Экспортные пошлины на нефть 2011

Опубликовано: 16.05.2024

Нефтепродукты представляют собой вещества, получаемые из нефти и нефтяных газов. Нефть, в целом, расценивают как стратегический ресурс. Таможенное оформление нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Часть из них является подакцизными товарами. Во избежание сложностей, рекомендуется обратиться за помощью к таможенному брокеру.



Что такое нефтепродукты

Нефтепродукты – это специфическая группа, к которой относится множество химических соединений:

топливо для систем отопления;

смазочные материалы и многое другое.

Порядок таможенного оформления



Затаможка и растаможка нефтепродуктов и масел производится в специально оборудованных пунктах пропуска. Процедура растаможки включает:

Декларирование. Предполагает подачу сведений для оформления декларации в письменной или электронной форме. Последний вариант возможен только для юридических лиц. Подать данные можно лично или через представителя.

Определение классификационного кода. Груз классифицируют по системе ТН ВЭД и присваивают ему код. По этому коду определяют ставку таможенной пошлины и НДС.

Контроль таможенной стоимости. Поскольку таможенную стоимость определяет декларант и именно от этой суммы рассчитываются налоги и пошлины, на таможне нередко обнаруживается преднамеренное ее занижение. Таможенники руководствуются проходной стоимостью. Это нижний порог, ниже которого стоимость товара быть не может. Если же товар действительно удалось приобрести по низкой цене, нужно подготовить максимум подтверждающих этот факт документов. Если декларант не сможет доказать стоимость товара, то на него будет наложен штраф, либо груз конфискуют.

Проверка факта уплаты обязательных платежей. Налоги и пошлины и сборы рекомендуется оплачивать заранее, учитывая, что на зачисление средств требуется некоторое время. Пока на счет не будут перечислены деньги, груз не выпустят. Кроме того, нужно предъявить чеки.

Досмотр и выпуск товара. Досмотр (тщательное обследование груза и транспортного средства) выполняется, если груз вызывает подозрения, отсутствуют необходимые документы или выявлены какие-либо другие нарушения. В отдельных случаях обходятся таможенным осмотром – более беглым анализом. Если все в порядке – груз выпускают с таможни.

Если говорить о Российской Федерации, то процедура затаможки нефтепродуктов выполняется ничуть не реже растаможки, поскольку нефтепродукты являются основным экспортным товаром. Процесс таможенного оформления в этом случае также сложен. Товар акцизом не облагается.

В рамках затаможки осуществляются следующие операции:

Инспекция цистерн. Суть ее состоит в проверке соответствия стандартам емкостей и цистерн. Исключаются протечки. Они могут привести к экологической катастрофе, возгоранию. Проверяется соблюдение норм безопасности, соответствие экологическим стандартам транспорта.

Инспекция нефтепродуктов. Содержимое цистерн проверяется портативными анализаторами, устанавливается его объем.

Изучаются документы: чеки, контракт, техническая документация и прочее.

После таможенного оформления и контроля нефтепродуктов принимается решение о выпуске.

Особенности растаможки

Нефть и нефтепродукты входят в товарную группу 2709, 2710, смазочные материалы – в группу 3403. Система чрезвычайно разветвленная, поэтому процедура определения товарного кода сложна для непосвященного в тонкости человека. СБ Карго рекомендует обращаться к специалистам, специализирующимся в этой сфере.



Обратите внимание! При ввозе нефтепродуктов уплачивается пошлина. Пошлина на экспорт не предусмотрена. Размер пошлины определяется объемом, классификационным кодом, преференциями.

Если торговая марка, производящая нефтепродукты, относится к объектам интеллектуальной собственности, то оформление товара при экспорте и импорте выполняется только с письменного разрешения правообладателя.

Важно! В соответствии со статьей 181 НК РФ, прямогонный, автомобильный бензин, керосиновое топливо и автомобильные масла облагаются акцизным сбором. Их растаможка осуществляется на таможенных пунктах, подведомственных Акцизной таможне. При таможенной очистке автомобильных моторных масел необходимо учитывать состав масла и наличие присадок.

Сертификация

Сертификация нефтепродуктов и масел обязательна, поскольку эта продукция относится к взрывоопасной. Проверяется соответствие продукции техническому регламенту ТР ТС 030/2012 « О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Сертификация выполняется специализированными сертификационными центрами. Кроме того оформляется сертификат соответствия стандарту ЕВРО 5.

Дополнением к обязательной сертификации является добровольная сертификация, которая действует в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных, компрессорных масел. Выдается декларация соответствия на срок от 1 года до 5 лет либо на партию.

Перевозка



Нефтепродукты относятся к токсичным, огне- и взрывоопасным. При их перевозке необходимо соблюдать меры предосторожности. В обязательном порядке контролируется температурный режим, а емкости регулярно проверяются на наличие утечек. Водитель должен быть подготовлен на случай утечки. Водители и экспедиторы должны иметь аккредитацию для перевозки подобных грузов и допуск установленного образца ДОПОГ.

Для беспроблемной перевозки и оформления нефтепродуктов необходимо разрешение на перевозку по определенному маршруту, документы на емкости; страховка, которая в случае аварийной ситуации покроет ущерб.

Транспортировка выполняется в соответствии с Европейским соглашением ADR/ДОПОГ, Постановлением Правительства РФ и нормами ГОСТов. Для перевозки нефтепродуктов используют преимущественно специализированный автомобильный транспорт, для доставки на дальние расстояния – морской, иногда железнодорожный. Последний применяется для доставки крупных партий груза. Причем в этом случае нефтепродукты перегружают на автомобильный транспорт и уже на нем доставляют на АЗС.



Обратите внимание! Подготавливая груз к экспорту в Европу, необходимо проверить соответствие транспорта европейским экологическим стандартам.

Транспортировка нефтепродуктов возможна в страны СНГ, азиатские и европейские государства и любую другую точку мира.

Услуги СБ Карго



СБ Карго знает, как правильно перевозить нефтепродукты и масла и как ускорить процесс таможенного оформления. В нашу компетенцию входит:

подбор транспортного средства;

определение кода ТН ВЭД;

получение разрешений и сертификатов;

подготовка и проверка сопроводительной документации;

расчет таможенных платежей;

информационная поддержка участников ВЭД;

представительство интересов заказчика при взаимодействии с таможенными органами.

Материал из Documentation.

Содержание

Экспорт нефти из России в 2011 г., по оценке консалтинговой компании «Влант» (на базе оперативных данных ФТС РФ, с оценкой торговли в рамках Таможенного союза), составил 245 млн т против 251 млн т в 2010 г. Таким образом, уже восьмой год российский экспорт нефти остаётся в коридоре 240—260 млн т в год, ежегодно показывая небольшие изменения в ту или иную сторону. Отличительной чертой 2011 г. стали существенные колебания месячных объёмов поставок, не наблюдавшиеся уже три года, — их амплитуда превысила 5 млн т. [1]

Снижение экспорта нефти вызвано рядом причин, одна из которых — рост внутренней переработки. Объём нефтяного сырья, направленного на переработку в России в 2011 году, вырос на 3,4 % (на 8,40 млн тонн) — до 257 млн тонн. [2]

В мировом масштабе Россия продолжает прочно занимать вторую после Саудовской Аравии позицию по величине экспорта нефти. В 2011 г., по оценке «Вланта», немного уменьшились поставки российской нефти на важнейший европейский рынок. Большинство местных крупных импортёров сократили закупки, заметное увеличение ввоза российского сырья показали Испания и Великобритания, меньшее — Венгрия и Словакия. Неоднозначно развивались поставки на наиболее перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Увеличились отгрузки в КНР, Таиланд, Филиппины, Австралию, снизился экспорт в Японию и Республику Корея. После резкого снижения в 2010 г., в связи с изменением механизма ценообразования, в прошедшем году значительно выросли поставки российской нефти в Белоруссию, хотя они остаются немного ниже прежних максимумов. Существенно уменьшился экспорт в США, до того в течение двух лет показывавший высокие темпы роста. Продолжили снижаться поставки в Украину, достигшие 10-летнего минимума. Также сократились отгрузки в Канаду и Юго-Восточную Европу (Хорватию, Сербию и др.). [3]

Экспорт нефтепродуктов из России в 2011 г., по оценке консалтинговой компании «Влант» (на базе оперативных данных ФТС РФ, с оценкой торговли в рамках Таможенного союза), составил 132 млн т против 134 млн т в 2010 г. Впервые с 2002 г. российский экспорт нефтепродуктов показал снижение, хотя оно, как и 10 лет назад, оказалось небольшим. [4]

Россия остаётся крупнейшим в мире экспортёром нефтепродуктов, имея значительное преимущество над остальными странами. В 2011 г., по оценке «Вланта», несколько сократились поставки в Европу, выступающую главным покупателем российских нефтепродуктов. Существенно уменьшился их ввоз во Францию, Италию, Германию, Грецию, Финляндию, увеличением закупок отметились Нидерланды, Бельгия и Великобритания. Продолжили наращивать ввоз США — крупнейшая страна-импортёр нефтепродуктов из России. В Восточной Азии возросли поставки российского товара в КНР, тогда как в Японию и Республику Корея — сократились. Сильно снизился импорт Турции, в последние годы выступавшей одним из ведущих импортёров российских нефтепродуктов. Закупки Белоруссии, напротив, резко увеличились и достигли абсолютного максимума. Также значительно вырос импорт Украины, однако он остался ниже докризисных показателей. [5]

По данным ФТС, в 2011 году Россия экспортировала 162 млрд м3 природного газа (+5,9 %) на $58,5 млрд и 22,8 млн м3 сжиженного природного газа (СПГ) на $3,9 млрд (-5 %). [6]

По данным Министерства энергетики РФ, экспорт газа из России в 2011 году вырос на 10,9 % — до 204 млрд м3. [7]

В 2011 году Россия экспортировала 111 млн тонн каменного угля. [8]

За первые 10 месяцев 2011 года из России было экспортировано 18,2 млрд кВт*ч электроэнергии, что на 18 % больше, чем за аналогичный период 2010 года. [9]

В 2011 году объём экспорта электроэнергии из России составил более 23 млрд кВт*ч. [10]

В 2011 году ТНК-ВР поставила по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан на экспорт через порт Козьмино 4 млн тонн нефти. В основном это были объёмы дочерней компании «Верхнечонскнефтегаз». [11]

ОАО «УК „Кузбассразрезуголь“» в 2011 году снизила экспорт угля в сравнении с 2010 годом на 6 % — до 22,7 млн тонн. [12]

В 2011 году общий объём экспорта «ТВЭЛ» свежего ядерного топлива и его компонентов (дальнее зарубежье и страны СНГ) составил 34,4 млрд рублей. В общем объёме экспорта тепловыделяющих сборок (ТВС) доля реализации ТВС в страны дальнего зарубежья составила в 2011 году 60 %; на АЭС Украины — 40 %. [13]

В 2011 году «Газпром нефть» составила на экспорт 13,1 млн тонн нефти. Этот показатель снизился по сравнению с 2010 годом в связи с ростом объема переработки нефти на НПЗ компании в 2011 году. В страны СНГ в 2011 году было поставлено 2,99 млн тонн нефти. [14]

«Газпром нефть» поставила на экспорт в январе 2011 года 15 тыс. тонн бензина, в феврале и марте 2011 года — около 10 тыс. тонн. [15] По итогам 2011 года экспорт нефтепродуктов группы «Газпром нефть» вырос на 1,3 % по сравнению с 2010 годом — до 15,1 млн тонн. [16]

В 2011 году, по оценке консалтинговой компании «Влант», существенно выросли поставки угля из России в Европу, до этого несколько лет показывавшие снижение. В частности, значительно увеличился импорт Великобритании. Кроме неё расширили закупки Германия, Финляндия, Польша, Испания, Италия, при этом существенно снизился ввоз в Нидерланды и Бельгию. В Восточной Азии значительное увеличение ввоза показали Южная Корея и Тайвань, тогда как закупки Японии остались на прежнем уровне, а Китая — сократились. Небольшое снижение испытал экспорт в Украину, существенно уменьшились поставки в Турцию. [17]

Экспорт нефти из России в страны дальнего зарубежья в 2011 году снизился на 4,3 % по сравнению с 2010 годом — до 214 млн тонн на сумму $168 млрд (рост на 34,7 %). [18]

Экспорт бензина в страны дальнего зарубежья в 2011 году возрос на 31,5 % и составил 2,44 млн тонн. [19]

В 2011 году из России в государства Прибалтики было экспортировано около 5,5 млрд кВт-часов электроэнергии. [20]

В 2011 году Германия закупала у России 700 тыс. баррелей нефти в день. [21]

В 2011 году в Грузию из России было импортировано 448 млн кВт*ч электроэнергии. [22] [23]

С января 2011 года были начаты коммерческие трубопроводные поставки нефти в Китай. [24]

В 2011 году Россия поставила в Китай 19,7 млн тонн нефти, что на 29,4 % больше, чем в 2010 году, а рост по стоимости составил 87,3 %. По другим данным поставки составили 15 млн тонн. [25] [26]

В 2011 году Россия экспортировала в Китай 10,5 млн тонн угля. [27]

В 2011 году экспорт электроэнергии «ИНТЕР РАО ЕЭС» в Китай составил 1,24 млрд кВт*ч. [28]

В 2011 году выросли поставки электроэнергии из России в Литву. [29] В том году экспорт электроэнергии «ИНТЕР РАО ЕЭС» в Литву составил 5,54 млрд кВт*ч. [30]

На протяжении 2011 года ОАО «ВЭК» экспортировало в Монголию свыше 263 млн кВт*ч электроэнергии. [31]

В 2011 году экспорт электроэнергии «ИНТЕР РАО ЕЭС» в Финляндию составил 9,64 млрд кВт*ч. [32]

В 2011 году экспорт электроэнергии «ИНТЕР РАО ЕЭС» в Южную Осетию составил 132 млн кВт*ч. [33]

Экспорт нефти в страны СНГ в 2011 году составил 4,65 млн тонн (в денежном выражении — $3,50 млрд). [34]

Поставки нефтепродуктов в страны СНГ в 2011 году составили 4,93 млн тонн, в том числе поставки дизтоплива возросли на 13,4 % — до 2,36 млн тонн. [35]

С начала 2011 года российские власти активно обсуждали возможность введения формулы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которая условно называлась «60-66». После многомесячных согласований реформа была одобрена Путиным. [36]

С мая 2011 года экспортная пошлина на бензин стала составлять 90 % от пошлины на нефть вместо 67 %. [37]

В конце августа 2011 года Путин подписал постановление правительства № 716, устанавливающее новый порядок расчёта вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Постановление было принято в рамках введения так называемой схемы «60-66», призванной стимулировать развитие нефтеперерабатывающей отрасли и увеличивать глубину нефтепереработки. Согласно этой схеме, с 1 октября 2011 года были повышены пошлины на экспорт тёмных нефтепродуктов (мазут, бензол, толуол, ксилолы, вазелин, парафин и смазочные масла), а также на дизельное топливо с 46,7 % от пошлины на нефть до 66 %. При этом экспортная пошлина на сырую нефть по схеме 60—66 была снижена, чтобы компенсировать нефтяным компаниям затраты, которые возникнут у них в связи с повышением пошлин на нефтепродукты. Ранее ставка рассчитывалась по формуле «цена нефти на основе мониторинга за предшествующий месяц плюс 65 % от разницы между этой ценой и $182 за 1 тонну ($25 за 1 баррель — цена, принятая за основную)», теперь в формуле фигурируют 60 % от разницы цен. Согласно постановлению № 716, с 1 января 2015 года пошлина на темные нефтепродукты увеличится до 100 % от пошлины на сырую нефть, пошлина на светлые не изменится. [38] [39] [40] [41]

С 1 октября 2011 года в России была введена система «60-66». Эта система призвана стимулировать переработку нефти внутри России с последующим экспортом нефтепродуктов. Формула удерживает тарифы на светлые и темные нефтепродукты на более низком уровне, чем на нефть. [42] [43]

В 2011 году был введён в эксплуатацию нефтепровод БТС-II. [44]

8 ноября 2011 года заработала первая ветка газопровода «Северный поток». [45] [46] [47]

9 сентября 2011 года в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части второй очереди трубопроводной системы ВСТО. [48] [49]

В 2011 году транзит российской нефти через Белоруссию по северной ветке магистрального нефтепровода «Дружба» составил 42 млн тонн, тариф — 166 руб. за тонну. [50]

В 2011 году транзит российской нефти через Белоруссию по южной ветке магистрального нефтепровода «Дружба» составил 16,8 млн тонн, тариф — 71,1 руб. за тонну. [51]

В 2011 году российские нефтяники заплатили за транзит российской нефти через Белоруссию 8,14 млрд рублей. [52]

В декабре 2011 года Белоруссия запросила увеличение тарифа на транзит российской нефти через свою территорию на 20 %. [53]

Доля экспорта в добыче нефти из России в январе-октябре 2011 года составила 47,7 %. [54]

Доля экспорта в добыче нефти из России в октябре 2011 года составила 52,4 %. [55]

Сами по себе экспортные пошлины были введены в России во втором полугодии 1992 года вместе с рядом других. Уже в 1993 году они конституировались в новом законе о таможенном тарифе, однако уже тогда положения закона фиксировали: экспортные пошлины, которые распространялись не только на нефть и нефтепродукты, были инструментами "оперативного" реагирования правительства на текущую конъюнктуру рынка. Предполагалось, что все вывозные таможенные пошлины вместе с количественным ограничением экспорта будут отменены с 1 января 1996 года. На практике это случилось несколькими месяцами позже, но в виде моратория на ограничение экспорта. В январе 1999 году мораторий на такие пошлины был снят, экспортная пошлина на нефть составила €2,5 за тонну и к концу года выросла до €15 за тонну — она регулировалась постановлениями правительства без формулы цены, против чего активно выступали нефтяные компании.

В марте 2000 года президент Владимир Путин заявил о необходимости привязки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к мировым ценам на нефть. В 2001 году Минфин начал разработку новой системы налогообложения нефтедобычи и нефтепереработки — с 2002 года отменены плохо администрируемые плата за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на сырую нефть, введен НДПИ на нефть, а экспортные пошлины на нефть зафиксированы как постоянно действующий налоговый институт. При этом НДПИ рассматривался как чисто "рентный" налог, а экспортные пошлины — как "налог на сверхприбыль". Одновременно Минфин начал и кампанию по закрытию внутренних офшоров в РФ, которыми нефтекомпании активно пользовались для минимизации внутреннего налогообложения. Против реформы налогов на нефтяной сектор активно выступал ЮКОС, ряд экспертов выдвигали предположения о том, что одним из факторов уголовного преследования Михаила Ходорковского в 2003 году и национализации ЮКОСа было лоббирование им снижения налоговой нагрузки на нефтекомпании. Сам господин Ходорковский в 2002 году публично выступал против инициатив правительства в этой сфере.

Дальнейшее развитие налогообложения нефтяной отрасли предусматривало непрерывный рост ставок НДПИ и экспортных пошлин под флагом "увеличения налоговой нагрузки" на отрасль, увеличивающуюся с ростом мировых цен рентабельность, а также различные эксперименты с топливными акцизами. В 2006 году глава Минэкономики Герман Греф инициировал правительственную дискуссию об отмене импортных пошлин на нефтепродукты для усиления конкуренции на российском рынке и возможной экономической поддержки экспансии российских нефтекомпаний на рынок Восточной Европы. Впрочем, несмотря на то, что импорт нефтепродуктов в РФ осуществляется в крайне незначительных объемах в приграничных регионах, а деградация в нефтепереработке стала очевидной (большая часть "больших" реконструкций НПЗ российские нефтекомпании провели в конце 90-х и первой половине 2000-х), на обнуление импортных пошлин Белый дом не пошел. В середине 2000-х был аннулирован и ряд инвестпроектов по строительству новых независимых НПЗ в России, а в 2010 году Белый дом инициировал кампанию по борьбе с мини-НПЗ.

При этом к практически непрерывному и плавному росту цен на топливо на российском рынке правительство всегда относилось нервно: с 2001 года Белый дом ставил на инструменты "ручного" регулирования рынка нефтепродуктов, включая правительственные "картели" в этой сфере, административное давление на нефтекомпании, контроль "стратегических" сделок в нефтепереработке и нефтедобыче, с 2008 года на компании все более активно давит Федеральная антимонопольная служба, разработавшая концептуально новый и достаточно спорный инструментарий "предотвращения сговоров" на топливном рынке. В 2009 году нефтяные компании уже настаивают на том, что для разработки новых месторождений нефти в Восточной Сибири действующий режим "НДПИ плюс экспортная пошлина" требует льгот, в первую очередь именно по экспортной пошлине, в 2010 году компании, в первую очередь "Роснефть", начинают их получать, в мае 2011 года из-за высоких цен на нефть — терять. С начала 2010 года правительство в лице Минэнерго активизирует поиски способов стимулирования развития нефтепереработки в России (де-факто текущий режим стимулирует экспорт полупродуктов, в частности, нафты), но далее идеи "точечной" коррекции режимов экспортной пошлины для экспорта нефтепродуктов (например, так называемый режим 60–66) инициативы Белого дома не идут. Актуальность проблемы экспортных пошлин увеличил "топливный кризис" конца апреля 2011 года — впрочем, и в этом случае правительство формально не стало обсуждать альтернативы некогда временных экспортных пошлин, настаивая на том, что кризис разрешится увеличенной экспортной пошлиной на бензин, введенной с 1 мая 2011 года.

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

- в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);

- в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), с сохранением действующих льгот и преференций;

- для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;

- предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Налоговый манёвр в нефтяной отрасли запускает отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Параллельно с началом текущего года стартовало увеличение НДПИ на добычу нефти и попутного нефтяного газа, которое продлится до 2021 года. Такие меры в Госдуме объяснили желанием «навести порядок в системе предоставления различного рода льгот и преференций».

Ожидания от «наведения порядка» в системе льгот для нефтяников тоже оборачиваются далеко не так радужно. Так, 10-летние вычеты НДПИ были одобрены для «Роснефти» и «Газпром нефти». От первой компании федеральный бюджет будет ежегодно недополучать 46 млрд рублей, от второй – 13,5 млрд рублей.

Суммарно нефтяные гиганты получили льготы в размере около 600 млрд рублей. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов хочет увеличить налог на добычу нефти и попутного нефтяного газа.

Выходит, что льготы для отдельных нефтяных компаний придётся выплачивать всем остальным компаниям. Представители нефтяной промышленности уже сейчас обращаются с жалобами на Минфин, аргументируя своё недовольство прямым нарушением закона «О защите конкуренции».

"Повышение НДПИ автоматом влечет за собой рост внутренних цен на нефть. А это приведет к росту цены топлива на автомобильных заправках. Почему в этом году уже заметно росли цены на бензин — как раз из-за увеличения стоимости нефти внутри страны. И, вдобавок, из-за роста акцизов", — говорит Геннадий Шмаль (Президент Союза нефтегазопромышленников России).

В нефтяной отрасли налоговый маневр напрямую связан с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности. Документ вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на 6 последующих лет: за это время в планах правительства внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, планируется постепенно снижать экспортную пошлину сырой нефти до полной отмены и в то же время повышать НДПИ. Целей у законодательных изменений несколько:

во-первых, добиться более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов , а во-вторых, достичь роста цен на нефть для переработки на внутреннем рынке.

В США администрация Трампа поддерживает свои нефтяные компании. Прошла налоговая реформа, был снижен налог на прибыль корпораций с 35 до 21%, но именно нефтяные компании получили беспрецедентные льготы. Многие из них не платили вообще налогов в прошлом году , такие компании, как Chevron, Halliburton, получили налоговые льготы из бюджета .

В прошлом году США впервые стали экспортером газа и нефти с 1949г. (стали больше экспортировать чем импортировать), то есть они вошли на мировой рынок и очень сильно потеснили конкурентов за счет агрессивной поддержки государством своих нефтяных компаний.

Если раньше можно было продавать сырье , то сейчас это становится невозможно . Компании уходят в сложные, но наиболее доходные производства – в нефтехимию, нефтепереработку и газохимию. К примеру, Saudi Aramco более 40% своей выручки получает от нефте- и газохимии . Но развивать эти отрасли она может именно благодаря тому, что государство оставляет компании средства на развитие.

Смысл маневра в том, чтобы в России было невыгодно производить бензин, а было выгодно сырую нефть отдавать на Запад , чтобы там производили бензин и продавали его нам сюда, потому что у нас в результате этих действий повышают себестоимость сырой нефти и снижают пошлины на экспорт.

31 октября прошлого года были зафиксированы цены на бензин, а с 1 января в полтора раза увеличили налоговую нагрузку на нефтепереработку. Сюда вошло всё: и налог на добычу полезных ископаемых, то есть налоговый маневр, и повышение акцизов в полтора раза, и рост НДС, и рост тарифов на перевозку и бензина, и, естественно, сырой нефти – все вместе. Это сделало все нефтеперерабатывающие заводы в России нерентабельными, все до единого . Все 37 крупных заводов и все 22 мелких нефтеперерабатывающих завода – все стали убыточными.

Механизм экспортных пошлин, созданный в России в начале 2000-х годов, подразумевал высокие тарифы на сырую нефть и низкие пошлины на все продукты нефтепереработки, независимо от глубины переработки нефти. За счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты компании нефтеперерабатывающего сектора получали большую субсидию из федерального госбюджета и, как следствие, наращивали первичную переработку нефти, поскольку это – наименее затратный способ получить данную субсидию. На протяжении последних 15 лет глубина переработки нефти в России оставалась на уровне 70-75% и только в 2017 году достигла 80%, в то время как во всех развитых странах она достигает 90-95%. С 2006 по 2011 годы объем первичной переработки нефти в России увеличился на 19,9%, а объем реализации нефтепродуктов за рубежом вырос на 36,3% в основном за счет мазута, доля которого в суммарном экспорте нефтепродуктов достигла 55%. При этом в Европе и США мазут используется лишь в качестве сырья для дальнейшей переработки и получения светлых нефтепродуктов .

Повышение НДПИ автоматически влечет за собой рост внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Так, с января 2017 года по октябрь 2018 года розничные цены на бензин марки АИ-95 выросли на 18,6%. Представители бизнеса отмечают, что налоговая реформа лишает НПЗ таможенной субсидии, поскольку выравниваются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как следствие, снижается чистая рентабельность нефтепереработки. С 2014 по 2016 гг. средняя рентабельность НПЗ сократилась более чем в 3 раза.

«Газпромнефть» реализует на внутреннем рынке около 70% нефтепродуктов, и, в случае еще большего сокращения рентабельности НПЗ, компания может изменить структуру сбыта и переориентироваться на экспорт нефтепродуктов в близлежащие страны.

Добыча и переработка нефти крупнейшими компаниями России.

При экспортировании товаров за рубежи таможенной границы России накладываются вывозные (экспортные) таможенные пошлины. Если вы занимаетесь внешней торговлей или планируете открыть такой бизнес, эта статья придоставит вам массу новых знаний или поможет вспомнить изученное. Из неё вы узнаете, что такое вывозная таможенная пошлина и как правильно её рассчитать. Мы расскажем, как уплатить экспортную пошлину и сколько времени даётся на эту процедуру. А также о льготах и квотах на вывозные пошлины.

Что это такое?

Таможенные пошлины на вывоз представляют собой налоги, собираемые при экспорте товаров. Их главная задача: пополнение государственной казны. Иностранная продукция, ввозимая на территорию РФ, не облагается этими пошлинами, для неё предусмотрена ввозная таможенная пошлина Таможенного союза.
Ставки пошлин назначает правительственные органы стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). А правила исчисления пошлин установлены Таможенным кодексом Таможенного союза. При возникновении ситуации, неописанной Кодексом, получают полномочия законы государства.

Налоги на вывоз товара обычно устанавливаются на некоторый срок для корректировки баланса торговли страны.

Пошлинами на вывоз, как правило, облагается сырьё:

  • древесный уголь;
  • деревянные изделия и, собственно, древесина;
  • сырая нефть и продукты из неё;
  • этиловый неденатурированный спирт.

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» устанавливает правовые основания для наложения таможенных пошлин. Таможенным кодексом РФ закреплён порядок исчисления таможенных сборов. Изменение ставок вывозных пошлин контролируется Правительством РФ.

Таможенные пошлины на вывоз — налоги, собираемые при экспорте товаров.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область (звонок бесплатен)



Белоруссия повысит экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

Белоруссия повысит экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты


фото, belseven.by Согласно постановлению совета министров Белоруссии, с 1 октября увеличиваются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Таможенного союза, до российского уровня, говорится в документе.

Белоруссия унифицирует с Россией сроки введения и размер ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты согласно ежправительственному белорусско-российскому соглашению.

Как сообщается в постановлении, экспортная пошлина на сырую нефть вырастет с 400,7 доллара до 416,4 доллара за 1 тонну. Пошлина на легкие, средние дистилляты, дизельное топливо — с 264,4 до 274,8 доллара за 1 тонну.

Такая же пошлина установлена на бензол, толуол, ксилолы, мазут, масла смазочные, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин.

На сжиженные углеводородные газы пошлина повышается с 75,5 до 121,3 доллара за 1 тонну.

Поясним, Белоруссия импортирует российскую нефть с 2011 года беспошлинно, но перечисляет в российский бюджет вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из этого углеводородного сырья и проданные в третьи страны. А экспортные пошлины от продажи нефти собственной добычи (около 1,7 млн тонн в год) республика зачисляет в свой бюджет.

  • Куда готовится Медведев?
  • Рогозин пожаловался на сокращение финансирования космической программы
  • Российский полковник предсказал конец Украины в случае нападения ВСУ на Крым
  • Высланным из Белоруссии российским журналистам придется менять испорченные паспорта
  • Политолог рассказала об уверенности Евросоюза в управлении Белоруссии Путиным
  • Экономист Михаил Хазин озвучил возможные сроки девальвации российского рубля
  • В Крыму в ДТП погибли два человека, в том числе полуторагодовалый ребенок
  • Что мы знаем о биографии Наили Аскер-заде
  • Аналитик раскрыл, где будет решаться политическая судьба Александра Лукашенко
  • В СМИ раскрыли причину провала «бездарной операции» Польши по смещению Лукашенко
  • Белорусские силовики разогнали протестующих слезоточивым газом в Гродно

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

  • Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту

  • Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.

    Расчёт и ставки пошлин на экспорт

    Формула расчёта экспортной таможенной пошлины на вывоз товара из России зависит от типа её ставки. Российским законом «О таможенном тарифе» установлены III типа ставок.

    • Адвалорная или стоимостная ставка добавляется в виде процентов к таможенной цене вывозимых изделий. Сумма таможенных сборов равна произведению этой ставки, выраженной в процентах, и таможенной стоимости.
    • Специфическая ставка постановляется в денежном значении за количество облагаемых товаров. Денежной единицей выступает евро.
    • Комбинированная ставка совмещает в себе и стоимостные, и численные значения вывозимых товаров. Размер пошлины устанавливается либо путём сравнением этих величин, либо их сложением. Это зависит от типа комбинированной ставки. Конечная сумма вывозного налога выявляется способом сравнения по наибольшему значению.

    Казахстан установил нулевые экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты

    С 1 апреля приказом министра торговли и интеграции в Казахстане будут применяться нулевые ставки таможенных пошлин на экспорт всех видов нефтепродуктов, сообщила пресс-служба ведомства.

    «В целях создания условий для экспорта невостребованных в настоящее время на внутреннем рынке нефтепродуктов мы установили нулевые экспортные таможенные пошлины с 1 апреля до конца 2020 года. То есть нулевая ставка будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 апреля», – сказал глава минторговли Бахыт Султанов, слова которого приводятся в сообщении. Решение принято по поручению госкомиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения в стране.

    К таким нефтепродуктам относятся бензин, дизельное топливо, авиакеросин, сжиженный газ и другие.

    Как отмечают в минторговли, снижение мировых котировок на нефть из-за срыва сделки ОПЕК+ привело к нерентабельности экспорта казахстанских нефтепродуктов.

    В ведомстве констатируют, что введение чрезвычайного положения в Казахстане привело к значительному сокращению внутреннего спроса на нефтепродукты.

    «Вкупе обе причины сегодня приводят к затовариванию резервуарных парков страны. В последующем такая ситуация может привести к снижению объемов производства всех видов нефтепродуктов, в том числе социально значимых и ориентированных на экспорт (бензин, дизельное топливо, авиакеросин, сжиженный газ), а в дальнейшем к полной остановке нефтеперерабатывающих заводов», – заключили в минторговли.

    Казахстан экспорт Таможенные пошлины Нефтепродукты

    Смотрите и читайте inbusiness.kz в Telegram

    Наши нефтепродукты завозят в эту страну с июля.

    13 Август 2020 10:50 634

    Казахстан экспортирует бензин в Таджикистан

    Об этом сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев.

    «Мы начали экспорт бензина в Таджикистан, где-то в пределах 20 тысяч тонн в месяц. С июля», – сказал он в кулуарах Правительства.

    Напомним, что в этом году был принят закон, согласно которому Казахстан может продавать излишки бензина за рубеж.

    Ранее министр говорил о предполагаемых поставках в страны Центральной Азии, в частности назывались Таджикистан и Афганистан.

    В ноябре экспортная пошлина на нефть составляла $152 за тонну.

    01 Декабрь 2020 10:31 562

    Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 декабря снижена на $16,9, до $135,1 за тонну

    Экспортная пошлина на нефть в России с 1 декабря снижена на $16,9, до $135,1 за тонну, следует из данных Минэкономразвития, сообщает в субботу, 1 декабря, Интерфакс.

    В ноябре экспортная пошлина на нефть составляла $152 за тонну.

    Льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с формулой расчёта, принятой в рамках налогового манёвра в нефтяной отрасли, осталась на нулевом уровне (обнулилась с 1 февраля 2020 года).

    Пошлина на высоковязкую нефть снизилась до $22,3 с $25,4 в ноябре.

    Пошлина на светлые нефтепродукты и масла составила $40,5 (в ноябре – $45,6 за тонну), на тёмные – $135,1 ($152).

    Пошлина на экспорт товарного бензина снижена до $40,5 с $45,6, прямогонного бензина (нафта) – до $74,3 с $83,6 за тонну.

    Пошлина на сжиженный газ составила $22,1 (в ноябре – $59,1), на чистые фракции СУГ – $8,8 ($23,6).

    Пошлина на кокс снизилась до $8,7 c $9,8 за тонну.

    Уплата экспортных пошлин

    Пошлины уплачиваются продавцом или экспортёром. Следующие случаи не попадают под это правило:

    • Таможенный орган постановил собственные требования уплаты таможенных сборов;
    • Использование почтовой сети для перемещения товара.

    Дополнительные таможенные уплаты по решению таможенного органа после проверки данных заявителя могут исчисляться в случае, если:

    • Предприниматель указал недостоверные данные о стране-изготовителе;
    • Нарушены правила классификации экспортируемых товаров согласно Товарной номенклатуры ВЭД;
    • Стоимость или количество товара определяется таможенной организацией.

    Сроки исчисления пошлин на вывоз товаров из России

    Сроком уплаты экспортных таможенных сборов является отрезок времени, за который необходимо заплатить суммы таможенных платежей, или происшествие, из-за которого Кодекс обязывает оплатить таможенные пошлины.

    Статья 329 Торгового Кодекса Российской Федерации устанавливает такие виды сроков:

    • При вывозе товара за таможенную границу РФ у срока уплаты таможенных сборов отсутствуют ограничения по времени. Он определяется мероприятием, которое имеет прямое отношение к возникновению обязанности уплатить таможенные платежи — подачей в таможенные органы декларации. На некоторые периодически декларируемые товары распространены определённые исключения, а ещё на вещества, перемещаемые при помощи трубопровода.
    • В случае смены таможенного режима сборы нужно уплатить в течение дня окончания действия сменяемого таможенного режима.
    • При употреблении условно выпущенного груза не по назначению, сроком уплаты сборов на вывоз считается день, когда произошло нарушение ограничения по распоряжению и пользованию товаром. Если определить такой день невозможно, сроком уплаты являются сутки, в которые таможенный орган принял декларацию.
    • Если предприниматель нарушил требования таможенных операций и обязан уплатить таможенные платежи, сроком будет считаться день, в котором имело место нарушение (выдача с отсутствием разрешения таможенной организации или потеря товаров, перемещаемых по внутритаможенному транзиту, временно складируемых или находящихся под таможенным режимом склада таможни, площадки беспошлинной торговли). Если установить этот день невозможно, уплата таможенных пошлин должна производиться в течение суток, в которые стартовали такие операции (день доставки груза на таможенный участок, день получения бумажной санкции на внутритаможенный транзит, день окончания, день помещения груза под таможенный режим).
    • Срок исчисления таможенных сборов при применении особых таможенных операций назначается отдельно для каждой операции. К примеру, физически лица с ручной кладью или сопровождаемым багажом уплачивают таможенные сборы при пересечении границы России.

    Изменения, рассрочка и отсрочка уплаты

    Торговый Кодекс Российской Федерации не исключает изменение срока уплаты таможенных платежей или возможность рассрочки, отсрочки уплаты таможенных пошлин. Они могут относиться как ко всей сумме сборов, так и её части.
    Рассрочка и отсрочка могут быть на срок 1-6 месяцев при наличии хотя бы одного из нижеприведённых оснований:

    1. Торговец осуществляет транспортировку товаров по межгосударственному соглашению;
    2. Предприниматель пострадал от задержек государственного спонсирования или оплаты госзаказов;
    3. Перевоз через границу таможни скоропортящихся товаров;
    4. Ущерб плательщику из-за воздействия стихийных бедствий, техногенной катастрофы и т. п.

    Смена срока уплаты таможенных сборов сопровождается взысканием процентов (добавляемых к сумме задолженности).

    Если предприниматель обанкротился или в отношении него возбудили уголовное дело, таможенная организация:

    • отзывает выданное ранее разрешение;
    • признаёт недействительным ранее выданное разрешение на отсрочку или рассрочку уплаты таможенного платежа.

    Пошлина на экспорт нефти из России снизилась до $119,5 за тонну

    Минфин РФ ранее сообщал, что средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 января по 14 февраля 2020 года составила 66,26 доллара за баррель, или 483,7 доллара за тонну.

    Льготная ставка пошлины на нефть для месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения из-за изменения расчета ставки пошлины в связи с налоговым маневром была обнулена с 1 февраля 2020 года. Эти ставки, согласно принятой формуле, будут оставаться на нулевом уровне, если средняя цена нефти будет ниже 76 долларов за баррель. Также обнулена пошлина на сжиженный углеводородный газ (СУГ).

    Экспортная пошлина на высоковязкую нефть с 1 марта сократилась до 19,4 доллара с 19,5 доллара.

    Пошлина на светлые нефтепродукты и масла снизилась до 35,8 доллара с 36 долларов, на темные — до 119,5 со 120,1 доллара. Пошлина на экспорт товарного бензина с 1 марта понизилась до 35,8 доллара с 36 долларов, прямогонного (нафта) — до 65,7 доллара с 66 долларов за тонну.

    Пошлина на кокс упала до 7,7 доллара с 7,8 доллара за тонну.

    Читайте также: