Доклад акцизы налоги в дорожные фонды

Опубликовано: 18.05.2024

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Внастоящее время Законом РФ от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах вРоссийской Федерации предусмотрено взимание следующих налогов, служащихисточниками образования внебюджетных дорожных фондов: — налог на реализациюгорюче-смазочных материалов; — налог на пользователей автомобильных дорог; — налог с владельцев транспортных средств; — акцизы на легковые автомобили; — налог на приобретение автотранспортных средств. В Федеральный дорожный фондзачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), акцизы спродажи автомобилей в личное пользование граждан, а также 0,25 ставки налога напользователей автомобильных дорог. Остальные налоги (в том числе и налог на пользователейавтомобильных дорог) зачисляются в территориальные дорожные фонды.

Суммаплатежей по налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с владельцевтранспортных средств и налогу на приобретение автотранспортных средстввключается плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг). Источником уплаты налога на реализацию ГСМ является прибыльпредприятия до исчисления и уплаты налога на прибыль.

Порядокисчисления установленных Законом «О дорожных фондах в Российской Федерации»налогов определяется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. №30 «Опорядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды. Даннаяинструкция определила многие элементы налогов (сроки уплаты, порядок исчисленияи т.д.), что нельзя признать оправданным с точки зрения законности.

Плательщикаминалога на реализацию горюче-смазочных материалов являются объединения,предприятия, организации независимо от форм собственности, ведомственнойпринадлежности и организационно-правовых форм, а также индивидуальныепредприниматели.

Объектомналогообложения для предприятий-изготовителей ГСМ является оборот по ихреализации исходя из фактических цен продажи без учета НДС. При перепродаже ГСМобъектом является сумма разницы между выручкой от реализации (без НДС) истоимостью приобретения (без НДС).

Налогуплачивается по ставке 25% ежедекадно, ежемесячно или ежеквартально взависимости от величины облагаемого оборота.

Расчетыпо налогу на реализацию ГСМ предоставляются в налоговую инспекцию ежемесячноили ежеквартально (в зависимости от периодичности уплаты налога).

Налогна пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия и организации,являющиеся юридическими лицами. Некоммерческие организации являютсяплательщиками налога, если они имеют доходы от предпринимательскойдеятельности.

Объектомналогообложения являются: при производстве продукции, выполнении работ,оказании услуг — выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ,услуг); при перепродаже покупных товаров — товарооборот.

Приисчислении налога из налогооблагаемой базы исключаются НДС) акцизы и налог нареализацию ГСМ. Для ряда организаций (биржи, религиозные организации, банки ииные кредитные организации, инвестиционные фонды и т. д.) установлены некоторыеособенности определения налогооблагаемой базы.

Всоответствии со ст. 54 Закона РФ от 28 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральномбюджете на 1997 год в 1997 году впредь до внесения изменений в Закон РФ «Одорожных фондах в российской федерации» установлены следующие ставки налога напользователей автомобильных дорог:

— 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

— 2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованныхв результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Сумманалога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками наосновании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно и вносится вдорожные фонды ежемесячно или ежеквартально на основании налоговых расчетов.

Льготыпо налогу предусмотрены для предприятий, осуществляющих содержаниеавтомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог,являющихся собственностью Российской Федерации), фермерских хозяйств.

Налогс владельцев транспортных средств уплачивают лица, имеющие транспортныесредства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходныемашины и механизмы на пневмоходу, по ставкам, установленным в зависимости отмощности двигателей.

Размерыставок налога устанавливаются в зависимости от типа и мощности двигателей.

Отуплаты данного налога освобождаются инвалиды всех групп, предприятия,осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, предприятияавтотранспорта общего пользования и другие категории лиц. Органамгосударственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено правоустанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков.

Предприятия,организации и учреждения в сроки, установленные для предоставления квартального(годового) бухгалтерского баланса, сдают в налоговый орган по месту своегонахождения ежегодный расчет по установленной форме.

Плательщикаминалога на приобретение автотранспортных средств являются предприятия,организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие автотранспортныесредства в собственность путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов вуставный фонд.

Объектомналогообложения является продажная цена (без НДС и акцизов). Налогооблагаемаястоимость определяется исходя из:

*продажной цены без учета НДС и акцизов — при покупке, * сложившихся рыночныхцен — при обмене, * балансовой стоимости — при лизинге, * таможенной стоимости- при приобретении за пределами России.

Налогна приобретение автотранспортных средств исчисляется по следующим ставкам:грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальныеавтомобили и легковые автомобили — по ставке 20%, прицепы и полуприцепы — поставке 10%.

Автотранспортныесредства, приобретенные для дальнейшей перепродажи, налогом на приобретениеавтотранспортных средств не облагаются (при наличии у организации лицензии наторговлю автомобилями).

Налогуплачивается в течение пяти дней со дня приобретения автотранспортногосредства, причем для предприятий и организаций днем приобретения считается деньзачисления этого средства в состав основных средств, а для индивидуальныхпредпринимателей — день фактического приобретения.

Льготойв виде освобождения от уплаты налога пользуются граждане, приобретающиеавтомобили в личное пользование, общественные объединения инвалидов,предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования,другие лица.

Список литературы

1.Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного СоветаРоссийской Федерации, 1991. N 44. Ст. 1426.

2.Экономика и жизнь», 1995. № 22.

3.«Российская газета» от 4 марта 1997 г.

4.Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 17. Ст. 1999.

В настоящее время Законом РФ от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в Российской Федерации предусмотрено взимание следующих налогов, служащих источниками образования внебюджетных дорожных фондов: - налог на реализацию горюче-смазочных материалов; - налог на пользователей автомобильных дорог; - налог с владельцев транспортных средств; - акцизы на легковые автомобили; - налог на приобретение автотранспортных средств. В Федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), акцизы с продажи автомобилей в личное пользование граждан, а также 0,25 ставки налога на пользователей автомобильных дорог. Остальные налоги (в том числе и налог на пользователей автомобильных дорог) зачисляются в территориальные дорожные фонды.

Сумма платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение автотранспортных средств включается плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Источником уплаты налога на реализацию ГСМ является прибыль предприятия до исчисления и уплаты налога на прибыль.

Порядок исчисления установленных Законом «О дорожных фондах в Российской Федерации» налогов определяется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. №30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды. Данная инструкция определила многие элементы налогов (сроки уплаты, порядок исчисления и т.д.), что нельзя признать оправданным с точки зрения законности.

Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов являются объединения, предприятия, организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения для предприятий-изготовителей ГСМ является оборот по их реализации исходя из фактических цен продажи без учета НДС. При перепродаже ГСМ объектом является сумма разницы между выручкой от реализации (без НДС) и стоимостью приобретения (без НДС).

Налог уплачивается по ставке 25% ежедекадно, ежемесячно или ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота.

Расчеты по налогу на реализацию ГСМ предоставляются в налоговую инспекцию ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от периодичности уплаты налога).

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами. Некоммерческие организации являются плательщиками налога, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.

Объектом налогообложения являются: при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг - выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг); при перепродаже покупных товаров - товарооборот.

При исчислении налога из налогооблагаемой базы исключаются НДС) акцизы и налог на реализацию ГСМ. Для ряда организаций (биржи, религиозные организации, банки и иные кредитные организации, инвестиционные фонды и т. д.) установлены некоторые особенности определения налогооблагаемой базы.

В соответствии со ст. 54 Закона РФ от 28 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год в 1997 году впредь до внесения изменений в Закон РФ «О дорожных фондах в российской федерации» установлены следующие ставки налога на пользователей автомобильных дорог:

- 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

- 2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно и вносится в дорожные фонды ежемесячно или ежеквартально на основании налоговых расчетов.

Льготы по налогу предусмотрены для предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог, являющихся собственностью Российской Федерации), фермерских хозяйств.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивают лица, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, по ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателей.

Размеры ставок налога устанавливаются в зависимости от типа и мощности двигателей.

От уплаты данного налога освобождаются инвалиды всех групп, предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, предприятия автотранспорта общего пользования и другие категории лиц. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков.

Предприятия, организации и учреждения в сроки, установленные для предоставления квартального (годового) бухгалтерского баланса, сдают в налоговый орган по месту своего нахождения ежегодный расчет по установленной форме.

Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие автотранспортные средства в собственность путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.

Объектом налогообложения является продажная цена (без НДС и акцизов). Налогооблагаемая стоимость определяется исходя из:

* продажной цены без учета НДС и акцизов - при покупке, * сложившихся рыночных цен - при обмене, * балансовой стоимости - при лизинге, * таможенной стоимости - при приобретении за пределами России.

Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - по ставке 20%, прицепы и полуприцепы - по ставке 10%.

Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей перепродажи, налогом на приобретение автотранспортных средств не облагаются (при наличии у организации лицензии на торговлю автомобилями).

Налог уплачивается в течение пяти дней со дня приобретения автотранспортного средства, причем для предприятий и организаций днем приобретения считается день зачисления этого средства в состав основных средств, а для индивидуальных предпринимателей - день фактического приобретения.

Льготой в виде освобождения от уплаты налога пользуются граждане, приобретающие автомобили в личное пользование, общественные объединения инвалидов, предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, другие лица.

Список литературы

1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991. N 44. Ст. 1426.

2. Экономика и жизнь», 1995. № 22.

3. «Российская газета» от 4 марта 1997 г.

4. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 17. Ст. 1999.

4.2 Акцизы

Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателя ­ ми подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Феде ­ рации.

В соответствии с главой 22 НК РФ налогоплательщиками акциза являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу Россий ­ ской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодек ­ сом РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакциз ­ ных товаров:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция;
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

Объектом налогообложения признаются следующие операции по обороту подакцизных товаров:

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении от ­ ступного или инновации. Передача прав собственности на подакциз ­ ные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвоз ­ мездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
  • лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государ ­ ственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакциз ­ ных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению. В государствен ­ ную и (или) муниципальную собственность.

  • на территории Российской Федерации лицами произведенных
    ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  • в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключе ­ нием передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейше ­ го производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатури ­ рованного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регис ­ трации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал орга ­ низаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятель ­ ности);
  • на территории Российской Федерации организацией (хозяйст ­ венным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также пере ­ дача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора просто ­ го товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выде ­ ле его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  • произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

3.Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Россий ­ ской Федерации.

  • денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. По ­ лучением денатурированного этилового спирта признается приобре ­ тение денатурированного спирта в собственность;
  • прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собствен ­ ность.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подак ­ цизного товара.

Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налого ­ плательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

по подакцизным товарам,

в отношении которых установлены:

Твердые (специфические) налого ­ вые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения)

Объем реализованных (переданных) под ­ акцизных товаров в натуральном выра ­ жении

Адвалорные (в процентах) налого ­ вые ставки

Комбинированные налоговые став ­ ки, состоящие из твердой (специ ­ фической) и адвалорной (в про ­ центах) налоговых ставок

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стои ­ мость реализованных (переданных) под ­ акцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении ад ­ валорной (в процентах) налоговой ставки

Налоговый кодекс РФ устанавливает один вид льгот по акцизам: ст. 183 дает перечень операций освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Исчисление суммы акциза проводится в следующем порядке:

Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены:

Порядок исчисления суммы акцизы:

Твердые (специфические) налого ­ вые ставки

Произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы

Адвалорные (в процентах) налого ­ вые ставки

Соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Комбинированные налоговые став ­ ки, состоящие из твердой (специ ­ фической) и адвалорной (в про ­ центах) налоговых ставок

Сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как: произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налого ­ вой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены раз ­ личные налоговые ставки, должен вестись раздельный учет и налого ­ вая база определяться применительно к каждой налоговой ставке.

В том случае если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров и сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой нало ­ говой базы (п. 2 ст. 190, п. 7 ст. 194 НК РФ).

Дата реализации (передачи) и получения подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи), получения соответствую ­ щих подакцизных товаров.

При передаче на территории Российской Федерации лицами про ­ изведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе при получении указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных то ­ варов из давальческого сырья (материалов), датой передачи признает ­ ся дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у нало ­ гоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации- подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на та ­ моженную территорию Российской Федерации, учитываются в стои ­ мости приобретенных подакцизных товаров.

Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза по подакцизным товарам на суммы налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщи ­ ком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные на ­ логоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обра ­ щение, в дальнейшем используемых в качестве сырья для подакцизных товаров.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных доку ­ ментов и счетов-фактур либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей сум ­ мы акциза.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, опреде ­ ляется по итогам налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы ­ четов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разни ­ ца подлежит возмещению (зачету, возврату).

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензи ­ ном и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налого ­ вым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого свое ­ го обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым пе ­ риодом.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации ли ­ ца, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) сви ­ детельство о регистрации организации, совершающей операции с де ­ натурированным этиловым спиртом, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Формы налоговых деклараций и порядки их заполнения определе ­ ны приказом Минфина России.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются та ­ моженным законодательством Российской Федерации.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Читайте также: