Если работаешь за границей надо ли платить налоги в казахстане

Опубликовано: 14.05.2024

Письмо Министерства финансов РФ № 03-04-06/99477 от 19.12.2019

Минфин России в письме от 19.12.2019 г. № 03-04-06/99477 разъясняет об уплате НДФЛ при получении доходов от работы по найму в Республике Казахстан.

Договор ЕАЭС

C 2015 года между Российской Федерацией, Республиками Беларусь, Казахстана и Армении действует Договор от 29.05.2014 года о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 12 августа 2015 года к ЕАЭС присоединилась Киргизская Республика.

Получается, участниками Договора о ЕАЭС являются:

При продаже товаров между государствами Евразийского экономического союза нет таможенного контроля, не взимаются таможенные пошлины и сборы.

Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров, (выполнении работ, оказании услуг) между государствами ЕАЭС регулируется нормами Договора о ЕАЭС и положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору.

При этом нормы указанных международных соглашений имеют приоритет перед Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

НДФЛ и работники из ЕАЭС

К трудовым доходам иностранных граждан государств-участников должны применяться те же правила налогообложения, что и к гражданам страны, в которой эти иностранцы работают. В соответствии со ст. 73 Договора доходы должны облагаться по ставкам, предусмотренным для физлиц-налоговых резидентов той страны, где работает гражданин государства ЕАЭС.

Например, если граждане государств ЕАЭС работают по найму в России, то с первого дня работы их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Имеется в виду выполнение обязанностей как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам.

Однако нужно учесть, что такие работники могут воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после того, как приобретут статус налогового резидента. А именно, им нужно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Но при этом если работники из указанных государств не являются налоговыми резидентами, а их доходы не связаны с работой по найму, то применяется налоговая ставка в размере 30%.

Страховые взносы

Выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений гражданам государств ЕАЭС (в том числе и временно пребывающим в РФ), облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты россиянам.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС они имеют то же социальное обеспечение, что и граждане государства трудоустройства.

Соглашение между РФ и Казахстаном

Чиновники напоминают о Соглашении. Еще в октябре 1996 года Россия и Казахстан подписали Конвенцию об избежании двойного налогообложения.

В соответствии со статьей 15 Конвенции доходы от работы по найму могут облагаться налогом в стране источника дохода, если работник находится там более 183 дней за 12 месяцев. Если период нахождения на территории другого государства не превышает 183 дней за 12 месяцев, то налог с доходов, полученных на территории другого государства, уплачивается только в стране резидентства работника. Работодатель при этом должен быть налоговым резидентом Казахстана.

Это значит, если гражданин России поехал работать в Казахстан, но остается налоговым резидентом РФ, НДФЛ он должен уплачивать только в России.

Доход, полученный в иностранной валюте, нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату получения дохода.

Минфин России в комментируемом письме отмечает, если физлицо утрачивает статус налогового резидента РФ и признается налоговым резидентом Казахстана, то статус должен быть подтвержден соответствующим сертификатом.

Таким образом, для уплаты НДФЛ важен налоговый статус работника. Поэтому в конце года следует определить окончательный налоговый статус физического лица по времени его нахождения в РФ за этот год: если он находился в РФ 183 и более дней, – резидент, если менее – нерезидент.

Какими документами подтвердить резидентство

Время пребывания в России можно подтвердить документом, удостоверяющим личность, с отметками пограничного контроля о въезде-выезде.

Если при пересечении границы такие отметки не ставятся (например, на границе с Белоруссией, Казахстаном, Арменией - в силу Договора о Евразийском экономическом союзе), то подтверждающими документами могут быть авиа- и железнодорожные билеты, квитанции из гостиниц.

Кроме того, время пребывания в России можно подтвердить договорами, справками с места работы от предыдущих работодателей, выписками из табелей учета рабочего времени, приказами о командировках, путевыми листами, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания) и др.

Таким образом, документами, которые подтверждают статус налогового резидента могут быть:

копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

квитанции о проживании в гостинице;

внутренние документы организации.

Напомним также, с 01.07.2017 г в обязанности налоговых органов вменена выдача по заявлению налогоплательщика ему или его представителю документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ (подп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ). А приказом ФНС России от 07.11.2017 г № ММВ-7-17/837@ утверждены форма такого заявления, форма данного документа, а также порядок и формат его представления в электронной форме или на бумажном носителе.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации - граждане государств - членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.

Гражданин РК работает за границей. В адрес лица было получено письмо с налогового комитета, о том, что физическое лицо является самозанятым.

Какие налоговые обязательства возникают у физического лица в данном случае?

Касательно налоговых обязательств физического лица в РК в отношении доходов, полученных за пределами РК:

В соответствии с положениями пп. 17) ст. 321 Налогового кодекса РК в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов, в т.ч. другие доходы, полученные из источников за пределами РК.

Согласно положениям ст. 338 Налогового кодекса РК другими доходами из источников за пределами РК признаются все виды доходов, не указанных в пп. 1) – 16) ст. 321 Налогового кодекса РК, полученных (подлежащих получению) налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода от лица, не являющегося налоговым агентом, и не являющихся доходами из источников в РК независимо от места выплаты.

Таким образом, гражданин РК, работая за границей, получает доход из источников за пределами РК.

Учитывая положения пп. 2) п. 1 ст. 356 Налогового кодекса РК, по доходам, указанным в пп. 13) – 18) ст. 321 Налогового кодекса РК исчисление и уплата в бюджет ИПН осуществляется физическим лицом самостоятельно.

При этом, исходя из положений п. 2 ст. 356 Налогового кодекса РК доход, подлежащий налогообложению физическим лицом самостоятельно, полученный (подлежащий получению) в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту РК с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате, начиная с которой доход подлежит получению.

Вместе с тем, положениями п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РК сумма ИПН с доходов, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно, исчисляется путем применения ставки, установленной ст. 320 Налогового кодекса РК (10%), к сумме соответствующего вида облагаемого дохода физического лица.

Т.к. доход гражданина РК, полученный из источников за пределами РК, входит в вышеуказанный диапазон видов доходов, по которым физические лица должны самостоятельно исчислять и уплачивать ИПН в бюджет, то данный гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить ИПН с доходов, полученных за пределами РК по ставке 10%.

Если физическое лицо получает доход за пределами РК в иностранной валюте, то в целях исчисления ИПН данное физическое лицо пересчитывает свой доход по рыночному курсу валют, размещенному на сайте Национального Банка РК на даты получения таких доходов.

В соответствии с п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РК суммы уплаченных за пределами РК налогов на доходы или иного иностранного налога, аналогичного ИПН (далее по тексту - иностранный подоходный налог), с доходов, полученных физическим лицом-резидентом из источников за пределами РК, подлежат зачету в счет уплаты ИПН в РК в порядке, определенном ст. 303 Налогового кодекса РК, в пределах ставки ИПН, при наличии документа, подтверждающего уплату такого иностранного подоходного налога.

Согласно положениям п. 1 ст. 303 Налогового кодекса РК документом, подтверждающим уплату иностранного подоходного налога является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства.

В случае, если справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства, составлена на иностранном языке, обязательно наличие перевода на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, определенном законодательством РК.

При отнесении в зачет сумм иностранного подоходного налога, уплаченных в иностранном государстве, в счет уплаты ИПН налогоплательщик вправе представить указанную справку по требованию налогового органа с целью проведения камерального контроля.

Таким образом, гражданин РК, получивший доход за пределами РК, уже уплатил иностранный подоходный налог с данного дохода в иностранном государстве. Вышеуказанные нормы предоставляют данному гражданину при исчислении ИПН в РК по ставке 10% зачесть сумму иностранного подоходного налога с этого дохода, уплаченного в иностранном государстве. Для этого у гражданина РК должна быть в наличие справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная уполномоченным органом иностранного государства, которую гражданин РК предоставляет по требованию в налоговые органы РК.

При этом, обращаем Ваше внимание, что ставка ИПН в РК составляет 10%, но если гражданин РК с доходов, полученных за пределами РК, удержан иностранный подоходный налог по ставке выше 10%, то такой гражданин имеет право зачесть иностранный подоходный налог в РК только в пределах ставки 10%, действующей в РК.

На основании положений пп. 4) п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РК физические лица, получившие доходы из источников за пределами РК, обязаны предоставлять в налоговые органы декларацию по ИПН (ФНО 240.00).

Исходя из положений п. 1 ст. 364 Налогового кодекса РК вышеуказанная декларация по ИПН (ФНО 240.00) представляется физическим лицом в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (календарным годом).

Т.е. гражданин РК, получивший доход из источников за пределами РК в соответствующем календарном году, обязан предоставить в налоговые органы по месту нахождения (жительства) ФНО 240.00 не позднее 31 марта года, следующего за отчетным календарным годом, в котором был получен такой доход.

В данной ФНО 240.00 гражданин РК должен указать:

- доходы, полученные из источников в РК, за календарный год;

- исчисленный ИПН по ставке 10% в РК;

- зачет иностранного налога в пределах ставки ИПН 10% в РК на основании документа о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная уполномоченным органом иностранного государства.

Согласно положениям пп. 2) п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РК физическим лицом, не являющимся ИП или лицом, занимающимся частной практикой, уплата ИПН по итогам налогового периода осуществляется по месту жительства (пребывания) самостоятельно не позднее 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по ИПН (ФНО 240.00).

Т.е. если у гражданина РК, получившего доход из источников за пределами РК, согласно данным ФНО 240.00 имеется ИПН к уплате (после зачета иностранного подоходного налога), то такой ИПН должен быть уплачен гражданином РК в бюджет по месту жительства (пребывания) самостоятельно не позднее 10 календарных дней после вышеуказанного срока, установленного для сдачи ФНО 240.00.

Касательно исполнения уведомления, полученного от налоговых органов:

В соответствии с п. 1 ст. 114 Налогового кодекса РК уведомлением признается направленное налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства, а также полноты исчисления и своевременной уплаты социальных платежей, контроль за которыми возложен на налоговые органы. Формы уведомлений утверждаются уполномоченным органом.

Виды уведомлений о необходимости исполнения налоговых обязательств указаны в п. 2 ст. 115 Налогового кодекса РК, но из вопроса неясно, какое конкретно, исходя из п. 2 ст. 115 Налогового кодекса РК, уведомление получил гражданин РК, указанный в вопросе.

Налоговое законодательство РК предусматривает:

- исполнение требований в уведомлении – в случае согласия, либо

- обжалование действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов в суде или в вышестоящем налоговом органе – в случае несогласия.

На примере ситуации «россиянин приезжает в Казахстан на работу» менеджер по налогам и праву компании «Делойт» в Казахстане Никита Корольков рассказал об основных налоговых аспектах, которые следует знать человеку, если он решает сменить страну своей работы

Резидентские полномочия

Законодательные изменения последних лет, в частности положения в соглашении государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС), позволяют гражданам одной страны союза проще устраиваться на работу в другой стране-участнице, и все больше людей пользуются этой возможностью. При этом работникам необходимо помнить о дополнительных обязательствах, которые могут возникать в этой связи. Одной стороной таких дополнительных требований являются персональные налоговые обязательства. Поэтому важно предварительно ознакомиться с налоговыми правилами страны командирования и в частности с правилами налогового резидентства. Правильное налоговое планирование позволит избежать неприятных сюрпризов и не даст испортить впечатления от работы за рубежом.

Кто считается налоговым резидентом и что это означает

Налоговый резидент в Казахстане. Налогообложение физических лиц в Казахстане прежде всего зависит от статуса их налогового резидентства, который определяется в каждом конкретном налоговом периоде. Так, если речь идет о персональных обязательствах, то следует рассматривать налоговый период с 1 января по 31 декабря конкретного года.

По общему правилу иностранные граждане, работающие в Казахстане и не имеющие вида на жительство, становятся налоговыми резидентами в том случае, если суммарное количество дней их пребывания в Казахстане будет не менее 183 дней в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде. Таким образом, для определения резидентского статуса нахождение человека в РК может рассматриваться не только в самом налоговом периоде, но и в любом двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в нем. Эта особенность важна, поскольку бывают случаи, когда человек в самом налоговом году находился в Казахстане менее 183 дней, но с учетом двенадцатимесячного периода все-таки достигает его.

Например, если человек начал работать в 2013 году, проработал весь 2014 год и в начале 2015-го уехал из Казахстана, налоговые органы смогут отталкиваться от второго варианта определения резидентства для 2015 года. Так, здесь можно взять любой день нахождения человека в Казахстане в 2015-м и посмотреть назад на 12 месяцев. И если окажется, что хотя бы в одном из этих периодов человек пробыл в Казахстане не менее 183 дней суммарно, то он будет признан резидентом на весь 2015 год. Поэтому людям, которые планируют завершить свое пребывание в Казахстане, лучше сделать это в конце текущего налогового периода, нежели в начале следующего, потому что иначе это может привести к дополнительным обязательствам в году отъезда.

Налоговый резидент в России. Налоговое резидентство для физических лиц в России также определяется в налоговом периоде, равняющемся календарному году. Главное отличие в том, что пребывание человека для определения персональных налоговых обязательств определяется только в самом налоговом периоде без дополнительных оговорок: человек считается резидентом России, если он находился в стране не менее 183 дней в календарном году. Соответственно, если человек пробыл в России по итогам года менее 183 дней, он теряет статус налогового резидента РФ. Основаниями для точного подсчета дней могут служить различные документы, способные подтвердить присутствие человека в той или иной стране, например отметки в загранпаспорте, которые ставят пограничные службы, авиа и железнодорожные, прочие билеты или другие документы. И человеку, который знает, что может попасть в пограничную ситуацию с количеством дней пребывания в России и Казахстане (например, россиянину, который работает в казахстанской компании, но должен часто летать в Россию по рабочим делам), следует, во-первых, внимательно считать дни, проведенные в каждой стране, а во-вторых – хранить документальные подтверждения своих перемещений. Чтобы этот процесс был упорядочен, лучше вести календарь поездок, чтобы правильно планировать время в зависимости от ситуации человека.

Налоговый нерезидент в России и Казахстане. Может возникнуть такая ситуация, что человек не будет налоговым резидентом ни в России, ни в Казахстане. Например, россиянин работает в казахстанской компании, но должен по служебной надобности часто и подолгу находиться в третьих странах. Для таких людей вести календарь своих перемещений особенно важно.

Во-первых, у них могут накопиться обязательства также перед третьими странами. Так, в некоторых странах можно стать резидентом в случае суммарного накопления дней пребывания в течение нескольких лет.

Во-вторых, налоговые обязательства сотрудников могут повлиять на корпоративное налогообложение: если сотрудник находился в той или иной стране не менее 183 дней, то у компании могут возникнуть налоговые обязательства в связи с риском образования постоянного представительства в другой стране, так как по общему правилу компании должны платить налоги на бизнес там, где они работают на постоянной основе.

В-третьих, важный момент для самого работника – налогообложение его доходов из источников. В России подлежат налогообложению доходы налоговых нерезидентов из источников в России. В Казахстане также облагаются только его доходы из источников в Казахстане. И каждая следующая страна, где бывал этот человек, тоже может проверить, есть ли у человека налоговые обязательства перед ней по доходам из источника. В итоге человек может нигде не признаваться налоговым резидентом, но его доходы по-прежнему могут облагаться налогами в этих странах. Это справедливо в отношении доходов, которые были там получены, то есть если эти страны стали источниками этих доходов. Важно отметить, что доходами из источников в конкретной стране обычно признается доход за работу или услуги, если они были оказаны и (или) предоставлены в ней, независимо от места его выплаты.

Таким образом, в случае если трудовой договор у человека был заключен в Казахстане и он в течение своих многочисленных командировок получал вознаграждение за работу на казахстанского работодателя, то такое вознаграждение будет в первую очередь считаться доходом из источников в Казахстане и будет облагаться индивидуальным подоходным налогом в Казахстане, несмотря на то что физически этот человек мог находиться в другой стране.

Международное законодательство

Следует также учесть, что помимо национального законодательства стран существуют нормы международного права, которые могут превалировать над казахстанскими требованиями. В их числе соглашения об устранении двойного налогообложения, которые позволяют избежать дополнительных обязательств для человека в некоторых случаях – например, там, где доходы человека могут подлежать обложению налогами в двух странах одновременно. Между Россией и Казахстаном есть такой договор. Он подразумевает, что если по национальным правилам и России, и Казахстана человек считается налоговым резидентом каждой из них и его общемировой доход должен облагаться налогами в обеих странах, то можно применить положения этого договора, чтобы все же определить страну, имеющую приоритет при обложении того или иного дохода человека.

Для того чтобы выяснить, резидентом какой страны следует признавать человека, он должен ответить на ряд вопросов, которые позволят точно определить, какая страна будет иметь преимущественное право на налогообложение его доходов. Отвечать на эти вопросы необходимо в строгой последовательности до тех пор, пока нельзя будет утвердительно ответить в отношении только одной страны. Например, первый вопрос связан с наличием у человека постоянного жилища в обеих странах (на праве собственности или иных правах владения). Сюда может включаться как арендованное имущество, так и принадлежащее человеку на праве собственности. Главное, чтобы оно было доступно человеку для проживания в любое время года. Если собственное жилье сдано в долгосрочную аренду и, соответственно, недоступно для проживания владельцу, то уже нельзя считать это жилье постоянным для целей данного вопроса.

Положения соглашения изначально применяются физическими лицами самостоятельно. Также человек сам оформляет подтверждающие документы из налоговых органов соответствующих стран. При этом, как видно из примера выше, порой могут возникать вопросы по применению данных положений. Если возникнут сложности с правильным истолкованием текста положений, можно обратиться к комментариям Организации экономического содействия и развития (ОЭСР), содержащим рекомендации по трактовке норм конвенций в различных случаях. Но следует помнить, что комментарии носят лишь рекомендательный характер для России и Казахстана, так как последние не входят в ОЭСР на данный момент.

Календарный счет

Следует знать, что день прилета и день отлета считаются как полный день, независимо от того, в какой момент суток человек прибыл или отбыл из страны. Фактически получаются ситуации, когда один и тот же день может считаться днем, проведенным как в одной, так и в другой стране. Для людей, работающих вахтовым методом и путешествующих регулярно и подолгу, это может быть особенно актуально. Они сами или их работодатель могут спланировать их поездки исходя из того, требуется ли человеку остаться на несколько дней дольше в своей «домашней» стране, чтобы достигнуть резидентского статуса «дома» или, наоборот, нерезидентского статуса в «гостевой» стране. Например, человек ездит на вахту по 30 дней, и перед последней парой месяцев он может посмотреть, какова его текущая ситуация с резидентским статусом. Например, если он приедет в следующую вахту, станет ли он резидентом другой страны или нет, а затем – требуется ли ему это или нет. И в зависимости от того, какова его личная ситуация, человек может повлиять на статус своего налогового резидентства, планируя и согласовывая с работодателем свои дни пребывания в России и Казахстане соответственно.

Казалось бы, зачем работодателю заниматься детальным планированием поездок каждого сотрудника. Здесь следует понимать, что человек отправляется в другую страну зачастую не по собственной инициативе, а по рабочей необходимости, потому что работодатель заинтересован, чтобы определенный работник выполнил свою работу именно в той или иной стране. Исполнение персонального налогового обязательства лежит непосредственно на самом работнике, но ответственные работодатели предпочитают заранее рассмотреть все возможные обязательства как для компании, так и для сотрудника, чтобы избежать нежелательных последствий и дополнительных расходов. Например, с людьми, которых отправляют на длительную работу за рубеж, могут проводить ознакомительные сессии, где объясняют основные правила налогообложения в стране командирования, а также рассказывают о том, как они будут применяться в их конкретных случаях, предоставляют поддержку по подготовке и подаче персональных налоговых форм в отчетные годы за период работы специалистов.

Детали международного налогообложения также часто прописываются в дополнительных соглашениях с сотрудниками, которые позволяют определить последствия для работников и работодателя и разграничить их ответственность. При отсутствии такого подхода работодатель может поставить и сотрудника, и себя в затруднительное положение, сопряженное с затратными налоговыми последствиями, чему ни работник, ни сам работодатель не будут рады. Потенциальный конфликт на этом основании может привести даже к тому, что работник перейдет на работу к более социально ориентированному работодателю.

Разница между налоговыми резидентами и нерезидентами

У налоговых резидентов и нерезидентов существуют различные обязательства по подаче налоговой отчетности, имеются различия в ставках налогообложения, а также различные возможности в применении налоговых льгот.

Если иностранный гражданин стал налоговым резидентом Казахстана в отчетном году (детали определения налогового резидентства см. выше), то он будет обязан подать декларацию при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

Первое – получение дополнительного дохода из источников в Казахстане, который не был обложен налоговым агентом.

Налоговый агент – это индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, юридическое лицо, в том числе юридическое лицо-нерезидент, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Если говорить о трудовых отношениях, то обязательства по исчислению, удержанию и перечислению налогов, а также их декларированию лежат на конкретном налоговом агенте. Поэтому если человек получает только зарплату, дополнительно декларировать ее в персональной налоговой декларации ему не требуется. Необходимо декларировать только дополнительный необложенный доход. Это, например, может быть доход от сдачи в аренду недвижимости физическому лицу.

Второе условие – получение каких-либо доходов из-за рубежа. Это условие включает как доходы от работодателя, так и дополнительный персональный доход. Например, россиянин в 2015 году до мая жил и работал в России, потом переехал в Казахстан и стал налоговым резидентом Казахстана. В этом случае ему в налоговой декларации необходимо отразить доход от своего работодателя в России. Или же если у человека имеются дивиденды, полученные из зарубежной компании, или после отъезда на работу в Казахстан он сдал квартиру в аренду на время работы, то такие доходы будут также подлежать декларированию и налогообложению в Казахстане.

Третье условие – наличие денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Казахстана.

Данное требование включает в себя любые банковские счета, баланс на которых положителен на 31 декабря отчетного года. Счета с отрицательным балансом декларировать не надо.

Важно, что такое обязательство не несет дополнительной налоговой нагрузки, кроме необходимости декларирования.

Если же человек является налоговым нерезидентом Казахстана, то он декларирует только дополнительные доходы, которые не были обложены налоговым агентом. Если же таких доходов нет, то обязательств по подаче декларации у него не будет возникать.

Сама персональная налоговая декларация подается один раз в год. Она подается по итогам отчетного года вплоть до 31 марта включительно. Дополнительные налоги, если таковые есть по декларации, необходимо уплатить не позднее 10 дней с момента подачи декларации, то есть не позднее 10 апреля. Если декларация подается с использованием электронного ключа, то срок подачи можно отсрочить на 30 дней, но срок уплаты налога сдвинуть нельзя.

Отдельный вопрос – налоговые ставки. Для налоговых резидентов – физических лиц – существуют две ставки в Казахстане: 10% на все типы доходов, кроме дивидендов. К дивидендам применяется ставка в 5%. Если же мы говорим о нерезидентах, то это 5% (например, услуги международной перевозки), 15% (например, дивиденды) и 20% (например, консультационные услуги) в зависимости от типа дохода. Важно, что доход, полученный по трудовому договору от работодателя в Казахстане, всегда облагается по ставке 10%, независимо от статуса налогового резидентства работника.

В отношении налоговых вычетов следует отметить, что по общим правилам международного налогообложения на вычеты и налоговые льготы могут претендовать только налоговые резиденты этих стран. Это справедливо и для России, и для Казахстана.

В России, например, базовая нерезидентская ставка подоходного налога на доход от работодателя составляет 30% вместо 13%, применяющейся для налоговых резидентов. Есть и некоторые другие ограничения, так что если человек уезжает надолго из России и, соответственно, может потерять статус налогового резидента, ему следует подумать о том, чтобы воспользоваться налоговыми преимуществами, пока он остается налоговым резидентом. Например, при продаже недвижимости он сможет воспользоваться имущественным налоговым вычетом и снизить базу для целей подоходного налога. Став налоговым нерезидентом, он не сможет воспользоваться налоговыми льготами до тех пор, пока не произойдет восстановления статуса налогового резидентства.

Еще один важный момент для людей, уезжающих из России, – изменение ставки налогообложения при смене резидентства. Например, россиянин работал по трудовому договору в начале 2015 года, потом трудовой договор у него закончился, он переехал в Казахстан, заключил здесь трудовой договор, проработал в Казахстане до конца года и по итогам года был признан налоговым резидентом в Казахстане, но потерял статус налогового резидента в России. Из-за того что он теряет статус налогового резидента РФ, у него образуется разница в налоговых обязательствах за счет того, что пока он работал в России, его доход от работодателя облагался по ставке 13%, а по итогам года устанавливается, что тот же доход должен облагаться по ставке 30%. В этом случае человеку самому придется по итогу года урегулировать дополнительно возникшие у него обязательства – подать персональную налоговую декларацию и уплатить налог на образовавшуюся разницу в России.

Территория ответственности

Следует отметить, что срок исковой давности в Казахстане составляет 5 лет. Таким образом, если в течение этого срока с момента возникновения обязательства налоговыми органами будет обнаружено правонарушение, к человеку будут применять санкции. Помимо упомянутых выше административных предупреждений и штрафа можно также выделить санкции за сокрытие объектов налогообложения – штраф в размере 150% от суммы налогов, подлежащих уплате по сокрытому объекту, а также штраф за занижение сумм налогов в декларации налогообложения в размере 10 месячных расчетных показателей (около 20 тыс. тенге для 2015 года). При этом с человека будет взиматься также пеня за каждый день просрочки в осуществлении платежа, если таковой имелся по декларации. Вопрос правильности применения налоговых положений не всегда тривиален, но чтобы избежать необходимости оспаривать требования налоговых органов, рекомендуется заблаговременно обращаться за пояснениями к самим налоговым органам, которые уполномочены помогать налогоплательщикам разъяснениями положений налогового кодекса Казахстана, или к налоговым консультантам, которые могут оказать квалифицированную помощь не только в разъяснении имеющихся обязательств, но и оказать поддержку в их исполнении на практике.

Стоит сказать, что внимательно следить за правильным и своевременным исполнением своих налоговых обязательств становится все более актуально с каждым годом, тем более что сейчас в Казахстане приближается время внедрения всеобщего декларирования для физических лиц. В 2018 году у рядовых налогоплательщиков будут присутствовать требования по подаче отчетности за 2017 год в отношении активов и обязательств, а уже в следующем году, то есть 2019-м – обязательство по подаче декларации по доходам и имуществу. Таким образом, иностранным физическим лицам, в том числе россиянам, планирующим надолго связать себя с Казахстаном и получить гражданство или вид на жительство, рекомендуется иметь «чистую» фискальную историю, чтобы спокойно войти в систему и не быть объектом повышенного риска, подлежащим регулярным проверкам.

Важно понимать, что незнание закона не будет освобождать человека от ответственности, поэтому перед принятием решения об отъезде на работу следует учесть вопросы, связанные с налогообложением – «предупрежден - значит вооружен».

Артем Тимошенко

Артем Тимошенко, Партнер Юридической фирмы Unicase

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» предусматривает ряд особых требований и положений, требующих отдельного внимания.

Для начала нужно знать, что в географическом понимании налогоплательщики разделяются на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся физические лица, которые:

постоянно пребывают на территории Казахстана не менее 183 дней в течение года; либо пусть и находятся за рубежом свыше 183 дней, но их центр жизненных интересов остается на родине. В свою очередь, понимается, что «центр жизненных интересов» наших соотечественников находится в Казахстане, если одновременно соблюдаются все три условия:

  • Лицо имеет казахстанское гражданство;
  • Семья или близкие родственники проживают в Казахстане;
  • У нашего соотечественника и членов его семьи имеется недвижимость в Казахстане, которая в любое время доступна для их проживания.

Для точности, необходимо обратиться к Кодексу Республики Казахстан «О браке и семье», чтобы иметь представление, что понимается под понятиями «семья» и «близкие родственники». Термин «семья» подразумевает круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений. При этом, в круг «близких родственников» включают родителей (родителя), детей, усыновителей (удочерителей), усыновленных (удочеренных), полнородных и неполнородных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков.

Таким образом, в отличие от понятия «близкие родственники», понятие «семья» на наш взгляд - довольно сложно в восприятии, поэтому при определении места нахождения центра жизненных интересов нужно быть особенно внимательным.

В итоге мы видим, что, даже не смотря на тот факт, что гражданин Казахстана может работать в другой стране по три – четыре года, он все равно может квалифицироваться как налоговый резидент Казахстана.

Такие налогоплательщики обязаны сдавать налоговую декларацию о доходах с физических лиц[1]. В частности, резиденты Казахстана, которые получили доход за рубежом, а также граждане Казахстана, которые имеют денежные средства на счетах в банках за рубежом, должны ежегодно отчитываться.

В итоге классический пример можно привести со студентами из Казахстана, будучи за рубежом, сталкиваются с ситуацией, когда некоторые арендодатели не доверяют карточкам, которые были выпущены иностранными банками. Решая возникшую проблему, наши студенты вынуждены открывать банковский счет в стране пребывания для перечисления на него денежных средств со своих казахстанских карточек для дальнейшего перечисления денежных средств в оплату арендодателю.

Так вот, как только казахстанский студент открывает счет в иностранном банке, он обязан отчитаться об этом в налоговых органах, предоставив декларацию. Аналогичное обязательство возникает в том случае, если казахстанский студент получает грант или стипендию из зарубежных источников.

Позднее, если у нашего соотечественника центр жизненных интересов будет находиться вне Казахстана, то по истечении 183 дня он будет считаться нерезидентом и освобождается от декларирования.

Случаи непредставления налоговой отчетности налогоплательщиками влекут предусмотренную законодательством административную ответственность в виде предупреждения и последующего штрафа в размере 15 МРП (приблизительно 95 долларов США).

[1] Форма налоговой отчетности 240.00 согласно Правил составления налоговой отчетности (декларации) по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00), утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2014 года № 587 «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления».

Читайте также: