Если правительство снизит налог на прибыль то

Опубликовано: 12.05.2024

В этом году ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. По мнению властей, эта мера значительно облегчит налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса. И суммы в связи с этим называются действительно немалые — 400 млрд. рублей. Именно столько благодаря снижению налога на прибыль останется в распоряжении предприятий и, соответственно, таков будет урон для федерального бюджета. Однако среди экспертов нет однозначного мнения, насколько существенным в действительности окажется эффект от снижения налога на прибыль.

Главным событием этого года в сфере налогообложения стало уменьшение ставки налога на прибыль на 4%. При этом региональная часть осталась без изменений на уровне 17,5%, а федеральная снизилась до 2,5% (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет страны теряет 400 млрд. рублей, которые правительство планирует возместить за счет резервных фондов.

В Налоговый кодекс также внесены изменения, согласно которым порядок расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.

Кроме того, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.

Все эти меры призваны облегчить налоговую нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.

По мнению некоторых аналитиков, 4% — это заметное снижение налога, которое поможет многим компаниям выжить.

Одни эксперты считают, что снижение налога на прибыль не будет иметь никакого значения для бизнеса, поскольку о самих прибылях говорить сегодня очень сложно. И в подтверждение этой позиции есть весомый аргумент — о снижении налога на прибыль речь шла очень давно, и эта мера была призвана увеличить вложения предприятий в развитие производства. Сейчас о каком-либо инвестировании говорить не приходится, а в период стагнации и падения спроса на товары и услуги вряд ли сэкономленные 4% каким-то образом повлияют на финансовое положение дел в компаниях.

Другие эксперты полагают, что снижение налога на прибыль является своего рода прикрытием для того, чтобы не трогать НДС. Налог на добавленную стоимость всегда воспринимался как тормоз для бизнеса, особенно среднего. Большая часть российских предпринимателей считает, что именно НДС является самым проблемным налогом. Речь о его снижении шла еще в сентябре, но чуда так и не произошло.

Тем не менее, некоторые предприниматели и эксперты считают снижение налога на прибыль действенной мерой, подчеркивая, что 4% — это существенный показатель, который облегчит нагрузку на бизнес. Как полагают аналитики ИК «Тройка Диалог», эта мера позволит увеличить чистую прибыль компаний нефтегазового сектора на 5-6%. Например, для компании «ЛУКОЙЛ» снижение налога на прибыль в 2009-2010 гг. будет эквивалентно повышению цены на нефть, соответственно, на 1,15 и 2,75 долларов за баррель. Для «Газпрома» — на 4 доллара за баррель в 2009 г. (эффект для прибыли за 2009 год) и на 1,75 долларов за баррель в 2009-2010 гг. (эффект для прибыли за 2010 год). По мнению экспертов, налоговые послабления окажут существенную поддержку российской экономике.

Многие эксперты считают, что снижение налога на прибыль в период кризиса не будет иметь никакого значения для бизнеса.

Плюсы и минусы изменений в налоговом законодательстве обозначили наши эксперты: член экспертного совета «Деловой России» Михаил Абрамов и финансовый директор девелоперской компании «ОТКРЫТИЕ — Недвижимость» Марина Иммоева.

– Снижение налога на прибыль является одной из антикризисных мер, которая призвана снизить налоговую нагрузку на бизнес. Насколько эффективной, на Ваш взгляд, она окажется?

Марина Иммоева: Говорить о том, насколько действенным окажется снижение налога на прибыль, я могу только на примере собственной компании. Для нас однозначно это изменение в налоговом законодательстве является положительным. В наступившем году мы провели ряд мероприятий по оптимизации расходов, и снижение налога на прибыль до 20% пришлось очень кстати. Мы сумели сохранить рентабельность бизнеса, в частности, благодаря этой мере. Я считаю, что и в кризисное время можно успешно вести бизнес. На мой взгляд, компания, оперативно реагирующая на текущую ситуацию, обладающая оптимизмом, имеет шанс не только выжить, но и развиваться в первую очередь качественно. Это время, когда уже невозможно двигаться по инерции, а необходимо принимать кардинальные меры по оптимизации расходов. Те, кто противятся изменениям и тратят силы на то, чтобы оставить неизменной существующую структуру, обречены на фиаско.

Развиваться при кризисе — значит играть на его условиях: отказаться от того, что есть, и создать нечто качественно новое. В этом состоит суть прогресса. И еще. Обязательно нужно вести инвестиционную деятельность. Еще до кризиса разговоры о снижении налога на прибыль были связаны в основном с тем, что компании смогут «сэкономленные средства» тратить на развитие производства. Это необходимо делать и сейчас, ведь в ситуации, когда инвестиционные проекты выставляются на продажу по минимальным ценам либо отдаются за долги, компании, имеющие свободные средства, могут приобрести лучшие инвестиционные проекты по «смешной» цене и успешно их реализовать, получив существенную отдачу. Этому способствуют два фактора. Первый — это минимальная цена приобретения проекта, а второй — минимальная цена его реализации, ведь поставщики и подрядчики сейчас делают существенные скидки.

Надо сказать, что в сложившейся ситуации на первый план выходят организации, у которых цены не завышены и конкурентоспособны. Владея технологиями и делая ставку на качество, многие из них имеют шанс занять достойное положение на рынке. Для них-то как раз облегчение налогового бремени как никогда кстати. Конечно, снижение ставки НДС оказало бы большую поддержку предприятиям. В настоящий момент многие компании испытывают трудности, работают без прибыли или несут убытки, но при этом обязаны платить НДС в бюджет. Однако сейчас нужно довольствоваться существующим послаблением в налоговом законодательстве. Я думаю, что снижение ставки налога на прибыль выгодно не только тем предприятиям, которые работают в строительной отрасли, но и всем остальным. Как ни крути 4% от прибыли — это значительные суммы даже для средних компаний. Возможно, для них окажется сложным заниматься инвестированием, но это позволит сохранить существующие прибыли в большем объеме, что в кризисный период как никогда важно.

Налог на прибыль является третьим по значимости в России. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам 1-й половины 2008 г. составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%). Однако Министерству финансов пришлось смириться не только с его снижением, но и с другими антикризными мерами.

Михаил Абрамов: Конечно, снижение ставки налога на прибыль — явление положительное. Но вряд ли эта мера будет эффективной в условиях кризиса, ведь многие предприятия уже сегодня не только лишились прибыли, но едва сводят концы с концами. И главные кризисные проблемы: существенное снижение цен на нефть и металлы и снижение спроса на продукцию — остаются нерешенными. Население, не имея денег, не покупает товары. Предприятия, производящие эти товары, не имеют возможности оплачивать труд сотрудников и покупать новые машины и оборудование. Производители машин и оборудования, не имея сбыта, не покупают металл и комплектующие изделия. И так далее. Чтобы решить проблему, необходимо повысить платежеспособный спрос населения, то есть увеличить пенсии и зарплаты низкооплачиваемым работникам. При этом во избежание роста инфляции платежеспособный спрос должен быть уравновешен товарным предложением. Наиболее эффективными способами решения проблемы являются налоговое регулирование (оптимизация налоговых ставок, совершенствование налогового администрирования) и бюджетная политика (государственные расходы, межбюджетное регулирование и т. п.).

Такой инструмент, как «государственные расходы», наше Правительство использует достаточно широко. Предприятия получают средства в форме госзаказа и в форме прямого финансирования. А резервы совершенствования налоговой системы почти не задействованы. Их использование могло бы существенно смягчить воздействие мирового кризиса и способствовать росту экономики. Особенностью экономического спада в нашей стране является то, что он сопровождается ростом инфляции, которая по официальным данным в 2008 году составила 13,3%.

Рост инфляции был бы существенно ниже, если бы наша промышленность увеличила производство одежды, обуви, мебели и другого ширпотреба. Но этого не произошло, так как на предприятиях, выпускающих указанную продукцию, люди не хотят работать из-за низкой зарплаты. А повысить зарплату не представляется возможным, так как вырастет цена, продукция станет неконкурентоспособной рядом с контрабандой и контрафактом, и ее нельзя будет продать. Конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами, добросовестному налогоплательщику очень трудно. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Судите сами. Сегодня чтобы выдать работнику на руки, например, 10 тыс. рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11 494 руб. При этом он платит в бюджет в виде налогов на зарплату — подоходный налог 13% (1494 руб.), ЕСН 26% (2988 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2648 руб.). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17 360 рублей, что на 73,6% больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде надо существенно снизить налоги для производителей ширпотреба, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.

Главная проблема производства — отсутствие оборотных и инвестиционных средств. Решению этой проблемы способствовало бы существенное снижение налогов. Но не для всех, а для обрабатывающих производств, испытывающих острую конкуренцию как на рынке труда, так и с зарубежной продукцией. В первую очередь это целесообразно сделать для легкой и текстильной промышленности, издательской деятельности и производства полиграфической продукции, производства (изготовления) упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, деревообработки и производства мебели, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, медицинской и микробиологической промышленности, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, малого бизнеса, не переведенного на УСН. Для таких предприятий надо снизить ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10%. Надо не раздавать деньги фирмам, а оставить у них то, что они заработали. Расчеты показывают, что общие потери бюджета при снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% не превысят 0,4% ВВП. В свою очередь, рост товарного предложения будет способствовать снижению инфляции.

Если таким же образом снизить налоги для всей обрабатывающей промышленности, где работает по данным Росстата 11,3 млн. человек, то потери будут в четыре раза больше и составят около 1,5% ВВП. Но в результате все только выиграют, потому что с ростом налогооблагаемой базы поступления в бюджет существенно возрастут.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об НДС, снижение ставки которого сегодня действительно облегчило бы налоговую нагрузку на бизнес. «Деловая Россия», к примеру, предлагает снизить ставку НДС до 12%. Минфин, который является противником такой меры, заявляет, что будут велики потери бюджета. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что потери бюджета составят около 2% ВВП. А заместитель Министра финансов Сергей Шаталов сказал, что речь идет о потере одного трлн. рублей. По нашим расчетам потери могут быть существенно ниже. К примеру, если снизить НДС только для отечественной продукции, то потери бюджета составят не более 0,5% ВВП. Кроме того, это повысит конкурентоспособность российского производителя. Так что если бы власти хотели уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, они бы стали снижать не налог на прибыль в период отсутствия прибылей, а НДС.

В Министерстве финансов Российской Федерации считают, что снижение налога на добавленную стоимость — решение деструктивное. Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, НДС — это налог на спрос, который долгое время был выше всех пределов. По словам министра, снижение НДС с 18% до 12-14%, на чем настаивают представители бизнеса, приведет к сокращению доходов бюджета на 2% ВВП.

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Налог на прибыль и его оптимизация

Налог на прибыль платят предприятия на ОСНО: 3% идут в федеральный бюджет, 17% - в территориальный. Контролирующие органы отлично распознают серые “методы оптимизации” налога и с интересом начинают внеплановые проверки в компаниях, которые эти методы применяют.

Среди законных методов уменьшения налога на прибыль есть применение льготных ставок и увеличение расходов, которые принимают к учету для целей налогообложения. Порядок признания расходов прописан в главе 25 НК РФ.

Перечень расходов открытый, так что если ваши расходы отвечают критериям, заявленным в кодексе, их можно учесть, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу. Расходы должны быть обоснованы экономически и подтверждены необходимыми документами. Траты, которые не признаются расходами при расчете налога на прибыль, перечислены в ст. 270 НК РФ.

Льготная ставка по налогу

Есть список льготируемых видов деятельности, которые разрешают применять нулевую ставку по налогу — в федеральный и/или территориальный бюджет:

  • образовательные услуги;
  • медицинские услуги;
  • сельскохозяйственная отрасль;
  • соцобеспечение;
  • участники «Сколково»;
  • с 2021 года — IT-компании.

Льготой можно воспользоваться, если ваша компания выполняет ряд условий (ст. 284.1 НК РФ).

От уплаты налога в федеральный бюджет освобождены организации свободных экономических зон Крыма и Севастополя, порта Владивосток, экономических зон Калининграда и Магадана, туристско-рекреационных кластеров.

А еще для получения льготной ставки есть региональные инвестиционные программы, в которых вы можете участвовать. Также льготниками становятся резиденты технопарков, инновационных центров, индустриальных парков: как правило, они получают льготу по части налога, уплачиваемой в местный бюджет.

Полезные резервы

Компания может создавать резервы: по сомнительным долгам, на оплату отпусков, на выплату ежегодной премии за выслугу лет и другие. Суммы для формирования таких резервов признаются расходами. По сути, это возможность для отсрочки, уменьшения платежа в текущем периоде, чтобы в следующем его уплатить.

Чтобы пользоваться этим методом, в учетной политике для целей налогообложения надо прописать для каждого резерва способ начисления да и сам резерв. Если резерв прописан — его начисляют, если не прописан — начислять его нельзя. Учетную политику не меняют в течение года.

Уменьшение налога на убытки

Убытки прошлых лет помогают уменьшить налог на прибыль (п. 2 ст. 265 НК РФ). Например, в число внереализационных расходов входят потери в виде убытков предыдущих налоговых периодов, которые обнаружены в отчетном периоде.

Сейчас нет ограничения по сумме убытка, который уменьшает налоговую базу текущего периода (федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ). Но есть правило, что убытки погашаются по сроку давности: в первую очередь поздние, затем более ранние. Переносить убыток можно в течение десяти лет.

Аренда и затраты по текущей деятельности

Затраты на аренду, содержание и эксплуатацию помещений, обслуживание основных средств и другого имущества — все это можно отнести к расходам по производству и реализации (ст. 253 НК). Поэтому компании часто “оптимизируют” налог на прибыль, завышая затраты по аренде и текущей деятельности, включая вывоз мусора или уборку помещений.

Маркетологические исследования

Если компания приглашает маркетолога или заказывает исследование рынка агентству, эти услуги можно принять в число расходов в связи с производством или реализацией (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК). Но исследование должно быть связано с вашим производством и реализацией, а главное — должны быть актуальными, иначе налоговики сочтут занижение налоговой базы необоснованным.

Форма в компании

Если вы поддерживаете фирменный стиль с помощью форменной одежды сотрудников, то затраты на нее можно принять в расходы на оплату труда (п. 5 ст. 255 НК). Но тогда вы должны передать форму работникам бесплатно или по сниженной цене с переходом в собственность работника. Придется обосновать экономическую необходимость формы, прописать в трудовых договорах обязательное ношение формы и ее цель. Также изучите письмо Минфина от 1 ноября 2005 г. № 03-03-04/2/99.

Обучение сотрудников

Расходы на подготовку и переподготовку кадров можно списать в прочие расходы по производству и реализации (пп. 1, 3 ст. 264 НК, письмо Минфина России от 30 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/252). Правило работает только для сотрудников, которые работают у вас по трудовому договору.

Можно отправлять работников в российские и иностранные образовательные заведения, которые имеют положенную лицензию. Если лицензии у нет, затраты можно списать в консультационные расходов (п. 15 ст. 264 НК РФ). Плюсы такого мероприятия не только в снижении налоговой базы, еще вы можете принять к вычету НДС с образовательных услуг и уменьшить страховые взносы за работников.

Как можно уменьшить налог на прибыль

Амортизация в расходах

Расходы на ликвидацию основных средств, которые выводят из эксплуатации, в том числе суммы недоначисленной амортизации, разборку, вывоз. Все это списывается во внереализационные расходы в том же отчетном периоде, когда средство ликвидировали (письмо Минфина от 17 января 2006 г. № 03-03-04/1/27). Материалы, оставшиеся от списания ОС, тоже можно включить в расходы.

Возвратный лизинг

Для экономии используют возвратный лизинг — совершенно законную сделку (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 16.01.07 № 9010/06). По документам вы продаете лизинговой компании оборудование и получаете сумму денег. После этого работаете на оборудовании по контракту финансовой аренды и экономите на налогах — перемещение ОС происходит только по документам.

Ведите учет и платите налоги в веб-сервисе для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия. Система сама рассчитает налог по данным учета и сформирует отчетность. Для оптимизации налога в сервисе есть управленческие документы и финансовый анализ. Первые две недели работы бесплатны для всех новичков.

Когда бухгалтеру не хватает времени на рутинные задачи, приходит пора задуматься об оптимизации процессов. Можно отдать часть работы на аутсорсинг или найти помощников в штат. Но есть вариант, который поможет сэкономить деньги компании и нервы бухгалтера — автоматизация бухгалтерии.

Кривая Лаффера: оптимальные налоговые ставки

Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.

  1. К чему приводит повышение налоговых ставок?
  2. Кривая Лаффера
  3. Каковы оптимальные налоговые ставки?

К чему приводит повышение налоговых ставок?

Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:

Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.

Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.

Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.

Кривая Лаффера

Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.

Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.

Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.

Из этой закономерности можно вывести важные следствия:

  1. Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
  2. Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
  3. Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
  4. Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
  5. Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.

Каковы оптимальные налоговые ставки?

Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.

Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.

В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.

Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.

Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.

Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.

Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.

Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.

Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!

Читайте также: