Доходы от использования государственного имущества после уплаты налогов относится

Опубликовано: 04.05.2024

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Комментарии к ст. 42 БК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2015 год

Комментируемая статья посвящена регулированию таких неналоговых доходов, как доходы от использования государственного и муниципального имущества.

В практике учреждений возникают вопросы о том, обязано ли учреждение, которое получает от своего учредителя в оперативное управление акции акционерного общества, перечислять полученные дивиденды учредителю.

В подобной ситуации акционером является учредитель учреждения, и именно акционер обладает правом на получение дивидендов.

Получение дивидендов является одним из действий, включаемых в понятие "пользование таким имуществом, как акции".

Следовательно, поступившая на лицевой счет учреждения сумма дивидендов по акциям, предоставленным ему на праве оперативного управления, подлежит зачислению в бюджет.

В письме Минфина России от 07.11.2012 N 02-13-06/4672 указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы, получаемые в результате сдачи государственного имущества в аренду федеральными казенными учреждениями, относятся к доходам федерального бюджета от использования государственного имущества.

При этом, учитывая, что финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в случае сдачи федеральным казенным учреждением имущества в аренду финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг для сданного в аренду имущества должно осуществляться в соответствии с договором об оказании соответствующих услуг за счет средств федерального бюджета в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке казенному учреждению - арендодателю (балансодержателю) на указанные цели.

В соответствии с положениями статей 42, 161, 221 БК РФ ФАС России Приказом от 01.02.2011 N 52 установила Порядок составления, утверждения смет доходов и расходов территориальных органов и Центрального аппарата ФАС России по средствам, полученным ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

СТ 42 БК РФ

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Комментарий к Ст. 42 Бюджетного кодекса РФ

Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации), является государственной собственностью Российской Федерации.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125, 214 Гражданского кодекса РФ).

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований права собственности осуществляют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 Гражданского кодекса РФ).

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214, 215, 294, 296 Гражданского кодекса РФ).

Используя имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, могут быть получены различные виды доходов.

1. Доходная часть бюджетов может пополняться за счет средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Этот вид доходов детализирован в Классификации доходов бюджетов Российской Федерации следующим образом:

1.1. арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;

1.2. арендная плата за земли городов и поселков;

1.3. арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения;

1.4. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за научными организациями;

1.5. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за образовательными учреждениями;

1.6. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения;

1.7. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства;

1.8. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за архивными учреждениями;

1.9. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за Министерством обороны РФ;

1.10. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями Министерства путей сообщения РФ;

1.11. доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за организациями научного обслуживания академий наук, имеющих государственный статус;

1.12. прочие доходы от сдачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1999 г. N 689 был утвержден Порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования.

--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 27. Ст. 3376.

2. Доходы бюджетов могут формироваться за счет средств, получаемых в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях. Речь идет о процентах, получаемых от размещения в банках и иных кредитных организациях временно свободных средств бюджета.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут передавать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, под залог с целью получения необходимых средств, которые должны учитываться в доходах бюджетов.

Кроме того, они могут передавать такое имущество в доверительное управление. В соответствии с пунктом 4 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (выгодоприобретателя). Чистые доходы, получаемые от деятельности по доверительному управлению имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, также учитываются в доходах бюджетов.

4. Государство и муниципальное образование могут вступать в правоотношения по предоставлению государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. Последние предоставляются, как правило, на основе возвратности и платности. В доход бюджетов в этом случае поступает плата за пользование бюджетными средствами (проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, и др.).

5. В государственной и муниципальной собственности могут находиться доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, а также акции. Прибыль, приходящаяся на доли, принадлежащие государству или муниципальным образованиям в уставных (складочных) капиталах, и дивиденды по принадлежащим им акциям также учитываются в доходах бюджетов.

6. Источником пополнения доходов бюджетов является и та часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, которая остается после уплаты причитающихся налогов и иных обязательных платежей.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается требование учитывать в полном объеме в смете доходов и расходов бюджетного учреждения доходы такого учреждения, полученные от:

1) предпринимательской деятельности, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского кодекса РФ);

2) иной деятельности, приносящей доход (например, консульский сбор; плата за выдаваемые паспорта, в т.ч. заграничные; плата за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов и т.д.).

Такие доходы бюджетного учреждения отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Вопрос 6 Доходы от использования государственного и муниципального имущества

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, являются одним из важных источников неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 42 БК РФ к ним относятся:

• доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

• плата за пользование бюджетными кредитами;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

• часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

• другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В доходах федерального бюджета на 2008 г. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, прогнозируются в сумме 89,8 млрд руб. Наибольшая часть этих доходов формируется за счет дивидендов по акциям и доходов от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ. Их сумма запланирована в размере 34,2 млрд руб., что на 12,5 % больше ожидаемой оценки 2007 г.

В связи с введенными с 1 января 2006 г. изменениями земельного законодательства доходы федерального бюджета от продажи земельных участков формируются исключительно от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Возрастание роли доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в формировании доходов региональных и местных бюджетов зависит от эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 72. Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий.

Вопрос 72. Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:доходы, получаемые в виде арендной

СТАТЬЯ 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

СТАТЬЯ 217. Приватизация государственного и муниципального имущества Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о

СТАТЬЯ 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности

СТАТЬЯ 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о

Статья 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности

Статья 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о

Статья 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности

Статья 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками

СТАТЬЯ 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

СТАТЬЯ 217. Приватизация государственного и муниципального имущества Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о

СТАТЬЯ 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности

СТАТЬЯ 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Судебная практика и законодательство — Бюджетный кодекс. Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Как следует из представленных материалов, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27 октября 2005 года отказано в удовлетворении заявления государственного учреждения Республики Марий Эл "Руткинский лесхоз" (в спорный период - федеральное государственное учреждение "Руткинский лесхоз") о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Марий Эл от 26 июля 2005 года о привлечении его к ответственности за неуплату налога на прибыль, полученную в связи с реализацией древесины от рубок ухода за лесом. Арбитражный суд указал, что заявитель относится к организациям и по правилам статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком налога на прибыль. Довод о том, что доход от реализации древесины от рубок ухода за лесом не является доходом от коммерческой деятельности, арбитражный суд отклонил со ссылкой на статью 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, признающую доходы бюджетных учреждений, полученные от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы доходами от коммерческой деятельности. Кроме того, арбитражный суд посчитал, что начисление налога на прибыль организаций в случае получения дохода от реализации древесины от рубок ухода за лесом не противоречит бюджетному законодательству, и сослался при этом на положения статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с законодательством государственные и мест­ные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все до­ходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвоз­мездном и безвозвратном порядке в соответствии с законода­тельством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов ­это определение видов и объемов доходов и расходов, подле­жащих включению в каждый тип бюджетов.
Различают следующиегруппы методов бюджетного регулирования:
установление и распределение регулирующих источников до­ходов бюджета;
перераспределение самих бюджетных источников;
безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств
на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым
законодатльством РФ федеральные, региональные и местные­налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рас­
срочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюд­жет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности, после уплаты на­логов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде­ниями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско­правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также рредства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъек­там РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы прину­дительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюд­жетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают до­ходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регули­рующие доходы.
Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долго­временной основе поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются норма­тивы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который пере­дает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет пере­данные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Для полного сбалансирования бюджета могут применяться дота­ция и субвенция. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвоз­вратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ). Закон подраз­деляет субвенции на два вида:
текущие, к которым относятся субвенции, направленные на фи­нансирование текущих расходов;
инвестиционные - направляемые на финансирование инвести­ционной, инновационной деятельности и других затрат, свя­занных с расширенным воспроизводством.

Нормы отчислений утверждаются вышестоящим органом пред­ставительной власти ежегодно по бюджетам разных уровней. Они могут быть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закреп­ленных доходов и предстоящих расходов.
В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные источники доходов и за­емные средства.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюдже­тами, бюджетами государственных внебюджетных фондов за­конодательством РФ;
неналоговые доходы, указанные в п. 4 ст. 41 Е>К РФ (см. п. 3 Вопроса 25);
иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соот­ветствующего бюджета, бюджета государственного внебюджет­ного фонда.
При недостаточности собственных источников при необходи­мости покрыть расходы, превышающие минимальный бюджет, а также в случаях временных финансовых затруднений в про­цессе исполнения бюджета, используются заемные средства.
Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
получение органами исполнительной власти бюджетных ссуд;
выпуск государственных или муниципальных займов (передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образо­вания денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муни­ципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уп­латой процента (платы) на сумму займа);
банковский кредит.

Читайте также: