Доначислены налоги пени и штрафы

Опубликовано: 26.04.2024

В результате проверки вам доначислили налоги, а также штрафы и пени. Вы с этим согласны и готовы платить. Но как отразить итоги проверки в учете? Это зависит от вида доначисления. Читайте в статье.

Штрафы и пени

Начнем со штрафов и пеней. Их, независимо от периода, за который они начислены, а также и от вида налога, в бухучете относят на финансовый результат. То есть в расходах они не учитываются. Учетную запись нужно делать по дате вступления в силу решения, вынесенного по результатам проверки.

Это будет проводка:

  • Дебет 99 кредит 68
    • начислены штраф и пени по результатам налоговой поверки.

Решение по проверке вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения, а вручают его в течение 5 рабочих дней после принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если инспекция направляет решение заказным письмом, тогда будет считаться, что решение получено через 6 рабочих дней с даты отправки (п. 13 ст. 101 НК РФ).

В налоговом учете суммы штрафов и пеней тоже не относятся к расходам. Это запрещено подпунктом 2 статьи 270 НК РФ.

Доначисления налогов в бухучете

Как можно расценивать доначисленные по итогам проверки налоги?

Это не что иное, как ошибки. Неважно, что их обнаружили не вы, а проверяющие. Исправлять их придется вам. И порядок исправления зависит от периода, к которому такая ошибка относится. Варианты будут такие:

  • налоги, доначисленные за текущий год, учитываются на дату решения налоговой инспекции, вынесенного по результатам проверки. Их отражают теми же проводками, которыми начисляются соответствующие налоги;
  • налоги, относящиеся к прошлому году, при условии, что годовой баланс еще не утвержден, нужно доначислить в декабре прошлого года;
  • налоги, относящиеся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, отражаются в учете в зависимости от существенности доначисленной суммы (с учетом требований ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).

Так, несущественные ошибки отражают на дату вступления в силу решения по проверке, то есть на дату обнаружения. В бухучете доначисленные налоги относят в прочие расходы, кроме доначисленного налога на прибыль – его относят на финансовый результат.

Проводки будут такие:

  • Дебет 91 Кредит 68
    • доначислены налоги по результатам налоговой поверки;
  • Дебет 99 Кредит 68, субсчет расчеты по налогу на прибыль
    • доначислен налог на прибыль по результатам налоговой поверки.

Существенные ошибки отражают по дебету счета 84 и пересчитывают при этом в текущей отчетности сравнительные показатели прошлых лет.

  • Дебет 84 Кредит 68
    • доначислены налоги по результатам налоговой поверки.

Доначисления в налоговом учете

Итак, штрафы и пени, как мы уже выяснили, к налоговым расходам не относятся. Также нельзя учесть в расходах доначисленный налог на прибыль.

С другими налогами придерживайтесь такого порядка.

На затраты можно списать налог на имущество, транспортный и земельный налоги (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

НДФЛ к расходам не относят, его нужно удержать из доходов физлица. Если это не возможно, нужно сообщить об этом в инспекцию и работнику (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Самая запутанная ситуация с учетом доначисления НДС. Вот нюансы:

  • если занижена реализация, доначисленный НДС отнести в расходы нельзя (п. 19 ст. 270 НК РФ);
  • если был снят НДС-вычет, то включить его сумму в расходы нельзя, кроме случая, когда отказ получен в вычете НДС, относящегося к необлагаемым операциям (эту сумму можно отнести на расходы текущего периода или включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ));
  • если доначислен налог, который нужно восстановить, то в расходы можно включить только НДС по товарам (работам, услугам), которые фирма начала использовать для необлагаемых операций, или в случае получения субсидии на возмещение затрат с учетом НДС (подп. 2 , 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Справочная / Всё про налоги

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя?

  • Размер пеней для ИП
  • Расчёт пеней для ИП на примере
  • Калькулятор расчёта пеней
  • Пени для ООО
  • Сроки уплаты пеней в ИФНС
  • Как оплатить пени по налогам ИП?
  • Как Эльба поможет оплатить пени?
  • Штрафы налоговой инспекции
  • Полезно запомнить о пенях и штрафах

Размер пеней для ИП

Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют пени и как вам их посчитали. Так вы заранее прикинете траты, если вдруг пропустили срок, и даже сможете проверить налоговую.

Пени считают за каждый день просрочки — чем дольше вы не платите, тем больше пеней начислят. При небольшой просрочке суммы получаются незначительными, поэтому предпринимателей обычно больше пугают другие вещи: штрафы и блокировки счетов.

Расчет пени ФНС по налогам

Ключевую ставку устанавливает Центральный банк. Учитывайте ту, которая действовала в период просрочки. Узнать её можно на сайте ЦБ РФ.

Пени начинают начислять на следующий день после того, как закончился срок для уплаты, а заканчивают в тот день, когда вы перечислите налог. То есть за тот день, когда вы заплатили сумму долга, пеней уже не будет. Такой позиции придерживается Минфин в письме от 5 июля 2016 года и налоговая в письме от 6 декабря 2017 года.​

Например, 25 октября — последний день для уплаты налога, а вы перечислили деньги только 29 октября. Пени начислят за 3 дня — 26, 27 и 28 октября.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Расчёт пеней для ИП на примере

До 25 октября Никита должен заплатить аванс по УСН за 9 месяцев— 50 тысяч рублей. Но он прождал оплату от клиента и перечислил налог только 1 ноября. Посчитаем пени за 6 дней просрочки.

Смотрим ключевую ставку на сайте ЦБ РФ — допустим, она равна 4,25%. Теперь подставим всё, что знаем, в формулу:

Эту сумму придётся заплатить вместе с суммой налога.

На самом деле мало кто считает пени вручную. Удобнее использовать калькулятор.

Калькулятор расчёта пеней

Как пользоваться калькулятором

  1. Выберите, кто вы — ИП или организация.
  2. Укажите сумму налога, которую заплатили не вовремя.
  3. Укажите срок для уплаты налога. Например, для УСН за 3 квартал 2021 года — это 25 октября.
  4. Укажите день, в который фактически перечислили налог.
  5. Не включайте в просрочку день оплаты — об этом сказала налоговая в письме от 6 декабря 2017 года.

Пени для ООО

С 2017 года выросли пени для ООО за долгую просрочку. Если не платить налог больше месяца, то с 31 дня пени станут в два раза больше.

Расчет пени за просрочку

Организация «Мир носков» не заплатила УСН за 1 квартал 2021 года до 25 апреля. И уже 40 дней на ней висит долг 20 тысяч рублей. Вот как считаются пени за эту просрочку:

За 30 дней просрочки = 4,25%/300 х 20 тысяч х 30 дней = 85 рублей.

За 31-40 дни просрочки = 4,25%/150 х 20 тысяч х 10 дней = 56,7 рублей.

Итого за 40 дней просрочки ООО «Мир носков» заплатит 141,7 рублей пеней.

Сроки уплаты пеней в ИФНС

Пени платят добровольно или по требованию налоговой. Пени по требованию нужно заплатить за 8 рабочих дней после его получения, если налоговая не установила другой срок. За пропуск срока банк заблокирует сумму долга на счёте.

Можно не дожидаться требования и перечислить пени заранее. Посчитайте их размер самостоятельно или узнайте из сверки с налоговой.

Как оплатить пени по налогам ИП?

  • Сначала узнайте, есть ли у вас пени: для этого проведите сверку с налоговой или зарегистрируйтесь в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.
  • Подготовьте платёжку на сайте налоговой. Инструкция по заполнению — в статье «Как создать платёжку на уплату пени и штрафов».

Для ООО порядок тот же.

Как Эльба поможет оплатить пени?

Эльба подготовит платёжку по требованию налоговой автоматически. Прочитайте в статье, как это сделать.

Чтобы узнать размер пеней, отправьте запрос на сверку с налоговой: раздел Отчётность → Сверка с налоговой → Создать выписку операций по расчётам с бюджетом.

Штрафы налоговой инспекции

Штраф налоговой инспекции могут начислить вдобавок к пеням. Но вас не оштрафуют только за то, что вы пропустили срок. Для назначения штрафа нужно, чтобы вы неправильно посчитали налог и занизили его. Это поясняет Высший Арбитражный суд в пункте 19 постановления.

  • Если заплатите налог позже, чем нужно, но в правильном размере — начислят только пени.
  • Если занизите налог в декларации и заплатите эту сумму — налоговая доначислит налог, пени и штраф.

Размер штрафа фиксированный, он начисляется не за дни просрочки, как пени, а за нарушение в целом. Штраф за неуплату налога — 20% от суммы долга, если занизили налог не специально, 40% — если умышленно.

Ведущая рубрики

  1. Виды санкций
  2. Штрафы по налогам, взносам и сборам
  3. Порядок выявления нарушений
  4. Как не получить или уменьшить штраф

В 2020 году происходят нескончаемые изменения в законодательстве, сдвигаются сроки по сдаче отчетности и уплате налогов. Процесс настолько реактивный, что порой с утра за чашкой кофе с удивлением узнаешь о принятии очередных поправок, которых еще вчера и в помине не было.

К сожалению, не избежать в работе бухгалтера и руководителя штрафов: перепутали срок отправки РСВ, опоздали с СЗВ-ТД, поторопились с отправкой декларации по УСН и не включили в нее платеж от клиента, поступивший в последний день квартала. В результате – несвоевременно поданная отчетность и неуплаченные вовремя налоги. Какая ответственность грозит организации и должностным лицам?

Виды санкций

Сначала разберемся, какие вообще существуют санкции и где в законодательстве их искать. Есть несколько видов наказаний:

  1. Блокирование счетов.
  2. Пени.
  3. Штрафы по НК.
  4. Штрафы по КоАП (на должностное лицо или организацию).
  5. Дисквалификация руководителя.
  6. Принудительная ликвидация (исключение из ЕГРЮЛ).

Список условно отражает переход от первичных к заключительным мерам. Когда ФНС обнаруживает отсутствие отчетности, она вправе заблокировать счета компании (пп. 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ), пока декларации не будут представлены. Если этого не происходит в течение длительного времени (более года), то инспекция вправе принять решение об исключении компании из реестра юридических лиц (пп. 1 статьи 21.1 закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.).

Дисквалификация грозит директору, когда он намеренно занизил облагаемую базу, исказив данные учета, что привело к неоплате более чем 10% налогов (п. 2 статьи 12.11 КоАП). Отстраненный руководитель не может занимать аналогичную должность в течение длительного времени – от 1 года до 2 лет. Компании придется нанять нового.

Пени по налогам, взносам и сборам уплачиваются независимо от наличия или отсутствия штрафа. Налоговый кодекс устанавливает пунктом 4 статьи 75 размер пени в зависимости от длительности просрочки и вида налогоплательщика:

  • ИП – 1/300 ставки рефинансирования на весь период.
  • Организации ­– если просрочка менее 30 дней (календарных, включительно), то 1/300 ставки, от 31 дня и больше – 1/150 (начиная с 31 дня, до – по 1/300).

Кстати! Если вы самостоятельно обнаружили неуплату налога и сдаете в связи с этим уточненную декларацию, то сначала заплатите налог, пени, а затем сдавайте отчет. В этом случае налогоплательщик освобождается от штрафа (пп. 1 п. 4 статьи 81 НК).

Штрафы по налогам, взносам и сборам

В большинстве случаев штрафы регулируются статьей 122 НК РФ. Она действует для следующих платежей в бюджет:

  • НДС.
  • Налог на прибыль.
  • ЕНВД.
  • УСН.
  • ЕСХН.
  • Акциз.
  • Водный, земельный, транспортный и имущественный налоги.
  • Взносы в ПФР, ФОМС, ФСС (в части нетрудоспособности и материнства).
  • Торговый сбор.

Причем штрафы назначаются за неуплату налогов, но не авансовых платежей (п. 3 статьи 58 НК). По ним придется заплатить только пени и, возможно, понести административное наказание.

Размер санкций обычно составляет 20% от неуплаченного налога, сбора или взноса. Если умышленно занижена база, неправильно совершен или вообще не сделан расчет, то налогоплательщику придется расстаться с 40%.

По-другому исчисляются штрафы по НДФЛ: 20% от неправомерно неудержанной или неперечисленной суммы налога, которую должен был удержать и перевести налоговый агент. При этом он может быть освобожден от ответственности, когда одновременно выполняются три условия, указанные в пункте 2 статьи 123 НК:

  1. Отчет 6-НДФЛ представлен в положенный срок.
  2. В расчете полностью отражена сумма налога и отсутствуют ошибки, приводящие к ее занижению.
  3. Налог и пени были перечислены в бюджет до того, как агент узнал о нарушении от ФНС, либо до назначения выездной проверки по НДФЛ.

ИП, уплачивающие патент, в случае просрочки не лишаются права на его применение, но обязаны перечислить задолженность. Если налоговая не получила вовремя оплату, она направит предпринимателю требование (п. 2.1 статьи 346.51). Погасить придется также пени, а штрафные санкции рассчитываются в стандартном порядке (ст. 122).

Задержка в уплате экологических сборов подвергается административному наказанию по статье 8.41.1 КоАП: 5-7 тысяч на ответственное лицо, на юрлиц — в тройном размере неуплаченной суммы, причем не меньше 500 тысяч, аналогично для ИП, но минимальный предел ниже – 250 тысяч рублей.

Наконец, штрафы по взносам на «несчастное страхование» в ФСС составляют 20% или 40% в зависимости от отсутствия или наличия умысла, также как для других взносов, но норма эта урегулирована не Налоговым кодексом, а Федеральным законом №125-ФЗ от 24.07.1998 года в статье 26.29.

Важно! Части налогоплательщиков в 2020 году сдвинули уплату налогов и взносов на новые сроки.

Порядок выявления нарушений

Как налоговая узнает о неполной уплате налога? Разберем самые распространенные способы:

  • Камеральная проверка. ФНС проверяет заполнение декларации и находит опечатки, ошибки в расчете показателей, это характерно для отчетов, заполненных вручную. При отправке в электронном виде программы фиксируют несовпадения и сообщают о них пользователю. Если ошибка только в отчетности, придется сдать уточненку, если это исказило налог – сначала заплатить его и пени. Кстати, можно допустить неточности не только в суммах. Некоторые плательщики неверно определяют региональный коэффициент К2 для ЕНВД.
  • Запрос сведений. В декларации по УСН указывается доход, полученный на расчетный счет безналом и в кассу наличными. Налоговая запрашивает данные из банка, прибавляет оплаты, прошедшие через ОФД (по онлайн-кассе) и сравнивает сведения.

ФНС вправе потребовать пояснения у организации, чтобы подтвердить торговую площадь для ЕНВД, например, попросить предоставить договор аренды на помещение.

  • Жалоба. Допустим, предприниматель не стал официально оформлять сотрудника. Тот, проработав какое-то время, решил взять справку 2-НДФЛ, но обнаружил, что зарплата ему выплачивалась «в черную», налог не перечислялся, как и взносы. Работник обратился в Трудовую инспекцию и параллельно написал жалобу на действия работодателя в ФНС. Результат – инспекция инициировала проверку в отношении ИП.
  • Выездная проверка. Тут думаю понятно: в рамках плановой и внеплановой проверки выявляются допущенные ошибки. Это могут быть договора ГПХ, по которым не рассчитывались страховые взносы, недоначисленная заработная плата, сверхнормативные суточные с неудержанным НДФЛ и взносами и т.п.
  • Межведомственная и межотчетная сверка. ФНС запросит в ПФР данные по отчету СЗВ-СТАЖ и сравнит с отчетом РСВ или проведет сравнение баз РСВ – 6-НДФЛ и направит требование о предоставлении пояснений работодателю, если найдет расхождения.
  • Отсутствие платежа. Самое элементарное – программа в налоговой инспекции отметит отсутствие на лицевом счете средств по сроку уплаты при наличии начислений (т.е. сданного отчета).

Не забудьте: ФНС вправе заблокировать движение по вашим банковским счетам, если не был уплачен налог или сдана декларация, доступ к нему вы получите только после исполнения своей обязанности.

Как не получить или уменьшить штраф

Что еще можно сделать для смягчения ответственности? Обратимся к статье 112 Налогового кодекса, там перечислены некоторые обстоятельства, влияющие на тяжесть нарушения. Таким может стать сложная жизненная ситуация. Например, человек, ответственный за составление отчетов или оплату, испытывает стресс из-за развода, продолжительное время проходил лечение, получил тяжелую травму, потерял близкого родственника, имущество в результате ЧС и т.п.

Если нарушение совершено в результате угрозы или принуждения, то это также будет учтено. Сюда подходит и давление высшего начальства с угрозой увольнения. Главный бухгалтер вправе отказаться от проведения какой-либо операции в учете. Когда мнения руководителя и главбуха разошлись, то начальник дает письменное распоряжение о варианте учета, на котором настаивает, в этом случае главный бухгалтер освобождается от ответственности.

Суд и ИФНС могут учесть и другие обстоятельства. В актах проверки и решениях о вынесении штрафа инспекция часто указывает следующее:

  • Первичное нарушение. Компании, впервые допустившей просрочку, скорее всего, снизят санкции вдвое.
  • Незначительный период просрочки (в отношении отчетов и оплаты). Например, отправляете отчет в последний день в 23 часа 59 минут, а он уходит уже в 00.01. У меня такой случай был, и штраф вообще считать не стали, решили не наказывать за минуту просрочки. Делать, конечно, так никому не рекомендую, все же отчеты надо сдавать вовремя и по возможности минимум на несколько дней раньше срока.
  • Нет потерь для бюджета. Это как раз ситуация, когда вы уплатили налог вовремя, а с декларацией опоздали.
  • Отсутствие ответственного за передачу отчетности или перечисление налога, взноса ответственного лица по объективным обстоятельствам. Например, директор – единственный сотрудник компании, попал в аварию, главный бухгалтер находится на больничном с серьезным заболеванием.

Опять же из личного. Несколько лет назад по состоянию здоровью провела на больничном более 2 месяцев, часть из них в стационаре, не было возможности работать – пришла пара штрафов по несданным отчетам, уменьшенные в результате подачи заявления с приложением подтверждающих документов в 4 раза.

  • Форс-мажорные обстоятельства. Природная катастрофа, стихийное бедствие, пожар, затопление и т.д. способны уничтожить документы и технику, хранящую данные. После этого учет придется восстанавливать какое-то время. Можно и физически оказаться отрезанным от цивилизации. Здесь понадобятся справки от МЧС, Гидрометеоцентра и других служб, подтверждающие форс-мажор. Смотрим пп. 1 пункта 1 статьи 111 НК.
  • Сбой у оператора. Мне с таким сталкиваться не приходилось, но коллеги говорили о проблемах у некоторых операторов. Пользователь отправлял декларацию, получал сообщение об отправке, но в результате нарушения работы серверов отчет не уходил в ИФНС. Операторы предоставляли письма о нарушениях в системе для предъявления их в инспекцию, большинство штрафов просто снимали.

Сбои бывают не только у операторов ТКС, но и у госучреждений. На моей практике был случай, когда расчет по страховым взносам ушел позже срока, т.к. несколько дней вся система просто «висела». Причем сохранились протоколы с попытками передать отчет и выдаваемой неведомой ошибкой. Когда пришел акт проверки, я отправила в ответ проколы и письмо о сбое со стороны налоговой службы. В результате ­ никаких санкций.

Пришел акт о привлечении к ответственности – не спешите паниковать. Для начала проверьте, насколько права ФНС. Возможно, достаточно предоставить пояснения, и ситуация разрешится. Не вступайте в дискуссии и споры по телефону. Лучше вести цивилизованную переписку в электронном виде, так все ответы сохранятся.

Не забывайте подтверждать получение требования, это не значит, что вы с ним согласны. Подготовьте копии документов, подтверждающих смягчающие обстоятельства, даже если не уверены в том, что их примут во внимание. Если запрашивали пояснения по конкретной ситуации в учете и получили разъяснения, негативно повлиявшие на уплату налога, то освобождаетесь от ответственности (при условии подачи полной и достоверной информации).

Для фанатов отправки отчетов через Почту России. Редкий случай, но так бывает, что при отправке документов в последний день в вечернее время или из отдаленных отделений вы получаете опись и квитанцию с датой, например, 31 марта, а конверт пропечатают на другой день 1 апреля. Если предъявят претензию – пишите ответное письмо с приложением копий квитанции и описи. Штрафа не будет!

11 марта 2021 года вышло письмо ФНС с разъяснениями практики применения статьи 54.1 Налогового кодекса. В предпринимательских кругах его уже окрестили «письмом года». Статья 54.1 вызывала кучу проблем. Налоговые инспекции выписывали на её основании огромные налоги и штрафы. Теперь всё должно измениться. Рассказываем, чем письмо-инструкция ФНС обернётся для бизнеса.

Почему письмо ФНС вызвало много шума

В 2017 году в Налоговом кодексе появилась статья 54.1 . Она запрещает злоупотреблять правами в сфере налогов и получать необоснованную налоговую выгоду. К злоупотреблениям относится намеренное искажение отчётности, сделки без деловой цели, а только с целью снизить налог к уплате. Если выяснится, что злоупотребление действительно было, к примеру заключена фиктивная сделка для занижения налоговой базы, налоговая доначислит налоги и взыщет штраф.

Никаких внятных разъяснений по применению статьи 54.1 до сих пор не было. Верховный суд и ФНС молчали. В итоге налоговики применяли эту статью где надо и где не надо, обвиняли бизнес в получении незаконной выгоды и доначисляли налоги. Как заявил в ноябре 2020 года на налоговом форуме замруководителя ФНС Виктор Бациев, 80% дел по статье 54.1 доходило до суда. Естественно, крайними были налогоплательщики.

Федеральная налоговая служба и сама понимала, что так больше не может продолжаться. На том же налоговом форуме Бациев рассказал, что разъяснения по 54.1 будут. И наконец они появились. ФНС опубликовала письмо № БВ-4-7/3060 от 10.03.2021 . Письмо адресовано региональным и межрегиональным налоговым инспекциям. По сути, это инструкция. Налоговые органы будут использовать инструкцию в ходе обнаружения и доказывания злоупотреблений со стороны бизнеса. Мы изучили письмо и рассказываем вам о самом важном.

Как разъяснения ФНС повлияют на бизнес

Согласно обзору юридической фирмы Арбитраж.ру со ссылкой на РБК, с 2018 по 2020 год всего 22% споров по статье 54.1 НК решились в пользу бизнеса. Остальные 78% дел выиграли налоговые органы.



Инфографика из обзора Арбитраж.ру.

Разъяснения ФНС должны изменить ситуацию в пользу бизнеса.

Теперь налоговые органы станут чаще применять налоговую реконструкцию. Смысл налоговой реконструкции состоит в том, что инспекция доначисляет налог не больше той суммы, которую организация реально не доплатила в бюджет. Раньше налоговики почти всегда отказывали в реконструкции и доначисляли налоги не с прибыли (чистого дохода), а с выручки (всего дохода без учёта затрат). Доначисление налога с выручки в совокупности с огромным штрафом (до 40% от неуплаченной суммы налога) для многих компаний оборачивалось банкротством.

Решение о налоговой реконструкции будет принято после оценки коммерческой осмотрительности компании и оценки выбора контрагента. Что это — объясним далее.

Важное значение письмо отводит признакам сделки с участием технических компаний. Технические — это компании, которые не ведут реальной деятельности. По-простому, липовые компании или фирмы-однодневки. Теперь налоговым органам придётся доказывать, что руководитель заведомо заключил договор с липовой организацией. До выхода письма ФНС они не особо утруждали себя доказыванием, а сходу отказывали в реконструкции, если в сделке участвовала фирма-однодневка.

Как вести бизнес, чтобы избежать обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды и злоупотреблении правами

Разъяснения ФНС могут использовать не только налоговые органы, но и налогоплательщики. Более того, лучше их изучить досконально, чтобы на корню срезать претензии налоговиков.

Чтобы установить, была ли нарушена 54.1, налоговые органы оценят выбор контрагента и коммерческую осмотрительность. Соответственно, вести бизнес без подозрений в злоупотреблении, значит проверять контрагентов и проявлять осмотрительность.

Проверять контрагентов. ФНС уже открыто заявляет в письме: «У нас на сайте куча сервисов для проверки контрагента, они все бесплатные и открытые, пользуйтесь. Можете проверить бухгалтерскую отчётность, среднесписочную численность работников, нарушала ли компания законодательство о налогах и т.д.»

Если налоговые органы предъявят претензии о нарушении 54.1, компания должна будет обосновать выбор контрагента. Обосновать, значит доказать, что он надёжный.

Чтобы оценить надёжность контрагента, проверьте:

Сайт. Лучше сделать скрины: вот контакты, вот история и дата создания фирмы, вот отзывы довольных клиентов.

Выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Проверить можно здесь . В этой же выписке указано лицо, которое уполномочено подписывать договоры от имени компании. Проверяйте, кто подписывает договор, — это тоже критерий оценки выбора контрагента.

Адрес на массовость. Для проверки используйте сервис «Прозрачный бизнес» . Дополнительно можно запросить у контрагента договор аренды помещения.

Лицензии, если деятельность лицензируемая.

Достаточно ли персонала и ресурсов, чтобы оказать услуги или выполнить работы.

Пример. Компанию «Звёздочка» налоговые органы обвинили в том, что она не оценила надёжность контрагента-поставщика. «Звёздочке» доначислили 14 млн. НДС, 4 млн. пени и 5,5 млн. штрафа. Налоговики сочли, что в реальности поставки не было. Поставщик, якобы, не имеет ни транспорта, ни ресурсов, а сотрудник всего 1. Товарные накладные подписал не директор, а другой человек. К счастью для «Звёздочки», Верховный суд доначисление НДС, пени и штраф отменил. Суд верно расценил, что поставка на самом деле была, налоговая инспекция не собрала достаточно доказательств.

В письме ФНС прямо отсылает к судебному решению по делу «Звёздочки», как бы призывая местные налоговые органы «не подходите к делу формально, проверьте всё, потом обвиняйте».

Проявлять коммерческую осмотрительность. Коммерческая осмотрительность непосредственно связана с проверкой контрагента на надёжность. Суть её в том, чтобы проверить бизнес-историю контрагента. Реальная компания обладает определённой известностью. Можно увидеть её рекламу, узнать о выполненных контрактах, получить рекомендации от бывших клиентов, проверить, есть ли у неё офис и промышленные площадки, сколько людей и т.д. Липовая фирма не имеет бизнес-истории. И налоговики, обвиняя организацию в получении необоснованной налоговой выгоды, заявят, что руководитель был не осмотрителен.

Как следует из письма ФНС (со ссылкой на Постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 № 62 ), действия руководителя однозначно будут расценены как недобросовестные или неосмотрительные, если:

Руководитель знал, что сделка заведомо невыгодна или знал, что контрагент точно не сможет исполнить обязательство.

Руководитель не получил всю информацию о контрагенте до заключения сделки.

Сделка заключена вопреки бизнес-стратегии, т.е. непрофильная или сверхрисковая сделка.

Пример. Налоговая инспекция обвинила «Коксохиммонтаж-Тагил » в том, что они не проявили осмотрительности при выборе субподрядчика, и доначислила 5 млн. НДС, 9 млн. налог на прибыль, пени и штраф. «Коксохиммонтаж-Тагил» не проверил деловую репутацию, наличие ресурсов и платёжеспособность субподрядчика. В действительности субподрядчик не вёл предпринимательской деятельности, не имел лицензий и не собирался выполнять работы. Высший Арбитражный суд с доводами инспекции согласился.

Критерии оценки осмотрительности по делу «Коксохиммонтаж-Тагила» налоговые органы используют в спорах по аналогичным делам.

Чтобы избежать претензий в неосмотрительности, заранее проверьте:

Платёжеспособность контрагента. О том, как проверить долги и ключевые риски компании, мы рассказывали в статье « Как проверить бизнес перед покупкой ».

Наличие ресурсов, персонала, местонахождение производственных или складских помещений.

Важно. Установление цены сделки ниже или выше рыночной также свидетельствует о неосмотрительности.

Ответственность за получение необоснованной налоговой выгоды

Ответственность для бизнеса за получение необоснованной налоговой выгоды наступает по ст. 122 Налогового кодекса . Помимо доначислений, налоговая взыщет штраф.

Если руководитель компании знал, что имеет дело с фирмой-однодневкой, либо намеренно хотел заплатить меньше налогов, штраф составит до 40% от неуплаченной суммы налога.

Если таких оснований нет, но налоговики доказали, что налогоплательщик вёл себя неразумно и не проявил коммерческой осмотрительности, тогда штраф до 20%.

Если налогоплательщик докажет, что был осмотрителен, но никак не мог знать, что контрагент липовый, то вину с него снимут. Соответственно, будут учтены и расходы, и налоговые вычеты.

Правила игры изменились

Письмо ФНС разъясняет проблемную статью 54.1, на основании которой налоговые органы доначисляют бизнесу огромные налоги.

Теперь налоговики чаще будут соглашаться на реконструкцию и доначислять налоги с прибыли, а не с выручки. Число несправедливых и неподъемных для бизнеса доначислений должно уменьшиться.

Обвинить бизнес в получении необоснованной налоговой выгоды станет сложнее. Налоговым органам придётся доказать, что директор заведомо заключил сделку с фирмой-однодневкой или сделку без реальной деловой цели.

Чтобы избежать обвинений в злоупотреблении правами, до сделки с контрагентом проверьте выписку из ЕГРЮЛ, адрес на массовость, лицензии, наличие ресурсов и персонала, платежеспособность и деловую репутацию.

Согласно п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На компенсационный характер (правовую природу) пени указал Конституционный Суд РФ в Постановлении № 20-П от 17.12.1996 г., а также в Определениях № 200-О от 04.07.2002 г. и 175-О от 12.05.2003 г.

Пени доначисляются на дату вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако в последнее время налоговые органы, к сожалению, нередко нарушают:

- срок проведения налоговой проверки (для сведения: срок проведения, например, выездной налоговой проверки не может превышать более двух месяцев, может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев – п. 6 ст. 89 НК РФ);

- срок вынесения акта налоговой проверки (для сведения: по окончании выездной налоговой проверки составляется справка о проведенной проверке и в течение двух месяцев от даты справки должен быть составлен акт налоговой проверки – п. 6 ст. 89 и п.1 ст. 100 НК РФ);

- срок вынесения дополнения к акту налоговой проверки по дополнительным мероприятиям налогового контроля (для сведения: п. 6 ст. 101 НК РФ предусматривает срок проведения дополнительных мероприятий - не более одного месяца / два месяца по проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации по п.4.6 ст. 83 НК РФ);

- срок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (для сведения: установлен в ст. 101 НК РФ – 10 дней со дня истечения срока, установленного в п. 6 ст. 100 или п.6.2 ст. 101 НК РФ; может быть продлен, но не более, чем на один месяц).

Уже никого не удивляет ситуация, когда после получения налогоплательщиком акта налоговой проверки (дополнения к акту) и рассмотрения возражений налогоплательщика на акт налоговой проверки (дополнение к акту) решение не выносится месяцами. Существенные задержки с вынесением актов налоговой проверки, дополнений к акту и решений по налоговым проверкам на практике иногда превышают предусмотренные НК РФ сроки на год и даже больше.

В результате указанных процессуальных нарушений срок вынесения решения незаконно затягивается, что, по мнению автора, приводит к незаконному доначислению пени (при расчете пени налоговым органом на дату решения) по следующим основаниям.

В Постановлении от 18.03.2008 № 13084/07 Президиум ВАС РФ указал:

"Регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения выездных налоговых проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодателсьтвом о налогах и сборах.

Между тем из содержания судебных актов и материалов дела видно, что выездная налоговая проверка предпринимателя проводилась в течение 11 месяцев, что свидетельствует о нарушении инспекцией принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Убедительных доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила.

Длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Поэтому в данном случае с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что с момента возникновения обязанности по уплате спорных сумм налогов прошло от пяти до шести лет, и исходя из целей достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений, Президиум не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта".

В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 указано:

"Судебная практика исходит из недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков, что по существу означало бы придание дискриминационного характера налоговому администрированию и приводило бы к препятствованию предпринимательской деятельности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 № 13084/07)".

Как следует из указанных судебных актов, ВАС РФ и ВС РФ признают недопустимым нарушение налоговыми органами процессуальных сроков проведения налоговых проверок, применение налогового контроля без ограничения по продолжительности.

Очевидно, что если бы соблюдение процессуальных сроков не было важно для защиты прав налогоплательщиков, то законодатель не установил бы эти сроки в НК РФ.

Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (пп.1 ст. 1 ст. 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 33 НК РФ). Строгое соответствие – это неукоснительное соблюдение, в том числе и процессуальных норм НК РФ. Это значит, что нарушать сроки налоговой проверки и вынесения решения по ней нельзя ни при каких обстоятельствах.

Неправомерное затягивание налоговой проверки (срока принятия решения) приводит к неправомерному увеличению размера доначисленных налоговым органом пеней, так как излишние пени в таком случае носят не компенсационный характер (как предусмотрено законодателем), а являются (становятся) незаконным обогащением бюджета, в результате бездействия налогового органа.

С учетом изложенного, применяемый налоговыми органами расчет пени на дату вынесения решения при нарушении процессуальных сроков, по мнению автора, следует признать неправильным (не соответствующим Конституции РФ).

Правомерность такого вывода косвенно подтверждается судебной практикой по вопросу о возможности принудительного взыскания налоговыми органами налогов, пени и штрафов в ситуации, когда налоговым органом пропущены установленные НК РФ процессуальные сроки для принудительного взыскания.

Согласно пункту 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, указанной в Определении от 20.04.2017 № 790-О: «. несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70 НК РФ, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Данные выводы нашли отражение в судебно-арбитражной практике, в частности налоговый спор, рассмотренный АС Северо-Западного округа (постановление от 27.06.2019 по делу №А13-14512/2018).

Таким образом, НК РФ, определив процессуальные сроки на принудительное взыскание, защитил налогоплательщиков от взыскания налогов, пени и штрафов при пропуске налоговым органом установленных НК РФ сроков на их принудительное взыскание.

Такой же принцип, такая же логика должна применяться при исчислении размера пени налоговым органом при вынесении решения, если нарушен срок вынесения решения.

Для реализации такого подхода законодателю не обязательно было указывать об этом в НК РФ, достаточно было установить процессуальный срок, что и сделал законодатель.

С учетом изложенного, при несвоевременно вынесенном решении по акту налоговой проверки налоговому органу следует производить расчет пени не на дату вынесения решения, а с учетом сроков, которые должны были быть соблюдены налоговым органом, в соответствии с положениями о процессуальных сроках, указанными в НК РФ (исключив доначисление пеней за период неправомерно затянутой налоговой проверки/дополнительных мероприятий налогового контроля, незаконной задержки налогового органа с вынесением решения).

Борьба налогоплательщиков за правильный расчет пени позволит:

- Прекратить нарушение прав налогоплательщиков: незаконное изъятие части собственности. Конституционный принцип неприкосновенности частной собственности - статьи 34 (часть 1) и 35 (части 1 и 3) Конституции РФ.

- Соблюсти принцип определенности в налоговых правоотношениях. Конституционный принцип определенности налоговых обязательств - статья 57 Конституции РФ в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3), 18 и 19 (части 1 и 2).

- Предотвратить нарушения процессуальных сроков, установленных НК РФ (неограниченный по сроку налоговый контроль), дисциплинировать налоговые органы.

Можно оспорить как неправомерное бездействие должностных лиц налогового органа, так и неправомерное доначисление пени по решению налогового органа (гл. 19 НК РФ).

Судебная практика по данному вопросу еще не сформировалась. Поэтому все зависит от самих налогоплательщиков, от их готовности и желания отстаивать свои права.

P.S. Некоторые утверждают, что затягивание проверки выгодно налогоплательщику, так как при этом фактически происходит кредитование налогоплательщика за счет бюджета по ставке, которая ниже, чем ставка по кредиту в банке.

Однако это не совсем так. Чем раньше налогоплательщик получает решение, тем быстрее он может самостоятельно принять бизнес-решение уплатить доначисленные налоги (пени, штрафы) или обжаловать решение налогового органа. При этом, если налогоплательщиком принимается решение уплатить налоги, то никаких излишних пеней при своевременно вынесенном решении налогового органа к уплате не возникает.

На практике получается, что за налогоплательщика решение об уплате налога в более поздний срок принимает почему-то налоговый орган.

Бездействует, нарушает закон налоговый орган, а излишние пени за его незаконное бездействие (за виновное поведение) должен оплатить налогоплательщик.

Возможна также ситуация, когда по причине затянувшейся налоговой проверки, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не может быть взыскан налоговым органом штраф (ст. 113 НК РФ). Это действительно выгодно налогоплательщику. Однако не взыскиваться должен не только штраф, но и излишние пени. Штраф и пени не связаны между собой.

Кроме того, следует также обратить внимание на следующий аспект затронутой проблемы. Не совсем хорошо, когда налоговый орган своим бездействием на неопределенный срок произвольно «кредитует» налогоплательщика. Получается, что одних налогоплательщиков налоговые органы «кредитуют» путем затягивания проверки и вынесения решения, а других нет. Возникает неравенство между налогоплательщиками.

Права распоряжаться бюджетными средствами («кредитовать» за счет бюджета) у налогового органа нет и не может быть. Впрочем, как нет и права забирать у налогоплательщика сверх того, что предусмотрено законом.

Читайте также: