Еэк перенесла рассмотрение отмены пошлин на сахар проведет консультации со странами еаэс

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 апреля 2021 г. N 53 “Об установлении на 2021 год объемов тарифных квот в отношении отдельных видов товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и о внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199” (документ не вступил в силу)

В соответствии со статьей 4 Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны, от 25 октября 2019 года (далее - Соглашение), приложением N 2 к Соглашению, статьями 35, 44 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и приложениями N 6 и 7 к Договору Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Установить на 2021 год объемы тарифных квот в отношении отдельных видов товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) в соответствии с Соглашением (далее соответственно - тарифные квоты, товары), согласно приложению N 1.

2. Установить, что:

в отношении товаров, ввозимых в рамках объемов тарифных квот, указанных в приложении N 1 к настоящему Решению, при наличии лицензии, выданной уполномоченным органом государства-члена, и при соблюдении условий предоставления режима свободной торговли, установленных Соглашением, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 процентов от таможенной стоимости;

тарифные квоты применяются в отношении товаров, указанных в приложении N 1 к настоящему Решению, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

товары, указанные в приложении N 1 к настоящему Решению, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору) и публикуемый на официальном сайте Евразийского экономического союза;

при ввозе товаров в количестве, превышающем объемы тарифных квот, указанные в приложении N 1 к настоящему Решению, и (или) при несоблюдении условий предоставления режима свободной торговли, установленных Соглашением, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

3. В Порядке формирования первых трех знаков номера лицензии на экспорт и (или) импорт товаров (приложение N 2 к Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199) таблицу дополнить позицией следующего содержания:

3.1 33 Товары, происходящие из Республики Сербии и ввозимые на территории государств - членов Евразийского экономического союза в рамках объемов тарифных квот в соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны, от 25 октября 2019 года

4. Члену Коллегии (Министру) по торговле Евразийской экономической комиссии Слепневу А.А. обеспечить проведение мониторинга ввоза товаров, указанных в приложении N 1 к настоящему Решению, на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

осуществлять распределение объемов тарифных квот, указанных в приложении N 1 к настоящему Решению, между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии со своим законодательством;

поручить уполномоченным органам исполнительной власти осуществлять выдачу лицензий на импорт товаров, указанных в приложении N 1 к настоящему Решению;

поручить таможенным органам ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в Евразийскую экономическую комиссию информацию об объемах ввоза на территорию своего государства товаров, указанных в приложении N 1 к настоящему Решению, по форме согласно приложению N 2.

6. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Соглашения.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М. Мясникович

Приложение N 1
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 27 апреля 2021 г. N 53

Объемы тарифных квот на 2021 год в отношении отдельных видов товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны, от 25 октября 2019 года

Наименование товара Код ТН ВЭД ЕАЭС Единица измерения Объемы тарифной квоты
всего Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация
Сыры прочие, за исключением Гларского сыра, изготовленного с добавлением трав, сыра Буттерказе и сыра из овечьего или козьего молока, происходящих из Республики Сербии и классифицируемых кодами 0406 90 690 0, 0406 90 740 0, 0406 90 860 0, 0406 90 890 0, 0406 90 920 0, 0406 90 930 0, 0406 90 990 1 и 0406 90 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС, ввоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза осуществляется с применением тарифной преференции в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин при наличии в графе 8 отметки "Glarus cheese with herbs", или "Buttercase cheese", или "Cheese made of goat′s or sheep′s milk" 0406 90 690 0 0406 90 740 0 0406 90 860 0 0406 90 890 0 0406 90 920 0 0406 90 930 0 0406 90 990 1 0406 90 990 9 тонн 400 2,50 15,54 121,39 4,73 255,84
Спиртовые настойки, полученные в результате дистилляции виноградного вина или выжимок винограда, прочие 2208 20 290 0 2208 20 890 0 л 100% спирта 35 000 7 630 1 638 508 605 24 619
Сигареты, содержащие табак 2402 20 100 0 2402 20 900 0 1 000 шт 2 000 000*
114 000** 45 072 21 993 1 095 10 346 35 494

* Тарифная квота в соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны, от 25 октября 2019 года.

** Распределяемый объем тарифной квоты.

Приложение N 2
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 27 апреля 2021 г. N 53

Информация
об объемах ввоза на территорию государства - члена Евразийского экономического союза отдельных видов товаров, происходящих из Республики Сербии, в отношении которых применяются тарифные квоты в соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны, от 25 октября 2019 года

За ___ квартал _____ г.

Наименование товара Код ТН ВЭД ЕАЭС Данные за квартал (по месяцам)
количество стоимость (в долларах США)
Сыры прочие, за исключением Гларского сыра, изготовленного с добавлением трав, сыра Буттерказе и сыра из овечьего или козьего молока, происходящих из Республики Сербии и классифицируемых кодами 0406 90 690 0, 0406 90 740 0, 0406 90 860 0, 0406 90 890 0, 0406 90 920 0, 0406 90 930 0, 0406 90 990 1 и 0406 90 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС, ввоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза осуществляется с применением тарифной преференции в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин при наличии в графе 8 сертификата о происхождении товара отметки "Glarus cheese with herbs", или "Buttercase cheese", или "Cheese made of goat′s or sheep′s milk" 0406 90 690 0 0406 90 740 0 0406 90 860 0 0406 90 890 0 0406 90 920 0 0406 90 930 0 0406 90 990 1 0406 90 990 9 I месяц
II месяц
III месяц
итого за квартал
Спиртовые настойки, полученные в результате дистилляции виноградного вина или выжимок винограда, прочие I месяц
2208 20 290 0 II месяц
2208 20 890 0 III месяц
итого за квартал
Сигареты, содержащие табак 2402 20 100 0 2402 20 900 0 I месяц
II месяц
III месяц
итого за квартал

Обзор документа

Коллегия ЕЭК установила на 2021 г. объемы тарифных квот на ввоз в ЕАЭС ряда товаров из Сербии. Тарифные квоты определены в рамках Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Сербией.

Установлены тарифные квоты на ввоз сыра, спиртовых настоек и сигарет. Ввоз товаров в рамках тарифной квоты облагается по нулевой ставке таможенной пошлины при наличии лицензии и соблюдении условий предоставления режима свободной торговли.

Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Соглашения.

Заседание Коллегии ЕЭК

Почему союз пошел на сокращение

Евразийский экономический союз (ЕЭАС) пересмотрел тарифные преференции для третьих стран. Решение было принято на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — наднационального регулирующего органа союза — в пятницу, 5 марта. Оно предусматривает исключение 75 из 103 развивающихся стран и двух из 50 наименее развитых стран (одна перешла в развивающиеся) из соответствующих категорий пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

«На сегодняшний день многие из государств, получающих такие преференции, де-факто находятся в более благоприятных экономических условиях по сравнению со странами ЕАЭС и способны обеспечивать высокую конкурентоспособность своих товаров, в том числе и на внутреннем рынке Союза», — сообщил РБК член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по торговле Андрей Слепнев. Применяемая ЕАЭС система тарифных преференций носит исключительно экономический характер и направлена на содействие экономическому росту развивающихся и наименее развитых стран, нуждающихся в экономической поддержке, отметил он.

С учетом критериев, установленных в ЕАЭС, страна может получить статус «развивающейся» и претендовать на получение тарифных преференций, если уровень ее дохода определяется Всемирным банком как «низкий» или «ниже среднего», то есть валовый национальный доход на душу населения в такой стране составляет менее $4045. «Решение позволит дополнительно сохранить в бюджетах стран ЕАЭС более $100 млн ежегодно», — рассказал Слепнев. Для адаптации экспортеров, поставляющих товары из исключаемых стран, а также их контрагентов в странах Союза предусмотрен длительный срок вступления документа в силу: решение, содержащее полный список получающих преференции стран, начнет действовать через шесть месяцев с даты официального опубликования, уточнил министр.

Перечень стран — пользователей тарифных преференций был утвержден в 2009 году и с тех пор кардинально не менялся. Согласно данным на май 2020 года в нем было 153 страны, из которых 103 — развивающиеся, остальные 50 — наименее развитые. Ранее в ЕЭК отмечали, что прежний перечень не соответствовал основной задаче составления списка, а именно — помощи развивающимся странам. «75% стран, находящихся в этом перечне [пользователей единой системы льгот], по своим экономическим показателям уже не считаются странами с низким уровнем дохода и не нуждаются в подобных пошлинах. Поэтому перечень этих стран будет пересмотрен», — отмечала помощник председателя Евразийской экономической комиссии Ия Малкина. В частности в преференциальном списке ЕАЭС находились Турция, Бразилия, Аргентина, Китай, Южная Корея. Однако, согласно последней классификации Всемирного банка, это страны с доходом выше $4046 на душу населения и находятся в группе стран с доходом выше среднего.

Система преференций применяется всеми государствами, входящими в Евразийский экономический союз (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), при этом подавляющая доля предоставленных тарифных преференций приходится на Россию.

«Несправедливо, когда страны с меньшими доходами предоставляют тарифные преференции странам с высокими доходами. Поэтому тарифы должны пересматриваться периодически и уточняться на базе статистики Всемирного банка. Суть преференций — в оказании помощи менее развитым, а их пересмотр в сторону сокращения числа стран, пользующихся льготными условиями, создает более благоприятные условия для отечественных производителей», — сказал РБК Тигран Саркисян, заместитель председателя правления ЕАБР, заведующий базовой кафедрой Евразийской экономической интеграции Института права и национальной безопасности РАНХиГС.

На что распространяются льготы

Единая система тарифных преференций ЕАЭС предполагает освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, происходящих из наименее развитых стран, и снижение таможенных пошлин на 25% от ставок таможенного тарифа некоторых видов продукции из развивающихся стран.

К числу товаров, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, в частности, относятся мясо и мясные субпродукты, рыба, овощи и фрукты, отдельные сырьевые товары и товары низкой степени переработки. Перечень был утвержден в 2017 году.

Какой будет экономический эффект

Это инвентаризация тарифного расписания, поясняет директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития Александр Кнобель. «Некоторое негативное влияние на торговлю возможно, так как для импорта из этих стран повысятся импортные пошлины, что означает при прочих равных условиях удорожание продукции, соответственно, меньшие объемы импорта, но сомневаюсь, что вслед за этим решением может последовать значимый макроэкономический эффект или какой-то существенный рост цен на товары. При этом может немного повыситься собираемость пошлин в рамках ЕАЭС», — говорит Кнобель.

Учитывая, что с большинством исключенных стран будут заключены отдельные преференциальные соглашения, предполагающие скорее расширение взаимной торговли за счет предоставления партнерами друг другу более выгодных таможенных условий, чем существующие ныне, можно сделать вывод, что внешнеторговые объемы с этими странами вырастут, несмотря на их исключение из перечня, прогнозирует Вилен Вардапетян, директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.

В 2020 году товарооборот стран ЕАЭС и Турции составил $25,1 млрд (из них $20 млрд приходится на Россию), в 2019-м — $30,8 млрд ($26 млрд с Россией).

Оборот ЕАЭС и Китая за 2020 год — $125 млрд (из которых $103 млрд — оборот с Россией), в 2019 году — $133 млрд ($103 млрд с Россией).

ЕАЭС лишил 76 стран тарифных преференций. Среди прочих за "льготным бортом" оказались Турция, Китай, Бразилия и Южная Корея – они больше не смогут рассчитывать на низкие таможенные пошлины

Чем грозит отмена льгот и стоит ли ждать подорожания иностранных товаров – разбирался Sputnik.

Почему принято решение

В минувшую пятницу, 5 марта, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) исключил 75 развивающихся стран и одну наименее развитую из соответствующих категорий пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕЭАС). Помимо прочих, в это число попали Турция, Бразилия, Китай и Южная Корея.

Суть тарифных преференций – оказание экономической помощи менее развитым странам путем снижения таможенных тарифов на определенные товары.

В отношении развивающихся стран это касается продовольствия (мясо, мясные субпродукты, рыба, овощи и фрукты), лекарств, продукции химической промышленности, лесоматериалов и товаров народного потребления. Для наименее развитых стран список дополняется сырьем, а также продукцией металлургии, машиностроения и других отраслей промышленности.

Товары, ввозимые в ЕАЭС из развивающихся стран, облагаются сниженными на 25% таможенными пошлинами, а продукция наименее развитых и вовсе освобождаются от них.

Необходимость пересмотра преференциального списка в ЕЭК обосновывают тем, что некоторые государства значительно улучшили свои экономические показатели и заняли весомую долю в мировой торговле.

Перечень государств, пользующихся тарифными преференциями ЕАЭС, был утвержден в 2009 году. Он состоял из 153 стран, которые делились на развивающиеся (103) и наименее развитые (50).

Для получения статуса "развивающейся", согласно критериям Союза, валовый национальный доход (ВНД) на душу населения в стране должен составлять меньше 4 045 долларов. При этом в Южной Корее в 2020 году этот показатель достиг отметки в 31 тысячу долларов, а в Китае – превысил 10 тысяч долларов.

Как изменится торговля

Исключение стран из льготного перечня не накладывает каких-либо ограничений на ввоз товаров, а лишь уравнивает их конкурентоспособность по отношению к товарам других иностранных поставщиков внутри ЕАЭС, пояснил Sputnik глава департамента торговой политики ЕЭК Игорь Назарук.

Данную позицию разделяет директор института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Александр Кнобель. "Объемы торговли сильно не сократятся, поскольку речь идет об изменении тарифных условий. Да, с одними странами это произойдет в большей степени, с другими – в меньшей. Тут все зависит от того, насколько активно ЕАЭС торгует с конкретным государством. В целом существенного влияния на торговлю это решение не окажет", - уверяет экономист.

Крупнейшим торговым партнером ЕАЭС, исключенным из единой системы тарифных преференций, оказался Китай. По данным ЕЭК, в 2020 году на долю Поднебесной приходилось около 20% от общего объема внешней торговли Союза. Остальные страны занимают более скромное положение: Южная Корея – 4,1%, Турция – 4%, Бразилия - всего 0,78%.

"Доля исключенных стран в торговле не так высока, чтобы говорить о негативных последствиях, - рассказала Sputnik старший преподаватель кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ имени Плеханова Анастасия Прикладова. - Конечно, особняком стоит Китай. Но я напомню, что в 2015 году против китайских производителей грузовых шин вводились антидемпинговые пошлины (дополнительные таможенные тарифы на импортные товары, – Ред.), однако это не сыграло большую роль. Компании быстро адаптировались и сокращения торговли не последовало".

В ЕЭК подчеркивают, что решение о корректировке преференциального списка вступит в силу только через шесть месяцев – и эта очень важная оговорка. За это время экспортеры и импортеры успеют адаптироваться к новым условиям.

Вырастут ли цены

Некоторые экономисты опасаются, что сокращение числа пользователей тарифных преференций повлечет за собой рост цен на товары из исключенных стран, которые раньше поступали на рынок ЕАЭС на льготных условиях.

"Вероятно, что эффект будет иметь значение в тех секторах, в которых существенная часть импортных поставок приходилась на исключенные страны. Преференции применялись в отношении мяса (кроме свинины и курицы), импортируемого из Бразилии и Китая. Можно ожидать, что стоимость данной категории увеличится, так как упомянутые страны – значительные поставщики мясной продукции на рынок ЕАЭС", - указывает он.

Иной точки зрения придерживается бывший советник премьер-министра Кыргызстана Кубат Рахимов. По его мнению, решение Совета ЕЭК не окажет сильного влияния на общий уровень потребительских цен и инфляцию – все будет в пределах статистической погрешности.

Экономист связывает это с двумя важными моментами: первый – наличие субститутов (взаимозаменяемых товаров), а второй – развитие собственного производства.

Кроме того, нельзя исключать и валютный фактор, уточняет Анастасия Прикладова. "Прогнозируемое укрепление рубля и национальных валют стран ЕАЭС, экспортирующих нефть, нивелирует возможный рост цен", - отмечает эксперт.

Будут ли позитивные изменения

Опрошенные Sputnik эксперты не склонны сгущать краски и уверяют, что пересмотр преференциального списка – полезный и необходимый шаг.

"Льготами мы демотивируем страны создавать с ЕАЭС зону свободной торговли, которая облегчает доступ товаров на иностранные рынки – что важно – для обеих сторон. Мы ведем переговоры, говорим о всяких "плюшках". С другой стороны, достаточно просто быть в списке, чтобы получить такую же "плюшку", не отдавая ничего взамен. Поэтому я вижу две выгоды от корректировки этого списка. Первая – увеличение промышленного и агропромышленного производства. Вторая – стимулирование других стран к созданию зон свободной торговли с ЕАЭС", - рассуждает Кубат Рахимов.

Со своей стороны в ЕЭК открыты для развития внешнеторговых отношений со всеми странами и поддерживают идею расширения числа партнеров, с которыми у ЕАЭС действует режим беспошлинной торговли. В настоящее время такие торговые соглашения подписаны с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией и Ираном.

С тезисом, что решение Совета подстегнет развитие собственного производства в странах Союза, соглашается руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Тарас Цукарев.

По оценкам Игоря Назарука, сокращение преференциального списка позволит дополнительно сохранить в бюджетах стран ЕАЭС более 100 миллионов долларов ежегодно.

Впрочем, решение Совета может оказаться первым шагом к более глобальной трансформации всего формата ЕАЭС, считает Кубат Рахимов.

"Мы начинаем постепенно переходить на равноправные и партнерские отношения с другими государствами. Я думаю, в скором времени должна пойти перезагрузка всей философии, всей концепции ЕАЭС. Чисто таможенные меры перестанут быть доминирующими", - резюмирует экономист.

ЕЭК перенесла на 1 января 2022 года вступление техрегламента ЕАЭС на алкоголь

Ранее сообщалось, что техрегламент устанавливает обязательные для применения и исполнения в странах ЕАЭС требования безопасности к алкоголю и процессам его производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к маркировке, упаковке, процедуры оценки соответствия.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) перенесла срок вступления технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на алкоголь на 1 января 2022 года. Об этом сообщила помощник председателя коллегии ЕЭК Ия Малкина на свой странице в Facebook.

«Совет ЕЭК перенес срок вступления в силу технического регламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции» на 1 января 2022 года. Это необходимо для подготовки изменений в техрегламент. Также совет предложил Правительству России обеспечить подготовку и внесение в комиссию до 30 апреля 2021 года проекта изменений в данный техрегламент», – написала И. Малкина.

Ранее сообщалось, что техрегламент устанавливает обязательные для применения и исполнения в странах ЕАЭС требования безопасности к алкоголю и процессам его производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к маркировке, упаковке, процедуры оценки соответствия. Государства – члены союза будут обеспечивать обращение на своих территориях алкогольных товаров без предъявления дополнительных требований по отношению к содержащимся в техрегламенте и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Техрегламент дополняет требования технических регламентов по безопасности пищевой продукции, по маркировке пищевой продукции и по безопасности упаковки. В объекты его техрегулирования входят алкогольная продукция и связанные с ней процессы производства, перевозки, хранения, реализации и утилизации.

Ранее российские производители пива обращались к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой ввести мораторий на введение в России техрегламента о безопасности алкоголя. Как отмечают пивовары, в тексте техрегламента увеличен верхний предел допустимой замены пивоваренного солода с 20% (в действующем российском законодательстве) до 50%, что потребует применения импортируемых промышленных ферментных препаратов в технологическом процессе. По их мнению, изменение доли солода при производстве пива вызовет сокращение производства солода на 30%, что повлечет за собой уменьшение посевных площадей пивоваренного ячменя на 230 тыс. га, снижение занятости в сельском хозяйстве и сельхозпереработке более чем на 30 тыс. человек (без учета смежных отраслей).

Российские производители пива, использующие до 100% солода, оказываются в неравных конкурентных условиях и вытесняются с рынка. При этом дополнительная прибыль транснациональных корпораций при использовании 50% несоложеных зернопродуктов составит 5,5 млрд рублей – это прямые потери российского сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Представители отрасли также считают, что промышленные ферментные препараты, без применения которых невозможно изготовление пива с содержанием несоложеного сырья более 20%, несут серьезную угрозу здоровью нации, их использование в российском пивоварении следует максимально ограничить.

ЕЭК продлила действие антидемпинговой пошлины на бульдозеры из КНР до завершения повторного расследования

Срок действующей меры должен был истечь 11 декабря 2020 года. Решено продлить действие меры до 29 июля 2021 года включительно.

Коллегия Евразийской экономической комиссии продлила действие антидемпинговой меры в отношении гусеничных бульдозеров из Китайской Народной Республики мощностью до 250 л.с. до июля 2021 года.

Срок действующей меры должен был истечь 11 декабря 2020 года. Однако в установленные сроки в адрес Департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК поступило заявление о проведении повторного антидемпингового расследования.

Представленные в документах сведения позволили сделать предварительные выводы о возможности продолжения демпингового импорта, а также причинения ущерба отрасли экономики государств-членов Евразийского экономического союза в случае прекращении действия меры. По результатам рассмотрения заявления 30 июля 2020 года повторное расследование было начато.

Принимая во внимание срок истечения действия антидемпинговой пошлины, а также учитывая то, что повторное антидемпинговое расследование должно быть завершено в течение 12 месяцев, решено продлить действие меры до 29 июля 2021 года включительно.

Справка

Антидемпинговая мера в форме антидемпинговой пошлины в отношении гусеничных бульдозеров из КНР с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 л.с. установлена Решением Коллегии ЕЭК от 10 ноября 2015 года № 148. Размер пошлины составляет от 9,65% до 44,65% от таможенной стоимости в зависимости от компании-производителя.

Статистические показатели I квартала 2020 фиксируют ухудшение состояния экономик стран-членов ЕАЭС


Пандемия COVID-2019 стала настоящим вызовом для всего человечества. Последовавший за всеобщим локдауном экономический кризис стал тестом на прочность не только для национальных государств, но и для региональных объединений. В данном контексте Евразийский экономический союз не стал исключением.

Статистические показатели I квартала 2020 фиксируют ухудшение состояния экономик стран-членов ЕАЭС. Падение внешнего спроса и цен на сырьевые товары в совокупности с беспрецедентными мерами по сдерживанию распространения заболевания оказывают значительное влияние на экономическую активность в регионе.

Законодательная палата одобрила вступление Узбекистана в ЕАЭС как наблюдателя

Законодательная палата одобрила вступление Узбекистана в ЕАЭС как наблюдателя

Согласно обновленному прогнозу Евразийского банка развития (ЕАБР) тренд на восстановление экономик стран ЕАЭС может обозначиться во II половине 2020 и продлится последующие два года.

По оценкам ЕАБР, потери ВВП стран Союза от действия внешних факторов в текущем году могут составить порядка 2%. При этом каждый месяц карантинных мер обходится странам ЕАЭС падением ВВП в размере около 1,5-3%. В целом общий ВВП государств ЕАЭС по итогам года снизится на 2,2%.

Примечательно, что наибольшие размеры потерь от введения карантинных ограничений среди членов ЕАЭС будут испытывать Армения и Казахстан. Так, «мгновенные» потери ВВП для Еревана составят 18%-27%, при этом для Нур-Султана - 19%-28%. Однако с минимальными потерями для ВВП страны к концу года выйдут экономики Кыргызстана (0,1%) и Казахстана (-1%).

Совместный ответ эпидемии

Необходимость в координированном подходе в борьбе со вспышкой коронавирусной инфекцией обусловила формирование отдельного направления работы Евразийской экономической комиссии. Уже 16 марта 2020 Совет ЕЭК принял решение освободить от ввозной таможенной пошлины товары, импортируемые для предотвращения распространения COVID-2019 на территории ЕАЭС. Речь идет о средствах индивидуальной защиты, дезинфицирующих средствах, диагностических реагентах, отдельных видах медицинского оборудования и материалов. При этом также был введен временный запрет на вывоз из ЕАЭС продукции медицинского назначения и материалов.

Как будет осуществляться техническое регулирование в рамках ЕАЭС

Как будет осуществляться техническое регулирование в рамках ЕАЭС

В рамках так называемого «второго пакета» мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции 31 марта 2020 Коллегия ЕЭК приняла решение установить временный запрет на вывоз из стран ЕАЭС отдельных видов продовольственных товаров . А уже 3 апреля Совет ЕЭК утвердил перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставляется тарифная льгота. В перечень товаров вошли отдельные сельскохозяйственные и продовольственные товары, а также отдельные готовые лекарственные средства и товары медицинского назначения.

Очевидно, что применение, хоть и своевременное, механизмов тарифного и нетарифного регулирования все же недостаточно для полноценного совместного реагирования на угрозу COVID-2019. Именно поэтому 25 марта было принято решение об оперативном обмене информацией и проведении соответствующих консультаций.
10 апреля Евразийский межправительственный совет рассмотрел подготовленный ЕЭК проект мер по обеспечению экономической стабильности в условиях развития пандемии COVID-19. Принятый в итоге проект должен помочь правительствам стран ЕАЭС в разработке и реализации мер по локализации распространения коронавируса, защите здоровья людей и минимизации последствий для бизнеса.

Нужно отметить, что комплекс срочных антикризисных стабилизационных мер для экономик стран ЕАЭС, который был утвержден Межправительственным советом, включает самые различные направления.

Так, был отменен ряд процедур оценки соответствия медицинских товаров с целью их быстрого поступления на рынки стран Союза. Помимо этого, стороны предусматривают создание «зеленого коридора» для импорта критически важных товаров, также временно снижаются или обнуляются ввозные таможенные пошлины на комплектующие материалы для отдельных отраслей экономики.

Важной составляющей также являются меры по развитию цифровизации торговли, обеспечению стабильности функционирования финансовых рынков и платежных систем. В настоящее время продолжается «оцифровка» процессов трансграничного электронного взаимодействия в таможенной сфере. Тем самым продолжает создаваться интегрированная информационная система (ИИС) Союза.
Полноценное введение в действие данных процессов значительно упростит таможенные процедуры, связанные с импортом отдельных видов товаров, что особенно критично для стран ЕАЭС в краткосрочной перспективе.

Миграционный вопрос

Ограничительные меры по организации транспортного сообщения как международного, так и внутреннего, а также введенный режим социального дистанцирования актуализирует вопрос о беспрепятственном передвижении людей в рамках ЕАЭС. В условиях вспышки COVID-2019 партнеры по евразийской интеграции были вынуждены существенно сократить пассажирское сообщение.

Не договорились по тарифам на газ: ЕАЭС на грани развала?

Не договорились по тарифам на газ: ЕАЭС на грани развала?

Граждане стран-членов ЕАЭС также столкнулись с проблемой возвращения на родину по причине ограничения пассажиропотоков, что потребовало оперативного реагирования с точки зрения миграционного законодательства.

В этой связи правительствами стран-членов ЕАЭС принят ряд мер, направленных на урегулирование правового положения граждан Союза на территориях государства пребывания. Так, из-за введения чрезвычайного положения Армения продлила срок пребывания иностранных граждан до окончания действия режима ЧП.

Ввод режима чрезвычайного положения в Казахстане также привел к продлению на 30 дней срока пребывания иностранных граждан, въехавших по ранее действовавшему положению о безвизовом режиме, включая граждан ЕАЭС. В России иностранным гражданам предоставлена возможность законного нахождения на российской территории. Граждане ЕАЭС могут находиться в РФ до 15 июня 2020 без необходимости регистрации.

При этом в Кыргызстане и Беларуси продление срока пребывания иностранных граждан осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Следующий этап

Прошедшая 14 апреля встреча Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) показала, что страны ЕАЭС сохраняют политическую волю к сотрудничеству. Более того, в непростых условиях спада мировой экономики и пандемии COVID-2019 дальнейшее укрепление основ евразийской экономической интеграции соответствует интересам регионального развития.

До $2927,9 млн увеличилась взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС

До $2927,9 млн увеличилась взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС

В частности, в дополнении к срочным антикризисным и стабилизационным мерам по обеспечению экономической стабильности рассматриваются меры в области макроэкономической и денежно-кредитной политики. Речь идет о стабилизации обменных курсов национальных валют и обеспечении безопасности и устойчивости валютно-финансовой системы ЕАЭС.

При этом очевидно, что первостепенное значение уделяется разработке и скорейшему принятию Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года. В ходе работы над документом ЕЭК уже заявляла, что документ имеет «принципиально новый формат». Фактически, документ прописывает механизмы, которые бы заметно облегчили трансграничное взаимодействие между государствами в условиях введения карантинных мер.

В рамках заседания Межправительственного совета 23 апреля 2020 стороны рассмотрели оставшиеся неурегулированные вопросы, связанные с проектом Стратегии. В частности, стороны смогли добиться понимания в отношении либерализации международных автомобильных перевозок, выработке гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию, и, что особенно важно в современных условиях, сотрудничества в области здравоохранения.

Хотя аспект тарифообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа Союза пока остается несогласованным, стороны ожидают, что финальный вариант Стратегии будет утвержден на очередном заседании ВЕЭС 19 мая 2020.

Заключение

Очевидно, что перспективы восстановления и дальнейшего развития экономики для стран-участниц ЕАЭС во многом связаны с влиянием внешних факторов. Макроэкономический прогноз для государств региона критическим образом зависит от характера течения пандемии COVID-19. Более того, каждое из государств региона находится в уникальной эпидемиологической ситуации, что также затрудняет оценку как продолжительности карантинных мер, так и глубины экономических последствий от вводимых ограничений.

Тем не менее очевидно, что страны ЕАЭС намерены и дальше работать в направлении совместного реагирования на угрозу коронавирусной инфекции. Нужно учитывать, что характер подобного взаимодействия будет иметь определенные лимиты, связанные с текущем уровнем интеграции. Однако государства региона осознают, что коронавирусный кризис и «Великий карантин» может оказаться исторической развилкой возможностей для реального сектора экономики стран-членов Союза.

Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК-Елбасы

Подписывайтесь на нас в Google News

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Читайте также: