Доступ налоговой к банковским счетам физического лица

Опубликовано: 16.05.2024

Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.

Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.

Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.

Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.

Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.

Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.

Банки обязаны информировать налоговую на основании статьи 86 Налогового кодекса РФ:

  1. Об открытии и закрытии счетов, вкладов с 2016 года.
  2. Об изменении реквизитов счета граждан с 1 июля 2014 года.
  3. О предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  4. О предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  5. Об остатках на счетах и выписки по счетам, открытым в драгоценных металлах, с 1 июня 2018 г.
  6. О счетах, привязанных к электронным кошелькам с 1 апреля 2020 года.

Когда ИФНС проводит налоговую проверку граждан

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики "увидят" информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Какие данные банки передают налоговикам

Налоговики получили право запрашивать у банков копии документов клиентов:

  • паспорта клиентов;
  • доверенности на распоряжение денежными средствами;
  • договора на открытие и закрытие счета;
  • карточек с образцами подписей.

Согласно новым полномочиям у налоговиков, как и раньше, нет прямого доступа к выпискам по операциям на счетах.

Получить эти сведения они могут только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок.

На основании запроса банки обязаны выдавать налоговым органам:

  • справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Ответить на запрос банки должны в течение трех дней со дня получения запроса от ИФНС.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:


Обнал был бы злом, с которым нужно бороться, если бы не одно но.
Надо понимать, что деньги, ушедшие в бюджет, проваливаются туда как в черную дыру. На меньшую часть из них будет сделано действительно что-то полезное, а на большую будут совершенно официально переложены в десятый раз московские бордюры или назначена миллионная премия себе-любимому, а неофициально, после некоторых махинаций, куплены атрибуты красивой жизни и остаток выведен из страны в оффшоры.
В данных условиях считаю и обнал, и уклонение от налогов, благом, а обнальщиков - этакими робингудами. Изменю свое мнение, когда у нас будет государство для людей.

Государство как раз и состоит из таких людей. Ворюг. Все воруют. Кто-то из бюджета, кто-то не платит налоги, но пользуется какими-никакми благами этого самого государства. Но каждый считает, что Дартаньян - именно он.


Nadezhda, есть проблема в том, что обнал образует собой грязные деньги, которые используются для дачи взяток, в том числе - откатов. Поэтому обнал способствует коррупции

Nadezhda, а как вы думаете воруют деньги из бюджета? Вот как раз через обнальщиков!


Eugene, В год выводится из страны порядка $100-150 млрд, такого количество нала не существует. Давайте немного все же использовать мозг и калькулятор.

Вступление в силу изменений в ФЗ № 173 "О валютном регулировании" внесло коррективы в отношения между налоговой службой и вкладчиками, открывающими счета у зарубежных брокеров. До начала 2020 года налоговиков можно было оповещать только в случае открытия банковского счета за границей. Нововведения касаются брокерских счетов, открытых после 01.01.2020.

О чем нужно уведомить налоговую, работая с брокером?

Начиная с января 2020 года владелец брокерского счета обязан уведомлять ФНС об открытии счета, смене реквизитов, движении средств. Дополнительно инвестор заполняет 3-НДФЛ. Переводить документы с иностранного языка на русский можно без нотариальной заверки, хотя по необходимости сотрудники налоговой службы могут ее запросить.

Подаем в налоговую

Ранее резиденты РФ сообщали в ФНС только о счетах, которые открыты в заграничных банках. Даже если банк и брокер - одна организация, от оповещения налоговой это не освобождало. Нововведения обязывают оповещать о счетах в банках, других финансовых организациях за границей. Под финансовыми организациями понимают компании, привлекающие средства для хранения и управления, инвестирования и разных сделок.

Справка: если резидент РФ заводит счет у иностранного брокера, налоговые службы хотят об этом знать. Если меняются реквизиты либо счет закрывается, об этом также следует своевременно сообщить. Дополнительно нужен отчет о движении средств за прошлый год.

Уведомление об открытии счета

Освобождаются от уведомления налоговой владельцы счета, открытого до начала 2020 года. Известить налоговиков следует в течение месяца с момента открытия либо закрытия счета. Формы уведомлений доступны на официальном сайте ФНС. Документы подаются лично, через представителя, по почте (заказным письмом), из "Личного кабинета налогоплательщика".

Уведомление о смене реквизитов счета

О смене реквизитов счета у иностранного брокера также требуется сообщить в налоговую службу. Срок - 1 месяц с момента внесения изменений. Форма та же, что указана выше.

Отчет о движении денежных средств

Уведомление в налоговую отправляется до 1 июня следующего года. Начинать с отчета за 2020 год. Первый раз отчетные документы сдаются до 01.06.2021. Если в отчетном году счет закрывается, уведомлять о движении средств нужно за период с 1 января в отчетном году до даты закрытия. Подается документ параллельно с уведомлением о закрытии счета. Форма отчета включает сведения о сумме на начало года, поступлениях и списаниях в течение года, остатке.

Отчет о движении средств не нужен при двух условиях:

  1. Брокер находится в стране, которая обменивается с Россией финансовой информацией (полный список на сайте налоговой).
  2. Изменения суммы за год не более 600 тыс. рублей.

Что будет, если не подавать уведомления и отчеты?

За несоблюдение указанных в ФЗ № 173 норм взимаются штрафы. Их размеры и порядок исчисления прописаны в статье 15.25 КоАП РФ. 20 июля 2020 года в данную статью (как и в 173-ФЗ) были внесены изменения и дополнения, закрепленные Федеральным законом № 218-ФЗ.

В соответствии с законом нарушением считается:

  1. Несоблюдение сроков подачи информации об открытии или закрытии брокерского счета, а также передача данных с нарушением формы уведомления. К нарушителям применяются штрафы в таком размере:
  • 1 000–1 500 рублей физическим лицам;
  • 5 000–10 000 рублей должностным лицам;
  • 50 000–100 000 рублей юрлицам.
  1. Отсутствие уведомления об открытии/закрытии зарубежного счета или об изменениях в его реквизитах. Штрафные санкции накладываются в сумме:
  • 4 000–5 000 рублей на граждан;
  • 40 000–50 000 рублей на должностных лиц;
  • 800 000–1 000 000 рублей на юрлиц.
  1. При несоблюдении правил налоговой отчетности, которая установлена законодательно, нарушители также подвергаются административным наказаниям. К данному пункту относят нарушения сроков хранения отчетности, а также неуведомление сторон о движениях на брокерских счетах. Резиденты получают такие штрафы:
  • 2 000–3 000 рублей, если речь идет о физлице;
  • 4 000–5 000 выплатят те, кто находился при исполнении должностных обязанностей;
  • 40 000–50 000 - юрлица.
  1. Если нарушены сроки подачи отчетности о движениях на брокерском счету. Размер штрафных санкций напрямую зависит от количества просроченных дней:
  • не более 10 календарных дней:
    • граждане - 300–500 рублей,
    • должностные лица - 500–1 000,
    • юрлица - 5 000–15 000 рублей;
  • от 10 суток до месяца:
    • физлица -1 000–1 500,
    • при должности - 2 000–3 000;
    • юридические резиденты - 20 000–30 000;
  • более чем на 30 дней:
    • физические представители - 2 500–3 000;
    • должностные лица - 4 000–5 000;
    • юрлица - 40 000–50 000.
  1. Резидент, который "забыл" отчитаться в ФНС в течение 90 календарных дней, получит такую сумму административного наказания:
  • 2 500–3 000 - граждане;
  • 4 000–5 000 - должностные представители;
  • 40 000–50 000 - юридические резиденты.

При повторном совершении одного из перечисленных выше правонарушений, кроме пункта 4 списка, к налоговым резидентам применяются дополнительные штрафные санкции:

  • физические лица обязаны будут уплатить 10 000 рублей;
  • граждане, находящиеся при исполнении должностных обязанностей, выплатят 12 000–15 000;
  • юридические лица - 120 000–150 000 рублей.

Повторное нарушение сроков подачи отчетности, независимо от количества просроченных дней, приведет к применению административного наказания в таких пределах:

  • граждане заплатят 20 000 рублей;
  • должностные лица - 30 000–40 000;
  • юрлица - 450 000–600 000.

Отчетность подается по результатам прошедшего календарного периода до 1 июня следующего года.

Способы уведомления налоговой

Уведомить ФНС нужно до 30 апреля следующего за отчетным года. В 2020 году ввиду пандемии срок подачи декларации за прошлый год продлили до 30 июля, но налоги нужно заплатить до 15 июля.

Декларацию можно подавать лично, посетив офис ФНС, либо через МФЦ. Более удобный способ - взаимодействовать с госструктурами онлайн. Можно скачать специальное приложение, чтобы сформировать отчет для отправки в налоговую либо заполнить 3-НДФЛ непосредственно в "Личном кабинете" на сайте ФНС.

Уведомления и отчеты представляются лично, заказным письмом и через "Личный кабинет". Первые два варианта требуют знания адреса филиала. Третий вариант подразумевает распечатку бланка с заполненными сведениями, проставление личной подписи, сканирование и отправку на электронный адрес.

В распоряжении госструктур есть масса инструментов, позволяющих контролировать финансовые операции на счетах, достоверность представленных налогоплательщиками данных. Те, кто хочет сэкономить на налогах, рискуют в обозримом будущем столкнуться в лучшем случае со штрафами. Поэтому опытные инвесторы, работающие с зарубежными брокерами, рекомендуют минимизировать внимание со стороны ФНС путем своевременной отправки любой отчетности.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.


Полезная инструкция как не попасть и что делать, если уже «попал».

Случаи блокировок банками счетов физических лиц тоже множатся не по дням, а по часам. Особенно после введения в июле 2017 года единого межбанковского стоп-листа. И всё это в рамках закона 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»: банки анализируют денежные операции своих клиентов и определяют подозрительны ли они (опираясь, в частности, на положение Банка России № 375-П от 2.03.2012).

В конце марта 2018 года Верховный суд РФ подтвердил право кредитных организаций не выдавать клиенту средств со вклада, если тот не может объяснить целесообразность операций и происхождение денег. Кроме того, тогда же определена позиция Верховного суда: Федеральный закон № 115-ФЗ предоставляет право банку самостоятельно с соблюдением требований внутренних нормативных актов относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организационных мер, позволяющих банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.

В текущей ситуации банки могут, нравится это нам или нет (нам, конечно, не нравится):

  • временно заблокировать ваш расчетный счет (или часть суммы на нём)
  • временно заблокировать ваши банковские карты
  • отключить доступ к мобильному или интернет-банку
  • отказать вам в выдаче наличных или переводе денег по безналу
  • отказать клиенту в открытии счёта, выпуске и перевыпуске карты

Если банк решил, что операция, проведённая вами, похожа на незаконное обналичивание или на транзитную схему – запускается проверка. Обратиться за пояснениями банк может как к самому клиенту, так и в федеральную налоговую службу. Если пояснения были неубедительны или недостаточны, счёт или сумма на счёте – блокируется. Информация по форме 550-П поступает в Росфинмониторинг, где тут же вносится в тот самый страшный «чёрный список» и Центробанк. Росфинмониторинг с завидной регулярностью рассылает обновления списка по банкам, а это значит, что «вляпавшись» в проблемы с одним банком, вы предсказуемо довольно быстро столкнётесь с проблемами в других кредитных учреждениях.

Возможные причины блокировки

Отметим – речь не идёт о блокировках карты, как мере обеспечения финансовой безопасности физического лица (когда, например, банк видит снятие наличных подряд в разных банкоматах, неверное введение пин-кода несколько раз и т.п.). Также не рассматриваются блокировки в рамках прочих действующих законодательных актов (решение суда, постановление службы приставов и т.п.).

Перечислены только причины в рамках ФЗ-115

Итак, подозрительными операциями банку могут показаться:

  • перечисление денег от юридического лица физическому не в рамках зарплатного проекта
  • поступление денежных средств от иностранного гражданина
  • поступление средств в виде займа или по цессии
  • перечисление денег от общественных или религиозных организаций
  • поступление в сумме более 600 тысяч рублей по любому основанию
  • совершение крупных переводов с анонимных кошельков или обратный процесс
  • получение крупной суммы и снятие её в тот же день

Однозначные причины попасть под блокировку:

  • Перевод средств с ранее заблокированного счёта или от лица, находящегося на контроле у ФНС и Росфинмониторинга
  • Перевод от лица, находящегося в розыске.

Как не попасть под блокировку?

Ну, разумеется, по возможности избегать перечисленных выше действий. Хотя кто знает, как ещё будет расширяться список, и какие ещё действия могут стать подозрительными с течением времени?

  • Пишите сами комментарии к осуществляемым переводам и просите делать это контрагента – пусть банк видит, за что именно получены деньги, и будьте готовы подтвердить документально реальность операции.
  • Оповещайте банк о крупном переводе или о том, что уезжаете за границу.
  • Если банк просит подтвердить законность происхождения денег и экономический смысл проводимых операций – делайте это. Причём в указанный срок и в указанном порядке.

Татьяна Ходенкова, управляющий КФ АКБ «Ланта-Банк» (АО)
Эксперт портала «Финансист» - Татьяна Ходенкова, управляющий Красноярским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО), рассказывает: «Самый главный совет и физическим и юридическим лицам - перестройте своё личное понимание вопроса, что банк должен или не должен запрашивать у клиента. Сегодня реальность такая, что банк имеет право запрашивать по проводимой операции все документы, поясняющие ее характер, источники возникновения средств и направления использования для выяснения характера операции и признания либо непризнания операции сомнительной.

При открытии счета\вклада физического лица, банк при заполнении анкеты физическим лицом может вводить дополнительные пункты анкеты или уточнять устно «для каких целей» открывается счет\вклад, какие объемы операций предполагаются к совершению. И если физическое лицо точно уже знает, что на счет поступят средства от реализации им движимого или недвижимого имущества, то рекомендую заранее предупредить об этом банк. Лучше всего заранее предоставить проект договора или иные документы по будущей сделке, чтобы потом уже не бегать и не нервничать - так как в банке работают тоже люди, которые не могут в моменте отложить все дела и начать заниматься именно этой сделкой. В банке предусмотрены сроки рассмотрения документов, они могут достигать до 30 дней».

  • Не отправляйте крупных сумм разово. Разбейте на несколько дней.
  • Пользуйтесь разными картами.
  • Не используйте для совершения операций анонимные платёжные системы, проведите полную верификацию аккаунта.
  • Рассчитывайтесь в одной валюте. В случае, если ожидаете регулярных переводов в иностранной валюте – заведите валютный счёт.
  • Избегайте участия в транзитах – не соглашайтесь на уговоры знакомых осуществить перевод на ваш счёт денег с последующим снятием («обнал»)
  • И, конечно, не ведите незаконной предпринимательской деятельности, принимая платежи за оказываемые услуги или реализуемые товары на счёт физического лица.

Снять или перевести остатки денег с заблокированного счета не получится. Закрыть действующий счёт и открыть новый можно только после его разблокировки (согласно ст.76 п-т. 12 НК РФ).

Как разблокировать счёт?

Предположим, неприятность эта всё-таки случилась, но ваша совесть чиста, а, значит, надо доказать банку, что блокировка ошибочна.

Итак, для начала стоит выяснить причину ограничения. Можно попробовать по телефону. Но специалисты подсказывают, что визит в банк будет более эффективен. На месте напишите письменный запрос на имя руководителя отделения банка (не забудьте зарегистрировать бумагу, забрав себе копию с указанием входящего номера). Ждите ответа.

Если банк успел сделать вам запрос по подозрительной операции раньше, чем вы начали у него спрашивать FAQ, то уточните, какие именно бумаги могут подтвердить законность и правомерность операции и приезжайте в банк с полным набором документов и если вас просят оставить их для разбирательств – копируйте и фиксируйте факт передачи.

Разумеется, важно, что бы ваш банк всегда мог вас найти – сохранять актуальность контактов – ваша обязанность.

Татьяна Ходенкова, Ланта-Банк, комментирует: «Если Вы используете ранее открытый расчетный счет, и не поставили банк в известность о будущей операции, то в момент прихода средств в любом случае к Вам поступит запрос на адрес или иной вариант контакта, который Вы указали при открытии р\сч. Если Вы своевременно не обновили ранее заявленные контакты, то при обращении в банк Вам указанный запрос вручат в письменном виде. Рекомендуем уточнить, если некоторые вопросы Вам не понятны, не стесняться, у сотрудника банка что именно, в каком виде, какие документы необходимы.

Все ответы на вопросы, документы, которые Вы предоставляете в банк, должны быть Вами заверены и переданы под входящий номер регистрации, чтобы в будущем Вы могли уточнять движение Ваших документов и сроки ответа. Рекомендуем уточнить сроки рассмотрения документов в банке, чтобы исключить нервозность. Очень важно, не кричать и "не брать голосом" сотрудника, который принимает Ваши документы или передает запрос, спокойно уточните все моменты и спокойно предоставить документы по запросу. Как правило, рассмотрением документов занимаются иные сотрудники, чем те, кто фактически принимает Ваши документы. От объема и полноты предоставленной информации зависит не только срок рассмотрения, но и возможность исключения дополнительных вопросов. Представьте себя на месте сотрудника банка: он получил пакет документов, от назначений платежа по выписке по Вашему счету и от полноты объема представленной информации необходимо подготовить заключение. Это клиент все знает, так как он прорабатывал этот договор достаточное время и даже мысленно, скорее всего сделку провел от начальной точки до итогового момента. Донесите до сотрудника банка информацию о том, как видели сделку Вы».


Заявление будет рассмотрено в течение 20 дней, после чего заявителю сообщат результат рассмотрения. Затем в течение трех рабочих дней с момента принятия решения ЦБ должен уведомить о нем заявителя. Способ уведомления будет зависеть от того, как заявитель направил заявление – через интернет или по почте.

Отказали, но вы по-прежнему уверены, что действия банка неправомерны – собирайте все документы, включая свои запросы и ответы банка, обращайтесь к адвокату или идите самостоятельно в суд, защищать свои права в рамках Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Но помните об упомянутой в начале позиции нашего высшего судебного органа, которую вкратце можно сформулировать так:

Читайте также: