основную часть органических остатков используют для производства компоста, натурального удобрения. Это главная причина, по которой пропорции в составе мусорной массы существенно отличаются для собственников ИЖС и жителей городских многоквартирных товариществ. Такая особенность ведения хозяйства является весомым основанием к расположению около каждого дома только одного, личного мусорного контейнера, для органических отходов.

В «ТоргКомс-Групп» можно заказать любой из представленных баков разной вместимости

120 литров 140 литров 240 литров 360 литров

Если вариант с расположением малых индивидуальных накопителей для пищевых отходов устраивает жителей улицы, для сбора сухих видов ТБО – стекло, пластик, бумага и картон, металл – стоит организовать установку соответствующих (синих) баков в удобном для всех месте. Обратите внимание, что санитарные нормы не будут нарушены, даже если контейнеры для непищевых видов ТБО будут удалены от домов менее чем на 20 метров.

Сухие отходы не разлагаются, не привлекают уличных животных, насекомых в теплые сезоны, не имеют характерного гнилостного запаха.

Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона

Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, Департаментами цен и тарифов или иными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО определен статьей 24.9 закона 89-фз. В целях применения единого порядка расчетов, Правительство РФ утвердило Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов (пост. № 484 от 30.05.2016 г.). А Федеральная антимонопольная служба разработала Методические указания по расчету регулируемых тарифов(приказ № 1638/16 от 21.11.2016 г.). Ежегодно до 1 сентября региональный оператор и подрядные организации предоставляют в регулирующий орган Предложения об установлении тарифа с приложением необходимых расчетов и отчетности. Далее проводится экспертиза предоставленных документов. Для регоператора устанавливается единый тариф на услугу обращения с отходами. Исходя из этого, он устанавливается индивидуальный тариф подрядчикам на конкретный вид деятельности: сбор, перевозка, сортировка, переработка, утилизация. По этой цене производится расчёт с мусороуборочными предприятиями. Решение об установлении тарифа принимается до 20 декабря, сроком на очередной календарный год и вводится в действие с 1 января. Для отдельных категорий потребителей может устанавливаться льготный сбор. Перечень лиц определяется федеральными и региональными законами и подлежит опубликованию. Как правило, компенсация предоставляется ветеранам ВОВ, инвалидам, многодетным семьям. Получить консультацию о льготе можно в МФЦ и органах социальной защиты. Плата за вывоз ТКО обязательна для всех собственников помещений, частных домов, дачных участков, членов товариществ и кооперативов.
Важно знать! При отсутствии дома свыше 5 дней, можно подать заявление на перерасчет. К нему следует приложить подтверждающие документы: билеты на проезд к месту отдыха или командировки, официальные справки, командировочное удостоверение и т.п.

Важно

Елена Шерешовец заметила, что УО/ТСЖ следует не только изучить нововведения в области обращения с ТКО, но и внедрить их в работу до начала весны, чтобы не получить предписания от надзорных органов. В том числе управляющим домами нужно проверить:

  1. Правильно ли расположены контейнерные площадки на придомовой территории МКД и есть ли у неё ограждение и подъезды.
  2. Соответствует ли новым правилам и нормам размещение урн у подъездов и периодичность их очистки от мусора.

Если вы работаете в домах с ЖБО, ознакомьтесь с требованиями п. п. 18-27 СанПиН 2.1.3684-21 и выполните их, а также следуйте указаниям новых правил в отношении запрета на сжигание листвы и накопление снега на придомовых территориях.

Новые СанПиН 2.1.3684-21 вызывают у управляющих организаций много вопросов: обязательны ли требования, что теперь делать с ТКО, откуда брать деньги на влажную уборку, как проверять качество питьевой воды. На эти и другие вопросы Елена Шерешовец ответит на закрытом мероприятии «Р1» 18 марта. Подробности по ссылке.

Другие важные нововведения реформы

Появление региональных операторов

С изменениями закона введены новые понятия. Одно из них – региональный оператор. Это мусороуборочная компания, которая заключает со всеми собственниками отходов, в пределах территории обслуживания, договор на обращение с ТКО. Она определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет. Как правило, это крупная компания, обеспечивающая наибольший объем вывоза мусора. Все потребители обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по ТКО на его расчетный счет. Остальные мусороуборочные компании, называемые просто «операторами» и являются подрядчиками. Обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Все операторы, включая и регионального, обязаны получить лицензию.

Раздельный сбор мусора

Правительством России принят ряд решений для стимулирования раздельного сбора мусора, что позволит снизить затраты на их дальнейшую сортировку и переработку.

Обратите внимание! Для потребителей, сортирующих мусор, тарифы могут быть снижены.

Появился тариф на обработку отходов, которая включает сортировку, разборку и очистку. Это стимулирует дальнейшее развитие переработки мусора, поскольку не все затраты ранее окупались.

Борьба с несанкционированными свалками

Обязанность ликвидации самовольных свалок лежит на собственнике земельного участка, выявить которого должен региональный оператор. Если собственник не принимает мер по ликвидации в течение30 дней, то региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить затраты собственнику участка, в том числе и через суд.

Вступят в силу новые Санитарные правила и нормы, в том числе в области обращения с ТКО

В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» его ведущая Елена Шерешовец разобрала новые СанПиН 2.1.3684-21. Она рассказала об изменениях в требованиях к сфере обращения с ТКО применительно к работе организация, управляющих недвижимостью:

Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️

Новые СанПиН 2.1.3684-21 утверждёны постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вступают в силу 1 марта и будут действовать до 1 марта 2027 года. Они обязательны для исполнения органами власти, муниципалитетами, юридическими лицами и гражданами, в том числе ИП.

Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень обязанностей управляющих организаций (п. 10 ПП РФ № 491). Поэтому УО следует изучить новые СанПиН 2.1.3684-21. Документ обширный: эксперт подробно разобрала раздел, который касается правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Может ли ТСЖ платить за вывоз ТКО по факту, а не по нормативам

МУСОРНАЯ РЕФОРМА – 2019. Отвечаем на самые часто задаваемые вопросы

Почему так много платим? Кому положены льготы? Куда жаловаться, если не вывозят мусор?

С 1 января 2019 года в России изменились правила вывоза и утилизации мусора. Высокие тарифы, подушевая оплата вместо норматива на жилплощадь, появление неведомых региональных операторов, обещания построить мусороперерабатывающие предприятия и ввести раздельный сбор мусора. И все это новая мусорная реформа.

Федеральный закон №89-ФЗ, по замыслу авторов, должен коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). Однако первые месяцы реализации мусорной реформы показали, что количество вопросов у населения по поводу введения и оплаты новой коммунальной услуги не иссякает.

Многие сочли введение новых правил по обращению с ТКО не иначе как покушением на кошелек гражданина. По стране прокатилась волна возмущений. Вместе с новыми платежками люди получили «космические» тарифы, горы неубранного мусора во дворах и тотальную неразбериху между управляющими организациями и регоператорами.

КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ МУСОРНУЮ РЕФОРМУ?

Идея была благой. Предполагалось, что назначенный на каждой территории региональный оператор по работе с ТКО сделает настоящую «мусорную революцию». Повсюду поставят контейнеры для раздельного сбора мусора, построят мусоросортировочные станции, закроют старые свалки, появятся перерабатывающие заводы. Тут и борьба за экологию, и заслон против несанкционированных свалок, и упорядоченная оплата услуги.

Изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Президент РФ подписал еще в декабре 2015 года. Предполагалось, что с января 2017 года Россия перейдет на новую систему обращения с коммунальными отходами. Будут построены мусороперерабатывающие предприятия, во дворах появятся цветные контейнеры с раздельным сбором отходов: стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов.

Шло время. Регионы до последнего откладывали процедуру назначения региональных операторов, новые полигоны или заводы никто строить не спешил. В итоге реформе определили «дедлайн» – 1 января 2019 года. Наспех определили операторов, приняли на всякий случай высокие тарифы, утвердили с запасом нормативы накопления мусора для каждого россиянина, а в конце января разослали всем новые платежки.

ВАЖНО ЗНАТЬ! С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество). И на нее теперь распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам. Соответственно, на нее будет распространяться и пресловутая индексация, которая применима к тарифам. В 2019 году это произойдет дважды: в январе и в июле.

Часть регионов выхлопотала себе все же плату по квадратным метрам, а не с количества прописанных. Но платить за новую коммунальную услугу обязали всех, включая тех, кто проживает в частном секторе и имеет сад-огород.

ПОЧЕМУ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РАЗНАЯ ПЛАТА ЗА ВЫВОЗ МУСОРА?

В основе платежа за вывоз ТКО лежат утвержденные региональными властями тарифы и нормативы накопления ТКО на одного человека.

Из чего складывается тариф? Его «цена» зависит от ряда факторов, которые в разных регионах отличаются. Это площадь региона, плотности населения, протяженность и качество дорог, наличие вблизи населенных пунктов полигонов, мусоросортировочных станций, заводов и др.

Нормативы накопления ТКО в большинстве регионов дифференцируются даже внутри самого региона. Они, как правило, разные для жителей города, села или садового товарищества. Нормативы могут быть разными даже для жителя многоэтажки и дома барачного типа, находящихся на одной улице.

Сейчас большинство жалоб граждан связаны как с высокими тарифами, так и с завышенными нормативами накопления ТКО, которые в конечном счете влияют на выставляемую в квитанции стоимость.

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПЛАТЫ ЗА ВЫВОЗ МУСОРА?

К сожалению, нет. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязательство по оплате услуги возникло с момента ее предоставления. Причем неважно, заключали вы лично договор с региональным оператором или нет.

Если вы примете самостоятельное решение отказаться от отплаты этой коммунальной услуги, тут же станете должником. За просрочку платежей вам будут начисляться пени, а затем последуют все установленные законодательством неприятные санкции.

ОТДЕЛЬНАЯ ПЛАТА ЗА МУСОР ПРЕДПОЛАГАЛА СНИЖЕНИЕ РАСХОДОВ ПО СТРОКЕ «СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛЬЯ». ЕСЛИ БЕРУТ СТОЛЬКО ЖЕ, КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

Поскольку вывоз мусора теперь выносится в отдельную строку в квитанции, плата за эту услугу должна быть исключена из строки «Содержание и ремонт жилого помещения». Управляющая компания обязана была сделать это сразу же с момента вступления в регионе новых правил утилизации ТКО.

ВАЖНО ЗНАТЬ! В соответствии с п. 8.1. ст. 23 ФЗ 458 от 29.12.2014 (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации ТКО исключается из платы за содержание жилья начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор.

Согласно разъяснениям Министерства строительства и ЖКХ, никаких общедомовых собраний собственников на этот счет проводить не нужно. Размер платы по строке «Содержание и текущий ремонт жилья» должен быть уменьшен ровно на ту составляющую платежа, которая тратилась УК на самостоятельный вывоз мусора.

Более того, УК (ТСЖ/ЖСК) обязана была предупредить собственников об изменении платы за услугу. Причем не позднее чем за 10 дней до того, как изменения вступили в силу. Также по требованию жильцов управляющая организация обязана была предоставить документы, обосновывающие новый размер платы за услугу.

Если вы стали получать квитанцию об оплате за ТКО, а строка за содержание жилья не изменилась, первым делом необходимо подать претензию об исключении платежа и перерасчете за неверные начисления в вашу управляющую организацию. А если УК никак не отреагировала на вашу жалобу и не сделала перерасчет, смело жалуйтесь в Госжилинспекцию. Мало того, что все пересчитают, еще и штраф вам заплатят за неверные начисления. Размер штрафа составит 50% от неверно начисленной суммы.

Согласно изменениям, внесенным в Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденные Постановлением Правительства №416, срок ответа на жалобу в УК составляет три дня.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ВЫВОЗ МУСОРА, ЕСЛИ У ДОМА НЕТ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором они расположены. С 1 января 2019 года выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

А вот если собственники выбрали такой способ управления домом, как непосредственный (без создания ТСН или найма управляющей компании), тогда заключать договор с региональным оператором будет уже представитель дома. По аналогии с другими ресурсниками, напрямую обеспечивающими дом водой, светом, газом и т. д.

КТО БУДЕТ СЛЕДИТЬ ЗА ЧИСТОТОЙ НА КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКЕ?

В новой системе обращения с ТКО обязанность поддерживать порядок на контейнерных площадках возложена на управляющие организации (УК, ТСН, ЖСК).

Если региональный оператор забрал мусор из баков, но на контейнерной площадке грязно, убрать мусор обязана УК. Но если контейнеры переполнены, мусор рассыпан вокруг по той причине, что вовремя не вывезен, привести контейнерную площадку в порядок обязан региональный оператор.

КОМУ ПОЛОЖЕНЫ ЛЬГОТЫ НА ВЫВОЗ МУСОРА И ГДЕ ИХ ОФОРМИТЬ?

Как и на любую коммунальную услугу, на вывоз ТКО для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. На эту услугу распространяется ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищных и коммунальных услуг – ЕДК.

Согласно федеральному законодательству, право на ЕДК имеют следующие категории граждан:

– инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

– инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;

– участники боевых действий;

– лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» и члены их семей;

– семьи с детьми-инвалидами;

– лица, пострадавшие от политических репрессий;

– многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

При этом региональные власти имеют право расширить этот круг лиц, а также увеличить объем предоставляемых льгот.

Если вы уже являетесь получателем ЕДК или субсидий на оплату ЖКУ, определенных региональным законодательством, дополнительно обращаться никуда не требуется – льгота будет учитываться автоматически.

Если вы только что оформили статус льготника, для оформления ЕДК или субсидии на оплату ЖКУ вам необходимо обратиться в МФЦ либо в территориальное управление соцзащиты. Там вам подскажут, какие необходимо собрать документы для оформления льготы.

В БОЛЬШИХ РЕГИОНАХ РАБОТАЕТ НЕСКОЛЬКО РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ. ПЛАТА ЗА УСЛУГУ У ВСЕХ СВОЯ. ЭТО ЗАКОННО?

Размер платы для жителей за услуги регионального оператора по вывозу ТКО зависит от того, на какой территории производятся отходы. У каждой территории региона может быть свой региональный оператор, для которого установлен предельный экономически обоснованный единый тариф на обращение с ТКО.

На тариф могут повлиять дальность расположения мест утилизации и маршрута транспортировки ТКО. Также на стоимости услуги скажется определенный для этой территории норматив накопления мусора гражданами: в мегаполисе он может быть одним, а для отдаленных сел и деревень – другим.

МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ ТАРИФ? ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ПО ТАКОЙ ВЫСОКОЙ СТАВКЕ?

Тариф ТКО формируется исходя из расходов регионального оператора на услуги по сбору, транспортировке ТКО, расходам на заключение и обслуживание договоров с собственниками и управляющими компаниями, утилизацию. Сюда же входят администрирование деятельности, зарплаты сотрудников, автомобили, расходы на бензин и прочее.

По замыслу авторов реформы, в этот же тариф заложены будущие предприятия по переработке отходов, сохранение окружающей среды и т. п. Когда будут расчищать несанкционированные свалки и как теперь утилизируют отходы, пока непонятно, но тарифы уже их предусматривают.

К примеру, в Московской области работает семь региональных операторов. И у каждого определена своя стоимость услуги по вывозу ТКО. Стоимость тарифа колеблется от 616,39 до 949,56 рубля за кубометр мусора.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Тариф ТКО регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Есть еще Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16.

Можно ли оспорить несправедливый тариф? Можно. По аналогии и в том же порядке, как и любой другой коммунальный тариф – через обращения в прокуратуру, ФАС и суд.

КАК ОПРЕДЕЛЯЛСЯ НОРМАТИВ НАКОПЛЕНИЯ? ГДЕ ПРОВЕРИТЬ, ЧТО ОН СПРАВЕДЛИВЫЙ?

Нормативы накопления ТКО устанавливают органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления поселений или городских округов.

Предполагалось, что в течение определенного времени местные власти будут осуществлять мониторинг накопления отходов на конкретных контейнерных площадках или полигоне. Это было необходимо для того, чтобы понять, сколько «производит» мусора горожанин, житель деревни или дачник, который бывает на своем огороде только с мая по октябрь.

На основании данных об объемах накапливаемых отходов должна была определяться периодичность вывоза мусора с конкретной мусорной площадки.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Процедура сбора таких данных с учетом сезонных изменений регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр.

Как на практике производились замеры, на основании которых были установлены нормативы, сказать сложно. Однако проверить, насколько корректно был определен норматив для конкретной территории, можно.

Для этого необходимо получить в местном органе самоуправления данные о результатах замеров и экономическом обосновании норматива. Если выявлены факты нарушений в ходе процедуры замеров, то оспорить этот норматив можно будет только при обращении в прокуратуру, ФАС и суд.

К примеру, в Орловской области тариф на вывоз ТКО для всех территорий одинаковый, но норматив накопления – разный. Каждый житель многоэтажки платит 78,24 рубля в месяц, житель частного сектора в городе – 97,79 рубля, а житель сельской местности – 88 рублей. Много это или мало, можно понять только в сравнении с тем, что было.

Жители многоэтажек до старта реформы платили за вывоз мусора 24 рубля в месяц, жители частного сектора в городе – 74 рубля. Жители большинства сел и деревень самостоятельно занимались утилизацией отходов и вообще не платили за вывоз мусора.

ДОЛЖНЫ ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР НА ВЫВОЗ МУСОРА СНТ?

Да. Обязанность заключить договор с региональным оператором возложена абсолютно на все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы. Среди них садоводческие и огороднические товарищества. СНТ оплачивают услугу по утвержденному местными органами самоуправления нормативу. Обратите внимание, что норматив накопления ТКО должен был определяться с учетом сезонных объемов накопления.

ГДЕ ОБЕЩАННЫЙ РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА? ВСЕ СВАЛИВАЮТ В ОДИН КОНТЕЙНЕР. КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

В связи с тем, что мусорная реформа в разных регионах страны протекает по-разному, обязательство сортировать мусор у граждан с 2019 года не возникло. Большинство контейнерных площадок в регионах действительно все еще не оборудованы соответствующими баками. И по обыкновению за мусором приезжает один мусоровоз.

На претензии законопослушных граждан звучит объяснение: дескать, сортировка мусора производится. Бумагу, картон и стекло оператор отделяет от общей массы отходов на сортировочной станции. Так это или нет? Несмотря на то что в нашу платежку «вбили» все затраты по утилизации ТКО, проверить этот факт сложно. А что говорит закон?

ВАЖНО ЗНАТЬ! Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Таким образом, готов региональный оператор или нет, но площадки накопления должны соответствовать требованиям законодательства.

НЕ ХВАТАЕТ МУСОРНЫХ БАКОВ. ВСЕ ВРЕМЯ ПЕРЕПОЛНЕНЫ. КТО ОБЯЗАН УСТАНОВИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ?

Обязанность убирать места погрузки ТКО возложена на регионального оператора. При переполненном контейнере жалоба подается региональному оператору. А вот определяет схему размещения мест накопления ТКО и ведет их реестр орган местного самоуправления.

В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок. Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создает на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории. Если территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома, управляющая домом организация должна обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

В случае несогласия жителей со схемой размещения или дефицитом контейнерных площадок необходимо жаловаться в муниципалитет.

ЖЭК ОТКАЗЫВАЕТСЯ СНИЖАТЬ СТАВКУ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ. ГОВОРИТ, ВСЕ РАВНО НАМ СОДЕРЖАТЬ ПЛОЩАДКУ И ВЫВОЗИТЬ КРУПНОГАБАРИТНЫЙ МУСОР. ЭТО ЗАКОННО?

Действия УК незаконны! В соответствии с Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и Постановлением Правительства от 25 августа 2008 года №641, крупногабаритные отходы – это твердые коммунальные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в мусорные баки. К ним относятся мебель, строительный мусор, крупная бытовая техника и т. п.

Поскольку они являются частью ТКО, за вывоз крупногабаритных отходов также отвечает региональный оператор. В подобных случаях жалуйтесь в ГЖИ.

МУСОР ВЫВОЗИТСЯ НЕРЕГУЛЯРНО. КТО ВИНОВАТ? КОМУ ЖАЛОВАТЬСЯ?

Тут двойное нарушение. И обоюдная ответственность за неисполнение своих прямых обязательств как управляющей компании, так и регионального оператора. УК обязана обеспечивать надлежащее состояние общедомового имущества и придомовой территории. А региональный оператор – исполнять свои обязанности по вывозу и утилизации отходов.

Если столкнулись с таким нарушением, обращайтесь с жалобой на бездействие УК в Госжилинспекцию.

На нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при содержании контейнерных площадок жалоба подается в территориальный орган Роспотребнадзора. Срок ответа – до 30 дней.

Если не вывозят мусор, подаем претензию в исполнительные органы власти региона. Как правило, это местный департамент или Министерство ЖКХ. Также граждане вправе обратиться в ГЖИ. Срок ответа – до 30 дней.

В случае несогласия с величиной тарифа на услуги регионального оператора необходимо подать жалобу в региональный комитет/службу по тарифам субъекта.

Во всех случаях, при несогласии с полученными ответами по обращениям, можно подать жалобу в органы прокуратуры субъекта. Срок ответа – до 30 дней.

В НАШЕЙ ДЕРЕВНЕ НИКОГДА И НИКТО МУСОР НЕ СОБИРАЛ. ТЕПЕРЬ ПОСТАВИЛИ ОДИН КОНТЕЙНЕР ЗА 2 КИЛОМЕТРА ОТ МОЕГО ДОМА. КАК МНЕ ТУДА МУСОР НОСИТЬ?

Схему размещения мест накопления ТКО определяют органы местного самоуправления. Реестр мест накопления ТКО ведут также органы местного самоуправления. Для определения количества контейнеров должны были учитываться численность населения, нормы накопления отходов и срок их хранения.

Необходимые образцы заявлений для данной инструкции вы можете заполнить и скачать в электронном виде по следующей ссылке .

Читайте также: