Доход от акцизов на алкоголь 2019

Опубликовано: 19.09.2024

Напитки со спиртом в составе не относятся к товарам первой необходимости. Алкоголь составляет одну треть рынка напитков, но применяется в определенных ситуациях. По выходным, по праздникам, на мероприятиях и в ресторанах. У человека нет постоянной потребности в употреблении спиртного.

Алкогольная зависимость – это проблема национального масштаба. Чтобы ее регулировать, напитки с содержанием спирта облагаются высокими налогами. Акцизы на алкоголь – это налоги в пользу государства. И чтобы выпить спиртное, потребитель платит из собственного кармана бюджету страны. Не напрямую, но акциз на спирт одна из составляющих стоимости бутылки на прилавке.

Кто платит

Плательщики акциза на спирт – компании, предприниматели и лица, отправляющие алкоголь через таможню. Налог платят производители, использующие этиловый спирт всех разновидностей. Он бывает пищевым, коньячным, винным и виноградным и безводным. Если этиловый спирт применяют для создания лекарственных препаратов, изготовитель платит акциз в том числе.

Обязательств по уплате акциза нет у юридических фирм, продающих товары оптом. Отделы и подразделения таких компаний не становятся участниками налогооблажения.

Ставки акцизов на алкоголь в РФ

За что платит

Экспорт спиртного в таможенной зоне страны облагается акцизом. Это компании, которые занимаются производством, переработкой и импортом спиртного. Но не только продажа и изготовление алкоголя попадает под налог.

Дополняют список ситуаций для возникновения обязательств по выплате акцизов на алкоголь:

  • передача производителем в уставной капитал фирмы спиртной продукции;
  • сбыт конфискованного судом и реализованного алкоголя.

Непосредственно при покупке алкоголя в магазине не возникает акцизного обязательства. Действия с налоговыми обязательствами возникают еще до того, как товар попадает на прилавок.

Акциз на алкогольную продукцию 2018

Стоимость акциза на алкоголь 2018-2020 года

Ежегодно или раз в несколько лет ставка налога на востребованные акцизные товары повышается. Акциз на алкогольную продукцию в 2018 году не отличается от ставки в 2019. Устанавливает акцизы на алкоголь Правительство страны. Обновленная редакция Налогового Кодекса с правками по ставкам выходит 1 января каждого года.

Вид продукции

Размер акциза

2018

2019

2020

418 рублей литр

418 рублей литр

435 рублей литр

107 рублей литр

107 рублей литр

111 рублей литр

Акциз на этиловый спирт 2018 года изменится в 2020 и 2021 годах. В 2019 году ставка акциза на алкоголь 2018 года сохраняется. Планомерное повышение ставки касается популярных категорий спиртных напитков. Акциз на водку самый высокий из всех спиртных напитков и он продолжает расти. Правительство борется с алкогольной зависимостью граждан повышением стоимости алкоголя, увеличивая косвенный налог.

Как считать

Важно правильно рассчитать акциз перед подачей декларации в Налоговую инспекцию. Налогоплательщик самостоятельно ведет учет продукции и обязан сдавать достоверные подсчеты, иначе рискует получить штраф. С помощью формулы разберемся, как считать акциз на алкоголь.

Акциз на алкоголь = Количество продукции в литрах за 1 месяц * Налоговая ставка

Если завод изготовитель выпускает 1 или 5 видов спиртных напитков, он учитывает каждый в отдельности. Расчет будет подан итоговый, но с содержанием всех категорий напитков со спиртом. При выпуске за один отчетный месяц 2019 года 240 литров водки и 380 литров фруктового вина изготовитель выплатит:

240 * 523 + 380 * 18 = 132 360 рублей

В 2020 году с изменением ставки на этиловый спирт тот же завод с теми же самыми итогами изготовления заплатит:

240 * 544 + 380 * 19 = 137 780 рублей

Стоимость акцизов на алкоголь из-за повышения ставки составит 5 420 рублей. Для больших корпораций подобные увеличения в налогах не спровоцируют трудности. Вовремя проведенная оптимизация поможет продолжить развитие бизнеса. Глобально, увеличение налога на алкоголь преследует благую цель – защита здоровья граждан. Спирт увеличивается в цене и бьет по карману потребителей.

Как считать акциз на алкоголь с содержанием всех категорий напитков со спиртом

Порядок и срок уплаты

Налогоплательщик подает декларацию ежемесячно до 25 числа. На фактически реализованный товар. Оплачивает единовременно или авансовым и окончательным платежом. Акцизную пошлину вносит до 25 числа следующего отчетного периода, аванс оплачивает до 15 числа текущего месяца. При экспорте и импорте алкоголя пошлина на акцизы оплачивается в следующем налоговом периоде.

Ставка акциза на алкоголь 2018

Новые акцизные марки на алкоголь

Контролирует количество проданных бутылок спиртных напитков Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). По акцизной марке, приклеенной на бутылку, государство ведет учет налогов и товаров. Марка акциза на алкоголе – это отчетный документ. ЕГАИС тестируется с 2005 года и до 1 января 2019 года изготовители закупали акцизы старого образца. Марки учитывались сериями, не было привязки к количеству бутылок и по одной марке проводилось 2 и 3 покупки. Новые акцизные марки на алкоголь в 2018 году запустили в работу с 1 января 2019.

Купить марки старого образца уже нельзя. Изготовители вправе пользоваться закупленными ранее марками пока они не закончатся. Новые акцизы содержат уникальный штрих код, который позволяет учитывать бутылки помарочно. После покупки алкоголя с маркой нового образца информация автоматически загружается в ЕГАИС. Провести повторную покупку по такой марке не получится.

Новые акцизные марки на алкоголь 2018 и 2019

Ответственность и штрафы

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией грозят административной и уголовной ответственностью. Меры воздействия зависят от того, кто совершил преступление и какой тяжести. Если алкоголь незаконно продает физическое лицо, его штрафуют на 30-50 тысяч рублей и конфискуют товар. Аналогичные действия предпринимателя или крестьянского хозяйства штрафуют на 100-200 тысяч с конфискацией.

Отсутствие у продавца лицензии на алкогольную продукцию карается административным штрафом. Для должностных лиц штраф 500 тысяч-1 млн. рублей и конфискация товара. За нарушение лицензионных требований юридическое лицо заплатит 100-150 тысяч рублей.

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией

На территории России запрещено продавать алкоголь после установленного времени. В разных регионах вводят разные ограничения времени. В праздничные дни введен полный запрет на покупку алкоголя. Регионы дополняют список праздничных дней, но общероссийские дни следующие:

  1. 1 сентября.
  2. День последнего звонка и выпускного.
  3. 1 июня.
  4. 27 июня.

Несоблюдение запрета карается административным штрафом. Для организаций до 40 тысяч рублей, для должностных лиц до 4 тысяч и для граждан до 2 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает за продажу спиртного физическим лицом несовершеннолетнему гражданину. 2 меры пресечения: штраф 50-80 тысяч и привлечение к оплачиваемому труду на 12 месяцев. Такое же наказание грозит человеку за неоднократную незаконную продажу алкоголя.

Если алкоголь продавала организованная группа на сумму выше 1 млн. рублей, им грозит:

  • заключение до 5 лет;
  • привлечение к труду до 5 лет;
  • штраф 3-4 млн. рублей.

Компания, которая незаконно изготовила и продала спиртное свыше 100 тысяч рублей, но не более 1 млн., штрафуется на 2-3 млн. рублей. Вместо штрафа назначают принудительные работы или заключение на 3 года.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. № 06-04-11/4503 Об установлении на плановый период 2020 и 2021 гг. нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу установления на плановый период 2020 и 2021 годов нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее - акцизы на нефтепродукты), сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности. При расчете данных нормативов помимо протяженности автомобильных дорог общего пользования могут учитываться виды покрытий автомобильных дорог в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 409-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", акцизы на нефтепродукты зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 году по нормативу 66,6%, в 2021 году - по нормативу 74,9 процента.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона N 409-ФЗ также установлено, что в 2020 - 2024 годах при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) в 2020 году в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации подлежат зачислению 87,4% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - 12,6%) от указанных доходов, в 2021 году соответственно 77,7% и 22,3 процента.

Размер поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации расчетно соответствует размеру доходов от акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 и 2021 годах по нормативу 58,2% (58,2/66,6*100 = 87,4 и 58,2/74,9*100 = 77,7).

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации установлены в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ.

В целях реализации требований, установленных пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в законодательных (нормативных правовых) актах субъектов Российской Федерации методику (порядок) расчета дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования муниципальных дорожных фондов должны быть установлены в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, исходя из установленных в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

При этом обязательство субъектов Российской Федерации по распределению доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в местные бюджеты законодательством не предусмотрено.

Зачисление поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты должно осуществляться в 2020 и 2021 годах по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установленным Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 N 132н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2018 № 245н):

1 03 02231 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02241 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02251 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02261 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации).

Л.В. Горнин

Обзор документа

- как на плановый период 2020 и 2021 гг. устанавливаются нормативы распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России;

- по каким КБК нужно зачислять поступления от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты.

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Акцизы входят в стоимость товаров, которые пользуются повышенным спросом у населения, но не являются предметами первой необходимости. Государство использует систему акцизных платежей для увеличения поступлений в бюджет и регулирования объема реализации некоторых видов продукции (например, товаров, которые могут нанести вред здоровью людей). Ежегодно ставки акцизов пересматриваются.

В 2019 году в налоговое законодательство будет внесено много изменений, в том числе предусматривающие увеличение акцизных сборов. И хотя эта мера явно не порадует население страны, мотивы правительства предельно ясны: тем самым чиновники стремятся усилить приток средств в федеральный и региональные бюджеты.

Однако, как утверждают эксперты, недовольство потребителей – это половина беды. Огромный минус предстоящих реформ заключается в том, что программа стартует без надлежащей подготовки.

Финансовый аналитик Елена Перминова считает, что депутаты не учли обратную сторону быстрого повышения налоговых сборов. Ведь из-за стремительного роста акцизных сборов, какая-то часть рынка обязательно скроется в тени. И тогда, вместо желаемого обогащения бюджета, власти лишаться некоторого объема тех выплат, которые поступают в казну в данный момент.

На сколько повысятся акцизы на алкоголь в 2019 году?

  • На сколько повысятся акцизы на алкоголь в 2019 году?
  • Какие будут акцизы на алкоголь в России в 2019 году?
  • Последние новости и мнения экспертов об увеличении акцизов на алкоголь
  • Вырастут ли цены на алкоголь (водку) в 2019 году?
  • Текущие тренды
  • Как изменятся цены на водку в 2019?
  • Влияние внешних факторов
  • Прогноз на 2019 год
  • Последние новости
  • Что пишут СМИ?

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Первоначально поправки Министерства финансов касались исключительно повышения акцизных ставок для парфюмерной продукции. Но когда документ поступил в Минздрав, ведомство дополнило его еще несколькими пунктами, а именно: ввести новые акцизы для крепких алкогольных напитков и табака на ближайшие 2 года, т.е. с 2018 по 2020 год.

Но по сравнению с сигаретами или бензином, ситуация с алкоголем наиболее оптимистична. Например, акцизный сбор с пива в 2019 году будет повышен не более чем на 5%. Подобная динамика прослеживается и в налогах с реализации ординарных вин и крепких алкогольных напитков.

Считается, что благодаря акцизу власти собирают необходимый для страны объем налогов и контролируют большие корпорации. Только вот по факту этот сбор оплачивает не производитель, а рядовой гражданин со своего кармана в дополнение к НДС.

Известно, что изменения могут коснуться не только суммы акцизных сборов, но и принципа их распределения. Сейчас средства первым делом попадают в федеральный бюджет, и только потом регионы получают 40% от общего количества собранных денег. Согласно новому предложению Минфина, с начала 2019 года 40% средств сразу будут оставаться в региональных бюджетах, и вслед за этим правительство начнет перечислять им еще 10%.

Какие будут акцизы на алкоголь в России в 2019 году?

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Последние новости и мнения экспертов об увеличении акцизов на алкоголь

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Некоторые специалисты считают, что увеличение налоговых сборов с алкогольных напитков позволит ограничить доступность этого вида продукции и тем самым предотвратить ее потребление несовершеннолетними.

Кроме того с помощью индексации можно будет добиться хорошего экономического эффекта: нагрузка на здравоохранительные и медицинские учреждения, а также службы соцзащиты сократится.

Однако не все эксперты видят в увеличении акцизов с алкоголя только плюсы. Так, Яна Гуськова, занимающая должность директора в «БАТ Россия», считает, что повышение налогов приведет к развитию и увеличению теневого сектора.

С таким негативным последствием Россия уже столкнулась буквально несколько лет назад, когда из-за роста акцизных сборов на табачную продукцию на 30-40% цена одной пачки сигарет возросла практически в пять раз. В результате потребители, доход которых явно не соответствовал темпам подорожания, перешли на низкокачественные, контрабандные и контрафактные изделия. Таким образом, часть нелегальных сигарет стала больше почти в два раза.

Вадим Дробиз, занимающийся исследованием отечественного алкогольного рынка, выразил несогласие с тем, что грядущая индексации снизит уровень потребления алкоголя в стране.

По его прогнозам, если акцизный сбор с алкоголя будет увеличен на 20%, тогда одна бутылка подорожает на 21 рубль. Рост цены на такую незначительную сумму не станет преградой для потребителей, которые приобретают легальный товар. Другими словами – они его даже не почувствуют, а потому эта мера не приведет к понижению уровня потребления алкогольных напитков.

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Из-за увеличения акциза на 1 л спирта в РФ ожидается рост минимальной цены на водку. Последнее повышение стоимости алкоголя было зафиксировано в мае текущего года. Из-за паники среди населения правительство приняло решение о сдерживании цены на алкоголь. Цена на водку не изменится. В начале 2019 года стоимость продукции также останется на прежнем уровне.

Последнее повышение произошло 13 мая 2017 года. Россияне обеспокоены: насколько еще вырастут цены на алкоголь? В связи с увеличением числа вопросов относительно стоимости водочной продукции Правительство РФ констатировало, что больше в текущем периоде роста цен не предусматривается.

Текущие тренды

Последние изменения на рынке водочной продукции произошли 13 мая прошлого года. Повышение цен коснулось МЦРП – минимальной цены розничной продукции. До 13 мая 0,5л водки можно было приобрести за 190 рублей, после постановления Правительства новая цена составила 205 рублей. Рост цен составил 7,9%. В связи с ростом цен на акциз ожидается постепенное повышение не только на водочную продукцию, но и на весь алкоголь крепостью свыше 28% (кроме элитных сортов бренди, коньяка и некоторых вин).

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Как изменятся цены на водку в 2019?

В конце текущего года МинФин не планирует повышение цен на алкоголь. При этом не учитываются предложения крупных поставщиков и членов Правительства. По данным Росстата, поднятию цен на спиртное способствовало удорожание закупочной цены. Минимальная стоимость закупочной продукция выросла до 173 рублей за 0,5 л – на первичную продукцию. Если готовая продукция распространяется через посредника, тогда стоимость 0,5 л закупочной водки – 178 рублей. Но есть алкоголь, крепость которого превышает 28%. Цена на этот товар не изменится. Особенно это касается натуральных и элитных спиртных напитков.

Влияние внешних факторов

Прямое воздействие на рост цены водочной продукции оказывает увеличение акциза на алкоголь в стране. С 1 января 2017 года акциз на 1 л поднялся с 500 рублей до 523 рублей. Рост цен на акциз с начала года составил 4,6%. По итогам 1 квартала 2017 года повышение в течение периода конца 2017-начала 2018 гг. не планируется, так как это приведет к массовому распространению некачественной (безакцизной) продукции на прилавках магазинов. В России с 2009 года действует «антисуррогатная» политика. Она представляет собой плановое повышение цен в рамках уровня инфляции. Незначительный рост (в пределах 7-8%) не вызывает бурного недовольства у населения и сдерживает массовый рост суррогатной продукции (пик которого пришелся на конец 90-х-начало 2000-х годов в РФ).

Прогноз на 2019 год

Минфин гарантирует стабильность цен на начало 2018 года, однако, аналитики отмечают плановое повышение по итогам 1-го квартала. Планируется, что рост цен не превысит среднегодовой уровень инфляции. Относительно другого популярного алкогольного товара на прилавках магазинов РФ, коньяка, отмечается заметный прирост цен в 2017 году: 0,5 л подорожали с 250 до 324 рублей за 0,5л.

При этом рост цен неизменно связан с состоянием национальной валюты. При снижении рубля к курсу доллара замечается незначительный рост стоимости алкогольных товаров крепостью 28% и выше. При укреплении рубля цены на водку остаются на прежнем уровне, несмотря на повышение уровня инфляции на другие товары в стране.

Согласно предложению вице-премьера А.Хлопонина, Министерство финансов на начало 2017 года должно было установить минимальную розничную цену на 0,5 л водки в размере 219 рублей. Однако цена остановилась на отметке в 205 рублей. За активное повышение цен выступает отечественный «Союз производителей алкогольной продукции». Члены Совета считают, что стоимость водочной продукции в стране занижена. Они предлагают установить минимальную цену на уровне 230-240 рублей за 0,5 л товара. Но столь агрессивная политика роста продукции не нашла поддержки Минфина. Представители власти придерживаются постепенного роста стоимости товаров, объясняя свои действия тем, что рост должен соответствовать или незначительно превышать среднегодовой уровень инфляции в стране.

Резкий скачок цены на водку приведет к распространению суррогата, и, следовательно, стремительному увеличению числа отравлений и несчастных случаев от употребления низкокачественного сырья.

Последние новости

В начале 2017 года Минфин обнародовал проект приказа о повышении минимальной цены на водку в России на 15 процентов. Документ вызвал большой резонанс, ведь если он будет одобрен, стоимость пол-литра водки вырастет с нынешних 190 до 219 рублей, а минимальная оптовая цена на водку составит 182 рубля вместо 174 рублей на данный момент. В самом законопроекте необходимость увеличения минимальной цены на алкогольную продукцию объясняется ростом затрат на производство и борьбой с суррогатом.

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Мнения экспертов разделились на сторонников и противников повышения цен на алкоголь, а особый накал дискуссии придавало декабрьское массовое отравление в Иркутске содержащей метанол жидкостью.

Глава Минфина Антон Силуанов отметил, что цена на водку растет из-за пересмотра акцизов. «Мы три года не индексировали акцизы, сейчас повысили на 20 рублей, поэтому повышается и минимальная цена», — сказал он. Кстати, еще в августе 2016 года Минфин предлагал повысить минимальную розничную цену на напиток до 197 рублей за пол-литра.

Что пишут СМИ?

Минимальные цены на крепкий алкоголь в России устанавливаются с 2009 года. Предполагалось, что эта мера позволит сократить присутствие на рынке дешевых суррогатов. В конце декабря 2016 года президент России Владимир Путин поручил правительству представить до 31 марта предложения по поправкам в законодательство, предусматривающим изменение акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию для снижения спроса на суррогаты алкоголя. Позже Путин пояснил, что считает необходимым повысить акцизы на спиртосодержащую продукцию, «чтобы это не были флакончики за три копейки».

Госдума приняла в третьем чтении закон, который предусматривает, в частности, установление акциза на виноград для производства вина, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло, а также рост ставок акцизов на отдельные виды алкогольной продукции. Закон инициирован правительством РФ.

Документом унифицируются ставки акцизов на спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, а также на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% - на 2020 год они составят 544 рубля за 1 л, на 2021 год - 566 рублей, на 2022 год - 589 рублей, а на денатурированный спирт - 111 рублей, 115 рублей и 120 рублей соответственно. Устанавливаются единые налоговые ставки акциза на вина, игристые вина (шампанские), производимые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ. В итоге в 2020 году ставки акцизов на тихие вина вырастут с 18 рублей до 31 рубля за 1 л, на игристые - с 36 рублей до 40 рублей за 1 л.

Ставка акциза на винные газированные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, устанавливается на уровне ставки акциза на игристые вина (шампанские): 40 рублей за 1 л - на 2020 год, 41 рубль - на 2021 год, 43 рубля - на 2022 год. Для негазированных винных напитков и других вин, в том числе фруктовых, ставка на 2020 год составит 31 рубль, на 2021 год - 32 рубля, на 2022 год - 33 рубля. Для виноматериалов, виноградного сусла и фруктового сусла (которые также становятся подакцизными товарами) ставка акциза на 2020 год составит 31 рубля за 1 л, на 2021 год - 32 рубля, на 2022 год - 33 рубля, для винограда - 30 рублей, 31 рубль и 32 рубля за 1 т соответственно.

Закон относит к подакцизным товарам виноматериалы (за исключением предназначенных для производства дистиллятов), виноград, используемый для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина, спиртных напитков, изготовленных по технологии полного цикла. При этом документом предусматривается предоставление налогоплательщикам, производящим такие напитки и жидкости, права на получение налоговых вычетов при условии надлежащего использования подакцизного сырья.

Не будут рассматриваться как подакцизные товары спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости, а также продукция ветеринарного назначения и пивное сусло.

Согласно финансово-экономическому обоснованию закона, его принятие обеспечит получение дополнительных доходов бюджетов бюджетной системы РФ в сумме около 22 млрд рублей в год.

Закон вступит в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по акцизам за исключением отдельных положений.

Поправки ко второму чтению

Поправки, принятые во втором чтении документа, относят к подакцизной продукции устройства для нагревания табака, а также жидкости для электронных систем доставки никотина. Ставка акциза на них в 2020 году составит 50 рублей, аналогично ставке на электронные системы доставки никотина. В 2021 году акциз на все устройства будет уже 52 рубля на одну штуку, в 2022 году - 54 рубля. Дается новое определение электронных систем доставки никотина - ими будут признавать электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

Также, согласно поправке, свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, выдается, в том числе организациям, производящим лекарственные средства, в качестве сырья для которых используется этиловый спирт.

Кроме того, принятыми во втором чтении документа поправками устанавливается ставка акциза на средние дистилляты с 1 января по 31 марта 2020 года на уровне 9 535 рублей за 1 т. Дистилляты нефти - продукты многостадийного разделения нефти на фракции (без химического изменения веществ, входящих в состав фракций) посредством ее перегонки или ректификации.

Средние дистилляты стали подакцизным товаром с 2016 года, к средним дистиллятам для целей исчисления акцизов относятся смеси углеводородов в жидком состоянии - речь идет о судовом маловязком топливе, используемом судоходными компаниями.

Стоимость отечественных и зарубежных акцизов с 2020 года уравняют. Новые правила приведут к подорожанию вин почти на 20%, уверены эксперты. А людям с небольшим доходом придётся покупать подпольный или крепкий алкоголь. Но на водку и коньяк Минфин тоже хочет поднять цены. В результате, это рискует вызвать «бум» контрафакта. Не говоря уже об угрозе для целей Минздрава — понизить потребление спиртного в стране.

Акцизы готовятся к старту

С 1 января 2020 года вступают в силу новые поправки в Налоговый кодекс. Акцизы будут поднимать постепенно. На фруктовые и тихие вина в 2020 г. ставка вырастет до 31 руб. за литр, на игристые — 40 рублей. В 2021 году — до 32 руб. на тихие и до 41 руб. на шампанское. В 2022 году — уже до 33 и 43 руб. соответственно. Получается, поправки уравняют ставки на отечественные и зарубежные вина.

Сейчас для российских виноделов действует льготная акцизная ставка. Для игристых вин — это 14 руб./литр, для тихих — 5 руб./литр. У импортного шампанского — 37 руб./литр, у тихих — 19 руб./литр.

Изменения не обошли виноматериалы и виноград. В 2020 г. ставка на виноматериалы вырастет до 31 руб. за литр, в 2021 — до 32 руб., а в 2022 — до 33 рублей. Ставки на виноград поднимутся до 30 рублей за тонну. Но российские виноделы получат налоговый вычет из суммы акциза на собственный виноград. Речь идет о продукте, который производитель вырастил для производства тихих или игристых вин по технологии полного цикла.

Пострадает потребитель

Повышение акцизов не пройдёт незаметно. Цены на вина обязательно вырастут — это закономерное последствие изменений. Сильнее всего рост цен почувствуют покупатели с небольшим доходом. 90% вин покупают молодые девушки и женщины 22 — 45 лет. 50% вин в российских магазинах стоят до 200 рублей. И с повышением акцизов пласт бюджетных напитков подорожает на 20%. Об этом «Новой газете» рассказал директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Фото: politeka. net

Перейти на вино подешевле не получится, так как порошковой продукции в этом сегменте нет, и делать вина сложно, отметил главный редактор сайта «Алкоголь.Ру» Михаил Смирнов. Увеличится спрос на зарубежные вина, которые будут стоить как российские. От этого проиграют отечественные виноделы.

Плюс начнет со страшной силой развиваться подпольное производство алкоголя, контрафакта и подделок. Вместо того чтобы покупать бутылку вина, человек будет покупать бутылку поддельной водки», — уверен господин Смирнов.

Контрафакт на бою

Дробиз соглашается с экспертом: рост ставок на вино и винные напитки, которые состоят минимум на 50% из виноматериалов, вызовет рост на рынке подпольного виноделия. Страна страдает от «кустарной» водки и нелегальной розницы. Если цены на винные напитки и натуральные вина сравняются, то на «черном рынке» появится огромный объём нелегальных продуктов. Только цена на них будет 80 — 100 рублей.

Изменения противоречат идее Минздрава — сократить потребление алкоголя и перейти на менее крепкие напитки. Дробиз уверен, что сегодня в стране не пьют меньше крепких напитков в пользу вина. Жители России потребят 3,5 л вина на человека и 7,5 л — винодельческой продукции. А вот крепкого алкоголя — 15—16 литров. Президент «Опоры России» Александр Калинин заявил, что повышение цен и акцизов выгодно только производителям водки и других крепких напитков. Но Минфин посчитал, что нужно в принципе пить меньше.

Напитки покрепче, цены повыше

Ведомство полагает, что в 2020 году можно поднять минимальную цену на водку — до 230 руб. с 215. Также Минфин считает, что до 420 — 430 рублей стоит повысить минимальные цены на коньяк. Об этом пишет «Газета.Ру», ссылаясь на слова главы департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексея Сазанова.

Минфин полагает, что рост цен на спиртное вытеснит с рынка контрафакт, доходы в бюджет увеличатся. Повышение акцизов на вина ведомство объяснило нормами ВТО. Но президент «Опоры России» уверен, что у правительства фискальные мотивы.

Нет никаких норм ВТО, их никто не соблюдает. Это высосано из пальца. А в бюджете и так огромный профицит, зачем его еще увеличивать — мы не знаем», — заявил господин Калинин.

Фото: aripaev. ee

Цели разошлись с реальностью

Поправки должны помочь отечественным производителям, которые делают вина из собственного винограда и получают налоговый вычет. И налоговая нагрузка на производителей уменьшится. Но Вадим Дробиз не уверен, что это случится.

Государство пытается поддержать отечественную виноградарскую и винодельческую отрасль. Но денег у государства нет, поэтому государство решило это сделать за счет потребителя. Производитель сначала платит государству повышенный акциз, а потом через какой-то срок государство должно вернуть эти деньги производителю», — заявил эксперт изданию «Агроинвестор».

Рост цен на алкоголь должен выполнить цель Минздрава. Ведомство посчитало, что высокие цены на спиртное приведут к отказу от напитков. Это поможет профилактике здорового образа жизни. Только постепенные отказ от той же водки, связан не с ценами, а с трендами. Пить крепкие напитки теперь не так уж модно. И повышение цен на спиртное не приведёт к значимым последствиям. Люди, которые покупают «кустарные» напитки, продолжат это делать. Как и те, кто приобретал легальный алкоголь, уверен господин Дробиз. Но одновременное повышение цен на на слабые и крепкие напитки действительно может привести к росту контрафакта. И тогда вряд ли удастся достичь благородных целей.

Читайте также: