Доходы от реализации макулатуры в декларации по налогу на прибыль

Опубликовано: 16.05.2024

Как отразить в учете бюджетного учреждения реализацию металлолома и макулатуры?

Доходы в виде стоимости материальных запасов, которые остаются в распоряжении бюджетного учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, разукомплектации объектов нефинансовых активов, должны отражаться в рамках приносящей доход деятельности по КФО 2.

Материальные запасы (в т.ч. комплектующие, запчасти, ветошь, дрова, макулатура, металлолом), полученные в результате ремонтных работ, демонтажа объектов нефинансовых активов, принимаются к учету по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления".

Корреспонденции счетов приведены в п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). В то же время этим пунктом предусмотрена корреспонденция со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" при оприходовании материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения.

Из формулировок п. 34 Инструкции № 174н можно сделать вывод, что материалы, которые поступают в результате ликвидации основных средств, принимаются к учету в корреспонденции со счетом 0 401 10 172, в результате остальных операций – со счетом 0 401 10 199. Бухгалтерскую запись для отражения принятия к учету металлолома (макулатуры) целесообразно закрепить в учетной политике учреждения.

Первоначальной (фактической) стоимостью материалов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Она признается справедливой стоимостью (п. 25 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пп. 52, 54 СГС "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 42 СГС "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н).

Финансовый результат от реализации материальных запасов для целей бухгалтерского учета формируется с применением подстатьи 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья не используется. Доходы от реализации металлолома (макулатуры) в положениях порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), не поименованы. При этом доходы от выбытия прочих объектов, относящихся к материальным запасам, отражаются по подстатье 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка № 209н). Следовательно, кассовые поступления от реализации металлолома (макулатуры) необходимо учитывать по подстатье 446 КОСГУ.

Зачисление денежных средств на лицевой счет от реализации (сдачи) металлолома (макулатуры) отражается по статье 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" аналитической группы подвида доходов бюджета (п. 12.2.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее – Порядок № 85н).

Доходы от реализации материалов начисляются в момент перехода права собственности согласно условиям договоров по дебету счета 2 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" и кредиту счета 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 150 Инструкции № 174н, пп. 51, 52 СГС "Доходы").

С 01.01.2018 налоговым агентами по НДС признаются покупатели (организации и ИП) следующих товаров:

    • сырых шкур животных;
    • лома и отходов черных и цветных металлов. До 01.01.2018 эта операция освобождалась от НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако законодатель отменил эту льготу (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ);
    • алюминия вторичного и его сплавов.

С 01.01.2019 к их числу добавились покупатели макулатуры (организации и ИП). Эта обязанность закреплена в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Налоговыми агентами признаются покупатели перечисленных товаров – организации и индивидуальные предприниматели, независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет. Физические лица без статуса предпринимателя налоговыми агентами не являются. Поэтому при реализации металлолома, макулатуры, сырых шкур животных физическим лицам НДС уплачивается в бюджет продавцом самостоятельно в обычном порядке (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Еще один случай, когда обязанностей налогового агента не возникает: если товар продает неплательщик НДС. При этом договор или первичный учетный документ должен содержать отметку "Без налога (НДС)". Если продавец поставил такую отметку ошибочно, обязанность исчислить НДС ложится на него, а не на налогового агента.

С 2019 г. операции налогоплательщиков – бюджетных учреждений по начислению НДС по доходам от продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на подстатью 189 КОСГУ и статью 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 9 Порядка № 209н, п. 12.1.7 Порядка № 85н).

По подстатье 189 КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 отражается только уплата НДС. При начислении налога указываются подстатьи КОСГУ, по которым получен доход (письмо Минфина России от 29.04.2019 № 02-07-10/31748).

Согласно п. 53 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, в отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130 за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Иными словами, порядок формирования строки 040 отчета (ф. 0503721) не изменился, НДС в учете начисляется по тем кодам, за счет которых получен доход.

Таким образом, при необходимости учреждение должно отражать уплату НДС по статье 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 189 КОСГУ, а начисление – по кодам бюджетной классификации, по которым поступает доход.

Реализация металлолома (макулатуры) отражается в учете записями:

Дебет КРБ 2 105 36 346 Кредит КДБ 2 401 10 172 (2 401 10 199) – принят к учету металлолом (макулатура) по справедливой стоимости (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 401 10 172 Кредит КРБ 2 105 36 446 – списана стоимость металлолома (макулатуры) в целях реализации (п. 37 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 440 2 205 74 56Х Кредит КДБ 440 2 401 10 172 – начислен доход от реализации металлолома (макулатуры) (п. 150 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение счета 17 (КДБ 440 КОСГУ 446) Кредит КДБ 440 2 205 74 66Х – поступили денежные средства за металлолом (макулатуру) на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

Согласно п. 14 Порядка № 85н в разрядах 1 - 17 номера счета 0 401 10 199 казенные учреждения ставят код КДБ в структуре 2 07 ХХХХХ 00 0000 000. Вместе с тем, в приложении 1 к Порядку № 85н для прочих безвозмездных неденежных поступлений применяется код из подгруппы 2 07 с указанием в разрядах 18 - 20 кода КДБ подстатьи 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Применительно к автономному учреждению это означает, что в разрядах 15 - 17 номера счета 0 401 10 199 целесообразно указать код 180.

В случае реализации металлолома и макулатуры физическому лицу без статуса ИП операции по НДС отражаются записями:

Дебет КДБ 440 2 401 10 172 Кредит КДБ 180 2 303 04 731 – начислен НДС (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 180 2 303 04 831 Кредит КИФ 2 201 11 610, уменьшение счета 17 (КДБ 180 КОСГУ 189) – уплачен НДС (п. 73 Инструкции № 174н).

Смотрите также

  • Код доходов и КОСГУ при начислении и уплате НДС и налога на прибыль с 2019 года
  • Налоговые агенты при покупке металла, шкур животных и макулатуры
  • Реализация металлолома, полученного от ликвидации основных средств (для бюджетных и автономных учреждений)
  • Реализация металлолома, полученного от ликвидации основных средств (для казенных учреждений)

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Автор: Богословская О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопросы охраны окружающей среды и обращения с отходами в последнее время стоят довольно остро. В этой связи актуально рассмотреть особенности принятия к учету и реализации некоторых видов отходов (например, металлолома и макулатуры). В консультации речь идет о том, как оприходовать полученные активы, отразить в учете учреждения реализацию и доходы от данной операции.

Как оформить списание имущества и принятие к учету макулатуры и металлолома?

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Для списания материальных ценностей применяются:

акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);

акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.

Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);

акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Кто принимает решение о списании активов и оформляет документы?

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834 «Положение о списании федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834»). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Пунктом 34 Инструкции № 157н также предусмотрено, что выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

Обратите внимание. Без согласия собственника учреждения не могут самостоятельно распоряжаться:

  • казенные учреждения – всем имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;

  • бюджетные и автономные учреждения – недвижимым имуществом и ОЦДИ.

Таким образом, для списания вышеуказанного имущества необходимо разрешение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения.

Как определяется цена металлолома и макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Какими проводками отражается принятие к учету металлолома и макулатуры?

Принятие к учету металлолома и макулатуры отражается в учете в зависимости от типа учреждения следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Пункт инструкции

Казенное учреждение

Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС

Пункт 23 Инструкции № 162н*

Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ

Бюджетное и автономное учреждения

Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС

0 105 2х 34х
0 105 3х 34х

Пункт 34 инструкций № 174н и 183н

Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ

0 105 2х 34х
0 105 3х 34х

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Как отражаются в учете реализация металлолома и макулатуры и поступление доходов?

При реализации металлолома и макулатуры их стоимость списывается с учета.

Обратите внимание, что средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).

В учете казенного учреждения операции по списанию металлолома и макулатуры и поступлению доходов отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации

Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры

Казенное учреждение является администратором дохода бюджета

Поступление денежных средств в доход бюджета

Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету поступления платежей в бюджет

Отражение задолженности по перечислению в бюджет денежных средств

Поступление в доход бюджета денежных средств

* Начисление доходов от реализации металлолома отражается в учете по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (Порядок № 209н).

** О том, что начисление доходов от реализации материальных запасов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов, и т. п.) подлежит отражению на счете 20574000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами», сказано в Письме Минфина РФ от 16.07.2019 № 02-07-10/52723.

В учете бюджетного и автономного учреждений аналогичные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации

2 105 36 446
2 105 26 446

Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры

Поступление денежных средств от реализации в кассу учреждения

2 201 34 510
Забалансовый счет 17

Поступление денежных средств от реализации на лицевой счет учреждения

2 201 11 510
Забалансовый счет 17

Бюджетные и автономные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации имущества, полученного в результате ликвидации объектов основных средств), которые поступают в их собственное распоряжение.

Облагаются ли налогом на прибыль доходы, полученные от реализации металлолома и макулатуры?

Стоимость оприходованного металлолома и макулатуры является внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома и макулатуры, уменьшается на их стоимость, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385.

Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?

При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры, полученных при переработке имущества, являющегося государственной (муниципальной) собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный п. 8 ст. 161 НК РФ, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного имущества – налоговые агенты. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

При этом согласно абз. 2 п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец (государственное учреждение) этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре также должна быть сделана соответствующая запись.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, № 03-07-11/26184, от 30.08.2019 № 03-07-11/66759.

Обратите внимание: макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

В результате хозяйственной деятельности учреждений после использования различных видов основных средств и материальных запасов, когда они приходят в негодность, в распоряжении учреждения остаются различные отходы: металлолом, макулатура и стеклотара. От сдачи этих отходов у учреждения возникает доход. О порядке отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию и реализации металлолома, макулатуры и стеклотары читайте в данной статье.

Появлению таких видов материальных активов, как металлолом, макулатура, стеклотара, обычно предшествует процедура списания имущества государственного (муниципального) учреждения с учета в случае принятия такого решения постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов по причине полной или частичной ликвидации объектов основных средств.

Списание имущества

У большинства учреждений основная часть имущества закреплена за ними на праве оперативного управления и не является собственностью этих учреждений. В связи с этим учреждение не всегда самостоятельно может принимать решение о списании такого имущества. Так, федеральные казенные учреждения вопросы списания недвижимого и движимого имущества в обязательном порядке должны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) (пп. «д» и «е»п. 4 Положения № 834).

Бюджетные и автономные учреждения должны согласовывать с учредителем списание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (пп. «з» и пп. «и» п. 4 Положения № 834).

Без согласования с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя, учреждения могут принимать решения в отношении:

  • недвижимого имущества, находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №834);
  • ОЦДИ, находящегося у автономных и бюджетных учреждений на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №834);
  • иного движимого имущества, закрепленного за автономными и бюджетными учреждениями и приобретенного за счет средств учредителя (пп. «ж» п. 4 Положения №834).
Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения №834). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

Процедура согласования списания имущества производится в соответствии с Порядком представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Стоит учитывать, что ликвидация, разборка или демонтаж имущества учреждения не допускается до получения разрешения на его списание от соответствующих министерств и ведомств.

Обращаем ваше внимание, что начисленная 100%-я амортизация на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не является основанием для их списания.

При наличии необходимого разрешения и на основании акта о списании объекта основных средств или материальных запасов, утвержденных руководителем учреждения, согласно п. 52 Инструкции № 157н в бухгалтерском учете учреждения отражаются соответствующие факты хозяйственной жизни.

Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Отметим, что требующие оприходования материалы в учреждении могут появиться при проведении ремонта основных средств, например при замене системы отопления или водоснабжения, выполненных из какого-либо металла. Демонтированные при этом элементы образуют металлолом.

Далее рассмотрим на конкретных примерах, как отражаются в бухгалтерском учете различных типов учреждений операции с металлоломом, макулатурой и стеклотарой.

Металлолом

1. Списание основных средств, полностью состоящих или имеющих в своем составе черные или цветные металлы. При составлении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) или акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), формы которых утверждены Приказом № 173н , заполняется раздел, в котором указываются материальные ценности, поступившие от списания ОС. Обращаем ваше внимание на то, что Минфин подготовил проект приказа о внесении изменений в Приказ № 173н (далее – проект Приказа № 173н). В случае его принятия формы названных актов на списание ОС будут изменены на формы 0504104 и 0504105 соответственно. В них также предусмотрены разделы, в которых указываются результаты от выбытия объекта ОС.

Согласно п. 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов (в данном случае – металлолома), остающихся в распоряжении учреждения в результате разборки основных средств, определяется исходя из текущей рыночной стоимости этих запасов на дату принятия их к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, затраты на демонтаж).

Принятие к бухгалтерскому учету учреждением материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается на основании акта о списании объекта основных средств и акта о приемке материалов (ф. 0315004) (в проекте Приказа № 173н – акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)) в учете казенных учреждений в соответствии с Инструкцией № 162н , бюджетных учреждений – Инструкцией № 174н и автономных учреждений – Инструкцией № 183н :

Дебетсчета 0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредитсчета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

2. Поступление металлолома при выполнении ремонта объектов основных средств, а также демонтажа или разукомплектации объектов нефинансовых активов (без их ликвидации). В этом случае комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов составляется акт о приемке материалов, в котором указывается текущая рыночная стоимость поступивших материалов на дату принятия их к бухгалтерскому учету. На основании данного документа принятие к учету металлолома будет отражаться следующим образом:

Дебетсчета0 105 36 340 (000) «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредитсчета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

Как правило, в дальнейшем металлолом сдается в специализированные приемные пункты за плату. Списание стоимости металлолома при его реализации производится на основании накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) (в проекте Приказа № 173н – накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)). При этом в бухгалтерском учете производится запись:

Дебетсчета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредитсчета 0 105 36 440 (000) «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Начисление доходов от реализации металлолома учреждением оформляется записью:

Дебет счета 0 205 74 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Поступление денежных средств от реализации металлолома в кассу или на лицевой счет учреждения будет отражаться следующим образом:

Дебет счетов 0 201 34 510 (000) «Поступления средств в кассу учреждения», 0 201 11 510 (000) «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета0 205 74 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

В ГБОУ СПО принято решение и получено разрешение на списание машин и оборудования, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных за счет средств учредителя и пришедших в негодность: борона балансовой стоимостью 12 000 руб., картофелекопалка стоимостью 17 000 руб. Оба объекта имеют нулевую остаточную стоимость. Списанные основные средства пригодны для сдачи в металлолом, масса которого составила 2 т. Рыночная стоимость металлолома на дату принятия его к учету – 12 000 руб. Он сдан в пункт приема лома по этой стоимости. Денежные средства от его сдачи поступили на лицевой счет учреждения.

Данные факты хозяйственной жизни бюджетного учреждения в бухгалтерском учете будут отражены следующим образом:

Заполнение декларации по данным налогового учета

Налоговая декларация по налогу на прибыль заполняется по данным налогового учета налогоплательщика.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Статья 315 содержит перечень данных, которые должен содержать расчет налоговой базы по налогу на прибыль:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе выручка от реализации:

- товаров (работ, услуг) собственного производства;

- имущества, имущественных прав;

- ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

- товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе расходы:

- на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства (с подразделением на прямые и косвенные расходы);

- по реализации имущества, имущественных прав;

- по реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- по реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

- по реализации покупных товаров;

- связанные с реализацией основных средств;

- расходы обслуживающих производств и хозяйств при реализации ими товаров (работ, услуг);

4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

- товаров (работ, услуг) собственного производства;

- имущества, имущественных прав;

- ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

- обслуживающих производств и хозяйств;

5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:

1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

6. Сумма внереализационных расходов, в частности:

1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;

9. Сумма убытка, подлежащего переносу, исключается из налоговой базы.

Пример

Организация осуществляет торговую деятельность и оказывает услуги по сдаче имущества в аренду. Налоговый учет организация ведет с использованием бухгалтерских и налоговых регистров, на основании которых организация по окончании отчетного (налогового) периода заполняет сводный налоговый регистр по расчету налоговой базы. Данные из сводного регистра переносятся в Приложения № 1 и № 2 к Листу 02 декларации.

Сводный налоговый регистр № 315

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль

Период: 2014 год

Строка в налоговой декларации

Доходы от реализации

Выручка от реализации покупных товаров

Аналитическая оборотная ведомость по субсчетам 90-1, 90-3

012 Приложения № 1к Листу 02

Аналитическая оборотная ведомость по субсчетам 90-1, 90-3

011 Приложения № 1к Листу 02

Уступка права требования долга по договору участия в долевом строительстве

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

013 Приложения № 1к Листу 02

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

014 Приложения № 1 к Листу 02

Выручка от реализации, всего

010 Приложения № 1 к Листу 02

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации

Себестоимость проданных покупных товаров

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 90-2

030 Приложения № 2 к Листу 02

Транспортные расходы на доставку товаров

Налоговый регистр-расчет № 320

Итого прямые расходы в торговле

020 Приложения № 2 к Листу 02

Амортизация основных средств, переданных в аренду

Налоговый регистр № 258

Заработная плата персонала, обслуживающего основные средства, переданные в аренду

Налоговый регистр № 255

Социальные отчисления на заработную плату обслуживающего аренду персонала

Налоговый регистр № 264/1

Итого прямые расходы, связанные с оказанием услуг по сдаче имущества в аренду

010 Приложения № 2 к Листу 02

Амортизация основных средств (кроме переданных в аренду)

Налоговый регистр № 258

Оплата труда (кроме персонала, обслуживающего переданные в аренду основные средства)

Налоговый регистр № 255

Социальные отчисления на заработную плату (кроме обслуживающего аренду персонала)

Налоговый регистр № 264/1

Налоги, сборы, госпошлины

Налоговый регистр № 264/1

041 Приложения № 2 к Листу 02

Прочие издержки обращения в торговле

Налоговый регистр № 320

Прочие расходы, связанные со сдачей имущества в аренду

Налоговый регистр № 264/2

Прочие управленческие расходы

Налоговый регистр № 264

Косвенные расходы, всего

040 Приложения № 2 к Листу 02

Себестоимость уступленного права требования долга по договору участия в долевом строительстве

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

059 Приложения № 2 к Листу 02

Себестоимость проданных материалов

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

060 Приложения № 2 к Листу 02

130 Приложения № 2 к Листу 02

Внереализационные доходы

Проценты, зачисленные банком на расчетный счет

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

Проценты по займам выданным

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

Излишки материалов, выявленные при инвентаризации

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

104 Приложения № 1 к Листу 02

Внереализационные доходы, всего

100 Приложения № 1 к Листу 02

Внереализационные расходы

Проценты по кредиту

Налоговый регистр-расчет № 269

201 Приложения № 2 к Листу02

Штрафные санкции по договору поставки, присужденные судом

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

205 Приложения № 2 к Листу 02

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

Налог на прибыль рассчитывают все организации на ОСНО. Кодекс предусматривает два типа отчетных периодов (ст. 285 НК РФ), т. е. периодичность представления декларации по налогу на прибыль:

  • раз в месяц;
  • раз в квартал.

Налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Если компания отчитывается раз в квартал, то декларации нужно представлять по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Соответственно, в 2021 году отчетными датами будут: 29.03.2021​ (за 2020 год), 28.04.2021, 28.07.2021, 28.10.2021 и 28.03.2022.

Организации, которые рассчитывают налог по фактической прибыли каждый месяц, ежемесячно сдают декларации не позднее 28-го числа каждого месяца.

Небольшие компании со среднесписочной численностью работников до 100 человек могут сдать декларацию на бумаге, остальным придется отчитаться в электронном формате (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Сдайте декларацию по налогу на прибыль бесплатно через Контур.Экстерн в рамках «Тест-драйва»!

Попробовать

Согласно Порядку заполнения налогоплательщики обязательно представляют в составе декларации следующие листы:

  • титульный лист (лист 01);
  • подраздел 1.1 раздела 1;
  • лист 02;
  • приложения № 1 и № 2 к листу 02.

Остальные листы и приложения заполняются при наличии определенных показателей.

Рассмотрим заполнение обязательных разделов.

Титульный лист

Заполняются все данные об отчитывающейся организации.

Раздел 1

Сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, отражают в разделе 1.

Подраздел 1.1 заполняется в обязательном порядке. Здесь показываются суммы налога на прибыль и авансовых платежей, подлежащих уплате за отчетный период. Данные берутся из строк 270–281 листа 02 декларации. Налог к доплате или к уменьшению показывается с учетом авансовых платежей.

Если компания в I квартале в федеральный бюджет заплатила 5 000 рублей, а налог на прибыль в этот бюджет за полугодие равен 8 000 рублей, по итогам полугодия нужно доплатить 3 000 рублей (8 000 — 5 000). То есть по строке 040 подраздела 1.1 нужно указать сумму 3 000 рублей.

Подраздел 1.2 подлежит заполнению организациями, уплачивающими авансовые платежи каждый месяц исходя из прибыли за предыдущий квартал или фактической прибыли. В годовой декларации этого раздела быть не должно.

По строкам 120–140 и 220–240 отражается третья часть сумм, указанных по строкам 300–310 и 330–340 листа 02.

Если компания платит налог на прибыль с процентов и дивидендов, заполняется подраздел 1.3.

Лист 02

Налоговая база определяется как разница между доходами и расходами организации, которые находят свое отражение в листе 02 налоговой декларации.

Подробная расшифровка доходов и расходов отражается в приложениях к листу 02. В самом же листе показываются общие суммы доходов и расходов, налоговая база и исчисленный налог.

В строке 110 отражаются убытки прошлых лет, перенесенные на текущий период.

Ставка налога на прибыль (строки 140–170) в 2017-2020 годах составляет 20 %: 3 % — федеральный бюджет, 17 % — бюджеты субъектов РФ (ст. 284 НК РФ).

Приложение № 1 к листу 02

В данном приложении отражаются все доходы по данным налогового учета, включая внереализационные.

Итоговая сумма полученных доходов записывается в строку 040, которая затем дублируется в строке 010 листа 02.

Внереализационные доходы отражаются отдельно от доходов с продажи товаров или услуг (работ). При этом некоторые виды внереализационных доходов выделяются в отдельные строчки, например доходы в виде безвозмездно полученного имущества (строка 103).

Приложение № 2 к листу 02

Данное приложение содержит информацию о расходах компании, в том числе о внереализационных.

Условно расходы, которые присутствуют в деятельности почти любого предприятия, можно разделить на три блока:

  • прямые расходы (строки 010–030);
  • косвенные расходы (строки 040–055);
  • внереализационные расходы (строки 200–206).

Если организация работает по кассовому методу, строки 010–030 не заполняются.

Отдельными строками отражаются расходы, касающиеся оборота ценных бумаг, имущественных прав и т.д.

Суммы убытков показываются в строках 090–110 приложения № 2.

Отдельно выделяется сумма начисленной амортизации (строка 131).

В строке 205 показывают суммы штрафных санкций и пени за неисполнение условий договоров.

Обратите внимание, что штрафы контролирующих органов за нарушение учета или несвоевременную уплату налогов в строке 205 не отражаются.

Читайте также: